Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Французская международно-правовая доктрина о статусе северо­западного прохода

Особое внимание французская международно-правовая доктрина уделяет режиму судоходства по Северо-Западному проходу (СЗП) вокруг побережья Канады.

Отметив, что тая­ние шапки полярных льдов открывает перспективу значитель­ного расширения транзита между двумя основными центра­ми мировой экономики - Атлантическим и Тихим океанами, сокращая разделяющую их дистанцию на 5 тысяч километров по сравнению с традиционным южным маршрутом через Су­эцкий или Панамский канал, французские исследователи ста­вят вопрос о гарантиях свободы использования СМП для всех государств, в том числе неарктических.

Юридический статус Северо-Западного прохода пред­ставляется весьма неоднозначным и противоречивым. Кана­да заявила о принадлежности прохода к своим территори­альным водам и, таким образом, признании его частью своей территории. В то же время Соединенные штаты Америки требуют однозначной интернационализации северных путей.

Франция придерживается в данном вопросе более сдержан­ной позиции, чем США, однако призывает государства соблю­дать Конвенцию ООН 1982 года.

В основе французской международно-правовой доктри­ны о статусе Северо-Западного прохода лежит убеждение, что единоличный контроль над СЗП со стороны Канады ставит под угрозу безопасность, сохранность и экологическую ста­бильность в Арктическом регионе. Более того, вопросы свя­занные с режимом и статусом СЗП касаются не только Канады и США, но также всех европейских и азиатских стран.

Различие правовых позиций Канады и США наглядно проявили себя в 1985 году, когда США не уведомили Канаду о предстоящем проходе американского ледокола «Polar Sea» по Северо-Западному проходу. Канада, в свою очередь, на­помнила США о принадлежности СЗП к своим внутренним водам и о необходимости получения разрешения со стороны Канады. Соединенные штаты Америки данное требование отклонили. В итоге было решено, что проход по СЗП может иметь место независимо от различий в правовых подходах го­сударств. В 1988 году США и Канада подписали Соглашение о сотрудничестве в Арктике, согласно которому США обязались не отправлять суда через канадский арктический архипелаг без предварительного уведомления Канады, а Канада, в свою очередь, обязалась давать свое согласие в случае получения та­кого уведомления.

Французская правовая доктрина выделила несколько оснований, по которым Канада настаивает на своем сувере­нитете в отношении Северо-Западного прохода и провела их детальный анализ. Во французской международно-право­вой доктрине содержатся подробные объяснения причин, по которым притязания Канады не являются состоятельными. Указанные исследования составляют, таким образом, основу французской правовой доктрины о статусе СЗП.

Эпизод с ледоколом послужил основанием для измене­ния Канадой своей позиции по вопросу о статусе Северно­го - Ледовитого океана. Для определения внешних границ исторических вод Канады заявлено было использовать метод «прямых исходных линий». Помимо США еще более 10 стран выступили против применения данного метода, в числе этих государств была и Франция. Французы настаивали, что исход­ные линии были проведены с нарушениями международного права, так как они были слишком протяженными и слишком сильно отклонялись от общего направления береговой линии материка.

В соответствии с положениями статьи 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года «за исключением случаев, пред­усмотренных в Части IV, воды, расположенные в сторону бе­рега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства. Когда установление прямой исходной линии приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того не рассматривались как таковые, в таких водах применяется право мирного прохода, предус­мотренное настоящей Конвенцией». Следует иметь в виду, что метод «прямых исходных линий» может быть применим только при определенных географических обстоятельствах, а именно Конвенция ООН 1982 года закрепляет в статье 5, что «если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, нор­мальной исходной линией для измерения ширины террито­риального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба». При­менение метода «прямых исходных линий» возможно «в ме­стах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов». Основной вопрос, рассматриваемый во французской международно-правовой доктрине, заключается в том, правомерно ли применение Канадой метода «прямых исходных линий», закрепленное в законе, вступившем в силу 1 января 1986 года, при условии, что Канада ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года только в 2003 году. Делается вывод о том, что применение данного метода нарушает положения обычного международного права.

Следующим аргументом канадского правительства явля­ется отнесение Северо-Западного прохода к своим «историче­ским водам». Одним из весомых аргументов Канады в ее при­тязаниях на Северо-Западный проход является тот факт, что инуиты населяли эту территорию в течение многих тысяч лет и вели на ней хозяйство.

Французская международно-правовая доктрина в ответ на заявление об отнесении Канадой СЗП к своим «историческим водам», считает необходимым обратиться к решению Между­народного суда ООН по спору между Великобританией и Норвегией по вопросу о рыбных ресурсах «Anglo - Norwegian Fisheries Case». Это необходимо в виду того, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 года содержит лишь непрямые указания на понятие «исторические воды». В указанном ре­шении Суд определяет понятие «исторические воды» следу­ющим образом: «под историческими водами обычно понима­ются те внутренние воды, на которые имеются исторические правооснования (исторический титул). Такой титул создается в результате длительного и постоянного пользования такими водами, причем это становится возможным, если другие госу­дарства не чинят этому препятствий».

Во французской доктрине международного права наи­более цитируемым определением исторических вод и исто­рических заливов считается определение профессора Г. Жи- деля, который считал, что исторические воды - это «такие водные пространства, юридический статус которых отличен - с общего согласия других государства - от того, который эти пространства должны были бы иметь согласно обще­применимых правил». Таким образом, если исторический титул был единожды установлен государством в отношении определенного водного района, то такие воды должны быть квалифицированы как внутренние воды и подчиняться су­веренитету соответствующего прибрежного государства, в результате чего навигация судов под флагом иностранных государств может быть исключена. Соответствие Северо­Западного прохода условиям применения к нему опреде­ления «исторических вод» Канады ставится под сомнение. США и страны Европейского союза, в частности Франция, активно и последовательно противостоят притязаниям Ка­нады на признание СЗП ее «историческими водами». Это означает, что не соблюдается одно из условий признания «историческими водами» данного пространства, а именно - отсутствие согласия со стороны третьих государств.

Франция, будучи не арктическим государством, которое при этом заинтересовано в возможности использования но­вых морских путей, рассматривает вопрос о праве мирного прохода через Арктические проливы. В этой связи француз­ская международно - правовая доктрина выработала следую­щую позицию по данному вопросу.

Возвращаясь к статье 8 Конвенции 1982 года право мир­ного прохода применяется в водах, которые не рассматрива­лись как внутренние воды до установления прямой исходной линии. Таким образом, французские исследователи полагают, что иностранное судно не обязано запрашивать разрешение на мирный проход у прибрежного государства в соответствии с международным правом. Французская доктрина закрепляет положение о том, что даже в случае признания принадлеж­ности СЗП к «историческим водам» Канады, суда третьих го­сударств, в том числе и неарктических, будут иметь право мир­ного прохода в этих водах.

Возможность решения спорного вопроса о статусе Севе­ро-Западного прохода может быть и на двустороннем уровне, однако как полагают французские правоведы, такое решение не будет затрагивать права других государств. Более того, дву­стороннее соглашение между Канадой и США создает пре­цедент для последующего контроля за международным су­доходством на основании двусторонних соглашений между другими государствами. Французская доктрина выдвигает предложение о создании многостороннего договора по СЗП на подобие договора об Антарктике. Однако различие состоит в том, что Антарктика представляет собой континент, в то вре­мя как Северный Ледовитый океан в первую очередь морская территория, режим которого определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Подчеркивается, что существу­ет многосторонний форум для координации и сотрудничества по вопросам Арктики и, в частности, по вопросам, связанным с Северо-Западным проходом, а именно Международная мор­ская организация. Французские ученые в области междуна­родного права выступают с инициативой более активного использования возможностей Международной морской орга­низации для координации деятельности государств в Арктике.

КОТЛОВА Анна Викторовна
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России, преподаватель кафедры публичного права МГИМО (У) МИД России (Одинцовский филиал)

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях