Европейский союз в последние годы все чаще сталкивается с возрастающей угрозой безопасности внешних своих границ. Согласно данным Агентства по внешними границами, по сравнению с 2014 годом в 2017 г. зафиксировано 511 371 случая нелегального въезда на территорию ЕС.
Нелегальные мигранты - это граждане других государств и лица без гражданства нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории установленные национальным законодательством иностранного государства. Причины такой незаконной миграции могут быть самыми разнообразными: войны, вооруженные конфликты преследования по различным основаниям, нищета разгул бандитизма и т.д. Особое место в последние годы заняли экологические причины миграции населения в том числе незаконной.
Согласно Европейской комиссии нелегальным признается мигрант - гражданин третьей страны, либо лицо без гражданства которое въехало на территорию государства - члена ЕС незаконным путем, также лицо, въехавшее на территорию Евросоюза на законных основаниях, но оставшееся после окончания установленного срока пребывания или изменившее цель своего пребывания без соответствующего разрешения властей принимающего государства.
Если исходить из указанного определения «нелегальный мигрант», то можно подразделить на два вида: незаконно въехавшие на территорию ЕС (illegally entering) и находящиеся незаконно на территории ЕС по истечении разрешенного срока пребывания (illegally overstaying).
Правовые инструменты для борьбы с каждой из указанных категорий нелегальной миграции отличаются друг от друга. В данной статье будут рассмотрены вопросы, касаемо борьбы незаконной перевозки мигрантов в рамках ЕС.
В зависимости от места пересечения незаконный въезд имеет две основные формы: вне пунктов пропуска через зеленую (по суше или голубую (по морю) границу; через пункты пропуска с использованием поддельных документов, тайников и т. д. При этом наиболее распространенным видом незаконного пересечения границы является въезд вне пунктов пропуска.
В настоящее время по данным Европейской комиссии, существуют три основных маршрута незаконного въезда мигрантов, это центральный средиземноморский путь (т.е. из стран Северной Африки через Средиземное море в Италию и Мальту); восточный средиземноморский путь Турцию в Болгарию, Грецию, или же Кипр; и наконец западный балканский путь (через Западно-Балканские страны в Венгрию.
По характеру пересечения границы выделяют два основных способа: незаконный въезд мигранта (illegal entering) и незаконный ввоз мигранта (human smuggling). В первом случае мигрант самостоятельно незаконно пересекает границу. В данном случае отсутствует посторонняя помощь, непосредственно связанная с организацией незаконного пересечения границы. При этом мигрант может использовать помощь и третьих лиц для изготовления поддельных документов, получения визы, или же аренды транспорта и т.д. Эти действия не формируют состава такого правонарушения как незаконное пересечение границы, а выступают в роли самостоятельного правонарушения, либo вообще не являются наказуемыми деяниями.
Второй случай определяется как незаконный ввоз мигранта. Отличительной чертой этого вида нелегальной миграции можно считать то, что операция по незаконному въезду лица осуществляется организованной преступной группой, специализирующейся на нелегальной перевозке мигрантов, а не им самим. Нелегальный мигрант является пассивным участником процесса пересечения границы, выступая в данном случае лишь в роли заказчика, либо в рoли жертвы незаконного ввоза. Но, в зависимости от обстоятельств, от характера oтнoшения мигранта к перемещению его через границы, можно разделить незаконный ввоз на два вида: осуществляемый по согласию или же просьбе мигранта, и второй-это без его согласия, т.е. торговля людьми (human trafficking).
Торговля людьми - наиболее опасный вид незаконной перевозки мигрантов, так как представляет собой преступление против личности. Борьба с торговлей людьми выступает в качестве относительно самостоятельного направления политики ЕС.
Дальнейшая актуализация данной проблемы способствовала принятию в рамках ООН специальных нормативных актов, посвященных исключительно вопросам противодействия незаконной перевозки мигрантов. Эти факты ознаменовали собой наступление второго этапа вышеуказанного процесса.
Среди принятых к настоящему времени актов ООН следует обратить внимание на Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года и дополняющий ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху 2000 года.
Правовое регулирование ЕС по борьбе с нелегальной миграцией началось в начале 2000-х гг. В 2001 г. Европейская комиссия подготовила Сообщение для Совета и Европейского парламента об общей политике в области нелегальной миграции, в рамках которого было определены следующие направления борьбы с нелегальной миграцией: инфраструктура для обмена информацией; управление границами; визовая политика, законодательство об иностранцах и уголовное право; полицейское сотрудничество; возвращение нелегальных мигрантов и реадмиссия.
В феврале 2002 г. был также подготовлен проект плана действий по борьбе с нелегальной миграцией и торговлей людьми, который содержал определенный перечень мер по предотвращению незаконной миграции.
В последующем в Европейском союзе прият ряд нормативно-правовых актов, в превалирующей форме директив через которые был основан комплекс правовых инструментов, которые направлены на борьбу с разными аспектами нелегальной миграции.
Систему правового регулирования ЕС по борьбе с незаконной миграцией можно обозначить в следующем виде: 1) нормы, которые направленны на предотвращение оказания помощи и содействия незаконной миграции; 2) нормы, которые направлены на предотвращение трудоустройства незаконных мигрантов; 3) нормы регулирующие вопросы возвращения незаконных мигрантов и процедуру реадмиссии; 4) нормы регулирующие отношения по охране внешних границ; 5) нормы касающиеся сотрудничества с третьими странами.
В первую очередь рассмотрим подробнее нормы которые направленны на предотвращение оказания помощи и содействия незаконной миграции. В рамках Европейского союза понятие «содействие нелегальной миграции» (facilitation of illegal migration) приобретает независимое правовое значение. Для более эффективной борьбы с данным явлением в 2002 г. Совет ЕС принял два следующих акта, это - Директива № 2002/90/ EC, определяющая понятие «содействие в незаконном въезде, транзите и пребывании», и Рамочное решение № 2002/946/ JHA об усилении наказания за содействие в незаконном въезде, транзите и пребывании на территории ЕС. Согласно действующему на том этапе правовому регулированию, первый акт был принят в рамках первой опоры, а второй - в рамках третьей опоры. В соответствии с Директивой № 2002/90/EC было установлено, что субъектом оказания содействия в нелегальной миграции признается лицо которое: а) намеренно оказывает содействие другому лицу, не являющемуся гражданином государств-членов ЕС, в незаконном пересечении границы или транзите через территорию Евросоюза; б) с целью получения финансовой выгоды оказывает содействие другому лицу, не являющемуся гражданином государств-членов ЕС, в проживании на территории Евросоюза в нарушение законодательства о пребывании иностранцев. Рамочное решение № 2002/946/JHA устанавливает для государств-членов общие требования к уголовной ответственности за деяния, названные в Директиве № 2002/90/EC. Помимо того в силу ст. 2 и 3 Рамочного решения государства-члены ЕС обязуются предусмотреть ответственность юридических лиц за совершение указанных выше деяний. Также, в 2006 г. Европейский союз присоединился к Протоколу против незаконного ввоза мигрантов по суше морю и воздуху дополняющему Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности.
Что касаемо норм, которые направлены на предотвращение трудоустройства незаконных мигрантов то в ходе развития этого направления важным стало принятие в 2009 г. Директивы № 2009/52/EC о минимальных стандартах при установлении ответственности за трудоустройство нелегальных мигрантов.Данная директива направлена на сдерживание так называемого «притягивающего фактора» нелегальной миграции. Так как подавляющее большинство незаконных мигрантов въезжают на территорию ЕС с целью осуществления трудовой деятельности, директива содержит в себе запрет на трудоустройство незаконно находящихся на территории ЕС граждан третьих стран. В части применения положений Директивы под незаконно находящимся иностранным гражданином понимается лицо, находящееся на территории государства- члена ЕС, которое не отвечает или более не отвечает условиям пребывания в этом государстве. То есть исключаются из сферы своего применения лица, законно находящиеся на территории ЕС, но осуществляющие трудовую деятельность без получения необходимого разрешения. Согласно указанной Директиве, в случае нарушения запрета на трудоустройство незаконно находящихся граждан третьих стран государства-члены ЕС предусмотреть определенную ответственность для работодателей. Предусматриваются следующие формы такой ответственности:
а) финансовая ответственность - выражается в обязанности работодателя возместить расходы связанные с возвращением нелегального мигранта на родину;
б) административная ответственность - временное или постоянное закрытие учреждения, отзыв лицензии;
в) уголовная ответственность при наличии квалифицирующих признаков; при этом к уголовной ответственности может привлекаться как физическое, так и юридическое лицо;
г) другие меры воздействия в виде ограничения на получение общественных благ, финансовой помощи на участие в заключении государственных контрактов и т. д.
Среди норм, регулирующих вопросы возвращения незаконных мигрантов и процедуру реадмиссии можно выделить Директиву об общих стандартах и процедурах в государствах- членах для возвращения незаконно пребывающих на их территории граждан третьих стран (Return Directive), которая была принята в 2008 году Советом и Парламентом ЕС для реализации задач, предусмотренных Планом по возвращению нелегальных мигрантов 2000 г.
Цель Директивы - обеспечить ясные, прозрачные и общие правила касаемо возвращения нелегалов, использования принудительных мер, временного лишения свободы и повторного возвращения. Для более высокой эффективности возвращения нелегальных мигрантов в рамках ЕС принимается ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы оперативного и правового сотрудничества между государствами-членами Евросоюза. К таким актам относятся: Директива об оказании содействия в депортации при осуществлении транзита авиатранспортом, Решение об организации объединенных рейсов для депортации с территории двух и более государств-членов, Решение Совета о взаимном признании решений о высылке иностранных граждан.
Одним из направлений политики ЕС по возвращению нелегальных мигрантов является реадмиссия, которая представляет собой основанное на международно-правовом договоре обязательство государства принимать обратно на свою территорию своих граждан или иностранных граждан, ранее находившихся или проживавших в этом государстве, которые подлежат депортации из другого государства.
По информационным данным Европейской комиссии за период 2016 года было предписано покинуть территорию 4937 тыс. мигрантам, депортировано при этом было 2261 тыс. человек. Европейский союз активно проводит политику, направленную на заключение с третьими странами соглашений о реадмиссии. В 1994 г. Совет принял Рекомендацию государствам-членам ЕС по заключению двухсторонних соглашений о реадмиссии. Однако после вступления в силу Амстердамского договора полномочия по заключению соглашений о реад- миссии были переданы на уровень Евросоюза.
По состоянию на февраль 2018 г. Европейский союз является стороной 17 соглашений о реадмиссии среди его партнеров — государства Азии Европы, Азии, а также Африки.
Охранные и контрольные функции границ в рамках ЕС реализуются национальными пограничными службами. Однако законодательство, касающееся такой охраны, устанавливается государствами-членами на национальном уровне. Одним из таких механизмов по обеспечению безопасности является Европейская система по наблюдению за внешними (European border surveillance system), или ЕВРОСУР ( EUROSUR).
Рассматривая более подробно нормы регулирующие отношения по охране внешних границ, следует обратить особое внимание на то, что в октябре 2013 г. был принят Регламент Совета и Парламента устанавливающий Европейскую систему по наблюдению за границами.
ЕВРОСУР - это механизм по сотрудничеству и обмену информацией позволяющий государствам-членам осуществлять охрану своих границ, а Агентству по управлению внешними границами («Фронтекс» сотрудничать на стратегическом тактическом и оперативном уровнях. В данной работе принимают участие 18 государств-членов ЕС, имеющих внешнюю границу с третьими странами. Основа ЕВРOСУРа представлена в виде сети национальных координационных центров (NCCs), основная роль которых сводится к согласованию деятельности по наблюдению за границами на национальном уровне. Национальные координационные центры осуществляют сбор всей релевантной информации о ситуации на границе и занимаются формированием ситуационного плана, после чего он передается другим государствам-членам и агентству «Фрoнтекс», которое в свою очередь отвечает за подготовку европейского ситуационного плана и обеспечивает доступ к нему всех государств-членов ЕС.
Данная система лишь ориентирована на упорядочение существующих национальных систем охраны границ с целью не допустить незаконное пересечения границы, борьбы с трансграничной преступностью и спасения жизни мигрантов, однако не создает никакую новую структуру управления внешними границами и не заменяет действующие системы.
Особое внимание также уделяется сотрудничеству с третьими странами по вопросам предотвращения нелегальной миграции. Нельзя не заметить то, что такое взаимодействие носит многоотраслевой характер: от заключения международных соглашений до предоставления экономической помощи.
19 февраля 2004 г. Совет ЕС принял Регламент о создании сети офицеров связи по делам иммиграции.20 Создание сети офицеров связи по вопросам миграции можно считать одной из форм взаимодействия. Ее назначение основное состоит в том, что офицеры которые делегированы в третьи страны, способствуют осуществлению различных мероприятий в ЕС по борьбе с нелегальной миграцией. В силу указанного Регламента каждое из государств-членов ЕС направляет в консульскую службу, расположенную в третьем государстве, своего офицера связи по делам иммиграции для установления и поддержания контактов с властями принимающей страны.
В его офицерские задачи входит осуществление взаимодействия и обмен информацией с миграционными властями принимающей страны. Помимо того офицеры связи сотрудничают с коллегами из других государств-членов ЕС, находящихся в том же третьем государстве, посредством формирования так называемой местной сети (local network).
Указанная выше законодательная система ЕС заложила основы для создания механизма, который бы позволил противостоять традиционным угрозам безопасности в сфере нелегальной миграции. Но все же по мере формирования союзного законодательства о борьбе с нелегальной миграцией Европейский союз начал сталкиваться с новыми вызовами. С каждым годом отмечался не только рост численности нелегальных мигрантов но и расширение круга потенциальных угроз безопасности границ ЕС.
В 2015 г. миграционная ситуация в Европейском союзе существенно обострилась. Значительно увеличился поток нелегальных мигрантов в ЕС по всем основным маршрутам, который отличался от предыдущих как масштабами так причинами - в основном прибывали люди, спасавшиеся от вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке и в Афганистане. Был проложен новый маршрут миграции, через Турцию, Грецию и Западные Балканы, а затем через страны ЕС - Венгрию Австрию, Германию и далее в другие европейские страны.
Центральное место в незаконной перевозки мигрантов по Средиземному морю принадлежит Европейскому союзу.
В частности, ЕС неоднократно принимал планы действий для разрешения проблемы неконтролируемой миграции из Африки через Средиземное море. План стабилизации миграционной обстановки в Средиземном море, одобренный министрами внутренних и иностранных дел стран Евросоюза 21 апреля 2015 г., был принят на фоне катастроф произошедших в апреле 2015 г., когда недалеко от побережья Ливии затонули суда с огромным количеством нелегальных мигрантов. В 2016 г., по данным Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) на 31 августа 2016 г. было зафиксировано 3169 случаев гибели и исчезновения людей в Средиземном море, а число лиц, прибывших в Европу, составило 281 740 человек.
Новую угрозу представляет также опасность проникновения в ЕС членов экстремистских группировок, вербующих жителей Евросоюза для участия в региональных вооруженных конфликтах. По мнению ряда экспертов, боевики Исламского государства Ирака и Леванты ИГИЛ уже начали внедряться в поток мигрантов направляющихся из Северной Африки и Ближнего Востока в Европу через Средиземное море. Эта информация была подтверждена и специалистами Евроюста. Увеличение числа террористических атак в странах Северной Африки, Ближнего Востока, а также ЕС доказывает приближение терроризма к границам ЕС.
Многие эксперты, анализирующие сложившуюся ситуацию, говорят о крупнейшем за всю историю миграционном кризисе в Европейском союзе. Очевидно, что бороться с нелегальной миграцией прежними мерами не представляется возможным. Усугубляют ситуацию следующие факторы: существенное увеличение числа незаконного и неконтролируемого въезда в ЕС, гибель мигрантов, рост криминальной деятельности, связанной с незаконной перевозкой людей и рабством, проникновение в Европу экстремизма существенное ухудшение политической и экономической ситуации в непосредственной близости от границ ЕС, дополнительное финансирование терроризма от организации незаконной транспортировки мигрантов.
23 апреля 2015 г. состоялся внеочередной саммит Европейского совета, посвященный вопросам борьбы с незаконной иммиграцией. Европейский совет обозначил четыре основных направления усиления борьбы с нелегальной иммиграцией: усиление присутствия на море; противодействие любым формам оказания содействия незаконной иммиграции (борьба с контрабандой людьми); перекрытие потоков нелегальной иммиграции; усиление внутренней солидарности и ответственности государств-членов ЕС.
Европейская комиссия 13 мая 2015 г. подготовила сообщение под названием «Европейская повестка дня по миграции» (European Agenda on Migration) В нем обозначен ряд законодательных и организационных мер, которые должны способствовать более эффективной борьбе с нелегальной миграцией и условиями способствующими ее росту. Указанные мероприятия условно поделены на две группы - первоочередные и осуществляемые в средне и долгосрочной перспективе.
Среди первоочередных мер главная роль отводится проведению спасательных операций на море а также отслеживанию и возможному уничтожению инфраструктуры контрабандистов, главным образом судов. Причем такие операции ЕС планирует осуществлять как в нейтральных водах, так и в территориальных водах стран Северной Африки (Ливии). Однако было выражено категорическое несогласие с подобными мерами Представителя центрального правительства Ливии при ООН уже заявил о категорическом несогласии с подобными мерами, а также Генерального секретаря ООН, который выразил озабоченность по поводу планов ЕС, связанных с уничтожением судов используемых для перевозки мигрантов.
Далее Европейская комиссия предложила новую временную схему переселения (resettlement) и расселения (relocation) иностранных граждан, нуждающихся в защите, которая в последствии успешно реализовывается. Переселение в данном контексте означает перемещение иностранных граждан, нуждающихся в международной защите, с территории третьей страны в страны ЕС. А под расселением подразумевается распределение среди государств-членов ЕС иностранных граждан, нуждающихся в международной защите и уже прибывших на территорию Евросоюза.
На сегодняшний день Европейская Комиссия говорит о прогрессе, достигнутом в рамках Европейской повестки по миграции, и излагает дальнейшие ключевые меры, которые необходимо предпринять. Уменьшение числа нелегальной миграции было подтверждено в 2017 году и в первые месяцы 2018 года, благодаря активному продолжению работ по спасению жизней, попытки устранения причин, защите внешних границ Европы и дальнейшему укреплению сотрудничества с международными партнерами. Однако от государств-членов ЕС будут все же необходимы дополнительные усилия, в частности дальнейшее активизирование финансовых ресурсов, для обеспечения постоянного и эффективного реагирования на проблему миграции.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что за минувшие полтора десятилетия Европейскому союзу удалось сформировать организационно-правовую базу противодействия в области незаконной перевозки мигрантов и торговли людьми, которая продолжает последовательно совершенствоваться и развиваться. Вместе с тем до настоящего времени не все негативные тенденции развития ситуации в данной сфере удалось преодолеть. Во многом это обстоятельство обуславливает наличие неразрешенных проблем международного характера. В связи с чем и в настоящее время на повестке дня будет стоять вопрос об усовершенствовании спектра правовых средств борьбы с незаконной миграцией.
ИСАЕВА Мадина Хамзатовна
ассистент кафедры гражданского права и процесса Чеченского государственного университета, помощник ректора, аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России