В условиях интеграционного объединения государства- члены не в состоянии самостоятельно решать проблемы, связанные с противодействием криминальной деятельности, тем более, если последняя имеет трансграничный характер. В связи с этим борьба с преступностью занимает особое место в политике Европейского Союза (далее - ЕС, Союз). При этом сам Союз и его органы не наделены правоохранительными функциями, указанные функции реализуются государствами-членами. Основная роль ЕС в правоохранительной сфере состоит в том, чтобы, оставляя за государствами-членами все функции в полицейской и уголовно-процессуальной сфере, одновременно обеспечить эффективный механизм сотрудничества между ними.
Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы рассмотреть основы правового регулирования деятельности ЕС в области борьбы с преступностью, а также определить понятие и систему правоохранительного законодательства ЕС.
Деятельность по борьбе с преступностью реализуется ЕС в рамках политики в области пространства, свободы, безопасности и правосудия (ПСБП).
Правовые нормы ЕС, регулирующие отношения в области борьбы с преступностью, составляют определенную правовую систему, которую можно обозначить как законодательство ЕС в сфере борьбы с преступностью и международным терроризмом или правоохранительное законодательство ЕС. Предметом правоохранительного законодательства ЕС вступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением сотрудничества между государствами-членами ЕС в полицейской, уголовно-процессуальной и уголовно-правовой сферах, а также в сфере предотвращения преступности.
Основным источником правоохранительного законодательства выступает директива, соответственно большая часть норм правоохранительного законодательства не имеют прямой юридической силы на территории государств-членов. Для их имплементации необходимо принятие соответствующих норм национального права, которые подлежат применению в конкретных отношениях.
В первичном праве ЕС правоохранительному законодательству посвящены положения главы 4 и 5 раздела V ДФЕС, на основе анализа которых можно прийти к выводу о том, что в структуре правоохранительного законодательства выделяется два относительно самостоятельных направления: полицейское сотрудничество (глава 5 раздела V ДФЕС) и правовое сотрудничество по уголовным делам (глава 4 раздела V ДФЕС).
Полицейское сотрудничество представляет собой сотрудничество государств-членов ЕС по линии конкретных правоохранительных органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность.
Система правовых норм ЕС в области полицейского сотрудничества (EU Policing and Security) состоит из двух основных элементов: институциональная часть, касающаяся функционирования органов полицейского сотрудничества и материальная часть, содержащая норма, которые регулируют отдельные направления полицейского сотрудничества.
Ключевым институциональным элементом полицейского сотрудничества выступает Агентство ЕС по правоохранительному сотрудничеству (Европол), правовой основой деятельности которого выступает регламент № 2016/794[2].
Основная цель Европола состоит в поддержке сотрудничества национальных правоохранительных органов по вопросам предотвращения и раскрытия особо опасных видов преступлений, затрагивающих два или более государства-члена. Таким образом, в компетенцию Европола входят лишь наиболее тяжкие преступления, имеющий трансграничный характер. Перечень таких преступлений содержится в приложении к регламенту № 2016/794.
Материальная часть законодательства ЕС в области полицейского сотрудничества состоит из нормативно-правовых актов, призванных развивать отдельные направления в полицейской сфере. К настоящему моменту наибольшее развитие получило направление, связанное со сбором, хранением, обменом и анализом информации. Кроме того, к материальному компоненту можно отнести вопросы регулирование сотрудничества между полицией государств-членов ЕС в предотвращении преступлений и осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Второе направление правоохранительного законодательства ЕС направлено на осуществление правового сотрудничества по уголовным делам, которое нередко именуется уголовным правом ЕС (EU Criminal Law) или Европейским уголовным правом (European Criminal Law).
Понятие «Уголовное право ЕС» имеет собирательный характер и включает в себя различные направления, касающиеся главным образом гармонизации уголовного и уголовно-процессуального права. В связи с этим в российской юридической науке иногда используются понятия «уголовное и уголовно-процессуальное право ЕС».
Проф. Гельмут Затцгер выделяет в рамках Европейского уголовного права следующие элементы: нормы права ЕС, устанавливающие санкции за уголовные правонарушения; национальные нормы уголовного права, введенные в рамках гармонизации уголовного законодательства; процедурный элемент, включающий правовое сотрудничество по уголовным делам; положения Европейской конвенции по правам человека».
По мнению Проф. Петера Аспа, уголовное право ЕС состоит из трех компонентов: материальный (гармонизация уголовного права); процессуальный (сотрудничество в рамках уголовного процесса) и институциональный (функционирование Евроюста и Европейской Прокуратуры).
По нашему мнению, анализ законодательства ЕС позволяет нам выделить три ключевых направления сотрудничества по уголовным делам: сотрудничество государств- членов в уголовно-процессуальной сфере (статья 82, 85, 86 ДФЕС); гармонизация национального уголовного права (ст. 83 ДФЕС); предотвращение преступности (ст. 84 ДФЕС). При этом институциональный компонент выступает частью сотрудничества в уголовно-процессуальной сфере.
Предотвращение преступности представляет собой область, в которой ЕС оказывает содействие государствам-членам, однако Союз не уполномочен устанавливать единые или гармонизированные правила.
Задача ЕС в области гармонизации уголовного права состоит в том, чтобы обеспечить в разных странах ЕС одинаковый уровень уголовной ответственности за трансграничные преступления. Выполнение данной задачи обеспечивается посредством введение рамочных норм, обязывающих государства криминализировать те или иные общественно-опасные деяния, а также посредством сближения ответственности за преступления трансграничного характера. При этом акты уголовного права принимаются исключительно на национальном уровне.
Сотрудничество в области уголовного процесса представляет собой взаимодействие правоохранительных органов государств-членов ЕС по конкретным уголовным делам. Основная идея такого сотрудничества состоит в том, чтобы обеспечить совместимость и эффективное взаимодействие национальных систем уголовного судопроизводства, а также повысить уровень защищенности участников уголовного процесса. При этом в предмет правового регулирования входят как уголовно-процессуальные отношения, имеющие трансграничный характер, так и отношения, лишенные указанного элемента (в части установления минимальных гарантий).
В системе норм права, регулирующих процессуальное сотрудничество по уголовным делам, следует выделять предметную и институциональную часть.
Институциональная часть включает в себя нормы, регулирующие деятельность специализированных органов, занимающихся реализацией правового сотрудничества по уголовным делам, к которым относятся Евроюст и Европейская Прокуратура.
По состоянию на январь 2019 года правовой основой деятельности Евроюста выступает решение Совета № 2002/187/ JHA. В ноябре 2018 года принят регламент № 2018/1727 о преобразовании Евроюста в агентство ЕС по сотрудничество в области уголовного судопроизводства, однако указанный регламент подлежит применению с 12 декабря 2019 года.
Главной задачей Евроюста является развитие и улучшение координации и сотрудничества между компетентными органами государств-членов ЕС в расследовании преступлений, имеющих трансграничный характер. В целях выполнения указанной задачи Евроюст занимается преимущественно информационной и логистической поддержкой правоохранительных органов при осуществлении расследования дел, имеющих трансграничный характер.
Компетенция Евроюста охватывает наиболее тяжкие виды преступлений, указанные в приложении к регламенту о создании Европола. Таким образом, и Европол, и Евроюст осуществляют свои функции в связи с расследование одних и тех же составов преступлений.
Вторым элементом институциональной системы правового сотрудничества по уголовным делам выступает Европейская Прокуратура. Согласно статье 86 ДФЕС для учреждения Европейской прокуратуры используется специальная законодательная процедура, требующая единогласие в Совете, которое достичь не удалось. В связи с чем указанный орган был учрежден в рамках продвинутого сотрудничества, в котором участвуют 20 государств-членов. Начало работы Европейской Прокуратуры ожидается не ранее 2020 года.
Европейская прокуратура наделена полномочиями по расследованию, судебному преследованию и привлечению к ответственности лиц, совершивших преступления против финансовых интересов Союза. Европейская прокуратура будет осуществлять свою деятельность как единый офис с децентрализованной структурой, состоящей из двух уровней: центральный уровень и децентрализованный уровень. При этом процессуальная деятельность по расследованию преступлений будет осуществляться на децентрализованном уровне, представленном Европейскими делегированными прокурорами. Таким образом, Европейский делегированный прокурор будет выступать в качестве должностного лица национальной правоохранительной системы, осуществляющего свою деятельность согласно национальному уголовному процессу в отношении преступлений, предусмотренных национальным уголовным законом. Иными словами, все три измерения правоприменительной деятельности (материальное, институциональное и процессуальное) будут подчинены национальному правопорядку.
Предметная часть законодательства, регулирующего процессуальное сотрудничество по уголовным делам, формируется исходя из направлений сотрудничества, указанных в частях 1 и 2 статьи 82 ДФЕС.
В соответствии со статьей 82 ДФЕС предусмотрено два ключевых направления сотрудничества в сфере уголовного процесса. Первое направление связано с упрощением рассмотрения уголовных дел с трансграничными последствиями (часть 1 статьи 82 ДФЕС). Второе направление касается установления минимальных гарантий в отношении участников уголовного процесса и иных процессуальных аспектов. Таким образом, можно выделить два направления в предметной части процессуального компонента: меры по гармонизации (часть 2 статьи 82 ДФЕС) и меры по укреплению сотрудничества (часть 1 статьи 82 ДФЕС).
В частности, к первому направлению относятся такие вопросы, как: правила по обеспечения признания иностранных приговоров и судебных решений; предотвращение конфликтов юрисдикций между государствами-членами; облегчение сотрудничества между судами и иными правоохранительными органами государств-членов и т.д.
Второе направление включает в себя такие вопросы, как: взаимная допустимость доказательств, полученных в другом государстве, права участников уголовного процесса, права жертв преступлений и т.д. В отличие от первого направление указанные положения касаются не трансграничного элемента уголовной юстиции, а устанавливают гармонизированные нормы в отношении национального уголовно-процессуального права. Иными словами, нормы, принятые в рамках второго направления, устанавливают правила, применяемые ко всем уголовно-процессуальным отношениям, а не только тем, которые имеют трансграничный характер.
Анализ правового регулирования деятельности ЕС в области борьбы с преступностью позволяет сделать вывод о том, что правоохранительное законодательство ЕС имеет собирательный характер и направлено преимущественно на формирование юридической основы сотрудничества государств-членов в правоохранительной сфере. В рамках правоохранительного законодательства ЕС выделяется два ключевых компонента: нормы права, касающиеся полицейского сотрудничества и нормы права, регулирующие правовое сотрудничество по уголовным делам, включая материальный и процессуальный компоненты уголовного права.
ВОЙНИКОВ Вадим Валентинович
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Юридического института Балтийского федерального университета имени И. Канта