Трансграничные процессы, касающиеся Евразийского экономического союза (ЕвразЭС) требуют осмысления в условиях изменения формата взаимоотношений. Формирование природоохранной политики в сфере водных ресурсов в евразийском пространстве достаточно хорошо рассмотрено с точки зрения создания межгосударственной правовой системы, обеспечения безопасности охраны вод и др.
Анализ нормативно-правовых документов, принятых после согласованных в рамках ООН целей Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (2005-2015 гг.) показал этапы подготовки правового обеспечения к международному взаимодействию.
Как могут быть решены задачи трансграничного взаимодействия в евразийском пространстве?
Практика налаживания международного сотрудничества в Арктике, в пространстве которой формируются новые формы международного взаимодействия научного сообщества, общественности, хозяйствующих субъектов, межгосударственных и межрегиональных отношений, показала, что формирование природоохранной тематики на региональном уровне во многом зависит от определения четкого гидрографического районирования и ее политико-правового обеспечения мониторинговой системы.
Междисциплинарный характер становления научной наблюдательной системы в Северной Евразии в современных условиях - главный объект изучения и исследования общественных наук. В этой связи бассейновый принцип, применяемый для определения водноресурсных границ также предполагает выработку концепции в евразийском пространстве. Налаживание мониторинговой/наблюдательной системы в Северной Евразии создает условие, прежде всего, создание евразийского научно-исследовательского пространства, в первую очередь, и оно связано с водными ресурсами. Мониторинговая наблюдательная сеть по водным ресурсам и ее правовая обеспеченность, касаются вопросов процесса принятия решений в области комплексного научно-технического планирования с участием ученых Российской Федерации, Центральной Азии и Китайской народной республики.
Формирование регионального евразийского научного сообщества на основе бассейнового принципа может стать эффективной формой при становлении природоохранного законодательства по отраслям и в целом экологического права в Северной Евразии. Кроме того, общественность/гражданское общество, имеющее право на здоровую окружающую среду, является главным участником контроля за поверхностными водными ресурсами. Потому мониторинговая деятельность объединяет научное сообщество и общественность на местах, при этом первые дают обоснованные экспертные оценки, а вторые - на основе государственных нормативных актов сверяют действия хозяйствующих субъектов, получивших лицензию на изыскание и разработку природных ресурсов.
Так складывается ситуация для выработки основ общественного договора между населением, государственными структурами и хозяйствующими субъектами на основе изучения многосторонних и двусторонних договоренностей.
Анализ региональных, межгосударственных договоров и соглашений поможет скоординировать налаживанию межрегионального взаимодействия научного сообщества Северной Евразии по мониторингу водных ресурсов в евразийском пространстве. Изучение и применение новых подходов и принципов мониторинговой системы по водным ресурсам даст новый стимул для реализации задач, обозначенных при Совете независимых государств (СНГ) в 2013 году по «развитию и управлению водными, земельными и другими, связанными с ними ресурсами с целью достижения максимального социально-экономического благополучия на справедливой основе без причинения ущерба устойчивости жизненно-важных экосистем».
Стоит отметить законотворческую деятельность Межпарламентской ассамблеи СНГ (далее - МПА СНГ) по выработке типовых (модельных) законов, адаптированных к условиям Содружества на основе европейских правовых стандартов, имеющих все характеристики формирования международного права. Модельные законы СНГ, предлагаемые странам Содружества, как образцы для местного законодательства имеют много общего для их дальнейшей реализации по многим отраслям социально-экономической жизни населения. Так, Межпарламентской ассамблеей СНГ в 2008 г. был разработан Модельный экологический кодекс для государств - участников Содружества независимых государств, в 2012 г. была начата работа по подготовке проекта модельного законодательного акта «О рациональном использовании и охране трансграничных вод».
Трансграничные процессы в Северной Евразии на примере Обь-Иртышской водной системы может стать одним из примеров эффективной координации межгосударственных отношений между Россией, Казахстаном и Китаем. Три государства, имеющие планы своего развития в начале XXI века, обязаны возобновить водные отношения в новых условиях и продолжить переговоры по ранее принятым обязательствам. Рыночные способы ведения хозяйственной деятельности, а также инвестиционно выгодные проекты[10] изменяют и совершенствуют структуру государственного процесса принятия решений в сфере общественных отношений.
В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что обсуждение природоохранных вопросов в сфере водных отношений может обеспечить не только просветительскую роль практиков-ученых, которые могут достоверно и аргументированно объяснить то или иное явление, факты и события, связанные с правовыми аспектами природоохранной тематики, но и создать комплексную мониторинговую систему трех стран - России, Казахстана и Китая по Обь-Иртышской водной системе, тем самым создавая научно-исследовательское пространство в Северной Евразии.
ХАРЛАМПЬЕВА Надежда Климовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета