Корпорация в правопорядке Соединенных Штатов Америки (далее - США) является одной из ключевых форм ведения бизнеса, приверженность в выборе которой обусловлена, в первую очередь, удобством достижения экономических целей, стоящих перед сферой бизнеса на рынке.
В науке американского корпоративного права не сформировалось единообразного подхода к пониманию обсуждаемого термина, что объясняется сложноструктурной природой корпорации, которая сочетает в себе целый ряд юридических и экономических характеристик и свойств. Один из базовых американских юридических словарей определяет термин 'корпорация' как "искусственно образованную личность или правовую сущность, созданную в соответствии с действующим законодательством штата или федерации, или же созданную во исполнение требований закона". В юридической науке отмечается, что вышеупомянутый подход является, бесспорно, технически правильным. Однако, столь обтекаемая и лишенная конкретики манера построения определения признается в некоторой степени малоэффективной, так как не позволяет ясно отметить разницу в ключевых аспектах корпоративной формы ведения бизнеса и иных форм.
Ввиду этого, предлагается альтернативный способ определения термина 'корпорация' как 'юридической фикции, обладающей рядом существенных признаков'. В частности, речь идет о шести таких признаках корпорации, которыми, являются факт ее учреждения в соответствии с действующим законодательством (1); правосубъектность (2); разделение собственности и контроля (3); свободное обращение акций на рынке (4); бессрочность существования (5); ограниченная ответственность (6). Все вышеперечисленные признаки корпорации являются для нее неотъемлемыми и характеризуют данную организационно-правовую форму как таковую. Кроме того, данные характеристики обладают свойством специфичности, так как в правопорядке США ими в полном объеме наделены только лишь корпоративные образования. Соответственно, организационно-правовая форма корпорации представляется особенно привлекательной для ведения бизнеса, а иные организационно-правовые формы не могут по своей природе предоставить сфере бизнеса сопоставимых преимуществ.
(1) Учреждение корпорации в соответствии с действующим законодательством ('a formal creation')
Данный признак приобретается корпорацией исключительно в результате направленных действий физических и юридических лиц, имеющих намерение создать новый субъект бизнеса. Так как регулирование корпоративных отношений в правопорядке США ведется на уровне штатов, то каждый штат самостоятельно определяет юридический состав, необходимый для признания правом корпорацию существующей. По общему правилу, закон предписывает составление комплекса учредительных документов ('an article of incorporation'), каждый из которых должен содержать в себе минимальный объем информации, предписанной законом. Модельный закон о корпорациях требует включения в учредительные документы таких данных как название корпорации, количество акций, подлежащих эмиссии, наименование и адрес главного офиса корпорации, сведения об учредителях и другие.
Комплект документов передается в Секретариат Штата, который, свою очередь, после проверки соответствия данного комплекта, издает Сертификат о инкорпорации ('a certificate of incorporation'), подтверждающий факт признания штатом корпорации реально существующей.
Важно отметить, что при соблюдении всех требований, предписанных законом, Секретариат Штата не имеет полномочий отказать в учреждении корпоративного образования.
В отличие от других существенных признаков корпорации, данный признак приобретается одномоментно, констатирует юридический факт, имеющий существенное значение для признания корпорации юридически существующей.
Правосубъектность ('a legal personality')
Корпоративное право рассматривает корпорацию как субъекта права ('а legal person') со сопоставимым объемом прав и обязанностей, которым обладает физическое лицо в контексте реализации гражданских прав. Закон прямо наделяет корпорацию теми же юридическими возможностями в вопросах ведения бизнеса, каковыми наделены частные субъекты индивидуального предпринимательства. Юридическая фикция, которой и является корпорация, имеет весомую практическую значимость, предоставляя сфере бизнеса максимально экономически комфортные условия для деятельности с точки зрения личной защищенности от рисков.
Кроме того, обсуждаемый существенный признак отражает и факт наделения корпорации правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей собственников данного корпоративного образования, управляющих лиц и наемных работников. Такое разделение дает возможность юридической сепарации рисков корпорации и иных связанных субъектов (собственников, управляющих лиц, работников и других), тем самым предоставляя дополнительные гарантии стабильности данной бизнес-структуры, защищенной от влияния ситуации финансовой нестабильности отдельных акционеров. Такое разграничение также указывает на различную направленность интересов корпорации и иных связанных лиц, что констатирует наличие у корпорации самостоятельной воли и комплекса юридически значимых интересов. Ввиду этого, ошибочно рассматривать корпорацию как простое объединение отдельных интересов ее собственников.
Не вполне корректно говорить и о совпадении целей корпорации с целями ее акционеров, ведь цели данных групп едины в бесспорном порядке только лишь в момент учреждения юридического лица. Природа воли корпорации, вне сомнений, в существенной мере разнится с природой воли физического лица, однако факт ее наличия у корпорации имеет существенное практическое значение, например, при судебной защите корпорации от злоупотребления правами со стороны управляющих ею лиц (действия управляющих лиц в интересе корпорации; 'duty of loyalty').
Данную характеристику резонно рассматривать как юридическое состояние, неотчуждаемое и неподлежащее частичному изменению.
Данный признак, присущий корпорации, противопоставляет ее другим организационно-правовым формам ведения бизнеса. Несмотря на наличие у акционеров номинального комплекса прав собственности, на практике собственники юридически лишены реальной возможности управления бизнес-структурой, сохраняя за собой лишь право избирать директоров и голосовать по некоторым вопросам ('no decisionmaking power'). Управление корпорацией в правопорядке США находится исключительно в руках избираемых директоров, которые обеспечивают нормальное функционирование корпорации через менеджеров и наемных работников.
В то же время, данный признак порождает одно из самых неоднозначных явлений современного корпоративного права США, а именно проблему агентирования ('the agency problem') - представляется весьма трудным урегулировать деятельность управляющих лиц таким образом, чтобы корпоративная политика была направлена исключительно на рост самой корпорации. Так как формально управляющие лица не имеют личной экономической мотивации действовать первоочередно во благо бизнеса, часто складывается ситуация попыток самообогащения и отсутствия проявления должной заботы по отношению к предпринимательским задачам корпорации.
Основными инструментами минимизации последствий данной проблемы является предоставление акционерам большего объема прав в вопросе управления корпорацией, внедрение более строгих стандартов добросовестности для управляющих лиц, повышение заинтересованности управляющих лиц в росте корпорации (финансовое стимулирование, предоставление пакета участия в корпорации) и иные.
Необходимо отметить, что так как корпоративное законодательство в правопорядке США находится в ведении штатов, каждый из них самостоятельно принимает решение насколько строгие правовые инструменты будут предоставлены собственникам бизнеса в вопросе контроля управления корпорацией, однако, несмотря на весьма высокую благосклонность законодательного регулирования по отношению к управляющим, большинство корпораций в правопорядке США продолжают учреждаться в штате Делавэр. Главной особенностью корпоративного права данного штата является почти полное снятие фидуциарных обязанностей с управляющих лиц, что, бесспорно, является для них неоспоримым преимуществом, которые в таком случае имеют практически полную финансовую защищенность.
Справедливо отметить, что в последние годы как место учреждения корпорации популярность среди корпоративного сообщества набирает штат Невада, который смещает баланс интереса на сторону собственников, а не управляющих лиц. Появление такой новации в корпоративном регулировании подтверждает факт наличия высокой озабоченности акционеров отсутствием практических инструментов по оказанию влияния на внутреннее управление в корпорации и, как следствие, предпочтение юрисдикций с более лояльным отношением к собственникам.
- Свободное обращение акций ('transferability')
Признак указывает на некоторую степень "обезличен- ности" корпорации на рынке, подтверждая довод о ее практически полной отстраненности от личности собственников. Свободное обращение акций на рынке позволяет акционерам в гибкой манере выстраивать свою деятельность путем свободного вступления или выхода из состава участников корпорации посредством покупки или продажи акций. Инвесторы не ограничены временными рамками, могут отчуждать и приобретать акции по любой цене лишь с некоторыми оговорками.
Однако, широкие юридически возможности к свободному обращению акций на рынке, на практике имеют ряд затруднений. Трансферабельность акций в непубличных компаниях часто ограничивается внутренними актами для иссечения возможности внедрения в управление компании сторонних лиц.
- Бессрочность существования ('an indefinite duration')
Бессрочность существования корпорации, или другими словами вечность ее юридической жизни, является дополнительной гарантией для учредителей в вопросах стабильности бизнес-структуры, устойчивости и отсутствии юридической потребности последующих действиях по поддержанию ее правосубъектности. Исключением из данного правила можно считать добровольную ликвидацию ('я voluntary dissolution'), которая требует решения совета директоров, одобренного акционерами; реорганизацию (в форме слияния или в иной форме), ликвидацию в результате банкротства ('an insolvency liquidation'), ликвидацию по судебному решению ('an involuntary dissolution by judicial decree').
Ограниченная ответственность ('a limited liability')
Данное явление обладает двусторонней направленностью: с одной стороны, ограничивается ответственность инвесторов вложенным размеров инвестиций, обеспечивая вкладчику возможность рационально действовать на рынке, минимизируя последующие возможные для себя риски; с другой же стороны, ограничивается ответственность корпорации по долгам своих собственников, что укрепляет ее стабильность, а также обеспечивает большую предсказуемость с точки зрения рентабельности. Исключением из данного правила можно считать отдельные судебные решения, привлекающие акционеров компании к личной ответственности по долгам корпорации в рамках доктрины "снятия корпоративной вуали" ('piercing the corporate veil').
Подводя итог, можно отметить разнородность природы вышеперечисленных признаков корпорации как юридического явления, некоторые из которых являются отдельным юридическим фактом (учреждение корпорации), некоторые - юридическим состоянием (правосубъектность; бессрочность существования), а некоторые - характеристикой отдельного элемента системы (как, например, свободное обращение акций, которое является свойством не самой корпорации, а свойством одного из ее инструментов; так же как и ограниченная ответственность, которая характеризует только вопросы ответственности как отдельного компонента в процессе осуществления предпринимательской деятельности на рынке). Несмотря на некоторую разобщенность данных признаков, именно они в таком весьма неоднородном комплексе позволяют наиболее точно определить корпорацию как юридическое явление, указав на черты, имеющие существенное значение в вопросах права.
СИДОРКИНА Мария Станиславовна
магистр права, LLM., соискатель кафедры гражданского права Уральского государственного юридического университета