В настоящем исследовании затрагивается вопрос определения сущности такого явления как правовое положение одной из категорий экономической деятельности - иностранный инвестор.
Автор, указывая на необходимость более глубокого и предметного понимания сути такого положения в отечественной правоприменительной модели, обращает внимание на некоторые особенности и проблемы её эффективной защиты. Кроме этого, автор проводит параллель между требованиями законодательства по данному вопросу и отмечает положительную динамику прежде всего в аспекте, затрагивающем необходимость обеспечения гарантий в реализации прав иностранных инвесторов в отечественной экономике.
Ключевые слова: инвестиции, экономика, гражданское право, коммерциализация, предпринимательство, правовой механизм.
СПЕКТОР Асия Ахметовна
доктор юридических наук, профессор Российского университета транспорта
SPECTOR Asiya Akhmetovna
Ph.D. in Law, professor of the Russian University of Transport
LEGAL STATUS OF FOREIGN INVESTORS AND THE ROLE OF THEIR INFLUENCE ON THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION
This study addresses the issue of determining the essence of such a phenomenon as the legal status of one of the categories of economic activity - a foreign investor. The author, pointing out the need for a deeper and more substantive understanding of the essence of such a provision in the domestic law enforcement model, draws attention to some features and problems of its effective protection. In addition, the author draws a parallel between the requirements of the legislation on this issue, and notes the positive dynamics, primarily in the aspect affecting the need to ensure guarantees in the implementation of the rights of foreign investors and their effective protection.
Keywords: investments, economics, civil law, commercialization, entrepreneurship, legal mechanism.
Инвестирование - это процесс, который по своей сущности находит выражение в двух основных формах: привлечение материальных ресурсов или их вложение [1, с. 131]. При этом важным началом и одновременно вектором развития указанного социально-экономического направления является прерогатива создания необходимых условий для развития таких форм прежде всего со стороны государства. Поэтому надлежащее правовое регулирование инвестиционной деятельности, а также соответствующее создание тех самых привлекательных условий для обеспечения инвестиционного климата в значительной степени зависит от политики государства, проводимой в данном вопросе.
Как верно отмечает исследователь Ю. С. Костюшина, на данный момент инвестирование представляет собой один из важнейших инструментов государственной поддержки экономики, в большей степени реализуемой путем развития свободного рынка. В контексте построения устойчивой инвестиционной среды на государство возлагается обязанность - регулировать этот процесс и нести ответственность за его организацию [2, с. 87].
В свою очередь инвестиция представляет из себя средство, позволяющее зафиксировать свое участие в коммерческом проекте путем внесения его на определенный счет, что, как следствие, влечет за собой формирование прав и обязанностей по данному проекту, а также накладывает на стороны возможность использовать свое положение в том случае, если кто-либо из инвесторов нарушает данные им обязательства. Здесь государство, устанавливая определенные правила игры, как бы предлагает стать участником финансовой деятельности, цель которой, как правило, конечно же, получение прибыли. Однако именно на государство возлагается ответственность за то, чтобы статус субъектов данных отношений, а также правила инвестирования в целом не выходили за рамки достигнутых договоренностей. Для этого и формируются специальные механизмы и модели инвестиционно-правового воздействия. В их конструктиве особая роль отводится вопросу определения статуса инвестора, а также необходимых гарантий, которые могут или должны выдаваться государством на определенных законом условиях.
Нельзя не отметить, что за последнее время присутствие в нашей экономике иностранных инвесторов серьезно изменило подход государства к инвестиционной политике. Причиной этому стало то, что иностранные инвестиции в некоторых случаях несут на себе серьезную социальную нагрузку, позволяя «дышать» экономике, а также служить залогом уверенности в том, что современное экономическое развитие в России является реальным. При этом, как показывает статистика, доли иностранных инвесторов в некоторых направлениях, с учетом общего процента всех участников, доходит до 50 и более процентов [3].
В частности, автор диссертационного исследования «Правовые механизмы реализации гарантий прав и законных интересов иностранных инвесторов» Д. В. Юлов указывает, что влияние иностранных инвесторов на современную экономику настолько велико, что уже даже общие принципы развития отечественной хозяйственной деятельности, которые, как показывает практика, должны быть реализованы государством самостоятельно, не работают без их финансовых вливаний. В таком случае, если государство заинтересовано в сохранении рыночной модели подобного типа, оно обязано более широко смотреть на вопрос обеспечения прав иностранных инвесторов и воспроизводить не только гарантирующие механизмы их защиты, но и проводить гибкую политику исключения дискриминации данных участников рынка [4, с. 18]. Между тем, в соответствии с позицией, отраженной в ряде научных работ по данному вопросу, к правовым механизмам реализации вышеуказанных гарантий прав для иностранных инвесторов предлагается относить совокупность правовых средств, закрепленных в законодательстве тех стран, которые используют иностранные инвестиции для экономической реформации [5, с. 170].
Действительно, исследователи, которые затрагивают вопрос надлежащего обеспечения прав западных инвесторов, отмечают, что вопросу их правового положения со стороны отечественного законодателя уделено немало внимания: приняты важнейшие нормативные правовые акты, которые фрагментарно закрепляют социально-правовое положение иностранного инвестора, созданы и совершенствуются программы и площадки совместного ведения бизнеса с их участием, расставлены приоритеты относительно определения налогового бремени по таким проектам, однако, в действительности все проблемы правового сопровождения иностранной инвестиционной деятельности в нашей стране до конца так и не решены [6, с. 36].
Детерминантая основа этих проблем, как показывает практика, не всегда находится в русле исключительно законодательного регулирования. Процессы, которые, с одной стороны, называются взаимными, только от части могут признаваться таковыми, пока между государствами отсутствует вероятность политических разногласий. Санкции, обмен которыми, как мы видим, может затрагивать любые сферы развития бизнеса и коммерции, бьют по достигнутым договоренностям и, в силу прежде всего международной реконверсии постоянно сопровождающих бизнес-конфликтов, наносят вред не только интересам страны, но и интересам конкретных инвесторов. Как следствие, риски, находящие свое выражение в таких проявлениях, как национализация, экспроприация, деформация правовой среды в неблагоприятную для инвестора сторону, ограничение по части перевода прибыли, и другие, деструктивно влияют на общее положение дел в инвестиционной экономике в целом. Здесь вопрос правового положения иностранного инвестора выходит на первый план. К примеру, в Докладе о мировых инвестициях 2018 года говорится о том, что с начала 2012 года более ста стран по всему миру предпринимают устойчивые и ясные шаги навстречу развитию международных инвестиционных отношений. Большей частью этих государств предприняты меры, направленные на координацию своих нормативных массивов по части действия договорных систем и на восполнение пробелов в законодательстве, определяющем порядок становления и развития инвестиционного режима, в том числе и для иностранных лиц [7].
Для ясности, в нашей стране выработана модель, в соответствии с концептом реализации которой национальные гарантии прав иностранных инвесторов можно условно разделить на две группы. В первом случае в национальном законодательстве закреплены правовые гарантии для страны-реципиента иностранного капитала. Во втором - разработаны частноправовые гарантии. Роль последних, которые в большей степени нашли свое отражение в гражданско-правовых контрактах - детально определять условия заключаемых соглашений между иностранным инвестором и государством-реципиентом иностранного капитала. В свою очередь, указанные правовые гарантии должны находить свое распространение не только на позицию иностранного инвестора, но и служить интересам того государства, которое указанные инвестиции принимает. Это есть суть необходимого баланса между интересами указанных сторон, а также их правового равенства.
К примеру, именно требованиями гражданского законодательства участие иностранных контрагентов на первоначальном этапе правовой обусловленности вопроса формирования механизма защиты их прав определяется как фактическое. В свою очередь, в соответствии с положениями Гражданского Кодекса РФ [8] правоотношения, имеющие частноправовой характер, где субъектом является иностранное лицо, охватываются данным понятием, как равенство сторон (п. 1 ст. 2 ГК РФ). К таковым участникам следует относить и иностранных инвесторов.
Кроме того, в главе 23 ГК РФ закреплены положения, согласно которым иностранный инвестор и государство-реципиент иностранного капитала, в силу заключенного между ними гражданско-правового контракта, признаются субъектами гражданских правоотношений. При этом на указанных лиц распространяются требования ст. 329 ГК РФ, определяющей способы обеспечения исполнения обязательств (неустойка, залог, удержание вещи должника, и др.). На основании приведенных положений мы можем сделать вывод, что правовое положение иностранного инвестора берет свое начало в общих требованиях гражданского законодательства. В дополнение к сказанному стоит отметить, что большинство норм гражданского права, напрямую или косвенно затрагивающих права иностранного инвестора, в большой степени диспозитивны, что дает право данному субъекту вовлекаться в более свободные формы гражданско-правового взаимодействия, при условии, что такое взаимодействие не повлечет за собой нарушение закона [9, с. 116].
Вместе с тем в сфере защиты прав собственности вопросы защиты прав именно иностранного инвестора отражены более предметно. К примеру, в соответствии с требованиями ГК РФ на иностранное лицо распространяется комплекс гарантий, позволяющих ему эффективно отстаивать свои интересы, если в отношении представительств его государства введены соответствующие санкции. В частности, при поднятии вопроса национализации его защищают положения ст. 235 ГК РФ, в свою очередь отсылающие правоприменителя к ст. 306 ГК РФ, где указано, что в случае принятия закона, нивелирующего право собственности иностранного инвестора на какое-либо имущество, государство возмещает его стоимость в полном объеме.
Кроме указанного стоит заметить, что сущность и состояние рассматриваемых в данном исследовании правовых гарантий для иностранных инвесторов (включая правовое положение) затрагивается и иными актами. Одним из таких актов является Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [10]. В частности, его предписаниями затрагивается вопрос определения основных гарантий данных участников и обширно коррелируется момент доходов от иностранных инвестиций. Отдельно отражен аспект определения условий предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Немаловажно будет отметить и то, что само отнесение иностранных инвесторов к инвесторам в принципе содержится в совершенно ином акте - Федеральном законе от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [11], где, помимо того, что указано на правосубъектность рассматриваемой группы инвесторов, дана характеристика и особенности их правового статуса. Симптоматично, но ряд экспертов в области исследований влияния иностранных инвестиций указывают на необходимость принятия специального закона, который более предметно и методично конкретизировал бы права иностранных инвесторов, а также детализировал механизмы их защиты, однако, до настоящего времени эта позиция так и не нашла своей поддержки в широких кругах.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что идея обеспечения прав иностранных инвесторов, на уровне отечественного законодательного понимания аспекта развития экономики в целом, постепенно приобретает свои устойчивые очертания. Исследования подтверждают, что логистика законодательного регулирования затронутого вопроса, с одной стороны, полностью сосредоточена в общих принципах ведения договорных отношений, с другой - находит свое отражение в специальных законах, определяющих не только правовое положение иностранных инвесторов, но и их потребности в защите при возникновении различных нестандартных ситуаций.