Организация спортивных мероприятий, требующая привлечения крупных объемов инвестиций, давно стала объектом коррупционной преступной деятельности с участием организованных преступных групп (далее - ОПГ) в Европейском Союзе (далее - Евросоюз, ЕС).
Например, одним из самых масштабных расследований спортивной коррупции в Европе является операция с кодовым названием ВЕТО (англ. VETO), предмет которой - договорные матчи. Расследование проводилось в период с июля 2011 г. по январь 2013 г. В ней участвовали Агентство Европейского Союза по сотрудничеству правоохранительных органов (далее - Европол) и представители полицейских органов 13 государств-членов ЕС, при поддержке Агентства ЕС по сотрудничеству в области уголовного правосудия (Евроюст) и Интерпола. В ходе операции была выявлена крупная ОПГ, которая обеспечивала широкое распространение договорных матчей. В результате преступной деятельности было получено около 8 млн евро от прибыли по итогам спортивных ставок и более 2 млн евро было выплачено коррумпированным лицам, непосредственно участвующим в матчах. В ходе операции более 450 должностных лиц спортивных организаций, футбольных клубов, футбольные игроки, а также опасные преступники из 15 государств были задержаны по подозрению в организации попытки фальсификации более 380 профессиональных футбольных матчей, включая квалификационные матчи Кубка мира и Чемпионата Европы, две Лиги чемпионов УЕФА, а также некоторые топ-матчи в европейских национальных лигах [1, с. 270].
Указанное расследование выявило масштабы распространения спортивной коррупции на территории ЕС, в итоге в 2013 г. Европейский парламент принял специальную резолюцию «О договорных матчах и коррупции в спорте»1, где призвал государства-члены ЕС принять ряд мер, включая сбор, обмен, анализ и распространение разведданных о договорных матчах, спортивном мошенничестве и иных формах коррупции в спорте. В ней была подчеркнута необходимость тесного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами (например, спортивными организациями, лицензирующими органами, правоохранительными органами) как в ЕС, так и за его пределами, что привело к созданию в 2014 г. специального Аналитического проекта Европола по спортивной коррупции, который поддерживает расследования государств-членов ЕС по делам о коррупции в спорте, фальсификациям и связанной с ними преступной деятельностью [2]. Также в проекте участвует Интерпол.
Как подчеркивает Европол, в правоохранительных органах ЕС нет единого мнения по поводу определения спортивной коррупции. Это явление может охватывать широкий спектр различных коррупционных практик и включает взяточничество, договорные матчи, допинг, мошенничество со ставками, отмывание денежных средств, влияние на организацию и проведение международных спортивных мероприятий (и последующие процедуры государственных закупок) [3, с. 4]. Можно заключить, что указанные коррупционные практики имеют общий элемент, так или иначе негативно влияющий на сферу спорта. Общепринятое определение «манипулирования спортивными соревнованиями» содержится в ст. 3 Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями от 18 сентября 2014 г. и включает «преднамеренные договоренности, действие или бездействие, направленные на изменение ненадлежащим образом результата или хода спортивного соревнования для полного или частичного устранения присущей указанному спортивному соревнованию непредсказуемости в целях обеспечения неправомерного преимущества для себя или других лиц»[1].
Исходя из практической деятельности Европола [3, c. 18] можно сделать вывод, что спортивная коррупция в ЕС распространена в форме договорных матчей, используемых криминальными сетями для управления результатами спортивных мероприятий. Мотив договорных матчей заключается в получении прямых или косвенных финансовых выгод от ставок. В основном незаконная деятельность связана с подкупом участвующих спортсменов, однако также возможен подкуп других ключевых участников матчей, таких как судьи и официальные лица. Ежегодные мировые преступные доходы от договорных матчей, связанных со ставками, оцениваются примерно в 120 млн евро. Во всем мире 65 % общего оборота по ставкам приходится на азиатских букмекеров, 21 % на европейских и 14 % на остальных [4, c. 67]. Европол продолжает поддерживать расследования, направленные на ликвидацию преступных сетей, которые отмывают преступные доходы посредством спортивной коррупции или увеличивают свои незаконные активы, манипулируя спортивными мероприятиями по всему миру. Например, 26 ноября 2019 г. Национальная полиция Испании при поддержке экспертов Европола по спортивной коррупции арестовала девять человек в связи с договорными матчами и отмыванием денег в ходе операции «Oikos». Подозреваемые заключали сделки с целью организации результатов матчей второго дивизиона, чтобы команда могла выйти в плей-офф и войти в первый дивизион Национальной футбольной лиги Испании.
Несмотря на глобальное закрытие профессионального спорта во время пандемии COVID-19, ОПГ проявляют гибкость и используют новые возможности во время кризиса для совершения преступной деятельности в данной сфере. В отчете Европола от 30 апреля 2020 г. «Помимо пандемии, как COVID-19 изменит ландшафт серьезной и организованной преступности в ЕС» [5, с. 5] отмечено, что несмотря на кризис, связанный с пандемией COVID-19, и отмену большинства спортивных мероприятий, преступные группы стали использовать новые методы спортивной коррупции. В некоторых государствах-членах ЕС зарегистрированы футбольные «матчи-призраки», когда преступники ложно рекламировали в социальных сетях, блогах или на поддельных веб-сайтах несуществующие матчи с целью получения прибыли от рынков ставок обманным путем. В таких случаях создавались фальшивые составы игроков, статистика и результаты матчей.
Широкое использование недавно разработанных приложений для онлайн-ставок на спорт превращает спортивную коррупцию в преступную деятельность, на которую напрямую влияют онлайн-технологии. Онлайн-гемблинг — самая быстрорастущая услуга в этом секторе. Ставки на сфальсифицированные матчи, происходящие на онлайн-рынке, стали обычным явлением. Влияние цифровизации очевидно, независимо от того, какой рынок ставок является целевым (например, азиатский, европейский и т.д.).
Помимо того, ряд спортивных клубов столкнулись со значительными финансовыми трудностями в связи с введенными ограничениями для сдерживания распространения пандемии COVID-19. Многие из этих клубов находятся в низкоуровневых дивизионах и могут становиться все более уязвимыми для проникновения или подкупа преступными сетями, стремящимися использовать клуб для договорных матчей и других преступных целей, что повышает коррупционные риски в данной сфере [4, с. 67].
Подобно другим видам серьезной и организованной преступности, спортивная коррупция представляет собой преступление, связанное с получением прибыли, которое преследуют опытные члены ОПГ, действующих в глобальном масштабе. В частности, спортивное манипулирование ставками требует непрерывного потока больших денежных сумм для финансирования деятельности по ставкам и компенсации затрат, необходимых для ведения общей преступной деятельности (например, подкупа спортсменов, платежных агентов и курьеров, логистики и т.д.). Выделенные средства предоставляются высшими эшелонами ОПГ для достижения целей преступной организации. Такая преступная деятельность может привести к быстрому получению больших доходов за счет ставок и превращения незаконно полученных средств в предположительно законные выигрыши на ставках. Таким образом, коррупция, связанная со ставками на спорт, служит платформой для дальнейших крупномасштабных схем отмывания денег, которые могут использоваться как ОПГ, непосредственно занимающимися спортивной коррупцией, в собственных интересах, так и иными ОПГ, специализирующихся на услугах по отмыванию денег.
Растущее число дел о коррупции в спорте ясно указывает на важность проведения финансовых расследований наряду с расследованиями договорных матчей. Параллельные финансовые расследования, направленные на выявление большого числа причастных к преступной деятельности лиц, в том числе тех, кто находится на более высоком уровне ОПГ и несет ответственность за финансирование коррупционных операций в спорте, имеют решающее значение. Такой подход способствует более успешному и всестороннему расследованию связанных со спортивной коррупцией схем отмывания денег и отслеживанию незаконных активов для последующих действий по их возвращению.
Возросшие криминальные угрозы коррупции способствовали созданию в июне 2020 г. нового Европейского центра по противодействию финансовым и экономическим преступлениям (англ. European Financial and Economic Crime Centre (EFECC); далее - ЕФЭК) в рамках Оперативного департамента Европола [6]. Один из оперативных отделов ЕФЭК по противодействию финансовым преступлениям непосредственно занимается вопросами противодействия коррупции и отмыванию денег.
Центр оказывает поддержку в расследованиях коррупционных преступлений посредством: предоставления данных хранящихся отчетов; организации оперативных и координационных совещаний; развертывания мобильных офисов для проведения криминалистических экспертиз на местах; оперативного и стратегического анализа; специальной подготовки и обучения. Помимо того, ЕФЭК развивает сотрудничество с частными и публичными организациями, способствует политическим обсуждениям с ключевыми заинтересованными сторонами, такими как Европейская комиссия и Совет ЕС, ОЭСР и Евроюст, а также поддерживает разработку стратегических продуктов в области противодействия финансовым и экономическим преступлениям. Представляется, что расширение сотрудничества и координации между различными заинтересованными сторонами будет способствовать повышению осведомленности и решению проблем, связанным с ограниченным опытом в области расследования спортивной коррупции.
Можно заключить, что вследствие влияния пандемии COVID-19, использование онлайн-технологий является основным фактором, способствующим совершению всех преступлений спортивной коррупционной направленности. Совершенствование институциональных механизмов полицейского сотрудничества государств-членов ЕС в рамках Ев- ропола позволит обеспечить адекватный ответ на возникающие вызовы и современные угрозы спортивной коррупции.
БЕЛЯЕВА Юлия Леонидовна
соискатель кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя