Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Актуальные направления деятельности Европола в сфере борьбы со спортивной коррупцией

Организация спортивных мероприятий, требующая привлечения крупных объемов инвестиций, давно стала объ­ектом коррупционной преступной деятельности с участием организованных преступных групп (далее - ОПГ) в Европей­ском Союзе (далее - Евросоюз, ЕС).

Например, одним из са­мых масштабных расследований спортивной коррупции в Европе является операция с кодовым названием ВЕТО (англ. VETO), предмет которой - договорные матчи. Расследование проводилось в период с июля 2011 г. по январь 2013 г. В ней участвовали Агентство Европейского Союза по сотрудниче­ству правоохранительных органов (далее - Европол) и пред­ставители полицейских органов 13 государств-членов ЕС, при поддержке Агентства ЕС по сотрудничеству в области уголовного правосудия (Евроюст) и Интерпола. В ходе опе­рации была выявлена крупная ОПГ, которая обеспечивала широкое распространение договорных матчей. В результате преступной деятельности было получено около 8 млн евро от прибыли по итогам спортивных ставок и более 2 млн евро было выплачено коррумпированным лицам, непосредствен­но участвующим в матчах. В ходе операции более 450 долж­ностных лиц спортивных организаций, футбольных клубов, футбольные игроки, а также опасные преступники из 15 государств были задержаны по подозрению в организации попытки фальсификации более 380 профессиональных фут­больных матчей, включая квалификационные матчи Кубка мира и Чемпионата Европы, две Лиги чемпионов УЕФА, а также некоторые топ-матчи в европейских национальных лигах [1, с. 270].

Указанное расследование выявило масштабы распро­странения спортивной коррупции на территории ЕС, в итоге в 2013 г. Европейский парламент принял специальную резо­люцию «О договорных матчах и коррупции в спорте»1, где призвал государства-члены ЕС принять ряд мер, включая сбор, обмен, анализ и распространение разведданных о дого­ворных матчах, спортивном мошенничестве и иных формах коррупции в спорте. В ней была подчеркнута необходимость тесного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами (например, спортивными организациями, ли­цензирующими органами, правоохранительными органами) как в ЕС, так и за его пределами, что привело к созданию в 2014 г. специального Аналитического проекта Европола по спортивной коррупции, который поддерживает расследова­ния государств-членов ЕС по делам о коррупции в спорте, фальсификациям и связанной с ними преступной деятельно­стью [2]. Также в проекте участвует Интерпол.

Как подчеркивает Европол, в правоохранительных ор­ганах ЕС нет единого мнения по поводу определения спор­тивной коррупции. Это явление может охватывать широкий спектр различных коррупционных практик и включает взя­точничество, договорные матчи, допинг, мошенничество со ставками, отмывание денежных средств, влияние на органи­зацию и проведение международных спортивных меропри­ятий (и последующие процедуры государственных закупок) [3, с. 4]. Можно заключить, что указанные коррупционные практики имеют общий элемент, так или иначе негативно влияющий на сферу спорта. Общепринятое определение «манипулирования спортивными соревнованиями» содер­жится в ст. 3 Конвенции Совета Европы против манипули­рования спортивными соревнованиями от 18 сентября 2014 г. и включает «преднамеренные договоренности, действие или бездействие, направленные на изменение ненадлежащим об­разом результата или хода спортивного соревнования для полного или частичного устранения присущей указанному спортивному соревнованию непредсказуемости в целях обе­спечения неправомерного преимущества для себя или дру­гих лиц»[1].

Исходя из практической деятельности Европола [3, c. 18] можно сделать вывод, что спортивная коррупция в ЕС распространена в форме договорных матчей, используемых криминальными сетями для управления результатами спор­тивных мероприятий. Мотив договорных матчей заключает­ся в получении прямых или косвенных финансовых выгод от ставок. В основном незаконная деятельность связана с под­купом участвующих спортсменов, однако также возможен подкуп других ключевых участников матчей, таких как судьи и официальные лица. Ежегодные мировые преступные до­ходы от договорных матчей, связанных со ставками, оцени­ваются примерно в 120 млн евро. Во всем мире 65 % общего оборота по ставкам приходится на азиатских букмекеров, 21 % на европейских и 14 % на остальных [4, c. 67]. Европол продолжает поддерживать расследования, направленные на ликвидацию преступных сетей, которые отмывают преступ­ные доходы посредством спортивной коррупции или увели­чивают свои незаконные активы, манипулируя спортивными мероприятиями по всему миру. Например, 26 ноября 2019 г. Национальная полиция Испании при поддержке экспер­тов Европола по спортивной коррупции арестовала девять человек в связи с договорными матчами и отмыванием денег в ходе операции «Oikos». Подозреваемые заключали сделки с целью организации результатов матчей второго дивизиона, чтобы команда могла выйти в плей-офф и войти в первый дивизион Национальной футбольной лиги Испании. Пример HTML-страницы

Несмотря на глобальное закрытие профессионального спорта во время пандемии COVID-19, ОПГ проявляют гиб­кость и используют новые возможности во время кризиса для совершения преступной деятельности в данной сфере. В отчете Европола от 30 апреля 2020 г. «Помимо пандемии, как COVID-19 изменит ландшафт серьезной и организован­ной преступности в ЕС» [5, с. 5] отмечено, что несмотря на кризис, связанный с пандемией COVID-19, и отмену боль­шинства спортивных мероприятий, преступные группы стали использовать новые методы спортивной коррупции. В некоторых государствах-членах ЕС зарегистрированы фут­больные «матчи-призраки», когда преступники ложно ре­кламировали в социальных сетях, блогах или на поддельных веб-сайтах несуществующие матчи с целью получения при­были от рынков ставок обманным путем. В таких случаях соз­давались фальшивые составы игроков, статистика и резуль­таты матчей.

Широкое использование недавно разработанных прило­жений для онлайн-ставок на спорт превращает спортивную коррупцию в преступную деятельность, на которую напря­мую влияют онлайн-технологии. Онлайн-гемблинг — самая быстрорастущая услуга в этом секторе. Ставки на сфальси­фицированные матчи, происходящие на онлайн-рынке, ста­ли обычным явлением. Влияние цифровизации очевидно, независимо от того, какой рынок ставок является целевым (например, азиатский, европейский и т.д.).

Помимо того, ряд спортивных клубов столкнулись со значительными финансовыми трудностями в связи с вве­денными ограничениями для сдерживания распростране­ния пандемии COVID-19. Многие из этих клубов находятся в низкоуровневых дивизионах и могут становиться все более уязвимыми для проникновения или подкупа преступными сетями, стремящимися использовать клуб для договорных матчей и других преступных целей, что повышает корруп­ционные риски в данной сфере [4, с. 67].

Подобно другим видам серьезной и организованной преступности, спортивная коррупция представляет собой преступление, связанное с получением прибыли, которое преследуют опытные члены ОПГ, действующих в глобальном масштабе. В частности, спортивное манипулирование став­ками требует непрерывного потока больших денежных сумм для финансирования деятельности по ставкам и компенса­ции затрат, необходимых для ведения общей преступной деятельности (например, подкупа спортсменов, платежных агентов и курьеров, логистики и т.д.). Выделенные средства предоставляются высшими эшелонами ОПГ для достижения целей преступной организации. Такая преступная деятель­ность может привести к быстрому получению больших до­ходов за счет ставок и превращения незаконно полученных средств в предположительно законные выигрыши на ставках. Таким образом, коррупция, связанная со ставками на спорт, служит платформой для дальнейших крупномасштабных схем отмывания денег, которые могут использоваться как ОПГ, непосредственно занимающимися спортивной корруп­цией, в собственных интересах, так и иными ОПГ, специали­зирующихся на услугах по отмыванию денег.

Растущее число дел о коррупции в спорте ясно указы­вает на важность проведения финансовых расследований наряду с расследованиями договорных матчей. Параллель­ные финансовые расследования, направленные на выявле­ние большого числа причастных к преступной деятельности лиц, в том числе тех, кто находится на более высоком уровне ОПГ и несет ответственность за финансирование коррупци­онных операций в спорте, имеют решающее значение. Та­кой подход способствует более успешному и всестороннему расследованию связанных со спортивной коррупцией схем отмывания денег и отслеживанию незаконных активов для последующих действий по их возвращению.

Возросшие криминальные угрозы коррупции способ­ствовали созданию в июне 2020 г. нового Европейского цен­тра по противодействию финансовым и экономическим преступлениям (англ. European Financial and Economic Crime Centre (EFECC); далее - ЕФЭК) в рамках Оперативного депар­тамента Европола [6]. Один из оперативных отделов ЕФЭК по противодействию финансовым преступлениям непосред­ственно занимается вопросами противодействия коррупции и отмыванию денег.

Центр оказывает поддержку в расследованиях кор­рупционных преступлений посредством: предоставления данных хранящихся отчетов; организации оперативных и координационных совещаний; развертывания мобильных офисов для проведения криминалистических экспертиз на местах; оперативного и стратегического анализа; специаль­ной подготовки и обучения. Помимо того, ЕФЭК развивает сотрудничество с частными и публичными организациями, способствует политическим обсуждениям с ключевыми за­интересованными сторонами, такими как Европейская ко­миссия и Совет ЕС, ОЭСР и Евроюст, а также поддерживает разработку стратегических продуктов в области противодей­ствия финансовым и экономическим преступлениям. Пред­ставляется, что расширение сотрудничества и координации между различными заинтересованными сторонами будет способствовать повышению осведомленности и решению проблем, связанным с ограниченным опытом в области рас­следования спортивной коррупции.

Можно заключить, что вследствие влияния пандемии COVID-19, использование онлайн-технологий является ос­новным фактором, способствующим совершению всех пре­ступлений спортивной коррупционной направленности. Совершенствование институциональных механизмов поли­цейского сотрудничества государств-членов ЕС в рамках Ев- ропола позволит обеспечить адекватный ответ на возникаю­щие вызовы и современные угрозы спортивной коррупции.

БЕЛЯЕВА Юлия Леонидовна
соискатель кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях