Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Позиции ОАГ (организация американских государств) по поводу территориального спора Боливии и Чили

С момента своего создания Республика Боливия (1825) занимала географически центральное место на карте Южной Америки и присутствовала одновременно в трех важных ре­гионах: Рио Плата, Тихоокеанское побережье и Амазония.

Та­кому местоположению соответствует роль континентального арбитра. В результате Тихоокеанской войны 1879, по неспра­ведливому Договору 1904 г. Чили узурпировало боливийское побережье, более 400 километров, отобрав у Боливии ее место на Тихоокеанском побережье и нарушив равновесие между Государствами региона.

После вторжения Чили на территорию боливийского по­бережья и войны между тремя соседними странами прошло уже больше века. Все это время Боливия вынуждена нахо­диться в изоляции.

Боливия возникла как независимая страна 6 августа 1825 года. Согласно многим историческим документам, картам колониального и республиканского периодов, а также не­скольким Международным договорам известно, что за Боли­вией было юридически закреплено примерно 400 километров побережья, что в течение 54 лет позволяло назвать Боливию морской страной и было утеряно после чилийского вторже­ния в 1879 году, когда Боливия превратилась в изолированную страну, лишенную многих природных ресурсов, которые ей принадлежали раньше.

6 августа 1975 года по поводу празднования 15-0й годов­щины Декларации Независимости Республики Боливии на за­седание Постоянного Совета ОАГ была принята декларация, в тексте которой следует отметить то, что «невыгодное среди­земное положение Боливии - повод для беспокойства всего континента, поэтому американские государства предлагают совместный поиск решений данной проблемы» и Делегация Чили поддержала это решение.

В 1979 г по поводу столетия Тихоокеанской войны боли­вийские дипломаты воспользовались новым поводом, чтобы привлечь внимание как континента, так и мирового сообще­ства к проблеме изоляции Боливии. Чили изменила свою позицию, перестав откладывать решение о предоставлении свободного суверенного и действенного выхода Боливии к Ти­хому океану и, несмотря на постоянные и законные требова­ния боливийской стороны и решения Международных орга­низаций, например, такие как Резолюция № 426 Генеральной Ассамблеи Организации Американских государств от 1979 г. и ответила отказом.

В результате обращения посла Гонсало Ромеро, пред­ставителя данной страны в Организации Американских Го­сударств (ОАГ) Постоянный совет ОАГ собрался 14 февраля в городе Ла Пас (Боливия) и обсудил негативные последствия Тихоокеанской войны. Тогда же было принято решение про­вести заседание Ассамблеи я в городе Ла Пас (Боливия) в 1979 г. Это заседание считается одним из наиболее важных для все­го полушария.

7 марта 1979 г. Постоянный Совет ОАГ принял и рати­фицировал предложение Боливии по поводу места проведе­ния IX Генеральной Ассамблеи ОАГ. 30 августа 1979 г Боливия представила к подписанию документ «Сто лет после Тихоо­кеанской войны и доклад по проблеме Боливии» и при под­держке нескольких представителей латино-американских го­сударств подписала доклад по морской проблеме Боливии, сведя на нет попытки протеста Чили, которое хотело избежать включения морской проблемы в повестку дня Подготовитель­ной комиссии IX плановой Сессии Ассамблеи ОАГ.

Тогда Президент Уолтер Гевара Арсе и министр ино­странных дел Густаво Фернандес Сааведра обосновали перво­очередность рассмотрения проекта резолюции, которая была представлена на совете министров Андинской Группы, и кото­рая в результате была принята с незначительными поправка­ми и была направлена на рассмотрение представителям дру­гих стран для дальнейшей разработки.

Боливийский министр решил собрать группы выдаю­щихся дипломатов и специалистов по морскому вопросу. 24 октября 1979 г. Ассамблея на очередной сессии рассмотрела морскую проблему Боливии. Одной из важных вех в истории этого вопроса является активное участие на IX очередной сес­сии Генеральной Ассамблеи министра иностранных дел Ве­несуэлы Хосе Самбрано, который следуя инструкциям своего президента Луиса Эрреры Кампинс, представил на рассмотре­ние проект резолюции и указал, на то, что одним из основных принципов Международного Американского Права является, так называемая, доктрина Сукре, согласно которой «победа не создает права» и уж тем более это касается возникновения права на обладание территориями.

К актам, совершенным с использованием силы и в усло­виях неравноправия для некоторых сторон, не применяется характер необратимости действий в прошлом. Лемма о том, что прав тот, кто сильнее, в современном мире не признается. У мира не будет крепкого фундамента, если в его основе нет справедливости и следования нормам права.

Отказ от использования силы как источника права соот­ветствует международным правовым обычаям. Он закреплен независимо от причин, по которым страны полушария воз­ражают против создания колониальных анклавов. Использо­вание силы в качестве шаткой основы межконтинентального общения между колониальными странами осталось в XIX веке и продемонстрировало свою несостоятельность. Таким обра­зом, любые правовые последствия, возникшие в результате применения силы, несут в себе зародыш несправедливости.

Рауль Фалькони, представитель Эквадора по этому поводу заметил, что правило «pacta sunt servanda» может применять­ся только к договорам, заключенным надлежащим образом, и ни в коем случае к договорам, подписанным в результате во­оруженного противостояния», что соответствует духу и букве статье 20 Устава ОАГ.

По просьбе Панамы и при поддержке Доминиканской Республики проект был вынесен на поименное голосование и получил 25 голосов за, ноль голосов против и ноль воздержав­шихся, учитывая оговорку со стороны Республики Аргентины.

Принятие Резолюции 426 было встречено аплодисмен­тами в Боливии и не признано в правительственных кругах Чили: канцлер Кубильос в Сантьяго счел Резолюцию непри­емлемой и заявил, что Чили не признает право ОАГ решать вопросы, находящиеся эксклюзивно в компетенции Чили.

С принятием данной резолюции по поводу морской про­блемы Боливии удалось сделать первый шаг на континенталь­ном уровне и открыть путь к потенциальному решению про­блемы своей географической изоляции.

Тем не менее, не смотря на единодушную поддержку Боливии странами континента в этом вопросе, принятие Ге­неральной Ассамблеей ОАГ Резолюции № 426 от 31 октября 1979г., создание подходящего формата для поиска решения, по которому Боливия получила бы выход к Тихому Океану, согласие стран по поводу важности решения этой проблемы для всего полушария, которое отражено в последующих резо­люциях 481 (Вашингтон 1980), 560 (Санта Лусия 1981), 602 (Ва­шингтон 1982), 668 (Вашингтон 1983), 701 (Бразилиа 1984), 766 (Колумбия 1985), 816 (Гватемала 1985), 873 (Вашингтон 1987), 930 (Эль Сальвадор 1988), 989 (Вашингтон 1989), Чили остается в стороне от выполнения принятых обязательств, демонстри­руя несоблюдение норм Международного права и несогласие с мнением членов ОАГ.

Боливийское государство настаивает на своей законной претензии о праве на предоставление суверенного выхода к Тихому Океану, не только для того, чтобы обеспечить коммер­ческие перевозки, но и для того, чтобы покончить с неспра­ведливой изоляцией, из-за которой она лишена прямого кон­такта с миром, а значит физическая, прочная и гармоничная интеграция региона и достижение высшего уровня экономи­ческого развития невозможны, пока эта морская проблема не будет решена.

Боливия - мирное государство и ни в коем случае для осу­ществления своих законных требований не сойдет с пути ре­шения вопроса, соблюдая международные нормы, так как это единственный цивилизованный путь решения споров между Государствами.

В данной работе будет проанализирована серия докумен­тов, касающихся наиболее важных решений по поиску скорей­шего и наилучшего решения проблемы возвращения Боливии выхода к Тихому Океану, принятых на сессиях Организации Американских государств (ОАГ).

Организация американских государств является старей­шей региональной организацией в мире, начиная с Первой международной конференции американских государств, про­ходившей в Вашингтоне с октября 1889 по апрель 1890 года[8]. На этой встрече было одобрено создание Международного союза американских республик, и была подготовлена почва для создания сети положений и учреждений, которые стали известны как Всеамериканская система. ОАГ появилась на свет в 1948 году с подписания в Боготе, в Колумбии, Устава ОАГ, который вступил в силу в декабре 1951 года.

Позже Устав был изменен при подписании Протокола Буэнос Айрес в 1967 году, который вступил в силу в феврале 1970; при подписании Протокола в Картахене де Индиас в 1985, который вступил в силу в ноябре 1988; при подписании Протокола Манагуа в 1993, который вступил в силу в январе 1996 и при подписании Протокола Вашингтон в 1992, который вступил в силу в сентябре 1997.

Упомянув о том, что со дня чилийского вторжения на бо­ливийскую территорию прошло 100 лет, Боливия добилась принятия Резолюции № 426 на XI Ассамблее ОАГ. Это дости­жение считается самым важным многосторонним актом.

В Резолюции, принятой на 12-й пленарной сессии 31 октября 1979 г. (AG/RES. 426 (IX-O/79) «Acceso de Bolivia al Oceano Pacffico» - «Выход Боливии к Тихому Океану»), Гене­ральная Ассамблея заявила, что найти выгодное всем реше­ние проблемы, при котором Боливия получит суверенный и действующий выход к Тихому Океану находится в сфере постоянных интересов западного полушария, причем такое решение должно быть принято в духе братства и в интересах американской интеграции для достижения стабильного мира и социально-экономического прогресса в Америке, учитывая, что изолированность Боливии напрямую влияет на общее раз­витие региона.

Генеральная Ассамблея постановила Государствам, ко­торых касается морской вопрос, начать переговоры, направ­ленные на предоставление Боливии свободного и суверенного прохода к Тихому Океану.

В подобных переговорах должны учитываться права и ин­тересы вовлеченных сторон, среди обсуждаемых тем, возмож­но рассмотрение включения зоны международного порта, а также следует учитывать предложение Боливии не применять территориальные компенсации.

Резолюции ОАГ должны быть четко выполнены ее члена­ми, в обратном случае непризнание юридического характера резолюции лишит организацию своей практической сущно­сти, превращая в декоративный элемент.

Помимо источников права, указанных в статье 38 Устава Международного Суда (договора, международного обычая, общих принципов, юридических решений и доктрин) практи­ка применения порождает новые источники международных обязательств.

Международное право возникает как продукт общей воли Государств, которые являются членами международных организаций, признающих свое место среди различных суще­ственных вопросов в области их компетенции.

Основные юридические принципы, которые обязывают страны выполнять резолюции ОАГ:

  • На международных форумах, согласно манифесту Opinio Juris Colectiva (убеждение в обязательности) создается международный и региональный обычай.
  • Обычную практику органов управления, основанную на суверенном праве свободного самоуправления государств, так­же надо уважать, требовать исполнения и выполнять.
  • Международный принцип доброй воли, принуждает стороны строго выполнять свободно выраженную волю.
  • Состав обязательств должен быть действителен для международного права и подразумевать выполнение основ­ных принципов Международного Сообщества (отказ от агрес­сии, добрая воля, мирное разрешение споров и т.д.), то есть не противоречить императивным нормам Международного Права.

Резолюция №426 содержит активный призыв к солидар­ности и взаимопониманию между братскими странами, чьи отношения должны быть основаны на прочном фундаменте правосудия и равенства в сфере решения проблем, у которых нет государственных границ, и которые актуальны для всех го­сударств полушария .

Развитие событий и решение, которое может быть най­дено, должны быть связаны не только с поддержкой и внима­нием к проблеме со стороны членов ОАГ, но и с их активным участием в этом процессе, с рекомендациями и соответствую­щими процедурами, которые могут облегчить сторонам путь к справедливости, к которой стремятся все американцы.

Настоящие и будущие поколения, не только боливийцев, но и всей панамериканской нации, ждут, что их представи­тели должны осуществлять соответствующие действия, при­нимать решения и воплощать статьи Резолюции №426, в том виде, как это понимали их предшественники в 1979, потому что воплощение решений, принятых Ассамблеей позволяет увидеть нам их будущее.

Для этого, необходимо действовать с учетом историче­ской ответственности и прежде всего общими усилиями и следуя критериям, которые нам предложила та историческая возможность.

Только так, наш континент, представленный ОАГ полу­чит полную гарантию того, что наше прошлое поможет по­строить справедливое будущее наших народов в мире и равен­стве.

Таким образом, государства Америки смогут гордиться тем, что положили конец проблеме, не решенной с XIX века.

КАРБАЛЬО Мамани Сония
аспирант кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях