Специфика юридической природы нормотворческой деятельности международных судов обусловлена, прежде всего, особенностями механизма нормообразования в международном праве.
В отличие от внутригосударственного права в международном праве не применяется принцип разделения властей, здесь не созданы специальные законодательные органы, отсутствует строгая иерархия источников права. В основе нормативности создаваемых правил, а также обязательной юрисдикции судебных органов лежит согласованная воля субъектов международного права, прежде всего, государств. Данные особенности способствовали формированию «своих» источников права, круг которых обычно определяют исходя из содержания ст.38 Статута Международного Суда ООН, хотя, при этом, обычно признают и неполноту закрепленного в ней перечня. На отсутствие каких-либо жестких ограничений в отношении круга источников указывает, в частности, преамбула Устава ООН, в которой говорится о договорах и других источниках международного права.
Обращаясь к анализу ст.38 Статута, необходимо также учитывать, что ее положения были сформулированы в 1920 г. для Постоянной палаты международного правосудия. Тот период развития международного права кардинально отличался от современного состояния: многие сферы отношений не регулировались международным правом, количество международных межправительственных организаций было значительно меньшим, не существовало постоянно действующих международных судов.
За последнее столетие развитие международного права продвинулось далеко вперед, в том числе, и в направлении новых способов формирования и закрепления международно-правовых норм. Так, например, сегодня источниками международного права признаются акты международных организаций, не упоминаемые в ст.38 Статута. На возможность международных организаций и их органов создавать нормы права ученые-международники стали обращать внимание уже в первые годы деятельности ООН. Так, по утверждению С. Б. Крылова: «Деятельность Организации Объединенных Наций, ее Генеральной Ассамблеи и других органов, прежде всего Совета Безопасности, может привести к тому, что ряд постановлений этих органов явится ... важным источником международного права». «В известной мере, - указывал Е. А. Коровин, - в качестве источников международного права можно рассматривать постановления международных органов и международных организаций, если они получили международное признание». Тем не менее, данный подход в советский период не стал общепризнанным. Согласно господствующей в литературе точки зрения советская доктрина придерживалась мнения о том, что сами по себе постановления международных организаций не создают норм международного права.
Современные исследователи стоят на иных позициях. «Термин «резолюция» международной организации - пишет Т. Н. Нешатаева, - охватывает все виды правовых актов: резолюция может быть источником права, актом толкования права и правоприменительным актом». «Принятие международными организациями нормативных решений, - отмечает в своей диссертации Т. М. Ковалева, - это новый и современный метод создания норм международного права». По мнению С. В. Черниченко «в настоящее время не вызывает сомнений то, что Совет Безопасности может принимать обязательные резолюции нормативного характера. Наиболее яркими примерами этого являются Уставы Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде». Таким образом, мы можем наблюдать общую тенденцию, направленную на расширение круга правосоздающих субъектов за счет международных межправительственных организаций и их органов. При этом необходимо отметить, что каждая международная организация обладает своим автономным статусом, определяемым го- сударствами-учредителями, в силу чего при характеристике нормотворческой деятельности того или иного международного органа необходимо учитывать присущие ему особенности.
Данный подход, на наш взгляд, можно распространить и на международные судебные учреждения, являющиеся, как правило, органами международной организации либо выступающими в качестве самостоятельных субъектов международного права (н-р, Международный уголовный суд).
Противники признания судебного нормотворчества в качестве аргументов обычно обращаются к положениям Статута Международного Суда ООН и, в частности, к ст.59, согласно которой решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. При этом игнорируется тот факт, что говоря о нормотворчестве, речь идет, как правило, не о принятых по существу спора решениях, а об основаниях вынесения данных решений, сформулированных Судом и изложенных в мотивировочной части. Что же касается обязательств, возложенных Судом на участников конкретного спора, то они, действительно обязательны лишь для них. И в данном контексте судебное решение действует как правоприменительный акт. Более того, неисполнение сторонами спора решения Суда может повлечь именно для участников определенные правовые последствия, предусмотренные Статутом и Уставом ООН. Вместе с тем, новые правоположения, выработанные Судом в процессе рассмотрения дела и сформулированные в тексте решения, способны выступать в качестве регулятора в иной сходной ситуации, что подтверждают многочисленные отсылки к предыдущим решениям, содержащиеся в судебных актах.
Из п.1 ст.38 Статута также следует, что Международный Суд ООН обязан решать переданные ему споры на основании международного права. В этой связи возникает вопрос: если Суд при рассмотрении дела в качестве основания использует правовые позиции, сформулированные им в иных ранее вынесенных решениях, то: либо данные правовые позиции являются международным правом, либо Суд применил их неправомерно? Однако, как показывает практика, применение Судом в последующих решениях собственных правовых позиций и позиций Палаты для обоснования своих выводов государствами никогда не оспаривалось. Из чего можно сделать вывод о принятии государствами таких правоположений. И нередко на практике именно на правовые позиции Суда ссылаются как на факт установления нормы международного права. Так, например, М. Хартвиг, анализируя вызвавшее политический резонанс Консультативное заключение Международного Суда ООН от 22 июля 2010 г. по вопросу о соответствии одностороннего провозглашения независимости Косово нормам международного права, указывает на большую практическую значимость позиции Суда для развития одного из основных международно-правовых принципов: «Молчание Суда по наиболее существенному вопросу о том, насколько из права на самоопределения может выводиться также и право на отделение, и, главное, оставление практически без рассмотрения принципа территориальной целостности, может легко подвести к выводу, что подобные сецессии с точки зрения международного права не являются проблематичными. Реакцией на одностороннее провозглашение независимости Косово уже в 2008-ом году стало провозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии. Президент России Медведев непосредственно ссылался при этом на прецедент Косово». К данному прецеденту апеллирует и Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя от 11 марта 2014 г. В частности, в преамбуле Декларации в качестве одного из правовых оснований ее принятия указывается на «подтверждение Международным Судом ООН в отношении Косово от 22 июля 2010 года того факта, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какие-либо нормы международного права».
Другим аргументом, направленным против признания судебного нормотворчества является использование в ст.38 указания на судебные решения как на вспомогательные средства для определения правовых норм. Ссылки на данные решения объясняются фактом наличия в них норм права, но, как правило, происхождение этих норм не связывают с деятельностью суда. Сущность данных суждений сводится к тому, что, нормы, содержащиеся в судебных решениях, являются либо обычно-правовыми, либо нормами-принципами. «Важная роль международных судов, - отмечается в Курсе международного права, изданном в 1967 году, - состоит в том, чтобы подметить в разнообразной практике государств международный обычай, иногда выразить его в форме международноправового принципа...». Подобной точки зрения придерживаются и сегодня многие ученые. Так, И. И. Лукашук заявляет: «Важная роль... в становлении обычных норм принадлежит Международному Суду ООН. Не случайно акты суда активно используются в этом плане не только в литературе, но и в практике государств».
Действительно, решения как международных, так и национальных судов могут способствовать выявлению норм обычного права. Данный подход подтверждает и подготовленный Комиссией международного права ООН проект выводов о выявлении международного обычного права, опубликованный в Докладе о работе ее шестьдесят восьмой сессии. Так, Комиссия включила в текст проекта вывод 13 «Решения судов и трибуналов» согласно которому:
- Решения международных судов и трибуналов, в частности Международного Суда, касающиеся существования и содержания норм международного обычного права, являются вспомогательным средством для определения таких норм.
- В соответствующих случаях могут учитываться решения национальных судов, касающиеся существования и содержания норм международного обычного права, в качестве вспомогательного средства для определения таких норм.
Вместе с тем, Комиссия международного права ООН сегодня a priori не отвергает прецедентный характер решений международных судов и активно использует их для обоснования своих выводов. Так, например, в комментарии к выводу 2 названного проекта Комиссия указывает: «Всеобщая практика и признание такой практики в качестве правовой нормы (opinio juris) являются двумя конститутивными элементами международного обычного права; вместе они образуют основные условия для существования нормы международного обычного права... Такой подход подтверждается, среди прочего, в прецедентном праве Международного Суда, который ссылается на «два условия [которые] должны быть выполнены» и неоднократно указывал, что «существование нормы международного обычного права требует наличия «устоявшейся практики» в сочетании с opinio juris». В другом проекте документа, разработанном Комиссией и вошедшем в этот же Доклад, вывод о том, что «устойчивое использование атмосферы включает необходимость совмещения охраны атмосферы и экономического развития», Комиссия обосновывает исключительно ссылками на прецедентное право международных судов. Так, в частности, Комиссия в Комментарии к данному пункту Руководящего положения указывает: «Пункт 2 опирается на формулировку решения Международного Суда по делу «О проекте «Габчиково-Надьмарош», в котором Суд указал на «необходимость совмещать охрану окружающей среды и экономическое развитие». Комиссия также отметила другие соответствующие прецеденты».
Отношение Комиссии к решениям международных судов как к праву подтверждается и в ее более ранних решениях. Так, например, Комиссией в п.10 комментария ст.5 Проекта статей о праве несудоходных видов использования международных водотоков, принятого в 1994 г., «решения международных судов и трибуналов» включены в «обзор всех имеющихся данных общей практики государств, признаваемых в качестве права».
Прецедентный характер вырабатываемых Международным Судом ООН правовых позиций подтверждается и ссылками на них другими международными судами и трибуналами. Более того, в некоторых случаях суды характеризуют деятельность Международного Суда ООН как непосредственно создающую нормы международного права. Так, например, в деле «Корея — Меры, затрагивающие государственные закупки», рассматривавшемся органами по урегулированию споров ВТО, при анализе ст.48 Венской конвенции о праве международных договоров был сделан вывод, что эта статья была сформулирована главным образом на основе прецедентов соответствующих судебных органов — Постоянной палаты третейского суда и Международного Суда.
«Несмотря на различные условия, в которых функционируют эти суды и трибуналы, - отмечается в Докладе Специального докладчика М. Вуда, представленного на рассмотрение Комиссии международного права, - все они в значительной мере руководствуются подходом и прецедентным правом Международного Суда». Так, например, даже Европейский суд по правам человека, являясь специализированным судом в сфере прав человека, для обоснования своих позиций постоянно ссылается на решения Международного Суда ООН. Как показывает практика, международные суды все чаще опираются на прецеденты, предпочитая не вдаваться каждый раз заново в детальный анализ одних и тех же принципов.
В данном контексте возникает вопрос: всегда ли решения международных судов выступают в качестве подспорья для обнаружения обычно-правовых норм? Ответ кроется в особенностях формирования обычного права. В подпункте b п.1 ст.38 Статута Международного Суда ООН о международном обычае говорится как о доказательстве всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. В Докладе Комиссии международного права 2016 г. отмечено, что при определении существования и содержания норм международного обычного права следует главным образом рассматривать практику государств, но в некоторых случаях практика международных организаций также способствует формированию или выражению норм международного обычного права. Поведение других акторов практикой не является. Вместе с тем, если существование всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы, установить невозможно, то делается вывод о том, что предполагаемой нормы международного обычного права не существует. «Обычай создается практикой государств и существует в виде нормы, основой и доказательством существования которой служит та же практика». Данный подход подтверждается и Международным Судом ООН. Действия, составляющие практику, ведущую к образованию обычного права, по мнению Суда, «должны быть таковыми или осуществляться таким образом, чтобы быть доказательством убеждения, что практика стала обязательной в связи с существованием нормы права, требующей этого. Необходимость такого убеждения, т.е. наличие субъективного элемента, подразумевается самим понятием opinio juris sive necessitatis. Соответствующие государства должны, следовательно, чувствовать, что они выполняют правовую обязанность. Частота или даже обычный характер действий недостаточны сами по себе».
Влияние суда на процесс становления обычая заключается в том, что, применяя обычай при разрешении спора, суд лишь авторитетно подтверждает факт его существования. При этом, судебное решение не выступает в качестве источника обычно-правовой нормы. Суд не может сформировать обычай в силу особенностей его юридической природы. Данное правило поведения складывается непосредственно в процессе взаимоотношений государств и признается ими в качестве юридически обязательного. Представляется также, что суд не вправе выступать и в качестве первооткрывателя нормы, созданной не самим судом, а иными субъектами права.
Напротив, в основе международного судебного прецедента лежит прежде всего не практика государств, а коллективное решение судей. Поэтому в отношении судебных решений, содержащих положения, конкретизирующие ту или иную норму международного права, либо восполняющие пробел в праве, нельзя применить определение обычая, данное ст.38 Статута.
В то же время возникает вопрос: как быть суду в случае если ни договор, ни обычай не содержат норм, применимых к рассматриваемому спору? Пробелы в праве, в том числе и в международном, - объективный и общепризнанный факт. «Пробел в международном праве, - констатирует В.Н. Лихачев, - это социально-обусловленное объективными и субъективными факторами правообразования явление, обозначающее недостаточность международного права, неполноту или отсутствие юридических норм, в которых с объективной необходимостью должны закрепляться находящиеся в сфере международно-правового регулирования существующие или возможные связи субъектов международного общения». «Ни в теории, ни на практике, - отмечают М.Л. Энтин и Е.Г. Энтина, - никто никогда не оспаривал, что национальное законодательство и международные соглашения всегда несовершенны. Наполнены лакунами. Изобилуют расплывчатыми формулировками, дающими повод для двусмысленного толкования. Если исключить возможность творческого подхода к осмыслению нормы права, её будет очень трудно применять на практике».
Признавая возможность международных судов создавать нормы права, не следует вместе с тем считать, что все их решения имеют нормативный характер. Прежде всего, суд осуществляет правоприменительную функцию, используя действующие нормы права для урегулирования спора. Однако иная ситуация складывается при наличии пробела в праве. Противники концепции судебного нормотворчества утверждают, что в данном случае суд не восполняет пробел, а преодолевает его. «Сталкиваясь с пробельной ситуацией, не обнаружив необходимой нормы (ни договорного, ни обычного характера), Статья 1 Устава ООН предписывает разрешение международных споров в согласии с принципами справедливости и международного права, но использования одних лишь принципов зачастую недостаточно для разрешения конкретного спора в силу их весьма общего характера. В случаях, когда разрешение спора принципиально невозможно в рамках подлежащих применению правовых норм, судье поневоле приходится заниматься развитием права. На неизбежность такого рода деятельности Международным Судом ООН обращал внимание, в частности, Роберт Дженнингс, занимавший пост председателя Суда в 1991-1994 гг.: «Вероятно, самое важное проявление функции суда - это применение существующих, общепризнанных норм или принципов права... даже если при этом происходит правотворчество в смысле развития, адаптации, модификации норм, заполнения пробелов, толкования или даже выделения новых направлений в праве». «Некоторые решения и консультативные заключения Международного суда ООН, - отмечает хорватский профессор В. Д. Деган, - разрешили некоторые важные дилеммы в общем международном праве, когда текущий обычно-правовой процесс был не завершен. Они кристаллизовали до того момента неопределенную, неясную или противоречивую практику в новые нормы права». При этом, такие нормы будут обязательны не только в отношении спорящих сторон, но и самого Суда на будущее время, так как иной подход противоречил бы принципу справедливости, на основании которого действует Суд. Так, судья Международного Суда ООН от СССР В. М. Корецкий в своем особом мнении по делу South West Africa указывал: «Не может быть так, чтобы то, что сегодня для Суда является истинным, завтра стало ложным. Решение обязательно не только для сторон определенного спора, но и для самого Суда. Не следует забывать о том, что принцип непреложности, заключающийся в последовательности окончательных судебных решений, столь важный для национальных судов, еще более важен для международных судов. Практика Постоянной Палаты и настоящего Суда свидетельствует о том огромном значении, которое придается предыдущим решениям, их обоснованию и мотивации».
Данный подход подтверждается и практикой Суда, который при рассмотрении дел в обоснование своих решений неоднократно ссылался как на собственные решения, так и на практику Палаты. «Благодаря преемственности двух систем,
- отмечает А. С. Смбатян, - решения Постоянной Палаты Международного Правосудия и Международного Суда представляют собой единую систему прецедентов: после создания Международного Суда не произошло никакого разрыва в преемственности прецедентов, поскольку Суд не делал и не делает различий между своими решениями и решениями Постоянной Палаты».30 В частности, в первом же своём решении Международный Суд ООН сослался на консультативное заключение Постоянной палаты международного правосудия от 23 июля 1926 г. и на определение Палаты от 19 августа 1929 г.
Деятельность судов по восполнению пробелов в международном праве неразрывно связана с нормотворческой конкретизацией принципов и международно-правовых норм. Сущность данного процесса неоднозначно понимается в отечественной науке международного права. «Конкретизация, - отмечает В. Я. Суворова, - неотъемлемое средство правового регулирования. В международно-правовом регулировании она играет исключительно важную роль. Объясняется это тем, что в области межгосударственных отношений правовая регламентация зачастую начинается именно с общих установлений. Высокая степень обобщенности содержания норм международного права обусловливает затруднения при их реализации; вот тут-то и необходима та или иная конкретизация действия норм. ...Посредством конкретизации общая международно-правовая норма как бы расчленяется на составляющие, которые подразумевались в процессе первоначального нормотворчества. В результате появляются новые нормы». Иных взглядов придерживается С. В. Черниченко. «В принципе создание новых норм, конкретизирующих уже действующие нормы более общего характера, - пишет он, - типичный и необходимый этап правотворчества. Во внутригосударственной сфере на этом основана вся практика принятия подзаконных актов, развивающих и детализирующих законы. Однако новая норма, сформулированная международным судебным органом на основе уже существующей, должна рассматриваться лишь как толкование последней применительно к конкретному случаю, в отношении которого вынесено решение (поскольку решение международного судебного органа обязательно лишь по данному делу и для данных сторон), до тех пор, пока упомянутая новая норма не получит достаточно широкого признания в качестве правовой, чтобы считаться общепризнанной. Причем для такого признания вовсе не обязательно многократное повторение сходных или аналогичных формулировок по другим делам. В качестве примера здесь можно сослаться на Нюрнбергские принципы, которые были сформулированы Международным Военным Трибуналом на основе его Устава и общепризнанных принципов международного права, сложившихся к началу второй мировой войны».
Точка зрения, высказанная С. В. Черниченко, представляется не вполне убедительной. Признавая конкретизацию необходимым этапом правотворчества, он, тем не менее, без какой-либо аргументации отрицает существование данного процесса в международном праве. И наряду с этим, приводит пример формирования норм международным судебным органом. Возникает вопрос. Если Нюрнбергские принципы, сформулированные трибуналом, не являлись нормами права с момента их закрепления трибуналом, то, что тогда явилось основанием считать их таковыми; с какого момента данные принципы обрели статус норм права? Ответа на данный вопрос автор не дает. Более того, С. В. Черниченко, пусть теоретически, но признает возможность осуществления Международным Судом правотворческой деятельности: «Единственный случай, когда Международный Суд фактически может осуществлять деятельность, напоминающую правотворческую, - при использовании предусмотренного в п.2 ст.38 Статута права Суда решать с согласия сторон дело ex aequo et bono - остается теоретическим, так как на практике данный пункт не применялся».
Следует заметить, что такой подход в отношении самой возможности существования конкретизирующих норм в международном праве не является распространенным в отечественной науке. Так, И. П. Блищенко пишет: «В Договоре по космосу 1967 года нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы международного космического права. По мере развития космической науки и техники и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в соглашениях по определенным направлениям деятельности человека в космическом пространстве». Подобной точки зрения придерживаются И. И. Лукашук и О. И. Лукашук, которые заявляют: «Наиболее авторитетным является аутентичное толкование, т.е. такое, которое осуществляется самими сторонами. Его результаты имеют такую же силу, как и сама норма; они оформляются в ясно выраженном виде (договор, декларация, коммюнике) либо находят отражение в согласованной практике».
В этой связи представляет интерес ст.31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., которая гласит:
- «Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.
- Для целей толкования договора контекст охватывает, кроме текста, включая преамбулу и приложения:
- любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между участниками в связи с заключением договора;
- любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора и принятый другими участниками в качестве документа, относящегося к договору.
- Наряду с контекстом учитываются:
- любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или применения его положений;
- последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования;
- любые соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками».
Анализ положений ст.31 позволяет сделать следующий вывод: любой международный договор может послужить основой для создания его сторонами международно-правовых норм и заключения ими каких-либо соглашений и документов. Эти нормы, принятые в связи с заключением договора, должны использоваться в процессе толкования данного договора в качестве конкретизирующих его положения. Указанное положение Конвенции, по нашему мнению, весьма убедительно подтверждает факт существования в международном праве конкретизирующих норм.
Что касается позиции В. Я. Суворовой, то, соглашаясь в целом с определением значения конкретизации и её роли в процессе международного правотворчества, представляется не совсем точным тезис о том, что конкретизирующие нормы как составляющие общей международно-правовой нормы «подразумевались в процессе первоначального нормотворчества». Действительно, необходимость создания норм, конкретизирующих общую норму, объективна, однако это не означает, что точное содержание конкретизирующих норм заранее определено. В процессе конкретизации как раз и восполняются те пробелы, которые не могут быть урегулированы непосредственно общей нормой. В противном случае конкретизация слилась бы с процессом толкования.
В случае отсутствия необходимой нормы, на основании которой может быть разрешен спор, суд обычно обращается к общепризнанным принципам права либо к нормам общего характера и на их основе вырабатывает новое правило, применимое к сложившейся ситуации. Сформулированное таким образом положение (правовая позиция) не должно противоречить иным действующим нормам международного права. Однако, следует отметить, что данное правило будет являться самостоятельной нормой лишь в случае, если содержит в себе положения, отличные от положений, содержащихся в самом принципе или норме, использованных при его создании. В этом и заключается весь смысл конкретизации. Так, например, при рассмотрении территориального спора между Чадом и Ливией по делу о пограничной полосе Аозу Международный Суд ООН в своем решении от 03 февраля 1994 г. сделал вывод, в соответствии с которым прекращение действия договора не отменяет установленную этим договором границу, поскольку государства не могут существовать без границ. Тем самым Суд, руководствуясь принципом стабильности границ, фактически установил новую норму, которая вносит существенные коррективы в вопрос о действительности международных договоров.
Правовая позиция, являясь частью судебного решения, обязательна прежде всего для сторон-участников спора в силу соглашения о признании юрисдикции суда. Однако, ею оказывается связанным и суд, непосредственно создавший норму, который в данной ситуации выступает как специальный международный орган и самостоятельный субъект международного права. В этом и заключается двойственность юридического характера правовых позиций. С одной стороны, они выступают как партикулярные нормы, на основании которых разрешен спор между сторонами. С другой стороны, суд при рассмотрении аналогичного спора с участием иных сторон, не может игнорировать установленную ранее и зафиксированную в решении конкретизирующую норму и должен её применить. В противном случае нарушался бы принцип справедливости, являющийся общепризнанным в любой правовой системе.
Наряду с правовыми позициями, имеющими общий характер, международные суды своими решениями могут создавать ещё одну категорию норм, встречающихся в решениях по территориальным спорам. Данные споры рассматриваются судебным органом, как правило, с согласия спорящих сторон, в силу чего вынесенные решения являются для них обязательными. Так, например, Международный Суд ООН своим решением от 13 декабря 1999 г. определил линию прохождения границы по реке Чобе между государствами Ботсвана и Намибия. Возникает вопрос, в чем различие между договорными нормами, устанавливающими линию границы, и данным решением? По-видимому, лишь в механизме их создания. Правовые же последствия принятия этих актов идентичны. Решение суда, как и договор в таких случаях будет применяться всякий раз, когда между государствами возникнет вопрос о линии прохождения границы.
Для международного права в отличие от права внутригосударственного характерно обилие двусторонних норм. При этом общеобязательность такой нормы заключается не в неограниченном круге субъектов, которым она адресована, а в возможности ее неоднократного применения. Юридическая сила судебного решения по вышеупомянутому спору аналогична силе международного договора. Иными словами, можно сказать, что суд создал двустороннюю норму, регулирующую отношения между сопредельными государствами, так как решение не только разрешает существующий спор, но и будет в последующем регламентировать отношения между государствами по данному вопросу. Следовательно, судебное решение в определенных случаях может одновременно выступать и как юридический факт, и как норма права.
Такие решения, выступая как одна из форм судебного нормотворчества, не являются международными судебными прецедентами. Нормы, созданные этими решениями, являются индивидуальными и относящимися только к конкретным субъектам. При этом, данным нормам не присущ основной признак прецедента - возможность его использования при разрешении аналогичных дел с участием других субъектов.
Что же касается правовых позиций, то их общий характер ассоциируется с достаточно широким кругом субъектов. Данная категория норм распространяет своё действие не только на отношения спорящих сторон, но и на других субъектов международного права.
По-иному определяет юридическую природу судебных решений Г. И. Тункин: «Решение Суда выражает мнение его членов - специалистов по международному праву. Это сближает решение Суда с доктриной...». Такое отношение к решениям Международного Суда ООН представляется ошибочным. Под доктриной в международном праве понимается система взглядов и концепций, изложенная в научных трудах юристов-международников. Суд является международным органом, созданным государствами и наделенным ими определенной компетенцией. Поэтому решение Суда является решением международного органа, а не отдельных индивидов - специалистов в области права. Государства исполняют решение этого органа. Мнение каких бы то ни было специалистов, не обладающих специальной правоспособностью, не может быть юридически обязательным для государств. В противном случае можно было бы говорить о том, что международный договор заключается не государствами, а государственными чиновниками и отражает их мнение по регулируемому вопросу.
Следует также отметить, что различные международные судебные учреждения по-разному относятся к своей нормотворческой деятельности. Так, если Международный Суд ООН, несмотря на постоянное цитирование своих прежних решений, старается избегать прямых заявлений о своем нормотворчестве, то иные - такие как Суд ЕС, ЕСПЧ, - открыто заявляют о создаваемом ими прецедентном праве, что служит причиной формирования в науке различных подходов в зависимости от особенностей природы конкретного международного суда. Тем не менее, различие в подходах к вопросу о нормативности судебных актов тех или иных международных судебных учреждений не умаляют общего вывода о существовании нормотворческой деятельности международных судов.
При этом, формы судебного нормотворчества в международном праве также как и во внутригосударственной сфере различны. К наименее спорной их категории следует отнести акты, представляющие внутреннее право международных судов, к которым относятся регламенты, правила процедуры и иные нормативные документы, принятие которых в соответствии с учредительными документами непосредственно включено в компетенцию суда.
Другой наиболее обширной формой нормотворчества является выработка судами в своих решениях и консультативных заключениях правовых позиций, обладающих качеством прецедентных норм. Данные нормативные положения создаются судами при обнаружении пробелов в праве, а также в целях конкретизации действующих норм международного права в случаях необходимости выхода суда за пределы буквального толкования. В частности, к нормотворчеству с полным правом можно отнести используемые на практике формы так называемого «эволютивного» толкования, когда содержание нормы меняется в связи с изменениями взглядов общества на те или иные проблемы, либо телеологического толкования, когда содержание нормы обусловливается ее целью и при этом нередко игнорируется ее текст.
В качестве самостоятельной формы судебного нормотворчества в международном праве необходимо выделить судебные решения непрецедентного характера, устанавливающие значимые юридические факты, которые создают права и обязанности субъектов международного права на будущее время (например, установление линий государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, определение полномочий органа международной организации, не закрепленных в учредительных документах и т.п.). В этом проявляется нормативный (общий) характер таких решений.
КУЧИН Михаил Викторович
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Уральского государственного юридического университета