Институт изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд носит комплексный характер, в том числе регламентируется отнюдь не исключительно положениями норм земельного и гражданского законодательства, но и конституционного, административного, муниципального, градостроительного, жилищного и иных отраслей права.
Вследствие этого на практике появляется несколько вопросов, предопределенных присутствием как недостатков законного регулирования данного института, в частности и существующих противоречий, а также коллизий. К сожалению, в функционирующем правовом поле Российской Федерации никак не зафиксировано конкретное определение понятия «государственные и муниципальные нужды».
Так некоторые авторы рассматривают нужды относящиеся к государственным или муниципальным, как справедливо образовавшуюся потребность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в использовании участка земли с целью предоставления общественно важных заинтересованностей и потребностей общества в полной их взаимосвязи с осуществлением международных обязательств, расположением объектов, которые обладают государственным и муниципальным значением, а также другими обстоятельствами, которые устанавливаются действующим законодательством [1, с. 11].
Другие ученые под государственными нуждами, а также муниципальными нуждами понимают «конкретизированные законодательством справедливо образовавшиеся социально важные потребности, потребность в удовлетворение которых определена интересами обширной области субъектов» и какие реализуются в определенном законодательством режиме публично-правовыми образованиями [2, с. 34].
Помимо всего вышеуказанного, в ст. 35 Конституции нашего государства предусмотрено, что право частной собственности охраняется законом. В ней указывается на то, что ни один гражданин в принципе не может быть лишен своего имущества не иначе как по решению суда, а в случае принудительного лишения права собственности в пользу государства имущество может быть изъято только в случае предварительного равнозначного возмещения его реальной стоимости[1].
Подробный анализ содержания статей Конституции Российской Федерации подводит к умозаключению о том, что право собственности лица на земельный участок сохраняется за субъектом правоотношений не только по его собственной воле, но и до тех пор, пока не будет принято мотивированное решение суда о принудительно проводимой и законной конфискации объектов имущества и прекращении на него права собственности. В ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) приведен ориентированный список причин, согласно которому по результатам судебного процесса управомоченный на то орган государственной власти в праве осуществить принудительное отчуждение частного имущества.[2] В данном списке перечислены большинство оснований, которые предусматривают законные причины для принудительного отчуждения прав собственности на земельный участок, которые согласуются с недобросовестным поведением собственника, то есть невыполнением им обязательств, которые закрепляются законодательно или на основании договора.
Уместно подчеркнуть, что согласно данного списка принудительное отчуждение (изъятие) имущества допустимо также в тех вариантах, если владелец данной собственности никак не проштрафился, а напротив - поддерживал его, беспокоился о нем и применял данную территорию надлежащим образом. Одно из указанных выше оснований отчуждения объектов собственности сводится к принудительному изъятию земли для восполнения потребностей государства или муниципальных образований.
В ряде статей Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) зафиксирован процесс отчуждения земли только с целью удовлетворения муниципальных либо государственных потребностей в ограниченных рамках.
Отчуждение собственности с целью удовлетворения муниципальных либо государственных потребностей возможно лишь в конкретных определенно-исключительных случаях, приведенных в ст. 49 ЗК РФ, среди которых отсутствует такое основание, как пользование недрами для добычи полезных ископаемых[3]. Логично умозаключение о том, что использование недр с целью добычи месторождений полезных ископаемых физически невозможно без использования земельных участков, на территории которых данные месторождения располагаются, в связи с вышеуказанным в ст. 25.1 Закона «О недрах» отдельно отмечен тот факт, что участки земли, которые, помимо всего прочего, находятся в собственности государства или муниципального образования, а также которые являются необходимыми для разработки полезных ископаемых и последующего недропользования, могут сдаваться в аренду пользователям недр. Следует отметить, что последнее возможно и без проведения торгов. Необходимо отметить, что список определенных поводов изъятия участков земли для государственных или муниципальных нужд, которые перечисляются в ст. 49 ЗК РФ, не является исчерпывающим и в отдельных конкретных случаях при соблюдении условий других нормативных актов может быть расширен.
В подпункте 3 указанной статьи содержится отсылка к другим смежным федеральным законам. Так, исходя из ст. 25.2 Закона «О недрах», становится ясно, что конфискация земли для подобных нужд, в том числе лесных территорий, допускается только в случае, если данные участки земли являются категорически необходимыми для проведения работ, направленных на использование недр[4].
Буквальное толкование изложенной выше правовой нормы позволяет говорить о том, что она не является императивной, а, следовательно, при ее применении могут возникать споры, связанные с обязательностью отчуждения объекта собственности, а именно участка земли. Данный факт служит обоснованием нашего предложения о включении в статью 49 ЗК РФ нормы, предусматривающей принудительное изъятие земельного участка, необходимого для пользования недрами в целях добычи полезных ископаемых.
Представляется, что указанное основание, отчуждение участка земли, будет иметь исключительный характер, как и другие существующие положения в этой статье. Несомненно, это будет являться в полной мере гарантией прав недропользователей на земельный участок.
Помимо предложенного, в значительной степени, не последней по значимости выступает ситуация, при которой возникает заметная необходимость разделения участка земли для последующего недропользования. Рассматривая споры, которые возникают в процессе принятия решения о разделении земли, суды либо отказывают в удовлетворении требований истца о разделении, защищая интересы правообладателей земельных участков, либо же удовлетворяют интересы недропользователей в силу исключительного характера их деятельности [3, с. 99].
Наглядным примером является вполне обоснованное решение арбитражного суда ЗСО от 16.07.2018 г. по делу № А45-40495/2017, где общество обратилось к Росимуществу с иском о разделе исходного участка земли, предоставленного департаментом лесного хозяйства в аренду истцу, с выделением участка, который необходим для недропользования, а именно с целью последующего образования на его территории участка санитарно-защитной зоны в рамках проекта горного отвода.
Заинтересованная сторона Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом не предпринимала никаких активных действий для удовлетворения иска общества, в результате чего между последними возник спор касательно земельного участка. По итогам продолжительного судебного разбирательства было определено, что оспариваемый участок земли являлся собственностью Российской Федерации, но при этом отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, помимо вышеуказанного отсутствуют притязания третьих лиц на данную территорию. В процессе проведения ряда судебных заседаний было принято законное решение о разделе земли, так как оснований для отказа в разделе оспариваемой территории суд не установил[5].
Исследуя перечень способов, используемых органами государственной власти для отчуждения права собственности на земельные участки, мы считаем необходимым отметить национализацию, реквизицию, конфискацию, выкуп и изъятие участка земли у его собственника по причине его ненадлежащего, либо противозаконного использования, однако уместно отметить, что наиболее лояльный способ изъятия земель является выкуп участка. Указанная мера государственного отчуждения права собственности на объект осуществляется на основании норм законодательства, указанных в ст. 279-283 ГК РФ, а также на основании ст. 45, 46, 49, 55, 63 ЗК РФ. В своей сущности выкуп земли - это конкретные законодательно регламентированные действия уполномоченных на муниципальных или государственных органов и служащих, направленных на прекращение права собственности у частного либо юридического лица на определённый земельный участок, а также других недвижимых объектов, которые расположены на нём, для удовлетворения публичных интересов государства, муниципального образования и общества в целом.
Одним из существенных условий выступает цена земли, определение которой производится путем заключения договоренности между собственником земли и публичным образованием в рамках ст. 281 ГК РФ. Отношения касательно выкупа участка земли могут развиваться в двух диаметрально противоположных направлениях: в одном случае при наличии полного согласия собственника стороны максимально оперативно и эффективно приходят к соглашению, в результате чего оформляется договор купли-продажи либо мены. В другом случае при несогласии собственника земельного участка процесс разрешения спора становится гораздо дольше и сложнее, как правило это может произойти в том случае, когда невозможно достигнуть взаимовыгодных условиях соглашения о цене, либо иных условиях приобретения земли [4, с. 55].
Важно, однако, заметить, что даже в случае полного и категорического несогласия собственника участка земли согласно ст. 282 ГК РФ орган государственной власти либо должностное лицо органа государственной, либо орган местного самоуправления в праве предъявить иск о намерении осуществления выкупа права собственности на земельный участок по прошествии трех лет, с момента уведомления правообладателя об отчуждении права собственности на участок и объекты недвижимости, которые располагаются на нём. В результате судебного решения изъятие такого земельного участка может быть произведено и против воли собственника. По данной причине в основной массе ситуации у владельца имеется 2 выхода: выразить согласие на порекомендованные иные земельные участки, оптимальные по масштабам и удобству расположения, или выразить согласие на валютную оплату согласно рыночной стоимости участка.
В случае наличия несогласия собственника участок с высокой долей вероятности будет изъят из его собственности по решению суда.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, о том, что на стадии развития отечественного законодательства у владельца имеется не столь большое количество способов, направленных на правовую защиту собственного имущества. В частности, у государства имеется довольно большое количество рычагов давления с целью свершения собственных интересов, касательно отчуждения и использования земельных участков. Такой расхождение в сторону удовлетворения государственных интересов в земельном законодательстве, в определенной степени, оказывает негативное воздействие на желание и стремление граждан в приобретении земли в свою личную собственность с целью последующего использования с учетом личных интересов.
На наш взгляд, институт изъятия земли для удовлетворения нужд государства и муниципальных образований регулируется с помощью различных по своему характеру и правовой силе нормативных актов, что существенно затрудняет работу органов государственной власти, государственных служащих и судов.
На данный момент назрела необходимость и потребность привести действующее законодательство к общему «знаменателю». Логичнее в целом допустить то, что таким единым нормативным актом должен быть только Земельный кодекс РФ. Но при этом необходимо отметить, что зачастую суды признают акты органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления незаконными, если изъятие земельных участков идет в разрез с принципом исключительности, заложенному в ст. 49 ЗК РФ, и не подпадающая под основания изъятия земельного участка, указанные в ней.
В результате такого подхода, предлагается в статье 49 ЗК РФ пользование недрами для добычи полезных ископаемых зафиксировать как основу изъятия участков для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с этими факторами считаем оправданным увеличить и список объектов государственного и муниципального значения, дополнив его объектами разработки месторождений полезных ископаемых.
В результате приведенного выше подхода, становится очевидным, что разрешение отмеченных вопросов в процессе законного регулирования процедуры конфискации земель будет предотвращать и значительно уменьшит множественные дискуссии и споры о правомерности прекращения права собственности на земельные участки.
КОВАЛЬ Михаил Иванович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России
ВЕСЕЛОВА Дарья Владимировна
студент Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России