Вопросам социального обеспечения и установлением коллизионных правил на международном уровне посвящены международные договоры таких международных организаций как ООН, ВОЗ, МОТ, СЕ, СНГ, двусторонние договоры.
Таким образом, коллизионные правила закреплены в документах глобальных и региональных международных организаций.
Конвенция МОТ № 19 (Женева, 1925 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях»одна из первых, которая закрепила коллизионный принцип - одинаковое возмещение для граждан своей страны и граждан других государств (ратифицировавших эту конвенцию) при несчастном случае на производстве (ст. 1). Это равноправие обеспечивается по отношению к иностранным работникам и их иждивенцам независимо от их местожительства (ч. 1 ст. 1).
Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 1952 г.) устанавливает виды обеспечения: медицинская помощь; пособия по болезни; пособия по безработице; пособие по старости; пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания; семейные пособия; пособие по беременности и родам; пособие по инвалидности; пособие по случаю потери кормильца. Конвенции МОТ закрепляют равноправие граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства в области социального обеспечения (конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (Женева, 28.06.1962 г.)). Конвенция закрепляет виды обеспечения: медицинская помощь; пособия по болезни; пособия по беременности и родам; пособия по инвалидности; пособия по старости; пособия по случаю потери кормильца; пособия в случае трудового увечья и профессионального заболевания; пособия по безработице; семейные пособия. Государство, обеспечивает предоставление только тех видов социального обеспечении, в отношении которых взяло на себя обязательства при ратификации. Применяются эти условия среди государств, являющихся членами МОТ и ратифицировавшими соответствующую конвенцию. Аналогичное правило действует в отношении моряков (Конвенция МОТ № 165 «О социальном обеспечении моряков» (пересмотренная) (Женева, 09.10.1987 г.)). Статья 17 Конвенции закрепляет в отношении социального обеспечения моряков следующие коллизионные правила: применяется законодательство только одного государства, которым может являться либо законодательство страны флага, либо законодательство страны места жительства моряка.
Кроме того, для решения коллизии закон относительно социального обеспечения собственных граждан, иностранцев и лиц без гражданства, конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Женева, 1982 г.) устанавливает следующие коллизионные правила применяемого законодательства (ст. 5):
- закон места работы: даже если работник проживает или его работодатель находится на территории другого государства; для работающих не по трудовому договору, но обычно осуществляющим свою трудовую деятельность на территории одного из государств (даже если они проживают на территории другого государства)
- закон флага государства, под которым плавает судно: для тех, кто работает по трудовому договору и без него (даже если они проживают на территории трудового государства или работодатель зарегистрирован на территории другого государства);
- закон страны проживания (если они не работают).
Конвенция МОТ № 157 устанавливает принцип сохранения приобретённых прав и выплату пособий за границей (ст. 9): каждое государство гарантирует выплату денежных пособий по инвалидности, старости, потере кормильца, пенсий в случае трудового увечья, а также пособий в случае смерти, право на которые приобретено по его законодательству иностранным граждан, законно находящимся на территории этого государства, беженцам, лицам без гражданства.
В объединённой Европе действуют акты глобальных международных организаций в области социального обеспечения (Хартия социального обеспечения, Гавана, 15 февраля 1982. г.), и региональные стандарты, например, Европейский кодекс социального обеспечения (Страсбург, 16 апреля 1964 г.). В них устанавливается коллизионный принцип предоставления права на социальное обеспечение каждому работающему или временно не работающему, а также потерявшим трудоспособность и членам его семьи, находящимся на его иждивении.
Относительно стран ЕС и проживающих там гражданах основным является Регламент № 1408/71 от 14 июля 1971 г. (с изм. и доп.) и № 574/72 (порядок применения регламента № 1408/71) от 21 марта 1972 (с изм. и доп.). Регламент № 1408/71 применяется к наёмным работникам, лицам самостоятельно обеспечивающим себя работой, членам семьи работников, вдовам (вдовцам) работников. Регламент применяется к гражданам ЕС. Он включает коллизионные правила, указанные в конвенции МОТ № 157. Например, для безработных граждан пособие по безработице будет начислять по правилам страны проживания, а для государственных случающих будет применяться закон государства, где он принят на государственную службу.
О пенсионном обеспечении иностранных граждан в рамках СНГ принято Соглашение о гарантиях прав граждан го- сударств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.), где устанавливается коллизионное правило о том, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Важным, в настоящее время, является вопрос о пенсионном и социальном обеспечении лиц, работающих и проживающих на территории государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Так, в Договоре о ЕАЭС поставлена цель — создание единого экономического рынка трудовых ресурсов, следовательно, необходимо решить вопрос о взаимном пенсионном и социальном обеспечении. Однако, вопрос о так называемой «мобильности» пенсий в рамках ЕАЭС так и не решён. Планируется подписание указанного договора в 2018 году. Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила Договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран — членов ЕАЭС еще год назад. Целью документа является обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения при формировании и экспорте пенсий, защита пенсионных прав, приобретённых трудящимися в государствах-членах, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между партнёрами по Союзу. Проект Договора предусматривает зачёт трудового стажа, полученный в государствах ЕАЭС. Например, гражданин Кыргызстана, проработав пять лет в Беларуси, может быть уверен, что этот период будет зачтён в страховой стаж. При этом определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) работников государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Их трудовой (страховой) стаж засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение работников и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а может также определяться отдельным международным договором между государствами — членами ЕАЭС. Составной частью Договора о ЕАЭС является протокол № 30 об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам их семей.
Следует отметить, что если будет решён вопрос о «мобильных пенсиях», то можно с уверенностью ожидать нового витка трудовой миграции в России, так как у нас пока самый высокий размер страховой пенсии среди стран ЕАЭС. По размеру с ней сопоставима пенсия только в Казахстане: в 2016 г. в России пенсия составляла по валютному курсу почти 210 долларов в месяц, а в начале 2017 г. — 236 долларов в месяц. По данным Росстата, в 2016 г. средняя назначенная пенсия в России составила почти 12,4 тыс. руб. в месяц. Только Казахстан может похвастаться сопоставимыми пенсиями: в 2016 г. они составляли в среднем 170 долларов, в 2017 г. ожидается их рост до 207 долларов в месяц. В Белоруссии пенсии находятся на уровне 150-155 долларов в месяц, в Армении — 83-84 доллара, в Киргизии — 75 долларов.
Двусторонние договоры в области социального обеспечения также предусматривают разрешение коллизий законов в рассматриваемой области. Так, международный договор от 8 декабря 2011 г. между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении,9 предусматривает виды социального обеспечения в России: пособия по болезни и материнству, к которым относятся пособие по временной нетрудоспособности, единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребёнка и ежемесячное пособие по уходу за ребёнком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по случаю потери кормильца; обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; пособия на погребение; пособие на детей, к которым относятся единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. В Чешской республике это обеспечение: пособиями по болезни и материнству; пенсиями по инвалидности; пенсиями по старости; пенсиями по случаю потери кормильца; пособиями в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием; пособиями на погребение; пособиями на детей. Договор предусматривает коллизионный принцип распространения указанных видов социального обеспечения на работников и членов их семей - закон места работы.
Похожий коллизионный принцип заложен и в договоре от 27 февраля 2009 г. между Российской Федерацией и Республикой Болгарией - на застрахованных лиц распространяется законодательство страны места работы. Так, договор закрепляет, что граждане договаривающихся государств, проживающие в России и Болгарии, приравниваются в правах и обязанностях по видам социального обеспечения, указанных в ст. 2 Договора. Важным является и то, что в случае возвращения на родину граждане сохраняют право на получение назначенной им пенсии (за исключением социальной пенсии (Россия) и социальной пенсии по старости (Болгария) (ст. 5). Кроме того, указанный Договор содержит и иные коллизионные правила: 1)на застрахованных лиц, которые осуществляют трудовую деятельность на территории обеих Договаривающихся Сторон, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой это лицо проживает; 2)на работника, направленного в командировку на территорию Договаривающихся государств (за границу), но не более двух лет (с правом продления на один год), распространяется социальное законодательство того государства, которое командировало работника; 3)на дипломатических и консульских работников, а также домашних работников распространяются нормы Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года; 4)для членов экипажей судов применима коллизионная привязка - закон флага, а для работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, ремонту судов, охране порта - закон страны места нахождения порта, то есть места работы; 5)для работников транспорта, занятых на международных перевозках (то есть по территории договаривающихся государств) применяется закон того государства, где зарегистрировано транспортное предприятие.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации имеют право на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации. Положения указанного Федерального закона, определяющие пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, распространяются также на иностранных граждан, проходивших военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и членов их семей.
Для выезжающих граждан Российской Федерации на постоянное место жительства за границу предусмотрена возможность получения назначенной трудовой пенсии в ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», где предусмотрено, что порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. предусматривает, что пенсия выплачивается гражданам на территории Российской Федерации на основании поданного ими или их представителями заявления о выезде за пределы территории Российской Федерации по установленной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации. Заявление может быть подано не ранее чем за один месяц до дня выезда непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту выплаты пенсии. К заявлению, прилагаются:
а) справка, подтверждающая постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, с указанием даты переезда, в том числе из одного иностранного государства в другое, которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации. Для выплаты пенсий, назначенных детям, братьям, сестрам и внукам, не достигшим 18 лет, и гражданам, признанным в установленном порядке недееспособными, получателями которых являются их законные представители, указанная справка представляется в отношении гражданина, которому назначена пенсия, и его законного представителя;
б) справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации (для выплаты пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет) выданная дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации. Справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы может быть выдана компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.
В случае непредставления справок, выплата пенсии приостанавливается (прекращается) и впоследствии возобновляется (восстанавливается) в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Выплата пенсии производится на территории Российской Федерации в рублях путем зачисления на счет гражданина в кредитной организации органом, осуществляющим его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, либо по доверенности представителю гражданина. Выплата пенсии производится в установленном размере, за исключение сумм, выплата которых в соответствии с законодательством Российской Федерации обусловлена проживанием на территории Российской Федерации. Перерасчет, индексация и корректировка размера пенсии, подлежащей выплате, производится в порядке и в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Продление выплаты пенсии гражданину производится ежегодно при условии представления один раз в год в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых.
Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путём его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде по установленной форме.
Для выплаты пенсий, назначенных детям, братьям, сёстрам и внукам умершего кормильца, не достигшим 18 лет, и гражданам, признанным в установленном порядке недееспособными, получателями которых являются их законные представители, подтверждение факта нахождения гражданина в живых производится в отношении гражданина, которому назначена пенсия, и его законного представителя.
В связи с этим, интерес постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2017 № 36-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с запросом Кузнецкого районного суда Пензенской области», в котором было отмечено, что в условиях интеграции системы образования Российской Федерации в мировое образовательное пространство, развития сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, а также международной академической мобильности обучающихся (пункт 5 части 1 статьи 3, статья 105 названного Федерального закона) возможность реализации права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, не ограничивается только российскими организациями. Это в полной мере соответствует требованиям как Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, часть 2) и не содержащей каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда, времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное), так и международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из статьи 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора учебного заведения. Исходя из этого, реализация гражданином Российской Федерации права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает возможность обучения как в российских, так и в иностранных учебных заведениях, причем действующее законодательство об образовании не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные организации и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования. В некоторых же случаях и при определенных условиях самостоятельное поступление в иностранные образовательные организации дает право на специальные меры социальной поддержки, связанные с компенсацией расходов, обусловленных обучением. Так, Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации» предусмотрено осуществление мер, направленных на социальную поддержку граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и на обеспечение их трудоустройства в соответствии с полученной квалификацией в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации; при этом меры социальной поддержки предоставляются на конкурсной основе при условии обучения лица в указанных образовательных организациях по очной форме обучения по образовательным программам, относящимся в соответствии с законодательством Российской Федерации к образовательным программам высшего образования (программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программы ординатуры), и принятия им на себя соответствующего обязательства по трудоустройству (пункт 1, подпункт «а» пункта 2). Механизм предоставления такого рода мер определен Программой социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 года №568), предусматривающей, что меры социальной поддержки участников Программы осуществляются в целях финансового обеспечения расходов на обучение в ведущей иностранной образовательной организации, проезд до места ее нахождения и обратно до места жительства участника Программы, медицинское страхование, проживание, питание, приобретение учебной и научной литературы, оплату комиссии кредитной организации за услуги по перечислению средств (абзац первый раздела II).
Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации направляют через Министерство иностранных дел Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном заключённым между ними соглашением об электронном взаимодействии:
информацию о личной явке гражданина в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде;
информацию, отражённую в выданных ими справках.
Поступившая в Пенсионный фонд Российской Федерации информация в отношении гражданина незамедлительно направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этих случаях представление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина, соответствующих документов на бумажном носителе не требуется.
При переезде гражданина из одного иностранного государства на постоянное жительство в другое государство ему необходимо с учётом срока, установленного ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях», известить об этом орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, с указанием адреса нового места жительства.
При возвращении гражданина на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенной ему пенсии, не полученной им за время проживания за пределами Российской Федерации, выплачиваются за прошедшее время в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В качестве документов, подтверждающих возвращение гражданина на постоянное жительство в Российскую Федерацию, представляются:
а) гражданами Российской Федерации - паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации;
б) иностранными гражданами и лицами без гражданства - вид на жительство.
Назначенная до 1 января 2015 г. пенсия, выплата которой гражданину производилась за пределы Российской Федерации, по его желанию может выплачиваться на территории Российской Федерации при подаче им в орган, осуществлявший его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации до выезда на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, заявления в произвольной форме. В этом случае орган, осуществлявший пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации информацию о прекращении перевода пенсии за пределы Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе. Информация о прекращении перевода пенсии за пределы Российской Федерации направляется Пенсионным фондом Российской Федерации в орган, осуществлявший пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе.
В целях перевода пенсии, назначенной в рамках международных договоров Российской Федерации, за пределы Российской Федерации орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, на основании запроса Пенсионного фонда Российской Федерации закрывает выплатное дело и направляет справку по выплатному делу лица, выезжающего (выехавшего) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, по установленной форме в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся гражданину и оставшиеся не полученными в связи с его смертью, выплачиваются членам его семьи (ч. 2 ст. 10 и ч. 3-4 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Аналогичный порядок установлен в отношении выплаты накопительной пенсии за страхованным лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации (ст. 14 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).
ШЕСТЕРЯКОВА Ирина Владимировна
доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии, доцент