Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Семейное право Финляндии

Семейное право Финляндии относительно слабо изучено в российской правовой и социологической литературе.

О нём вспоминают лишь по поводу все более частых в последнее вре­мя, резонансных дел, связанных с изъятием детей у российских граждан в Финляндии. В этой связи, обсуждается вопрос о принципах и применимости в России ювенальной юстиции. В то же время, финское семейное право нельзя сводить лишь к этой подотрасли. В этом году Финляндия отмечает 100-ле­тие обретения независимости. В этом смысле интересен путь развития семейного права, некогда общего для Финляндии и России, а также актуальный опыт его реализации.

Сегодня, семейное право Финляндии является составной частью гражданского права и систематизирует правовые во­просы, касающиеся брака, выбора фамилии ребенка и прекра­щения брака. С одной стороны, семейное право Финляндии охватывает законодательство регулирующее, во-первых, отно­шения между супругами, включая имущественные отношения супругов и связанные с ними профессиональные ограничения, а во-вторых, взаимоотношения между детьми и родителями, в том числе положения об уходе и содержании детей, об усы­новлении и его последствиях. В более широком смысле семей­ное право Финляндии включает и закон о наследовании.

Семейное право Финляндии состоит из комплекса зако­нов:

  • «О браке» (Avioliittolaki (SDK234/1929). Действующий Закон «О браке» 1929 года, аннулировал регулирование су­пружеского права по шведскому закону (в составе Шведского королевства) 1734 года и закону Великого княжества Финлянд­ского (в составе Российской империи) 1889 года. Самым значи­тельным изменением и достижением закона 1929 г. стала лик­видация статуса представителя мужа (брак по доверенности) и закрепление формально-юридического равенства супругов. В то же время, некоторые предыдущие положения о семейном положении супругов должны были применяться к бракам до вступления в силу нового закона, на что финский законодатель не пошел, ограничившись корректировками. Наиболее значи­тельные из них были сделаны в 1987 году, когда был существен­но упрощён развод.
  • Закон об охране детства и доступе к ребенку (Lakilapsenhuollostajatapaamisoikeudesta (SDK 361/1983) является правовым актом семейного и законодательства, в котором со­держатся основные положения, касающиеся ухода за детьми, охраны детства, обращения с ребенком, его правовой статус. Этот закон составляет правовую основу системы финской юве­нальной юстиции.
  • Закон о подтверждении и аннулировании отцов­ства и ухода за ребенком (Asetusisyydenvahvistamisestajakumoamisestasekalapsenelatuksesta), а также «Закон об усы­новлении» (Lakilapseksiottamisesta(8.2.1985/153)

В части регулирования брака и семьи финский законода­тель придерживается традиционных подходов, полагая семью свободным союзом одного мужчины и одной женщины (ст. 1 Закона «О браке»). Также законодательство Финляндии за­крепляет (ст. 2 Закона «О браке») равенство супругов в браке. Супруги обязаны строить семейные отношения на взаимном доверии и совместно способствовать благу семьи. При этом супруг (супруга) вольны выбирать работу или какую-то дея­тельность вне семьи.

Брак в Финляндии не допускается: 1) для лиц, моложе 18 лет (может быть разрешен Минюстом по особым причинам; 2) до расторжения предыдущего брака; 3) с близким родствен­ником; 4) между приемными родителями и усыновленными детьми (допускается по разрешению Минюста).

Закон о браке включает специальную главу 3, посвящен­ную порядку и процедуре проверки обстоятельств, препят­ствующих браку, которая возлагается на должностное лицо, в чьи обязанности входит достоверно убедиться в отсутствии предусмотренных законом препятствий к данному браку. Осо­бенностью финского семейного права является то, что такого рода проверка может проводиться приходом Евангелисткой Лютеранской, либо православной церкви, при условии, что один из вступающих в брак является прихожанином. При этом в соответствии со ст. 11 закона «О браке» просьба субъ­ектов, указанных в ст. 10 должна исходить совместно от бра- чующихся. По итогам проверки, продолжающейся не менее недели, выдается действительный четыре месяца специаль­ный сертификат, удостоверяющий отсутствие препятствий для вступления в брак (ст. 13). Более того, лица вступающие в бракписьменно заверяют уполномоченное на проверку лицо (ст. 12 Закона «О браке») об отсутствии со стороны каждого из них препятствий к вступлению в данный брак, приведен­ных в ст., ст. 7-9 данного Закона. Кроме того, будущие супру­ги обязаны письменно удостоверить свое прежнее состояние в браке либо зарегистрированном гражданском партнерстве. Если полномочное должностное лицо, проводящее проверку имеет информацию о действительности имеющегося у одного из намеревающихся вступить в брак, ранее заключенного бра­ка, либо партнерства, это должностное лицо вправе требовать объяснений.

Брак в Финляндии заключается на специальной религи­озной или гражданской церемонии в присутствии родствен­ников, а также свидетелей брачующихся в евангелическо­лютеранской либо православной церкви, а также в прочих религиозных общинах, при наличии у тех лицензии на право проведения таких церемоний.

Финский Закон «О браке» (ст. 15) закрепляет обязатель­ность присутствия на брачной церемонии лично лиц, вступа­ющих в брак. Брак по доверенности не допускается. В ходе це­ремонии, будущие супруги отвечают утвердительно на вопрос должностного лица о желании вступить в брак с конкретным присутствующим человеком, после чего должностное лицо объявляет их мужем и женой. Религиозная община по своему усмотрению может определять и иные условия и формы це­ремонии (ст. 16).

Гражданская церемония заключения брака проводится Председательствующим окружного суда либо окружным су­дьей и окружным регистратором. При этом, в соответствии со ст. 18 Закона «О браке» церемония не проводится, если долж­ностным лицом установлено препятствие к вступлению в брак либо есть обоснованные данные о том, что лица, вступающие в брак, не осознают само значение брака, либо эти лица не­дееспособны.

Перед началом гражданской церемонии брака уполно­моченное должностное лицо знакомится с результатами про­верки, убеждается в отсутствии препятствий к данному бра­ку, проверяет соблюдение положений ст. ст. 11-13 Закона «О браке». При просрочке сертификата выданного в соответствии со ст.13 Закона более чем на четыре месяца до даты брачной церемонии, должностное лицо отказывает в её проведении.

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона, церемония может быть признана недействительной, при нарушении пра­вил ст. 15 Закона или если она проведена лицом, не имеющим предписанных Законом полномочий.

В исключительные полномочия Президента Финляндии входит признание такой церемонии действительной при на­личии веских причин по ходатайству супругов или их наслед­ников.

Финское законодательство допускает расторжение брака по смерти или по желанию супругов (ст. 3).

Законодательство Финляндии (глава 5 Закона «О браке») предусматривает, что (ст. 20) возможные споры, а также все правовые вопросы брака, приоритетно разрешаются через внутрисемейные переговоры, завершившиеся заключением соглашения. При этом к переговорам могут быть привлечены медиаторы и посредники, оказывающие помощь также и в случаях разрешения споров в суде или по опеке или по регла­ментации доступа к детям.

Суть медиации при разводе сводится к досудебному или внесудебному, в зависимости от установленного порядка рас­торжения брака, разрешению конфликта между расторга­ющими брак супругами. Также медиация призвана способ­ствовать внесудебному разрешению имущественных споров и урегулированию вопросов, связанных с воспитанием и содер­жанием несовершеннолетних детей[3].

В соответствии с Законом (ст. 21) посредник соблюдает внешнюю конфиденциальность и внутреннюю открытость дискуссий в семье, стремясь к консенсусу по вопросам спора. Особое внимание посредник должен обращать на положение малолетних детей. При этом, медиатор особые усилия при­лагает к развитию и реализации позиции тех членов семьи, которые активно заинтересованы в заключении мирового со­глашения, а также принимает исчерпывающие меры по раз­решению спора.

Регламентация, планирование, а также мониторинг и контроль семейных посредников в соответствии со ст. 22 За­кона, отнесены к полномочиям территориальных отделов Министерства социальных вопросов и здравоохранения. На местном уровне за эти вопросы ответственен муниципальный орган социального обеспечения. Министерство социальных вопросов и здравоохранения обеспечивает нормативное и ме­тодическое сопровождение семейного посредничества.

Собственно решение об участии семейного посредника в соответствии со ст. 23 Закона, выдается по заявлению обще­ства, общественного объединения либо фонда, способных его квалифицированно обеспечить.

Также такое разрешение выдается лицу, компетентному в сфере охраны детства, а также функционирования семьи, либо юристу, специализирующемуся на семейном праве, либо лицу, имеющему большой опыт в такого рода делах, а также личностные характеристики, указывающие на то, что он спо­собен профессионально работать медиатором. Разрешение на посредничество выдается на определенный срок, не более пяти лет и может быть отозвано по уважительным причинам. Выдавая разрешение, орган исполнительной власти вправе ре­гламентировать посредничество специальными локальными актами. При этом, обращение к медиатору должны иниции­ровать сами супруги.

Законодательство Финляндии (глава 6 Закона «О браке») гарантирует свободу развода или завершение сожительства (ст. 24) по совместному заявлению супругов или одного из них суд принимает решение о правах и обязанностях уже бывших супругов. В частности супруг, особо нуждающийся в прожи­вании, получает право дальнейшего проживания в бывшем общем месте жительства.

Таким образом, семейное право Финляндии, как часть гражданского права в целом охватывает весь спектр правовых вопросов заключения и расторжения брака, семьи, воспита­ния и охраны прав детей. Формально семейное право Финлян­дии соответствует международным актам и соответствующим директивам ЕС. В то же время, оно имеет и ярко выраженные особенности. Процедура и порядок подготовки и заключения брака в Финляндии предусматривают совокупность провероч­ных действий для выяснения добросовестности вступающих в брак. В то же время, Министерство юстиции и Президент Фин­ляндии полномочны делать исключения из этих правил.

БОЛОВА Антонина Владиславовна
аспирант кафедры международного частного права Московского Государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях