Особое внимание французская международно-правовая доктрина уделяет режиму судоходства по Северо-Западному проходу (СЗП) вокруг побережья Канады.
Отметив, что таяние шапки полярных льдов открывает перспективу значительного расширения транзита между двумя основными центрами мировой экономики - Атлантическим и Тихим океанами, сокращая разделяющую их дистанцию на 5 тысяч километров по сравнению с традиционным южным маршрутом через Суэцкий или Панамский канал, французские исследователи ставят вопрос о гарантиях свободы использования СМП для всех государств, в том числе неарктических.
Юридический статус Северо-Западного прохода представляется весьма неоднозначным и противоречивым. Канада заявила о принадлежности прохода к своим территориальным водам и, таким образом, признании его частью своей территории. В то же время Соединенные штаты Америки требуют однозначной интернационализации северных путей.
Франция придерживается в данном вопросе более сдержанной позиции, чем США, однако призывает государства соблюдать Конвенцию ООН 1982 года.
В основе французской международно-правовой доктрины о статусе Северо-Западного прохода лежит убеждение, что единоличный контроль над СЗП со стороны Канады ставит под угрозу безопасность, сохранность и экологическую стабильность в Арктическом регионе. Более того, вопросы связанные с режимом и статусом СЗП касаются не только Канады и США, но также всех европейских и азиатских стран.
Различие правовых позиций Канады и США наглядно проявили себя в 1985 году, когда США не уведомили Канаду о предстоящем проходе американского ледокола «Polar Sea» по Северо-Западному проходу. Канада, в свою очередь, напомнила США о принадлежности СЗП к своим внутренним водам и о необходимости получения разрешения со стороны Канады. Соединенные штаты Америки данное требование отклонили. В итоге было решено, что проход по СЗП может иметь место независимо от различий в правовых подходах государств. В 1988 году США и Канада подписали Соглашение о сотрудничестве в Арктике, согласно которому США обязались не отправлять суда через канадский арктический архипелаг без предварительного уведомления Канады, а Канада, в свою очередь, обязалась давать свое согласие в случае получения такого уведомления.
Французская правовая доктрина выделила несколько оснований, по которым Канада настаивает на своем суверенитете в отношении Северо-Западного прохода и провела их детальный анализ. Во французской международно-правовой доктрине содержатся подробные объяснения причин, по которым притязания Канады не являются состоятельными. Указанные исследования составляют, таким образом, основу французской правовой доктрины о статусе СЗП.
Эпизод с ледоколом послужил основанием для изменения Канадой своей позиции по вопросу о статусе Северного - Ледовитого океана. Для определения внешних границ исторических вод Канады заявлено было использовать метод «прямых исходных линий». Помимо США еще более 10 стран выступили против применения данного метода, в числе этих государств была и Франция. Французы настаивали, что исходные линии были проведены с нарушениями международного права, так как они были слишком протяженными и слишком сильно отклонялись от общего направления береговой линии материка.
В соответствии с положениями статьи 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года «за исключением случаев, предусмотренных в Части IV, воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства. Когда установление прямой исходной линии приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того не рассматривались как таковые, в таких водах применяется право мирного прохода, предусмотренное настоящей Конвенцией». Следует иметь в виду, что метод «прямых исходных линий» может быть применим только при определенных географических обстоятельствах, а именно Конвенция ООН 1982 года закрепляет в статье 5, что «если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба». Применение метода «прямых исходных линий» возможно «в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов». Основной вопрос, рассматриваемый во французской международно-правовой доктрине, заключается в том, правомерно ли применение Канадой метода «прямых исходных линий», закрепленное в законе, вступившем в силу 1 января 1986 года, при условии, что Канада ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года только в 2003 году. Делается вывод о том, что применение данного метода нарушает положения обычного международного права.
Следующим аргументом канадского правительства является отнесение Северо-Западного прохода к своим «историческим водам». Одним из весомых аргументов Канады в ее притязаниях на Северо-Западный проход является тот факт, что инуиты населяли эту территорию в течение многих тысяч лет и вели на ней хозяйство.
Французская международно-правовая доктрина в ответ на заявление об отнесении Канадой СЗП к своим «историческим водам», считает необходимым обратиться к решению Международного суда ООН по спору между Великобританией и Норвегией по вопросу о рыбных ресурсах «Anglo - Norwegian Fisheries Case». Это необходимо в виду того, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 года содержит лишь непрямые указания на понятие «исторические воды». В указанном решении Суд определяет понятие «исторические воды» следующим образом: «под историческими водами обычно понимаются те внутренние воды, на которые имеются исторические правооснования (исторический титул). Такой титул создается в результате длительного и постоянного пользования такими водами, причем это становится возможным, если другие государства не чинят этому препятствий».
Во французской доктрине международного права наиболее цитируемым определением исторических вод и исторических заливов считается определение профессора Г. Жи- деля, который считал, что исторические воды - это «такие водные пространства, юридический статус которых отличен - с общего согласия других государства - от того, который эти пространства должны были бы иметь согласно общеприменимых правил». Таким образом, если исторический титул был единожды установлен государством в отношении определенного водного района, то такие воды должны быть квалифицированы как внутренние воды и подчиняться суверенитету соответствующего прибрежного государства, в результате чего навигация судов под флагом иностранных государств может быть исключена. Соответствие СевероЗападного прохода условиям применения к нему определения «исторических вод» Канады ставится под сомнение. США и страны Европейского союза, в частности Франция, активно и последовательно противостоят притязаниям Канады на признание СЗП ее «историческими водами». Это означает, что не соблюдается одно из условий признания «историческими водами» данного пространства, а именно - отсутствие согласия со стороны третьих государств.
Франция, будучи не арктическим государством, которое при этом заинтересовано в возможности использования новых морских путей, рассматривает вопрос о праве мирного прохода через Арктические проливы. В этой связи французская международно - правовая доктрина выработала следующую позицию по данному вопросу.
Возвращаясь к статье 8 Конвенции 1982 года право мирного прохода применяется в водах, которые не рассматривались как внутренние воды до установления прямой исходной линии. Таким образом, французские исследователи полагают, что иностранное судно не обязано запрашивать разрешение на мирный проход у прибрежного государства в соответствии с международным правом. Французская доктрина закрепляет положение о том, что даже в случае признания принадлежности СЗП к «историческим водам» Канады, суда третьих государств, в том числе и неарктических, будут иметь право мирного прохода в этих водах.
Возможность решения спорного вопроса о статусе Северо-Западного прохода может быть и на двустороннем уровне, однако как полагают французские правоведы, такое решение не будет затрагивать права других государств. Более того, двустороннее соглашение между Канадой и США создает прецедент для последующего контроля за международным судоходством на основании двусторонних соглашений между другими государствами. Французская доктрина выдвигает предложение о создании многостороннего договора по СЗП на подобие договора об Антарктике. Однако различие состоит в том, что Антарктика представляет собой континент, в то время как Северный Ледовитый океан в первую очередь морская территория, режим которого определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Подчеркивается, что существует многосторонний форум для координации и сотрудничества по вопросам Арктики и, в частности, по вопросам, связанным с Северо-Западным проходом, а именно Международная морская организация. Французские ученые в области международного права выступают с инициативой более активного использования возможностей Международной морской организации для координации деятельности государств в Арктике.
КОТЛОВА Анна Викторовна
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России, преподаватель кафедры публичного права МГИМО (У) МИД России (Одинцовский филиал)