Проблемы глобализации исследуются различными учеными, представляющими самые разные области научного знания.
В большинстве случаев глобализацию ассоциируют с участием и включением большинства государств и обществ во взаимные отношения, что вызывает усложнение общественных отношений в финансово-экономическом, общественнополитическом, социальном и правовом аспектах, что также тесно связано с расширением информационного пространства и развитием современных технологий. В свою очередь, глобализация вызывает приток капиталов и трудовых мигрантов.
Согласно оценкам ООН, только легальных трудовых мигрантов в мире насчитывается от 120 до 200 млн человек. Мигрируя из страны в страну, рабочая сила, являющаяся важнейшим фактором производства и представляя себя в качестве товара в масштабах международной экономики, формирует международный рынок рабочей силы, объединяющий национальные и региональные рынки. Современный процесс международной миграции, оказывая влияние на различные стороны жизни общества, в частности на экономику, демографию, социологию и т.д., имеет свою специфику. Интенсивность и масштабы расширения трудовой миграции значительно изменяют ситуацию, как на национальных, так и на международном рынках труда.
Изучение проблем трудовой миграции в отдельных странах все чаще находится в центре внимания общественности развитых стран, нося полемический характер ввиду противоречивости суждений и мнений оппонентов. Несмотря на исторически длительное существование эволюционного процесса, однозначная оценка роли миграции в литературе отсутствует. Большая часть западных исследователей склоняется к позитивному влиянию иммиграции на рынок труда. К примеру, К. Зиммерманн считает, что «иммиграция усиливает гибкость рынка труда и воздействует на него позитивно даже при высоком исходном уровне безработицы». А Дж. Борхас уверен, что «иммиграция способствует повышению эффективности рынка труда, благодаря чему экономика США ежегодно может выигрывать около 10 млрд. долларов». Большинство ученых безапелляционно утверждают, что иммиграция обеспечивает принимающим обществам недостающие трудовые ресурсы и вносит значительный вклад в их экономическое развитие, в последнее время все чаще подвергают его сомнениям и критике. Оригинален, на наш взгляд, подход Ж. Файоль, который отмечает, что иммиграция неквалифицированных работников, широко представленных на рынке труда, способствует усилению общей тенденции к падению их оплаты относительно оплаты квалифицированных, что ведет к росту разрыва в их заработках, в частности, в ущерб неквалифицированному труду. Многие выступают за рестриктивную иммиграционную политику. Отдельные исследователи причину этого видят в проявившихся, особенно в последнее время, негативных социально-политических последствиях, опасных для жизни человека, и в первую очередь, в усилении угрозы терроризма, эрозии национальной идентичности, росте межэтнических конфликтов и экстремизма в центрально-азиатском регионе.
Разные, диаметрально противоположные, оценки иммиграции скорее происходят из специфики ее природы, как многопланового явления, оказывающего неоднозначное влияние на различные параметры экономической жизнедеятельности принимающего общества. Согласно определению Глобальной комиссии ООН по международной миграции, миграция представляет собой комплекс политических, экономических и социальных факторов. Во многом это объясняет ее двойственный характер, т.е. отнесение к позитивным или негативным последствиям международной миграции не может быть однозначным и до конца определенным.
Как показывает мировой опыт, особенность современной международной трудовой миграции состоит в значительном ее росте, причем увеличивающемся год от года ускоренными темпами. И причина этого, как видится, в следующем. Технический прогресс и экономическая глобализация, охватившие все сферы мировой экономики, породили новый спрос на кадры и рабочую силу во многих регионах мира. Развитие производства в условиях НТР, а также углубление международного разделения труда делают проблематичным удовлетворение спроса на них в соответствии с современными требованиями и навыками за счет внутренних рынков труда, как это было раньше. Естественно, что в создавшейся ситуации на повестку дня выходит привлечение необходимой рабочей силы извне, т.е. возможность удовлетворения спроса за счет трудящихся- мигрантов.
Распад СССР и образование новых государств во многом изменили миграционную ситуацию в мире, стимулировав массовый рост географической миграции, том числе и в Центрально азиатском регионе. В процессе глобализации страны Центрально азиатского региона, как и другие регионы мира, становятся участниками мировых миграционных перемещений, и потому представляется важным знание форм и видов миграции, их проявление и воздействие на национальный рынок труда.
История становления независимости для стран Содружества независимых государств, в том числе и Центрально азиатских стран, отмечен резким повышением трансграничных миграционных процессов. Развитие новых независимых государств сопровождалось радикальными политическими и социально-экономическими реформами, связанными с изменением общественно-политического строя, определением границ национальных территорий, снятием ограничений на передвижение, разрушением сложившихся межреспубликанских хозяйственных связей и ожидаемым ухудшением политического и социального климата как внутри национальных образований, так и между ними.
Если миграция вообще, и трудовая в частности, во всем мире явление не новое и активно используемое, то страны Центрально азиатского региона столкнулись с этой проблемой с момента суверенизации, причем возникла она в стихийной и неуправляемой форме. Объемы и направление миграционных потоков во многом обусловлены социальноэкономической ситуацией, сложившейся в странах региона. В контексте привлекательности рынка труда Казахстан, наряду с Россией, представляется «принимающим» государством, а Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан - «отправляющими». Миграционный поток из этих стран носит экономический характер в силу сохраняющихся различий в достигнутом уровне развития. Если Таджикистан и Кыргызстан все еще продолжают восстанавливать свои экономики при объемах ВВП ниже уровня 1991 года, то Казахстан со среднегодовыми темпами экономического роста в 9-10% входит в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира. В 2006 году ВВП на душу населения здесь составил 5045 долл. США, в то время как в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане - 542, 402 и 522 долл. соответственно. Стабильный экономический рост обусловил устойчивый рост денежных индикаторов благосостояния граждан республики. Исходя из национальных курсов валют, установленных национальными банками, средняя заработная плата в Казахстане в июне 2016 года соответствовала 429, в Кыргызстане - 107, Таджикистане - 53 долл. США. Таким образом, различия в уровне социально-экономического развития однозначно представляются стимулирующим фактором оттока мигрантов из этих стран с более низким уровнем доходов в Казахстан, страну с более высоким уровнем доходов.
Помимо различий в доходах одним из важных факторов усиления миграционных потоков из этих стран представляется избыток трудовых ресурсов. В частности, ситуация на рынке труда Узбекистана усугубляется тем, что рожденные в 1980-е годы, на которые пришелся пик рождаемости, в настоящее время достигли трудоспособного возраста. Примечательно, что при населении в 26 млн чел. отмечается его ежегодное увеличение на 300 тыс., причем, по демографическим прогнозам, Узбекистан - единственная среднеазиатская страна, где сохранятся высокие темпы роста населения. Несмотря на наблюдающийся в последнее время экономический рост в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, очевидно, процесс создания новых рабочих мест не отвечает требованиям времени по обеспечению необходимой сферы занятости населения, особенно для молодежи, что вынуждает искать заработки за пределами своей страны. Если учесть, что в течение I полугодия 2016 года в Казахстане из числа обратившихся незанятых граждан в службы занятости трудоустроено 83,9%, в Кыргызстане - 45,5%, Таджикистане- 19%, то возрастающий из года в год миграционный поток вполне оправдан и проблема оттока рабочей силы из этих республик на сегодня не убывает.
Согласно мировой практике, одним из позитивных воздействий международной миграции на страны, отдающие рабочую силу, является возможность притока валютных поступлений, порой в значительных размерах, за счет денежных переводов трудовых мигрантов. По оценкам МВФ, в 2015 году денежные переводы гастарбайтеров превысили объемы иностранных инвестиций, гуманитарной помощи и поступлений от экспорта. Так, в 2014 году общий объем переводов из 90 развивающихся стран достиг более 100 млрд долл. По мнению западных экспертов, денежные поступления способствуют снижению уровня бедности, особенно среди наименее обеспеченных слоев населения. Так, по данным Adams and Page (2013), увеличение удельного веса мигрантов в населении страны на 10% обусловливает снижение доли населения с доходами менее 1 долл. в день на 1,9%.
Это в принципе согласуется с ситуацией, сложившейся в республиках Центральной Азии. К примеру, в 2013 году объемы денежных переводов в Таджикистане составили 256 млн долл., при этом эксперты отмечают, что для 81,7% домохозяйств именно доходы от трудовой миграции являются основным источником существования. Около 400 млн долл. ежегодно через различные каналы поступает в Узбекистан. По данным Всемирного банка, на денежные поступления мигрантов в Таджикистане приходится более 30% ВВП, в Кыргызстане - свыше 10%.
Теоретически денежные поступления представляются потенциальным источником макроэкономического роста и благосостояния населения. Однако здесь следует учитывать такие проблемные факты: во-первых, невозможность полностью учесть, а значит, использовать поступающие так называемые «возвращаемые» деньги, так как часть их, и порой немалая, поступает через неофициальные каналы. Во-вторых, они могут иметь положительный эффект только при условии, что развитие потребительской сферы основано не только на импорте, но и на работе внутренних производителей. При всем при этом следует отметить большую позитивную значимость трудовой миграции для среднеазиатских стран в аспекте разрядки социальной напряженности пи фоне обвального падения производства, высокого уровня безработицы, больших масштабов бедности, охвативших эти страны.
Для современной миграции характерны двусторонние потоки и, следовательно, одно и то же государство выступает, как в роли «принимающего», так и «отправляющего». Центром повышенной миграционной активности в Центральной Азии стал Казахстан. Примечательно, что здесь действуют все виды и формы трудовой миграции, имеющие неоднозначные проявления. Республика выступает как страна происхождения, транзита и назначения миграции, через территорию которой передвигаются большие массы людей. Поэтому весь комплекс проблем, связанных с трудовой миграцией, противоречивость ее воздействия на рынок труда, характерные в глобальном масштабе, находят отражение на ее территории. Трудовая миграция массово и динамично проходит по всем направлениям в рамках Центральной Азии, стран СНГ и стран вне СНГ. Позитивные оценки Казахстана как страны с политической стабильностью, отсутствием военных конфликтов, с более высоким жизненным уровнем, благоприятной экономической ситуацией привлекают к себе внимание многих граждан из других стран. По оценкам Всемирного банка, Казахстан вошел в первую десятку стран по приему мигрантов, являясь основной принимающей страной в Центральной Азии, где число мигрантов ежегодно варьирует в пределах 300-500 тыс. чел.
Официальные данные Агентства РК по статистике свидетельствуют о том, что Казахстан сегодня в целом со странами СНГ, за исключением России, Беларуси, Украины, имеет положительное сальдо, составившее в первом полугодии 2016 года 7413 человек. При этом отмечено, что наибольшее число мигрантов прибывает из Узбекистана и России, на долю которых приходится соответственно 49,5 и 18,9%. Из стран вне СНГ положительное сальдо сложилось с такими странами, как Китай, Монголия, Турция, Иран. В частности, из Китая число прибывших мигрантов составило 49,2%, из Монголии - 36,2%, из Германии - 6,1%. Показательно, что доля иммигрантов трудоспособного возраста составила 72,8%. В целом же по стране на 100 эмигрантов указанной категории приходится 207 иммигрантов.
По данным Агентства РК по статистике, в настоящее время на территории Казахстана трудятся иностранные граждане из 105 стран мира. Причем в последние годы наблюдается тенденция стабильного роста трудовой миграции. Если в 2012 году число иностранных специалистов составило 12 тысяч, то в 2016 - число их достигло 40,9 тысячи человек. Из обширного диапазона стран, представляющих рабочую силу, к примеру, из Турции прибыло 17 300 чел., Китая - 5000, Кыргызстана - 4000, Великобритании - 1650, Филиппин - 1350, Индии - 1370, Венгрии - 1040, России - 940 и т.д. Всего же на 1 октября 2007 года в Казахстане трудилось по официальным каналам около 42 тыс. трудовых мигрантов.
Под влиянием современных процессов глобализации Казахстан все в большей степени становится участником мировых миграционных перемещений и потому представляется важным знание их форм и видов, проявление и воздействие на национальный рынок труда. Определение значимости трудовой миграции для принимающей страны в силу ее многоплановости представляется сложным вопросом, имеющим несколько ракурсов. В глобальном масштабе такие процессы, как сокращение и старение населения, изменение соотношения между трудоспособной его частью и нетрудоспособной не в пользу первой, и в результате общая структурная недостаточность трудовых ресурсов на рубеже тысячелетий становятся уже очевидными фактами. Так, по прогнозам ООН, развитым странам для сохранения в 2050 году экономически активного населения на уровне 2010 года, в частности ЕС, предстоит ежегодно принимать 1,4 млн иностранцев, а для снижения соотношения между экономически активной и неактивной частями населения - 12,7 млн чел. Если рассматривать эти факторы сквозь призму специфики социодемографической ситуации, сложившейся в Казахстане, то правомерность этого тезиса в пользу трудовой миграции очевидна. С точки зрения заселенности огромной территории в 2,5 млн кв. км. и плотностью населения 5,6 чел. на 1 кв. метр, т.е. при 700 га, приходящихся на одного жителя страны, совершенно очевидна нехватка трудовых ресурсов, равно как и возможность в определенной степени решения этой проблемы за счет трудовой миграции. За период 1992-2013 гг. из страны выехало 2,9 млн чел., или около 1/5 части ее населения. При этом 63-65% выбывших в 1990-е годы - граждане трудоспособного возраста, около 45% - возрастной категории старше 15 лет, люди с высшим и средним специальным образованием.
Социальные последствия количественного и качественного обмена населения между странами далеко не равнозначны. Для Казахстана, в частности, произошедшее сокращение численности населения - это потеря накопленного трудового потенциала, т.к. из страны в основном уезжали и уезжают уверенные в своих силах и возможностях экономически активные граждане. Несмотря на сложившееся положительное сальдо потока иммигрантов трудоспособного возраста, продолжается отток квалифицированных специалистов из страны. Так, согласно данным Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, в 2006 году отмечено трехкратное снижение числа эмигрантов с высшим образованием против 2005 года, и некоторое снижение убытия людей технических специальностей, соответственно, с 4340 против 6630 чел., но факт остается фактом, что отток специалистов сохраняется по сей день. Восполнение же людских потерь даже при наметившейся тенденции естественного прироста населения представляется достаточно длительным процессом.
И хотя экономические мотивы остаются важными детерминантами миграции, демографические факторы приобретают все большую значимость. В западных странах прогнозируется изменение соотношения лиц старше 65 лет и лиц трудоспособного возраста (15-64 года) с 1:3 в 2007 году до 1:2 в 2050 году, т.е. стоит вопрос о сокращении экономически активного населения, что чревато нехваткой трудовых ресурсов, из которых формируется та часть рабочей силы, которая необходима для содержания общества, в том числе его нетрудоспособных членов[9] [10]. Таким образом, миграция, являясь одним из факторов пополнения рабочей силы, может позитивно влиять на изменение соотношения работающего и неработающего населения в стране. Осознание такого важного фактора, как демографическая тенденция, воплотилось в республике через реализацию этнической миграционной политики. В итоге на 1 октября 2016 года на постоянное жительство в Казахстан вернулись свыше 565 тыс. этнических казахов, более 62% из которых трудятся в различных сферах экономики страны. Думается, здесь можно говорить о некоторой компенсирующей роли в увеличении численности населения, составившей на 1 января 2017 года 18 044 724 тыс. чел.
К числу факторов положительного воздействия трудовой миграции на экономику принимающей страны, в частности, привлечения высококвалифицированной рабочей силы, следует отнести и такой фактор, как возможность экономии средств на подготовку специалистов. По некоторым оценкам, еще в 1960-90-е гг. США, и сегодня являющиеся основным центром притяжения профессионалов, импортируя высококлассных специалистов из разных стран мира, сэкономили на образовании и научной деятельности около 15 млрд долл.
В действующих в настоящее время в Казахстане иностранных нефтяных компаниях, открывающих новые, западного типа производства с соответствующими технологиями, на ключевых рабочих местах заняты высококвалифицированные зарубежные специалисты ввиду отсутствия таковых на национальном рынке труда. Анализ трудовой ситуации в целом показывает, что качественный состав трудового потенциала страны неадекватен задачам ускорения диверсификации структуры экономики. На сегодня в республике ощущается нехватка специалистов, отвечающих международным стандартам, в т.ч. со знанием иностранных языков, подтвержденных специальными знаниями в области наладки и современного оборудования, в частности, в нефтедобывающей отрасли, информационных технологиях. Уже сейчас отдельные отрасли, к примеру, машиностроение, металлообработка и другие в процессе модернизации, обновления основного капитала столкнулись с острой потребностью в соответствующих высококлассных специалистах, которых национальный рынок труда представить еще не может. В то же время часть трудоспособного населения, в связи со своими квалификационными параметрами, не сможет найти свое рабочее место. Так, в 2014 году, согласно статистике, на предприятиях промышленности не было заполнено 30% от всех имеющихся вакантных мест, в государственном управлении - 23%, строительстве - 14%, в сфере по операциям с недвижимостью - 9%.
К сожалению, республиканскому рынку труда не под силу поставлять адекватную неквалифицированную рабочую силу. Помимо возрастающего спроса на рабочую силу в сфере высоких технологий и услуг на рынке труда всегда ощущается нехватка национальных работников непрестижных массовых профессий. К примеру, широкое использование дешевого низкоквалифицированного труда иностранцев служит важным фактором функционирования целого ряда традиционных отраслей. В частности, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии - 40% строительных рабочих, в США - 70% занятых в аграрном секторе.
При этом не следует недооценивать, умалять значимость и спрос на малоквалифицированный труд. Это можно объяснить следующим образом. Как правило, позитивное воздействие квалифицированной рабочей силы не вызывает сомнения и принимается как аксиома. Однако при более детальном рассмотрении воздействия на хозяйственное развитие высококвалифицированной и неквалифицированной рабочей силы оказывается, что здесь не все так просто, как кажется. С одной стороны, широкое использование дешевого иностранного труда в той или иной отрасли может привести к значительному снижению производительности труда, замедляя процесс модернизации. Нехватка же собственных трудовых ресурсов при отсутствии иностранной рабочей силы чревата снижением производства, с другой стороны. Вместе с тем, занимая пустующие ниши, чаще всего невостребованные местными работниками, иностранные мигранты способствуют более производительному использованию квалифицированных местных кадров, т.е. на производительность квалифицированного труда оказывает влияние наличие возможности использования труда неквалифицированного. Таким образом, резюмируя вышесказанное, с учетом того, что, по прогнозам Агентства Республики Казахстан по статистике, потребность Казахстана в рабочей силе в 2016 году составила 1,2-1,8 млн чел., очевидно, что трудовая миграция казахстанской экономике нужна. Для нас это самый приемлемый способ пополнения наших трудовых ресурсов.
По результатам многочисленных исследований отметим в целом позитивный характер трудовой миграции. В частности, по мнению французских ученых, «иммиграция благотворна для национальной экономики и общий выигрыш в производительности превышает заработки иммигрантов». Оценивая баланс этих показателей, ученые склоняются к тому, что объем производимого иммигрантами богатства превышает расходы на выплату заработной платы и их социальное обслуживание.
В заключение хотелось бы обобщить позитивные моменты международной миграции и указать на ее многостороннее воздействие на экономику страны. Однако необходимо отметить и отрицательные моменты. Это касается, в первую очередь, изменения ситуации на рынке малоквалифицированного труда. Сегодня ситуация такова, что основную массу трудовых мигрантов в нашу страну составляет неквалифицированная рабочая сила. Как правило, требования к заработной плате и условиям труда у этой категории значительно занижены, и понятно, что, несмотря на наличие собственных безработных, работодатели предпочитают принимать таких работников. Соглашаясь работать по заниженным ставкам, мигранты, сбивая цены на рынке труда, усугубляют ситуацию, вытесняя местных рабочих, согласных занять эти рабочие места, но при условии более высокой оплаты своего труда.
АЮПОВА Зауре Каримовна
доктор юридических наук, профессор Казахского национального аграрного университета
КУСАИНОВ Дауренбек Умирбекович
доктор философских наук, профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая