Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Процесс глобализации и некоторые особенности ее влияния на трудовую миграцию в странах центральной Азии

Проблемы глобализации исследуются различными уче­ными, представляющими самые разные области научного знания.

В большинстве случаев глобализацию ассоциируют с участием и включением большинства государств и обществ во взаимные отношения, что вызывает усложнение обществен­ных отношений в финансово-экономическом, общественно­политическом, социальном и правовом аспектах, что также тесно связано с расширением информационного пространства и развитием современных технологий. В свою очередь, глоба­лизация вызывает приток капиталов и трудовых мигрантов.

Согласно оценкам ООН, только легальных трудовых ми­грантов в мире насчитывается от 120 до 200 млн человек. Ми­грируя из страны в страну, рабочая сила, являющаяся важней­шим фактором производства и представляя себя в качестве товара в масштабах международной экономики, формирует международный рынок рабочей силы, объединяющий наци­ональные и региональные рынки. Современный процесс меж­дународной миграции, оказывая влияние на различные сторо­ны жизни общества, в частности на экономику, демографию, социологию и т.д., имеет свою специфику. Интенсивность и масштабы расширения трудовой миграции значительно из­меняют ситуацию, как на национальных, так и на междуна­родном рынках труда.

Изучение проблем трудовой миграции в отдельных стра­нах все чаще находится в центре внимания общественности развитых стран, нося полемический характер ввиду противо­речивости суждений и мнений оппонентов. Несмотря на исто­рически длительное существование эволюционного процесса, однозначная оценка роли миграции в литературе отсутствует. Большая часть западных исследователей склоняется к пози­тивному влиянию иммиграции на рынок труда. К примеру, К. Зиммерманн считает, что «иммиграция усиливает гибкость рынка труда и воздействует на него позитивно даже при вы­соком исходном уровне безработицы». А Дж. Борхас уверен, что «иммигра­ция способствует повыше­нию эффективности рынка труда, благодаря чему эко­номика США ежегодно может выигрывать около 10 млрд. долларов». Большинство ученых безапелляционно утвержда­ют, что иммиграция обеспечивает принимающим обществам недостающие трудовые ресурсы и вносит значительный вклад в их экономическое развитие, в последнее время все чаще под­вергают его сомнениям и критике. Оригинален, на наш взгляд, подход Ж. Файоль, который отмечает, что иммиграция не­квалифицированных работников, широко представленных на рынке труда, способствует усилению общей тенденции к падению их оплаты относительно оплаты квалифицирован­ных, что ведет к росту разрыва в их заработках, в частности, в ущерб неквалифицированному труду. Многие выступают за рестриктивную иммиграционную политику. Отдельные ис­следователи причину этого видят в проявившихся, особенно в последнее время, негативных социально-политических по­следствиях, опасных для жизни человека, и в первую очередь, в усилении угрозы терроризма, эрозии национальной иден­тичности, росте межэтнических конфликтов и экстремизма в центрально-азиатском регионе.

Разные, диаметрально противоположные, оценки имми­грации скорее происходят из специфики ее природы, как многопланового явления, оказывающего неоднозначное влияние на различные параметры экономической жизнедеятельности принимающего общества. Согласно определению Глобаль­ной комиссии ООН по международной миграции, миграция представляет собой комплекс политических, экономических и социальных факторов. Во многом это объясняет ее двойствен­ный характер, т.е. отнесение к позитивным или негативным последствиям международной миграции не может быть одно­значным и до конца определенным.

Как показывает мировой опыт, особенность современной международной трудовой миграции состоит в значительном ее росте, причем увеличивающемся год от года ускоренными темпами. И причина этого, как видится, в следующем. Техни­ческий прогресс и экономическая глобализация, охватившие все сферы мировой экономики, породили новый спрос на ка­дры и рабочую силу во многих регионах мира. Развитие про­изводства в условиях НТР, а также углубление международно­го разделения труда делают проблематичным удовлетворение спроса на них в соответствии с современными требованиями и навыками за счет внутренних рынков труда, как это было раньше. Естественно, что в создавшейся ситуации на повестку дня выходит привлечение необходимой рабочей силы извне, т.е. возможность удовлетворения спроса за счет трудящихся- мигрантов.

Распад СССР и образование новых государств во многом изменили миграционную ситуацию в мире, стимулировав массовый рост географической миграции, том числе и в Цен­трально азиатском регионе. В процессе глобализации страны Центрально азиатского региона, как и другие регионы мира, становятся участниками мировых миграционных перемеще­ний, и потому представляется важным знание форм и видов миграции, их проявление и воздействие на национальный ры­нок труда.

История становления независимости для стран Содру­жества независимых государств, в том числе и Центрально азиатских стран, отмечен резким повышением трансгранич­ных миграционных процессов. Развитие новых независимых государств сопровождалось радикальными политическими и социально-экономическими реформами, связанными с из­менением общественно-политического строя, определением границ национальных территорий, снятием ограничений на передвижение, разрушением сложившихся межреспубликан­ских хозяйственных связей и ожидаемым ухудшением поли­тического и социального климата как внутри национальных образований, так и между ними.

Если миграция вообще, и трудовая в частности, во всем мире явление не новое и активно используемое, то страны Центрально азиатского региона столкнулись с этой пробле­мой с момента суверенизации, причем возникла она в сти­хийной и неуправляемой форме. Объемы и направление миграционных потоков во многом обусловлены социально­экономической ситуацией, сложившейся в странах региона. В контексте привлекательности рынка труда Казахстан, наряду с Россией, представляется «принимающим» государством, а Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан - «отправляющими». Миграционный поток из этих стран носит экономический характер в силу сохраняющихся различий в достигнутом уровне развития. Если Таджикистан и Кыргызстан все еще продолжают восстанавливать свои экономики при объемах ВВП ниже уровня 1991 года, то Казахстан со среднегодовыми темпами экономического роста в 9-10% входит в десятку наи­более динамично развивающихся стран мира. В 2006 году ВВП на душу населения здесь составил 5045 долл. США, в то вре­мя как в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане - 542, 402 и 522 долл. соответственно. Стабильный экономический рост обусловил устойчивый рост денежных индикаторов благосо­стояния граждан республики. Исходя из национальных курсов валют, установленных национальными банками, средняя за­работная плата в Казахстане в июне 2016 года соответствовала 429, в Кыргызстане - 107, Таджикистане - 53 долл. США. Таким образом, различия в уровне социально-экономического разви­тия однозначно представляются стимулирующим фактором оттока мигрантов из этих стран с более низким уровнем до­ходов в Казахстан, страну с более высоким уровнем доходов.

Помимо различий в доходах одним из важных факторов усиления миграционных потоков из этих стран представляет­ся избыток трудовых ресурсов. В частности, ситуация на рынке труда Узбекистана усугубляется тем, что рожденные в 1980-е годы, на которые пришелся пик рождаемости, в настоящее время достигли трудоспособного возраста. Примечательно, что при населении в 26 млн чел. отмечается его ежегодное увеличение на 300 тыс., причем, по демографическим про­гнозам, Узбекистан - единственная среднеазиатская страна, где сохранятся высокие темпы роста населения. Несмотря на наблюдающийся в последнее время экономический рост в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, очевидно, процесс создания новых рабочих мест не отвечает требованиям време­ни по обеспечению необходимой сферы занятости населения, особенно для молодежи, что вынуждает искать заработки за пределами своей страны. Если учесть, что в течение I полуго­дия 2016 года в Казахстане из числа обратившихся незанятых граждан в службы занятости трудоустроено 83,9%, в Кыргыз­стане - 45,5%, Таджикистане- 19%, то возрастающий из года в год миграционный поток вполне оправдан и проблема оттока рабочей силы из этих республик на сегодня не убывает.

Согласно мировой практике, одним из позитивных воз­действий международной миграции на страны, отдающие рабочую силу, является возможность притока валютных по­ступлений, порой в значительных размерах, за счет денежных переводов трудовых мигрантов. По оценкам МВФ, в 2015 году денежные переводы гастарбайтеров превысили объемы ино­странных инвестиций, гуманитарной помощи и поступлений от экспорта. Так, в 2014 году общий объем переводов из 90 раз­вивающихся стран достиг более 100 млрд долл. По мнению западных экспертов, денежные поступления способствуют снижению уровня бедности, особенно среди наименее обе­спеченных слоев населения. Так, по данным Adams and Page (2013), увеличение удельного веса мигрантов в населении стра­ны на 10% обусловливает снижение доли населения с дохода­ми менее 1 долл. в день на 1,9%.

Это в принципе согласуется с ситуацией, сложившей­ся в республиках Центральной Азии. К примеру, в 2013 году объемы денежных переводов в Таджикистане составили 256 млн долл., при этом эксперты отмечают, что для 81,7% до­мохозяйств именно доходы от трудовой миграции являются основным источником существования. Около 400 млн долл. ежегодно через различные каналы поступает в Узбекистан. По данным Всемирного банка, на денежные поступления ми­грантов в Таджикистане приходится более 30% ВВП, в Кыргыз­стане - свыше 10%.

Теоретически денежные поступления представляются потенциальным источником макроэкономического роста и благосостояния населения. Однако здесь следует учитывать та­кие проблемные факты: во-первых, невозможность полностью учесть, а значит, использовать поступающие так называемые «возвращаемые» деньги, так как часть их, и порой немалая, поступает через неофициальные каналы. Во-вторых, они мо­гут иметь положительный эффект только при условии, что развитие потребительской сферы основано не только на им­порте, но и на работе внутренних производителей. При всем при этом следует отметить большую позитивную значимость трудовой миграции для среднеазиатских стран в аспекте раз­рядки социальной напряженности пи фоне обвального паде­ния производства, высокого уровня безработицы, больших масштабов бедности, охвативших эти страны.

Для современной миграции характерны двусторонние потоки и, следовательно, одно и то же государство выступает, как в роли «принимающего», так и «отправляющего». Цен­тром повышенной миграционной активности в Центральной Азии стал Казахстан. Примечательно, что здесь действуют все виды и формы трудовой миграции, имеющие неоднозначные проявления. Республика выступает как страна происхожде­ния, транзита и назначения миграции, через территорию которой передвигаются большие массы людей. Поэтому весь комплекс проблем, связанных с трудовой миграцией, про­тиворечивость ее воздействия на рынок труда, характерные в глобальном масштабе, находят отражение на ее территории. Трудовая миграция массово и динамично проходит по всем направлениям в рамках Центральной Азии, стран СНГ и стран вне СНГ. Позитивные оценки Казахстана как страны с поли­тической стабильностью, отсутствием военных конфликтов, с более высоким жизненным уровнем, благоприятной экономи­ческой ситуацией привлекают к себе внимание многих граж­дан из других стран. По оценкам Всемирного банка, Казахстан вошел в первую десятку стран по приему мигрантов, являясь основной принимающей страной в Центральной Азии, где число мигрантов ежегодно варьирует в пределах 300-500 тыс. чел.

Официальные данные Агентства РК по статистике свиде­тельствуют о том, что Казахстан сегодня в целом со странами СНГ, за исключением России, Беларуси, Украины, имеет по­ложительное сальдо, составившее в первом полугодии 2016 года 7413 человек. При этом отмечено, что наибольшее число мигрантов прибывает из Узбекистана и России, на долю кото­рых приходится соответственно 49,5 и 18,9%. Из стран вне СНГ положительное сальдо сложилось с такими странами, как Китай, Монголия, Турция, Иран. В частности, из Китая число прибывших мигрантов составило 49,2%, из Монголии - 36,2%, из Германии - 6,1%. Показательно, что доля иммигрантов тру­доспособного возраста составила 72,8%. В целом же по стране на 100 эмигрантов указанной категории приходится 207 им­мигрантов.

По данным Агентства РК по статистике, в настоящее вре­мя на территории Казахстана трудятся иностранные гражда­не из 105 стран мира. Причем в последние годы наблюдается тенденция стабильного роста трудовой миграции. Если в 2012 году число иностранных специалистов составило 12 тысяч, то в 2016 - число их достигло 40,9 тысячи человек. Из обширного диапазона стран, представляющих рабочую силу, к примеру, из Турции прибыло 17 300 чел., Китая - 5000, Кыргызстана - 4000, Великобритании - 1650, Филиппин - 1350, Индии - 1370, Венгрии - 1040, России - 940 и т.д. Всего же на 1 октября 2007 года в Казахстане трудилось по официальным каналам около 42 тыс. трудовых мигрантов.

Под влиянием современных процессов глобализации Ка­захстан все в большей степени становится участником миро­вых миграционных перемещений и потому представляется важным знание их форм и видов, проявление и воздействие на национальный рынок труда. Определение значимости тру­довой миграции для принимающей страны в силу ее много­плановости представляется сложным вопросом, имеющим не­сколько ракурсов. В глобальном масштабе такие процессы, как сокращение и старение населения, изменение соотношения между трудоспособной его частью и нетрудоспособной не в пользу первой, и в результате общая структурная недостаточ­ность трудовых ресурсов на рубеже тысячелетий становятся уже очевидными фактами. Так, по прогнозам ООН, развитым странам для сохранения в 2050 году экономически активного населения на уровне 2010 года, в частности ЕС, предстоит еже­годно принимать 1,4 млн иностранцев, а для снижения соот­ношения между экономически активной и неактивной частя­ми населения - 12,7 млн чел. Если рассматривать эти факторы сквозь призму специфики социодемографической ситуации, сложившейся в Казахстане, то правомерность этого тезиса в пользу трудовой миграции очевидна. С точки зрения заселен­ности огромной территории в 2,5 млн кв. км. и плотностью на­селения 5,6 чел. на 1 кв. метр, т.е. при 700 га, приходящихся на одного жителя страны, совершенно очевидна нехватка тру­довых ресурсов, равно как и возможность в определенной сте­пени решения этой проблемы за счет трудовой миграции. За период 1992-2013 гг. из страны выехало 2,9 млн чел., или около 1/5 части ее населения. При этом 63-65% выбывших в 1990-е годы - граждане трудоспособного возраста, около 45% - воз­растной категории старше 15 лет, люди с высшим и средним специальным образованием.

Социальные последствия количественного и качествен­ного обмена населения между странами далеко не равнознач­ны. Для Казахстана, в частности, произошедшее сокращение численности населения - это потеря накопленного трудового потенциала, т.к. из страны в основном уезжали и уезжают уве­ренные в своих силах и возможностях экономически активные граждане. Несмотря на сложившееся положительное сальдо потока иммигрантов трудоспособного возраста, продолжает­ся отток квалифицированных специалистов из страны. Так, согласно данным Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, в 2006 году отмечено трехкратное снижение числа эмигрантов с выс­шим образованием против 2005 года, и некоторое снижение убытия людей технических специальностей, соответственно, с 4340 против 6630 чел., но факт остается фактом, что отток спе­циалистов сохраняется по сей день. Восполнение же людских потерь даже при наметившейся тенденции естественного при­роста населения представляется достаточно длительным про­цессом.

И хотя экономические мотивы остаются важными де­терминантами миграции, демографические факторы при­обретают все большую значимость. В западных странах про­гнозируется изменение соотношения лиц старше 65 лет и лиц трудоспособного возраста (15-64 года) с 1:3 в 2007 году до 1:2 в 2050 году, т.е. стоит вопрос о сокращении экономически ак­тивного населения, что чревато нехваткой трудовых ресурсов, из которых формируется та часть рабочей силы, которая необ­ходима для содержания общества, в том числе его нетрудоспо­собных членов[9] [10]. Таким образом, миграция, являясь одним из факторов пополнения рабочей силы, может позитивно влиять на изменение соотношения работающего и неработающего населения в стране. Осознание такого важного фактора, как демографическая тенденция, воплотилось в республике через реализацию этнической миграционной политики. В итоге на 1 октября 2016 года на постоянное жительство в Казахстан вер­нулись свыше 565 тыс. этнических казахов, более 62% из кото­рых трудятся в различных сферах экономики страны. Думает­ся, здесь можно говорить о некоторой компенсирующей роли в увеличении численности населения, составившей на 1 января 2017 года 18 044 724 тыс. чел.

К числу факторов положительного воздействия трудо­вой миграции на экономику принимающей страны, в частности, привлечения высококвалифицированной рабочей силы, следует отнести и такой фактор, как возможность эконо­мии средств на подготовку специалистов. По некоторым оцен­кам, еще в 1960-90-е гг. США, и сегодня являющиеся основным центром притяжения профессионалов, импортируя высоко­классных специалистов из разных стран мира, сэкономили на образовании и научной деятельности около 15 млрд долл.

В действующих в настоящее время в Казахстане иностран­ных нефтяных компаниях, открывающих новые, западного типа производства с соответствующими технологиями, на ключевых рабочих местах заняты высококвалифицированные зарубежные специалисты ввиду отсутствия таковых на наци­ональном рынке труда. Анализ трудовой ситуации в целом показывает, что качественный состав трудового потенциа­ла страны неадекватен задачам ускорения диверсификации структуры экономики. На сегодня в республике ощущается нехватка специалистов, отвечающих международным стан­дартам, в т.ч. со знанием иностранных языков, подтвержден­ных специальными знаниями в области наладки и современ­ного оборудования, в частности, в нефтедобывающей отрасли, информационных технологиях. Уже сейчас отдельные отрас­ли, к примеру, машиностроение, металлообработка и другие в процессе модернизации, обновления основного капитала столкнулись с острой потребностью в соответствующих вы­сококлассных специалистах, которых национальный рынок труда представить еще не может. В то же время часть трудо­способного населения, в связи со своими квалификационными параметрами, не сможет найти свое рабочее место. Так, в 2014 году, согласно статистике, на предприятиях промышленности не было заполнено 30% от всех имеющихся вакантных мест, в государственном управлении - 23%, строительстве - 14%, в сфере по операциям с недвижимостью - 9%.

К сожалению, республиканскому рынку труда не под силу поставлять адекватную неквалифицированную рабочую силу. Помимо возрастающего спроса на рабочую силу в сфере высоких технологий и услуг на рынке труда всегда ощущается нехватка национальных работников непрестижных массовых профессий. К примеру, широкое использование дешевого низкоквалифицированного труда иностранцев служит важ­ным фактором функционирования целого ряда традицион­ных отраслей. В частности, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии - 40% строительных ра­бочих, в США - 70% занятых в аграрном секторе.

При этом не следует недооценивать, умалять значимость и спрос на малоквалифицированный труд. Это можно объяс­нить следующим образом. Как правило, позитивное воздей­ствие квалифицированной рабочей силы не вызывает сомне­ния и принимается как аксиома. Однако при более детальном рассмотрении воздействия на хозяйственное развитие высоко­квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы оказывается, что здесь не все так просто, как кажется. С одной стороны, широкое использование дешевого иностранного тру­да в той или иной отрасли может привести к значительному снижению производительности труда, замедляя процесс мо­дернизации. Нехватка же собственных трудовых ресурсов при отсутствии иностранной рабочей силы чревата снижением производства, с другой стороны. Вместе с тем, занимая пусту­ющие ниши, чаще всего невостребованные местными работ­никами, иностранные мигранты способствуют более произ­водительному использованию квалифицированных местных кадров, т.е. на производительность квалифицированного тру­да оказывает влияние наличие возможности использования труда неквалифицированного. Таким образом, резюмируя вышесказанное, с учетом того, что, по прогнозам Агентства Ре­спублики Казахстан по статистике, потребность Казахстана в рабочей силе в 2016 году составила 1,2-1,8 млн чел., очевидно, что трудовая миграция казахстанской экономике нужна. Для нас это самый приемлемый способ пополнения наших трудо­вых ресурсов.

По результатам многочисленных исследований отметим в целом позитивный характер трудовой миграции. В част­ности, по мнению французских ученых, «иммиграция благо­творна для национальной экономики и общий выигрыш в производительности превышает заработки иммигрантов». Оценивая баланс этих показателей, ученые склоняются к тому, что объем производимого иммигрантами богатства превыша­ет расходы на выплату заработной платы и их социальное обслуживание.

В заключение хотелось бы обобщить позитивные момен­ты международной миграции и указать на ее многосторон­нее воздействие на экономику страны. Однако необходимо отметить и отрицательные моменты. Это касается, в первую очередь, изменения ситуации на рынке малоквалифициро­ванного труда. Сегодня ситуация такова, что основную массу трудовых мигрантов в нашу страну составляет неквалифици­рованная рабочая сила. Как правило, требования к заработ­ной плате и условиям труда у этой категории значительно занижены, и понятно, что, несмотря на наличие собственных безработных, работодатели предпочитают принимать таких работников. Соглашаясь работать по заниженным ставкам, мигранты, сбивая цены на рынке труда, усугубляют ситуацию, вытесняя местных рабочих, согласных занять эти рабочие ме­ста, но при условии более высокой оплаты своего труда.

АЮПОВА Зауре Каримовна
доктор юридических наук, профессор Казахского национального аграрного университета

КУСАИНОВ Дауренбек Умирбекович
доктор философских наук, профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях