Евразийский экономический союз - молодое и перспективное интеграционное объединение на постсоветском пространстве, действующее с 2011 года в режиме таможенного союза, а с 2015 года как экономический союз. Основная цель создания ЕАЭС заключалась с одной стороны в комплексной модернизации, повышении конкурентоспособности и сотрудничестве между национальными экономиками государств - членов.
С другой стороны, это содействие стабильному развитию стран для повышения уровня жизни населения путём обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Во исполнение указанной цели одним из основополагающих принципов, заложенных в 2014 г. в Договор о Евразийском экономическом союзе, был принцип создания единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий, который должен был начать работу с 1 января 2016 года. Однако функционировать он стал только 6 мая 2017 года. Согласно отчёту о деятельности ЕАЭС за 2014-2015 гг. все государства - члены были заинтересованы в развитии конкретных отраслей экономики, в частности в создании единых рынков, что способствовало бы повышению конкурентоспособности и выводу фармацевтической и медицинской продукции на мировой рынок. Следовательно, возникает вопрос: почему с начала согласования позиций по созданию общего фармацевтического рынка и до ратификации всеми странами ЕАЭС нормативной базы регулирования обращения лекарств в Союзе прошло несколько лет и к чему удалось в итоге прийти; с какими проблемами столкнулись государства - члены при вхождении на единый рынок; какие меры были предприняты по их преодолению и какие решения ещё могут быть предложены.
В первую очередь необходимо охарактеризовать состояние фармацевтических рынков государств - членов ЕАЭС на момент создания единого рынка лекарств и медицинских изделий. Согласно данным за 2016 год общий объём рынков стран ЕАЭС составил 17, 2 млрд долларов США, где доля России приблизительно 85 %, далее Казахстан - 7 %, следом Белоруссия с разницей в 2 %, Киргизия - 2 %, и меньше всего у Армении, всего 1 %. На 2017 год показатель общего фармацевтического рынка пяти стран вырос на 3 % в стоимостном выражении, на что повлияла деятельность национальных компаний со штаб - квартирами в странах ЕАЭС. Доля взаимной внешней торговли на рынке лекарств государств - членов ЕАЭС составила лишь 2 %. Кроме того, следует отметить высокий уровень импортозависимости лекарственных средств на евразийском пространстве. Так, на фармацевтический рынок Киргизии приходилось 97 %, а в Республике Беларусь - 64 %. Всё это свидетельствовало о необходимости международной кооперации и большом потенциале для наращивания внешнеторгового оборота на рынке лекарств.
Процесс формирования общего фармацевтического рынка был начат с создания единой регуляторной среды в рамках ЕАЭС. На первом этапе 23 декабря 2014 года было подписано Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств и медицинских изделий (далее - Соглашение). Соглашение вступает в силу с момента его ратификации всеми государствами - членами, в связи с тем, что процедура ратификации Арменией завершилась только 26 апреля 2017 года, это и стало основной причиной задержки вхождения стран в единый рынок, и как следствие продление срока согласования общих нормативных актов ЕАЭС. На втором этапе был принят пакет из 26 основополагающих документов (21 решение Совета Евразийской экономической комиссии (далее - Совета ЕЭК)), 4 решения и рекомендация Коллегии ЕЭК). На заключительном этапе с 2016 года до конца 2018 года по мере разработки должно быть принято более 60 руководств и рекомендаций по различным аспектам единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий. К вопросам наднационального уровня регулирования было отнесено: доклинические и клинические исследования, регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, оптовая реализация, транспортирование и другое. В задачи национального регулирования входит: ценообразование, розничная торговля, реклама, государственные закупки. Как утверждают эксперты: «Такой подход позволит совместить унификацию требований к разработке и производству лекарств с отдельными инструментами защиты внутренних рынков, что позволит избежать возможных негативных последствий на страновом уровне».
Для применения новых общих правил регулирования фармацевтических рынков вводятся переходные периоды, которые должны быть завершены к 2026 году. Следует отметить, что для свободного оборота лекарственного средства на национальном уровне необходима его регистрация, которая после вступления Соглашения в силу должна быть проведена в соответствии с требованиями наднациональных правил. Согласно Решению Совета ЕЭК от 3 ноября 2016 года № 78 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения» (далее - Правила) в ЕАЭС действует единая регистрация лекарств, которая может проходить по требованию заявителя по пути децентрализованной процедуры либо процедуре взаимного признания. При выборе любого из двух механизмов необходимо определиться и с референтным государством, уполномоченными органами которого должна быть проведена подготовка экспертного отчета. В соответствии с настоящими Правилами децентрализованная схема предполагает процедуру регистрации сроком 210 дней одновременно в нескольких государствах - членах. В то время как регистрация по взаимному признанию производится последовательно и может осуществляться как в референтном государстве с целью обращения лекарственного препарата на рынке этого государства (национальная процедура) (срок 210 дней), так и в государствах признания по желанию заявителя (90 дней). До 31 декабря 2020 года производителям предоставлен выбор по национальным или единым правилам производить регистрацию лекарственных препаратов. Однако после указанного срока лекарства, зарегистрированные по правилам законодательства государства - члена, должны быть приведены в соответствие с едиными правилами ЕАЭС в срок до 31 декабря 2025 г.
Необходимо обратить внимание на то, что любая процедура регистрации лекарственных препаратов по новым Правилам должна быть проведена с использованием надлежащих фармацевтических практик: GLP (лабораторная), GCP (клиническая), GMP (производственная), GDP (дистрибьюторская) и GVP - надлежащая практика фармаконадзора. Сертификат соответствия GMP входит в перечень обязательных документов процедур регистрации, подтверждения регистрации (перерегистрации), внесения изменений в регистрационное досье или процедур, связанных с регистрацией. Согласно Решению Совета ЕЭК от 3 ноября 2016 г. № 93, для единой регистрации в рамках ЕАЭС при отсутствии сертификата GMP при прохождении процедур заявителем может быть предоставлен сертификат GMP или отчет об инспекции, выданный страной - производителем, в срок до 31 декабря 2018 года. Предусмотрено, что при обосновании референтным государством невозможности проведения внеплановой инспекции производственной площадки лекарственного препарата в сроки проведения регистрации заявитель имеет право по согласованию с референтным государством обратиться к другому государству - члену ЕАЭС с этим же заявлением. Стоит отметить, что в период до 31 декабря 2020 г. при регистрации лекарственных средств страной - производителем действует механизм взаимного признания результатов инспектирования на соответствие правилам надлежащей производственной практики, но распространяется оно только на лекарственные препараты, произведенные в странах ЕАЭС. На сегодняшний день во всех государствах-членах уже существуют институты GMP-инспектората по аналогии с европейскими.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что зарубежные фармацевтические компании в настоящее время находятся в наиболее сложной ситуации. Ввиду того, что многие лекарственные препараты были зарегистрированы бессрочно, для продолжения деятельности им необходимо в соответствии с новыми Правилами для проведения ревизии регистрационных досье лекарственного препарата провести клиническое исследование на территории одного из государств - членов ЕАЭС до конца 2025 года, в противном случае - покинуть рынок.
Формированию общего фармацевтического рынка ЕАЭС препятствует и разный уровень НДС на лекарственные препараты. В Армении самая высокая ставка НДС, равная 20 %, в Киргизии - 12 %, в России - 10 %, а в Казахстане и Белоруссии и вовсе отсутствует. Такое неравное положение может привести к тому, что рынками сбыта лекарственных средств окажутся страны с отсутствием налоговых ставок. Единственным выходом из сложившейся ситуации может стать согласованная ставка НДС на данный вид товара, в результате чего для стран с более высокой ставкой НДС это может стать причиной потери части доходов в бюджет и товарного дефицита, а в странах с введением НДС возможно ухудшение положения локальных производителей фармацевтической продукции. Однако введение данной меры необходимо, и отрицательные последствия будут кратковременными.
Следующей проблемой на пути формирования единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий, на которой необходимо остановиться, является параллельный импорт, под которым следует понимать ввоз без разрешения правообладателя оригинальных товаров, маркированных товарным знаком. Среди плюсов можно выделить решение таких проблем, как «ценовая, качественная дискриминация со стороны правообладателей в отношении потребителей, возможное ограничение поставок товара в результате решений государственных органов или правообладателей, снятие ограничения на деятельность малого и среднего бизнеса (возможность создания дополнительных рабочих мест)». С другой стороны, это может привести к увеличению объёмов контрафакта и угрозе иностранным инвестициям в национальные экономики стран ЕАЭС. Кроме того, преждевременная легализация параллельного импорта лекарственных средств может повлечь за собой хаос на не сформировавшемся рынке: государства - члены и так находятся на этапе переходного периода, а здесь необходимо будет бороться и с недобросовестными независимыми импортёрами. Соответственно, говорить о введении параллельного импорта на евразийском пространстве можно только после завершения реформ на общем фармацевтическом рынке ЕАЭС. Одним из механизмов защиты от рисков введения контрафакта может стать оформление товаров параллельных импортёров через специализированные таможенные посты, а также работа по локализации товаров, а именно «производство иностранного правообладателя осуществляется юридическим лицом ЕАЭС на территории государства ЕАЭС, в том числе с использованием запасных частей и расходных материалов, произведенных за пределами ЕАЭС». Тогда и этот механизм может стать движущей силой на пути выравнивания цен, что в свою очередь принесёт потребителям 6 % экономии, а потери производителей лекарственных средств будут частично компенсированы за счёт процедуры регистрации фармацевтической продукции. И в то же время как отмечают эксперты, «...доходы от текущих продаж фармпроизводителей сократятся на $0,5 млрд (3 % от сегодняшнего объема рынка)».
В построении единого рынка лекарственных средств ЕАЭС проблема разработки единого подхода к ценообразованию стоит довольно остро. Поскольку этот процесс непосредственно связан с особенностями формирования бюджета, социальной политики каждой из стран ЕАЭС, подходы существенно отличаются. Следовательно, можно обратиться к опыту развитых стран в решении этого вопроса. К примеру, в США снижение стоимости лекарственного средства происходит благодаря развитию конкуренции, поэтому на рынке так быстро появляются дженерики, а в большинстве европейских стран, наоборот, за счёт жёсткого регулирования цен.
Необходимо выделить и одну из ключевых проблем - разработка наднациональных правил регистрации лекарственных средств на евразийском пространстве. При разработке данных правил используется опыт авторитетных зарубежных регуляторных органов: FDA (Food and Drug Administration), EMA (European Medicines Agency), ICH (International Conference of Harmonization). При согласовании документа о наднациональном регулировании лекарств страны ЕАЭС разошлись в определении понятия взаимозаменяемости, относящегося к регистрации дженериковых препаратов. Россия выступает за введение данного критерия в наднациональные правила регистрации, что позволило бы сэкономить средства федеральных и региональных бюджетов при проведении государственных закупок. Остальные государства - члены ЕАЭС выступают против, поскольку это могло бы только усилить конкуренцию «в процессе государственных закупок, и как следствие вытеснить лекарственные препараты местного производства российскими». В итоге страны Союза на одном из заседаний комиссии ЕЭК не пришли к единому мнению по этому вопросу и решили самостоятельно определять, есть ли необходимость в введении критерия взаимозаменяемости или нет.
Таким образом, были затронуты основные проблемы, с которыми столкнулись государства - члены ЕАЭС при создании общего фармацевтического рынка, без решения которых невозможно развивать дальнейшее межгосударственное сотрудничество. Несмотря на то, что предусмотрены переходные периоды для решения поставленных задач, процесс гармонизации национального законодательства с международными нормами в сфере обращения лекарственных средств будет продолжен еще в течение целого ряда лет. На создание единого рынка лекарственных средств возлагают большие надежды. Опираясь на опыт Европейского союза и с учётом международных практик, был разработан пакет документов и единая концепция развития. Остаётся странам - участникам Союза привести национальное законодательство в соответствие с требованиями наднациональных правил регулирования, на что также влияет и экономическое развитие этих стран. Безусловно, это довольно непростой и долгий процесс, выходящий за установленные жёсткие временные рамки, но необходимый.
БОРТНИКОВА Анастасия Петровна
частнопрактикующий юрист, РФ, г. Москва, консультант по международному праву, OOO «ARDON MAKS», Республики Узбекистан, г. Ташкент