Современные мировые процессы характеризуются активной международной экономической интеграцией.
Особое внимание уделяется экономическому росту и социальной стабильности государств. Экономическая интеграция строится на четырех основных уровнях. По мнению известного экономиста Б. Балашша, «экономическая интеграция, может иметь некоторые формы, которые представляют различные степени. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и полная экономическая интеграция».
После образования Содружества Независимых Государств (СНГ) 8 декабря 1991 года были созданы благоприятные условия для интеграции между странами бывшего Советского Союза. Были подписаны двухсторонние и многосторонние договоры, способствующие процессу интеграции на постсоветском пространстве. Примером активного интеграционного процесса является Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС). Союз представляет собой международную региональную экономическую организацию с участием Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики. Организация была создана в 2015 году на основе Договора о Евразийском экономическом союзе. Союз выступает за обеспечение свободы движений: товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Он действует в качестве координатора согласованной и единой политики в ключевых секторах экономики стран-участников.
Руководящими органами являются: Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный экономический совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза. Союз представляет собой совокупность всех предыдущих стадий экономической интеграции: Союз Независимых Государств, Евразийское экономическое сообщество, Единую таможенную территорию и Таможенный союз. Весь опыт евразийской экономической интеграции закреплен Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в 2014 году.
В сентябре 2013 года, во время своего официального государственного визита в Казахстан, Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин выступил с речью о концепции «Экономического пояса Шелкового пути» (кит. -shiji haishang slchouzhllu]). Эти два проекта представляют единую концепцию получившую название «Один пояс и один путь» Эта концепция была обнародована на ежегодной конференции «Боаоского Азиатского форума» в марте 2015 года по инициативе Национальной комиссии по развитию и реформам, а также Министерством иностранных дел и Министерством коммерции Китайской Народной Республики, утверждена Государственным Советом КНР.
В программном документе констатируется: «Продвижение совместного строительства «Одного пояса и одного пути» связано с потребностью Китая в расширении и углублении открытости внешнему миру, а также с потребностью укрепления взаимовыгодного сотрудничества со странами Европы, Азии, Африки и всего мира».
Инициатива Экономического пояса Шелкового пути представляет собой практическую идею. Задачей проекта является привлечение стран, которые будут обеспечивать совместное экономическое развитие, эффективно распределять ресурсы, координировать экономическую политику в странах, находящихся в зоне экономического пояса Шелкового пути, развивать культурное многообразие. Целью проекта является «активное освоение новой модели международного сотрудничества и глобального управления, принесение новой позитивной энергии миру и развитию всего мира».
8 мая 2015 года было опубликовано «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». Председатель Си Цзиньпин высоко оценил перспективы сотрудничества между двумя странами в реализации проекта «Один пояс и один путь». Основными направлениями сотрудничества будут: расширение торгово-инвестиционной активности, сотрудничество в развитии инфраструктуры, создание новых механизмов для повышения эффективности двухсторонней торговли и инвестиции, увеличение финансового взаимодействия, содействие сотрудничеству с другими международными организациями в регионе. Первостепенное внимание уделяется таким организациям как Шанхайская организация сотрудничества и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Особое значение придается продвижению зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем.
Механизм интеграции между ЕАЭС и Экономическим поясом Шелкового пути строится в основном на экономических вопросах. Обе стороны выступают за совместный диалог, главной целью которого является открытая торговля и развитие инвестиционной политики. Предполагается, что в будущем будут заключены соглашения по развитию экспортнотранспортного потенциала региона.
В 1877 году немецкий географ Ф. фон Рихтгофен (18331905) ввел в научный оборот термин «Шелковый путь». Понятие «Шелковый путь» стало широко использоваться в описании древнего исторического торгового маршрута конца первого века до н.э., который соединял Китай со странами Средиземного моря через Центральную Азию.
«Один пояс и один путь» представляет собой проект открытого сотрудничества азиатских и европейских стран. Его реализация будет осуществляться по трем основным сухопутным и двум морским направлениям. Сухопутные направления, первое: Китай - Европа через Центральную Азию и Россию; второе: Китай
Эти пять направлений являются ключевыми частями проекта «Один пояс и один путь», они создадут тесные связи с региональными центрами по маршрутам и укрепят международное сотрудничество между странами участниками проекта. Важную роль в развитии проекта играют международные экономические коридоры. В настоящее время существует шесть основных приоритетных экономических коридоров: Новый Евразийский сухопутный мост, Китай - Монголия - Россия, Китай - Центральная Азия - Западная Азия, Китай - Полуостров Индокитай, Китай Новый Евразийский сухопутный мост открыт в 1992 году, он связывает Азию и Европу. Свое начало берет из восточных портов Китая, заканчиваясь в портах Западной Европы, например, Роттердама Нидерландов. Его протяженность составляет 10870 км. Он проходит более чем через 40 стран, в числе которых: Южная Корея, Япония, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Россия, Польша, Германия. Особенность маршрута заключается в том, что все грузовые потоки оформляются «одной декларацией, одной инспекцией». В настоящее время мост вошел в проект «Один пояс и один путь».
Экономический коридор «Китай - Монголия - Россия» определяется в качестве основного проекта «Один пояс и один путь». Идея проекта появилась во время 14-го саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе в сентябре 2014 г. Китайская Народная Республика предложила проект «Один пояс и один путь» Монголии и России для создания экономического коридора, связывающего три страны. Из трех участников проекта Монголия - менее экономически развитая страна. Учитывая эту особенность, она может стать ключевым посредником между двумя высоко развитыми странами. Главы трех государств договорились о совместной работе по инициативам «Один пояс и один путь» Евразийского экономического Союза и программе «Степной дороги Монголии».
Пять стран Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан составляют второй экономический коридор: «Китай - Центральная Азия - Западная Азия». Документ, по которому определяется деятельность этого коридора, был определен в «Совместной декларации о совместном строительстве экономического пояса Шелкового пути», на третьем форуме по сотрудничеству «Китай - Центральная Азия», состоявшемся в провинции Шаньдун в июне 2015 года.
Приведенные данные экономического сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и китайским проект «Один пояс и один путь» показывают динамику их отношений. Развитие экономического сотрудничества в рамках этого проекта благоприятно сказывается на экономическом росте всех участников проекта. Это сотрудничество носит комплексный характер и охватывает разные стороны экономической жизни участников проекта.
Анализ сотрудничества показывает, что существуют огромные возможности для дальнейшего развития. Особенно это касается транспортной сферы. Говоря о будущих перспективах сотрудничества Евразийского экономического союза и проекта «Один пояс и один путь», следует отметить, что все виды деятельности сотрудничества должны основываться на взаимном уважении и доверии друг к другу. Развитие таких отношений будет способствовать дружбе между странами и принесет реальную пользу для блага жизни народов участвующих в этом проекте.
ПОГОДИН Сергей Николаевич
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
ЛИ Цзинчэн
магистрант кафедры международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого