С момента своего создания Республика Боливия (1825) занимала географически центральное место на карте Южной Америки и присутствовала одновременно в трех важных регионах: Рио Плата, Тихоокеанское побережье и Амазония.
Такому местоположению соответствует роль континентального арбитра. В результате Тихоокеанской войны 1879, по несправедливому Договору 1904 г. Чили узурпировало боливийское побережье, более 400 километров, отобрав у Боливии ее место на Тихоокеанском побережье и нарушив равновесие между Государствами региона.
После вторжения Чили на территорию боливийского побережья и войны между тремя соседними странами прошло уже больше века. Все это время Боливия вынуждена находиться в изоляции.
Боливия возникла как независимая страна 6 августа 1825 года. Согласно многим историческим документам, картам колониального и республиканского периодов, а также нескольким Международным договорам известно, что за Боливией было юридически закреплено примерно 400 километров побережья, что в течение 54 лет позволяло назвать Боливию морской страной и было утеряно после чилийского вторжения в 1879 году, когда Боливия превратилась в изолированную страну, лишенную многих природных ресурсов, которые ей принадлежали раньше.
6 августа 1975 года по поводу празднования 15-0й годовщины Декларации Независимости Республики Боливии на заседание Постоянного Совета ОАГ была принята декларация, в тексте которой следует отметить то, что «невыгодное средиземное положение Боливии - повод для беспокойства всего континента, поэтому американские государства предлагают совместный поиск решений данной проблемы» и Делегация Чили поддержала это решение.
В 1979 г по поводу столетия Тихоокеанской войны боливийские дипломаты воспользовались новым поводом, чтобы привлечь внимание как континента, так и мирового сообщества к проблеме изоляции Боливии. Чили изменила свою позицию, перестав откладывать решение о предоставлении свободного суверенного и действенного выхода Боливии к Тихому океану и, несмотря на постоянные и законные требования боливийской стороны и решения Международных организаций, например, такие как Резолюция № 426 Генеральной Ассамблеи Организации Американских государств от 1979 г. и ответила отказом.
В результате обращения посла Гонсало Ромеро, представителя данной страны в Организации Американских Государств (ОАГ) Постоянный совет ОАГ собрался 14 февраля в городе Ла Пас (Боливия) и обсудил негативные последствия Тихоокеанской войны. Тогда же было принято решение провести заседание Ассамблеи я в городе Ла Пас (Боливия) в 1979 г. Это заседание считается одним из наиболее важных для всего полушария.
7 марта 1979 г. Постоянный Совет ОАГ принял и ратифицировал предложение Боливии по поводу места проведения IX Генеральной Ассамблеи ОАГ. 30 августа 1979 г Боливия представила к подписанию документ «Сто лет после Тихоокеанской войны и доклад по проблеме Боливии» и при поддержке нескольких представителей латино-американских государств подписала доклад по морской проблеме Боливии, сведя на нет попытки протеста Чили, которое хотело избежать включения морской проблемы в повестку дня Подготовительной комиссии IX плановой Сессии Ассамблеи ОАГ.
Тогда Президент Уолтер Гевара Арсе и министр иностранных дел Густаво Фернандес Сааведра обосновали первоочередность рассмотрения проекта резолюции, которая была представлена на совете министров Андинской Группы, и которая в результате была принята с незначительными поправками и была направлена на рассмотрение представителям других стран для дальнейшей разработки.
Боливийский министр решил собрать группы выдающихся дипломатов и специалистов по морскому вопросу. 24 октября 1979 г. Ассамблея на очередной сессии рассмотрела морскую проблему Боливии. Одной из важных вех в истории этого вопроса является активное участие на IX очередной сессии Генеральной Ассамблеи министра иностранных дел Венесуэлы Хосе Самбрано, который следуя инструкциям своего президента Луиса Эрреры Кампинс, представил на рассмотрение проект резолюции и указал, на то, что одним из основных принципов Международного Американского Права является, так называемая, доктрина Сукре, согласно которой «победа не создает права» и уж тем более это касается возникновения права на обладание территориями.
К актам, совершенным с использованием силы и в условиях неравноправия для некоторых сторон, не применяется характер необратимости действий в прошлом. Лемма о том, что прав тот, кто сильнее, в современном мире не признается. У мира не будет крепкого фундамента, если в его основе нет справедливости и следования нормам права.
Отказ от использования силы как источника права соответствует международным правовым обычаям. Он закреплен независимо от причин, по которым страны полушария возражают против создания колониальных анклавов. Использование силы в качестве шаткой основы межконтинентального общения между колониальными странами осталось в XIX веке и продемонстрировало свою несостоятельность. Таким образом, любые правовые последствия, возникшие в результате применения силы, несут в себе зародыш несправедливости.
Рауль Фалькони, представитель Эквадора по этому поводу заметил, что правило «pacta sunt servanda» может применяться только к договорам, заключенным надлежащим образом, и ни в коем случае к договорам, подписанным в результате вооруженного противостояния», что соответствует духу и букве статье 20 Устава ОАГ.
По просьбе Панамы и при поддержке Доминиканской Республики проект был вынесен на поименное голосование и получил 25 голосов за, ноль голосов против и ноль воздержавшихся, учитывая оговорку со стороны Республики Аргентины.
Принятие Резолюции 426 было встречено аплодисментами в Боливии и не признано в правительственных кругах Чили: канцлер Кубильос в Сантьяго счел Резолюцию неприемлемой и заявил, что Чили не признает право ОАГ решать вопросы, находящиеся эксклюзивно в компетенции Чили.
С принятием данной резолюции по поводу морской проблемы Боливии удалось сделать первый шаг на континентальном уровне и открыть путь к потенциальному решению проблемы своей географической изоляции.
Тем не менее, не смотря на единодушную поддержку Боливии странами континента в этом вопросе, принятие Генеральной Ассамблеей ОАГ Резолюции № 426 от 31 октября 1979г., создание подходящего формата для поиска решения, по которому Боливия получила бы выход к Тихому Океану, согласие стран по поводу важности решения этой проблемы для всего полушария, которое отражено в последующих резолюциях 481 (Вашингтон 1980), 560 (Санта Лусия 1981), 602 (Вашингтон 1982), 668 (Вашингтон 1983), 701 (Бразилиа 1984), 766 (Колумбия 1985), 816 (Гватемала 1985), 873 (Вашингтон 1987), 930 (Эль Сальвадор 1988), 989 (Вашингтон 1989), Чили остается в стороне от выполнения принятых обязательств, демонстрируя несоблюдение норм Международного права и несогласие с мнением членов ОАГ.
Боливийское государство настаивает на своей законной претензии о праве на предоставление суверенного выхода к Тихому Океану, не только для того, чтобы обеспечить коммерческие перевозки, но и для того, чтобы покончить с несправедливой изоляцией, из-за которой она лишена прямого контакта с миром, а значит физическая, прочная и гармоничная интеграция региона и достижение высшего уровня экономического развития невозможны, пока эта морская проблема не будет решена.
Боливия - мирное государство и ни в коем случае для осуществления своих законных требований не сойдет с пути решения вопроса, соблюдая международные нормы, так как это единственный цивилизованный путь решения споров между Государствами.
В данной работе будет проанализирована серия документов, касающихся наиболее важных решений по поиску скорейшего и наилучшего решения проблемы возвращения Боливии выхода к Тихому Океану, принятых на сессиях Организации Американских государств (ОАГ).
Организация американских государств является старейшей региональной организацией в мире, начиная с Первой международной конференции американских государств, проходившей в Вашингтоне с октября 1889 по апрель 1890 года[8]. На этой встрече было одобрено создание Международного союза американских республик, и была подготовлена почва для создания сети положений и учреждений, которые стали известны как Всеамериканская система. ОАГ появилась на свет в 1948 году с подписания в Боготе, в Колумбии, Устава ОАГ, который вступил в силу в декабре 1951 года.
Позже Устав был изменен при подписании Протокола Буэнос Айрес в 1967 году, который вступил в силу в феврале 1970; при подписании Протокола в Картахене де Индиас в 1985, который вступил в силу в ноябре 1988; при подписании Протокола Манагуа в 1993, который вступил в силу в январе 1996 и при подписании Протокола Вашингтон в 1992, который вступил в силу в сентябре 1997.
Упомянув о том, что со дня чилийского вторжения на боливийскую территорию прошло 100 лет, Боливия добилась принятия Резолюции № 426 на XI Ассамблее ОАГ. Это достижение считается самым важным многосторонним актом.
В Резолюции, принятой на 12-й пленарной сессии 31 октября 1979 г. (AG/RES. 426 (IX-O/79) «Acceso de Bolivia al Oceano Pacffico» - «Выход Боливии к Тихому Океану»), Генеральная Ассамблея заявила, что найти выгодное всем решение проблемы, при котором Боливия получит суверенный и действующий выход к Тихому Океану находится в сфере постоянных интересов западного полушария, причем такое решение должно быть принято в духе братства и в интересах американской интеграции для достижения стабильного мира и социально-экономического прогресса в Америке, учитывая, что изолированность Боливии напрямую влияет на общее развитие региона.
Генеральная Ассамблея постановила Государствам, которых касается морской вопрос, начать переговоры, направленные на предоставление Боливии свободного и суверенного прохода к Тихому Океану.
В подобных переговорах должны учитываться права и интересы вовлеченных сторон, среди обсуждаемых тем, возможно рассмотрение включения зоны международного порта, а также следует учитывать предложение Боливии не применять территориальные компенсации.
Резолюции ОАГ должны быть четко выполнены ее членами, в обратном случае непризнание юридического характера резолюции лишит организацию своей практической сущности, превращая в декоративный элемент.
Помимо источников права, указанных в статье 38 Устава Международного Суда (договора, международного обычая, общих принципов, юридических решений и доктрин) практика применения порождает новые источники международных обязательств.
Международное право возникает как продукт общей воли Государств, которые являются членами международных организаций, признающих свое место среди различных существенных вопросов в области их компетенции.
Основные юридические принципы, которые обязывают страны выполнять резолюции ОАГ:
- На международных форумах, согласно манифесту Opinio Juris Colectiva (убеждение в обязательности) создается международный и региональный обычай.
- Обычную практику органов управления, основанную на суверенном праве свободного самоуправления государств, также надо уважать, требовать исполнения и выполнять.
- Международный принцип доброй воли, принуждает стороны строго выполнять свободно выраженную волю.
- Состав обязательств должен быть действителен для международного права и подразумевать выполнение основных принципов Международного Сообщества (отказ от агрессии, добрая воля, мирное разрешение споров и т.д.), то есть не противоречить императивным нормам Международного Права.
Резолюция №426 содержит активный призыв к солидарности и взаимопониманию между братскими странами, чьи отношения должны быть основаны на прочном фундаменте правосудия и равенства в сфере решения проблем, у которых нет государственных границ, и которые актуальны для всех государств полушария .
Развитие событий и решение, которое может быть найдено, должны быть связаны не только с поддержкой и вниманием к проблеме со стороны членов ОАГ, но и с их активным участием в этом процессе, с рекомендациями и соответствующими процедурами, которые могут облегчить сторонам путь к справедливости, к которой стремятся все американцы.
Настоящие и будущие поколения, не только боливийцев, но и всей панамериканской нации, ждут, что их представители должны осуществлять соответствующие действия, принимать решения и воплощать статьи Резолюции №426, в том виде, как это понимали их предшественники в 1979, потому что воплощение решений, принятых Ассамблеей позволяет увидеть нам их будущее.
Для этого, необходимо действовать с учетом исторической ответственности и прежде всего общими усилиями и следуя критериям, которые нам предложила та историческая возможность.
Только так, наш континент, представленный ОАГ получит полную гарантию того, что наше прошлое поможет построить справедливое будущее наших народов в мире и равенстве.
Таким образом, государства Америки смогут гордиться тем, что положили конец проблеме, не решенной с XIX века.
КАРБАЛЬО Мамани Сония
аспирант кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов