Понятие, причины и последствия «фантомного промысла».
«Фантомный промысел» (англ. - «Ghost fishing») - это термин, который был введен в обиход Всемирным обществом защиты животных и активно используется в настоящее время в деятельности международных межправительственных организаций (ООН, ФАО, ЮНЕП и др.). Он обозначает проблему, когда оставленные, утерянные или иным образом брошенные в море орудия лова, захватывают рыбу или другие морские живые ресурсы, которые, не имея возможности выбраться, погибают. Оставленные, утерянные или иным образом брошенные орудия лова, могут продолжать лов в течение долгого времени. Фантомный промысел на небольших глубинах (менее 200 м) обычно не является серьезной проблемой ввиду того, что утерянные, выброшенные или оставленные сети имеют ограниченный период лова из-за быстрого обрастания морскими организмами и, в некоторых районах, запутывания приливными течениями. На больших глубинах влияние фантомного промысла, может быть выражено намного сильнее, так как такие сети могут продолжать «лов» в течение 2-5 лет после их оставления преимущественно потому, что в глубоководных районах обрастание морскими организмами и влияние приливных течений выражено не так сильно. Считается, что ежегодно пропадает или выбрасывается в океаны не менее 640 000 тонн орудий лова. По оценкам ФАО и ЮНЕП, одна десятая часть всех отходов в океане состоит из таких «орудий- призраков». Уровень загрязненности такими орудиями лова значительно вырос за последние десятилетия в связи с увеличением масштабов промысловых операций и широким применением стойких синтетических материалов. В настоящее время такой мусор составляет около 10% от всего морского мусора, его объем доходит до сотен тысяч тонн в год.
Уничтожение рыбы и других видов, таких как киты, дельфины, тюлени и черепахи (некоторые из них находятся под угрозой вымирания), является одним из многочисленных разрушительных воздействий потерянных орудий лова. Обломки снастей вызывают также изменение донных и морских сред обитания; они создают проблемы для навигации, когда в них попадают винты двигателей судов, что в худших случаях приводит к опрокидыванию и человеческим жертвам. Утерянные орудия лова также оказываются среди выброшенного на берег мусора и создают опасность для птиц и других прибрежных видов, а также являются угрозой для здоровья и безопасности отдыхающих на пляжах. Государства во всем мире предпринимают усилия по совершенствованию управления рыбными запасами, и эти усилия могут быть сведены на нет, если воздействие со стороны утерянных орудий лова будет продолжать нарастать.
Орудия лова оказываются брошенными в океане по самым разным причинам. Шторм или непогода могут смыть их с борта судна в воду. Сама морская среда может вызывать поломку орудий лова, или же они цепляются за другие предметы в океане, из-за чего их сложно извлечь. В некоторых случаях неизвестны владельцы орудий лова, в результате чего они оказываются брошенными безнаказанно. Иногда в портах нет необходимого оборудования для утилизации судами орудий, срок эксплуатации которых закончился. Орудия лова могут также быть намеренно выброшены за борт в ходе незаконного лова или просто в результате аварии и человеческой ошибки.
Проблема оставленных, утерянных или иным образом брошенных орудий лова (далее - ОУБОЛ) на протяжении десятилетий беспокоит ООН, ФАО, ИМО, ЮНЕП и многие государства. Такие орудия лова составляют значительную часть морского мусора и самым негативным образом отражаются на ареале обитания и запасах рыбы и других морских видов. ОУБОЛ, в которые продолжает попадать рыба (лов на потерянные орудия лова), могут приводить к снижению прибыльности и росту операционных издержек для владельцев/опера- торов судов и государственных органов в силу необходимости замены утраченных орудий лова и организации мероприятий по их поиску и извлечению.
Главным средством борьбы с ОУБОЛ является маркировка орудий лова. Мировым сообществом признано, что разработка общего стандарта относительно маркировки орудий лова поможет прибрежным государствам-членам в решении проблем, связанных с ОУБОЛ. Маркировка орудий лова также может стать важным механизмом выявления незаконных орудий лова и поможет в выполнении различных обязательств, предусмотренных соответствующими международными документами как обязательного, так и добровольного характера. Маркировка орудий лова также содействует повышению безопасности на море, поскольку не маркированные должным образом орудия лова, а также оставленные, утерянные или иным образом брошенные орудия лова представляют опасность для судоходства. Должная маркировка орудий лова также позволяет проследить происхождение компонентов орудий, связанных с проблемой запутывания морских млекопитающих и исчезающих, находящихся под угрозой исчезновения охраняемых видов.
В настоящее время в некоторых государствах существуют требования относительно маркировки орудий лова, однако отсутствуют какие-либо международные нормы, руководства или иные положения, касающиеся требований в отношении тех орудий лова, которые применяются судами в открытом море. В связи с этим, по мнению ФАО, необходимо разработать международный документ, на основании которого государства могут ввести систему маркировки орудий лова, позволяющая легко определять принадлежность снастей и их местонахождение в воде. Установление и развитие международных стандартов по маркировке орудий лова поможет лучше понять причины их потери и принять соответствующие превентивные меры.
По сложившемуся мнению, внедрение общей системы маркировки орудий лова позволит добиться в том числе следующих результатов: а) снижение числа случаев преднамеренного оставления или ненадлежащей утилизации орудий лова; б) установление собственника и сторон, ответственных за соответствующие орудия лова; в) содействие профилактике несанкционированной постановки или использования орудий лова и как следствие случаев их спутывания и потери; г) внедрение технологий отслеживания и перемещения в целях установки местоположения орудий лова и их последующего обнаружения и извлечения; д) снижение экономических потерь собственников орудий лова и государственных органов благодаря профилактике потерь орудий лова, минимизации издержек по их поиску, извлечению и замене и сокращению потерь, связанных с ловом на потерянные орудия лова; е) снижение ущерба окружающей среде и вредного воздействия на водные виды, включая содействие определению компонентов орудий лова, в которых запутались морские животные; ж) снижение риска для судоходства и аквалангистов, в том числе сопряженного с гибелью на море; з) содействие налаживанию более эффективного управления рыбным промыслом, в том числе контроля за запасами и профилактике незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее - ННН промысел).
ННН промысел стал глобальной проблемой, он имеет место практически во всех акваториях Мирового океана, как в пределах национальной юрисдикции, так и в открытом море, остается одной из самых серьезных угроз для морских экосистем и подрывает национальные и региональные усилия по устойчивому управлению рыболовством и сохранению морского биоразнообразия[2]. Он также ставит под угрозу источники средств к существованию добросовестных рыбаков и других сторон рыбопромыслового сектора, усугубляет проблему нищеты и продовольственной безопасности и провоцирует необязательные экономические потери.
Наряду с введением достаточных мер контроля со стороны государств порта и других мер, облегчающих властям проведение инспекций орудий лова, маркировка орудий лова может помочь повысить эффективность управления рыболовством и борьбы с ННН промыслом, в особенности, когда такая маркировка становится обязательным условием для получения разрешения на промысел. При должном воплощении в жизнь система маркировки орудий лова позволит создать реестр собственников и обеспечить контроль за интенсивностью вылова.
История вопроса о необходимости международноправовой регламентации маркировки орудий лова и его современное состояние.
Комитет по рыболовству ФАО (далее - КОФИ ФАО) на своей 18-й сессии в 1989 г. отметил отсутствие международных правил, рекомендаций или единой практики маркировки орудий лова для определения собственника таких орудий лова. Комитет подчеркнул, что разработка стандарта на маркировку орудий лова будет полезна государствам-членам и призвал созвать соответствующее консультативное совещание экспертов.
Консультативное совещание экспертов по маркировке орудий лова состоялось в Канаде 14-19 июля 1991 г. На данном Совещании были разработан проект Рекомендаций по маркировке орудий промысла, которые были представлены на рассмотрение 20-й сессии КОФИ ФАО в марте 1993 г. Однако ряд членов КОФИ сочли, что введение единой системы маркировки орудий лова может повлечь за собой дополнительную административную нагрузку. В связи с этим, Комитет поручил продолжить пересмотр проекта Рекомендаций по маркировке орудий лова.
В 1994 г. в повестку дня Совещания экспертов Кодекса ведения ответственного рыболовства был включен пункт о маркировке орудий лова. Эксперты среди прочего отметили, что: а) национальные управляющие органы необходимо уведомлять обо всех случаях утраты орудий лова, включая их количество и место утраты; б) рыбопромысловая отрасль и правительственные органы должны продумать порядок и средства поиска и извлечения ОУБОЛ; и в) все орудия лова подлежат маркировке, обеспечивающей установление собственников таких оружий лова. В Статье 8.2.4 Кодекса ведения ответственного рыболовства 1995 г. указывается, что орудия лова должны быть маркированы в соответствии c национальным законодательством, c тем чтобы можно было определить владельца этих орудий лова, и что требования к маркировке орудий лова должны учитывать единообразные и общепринятые в международной практике системы маркировки орудий лова.
Следует отметить, что требования к маркировке орудий лова содержаться в ряде международных универсальных договоров.
В частности, в Соглашении ООН о трансграничных рыбных запасах и запасах далеко мигрирующих видов рыб 1995 г. маркировка рыболовецких судов и орудий лова в целях их идентификации с использованием единых и общепринятых в международной практике систем маркировки судов и орудий лова указывается в качестве одной из обязанностей государства-флага.
В соответствии с Приложением V МАРПОЛ 73/78 утилизация изготовленных из синтетических материалов орудий лова в море запрещается. В 1990 г. Комитет по защите морской среды Международной морской организации (КЗМС ИМО) принял Руководство по выполнению положений Приложения 5 (73/78) к МАРПОЛ 73/78, в котором, среди прочего, было указано, что любые случайно утерянные или незаконно сброшенные орудия лова могут оказать существенное негативное воздействие на состояние морской среды. В связи с этим, в целях обеспечения выполнения целей МАРПОЛ 73/78 и ее положений о сотрудничестве в области обнаружения нарушений ее указаний, Руководство предписывало отдельным лицам, органам власти, иным структурам, ответственным за управление рыболовством, использовать систему идентификации рыболовных орудий, предназначенную для установления наименования, регистрационного номера и национальности судна, а также призывало правительства к разработке технологий, предназначенных для возможно более точного определения местоположения орудия в морском пространстве. Особая роль Руководства для формирования системы маркировки состояла в том, что оно признавало необходимость маркировки всех промысловых орудий, вне зависимости от способа организации лова, т.к. в контексте МАРПОЛ 73/78 орудия лова рассматриваются исключительно как техногенный загрязнитель морской среды.
В соответствии с Приложением B к Соглашению ФАО о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла 2009 г. инспекторы обязаны проверять орудия промысла на предмет соответствия их маркировки условиям разрешения на промысел. Цель данной процедуры - помочь выявлять орудия лова, используемые для ННН промысла.
Кроме международных договоров, требования о маркировке орудий лова предусмотрены в ряде актов рекомендательного характера.
В частности, в Международном плане действий по борьбе с ННН промыслом 2001 г. среди действий государств, которые могли бы способствовать повышению эффективности мер по противодействию ННН промыслу, предусмотрено применение государствами системы маркировки орудий лова, соответствующей международным стандартам.
В Международных руководящих принципах регулирования прилова и уменьшения выбросов 2011 г. государствам и региональным организациям и механизмам по управлению рыболовством предлагается рассмотреть меры по устранению последствий от потерянных орудий лова для живых морских ресурсов, включая меры по установлению собственников таких орудий лова.
В своей Резолюции по обеспечению устойчивого рыболовства (A/RES/60/31, пп. 77-81) Генеральная Ассамблея ООН призвала принять меры по решению проблемы утерянных или брошенных орудий лова, в том числе за счет сбора данных об утерянных орудиях, экономических издержках, анализа причин утери орудий лова и возможностей по их устранению, а также разработки совместных программ по профилактике данной проблемы, поиску и извлечению оставленных орудий лова. Во вступительной части Резолюции по устойчивому рыболовству (A/RES/71/123) Генеральная Ассамблея ООН признала, что оставленные, утерянные или иным образом брошенные орудия лова выступают все более распространенной и разрушительной формой морского мусора, которая пагубно воздействует на рыбные запасы, морскую жизнь и морскую среду, и что необходимо срочно принять превентивные меры, а также предпринять действия по изъятию мусора. В постановляющей части данной Резолюции подтверждается важность пп. 77-81 Резолюции A/RES/60/31 и указывается на необходимость ускорить их выполнение. В п. 198 приветствуется работа, проводимая в этой связи в рамках ФАО в целях дальнейшей разработки руководящих принципов, касающихся маркировки орудий лова, на основе технических консультаций и содержится рекомендация ФАО провести экспериментальные проекты по предупреждению лова на потерянные орудия путем извлечения ОУБОЛ и по маркировке орудий лова в развивающихся странах в целях содействия осуществлению этих руководящих принципов. Также в п. 196 Резолюции отмечаются рекомендации из представленного в 2009 г. совместного Доклада ЮНЕП и ФАО по проблеме ОУБОЛ.
На 31-й сессии КОФИ ФАО в 2014 г. участники вновь высказали обеспокоенность по поводу проблемы ОУБОЛ, отметив, что государствам и РФМО следует уделять больше внимания минимизации ущерба от ОУБОЛ, и что уже существуют экономически эффективные технические средства и методы.
Ассамблея Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕА) в своих резолюциях также неоднократно обращала внимание на проблему морского мусора, в том числе настоятельно призывала принять конкретные меры по устранению проблемы мусора, связанного с рыбным промыслом. В п. 15 Резолюции 2/11 ЮНЕА по лому и микрочастицам пластмасс в морской среде подчеркивается необходимость обмена знаниями и опытом в области наилучших имеющихся методов и видов природоохранной деятельности для сокращения замусоривания от рыболовства и аквакультуры и осуществления в случае целесообразности экспериментальных проектов, в том числе, в отношении депозитных схем, добровольных соглашений и восстановления, в частности путем предупреждения и сокращения, повторного использования и рециркуляции.
Принимая во внимание упомянутые выше проблемы, ФАО созвала Консультативное совещание экспертов по маркировке орудий лова, которое состоялось 4-7 апреля 2016 г. в штаб-квартире ФАО в г. Риме. Участники данного Совещания подготовили проект Руководящих принципов по маркировке орудий лова, а также доклад, содержащий иные сопутствующие рекомендации. Участники Консультативного совещания экспертов высказались за продолжение работы над проектом Руководящих принципов по маркировке и призвали ФАО проработать порядок эффективного внедрения системы маркировки орудий лова, в том числе путем развития необходимого потенциала изучения практического опыта, а также указали, что ФАО следует взаимодействовать с соответствующими международными универсальными и региональными организациями в целях повышения информированности, совершенствования коммуникационной работы и развития потенциала, необходимого для внедрения эффективных систем маркировки орудий лова, включая устройства концентрации рыбы (УКР).
На 32-й сессии КОФИ ФАО в июле 2016 г. был рассмотрен Доклад о работе Консультативного совещания экспертов. Комитет одобрил рекомендации Совещания и, в частности, высоко оценил результаты работы ФАО по решению проблемы ОУБОЛ, отметив, что подобная маркировка может сыграть важнейшую роль в сокращении масштабов проблемы ОУБОЛ и ННН промысла. КОФИ ФАО поддержал предложение провести техническое консультативное совещание по продолжению разработки рекомендаций по маркировке орудий лова.
Во исполнение этого решения КОФИ ФАО Департамент рыболовства и аквакультуры ФАО принял решение о проведении Технического консультативного совещания по маркировке орудий лова, которые состоялись в период с 05 по 09 февраля 2018 г. в штаб-квартире ФАО в г. Риме.
Вначале Совещания со вступительной речью выступил помощник Генерального директора ФАО, руководитель Департамента рыболовства и аквакультуры Арни М. Матиесен. Он передал приветствие участникам Технического консультативного совещания от Генерального директора ФАО Жозе Грациану да Силвы и подчеркнул роль маркировки орудий лова в качестве одного из средств предотвращения появления и сокращения количества ОУБОЛ, а также в качестве одного из средств, способствующих предупреждению и обнаружению ННН промысла. А.М. Матиесен остановился на негативных последствиях ОУБОЛ, в том числе для морской среды и для устойчивого рыбного промысла в связи с попаданием рыбы и других морских живых ресурсов в ОУБОЛ. Он также обратил внимание на то, что проблема морского мусора в настоящее время широко обсуждается на мировой арене, особенно в контексте Повестки дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года и Цели 14.1, в которой сформулирован настоятельный призыв значительно снизить все виды загрязнения морской среды к 2025 г.
Департамент рыболовства и аквакультуры ФАО представил проект Руководящих принципов по маркировке орудий лова и сообщил, что он разработан с учетом консультаций с участниками Консультативного совещания экспертов по маркировке орудий лова (4-7 апреля 2016 г.), с представителями рыболовецкой отрасли и специалистами.
Вначале обсуждения был поставлен вопрос о названии разрабатываемого документа. Все делегации сошлись во мнении, что документ должен называться «Добровольные руководящие принципы по маркировке орудий лова» по примеру разработанных раннее в рамках ФАО аналогичных актов.
Оживленную дискуссию вызвал п. 1 Раздела «Цель». В представленном проекте сфера применения документа распространялась не только на морские пространства, но и на пресные водоемы. Ряд делегаций (Сенегал, Аргентина, Китай) указывали на необходимость того, чтобы документ распространялся только на морские воды, поскольку именно в них существуют наибольшие проблемы, связанные со значительным сокращением запасов живых ресурсов. В результате обсуждения было принято решение оставить упоминание только о морской среде.
Длительное обсуждение вызвал Раздел «Определения» проекта документа. Некоторые делегации предложили изменить ряд используемых терминов.
В частности, делегация Российской Федерации выступила с инициативой корректировки термина «Средство маркировки». В представленном проекте этот термин означал «любой идентификатор, позволяющий соответствующему компетентному органу определить сторону, несущую конечную ответственность за установку орудий лова». По мнению делегации нашей страны, слова «ответственность за установку» следует заменить на слова «ответственность за использование». Другие участники Технического консультативного совещания согласились с этим.
Также были серьезные дискуссии относительно терминов «оставленные орудия лова», «утерянные орудия лова» и «брошенные орудия лова». Особенно в части оставленных орудий лова, поскольку, по мнению некоторых делегаций, следует учитывать роль форс-мажорных обстоятельств, вынуждаемых оставлять такие орудия лова в море.
Говоря о контроле за соблюдением требований по применению системы маркировки орудий лова (Раздел 8 проекта документа), делегация Пакистана заявила, что не стоит делить такие требования на промышленное и маломасштабное рыболовство. Они должны быть для всех видов рыболовства. Государство должно само определять, как применять систему маркировки орудий лова к промышленному и маломасштабному рыболовству. С этой позицией согласилась делегация Российской Федерации и ряд других государств.
Помимо перечисленного, дискуссию вызвал Раздел «Устройства концентрации рыбы». В частности, среди делегаций не было единого мнения, относятся ли УКР к орудиям лова или нет. В итоге, было принято решение не относить УКР к орудиям лова, однако оставить в тексте проекта документа рекомендации государствам и региональным организациям по управлению рыболовством о необходимости разработки соответствующей системы маркировки УКР, а также о мерах, которые им следует предпринимать в случае оставления, утери или бросания УКР в море.
По другим положениям проекта Добровольных руководящих принципов по маркировке орудий лова каких-либо серьезных и сложных дискуссий не было. Делегациями государств были сделаны редакционные замечания и дополнения в текст проекта документа, которые не вызвали возражений, а также принято решение об исключении ряда положений. Таким образом, текст документа был согласован участниками Технического консультативного совещания.
Участники Технического консультативного совещания приняли решение просить Департамент рыболовства и аквакультуры ФАО доработать техническую документацию, касающуюся видов средств маркировки орудий лова для выявления их владельцев; разработать предложения о местах размещения средств маркировки для разных видов орудий; подготовить рекомендации по маркировке орудий лова таким образом, чтобы можно было определить их положение и обозначить их положение в водной толще; а также обозначить любые другие темы, связанные с реализацией систем маркировки орудий лова. Было решено взять за основу этих документов технические приложения, составленные в ходе Консультативного совещания экспертов в 2016 г.
Помимо этого, делегации согласовали текст приложения к проекту Добровольных руководящих принципов, в котором изложен основанный на анализе рисков подход, что должно помочь соответствующим органам в определении уместности реализации системы маркировки орудий лова.
Участники Совещания приняли решение рекомендовать государствам рассмотреть вопрос о разработке и реализации национальных планов действий, направленных на решение проблемы ОУБОЛ.
По завершении работы Технического консультативного совещания было рекомендовано одобрить Добровольные руководящие принципы по маркировке орудий лова на 33-й сессии КОФИ ФАО в июле 2018 г. С учетом важности проблемы, нет никаких сомнений, что данный проект будет одобрен.
Оценивая итоги Технического консультативного совещания необходимо отметить единодушное понимание всех делегаций важности данного документа в части защиты морской среды, предотвращения сокращения запасов морских живых ресурсов, предупреждения, сдерживания, и ликвидации ННН промысла, безопасности мореплавания и человеческой жизни на море.
При рассмотрении проекта документа участники совещания отметили, что Добровольные руководящие принципы станут одним из средств, призванных содействовать устойчивому рыболовству и улучшению состояния морской среды посредством борьбы с ОУБОЛ, упрощению поиска, идентификации и подъема таких орудий лова. Также разработанный документ содержит ряд важных положений, связанных с маркировкой орудий лова, включая повышение уровня безопасности на море и содействие выявлению ННН промысла.
Вызывает интерес практика закрепления требований об обязательной маркировке орудий лова в актах Европейского союза, где существует развитая и действенная система.
Создание эффективной и единообразной системы маркировки орудий лова, предназначенной для быстрого установления их принадлежности и точного определения их местоположения в морском пространстве, является важным направлением в организационно-правовой деятельности ЕС в течение длительного времени.
Первым шагом к разработке единых европейских стандартов маркировки орудий лова стало согласование в 1882 г. между заинтересованными сторонами, представляющими рыболовецкие сообщества и судовладельческие компании основных на тот исторический период рыбопромысловых держав Европы (Великобритании, Германии, Дании, Голландии, Бельгии и Франции) Добровольного свода правил рыболовства в Северной Атлантике. Этот документ являлся прообразом современной системы маркировки орудий лова, принятой в ЕС. Положения Свода, которые касались маркировки, распространялись только на пассивные орудия лова. В установлении таких правил, были заинтересованы, прежде всего, рыбаки и судовладельцы, так как отсутствие возможности установить точное место постановки орудий лова (чужих или своих) приводило к их потере, запутыванию, становилось причиной морских аварий, приводило к поломкам судов (и не только рыболовных), что, в конечном итоге, крайне неблагоприятно сказывалось на экономической составляющей рыболовной деятельности.
Стоит отметить, что к середине 1960-х годов, когда развитие науки и технологий позволило значительно повысить интенсивность использования ресурсного потенциала Мирового океана (транспортного, энергетического, промыслового и пр.), необходимость и важность международно-правовой регламентации и стандартизации правил по маркировке орудий лова была признана на государственном уровне и стала предметом международных переговоров между европейскими государствами (СССР, Великобритания, Франция, Норвегия, Дания, Исландия и др.) и США.
Результатом таких переговоров стало принятие в 1967 г. Конвенции об осуществлении рыболовной деятельности в Северной Атлантике. Примечательно, что многие из основных положений Конвенции были заимствованы разработчиками из статей вышеупомянутого Добровольного свода правил рыболовства в Северной Атлантике 1882 г.
В Конвенции, в том числе, содержались нормы:
- обязывающие Стороны вести реестр рыболовных судов, осуществляющих промысел в Северной Атлантике и требования о нанесении бортовых опознавательных знаков; технические требования к сигнальным огням;
- рекомендовавшие Сторонам обязать капитанов рыболовных судов передавать их соответствующим компетентным органам сведения о месте и времени проведения промысловых операций с последующей передачей необходимой информации другим заинтересованным Сторонам;
- требования и стандарты по маркировке всех элементов оборудования, находящихся на борту;
- требование к наличию и стандарты нанесения маркировки на все пассивные и ставные орудия лова, а также требования по обозначению их местонахождения в море (такие орудия должны были снабжаться либо флагом, находящимся над поверхностью воды, либо радио-буем, и световым опознавательным знаком).
Правила маркировки, установленные данной Конвенцией, хотя они и касались только пассивных орудий лова, стали отправной точкой и фактической основой для всей последующей международной деятельности по повышению эффективности системы маркировки и идентификации орудий лова и ее стандартизации, проводимой на универсальном и на региональном уровнях управления.
Важно отметить, что по мере своего организационно-правого оформления, система маркировки орудий лова, принятая в ЕС, приобретала новые, ранее ей не свойственные функции. Изначально маркировка была, прежде всего, средством поиска поставленных орудий лова и избегания морских аварий. К настоящему времени функционал системы значительно расширился. Маркировка стала также инструментом: обеспечения соблюдения судами норм по охране окружающей морской среды и правил рыболовства; содействия проведению мониторинга и контроля за соблюдением таких правил; повышения оперативности выявления и пресечения случаев ведения ННН промысла, а также установления лиц, как непосредственно ведущих такой промысел, так и способствующих ему; обеспечения доказательной базы для привлечения к ответственности соответствующих физических лиц, либо администрации судна.
В законодательство ЕС стандарты и правила по маркировке орудий лова были включены в 1987 г. в самом обобщенном виде. Они содержались в ст. 2 Постановления Европейской комиссии (ЕЕС) № 1381/87, и предусматривали, что все буи и иные подобные объекты, находящиеся на водной поверхности и предназначенные для сигнализации о местонахождении орудия лова, должны иметь маркировку, соответствующую бортовому номеру судна. Однако непосредственно правил о маркировке орудий лова в указанном Постановлении не содержалось. Эти простые правила действовали до 2005 г., когда во исполнение положений Кодекса ведения ответственного рыболовства 1995 г. и положений Приложения 5 к МАРПОЛ 73/78 в Европейском союзе было принято отдельное Постановление № 365/2005 о маркировке и идентификации пассивных орудий лова и донных тралов.
Данное Постановление стало прогрессивным инструментом мониторинга рыболовной деятельности и обеспечения безопасности мореплавания. Оно установило общий запрет на нахождение на борту или использования соответствующих немаркированных орудий лова. Постановление подробно определило содержание и характеристики маркировки орудий и сигнальных поплавков (буев), а также технические правила по конструкции буев и их размещению на оставленном орудии лова и требования к световой сигнализации в ночное время. Новеллой стало требование о применении промежуточных буев, оборудованных радиолокационными отражателями, и размещаемых на орудиях лова, при постановке которых ширина перекрываемого морского пространства составляет одну или более морских миль. При применении нескольких таких буев расстояние между ними не должно превышать одну морскую милю.
Однако данное Постановление имело и ряд существенных недостатков, среди которых можно выделить следующие:
- правила маркировки распространялись только на пассивные орудия лова и донные тралы;
- постановление действовало только в пределах европейских вод, исключая воды, находящиеся в пределах 12 мильной зоны прибрежного государства - члена, и не распространялось на европейские суда, ведущие промысел в открытом море, либо в национальных водах государств не членов ЕС;
- не обеспечивало единство стандартов маркировки;
- требования к размерам и способам постановки сигнальных буев не учитывали ни размеры судов, ни орудий лова, в связи с чем, их постановка создавала значительную угрозу жизни и здоровью моряков, в особенности, тех из них, которые работали на небольших рыболовных судах;
- привидение орудий лова и иного оборудования в состояние, соответствующее требованиям Постановления, требовало от рыбаков несопоставимо больших финансовых затрат.
Несмотря на свой прогрессивный характер, в связи с указанными недостатками, Постановление подверглось жесткой критике, причем как со стороны рыболовецкого сообщества, так и со стороны различных контролирующих органов.
Данная критика привела к первому пересмотру Постановления уже в год его принятия, в него были внесены некоторые поправки, связанные с требованиями по размещению и конструкции промежуточных буев, однако, основные проблемы, связанные со сферой применения его положений (пространственной и предметной), так и не были решены. Тем не менее, Постановление оставалось действующим достаточно долгое время, вплоть до 2011 г., когда произошедшие в европейской и международной рыболовной политике изменения, связанные с необходимостью наращивания потенциала, в том числе, в сфере противодействия ННН промыслу, заставили ЕС обновить законодательство в области маркировки и идентификации орудий лова.
С 2011 г. правила маркировки и идентификации стали рассматриваться как элемент общей европейской системы контроля за соблюдением положений Общей европейской политики в области рыболовства и были включены в виде отдельного подраздела в Постановление Европейской комиссии «О применение положений Регламента Совета № 1224/2009 об осуществлении контроля за соблюдением норм Общей европейской политики в области рыболовства» № 404/2011 от 08.04.2011 г. Данное постановление является действующей правовой основой общей европейской системы маркировки и идентификации орудий лова. Положения, касающиеся маркировки и идентификации, вошедшие в него, в основном, повторяют нормы Постановления 2005 г. Наиболее существенными стали изменения, связанные с расширением сферы применения стандартов маркировки и идентификации. В соответствии с положениями Секции 2 Главы III Постановления № 404/2011 пределы действия норм, устанавливающих правила маркировки и идентификации, были определены следующим образом:
- требование о нанесении внешней маркировки (нанесение знаков, соответствующих буквам и цифрам судна, на котором орудия размещены и/или которое ими пользуется) были распространены на любые устройства, приспособленные для промысла рыбы, без привязки к способу организации лова;
- правила внешней маркировки орудий лова, как это указано выше, были распространены на все европейские промысловые суда, вне зависимости от того, в каком районе Мирового океана они ведут промысел;
- особые правила маркировки пассивных орудий лова и донных тралов были распространены на все европейские промысловые суда, ведущие промысел в европейских водах, включая воды, находящиеся в пределах 12 мильной зоны прибрежного государства - члена;
- правила идентификации местоположения пассивных орудий лова в морском пространстве сохранили свое действие в тех пределах, как они были определены в предыдущем Постановлении.
В целом европейская система по маркировке и идентификации орудий лова отвечает международным требованиям и стандартам такой маркировки и идентификации.
Однако рассматриваемое Постановление принято уже достаточно давно и не учитывает современные технологические возможности по маркировке и идентификации орудий лова и наилучшую современную практику такой маркировки и идентификации, которые, в свою очередь, отражены в концентрированном виде в разрабатываемых в рамках ФАО Руководящих принципах по маркировке орудий лова. В связи с этим в Европейском союзе уже начата работа по пересмотру и модификации соответствующих норм.
Рекомендации по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях решения проблемы ОУБОЛ.
В законодательстве Российской Федерации требования о маркировке орудий лова предусмотрены в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». В соответствии с этими документами лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, обязаны маркировать ставные орудия добычи (вылова) водных биоресурсов с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна - страны судовладельца), номера разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и порядкового номера орудия добычи (вылова) водных биоресурсов.
С учетом важности и актуальности проблемы ОУБОЛ представляется целесообразным:
- Минсельхозу России рассмотреть вопрос о возможности внедрения соответствующих положений Добровольных руководящих принципов по маркировке орудий лова в правила рыболовства, принятые в отношении рыбохозяйственных бассейнов;
- Минсельхозу России начать работу по разработке проекта национального плана действий, направленного на решение проблемы ОУБОЛ.
Проект Добровольных руководящих принципов маркировки орудий лова предусматривает тесное сотрудничество между государствами, региональными организациями по управлению рыболовством по обмену передовыми технологиями, разработками, информацией, направленными на решение проблемы ОУБОЛ. В связи с этим Росрыболовству целесообразно было бы разработать механизмы такого сотрудничества на двустороннем уровне и в рамках региональных организаций по управлению рыболовством.
БЕКЯШЕВ Дамир Камильевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права МГИМО МИД России
ШУВАЛОВА Татьяна Викторовна
старший научный сотрудник отдела международного рыболовного права ФГБНУ «ВНИРО»