Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Правовое положение иностранных инвесторов и роль их влияния на экономику РФ

В настоящем исследовании затрагивается вопрос определения сущности такого явления как правовое положение одной из категорий экономической деятельности - иностранный инвестор.

Автор, указывая на необходимость более глубокого и предметного понимания сути такого положения в отечественной правоприменительной модели, обращает внимание на некоторые особенности и проблемы её эффективной защиты. Кроме этого, автор проводит параллель между требованиями законодательства по данному вопросу и отмечает положительную динамику прежде всего в аспекте, затрагивающем необходимость обеспечения гарантий в реализации прав иностранных инвесторов в отечественной экономике.

Ключевые слова: инвестиции, экономика, гражданское право, коммерциализация, предпринимательство, правовой механизм.

СПЕКТОР Асия Ахметовна
доктор юридических наук, профессор Российского университета транспорта

SPECTOR Asiya Akhmetovna
Ph.D. in Law, professor of the Russian University of Transport

LEGAL STATUS OF FOREIGN INVESTORS AND THE ROLE OF THEIR INFLUENCE ON THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This study addresses the issue of determining the essence of such a phenomenon as the legal status of one of the categories of economic activity - a foreign investor. The author, pointing out the need for a deeper and more substantive understanding of the essence of such a provision in the domestic law enforcement model, draws attention to some features and problems of its effective protection. In addition, the author draws a parallel between the requirements of the legislation on this issue, and notes the positive dynamics, primarily in the aspect affecting the need to ensure guarantees in the implementation of the rights of foreign investors and their effective protection.

Keywords: investments, economics, civil law, commercialization, entrepreneurship, legal mechanism.

Инвестирование - это процесс, который по своей сущ­ности находит выражение в двух основных формах: привле­чение материальных ресурсов или их вложение [1, с. 131]. При этом важным началом и одновременно вектором раз­вития указанного социально-экономического направления является прерогатива создания необходимых условий для развития таких форм прежде всего со стороны государства. Поэтому надлежащее правовое регулирование инвестици­онной деятельности, а также соответствующее создание тех самых привлекательных условий для обеспечения инвести­ционного климата в значительной степени зависит от поли­тики государства, проводимой в данном вопросе.

Как верно отмечает исследователь Ю. С. Костюшина, на данный момент инвестирование представляет собой один из важнейших инструментов государственной поддержки эко­номики, в большей степени реализуемой путем развития свободного рынка. В контексте построения устойчивой ин­вестиционной среды на государство возлагается обязанность - регулировать этот процесс и нести ответственность за его организацию [2, с. 87].

В свою очередь инвестиция представляет из себя сред­ство, позволяющее зафиксировать свое участие в коммер­ческом проекте путем внесения его на определенный счет, что, как следствие, влечет за собой формирование прав и обязанностей по данному проекту, а также накладывает на стороны возможность использовать свое положение в том случае, если кто-либо из инвесторов нарушает данные им обязательства. Здесь государство, устанавливая определен­ные правила игры, как бы предлагает стать участником фи­нансовой деятельности, цель которой, как правило, конечно же, получение прибыли. Однако именно на государство воз­лагается ответственность за то, чтобы статус субъектов дан­ных отношений, а также правила инвестирования в целом не выходили за рамки достигнутых договоренностей. Для этого и формируются специальные механизмы и модели инвести­ционно-правового воздействия. В их конструктиве особая роль отводится вопросу определения статуса инвестора, а также необходимых гарантий, которые могут или должны выдаваться государством на определенных законом условиях.

Нельзя не отметить, что за последнее время присут­ствие в нашей экономике иностранных инвесторов серьезно изменило подход государства к инвестиционной политике. Причиной этому стало то, что иностранные инвестиции в не­которых случаях несут на себе серьезную социальную нагруз­ку, позволяя «дышать» экономике, а также служить залогом уверенности в том, что современное экономическое развитие в России является реальным. При этом, как показывает ста­тистика, доли иностранных инвесторов в некоторых направ­лениях, с учетом общего процента всех участников, доходит до 50 и более процентов [3]. Пример HTML-страницы

В частности, автор диссертационного исследования «Правовые механизмы реализации гарантий прав и закон­ных интересов иностранных инвесторов» Д. В. Юлов указы­вает, что влияние иностранных инвесторов на современную экономику настолько велико, что уже даже общие принци­пы развития отечественной хозяйственной деятельности, ко­торые, как показывает практика, должны быть реализованы государством самостоятельно, не работают без их финансо­вых вливаний. В таком случае, если государство заинтересо­вано в сохранении рыночной модели подобного типа, оно обязано более широко смотреть на вопрос обеспечения прав иностранных инвесторов и воспроизводить не только гаран­тирующие механизмы их защиты, но и проводить гибкую политику исключения дискриминации данных участников рынка [4, с. 18]. Между тем, в соответствии с позицией, отра­женной в ряде научных работ по данному вопросу, к право­вым механизмам реализации вышеуказанных гарантий прав для иностранных инвесторов предлагается относить совокуп­ность правовых средств, закрепленных в законодательстве тех стран, которые используют иностранные инвестиции для экономической реформации [5, с. 170].

Действительно, исследователи, которые затрагивают во­прос надлежащего обеспечения прав западных инвесторов, отмечают, что вопросу их правового положения со сторо­ны отечественного законодателя уделено немало внимания: приняты важнейшие нормативные правовые акты, которые фрагментарно закрепляют социально-правовое положение иностранного инвестора, созданы и совершенствуются про­граммы и площадки совместного ведения бизнеса с их уча­стием, расставлены приоритеты относительно определения налогового бремени по таким проектам, однако, в действи­тельности все проблемы правового сопровождения ино­странной инвестиционной деятельности в нашей стране до конца так и не решены [6, с. 36].

Детерминантая основа этих проблем, как показывает практика, не всегда находится в русле исключительно зако­нодательного регулирования. Процессы, которые, с одной стороны, называются взаимными, только от части могут при­знаваться таковыми, пока между государствами отсутствует вероятность политических разногласий. Санкции, обмен которыми, как мы видим, может затрагивать любые сферы развития бизнеса и коммерции, бьют по достигнутым дого­воренностям и, в силу прежде всего международной рекон­версии постоянно сопровождающих бизнес-конфликтов, наносят вред не только интересам страны, но и интересам конкретных инвесторов. Как следствие, риски, находящие свое выражение в таких проявлениях, как национализация, экспроприация, деформация правовой среды в неблагопри­ятную для инвестора сторону, ограничение по части перевода прибыли, и другие, деструктивно влияют на общее положе­ние дел в инвестиционной экономике в целом. Здесь вопрос правового положения иностранного инвестора выходит на первый план. К примеру, в Докладе о мировых инвестициях 2018 года говорится о том, что с начала 2012 года более ста стран по всему миру предпринимают устойчивые и ясные шаги навстречу развитию международных инвестиционных отношений. Большей частью этих государств предприняты меры, направленные на координацию своих нормативных массивов по части действия договорных систем и на воспол­нение пробелов в законодательстве, определяющем порядок становления и развития инвестиционного режима, в том чис­ле и для иностранных лиц [7].

Для ясности, в нашей стране выработана модель, в со­ответствии с концептом реализации которой национальные гарантии прав иностранных инвесторов можно условно раз­делить на две группы. В первом случае в национальном зако­нодательстве закреплены правовые гарантии для страны-ре­ципиента иностранного капитала. Во втором - разработаны частноправовые гарантии. Роль последних, которые в боль­шей степени нашли свое отражение в гражданско-правовых контрактах - детально определять условия заключаемых соглашений между иностранным инвестором и государ­ством-реципиентом иностранного капитала. В свою очередь, указанные правовые гарантии должны находить свое распро­странение не только на позицию иностранного инвестора, но и служить интересам того государства, которое указанные инвестиции принимает. Это есть суть необходимого баланса между интересами указанных сторон, а также их правового равенства.

К примеру, именно требованиями гражданского зако­нодательства участие иностранных контрагентов на перво­начальном этапе правовой обусловленности вопроса фор­мирования механизма защиты их прав определяется как фактическое. В свою очередь, в соответствии с положениями Гражданского Кодекса РФ [8] правоотношения, имеющие частноправовой характер, где субъектом является иностран­ное лицо, охватываются данным понятием, как равенство сторон (п. 1 ст. 2 ГК РФ). К таковым участникам следует от­носить и иностранных инвесторов.

Кроме того, в главе 23 ГК РФ закреплены положения, со­гласно которым иностранный инвестор и государство-реци­пиент иностранного капитала, в силу заключенного между ними гражданско-правового контракта, признаются субъек­тами гражданских правоотношений. При этом на указанных лиц распространяются требования ст. 329 ГК РФ, определя­ющей способы обеспечения исполнения обязательств (не­устойка, залог, удержание вещи должника, и др.). На осно­вании приведенных положений мы можем сделать вывод, что правовое положение иностранного инвестора берет свое начало в общих требованиях гражданского законодательства. В дополнение к сказанному стоит отметить, что большинство норм гражданского права, напрямую или косвенно затраги­вающих права иностранного инвестора, в большой степени диспозитивны, что дает право данному субъекту вовлекаться в более свободные формы гражданско-правового взаимодей­ствия, при условии, что такое взаимодействие не повлечет за собой нарушение закона [9, с. 116].

Вместе с тем в сфере защиты прав собственности вопро­сы защиты прав именно иностранного инвестора отражены более предметно. К примеру, в соответствии с требованиями ГК РФ на иностранное лицо распространяется комплекс га­рантий, позволяющих ему эффективно отстаивать свои ин­тересы, если в отношении представительств его государства введены соответствующие санкции. В частности, при подня­тии вопроса национализации его защищают положения ст. 235 ГК РФ, в свою очередь отсылающие правоприменителя к ст. 306 ГК РФ, где указано, что в случае принятия закона, ни­велирующего право собственности иностранного инвестора на какое-либо имущество, государство возмещает его стои­мость в полном объеме.

Кроме указанного стоит заметить, что сущность и со­стояние рассматриваемых в данном исследовании правовых гарантий для иностранных инвесторов (включая правовое положение) затрагивается и иными актами. Одним из та­ких актов является Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Феде­рации» [10]. В частности, его предписаниями затрагивается вопрос определения основных гарантий данных участников и обширно коррелируется момент доходов от иностранных инвестиций. Отдельно отражен аспект определения условий предпринимательской деятельности иностранных инвесто­ров на территории Российской Федерации.

Немаловажно будет отметить и то, что само отнесение иностранных инвесторов к инвесторам в принципе содер­жится в совершенно ином акте - Федеральном законе от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятель­ности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [11], где, помимо того, что указано на правосубъектность рассматриваемой группы инвесторов, дана характеристика и особенности их правового статуса. Симптоматично, но ряд экспертов в области исследований влияния иностранных инвестиций указывают на необходи­мость принятия специального закона, который более пред­метно и методично конкретизировал бы права иностранных инвесторов, а также детализировал механизмы их защиты, однако, до настоящего времени эта позиция так и не нашла своей поддержки в широких кругах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что идея обеспечения прав иностранных инвесторов, на уровне от­ечественного законодательного понимания аспекта развития экономики в целом, постепенно приобретает свои устойчи­вые очертания. Исследования подтверждают, что логистика законодательного регулирования затронутого вопроса, с од­ной стороны, полностью сосредоточена в общих принципах ведения договорных отношений, с другой - находит свое от­ражение в специальных законах, определяющих не только правовое положение иностранных инвесторов, но и их по­требности в защите при возникновении различных нестан­дартных ситуаций.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях