Важное место в регулировании межгосударственных отношений отводится международному обычаю, являющемуся одним из наиболее важных источников международного права.
Он представляет собой форму существования определенной категории норм международного права, их источником. В свою очередь содержанием международного обычая являются нормы международного права. В отличие от международных договоров, этот источник права является молчаливым соглашением относительно содержащихся в нем норм. По-прежнему обычное право образует основу отношений между государствами, иными субъектами международного права, в том числе участниками договоров и не являющимися таковыми.
Развитие международного права тесно связано с появлением новых и развитием существующих обычных норм международного права, призванных регулировать складывающиеся межгосударственные отношения. Несмотря на видимую консервативность и устойчивость обычных норм международного права, им свойственны такие отрицательные стороны, как нечеткость формулировок и нередко различное понимание субъектами международного права их содержания, отсутствие текстуального юридического закрепления. Это всегда вызывало проблемы в правоприменении и как следствие - споры между государствами и их обращение в международные судебные органы. Все это потребовало кодификации обычных норм международного права, получившей активное развитие в 20 веке.
На эффективность правового регулирования обычными нормами международного права также негативно сказывается медленное становление правового института, связанного с процессом обычного нормообразования, отсутствие по данному вопросу какой-либо кодификации.
Как известно, регулирование процесса договорного нормообразования увенчалось определенным успехом. В Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (далее - Конвенции 1969 г.) нашли отражение многие вопросы, связанные порядком заключения, действия и прекращения действия международных договоров между государствами, закреплен понятийный аппарат в данной сфере. В ней также были закреплены отдельные элементы обычного нормообразования.
Нельзя не обратить внимание на то, что договорное нормообразование до принятия Конвенции 1969 г. базировалось на международных обычаях. Вместе с тем, Конвенция не отменила сложившиеся обычные нормы международного права по данному вопросу. Ее нормы придали формулировкам обычных норм более четкое очертание, способствовали единообразной практике. Такого рода нормы, как известно, носят обычно-договорный характер. Заметим, что в Преамбуле Конвенции 1969 г. также отмечено, что нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в ее положениях.
Договорное нормообразование в отношениях государств с иными субъектами международного права, по-прежнему основывается на международных обычаях. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., как известно, не вступила в силу, но дала толчок для формирования соответствующих обычных норм международного права.
Становление теории обычного нормообразования наталкивается на отсутствии обшей позиции у государств и их ученых. Слишком много существует точек зрения на природу и характер обычного нормообразования. Поэтому, на наш взгляд, повышению эффективности обычного нормообразования, его упорядоченности и выработке единого подхода по данному вопросу на международной арене способствовала бы разработка и заключение Конвенции о праве международных обычаев (далее - Конвенции). В основу названия этой Конвенции мог бы быть положен термин «право международных обычаев», который, по нашему мнению, является наиболее точным и соответствующим содержанию обычного нормообразования. Под термином «право международных обычаев» автор предлагает понимать институт международного права, включающий в настоящее время в себя совокупность обычных норм международного права, регулирующих межгосударственные отношения в вопросах формирования международного обычая, его действия, изменения и прекращения существования, понятийный аппарат в данной сфере. С принятием данного универсального международного договора можно будет вести речь и о появлении комплекса договорных норм в области обычного нормообразования. Заметим, что отдельные нормы в данной области нашли отражение в Конвенции 1969 г.
Количество норм международного права, посвященных обычному нормообразованию и подлежащих кодификации, не так много. По характеру они носят в основном обычно-правовой процессуальный характер. Мнения, что в основе права международных обычаев лежат обычные нормы международного права придерживаются многие ученые. Так, И. И. Лукашук указывал, что процесс создания и осуществления обычных норм регулируется обычаем, а Венские конвенции о праве договоров закрепили не только правила, отражающие специфику договоров, но и правила общие для всех международно-правовых норм. Согласно позиции Г. И. Даниленко, современное международное право содержит комплекс норм, относящихся ко всем его источникам, в том числе и к международному обычаю.
Возникает вопрос, а какую структуру могла бы иметь Конвенция о праве международных обычаев? Так, И. И. Лукашук придерживался позиции, что следует решать вопрос кодификации норм обычного нормообразования по аналогии с кодифицированным правом международных договоров.
По нашему мнению, Конвенция могла бы содержать:
Преамбулу, отражающую необходимость разработки данной Конвенции, значимость права международных обычаев и его норм для обычного нормообразования и международноправового регулирования;
понятийный аппарат, содержащий определение международного обычая как источника международного права и как нормы международного права, т.е., обычной нормы международного права; перечисление стадий обычного нормообразования, с указанием, что понимается под всеобщей практикой и ее признанием в качестве правовой нормы;
основную часть, включающую описание норм, ответственных за обычное нормообразование и функционирование международного права, а также раскрывающую взаимосвязь обычных и договорных норм международного права. В рамках этого раздела важно охватить содержание всех стадий обычного нормообразования - от создания обычных норм международного права до прекращения их существования, критерии появления обычной нормы международного права, уточнение разновидностей международных обычаев и их юридической силы, другие важные в данной области вопросы;
заключительную часть, описывающую порядок вступления в силу данной Конвенции и другие необходимые для этой части вопросы.
В Конвенции мог бы подтвержден двухэлементный состав международного обычая. Его структура по-прежнему вызывает споры среди ученых и практиков, несмотря на сложившуюся общепризнанность положения пункта b) статьи 38 Статута Международного суда ООН.
Одной из наиболее важных проблемных задач кодификации обычного нормообразования - это формализация его критериев. На международной арене еще отсутствует четкая позиция государств в вопросе разработки и признания на всеобщем уровне конкретных критериев, позволяющих установить процедуру и оценить результаты обычного нормообразования. Данный вопрос неоднократно поднимался в работах ученых-международников, Комиссии международного права, уделялось внимание в решениях Международного Суда ООН. Так, спорным вопросом в доктрине международного права является определение условий, при которых формируется всеобщая практика, именуемая обыкновением. Поэтому, раскрывая понятие всеобщей практики как основы международного обычая, в Конвенции целесообразно закрепить требования, придающие такой практике особое обычно-правовое качество. Не любая всеобщая практика в отношениях субъектов международного права может стать прообразом обычной нормы международного права. К числу таких требований можно было бы закрепить общность, единообразие и определенность, устойчивость (стабильность) и постоянство (непрерывность) практики, ее соответствие закономерностям общественного развития, потребностям развития межгосударственных отношений, общим интересам государств. Заметим, что перечисленные требования носят системный характер, они взаимосвязаны, неразрывны и составляют единое целое. В Конвенции можно было бы указать на требование прогрессивности обычно-правовой практики, носящей, по нашему мнению, факультативный характер, а также на ее характеристику - продолжительность во времени.
Важным теоретическим и прикладным вопросом является также определение количества государств, необходимого для признания обычной практики в качестве правовой нормы (opinio juris), т.е. определение условий окончательного формирования обычной нормы международного права. По мнению автора, основным условием общепризнанности нормы международного права является ее признание большинством государств (значение которого установлено и формально закреплено мировым сообществом), интересы которых в наибольшей мере затрагиваются применением этой нормы.
Документальное закрепление, лучше всего договорным путем в предлагаемой Конвенции, указанных качественных и количественных показателей, будет способствовать выработке общего подхода по данному вопросу и прогрессивному развитию международного права. Вместе с тем, по нашему мнению, такие показатели должны носить конкретный характер, чтобы исключить споры межу государствами.
В Конвенция могли бы быть приведены формы и указаны субъекты признания практики в качестве правовой нормы (opinio juris). Их неопределенность и отсутствие общепризнанности являются также наиболее важными проблемными вопросами, влияющими на эффективность международноправового регулирования, в том числе и обычного нормообразования. По мнению автора, наличие opinio juris является неотъемлемым субъективным элементом обычной нормы международного права, как и наличие практики, удовлетворяющей необходимым требованиям обычного нормообразования. К числу субъектов такого признания можно отнести только государства и иные субъекты международного права, участвующие в международном нормообразовании. Подобного рода признание может проявляться в действиях государственных органов и их должностных лиц, которые в соответствии с международным правом и (или) законодательством государств могут выступать от их имени. Признание должно осуществляться правовыми способами и быть легитимным согласно законодательству государства, его международным обязательствам. К числу основных форм признания практики в качестве правовой нормы, наряду с молчаливым согласием, в Конвенции можно было бы закрепить: одностороннее заявление главы государства (правительства), другого уполномоченного государством должностного лица, руководителя международной межправительственной организации, иного субъекта международного права; включение правила поведения в тот или иной внутригосударственный нормативный правовой акт; включение правила поведения в международный договор или иной основанный на нем юридически обязательный международный нормативный правовой акт, принятый его участниками, если рассматривать эти документы как акты одностороннего признания; при определенных условиях - судебное решение в государстве. Хотя следует заметить, что Комиссия международного права полагает, что не следует ограничивать перечень форм такого признания.
Становление международного обычая занимает, как правило, длительное время и отражает объективные реалии. Это результат естественного исторического процесса. Поэтому принятие такого рода кодифицирующей Конвенции может способствовать ускорению процесса обычного нормообразования. Вместе с тем, описывая стадии формирования обычной нормы международного права, Конвенция могла бы предусмотреть статьи, посвященные концепции «моментального обычая». По нашему мнению, в короткий период времени формируется обычная норма, соответствующая практике в какой-либо новой области межгосударственных отношений. Завершение становления обычно-правовой практики характеризуется наличием ее определенности и стабильности на конкретном этапе развития общества. Вместе с тем, длительная устойчивая практика является лучшим доказательством наличия ее обычно-правового характера.
В Основной части Конвенции, могли бы найти отражение уже сложившиеся обычные нормы международного права, например, нормы: о признании международного обычая в качестве источника международного права; о молчаливом характере международного обычая, как о соглашении, заключенном в устной форме; об обязательности обычной нормы международного права для связанных ею государств; о праве государства, не согласного с обычной нормой международного права, протестовать против нее, чтобы не быть связанным ее положениями; о возможности локальности и универсальности обычной нормы международного права; о существовании обычных норм международного права, носящих императивный характер (норм «jus cogens»); о том, что последующая практика применения международного обычая, устанавливает соглашение участников относительно его толкования; о невозможности участия в формировании международных обычаев лиц, которые не уполномочены действовать от имени государства; о возможности формирования обычая внутри международных организаций; о невозможности государству ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им международного обычая, в отношении которого оно ранее дало согласие о его юридической обязательности; о невозможности обратной силы международных обычаев и др.
В Конвенции могли бы быть закреплены нормы о связи международного договора и международного обычая: о возможности какой-либо норме, содержащейся в договоре, стать обязательной для третьего государства в качестве обычной нормы международного права, признаваемой как таковой, как это закреплено в ст. 38 Венской конвенции о праве международных договоров; о возможности последующего обычая в определенных условиях изменить положения договора; об автономности существования международного обычая вне зависимости от того, что норма нашла отражение в международном договоре и др.
Теоретической основой для разработки положений Конвенции могли бы стать многочисленные работы ученых-меж- дународников, таких как А. Н. Вылегжанин, Г. М. Даниленко, Г. И. Тункин, Р. А. Каламкарян, И. И. Лукашук, А. П. Мовчан, С. В. Черниченко, Л. Р. Шаммасова и др. Ряд работ автора также посвящены проблематике международного обычая. Эмпирическую базу могли бы составить решения Международного суда ООН, документы Всемирной Ассоциации международного права, в рамках которой в 2000 г. было принято «Лондонское заявление о принципах», в котором представлены результаты исследования процесса формирования международного обычного права, многочисленные документы Комиссии международного права ООН, особенно материалы, содержащиеся в докладе Специального докладчика Комиссии Майкла Вуда по теме «Выявление международного обычного права».
Заключение подобного рода универсального международного договора способствовало бы решению как давних теоретических проблем в области международного нормотворчества, так и прикладных задач по выявлению международного обычая и его использованию в правовом регулировании межгосударственных отношений и учету на внутригосударственном уровне, где весьма актуальным является вопрос о том какие обычные нормы международного права существуют, и как выявить их наличие рядовым правоприменителям.
По нашему мнению, разработка Конвенции о праве международных обычаев - это задача, которую необходимо решать поэтапно, ввиду отсутствия в научном мире четкой научной позиции по вопросу обычного нормообразования. Первоначально можно было бы использовать апробированный подход - разработать в рамках Комиссии международного права соответствующий проект статей, приняв их в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Здесь могли бы применены существующие наработки ученых-международников. В дальнейшем можно уже приступать к непосредственной кодификации этого процесса, заключив Конвенцию о праве международных обычаев. В ней важно закрепить уже сложившиеся в настоящее время обычные нормы международного права, а также новые договорные нормы, которые призваны упорядочить обычное нормообразование, придать ему более строгий и системный вид. Существующие формулировки обычных норм в области обычного нормообразования приобрели бы большую четкость. В них нашли бы отражение общее понимание государств по данному вопросу. Все это способствовало бы дальнейшему становлению института права международных обычаев, а в дальнейшем послужило бы основой для формирования комплексной отрасли международного права, которую можно было бы условно назвать «правом источников международного права». Она могла бы объединить право международных договоров, право международных обычаев, право внутреннего нормотворчества международных межправительственных организаций. Такая отрасль международного права могла бы найти отражение и в учебниках по международному праву.
РОМАШЕВ Юрий Сергеевич
доктор юридических наук, профессор кафедры международного публичного и частного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор