Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Коллизионные нормы о социальном обеспечении иностранцев в России и Российских граждан за рубежом

Вопросам социального обеспечения и установлением коллизионных правил на международном уровне посвящены международные договоры таких международных организа­ций как ООН, ВОЗ, МОТ, СЕ, СНГ, двусторонние договоры.

Та­ким образом, коллизионные правила закреплены в докумен­тах глобальных и региональных международных организаций.

Конвенция МОТ № 19 (Женева, 1925 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудя­щимся при несчастных случаях»одна из первых, которая за­крепила коллизионный принцип - одинаковое возмещение для граждан своей страны и граждан других государств (ра­тифицировавших эту конвенцию) при несчастном случае на производстве (ст. 1). Это равноправие обеспечивается по отно­шению к иностранным работникам и их иждивенцам незави­симо от их местожительства (ч. 1 ст. 1).

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах соци­ального обеспечения» (Женева, 1952 г.) устанавливает виды обеспечения: медицинская помощь; пособия по болезни; по­собия по безработице; пособие по старости; пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания; семей­ные пособия; пособие по беременности и родам; пособие по инвалидности; пособие по случаю потери кормильца. Кон­венции МОТ закрепляют равноправие граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства в области соци­ального обеспечения (конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в обла­сти социального обеспечения (Женева, 28.06.1962 г.)). Конвен­ция закрепляет виды обеспечения: медицинская помощь; по­собия по болезни; пособия по беременности и родам; пособия по инвалидности; пособия по старости; пособия по случаю потери кормильца; пособия в случае трудового увечья и про­фессионального заболевания; пособия по безработице; семей­ные пособия. Государство, обеспечивает предоставление толь­ко тех видов социального обеспечении, в отношении которых взяло на себя обязательства при ратификации. Применяются эти условия среди государств, являющихся членами МОТ и ратифицировавшими соответствующую конвенцию. Анало­гичное правило действует в отношении моряков (Конвенция МОТ № 165 «О социальном обеспечении моряков» (пересмо­тренная) (Женева, 09.10.1987 г.)). Статья 17 Конвенции закре­пляет в отношении социального обеспечения моряков следу­ющие коллизионные правила: применяется законодательство только одного государства, которым может являться либо за­конодательство страны флага, либо законодательство страны места жительства моряка.

Кроме того, для решения коллизии закон относительно социального обеспечения собственных граждан, иностранцев и лиц без гражданства, конвенция МОТ № 157 «Об установ­лении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Женева, 1982 г.) устанавливает сле­дующие коллизионные правила применяемого законодатель­ства (ст. 5):

  • закон места работы: даже если работник проживает или его работодатель находится на территории другого го­сударства; для работающих не по трудовому договору, но обычно осуществляющим свою трудовую деятельность на тер­ритории одного из государств (даже если они проживают на территории другого государства)
  • закон флага государства, под которым плавает судно: для тех, кто работает по трудовому договору и без него (даже если они проживают на территории трудового государства или работодатель зарегистрирован на территории другого го­сударства);
  • закон страны проживания (если они не работают).

Конвенция МОТ № 157 устанавливает принцип сохране­ния приобретённых прав и выплату пособий за границей (ст. 9): каждое государство гарантирует выплату денежных посо­бий по инвалидности, старости, потере кормильца, пенсий в случае трудового увечья, а также пособий в случае смерти, право на которые приобретено по его законодательству ино­странным граждан, законно находящимся на территории это­го государства, беженцам, лицам без гражданства.

В объединённой Европе действуют акты глобальных меж­дународных организаций в области социального обеспечения (Хартия социального обеспечения, Гавана, 15 февраля 1982. г.), и региональные стандарты, например, Европейский кодекс со­циального обеспечения (Страсбург, 16 апреля 1964 г.). В них устанавливается коллизионный принцип предоставления права на социальное обеспечение каждому работающему или временно не работающему, а также потерявшим трудоспособ­ность и членам его семьи, находящимся на его иждивении.

Относительно стран ЕС и проживающих там гражданах основным является Регламент № 1408/71 от 14 июля 1971 г. (с изм. и доп.) и № 574/72 (порядок применения регламента № 1408/71) от 21 марта 1972 (с изм. и доп.). Регламент № 1408/71 применяется к наёмным работникам, лицам самостоятельно обеспечивающим себя работой, членам семьи работников, вдовам (вдовцам) работников. Регламент применяется к граж­данам ЕС. Он включает коллизионные правила, указанные в конвенции МОТ № 157. Например, для безработных граждан пособие по безработице будет начислять по правилам страны проживания, а для государственных случающих будет приме­няться закон государства, где он принят на государственную службу.

О пенсионном обеспечении иностранных граждан в рам­ках СНГ принято Соглашение о гарантиях прав граждан го- сударств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.), где устанавливается коллизионное правило о том, что пенсионное обеспечение граждан госу­дарств - участников Соглашения и членов их семей осущест­вляется по законодательству государства, на территории кото­рого они проживают.

Важным, в настоящее время, является вопрос о пенси­онном и социальном обеспечении лиц, работающих и про­живающих на территории государств Евразийского эконо­мического союза (ЕАЭС). Так, в Договоре о ЕАЭС поставлена цель — создание единого экономического рынка трудовых ресурсов, следовательно, необходимо решить вопрос о взаим­ном пенсионном и социальном обеспечении. Однако, вопрос о так называемой «мобильности» пенсий в рамках ЕАЭС так и не решён. Планируется подписание указанного договора в 2018 году. Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила Договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран — членов ЕАЭС еще год назад. Целью документа являет­ся обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения при формировании и экспорте пенсий, защита пенсионных прав, приобретённых трудящимися в государствах-членах, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспе­чения между партнёрами по Союзу. Проект Договора предус­матривает зачёт трудового стажа, полученный в государствах ЕАЭС. Например, гражданин Кыргызстана, проработав пять лет в Беларуси, может быть уверен, что этот период будет за­чтён в страховой стаж. При этом определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) работников государств-членов и членов их семей осуществля­ется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Их трудовой (страховой) стаж засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государ­ства трудоустройства. Пенсионное обеспечение работников и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а может также определяться от­дельным международным договором между государствами — членами ЕАЭС. Составной частью Договора о ЕАЭС является протокол № 30 об оказании медицинской помощи трудящим­ся государств-членов и членам их семей.

Следует отметить, что если будет решён вопрос о «мо­бильных пенсиях», то можно с уверенностью ожидать нового витка трудовой миграции в России, так как у нас пока самый высокий размер страховой пенсии среди стран ЕАЭС. По раз­меру с ней сопоставима пенсия только в Казахстане: в 2016 г. в России пенсия составляла по валютному курсу почти 210 дол­ларов в месяц, а в начале 2017 г. — 236 долларов в месяц. По данным Росстата, в 2016 г. средняя назначенная пенсия в Рос­сии составила почти 12,4 тыс. руб. в месяц. Только Казахстан может похвастаться сопоставимыми пенсиями: в 2016 г. они составляли в среднем 170 долларов, в 2017 г. ожидается их рост до 207 долларов в месяц. В Белоруссии пенсии находятся на уровне 150-155 долларов в месяц, в Армении — 83-84 доллара, в Киргизии — 75 долларов.

Двусторонние договоры в области социального обеспе­чения также предусматривают разрешение коллизий законов в рассматриваемой области. Так, международный договор от 8 декабря 2011 г. между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении,9 предусматривает виды социального обеспечения в России: пособия по болезни и материнству, к которым относятся пособие по временной нетрудоспособности, единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам, единовре­менное пособие при рождении ребёнка и ежемесячное посо­бие по уходу за ребёнком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по случаю по­тери кормильца; обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний; пособия на погребение; посо­бие на детей, к которым относятся единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ре­бёнком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. В Чешской республике это обеспечение: посо­биями по болезни и материнству; пенсиями по инвалидности; пенсиями по старости; пенсиями по случаю потери кормиль­ца; пособиями в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием; пособиями на погребение; пособиями на детей. Договор предусматривает коллизионный принцип распространения указанных видов социального обе­спечения на работников и членов их семей - закон места ра­боты.

Похожий коллизионный принцип заложен и в догово­ре от 27 февраля 2009 г. между Российской Федерацией и Ре­спубликой Болгарией - на застрахованных лиц распростра­няется законодательство страны места работы. Так, договор закрепляет, что граждане договаривающихся государств, про­живающие в России и Болгарии, приравниваются в правах и обязанностях по видам социального обеспечения, указанных в ст. 2 Договора. Важным является и то, что в случае возвра­щения на родину граждане сохраняют право на получение назначенной им пенсии (за исключением социальной пенсии (Россия) и социальной пенсии по старости (Болгария) (ст. 5). Кроме того, указанный Договор содержит и иные коллизион­ные правила: 1)на застрахованных лиц, которые осуществляют трудовую деятельность на территории обеих Договариваю­щихся Сторон, распространяется законодательство той До­говаривающейся Стороны, на территории которой это лицо проживает; 2)на работника, направленного в командировку на территорию Договаривающихся государств (за границу), но не более двух лет (с правом продления на один год), рас­пространяется социальное законодательство того государства, которое командировало работника; 3)на дипломатических и консульских работников, а также домашних работников рас­пространяются нормы Венской конвенции о дипломатиче­ских сношениях от 18 апреля 1961 года и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года; 4)для членов экипажей судов применима коллизионная привязка - закон флага, а для работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, ремонту судов, охране порта - закон страны места нахождения порта, то есть места работы; 5)для работников транспорта, занятых на международных перевозках (то есть по территории договаривающихся государств) применяется закон того государства, где зарегистрировано транспортное предприятие.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоян­но проживающие на территории Российской Федерации име­ют право на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» на тех же основани­ях, что и граждане Российской Федерации, если иное не пред­усмотрено настоящим Федеральным законом или междуна­родными договорами Российской Федерации. Положения указанного Федерального закона, определяющие пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, распростра­няются также на иностранных граждан, проходивших воен­ную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и членов их семей.

Для выезжающих граждан Российской Федерации на постоянное место жительства за границу предусмотрена воз­можность получения назначенной трудовой пенсии в ст. 27 Фе­дерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», где предусмотрено, что порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жи­тельство за пределы территории Российской Федерации, уста­навливается Правительством Российской Федерации.

Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пре­делы территории Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. предусматривает, что пенсия выплачивается гражданам на территории Российской Федерации на основании поданного ими или их представителями заявления о выезде за пределы территории Российской Федерации по установленной форме на бумажном носителе или в форме электронного докумен­та, порядок оформления которого определяется Правитель­ством Российской Федерации. Заявление может быть подано не ранее чем за один месяц до дня выезда непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение граждани­на на территории Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего поль­зования, в том числе информационно-телекоммуникацион­ной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или через многофункци­ональный центр предоставления государственных и муници­пальных услуг по месту выплаты пенсии. К заявлению, при­лагаются:

а) справка, подтверждающая постоянное место житель­ства за пределами Российской Федерации, с указанием даты переезда, в том числе из одного иностранного государства в другое, которая выдается дипломатическим представитель­ством или консульским учреждением Российской Федерации. Для выплаты пенсий, назначенных детям, братьям, сестрам и внукам, не достигшим 18 лет, и гражданам, признанным в установленном порядке недееспособными, получателями ко­торых являются их законные представители, указанная справ­ка представляется в отношении гражданина, которому назна­чена пенсия, и его законного представителя;

б) справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации (для выплаты пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым ухо­дом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет) выданная дипломатиче­ским представительством или консульским учреждением Рос­сийской Федерации. Справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы может быть выдана компетентным ор­ганом (должностным лицом) иностранного государства.

В случае непредставления справок, выплата пенсии при­останавливается (прекращается) и впоследствии возобнов­ляется (восстанавливается) в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Выплата пенсии производится на территории Россий­ской Федерации в рублях путем зачисления на счет гражда­нина в кредитной организации органом, осуществляющим его пенсионное обеспечение на территории Российской Фе­дерации, либо по доверенности представителю гражданина. Выплата пенсии производится в установленном размере, за исключение сумм, выплата которых в соответствии с законода­тельством Российской Федерации обусловлена проживанием на территории Российской Федерации. Перерасчет, индекса­ция и корректировка размера пенсии, подлежащей выплате, производится в порядке и в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Продление выплаты пенсии гражданину производится ежегодно при условии представления один раз в год в Пенси­онный фонд Российской Федерации или орган, осуществляю­щий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых.

Документ, подтверждающий факт нахождения гражда­нина в живых, выдается нотариусом на территории Россий­ской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. Подтверждение факта на­хождения гражданина в живых может осуществляться путём его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Пен­сионный фонд Российской Федерации или орган, осущест­вляющий его пенсионное обеспечение на территории Россий­ской Федерации. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолже­ния выплаты пенсии в соответствующем периоде по установ­ленной форме.

Для выплаты пенсий, назначенных детям, братьям, сё­страм и внукам умершего кормильца, не достигшим 18 лет, и гражданам, признанным в установленном порядке недееспо­собными, получателями которых являются их законные пред­ставители, подтверждение факта нахождения гражданина в живых производится в отношении гражданина, которому на­значена пенсия, и его законного представителя.

В связи с этим, интерес постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2017 № 36-П «По делу о проверке конститу­ционности пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с запросом Кузнецкого районного суда Пензенской области», в котором было отмечено, что в условиях интеграции системы образования Российской Фе­дерации в мировое образовательное пространство, развития сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, а также международной академической мо­бильности обучающихся (пункт 5 части 1 статьи 3, статья 105 названного Федерального закона) возможность реализации права на выбор организации, осуществляющей образователь­ную деятельность, не ограничивается только российскими ор­ганизациями. Это в полной мере соответствует требованиям как Конституции Российской Федерации, закрепляющей пра­во каждого свободно выезжать за пределы Российской Федера­ции (статья 27, часть 2) и не содержащей каких-либо ограниче­ний в отношении выбора страны выезда, времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное), так и международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из статьи 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора учебного заведения. Исходя из этого, реализация граждани­ном Российской Федерации права на выбор организации, осу­ществляющей образовательную деятельность, предполагает возможность обучения как в российских, так и в иностранных учебных заведениях, причем действующее законодательство об образовании не препятствует самостоятельному (без на­правления на учебу) поступлению российских граждан в ино­странные образовательные организации и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования. В некоторых же случаях и при определенных условиях самостоятельное поступление в иностранные обра­зовательные организации дает право на специальные меры социальной поддержки, связанные с компенсацией расходов, обусловленных обучением. Так, Указом Президента Россий­ской Федерации от 28 декабря 2013 года N 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации» предусмотрено осуществление мер, направленных на соци­альную поддержку граждан Российской Федерации, самосто­ятельно поступивших в ведущие иностранные образователь­ные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и на обеспече­ние их трудоустройства в соответствии с полученной квали­фикацией в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации; при этом меры социальной под­держки предоставляются на конкурсной основе при условии обучения лица в указанных образовательных организациях по очной форме обучения по образовательным программам, относящимся в соответствии с законодательством Российской Федерации к образовательным программам высшего обра­зования (программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программы ординатуры), и принятия им на себя соответствующего обя­зательства по трудоустройству (пункт 1, подпункт «а» пункта 2). Механизм предоставления такого рода мер определен Про­граммой социальной поддержки граждан Российской Феде­рации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специ­альностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обе­спечения их трудоустройства в организации, зарегистриро­ванные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 года №568), предусматривающей, что меры социальной поддержки участников Программы осуществляются в целях финансового обеспечения расходов на обучение в ведущей иностранной об­разовательной организации, проезд до места ее нахождения и обратно до места жительства участника Программы, меди­цинское страхование, проживание, питание, приобретение учебной и научной литературы, оплату комиссии кредитной организации за услуги по перечислению средств (абзац пер­вый раздела II).

Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации направляют через Мини­стерство иностранных дел Российской Федерации в Пенсион­ный фонд Российской Федерации в порядке, установленном заключённым между ними соглашением об электронном вза­имодействии:

информацию о личной явке гражданина в дипломатиче­ское представительство или консульское учреждение Россий­ской Федерации с целью продолжения выплаты пенсии в со­ответствующем периоде;

информацию, отражённую в выданных ими справках.

Поступившая в Пенсионный фонд Российской Федера­ции информация в отношении гражданина незамедлитель­но направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифи­цированной электронной подписью. В этих случаях пред­ставление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина, соответствующих документов на бумажном носи­теле не требуется.

При переезде гражданина из одного иностранного госу­дарства на постоянное жительство в другое государство ему необходимо с учётом срока, установленного ч. 5 ст. 26 Феде­рального закона «О страховых пенсиях», известить об этом орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на тер­ритории Российской Федерации, с указанием адреса нового места жительства.

При возвращении гражданина на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенной ему пенсии, не полученной им за время проживания за пределами Россий­ской Федерации, выплачиваются за прошедшее время в по­рядке, установленном законодательством Российской Федера­ции. В качестве документов, подтверждающих возвращение гражданина на постоянное жительство в Российскую Федера­цию, представляются:

а)    гражданами Российской Федерации - паспорт гражда­нина Российской Федерации с отметкой о регистрации по ме­сту жительства на территории Российской Федерации;

б)   иностранными гражданами и лицами без гражданства - вид на жительство.

Назначенная до 1 января 2015 г. пенсия, выплата которой гражданину производилась за пределы Российской Федера­ции, по его желанию может выплачиваться на территории Российской Федерации при подаче им в орган, осуществляв­ший его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации до выезда на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, заявления в произвольной форме. В этом случае орган, осуществлявший пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, запраши­вает в Пенсионном фонде Российской Федерации информа­цию о прекращении перевода пенсии за пределы Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе. Информация о прекращении пере­вода пенсии за пределы Российской Федерации направляется Пенсионным фондом Российской Федерации в орган, осущест­влявший пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе.

В целях перевода пенсии, назначенной в рамках между­народных договоров Российской Федерации, за пределы Рос­сийской Федерации орган, осуществляющий пенсионное обе­спечение гражданина на территории Российской Федерации, на основании запроса Пенсионного фонда Российской Феде­рации закрывает выплатное дело и направляет справку по выплатному делу лица, выезжающего (выехавшего) на посто­янное жительство за пределы территории Российской Федера­ции, по установленной форме в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся граждани­ну и оставшиеся не полученными в связи с его смертью, выпла­чиваются членам его семьи (ч. 2 ст. 10 и ч. 3-4 ст. 26 Федерально­го закона «О страховых пенсиях»).

Аналогичный порядок установлен в отношении выплаты накопительной пенсии за страхованным лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации (ст. 14 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О нако­пительной пенсии»).

ШЕСТЕРЯКОВА Ирина Владимировна
доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии, доцент

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях