Семейное право Финляндии относительно слабо изучено в российской правовой и социологической литературе.
О нём вспоминают лишь по поводу все более частых в последнее время, резонансных дел, связанных с изъятием детей у российских граждан в Финляндии. В этой связи, обсуждается вопрос о принципах и применимости в России ювенальной юстиции. В то же время, финское семейное право нельзя сводить лишь к этой подотрасли. В этом году Финляндия отмечает 100-летие обретения независимости. В этом смысле интересен путь развития семейного права, некогда общего для Финляндии и России, а также актуальный опыт его реализации.
Сегодня, семейное право Финляндии является составной частью гражданского права и систематизирует правовые вопросы, касающиеся брака, выбора фамилии ребенка и прекращения брака. С одной стороны, семейное право Финляндии охватывает законодательство регулирующее, во-первых, отношения между супругами, включая имущественные отношения супругов и связанные с ними профессиональные ограничения, а во-вторых, взаимоотношения между детьми и родителями, в том числе положения об уходе и содержании детей, об усыновлении и его последствиях. В более широком смысле семейное право Финляндии включает и закон о наследовании.
Семейное право Финляндии состоит из комплекса законов:
- «О браке» (Avioliittolaki (SDK234/1929). Действующий Закон «О браке» 1929 года, аннулировал регулирование супружеского права по шведскому закону (в составе Шведского королевства) 1734 года и закону Великого княжества Финляндского (в составе Российской империи) 1889 года. Самым значительным изменением и достижением закона 1929 г. стала ликвидация статуса представителя мужа (брак по доверенности) и закрепление формально-юридического равенства супругов. В то же время, некоторые предыдущие положения о семейном положении супругов должны были применяться к бракам до вступления в силу нового закона, на что финский законодатель не пошел, ограничившись корректировками. Наиболее значительные из них были сделаны в 1987 году, когда был существенно упрощён развод.
- Закон об охране детства и доступе к ребенку (Lakilapsenhuollostajatapaamisoikeudesta (SDK 361/1983) является правовым актом семейного и законодательства, в котором содержатся основные положения, касающиеся ухода за детьми, охраны детства, обращения с ребенком, его правовой статус. Этот закон составляет правовую основу системы финской ювенальной юстиции.
- Закон о подтверждении и аннулировании отцовства и ухода за ребенком (Asetusisyydenvahvistamisestajakumoamisestasekalapsenelatuksesta), а также «Закон об усыновлении» (Lakilapseksiottamisesta(8.2.1985/153)
В части регулирования брака и семьи финский законодатель придерживается традиционных подходов, полагая семью свободным союзом одного мужчины и одной женщины (ст. 1 Закона «О браке»). Также законодательство Финляндии закрепляет (ст. 2 Закона «О браке») равенство супругов в браке. Супруги обязаны строить семейные отношения на взаимном доверии и совместно способствовать благу семьи. При этом супруг (супруга) вольны выбирать работу или какую-то деятельность вне семьи.
Брак в Финляндии не допускается: 1) для лиц, моложе 18 лет (может быть разрешен Минюстом по особым причинам; 2) до расторжения предыдущего брака; 3) с близким родственником; 4) между приемными родителями и усыновленными детьми (допускается по разрешению Минюста).
Закон о браке включает специальную главу 3, посвященную порядку и процедуре проверки обстоятельств, препятствующих браку, которая возлагается на должностное лицо, в чьи обязанности входит достоверно убедиться в отсутствии предусмотренных законом препятствий к данному браку. Особенностью финского семейного права является то, что такого рода проверка может проводиться приходом Евангелисткой Лютеранской, либо православной церкви, при условии, что один из вступающих в брак является прихожанином. При этом в соответствии со ст. 11 закона «О браке» просьба субъектов, указанных в ст. 10 должна исходить совместно от бра- чующихся. По итогам проверки, продолжающейся не менее недели, выдается действительный четыре месяца специальный сертификат, удостоверяющий отсутствие препятствий для вступления в брак (ст. 13). Более того, лица вступающие в бракписьменно заверяют уполномоченное на проверку лицо (ст. 12 Закона «О браке») об отсутствии со стороны каждого из них препятствий к вступлению в данный брак, приведенных в ст., ст. 7-9 данного Закона. Кроме того, будущие супруги обязаны письменно удостоверить свое прежнее состояние в браке либо зарегистрированном гражданском партнерстве. Если полномочное должностное лицо, проводящее проверку имеет информацию о действительности имеющегося у одного из намеревающихся вступить в брак, ранее заключенного брака, либо партнерства, это должностное лицо вправе требовать объяснений.
Брак в Финляндии заключается на специальной религиозной или гражданской церемонии в присутствии родственников, а также свидетелей брачующихся в евангелическолютеранской либо православной церкви, а также в прочих религиозных общинах, при наличии у тех лицензии на право проведения таких церемоний.
Финский Закон «О браке» (ст. 15) закрепляет обязательность присутствия на брачной церемонии лично лиц, вступающих в брак. Брак по доверенности не допускается. В ходе церемонии, будущие супруги отвечают утвердительно на вопрос должностного лица о желании вступить в брак с конкретным присутствующим человеком, после чего должностное лицо объявляет их мужем и женой. Религиозная община по своему усмотрению может определять и иные условия и формы церемонии (ст. 16).
Гражданская церемония заключения брака проводится Председательствующим окружного суда либо окружным судьей и окружным регистратором. При этом, в соответствии со ст. 18 Закона «О браке» церемония не проводится, если должностным лицом установлено препятствие к вступлению в брак либо есть обоснованные данные о том, что лица, вступающие в брак, не осознают само значение брака, либо эти лица недееспособны.
Перед началом гражданской церемонии брака уполномоченное должностное лицо знакомится с результатами проверки, убеждается в отсутствии препятствий к данному браку, проверяет соблюдение положений ст. ст. 11-13 Закона «О браке». При просрочке сертификата выданного в соответствии со ст.13 Закона более чем на четыре месяца до даты брачной церемонии, должностное лицо отказывает в её проведении.
Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона, церемония может быть признана недействительной, при нарушении правил ст. 15 Закона или если она проведена лицом, не имеющим предписанных Законом полномочий.
В исключительные полномочия Президента Финляндии входит признание такой церемонии действительной при наличии веских причин по ходатайству супругов или их наследников.
Финское законодательство допускает расторжение брака по смерти или по желанию супругов (ст. 3).
Законодательство Финляндии (глава 5 Закона «О браке») предусматривает, что (ст. 20) возможные споры, а также все правовые вопросы брака, приоритетно разрешаются через внутрисемейные переговоры, завершившиеся заключением соглашения. При этом к переговорам могут быть привлечены медиаторы и посредники, оказывающие помощь также и в случаях разрешения споров в суде или по опеке или по регламентации доступа к детям.
Суть медиации при разводе сводится к досудебному или внесудебному, в зависимости от установленного порядка расторжения брака, разрешению конфликта между расторгающими брак супругами. Также медиация призвана способствовать внесудебному разрешению имущественных споров и урегулированию вопросов, связанных с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей[3].
В соответствии с Законом (ст. 21) посредник соблюдает внешнюю конфиденциальность и внутреннюю открытость дискуссий в семье, стремясь к консенсусу по вопросам спора. Особое внимание посредник должен обращать на положение малолетних детей. При этом, медиатор особые усилия прилагает к развитию и реализации позиции тех членов семьи, которые активно заинтересованы в заключении мирового соглашения, а также принимает исчерпывающие меры по разрешению спора.
Регламентация, планирование, а также мониторинг и контроль семейных посредников в соответствии со ст. 22 Закона, отнесены к полномочиям территориальных отделов Министерства социальных вопросов и здравоохранения. На местном уровне за эти вопросы ответственен муниципальный орган социального обеспечения. Министерство социальных вопросов и здравоохранения обеспечивает нормативное и методическое сопровождение семейного посредничества.
Собственно решение об участии семейного посредника в соответствии со ст. 23 Закона, выдается по заявлению общества, общественного объединения либо фонда, способных его квалифицированно обеспечить.
Также такое разрешение выдается лицу, компетентному в сфере охраны детства, а также функционирования семьи, либо юристу, специализирующемуся на семейном праве, либо лицу, имеющему большой опыт в такого рода делах, а также личностные характеристики, указывающие на то, что он способен профессионально работать медиатором. Разрешение на посредничество выдается на определенный срок, не более пяти лет и может быть отозвано по уважительным причинам. Выдавая разрешение, орган исполнительной власти вправе регламентировать посредничество специальными локальными актами. При этом, обращение к медиатору должны инициировать сами супруги.
Законодательство Финляндии (глава 6 Закона «О браке») гарантирует свободу развода или завершение сожительства (ст. 24) по совместному заявлению супругов или одного из них суд принимает решение о правах и обязанностях уже бывших супругов. В частности супруг, особо нуждающийся в проживании, получает право дальнейшего проживания в бывшем общем месте жительства.
Таким образом, семейное право Финляндии, как часть гражданского права в целом охватывает весь спектр правовых вопросов заключения и расторжения брака, семьи, воспитания и охраны прав детей. Формально семейное право Финляндии соответствует международным актам и соответствующим директивам ЕС. В то же время, оно имеет и ярко выраженные особенности. Процедура и порядок подготовки и заключения брака в Финляндии предусматривают совокупность проверочных действий для выяснения добросовестности вступающих в брак. В то же время, Министерство юстиции и Президент Финляндии полномочны делать исключения из этих правил.
БОЛОВА Антонина Владиславовна
аспирант кафедры международного частного права Московского Государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина