В настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед мировым сообществом, является проблема нелегальной миграции.
Правовой статус мигрантов, перемещающихся из одной страны в другую, различен. Их можно подразделить на две основные категории: законные мигранты, т.е. лица, которые с разрешения иностранного государства и в соответствии с его законодательством и международными договорами находятся на его территории; нелегальные мигранты — граждане других государств и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории, установленные национальным законодательством иностранного государства.
Регулятивное воздействие норм международного права призывает упорядочить межгосударственные отношения в области борьбы с незаконной перевозкой мигрантов. Особенностью международно-правового регулирования является тот факт, что государства руководствуются нормами, которые сами и создают. Необходимым условием образования тех или иных правовых средств, направленных на урегулирование межгосударственных отношений в исследуемой сфере, является согласование воли государств.
Государства прилагают немало усилий в противодействии нелегальной миграции, а также в оказании помощи лицам, ищущим убежища. Наиболее сложно эта задача решается в части, касающейся борьбы с незаконной перевозкой мигрантов по морю.
Очевидно, что большая часть мигрантов перевозится по морю нелегальным путем. По оценкам международных органов в области судоходства, только в 1996 г. число лиц, использовавших торговые суда в целях нелегальной иммиграции, составило более 6500 человек. Примеров нелегальной перевозки мигрантов по морю достаточно. Так, в начале ноября 2016 г. греческая полиция подтвердила гибель четырех мигрантов, утонувших в Эгейском море: двое взрослых и двое детей выпали из перегруженной лодки, перевозившей 42 беженцев нелегально.
Через Средиземное море массово эмигрируют в Италию выходцы из Гамбии, Ливии, Мали и Нигерии. Наиболее трудная ситуация в европейских государствах сложилась в связи с потоком вынужденных мигрантов из Сирии. С 2014 года при попытке добраться до Европы по морю погибли или пропали без вести более 10 000 мужчин, женщин и детей. В 2016 г., по данным Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) на 31 августа 2016 г. было зафиксировано 3169 случаев гибели и исчезновения людей в Средиземном море, а число лиц, прибывших в Европу, составило 281 740 человек.
Многочисленные трагические эпизоды в Средиземном море, унесшие сотни человеческих жизней, во многом стали следствием эксплуатации и дезинформации со стороны транснациональных преступных организаций, которые ради наживы содействуют незаконному провозу мигрантов опасными для их жизни способами.
Миграционные потоки населения оказывают большое влияние, как на внутригосударственные отношения, так и на международную безопасность в целом.
Сотрудничество государств по борьбе с незаконной перевозкой мигрантов по морю имеет различные формы: совершенствование международно-правовой базы (заключение международных договоров, принятие резолюций международных организаций); обмен информацией; осуществление совместных оперативно-розыскных мероприятий, а также мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; оказание на взаимной основе помощи при расследовании уголовных дел, а также другие формы сотрудничества, которые могут осуществлять заинтересованные стороны.
В международном праве в настоящее время отсутствует многосторонний международный договор по борьбе с нелегальной миграцией. Предложения о разработке таких норм были неоднократно, в том числе и в отношении нелегальной перевозки мигрантов по морю. Так, в августе 1997 г. на сессии Ассамблеи Международной морской организации (далее - ИМО) Италия предложила заключить многостороннюю конвенцию о борьбе с нелегальной миграцией по морю, в которой объявлялась бы преступлением международная перевозка нелегальных мигрантов и были бы предусмотрены совместные меры по борьбе с такими действиями. Однако это предложение не было воплощено в жизнь.
15 ноября 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, которая содержит Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (далее - Протокол). Таким образом, на данный момент нормы, содержащиеся в Протоколе, являются единственными международно-правовыми нормами по борьбе с нелегальной перевозкой мигрантов по морю.
Согласно ст. 2 Протокола, его цель заключается в предупреждении незаконного ввоза мигрантов и борьбе с ним, а также в поощрении сотрудничества между государствами участниками в достижении этих целей при обеспечении защиты прав незаконно ввезенных мигрантов.
В соответствии с документом, незаконный ввоз мигрантов означает обеспечение с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство - участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. Незаконный въезд означает пересечение границ без соблюдения необходимых требований для законного въезда в принимающее государство.
Ст. 6 Протокола закрепляет, что каждое государствоучастник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно и с целью получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду: а) незаконный ввоз мигрантов; б) такие деяния, когда они совершаются в целях создания условий для незаконного ввоза мигрантов, как изготовление поддельного документа на въезд (выезд) или удостоверения личности, либо приобретение или предоставление такого документа или владение им; в) предоставление какому-либо лицу, которое не является гражданином соответствующего государства или не проживает постоянно на его территории, возможности находиться в этом государстве без соблюдения необходимых требований для законного пребывания в нем путем использования способов, упомянутых ранее, или любых других незаконных средств.
Также ст. 6 Протокола указывает на то, что каждое государство-участник принимает и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния: а) при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы - покушение на совершение какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с указанным ранее; б) участие в качестве сообщника в совершении какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с указанным ранее; в) организацию других лиц или руководство ими с целью совершения какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с указанным ранее.
Каждое государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве обстоятельств, отягчающих ранее указанные преступления, такие обстоятельства: а) которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или безопасность соответствующих мигрантов; или б) которые связаны с бесчеловечным или унижающим достоинство обращением с такими мигрантами, в том числе в целях эксплуатации.
Незаконному ввозу мигрантов по морю посвящен Раздел II Протокола.
В ст. 8 обозначены меры противодействия незаконному ввозу мигрантов по морю. Согласно документу, государствоучастник, имеющее разумные основания подозревать, что судно, которое либо несет его флаг или заявляет о том, что оно зарегистрировано в этом государстве, либо не имеет национальности, либо, хотя и несет иностранный флаг или отказывается показать флаг, имеет в действительности национальность этого государства-участника, участвует в незаконном ввозе мигрантов по морю, может запросить помощь других государств-участников в пресечении использования данного судна с этой целью. Государства-участники, к которым обращен подобный запрос, предоставляют такую помощь в той мере, в какой это возможно, в пределах имеющихся средств.
Какая помощь может быть оказана, в Протоколе не указывается. Скорее всего, речь идет о досмотре судна и передаче информации заинтересованному в такой помощи государству. Дальнейшие действия зависят от того, что решит государство флага такого судна.
Протокол также закрепляет, что государство-участник, имеющее разумные основания подозревать, что судно, осуществляющее свободу судоходства в соответствии с международным правом и несущее флаг другого государства-участника или имеющее знаки его регистрации в таком государстве, участвует в незаконном ввозе мигрантов по морю, может уведомить об этом государство флага, запросить подтверждение регистрации и, в случае подтверждения, просить разрешения государства флага принять надлежащие меры в отношении этого судна. Государства флага может разрешить запрашивающему государству, в частности: а) высадиться на это судно; б) произвести досмотр этого судна и в) в случае обнаружения доказательств участия этого судна в незаконном ввозе мигрантов по морю, принять надлежащие меры в отношении этого судна, а также лиц и груза на борту в порядке, разрешенном государством флага.
Если же государство флага разрешает подозревающему государству принять меры, то они могут быть выражаться в нескольких действиях.
Первое - высадка на борт судна. В этом случае учитывается, что такие действия, согласно Протоколу, имеют место в отношении судна, осуществляющего свободу судоходства в соответствии с международным правом. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. свобода судоходства может иметь место только в исключительной экономической зоне и в открытом море.
Из принципа свободы судоходства вытекает принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море.
Второе действие - досмотр судна. Международным правом четко установлено, в каких случаях военный корабль вправе подвергать иностранное судно досмотру, а в каких нет. Согласно ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву, это может происходить тогда, когда у военного корабля есть разумные основания подозревать, что конкретное судно занимается пиратством; работорговлей; несанкционированным вещанием; не имеет национальности; или хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.
Третье действие подозревающего государства, согласно Протоколу, заключается в том, что в случае обнаружения доказательств участия этого судна в незаконном ввозе мигрантов по морю, оно может принять надлежащие меры в отношении этого судна, а также лиц и груза на борту в порядке, разрешенном государством флага. Таким образом, вновь необходимо согласие государства флага, которое к тому же должно определить порядок принятия таких мер.
Следует отметить, что арестовать судно военный корабль не может, так как в соответствии с Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 г., а также Международной конвенции об аресте судов 1999 г., арест означает задержание судна, осуществляемое в порядке судебного производства для обеспечения морского требования, и судно может быть арестовано только на основании решения суда или другой компетентной судебной власти договаривающегося государства, в котором налагается арест и только по морскому требованию.
Проблемам незаконной перевозки мигрантов по морю уделяется пристальное внимание в рамках универсальных международных организаций. В частности, заслуживает внимание деятельность ИМО в этом направлении.
В рамках этой Организации по вопросам незаконной перевозки мигрантов по морю было принято несколько резолюций. В частности, 4 ноября 1993 г. Ассамблея ИМО приняла Резолюцию А.773(18) о борьбе с опасной практикой перевозки мигрантов по морю. В ней содержится призыв к государствам- членам ИМО сотрудничать по предотвращению незаконной перевозки мигрантов море, предпринимать необходимые шаги к сохранению человеческой жизни на море, проводить эффективные мероприятия по искоренению незаконной перевозки мигрантов по морю.
Резолюция А.773(18) призывает государства-членов при обнаружении случаев незаконной перевозки мигрантов по морю незамедлительно сообщить об этом государству флага судна, вовлеченного в такую деятельность, а также незамедлительно проконсультироваться о дальнейших действиях в отношении такого судна.
Согласно документу, если на судне нет флага и невозможно определить его национальность, тогда следует принять меры в соответствии с правом государства, чей корабль задержал такое судно.
Резолюция призывает государства в том случае, если имеются доказательства того, что судно, плавающее под их флагом, участвуют в незаконной перевозке мигрантов, гарантировать безопасность и соответствующие права человека лицам, находящимся на борту задержанного судна, а также принимать адекватные меры на основании национального законодательства.
Другая Резолюция ИМО - А.867(20), принятая Ассамблеей 27 ноября 1997 г., посвящена сотрудничеству государств- членов Организации по борьбе с деятельностью, связанной с торговлей или незаконной перевозкой мигрантов по морю.
Данный документ призывает государства принимать меры, необходимые для задержания судов, используемых для незаконной торговли и перевозки мигрантов по морю; оперативно сообщать странам, под флагом которых плавают такие суда, а также ИМО о фактах задержания.
Ассамблея поручает соответствующим органам ИМО проводить оценку поступившей информации о судах, занимающихся торговлей или незаконно перевозкой мигрантов по морю.
Следует отметить, что при разработке Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. принимались во внимание рекомендации, подготовленные ИМО, более того, эта Организация внесла большой вклад в разработку указанного Протокола.
Что касается противодействия нелегальной перевозки мигрантов по Средиземному морю, то по данной проблеме было принято несколько специальных актов в рамках ООН и ЕС. И здесь, прежде всего, следует отметить Резолюцию 2240 Совета Безопасности ООН (далее — СБ ООН) от 9 октября 2015 г., касающуюся действий государств и региональных организаций по борьбе с незаконными перевозками мигрантов по морю из Ливии.
Проект данной Резолюции был подготовлен в соответствии с Главой 7 Устава ООН и допускает проведение силовых операций. В соответствии с ней СБ ООН уполномочивает государства-членов в течение одного года останавливать в открытом море у берегов Ливии и досматривать любые суда, которые подозревались или подозреваются в использовании организованными преступными группами для незаконного ввоза мигрантов в другую страну и торговли людьми из Ливии. Документ распространяется даже на лодки, надувные лодки и плоты.
В этой Резолюции высказывается глубокое сожаление по поводу продолжающихся трагедий в Средиземном море, в результате которых гибнут сотни людей. Часть трагедий происходит в связи с тем, что транснациональные организованные преступные сообщества прибегают к очень опасным способам незаконной перевозки мигрантов. Резолюция предоставляет государствам-членам ООН право при согласии государства флага осуществлять в течение года проверки судов, в отношении которых существуют разумные основания для подозрения в торговле людьми и незаконной перевозке мигрантов из Ливии, а также право арестовывать суда в случае подтверждения факта преступления.
Резолюция также наделяет государства-членов полномочиями в зависимости от ситуации принимать меры для решения дальнейшей судьбы торговцев людьми и участников незаконной перевозки мигрантов. Однако, соответствующие полномочия не распространяются на суда, обладающие суверенным иммунитетом. Документ требует, чтобы при проведении операций в первую очередь обеспечивалась безопасность лиц, находящихся на борту судна и выражает необходимость постоянно докладывать государству флага обо всех предпринимаемых шагах.
Совет Безопасности призывает улучшить координацию усилий по предотвращению незаконных перевозок людей в сотрудничестве с Ливией. Таким образом, были поддержаны действия Европейского союза, который проводил операцию EUNAVFOR Med по пресечению деятельности подпольных сетей по перевозке людей.
СБ ООН указал на то, что данная Резолюция направлена лишь на пресечение деятельности организованной преступности по незаконной перевозке мигрантов и торговле людьми, и ни коем образом не преследует цели ограничить и ущемить права человека, либо помешать людям искать убежища. Документ потребовал от стран, пользующихся данными полномочиями, в течение трех месяцев после принятия резолюции, а впоследствии через каждые три месяца информировать СБ ООН о прогрессе операции.
В Резолюции подчеркивается, что решение проблем международной миграции возможно на основе международного, регионального и двустороннего сотрудничества и диалога и всеобъемлющего и сбалансированного подхода, характеризующегося признанием роли и обязанностей стран происхождения, транзита и назначения в деле поощрения уважения и защиты прав человека всех мигрантов, а также отказа от подходов, способных усугубить их уязвимость.
Стоит отметить, что положения указанной Резолюции 2240 уже применяться на практике. В частности, в октябре 2015 г. Великобритания направила в Средиземное море два своих военных корабля для помощи в пресечении незаконных перевозок мигрантов и борьбе с людьми, организующими такие перевозки. Вместе с другими европейскими кораблями они будут патрулировать берега Ливии в целях пресечения деятельности контрабандистов, организовывающих незаконные перевозки мигрантов по морю в Европу. В соответствии с Резолюцией СБ ООН, командир корабля имеет полномочия останавливать и задерживать суда, которые подозреваются в контрабанде людей.
Центральное место в противодействии незаконной перевозки мигрантов по Средиземному морю принадлежит Европейскому союзу. В частности, ЕС неоднократно принимал планы действий для разрешения проблемы неконтролируемой миграции из Африки через Средиземное море. План стабилизации миграционной обстановки в Средиземном море, одобренный министрами внутренних и иностранных дел стран Евросоюза 21 апреля 2015 г., был принят на фоне катастроф, произошедших в апреле 2015 г., когда недалеко от побережья Ливии затонули суда с огромным количеством нелегальных мигрантов.
Данный план, состоявший из 10 пунктов, включал в себя меры по приему мигрантов, контролю их пребывания, снятие отпечатков пальцев и создание баз данных мигрантов, единые правила по предоставлению убежища или репатриации нелегальных мигрантов, распределение квот для их приема между всеми странами ЕС, а также работу с самими странами Северной Африки, направленную на ограничение миграционных потоков как путем повышения уровня жизни, так и путем содействия этим государствам в улучшении пограничного контроля.
Также было расширено финансирование антимиграционных патрулей, действовавших в Средиземном море в рамках операций «Тритон» и «Посейдон» и осуществлявших пограничный контроль у берегов Италии.
3 февраля 2017 г. на Саммите глав государств и правительств ЕС в г. Валетте (Мальта) была принята Декларация о внешних аспектах миграции, осуществляемой через центральную часть Средиземного моря. В ней отмечается, что государства-члены ЕС вновь подтверждают свою решимость действовать при полном соблюдении прав человека, международного права и европейских ценностей.
В документе отмечается, что благодаря усилиям ЕС, в том числе сотрудничеству с Турцией, за прошлый год на восточно-средиземноморском маршруте (через Грецию и Балканы) миграционный поток сократился до одной трети от уровня 2015 г. Однако пока снижался поток нелегалов с Ближнего Востока, набирал силу поток нелегалов через центральную часть Средиземного моря - за тот же прошлый год этим путем прибыли 181 тыс. мигрантов, а число погибших и пропавших без вести в море достигло нового рекорда с 2013 г. Уже сотни мигрантов погибли за первый месяц 2017 г.
В Декларации указывается, что среди намеченных мер по борьбе с нелегальной миграцией через Средиземное море будут приняты следующие: обучение, поддержка и оснащение ливийской национальной береговой охраны, усиление совместных с Ливией и международными организациями действий против контрабандистов-перевозчиков нелегальных мигрантов с подключением Европола и Европейской пограничной и береговой охраны, а также содействие социальноэкономическому развитию местных общин в Ливии, особенно в прибрежных районах и на ливийских сухопутных границах и миграционных маршрутах.
Наряду с этим, одним из главных положений Декларации можно считать то, что Еврокомиссия разрабатывает обновленный план репатриации мигрантов, не подпадающих под критерии беженцев.
По мнению президента Института национальной стратегии М. Ремизова, первый этап ужесточения миграционной политики - это изменение правил в отношении нелегальных мигрантов, т.е. упрощение процедур их депортации. Однако, для этого необходимо будет решить ряд вопросов. Куда их депортировать, когда неизвестна страна их исхода? Эти вопросы могут быть решены лишь через соглашения европейских стран с государствами Северной Африки, например, и с другими зарубежными государствами, граничащими с Европой, о возможном приеме нелегальных мигрантов на условиях поддержки. Второй этап - ужесточение правил гуманитарной миграции. Сегодня действуют либеральные правила не только с точки зрения получения статуса беженца, но и с точки зрения воссоединения семей.
В Декларации также подчеркивается, что ЕС выступает за всеобъемлющее политическое урегулирование в рамках ливийского политического соглашения и поддерживает президентский совет и правительство национального согласия Ливии, которое поддерживает и ООН.
Таким образом, сотрудничество государств по борьбе с незаконной перевозкой мигрантов по Средиземному морю представляется крайне важным и актуальным. Его международно-правовые рамки находят свое отражения в принятии международных договоров, актов ИМО, резолюций Совета Безопасности ООН и актов Европейского союза. Очевидно, что с учетом большого потока мигрантов (прежде всего из Сирии и Ирака) в настоящее время данная проблема наиболее остро затрагивает государства-члены ЕС, отсюда налицо их заинтересованность в ее решении. При этом значительная часть таких мигрантов перемещается в страны Европы по Средиземному морю нелегально. Вне всякого сомнения, искоренить данное негативное явление или значительно сократить нелегальную перевозку мигрантов по Средиземному морю возможно исключительно посредством совместных усилий государств и международных организаций.
Для наиболее эффективной борьбы государствам, по нашему мнению, целесообразно принять необходимые меры по усилению контроля за морскими судами, в отношении которых имеются сведения об их участии в незаконной перевозке мигрантов. Кроме того, необходимо развивать эффективное сотрудничество с пограничными службами государств с целью обмена информацией о судах, используемых для нелегальной перевозки мигрантов по Средиземному морю.
БЕКЯШЕВ Дамир Камильевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права МГИМО (У) МИД России, доцент
ИСАЕВА Мадина Хамзатовна
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России