Нельзя не согласиться, что в современных реалиях цифровизация нормотворчества является глобальной, а следовательно, существенные изменения претерпевает и система права.
Так, внутреннее строение права меняется как в плане формальных характеристик, так и в плане своих неких содержательных черт. Если говорить про формальные отношения, то нужно отметить, что расширение действия права на виртуальную среду означает появление не только новых правовых норм и институтов, но и новых отраслей права. В частности, идут дискуссии в науке о такой новой отрасли как информационное право. Что касается содержательных отношений, то сейчас все больше ученых пишут о том, что под влиянием цифровизации в праве появляются такие новые явления, раннее в теории неразработанные, которые исследователи назвали циклическими правовыми массивами [1]. Эти массивы до конца еще не изучены, вопрос об их природе и месте в правовой системе остается дискуссионным. При этом нужно понимать, что данные массивы пронизывают собой почти все отрасли права, но при этом не входят ни в одну из них. И часть норм, образующих массивы, непосредственно связана именно с использованием новых цифровых технологий.
В качестве примера циклического правового массива можно привести антикоррупционное законодательство. Так, для борьбы с коррупцией помимо основополагающих норм, устанавливающих основные принципы, организационные основы противодействия коррупции принимается и огромный массив норм, охватывающий гражданское, трудовое, финансовое, административное, уголовное, налоговое и др. отрасли права. Но как уже упоминалось, такие правовые массивы следует отличать от отраслей права (правовых институтов), так как они не обособляются по тем же принципам, что и отрасли (правовые институты), а проникают во все элементы системы права, определяя вектор дальнейшего развития.
Возник и уже начинает функционировать новый правовой массив, касающийся процессов цифровизации. Это связано прежде всего с нормативным закреплением такого объекта гражданских прав, как цифровые права, а также изменением правил о способах заключения письменных сделок (появились сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки). Данные факты подготовили почву для принятия таких актов как Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ [2] и Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.08.2019 № 259-ФЗ [3].
Как уже было отмечено, в настоящее время процессы информатизации и новые технологии активно влияют на все отрасли общественностей жизни, в том числе и на государственное управление, в частности, на деятельность должностных лиц по созданию правовых актов различных уровней.
С каждым годом растут объемы работы по подготовке нормативно - правовых актов, и существующие подходы, методики, инструменты осуществления этой деятельности уже недостаточны для того, чтобы обеспечить оперативную работу сотрудников государственных структур. Эта проблема особенно актуальна для федеральных и региональных субъектов права законодательной инициативы.
Направление воздействия цифровых технологий на право связано с теми изменениями, которые касаются источников права. В этой сфере хотелось бы отметить некоторые важные тенденции. Так, инфляция правовой материи в условиях цифровизации приводит к изменению соотношения между законами и подзаконными нормативными актами. Регулятивная роль законов несколько снижается, потому что резкое возрастание их количества снижает не только их качество, но и их практическую значимость в регулировании общественных отношений. Более того, под воздействием цифровизации отношения в обществе меняются так быстро, что законотворческая деятельность неминуемо отстает от темпов общественного развития, и можно даже сказать, что большинство законов устаревают в момент их принятия. Далее мы можем сказать, что развитие цифровых технологий приводит к появлению такой новой формы как электронный нормативный акт. В настоящее время он рассматривается как электронная форма обычного нормативного акта, но в перспективе развитие этой формы может привести к ее обособлению, и даже к прогнозируемому появлению цифрового закона, благодаря чему повысится диспозитивность правового регулирования
Очевидным становится необходимость в легитимных базах, обновленных системах, на которые можно ссылаться юристам и давать качественный сервис компаниям и федеральным министерствам. Это поможет избавиться от довольно часто встречающихся на практике ситуаций, в которых юрист ссылается на федеральное законодательство, упуская из вида, что в соответствующем субъекте есть принципиально важное уточнение. Происходит это ввиду огромного массива законодательных актов, принимаемых ежегодно.
Подобного рода ситуации свидетельствуют о необходимости большой работы в этой части, ведь многие источники проблем сложились исторически. Решение этих вопросов требует комплексного подхода, где в улучшении нуждается не только техническая составляющая, но и правовой аспект. Например, в законодательстве Российской Федерации отсутствует официально закрепленное обозначение понятия «нормативный правовой акт», отсюда вытекает, что критерий нормативности часто определяется руководителем на муниципальном уровне. Важно понимать, что, если нет базовых моментов, так называемого «закона о законах», то невозможно описать жизненный цикл нормативно правового акта недвусмысленно. Одним из следствий указанной проблемы является образование правовой массивов, о которых мы упоминали в самом начале.
Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации призван обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на получение полной и актуальной информации о нормативных правовых актах Российской Федерации [4]. Главная цель - цифровая трансформация Министерства юстиции Российской Федерации, включая обеспечение применения передовых цифровых технологий, среди которых технологии искусственного интеллекта, в нормотворческой и правоприменительной деятельности.
В настоящее время ведется активная работа по развитию и применению концепции машиночитаемого права. Изначально в инновационном центре в «Сколково» была разработана концепция машиночитаемого права, которая впоследствии была направлена на обсуждение в Минэкономразвития России, а затем и утверждена Правительственной комиссией [5].
В данном документе можно найти определение понятия «машиночитаемое право». Машиночитаемое право - это основанное на онтологии права изложение определенного набора правовых норм на формальном языке (в том числе языке программирования, языке разметки), а также технологии машиночитаемого права (инструменты применения таких норм в виде необходимых информационных систем и программного обеспечения).
Что касается нормотворчества, то документ содержит заявление о том, что технологии машиночитаемого права позволят регулятору быстрее реагировать и совершенствовать нормативное регулирование своей отрасли за счет непрерывного процесса мониторинга правоприменения, в том числе за счет автоматического сбора и оценки судебной практики по наиболее неоднозначным и оспариваемым в судебном порядке предметам спора, а также в ходе выявления наиболее распространенных нарушений в рамках проведения мероприятий по контрольно-надзорной деятельности.
В то же время отмечается, что машиночитаемое право снизит влияние человека на процесс нормотворчества, что позволит уменьшить вероятность ошибки или трактовки лицом, участвующим в нормотворческой деятельности.
Также в Платформу «Нормотворчество» будут внедрены системы, позволяющие органам государственной власти повысить скорость и качество нормативно-правовой экспертизы. Одним из таких инструментов является ассистент федерального государственного гражданского служащего, созданного на базе технологий искусственного интеллекта (с использованием технологии обработки естественного языка), который сможет автоматически проверять текст проекта нормативного правового акта на соответствие актам большей юридической силы, оценивать юридическую технику и точность ссылок на другие правовые акты и др.
Поскольку текст, используемый НЦПИ является машиночитаемым, возникает справедливый вопрос: каким образом между собой соотносится машиночитаемое право и искусственный интеллект в сфере права? Смеем предположить, что машиночитаемое право понимается как формальное представление определённого набора правил и норм, основанное на искусственном интеллекте. А искусственный интеллект в праве - более широкое понятие. Его применяют не только для машиночитаемого права, но и для других процессов, которые происходят в юридических департаментах. Отсюда можно сделать вывод, что искусственный интеллект может использоваться не только для понимания норм.
Однако, справедливости ради, есть и другой подход. Если рассматривать машиночитаемое право как понятие более широкое, как объём более беспредметных направлений деятельности, то искусственный интеллект в сфере права также будет только одной из технологий, которая с этим машиночитаемым правом работает. Если искусственный интеллект рассматривать как транзакционную систему, то необходимо понимать, что она работает с данными, чем больше данных, тем более корректно искусственный интеллект выполняет свои функции. На данный момент база для работы искусственного интеллекта отсутствуют.
Но технологии LegalTech пока находятся в стадии развития, как отмечено на официальном сайте НЦПИ РФ.
Таким образом, автоматизация нормотворческой деятельности безусловно приносит свой эффект, а именно позволяет провести систематизацию информации из разных источников, иметь защищенную архивную базу, удобную систему поиска материалов, снижает долю ручного труда и влияния человеческого фактора.
АНТОНОВАЛилия Игоревна
студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета
КОЛЕСНИКОВА Елена Сергеевна
студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета
КОРНЕВА Кристина Алексеевна
студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета