Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Евразийский экономический союз и китайский проект «один пояс и один путь»

Современные мировые процессы характеризуются ак­тивной международной экономической интеграцией.

Особое внимание уделяется экономическому росту и социальной ста­бильности государств. Экономическая интеграция строится на четырех основных уровнях. По мнению известного экономиста Б. Балашша, «экономическая интеграция, может иметь неко­торые формы, которые представляют различные степени. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и полная экономическая интеграция».

После образования Содружества Независимых Госу­дарств (СНГ) 8 декабря 1991 года были созданы благоприятные условия для интеграции между странами бывшего Советского Союза. Были подписаны двухсторонние и многосторонние до­говоры, способствующие процессу интеграции на постсовет­ском пространстве. Примером активного интеграционного процесса является Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС). Союз представляет собой международную регио­нальную экономическую организацию с участием Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Ре­спублики Армения и Кыргызской Республики. Организация была создана в 2015 году на основе Договора о Евразийском экономическом союзе. Союз выступает за обеспечение свобо­ды движений: товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Он действует в качестве координатора согласованной и единой политики в ключевых секторах экономики стран-участников.

Руководящими органами являются: Высший Евразийский эко­номический совет, Евразийский межправительственный экономиче­ский совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза. Союз представляет собой совокупность всех предыдущих стадий экономической интеграции: Союз Независи­мых Государств, Евразийское экономическое сообщество, Единую та­моженную территорию и Таможенный союз. Весь опыт евразийской экономической интеграции закреплен Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в 2014 году.

В сентябре 2013 года, во время своего официального государ­ственного визита в Казахстан, Председатель Китайской Народ­ной Республики Си Цзиньпин выступил с речью о концепции «Экономического пояса Шелкового пути» (кит. -shiji haishang slchouzhllu]). Эти два проекта представляют еди­ную концепцию получившую название «Один пояс и один путь»  Эта концепция была обнародована на ежегодной конференции «Боаоского Азиатского форума» в марте 2015 года по инициативе Национальной комиссии по раз­витию и реформам, а также Министерством иностранных дел и Министерством коммерции Китайской Народной Республики, утверждена Государственным Советом КНР.

В программном документе констатируется: «Продвиже­ние совместного строительства «Одного пояса и одного пути» связано с потребностью Китая в расширении и углублении от­крытости внешнему миру, а также с потребностью укрепле­ния взаимовыгодного сотрудничества со странами Европы, Азии, Африки и всего мира».

Инициатива Экономического пояса Шелкового пути представляет собой практическую идею. Задачей проекта является привлечение стран, которые будут обеспечивать со­вместное экономическое развитие, эффективно распределять ресурсы, координировать экономическую политику в странах, находящихся в зоне экономического пояса Шелкового пути, развивать культурное многообразие. Целью проекта является «активное освоение новой модели международного сотрудни­чества и глобального управления, принесение новой позитив­ной энергии миру и развитию всего мира».

8 мая 2015 года было опубликовано «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». Председатель Си Цзиньпин высоко оценил перспек­тивы сотрудничества между двумя странами в реализации проекта «Один пояс и один путь». Основными направления­ми сотрудничества будут: расширение торгово-инвестицион­ной активности, сотрудничество в развитии инфраструктуры, создание новых механизмов для повышения эффективности двухсторонней торговли и инвестиции, увеличение финансового взаимодействия, содействие сотрудничеству с другими международными организациями в регионе. Первостепенное внимание уделяется таким организациям как Шанхайская орга­низация сотрудничества и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Особое значение придается продвижению зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем.

Механизм интеграции между ЕАЭС и Экономическим поясом Шелкового пути строится в основном на экономиче­ских вопросах. Обе стороны выступают за совместный диалог, главной целью которого является открытая торговля и разви­тие инвестиционной политики. Предполагается, что в буду­щем будут заключены соглашения по развитию экспортно­транспортного потенциала региона.

В 1877 году немецкий географ Ф. фон Рихтгофен (1833­1905) ввел в научный оборот термин «Шелковый путь». По­нятие «Шелковый путь» стало широко использоваться в опи­сании древнего исторического торгового маршрута конца первого века до н.э., который соединял Китай со странами Средиземного моря через Центральную Азию.

«Один пояс и один путь» представляет собой проект откры­того сотрудничества азиатских и европейских стран. Его реализа­ция будет осуществляться по трем основным сухопутным и двум морским направлениям. Сухопутные направления, первое: Ки­тай - Европа через Центральную Азию и Россию; второе: Китай

Эти пять направлений являются ключевыми частями про­екта «Один пояс и один путь», они создадут тесные связи с реги­ональными центрами по маршрутам и укрепят международное сотрудничество между странами участниками проекта. Важную роль в развитии проекта играют международные экономические коридоры. В настоящее время существует шесть основных при­оритетных экономических коридоров: Новый Евразийский сухо­путный мост, Китай - Монголия - Россия, Китай - Центральная Азия - Западная Азия, Китай - Полуостров Индокитай, Китай Новый Евразийский сухопутный мост открыт в 1992 году, он связывает Азию и Европу. Свое начало берет из восточ­ных портов Китая, заканчиваясь в портах Западной Европы, например, Роттердама Нидерландов. Его протяженность со­ставляет 10870 км. Он проходит более чем через 40 стран, в числе которых: Южная Корея, Япония, Казахстан, Таджики­стан, Туркменистан, Россия, Польша, Германия. Особенность маршрута заключается в том, что все грузовые потоки оформ­ляются «одной декларацией, одной инспекцией». В настоящее время мост вошел в проект «Один пояс и один путь».

Экономический коридор «Китай - Монголия - Россия» определяется в качестве основного проекта «Один пояс и один путь». Идея проекта появилась во время 14-го саммита Шанхай­ской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе в сентябре 2014 г. Китайская Народная Республика предложила проект «Один пояс и один путь» Монголии и России для создания экономического коридора, связывающего три страны. Из трех участников проекта Монголия - менее экономически развитая страна. Учитывая эту особенность, она может стать ключевым посредником между двумя высоко развитыми странами. Главы трех государств договорились о совместной работе по инициа­тивам «Один пояс и один путь» Евразийского экономического Союза и программе «Степной дороги Монголии».

Пять стран Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан составляют второй экономический коридор: «Китай - Центральная Азия - Западная Азия». Документ, по которому определяется деятельность этого коридора, был определен в «Совместной декларации о совмест­ном строительстве экономического пояса Шелкового пути», на третьем форуме по сотрудничеству «Китай - Центральная Азия», состоявшемся в провинции Шаньдун в июне 2015 года.

Приведенные данные экономического сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и китайским проект «Один пояс и один путь» показывают динамику их от­ношений. Развитие экономического сотрудничества в рамках этого проекта благоприятно сказывается на экономическом росте всех участников проекта. Это сотрудничество носит ком­плексный характер и охватывает разные стороны экономиче­ской жизни участников проекта.

Анализ сотрудничества показывает, что существуют огром­ные возможности для дальнейшего развития. Особенно это ка­сается транспортной сферы. Говоря о будущих перспективах сотрудничества Евразийского экономического союза и проекта «Один пояс и один путь», следует отметить, что все виды деятель­ности сотрудничества должны основываться на взаимном уваже­нии и доверии друг к другу. Развитие таких отношений будет способствовать дружбе между странами и принесет реальную пользу для блага жизни народов участвующих в этом проекте.

ПОГОДИН Сергей Николаевич
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

ЛИ Цзинчэн
магистрант кафедры международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях