Est modus in rebus...
Есть мера в вещах...
Гораций
В последнее время появилось множество публикаций, посвященных одной из наиболее интересных проблем про- цессуалистики - институту особого мнения. Связаны эти публикации и со сложностью данного явления, неоднозначным его восприятием в правовой науке, и с резонансом, вызванным его реализацией в практике национальных и международных судебных органов. В доктрине и правоприменительной деятельности есть как апологеты данного института, так и ярые противники. Будучи сторонником, в том числе в силу должности, продвижения интеграции в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз, ЕАЭС) невозможно не обратить внимание на особенности и закономерности его реализации в евразийском регионе.
Особые мнения с первых дней существования Суда Евразийского экономического союза (далее - Суд Союза, Суд ЕАЭС) стали его характерной чертой. С начала деятельности (1 января 2015 года) по настоящее время (февраль 2018 года) Судом ЕАЭС было вынесено 26 судебных актов, процессуально завершающих рассмотрение по делу - решений, консультативных заключений, постановлений о прекращении. К 12 из них, то есть почти в половине случаев, было заявлено 19 особых мнений. Цифры свидетельствуют сами за себя: активность судей высокая, однако означает ли это продуктивность работы
Суда как органа, основной целью которого является обеспечение единообразия права Союза?
Как отмечено в издании «Правовое обеспечение интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза», «расхождение во мнениях наднационального судебного органа, бесспорно, свидетельствует не только о чрезвычайной сложности проблем правовой интеграции, но и само по себе создает существенные трудности на ее пути».
На наш взгляд, институт особых мнений может быть полезен в международном судопроизводстве. Право судьи на особое мнение, принцип открытости особых мнений закреплены в статутах и правилах процедуры большинства международных судов. Этот институт активно используется в Международном суде ООН, Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), иных международных судах. Есть, безусловно, и примеры судов, для которых не предусмотрена возможность особого мнения - Суд ЕС (мнения генеральных адвокатов в этом суде иногда сопоставляют с ролью особых мнений), Суд Европейской зоны свободной торговли.
Помимо традиционных причин введения института особого мнения (демократизация судопроизводства, повышение юридической обоснованности выносимых решений и т.п.) для интеграционного суда это также возможность шире взглянуть на определенные вопросы коммунитарного права. Однако здесь важно не перейти грань, за которой цели развития права окажутся погребенными под обломками фрагментации и поляризации правопонимания, а полифония судебных голосов станет кокофонией. Найдена ли в евразийской судебной практике та «золотая мера», благодаря которой противоречия разрешаются, количество мнений означает качество процесса, а отрицание ведет не к уничтожению, а к эволюции?
В Суде ЕАЭС большинство особых мнений заявлено одними и теми же судьями, им же принадлежало первенство и в Суде ЕврАзЭС. Как показывают исследования аналогичных вопросов в иных международных судебных органах, например, в ЕСПЧ, это распространенное явление: одни и те же судьи более активны в написании особых мнений. Исследователи предлагают и обосновывающий это явление термин
- «судебный темперамент», при этом подчеркивается значение сферы (академическая, практическая) профессионального опыта, предшествующего работе в судебном органе. Оценивая общую пропорцию дел с особыми мнениями и без таковых, надо признать, в ЕСПЧ она выглядит масштабно, но не устрашающе: примерно в 24% дел заявляются особые мнения.
Характер особых мнений в Суде ЕАЭС различный: совпадающие и несовпадающие мнения (достаточно распространенные в практике международных судов), и даже новый вид
- заявленные как совпадающие, но по сути критикующие резолютивную часть судебного акта. Среди совпадающих мнений встречаются и дословно повторяющие линию аргументации судебного акта, что ставит вопрос о целесообразности таких рефренов. До сих пор не было совместных (коллективных) особых мнений. Судьи предпочитают высказываться единолично.
Российский юрист-международник А.С. Исполинов полагает, что особые мнения - это уязвимое место Суда, «побочный эффект» которых проявляется в чрезмерном драматизме. Отметим, что этот негативный аспект - излишества в манере и содержании - присущ и национальным судам: «нередко для особого мнения характерна высокая степень экспрессивности, объясняемая внутренним несогласием автора, критика в адрес большинства суда». Если не находятся правовые аргументы, в ход идут стрелы. Вспоминается древнее, но не устаревающее: «Юпитер, ты сердишься... значит, ты не прав». Однако «в особом мнении судьи как документе, составленном профессионалом, не должно быть места эмоциям, тем более критике коллег».
Для международных судов это становится архиважным, ведь такие документы публичны, нацелены далеко за пределы национальной системы, их читает весь мир, по крайней мере, причастный к юриспруденции. На должности судей международных судов всегда назначают не просто высококвалифицированных специалистов, а лиц, отвечающих высоким требованиям морали и этики. Если посмотреть на формулировки, которые используются в международных судах при заявлении особых мнений, то налицо высочайший уровень уважения ко мнению коллег и осторожность в выборе оценочных категорий и понятий. Юридическая процессуальная сдержанность, очень тонкое и щепетильное отношение к тайне совещательной комнаты, уважение к коллегам и адресатам судебных актов, как нам видится, должны быть аксиомой международного судопроизводства и в евразийском регионе.
Особые мнения - по своему сущностному значению - институт исключительный, экстраординарный, «который в своей практической плоскости никогда, наверное, и не должен становиться часто встречающимся правовым явлением». Чрезмерные особые мнения расщепляют правопорядок: в условиях массовости зерно истины теряется, а авторитет органа правосудия снижается.
Отрицательное воздействие на систему правосудия, в целом правовую систему оказывают и особые мнения, выходящие за пределы предмета судебного акта, к которому они заявлены. В особом мнении могут быть представлены только контраргументы либо альтернативные аргументы к тому, что изложено в судебном акте.
Статутными документами Суда Союза судьи не ограничены в выражении особых мнений, и в практике Суда прижились мнения по любому акту - не только решений и консультативных заключений, но и постановлений. В отношении последних, как актов исключительно процессуального характера, особые мнения ipso jure должны касаться процессуальных аспектов, но не рассмотрения вопроса по существу.
К сожалению, заявленные особые мнения к постановлениям Суда свидетельствуют об обратном. Изложение в особом мнении материально-правовых вопросов и мнения по существу запроса при прекращении производства по делу на основании отзыва заявления со стороны заявителя представляется не соответствующим как процессуальным нормам, так и целям интеграционного единства. Судебная деятельность и акты Суда не должны использоваться для решения не возложенных на Суд задач. Никакие акты, в том числе особые мнения не должны иметь отступлений от предписаний статутных документов, международно-правовых стандартов, выходить за пределы запрашиваемого.
И совершенно точно, особое мнение не должно срывать покров с тайны совещательной комнаты - извечного постулата, основы функционирования независимого и беспристрастного коллегиального судебного органа. Само по себе особое мнение, конечно, не является нарушением тайны совещательной комнаты до тех пор, пока в него не включаются конфиденциальные элементы, не подлежащие оглашению. Такое обнародование - превышение допустимых норм этики и статутных документов даже в рамках научной дискуссии. Вынесение на публику всех обсуждаемых в совещательной комнате вопросов с подробным описанием, кто, что говорил и как голосовал, может привести к обратному, прямо противоположному эффекту, который заявляют как аргумент в пользу особого мнения. Ярая борьба за независимость высказывания судьей своего мнения в такой форме чревата нарушением независимости суда как органа.
К сожалению, иногда институт особого мнения становится не механизмом развития права, повышения правовой культуры адресатов судебных актов, а способом реализации амбиций, внутренней и внешней борьбы и много чего еще, весьма далекого от истинных ценностей правосудия. Поневоле согласишься с нелицеприятным, но, к сожалению, обоснованным выводом А.С. Исполинова: «надо понимать, что особое мнение - это палка о двух концах. Не менее красочно они могут говорить о личности его автора, его представлениях не только о праве, но и морали, его готовности к непростой коллегиальной работе, его готовности подчинить свои личные амбиции ради общего дела», «в отсутствие культуры особых мнений они могут легко трансформироваться в адресованную всему миру жалобу (если не хуже) судьи, чьи амбиции оказались задеты решением большинства. Причем ни масштаб, ни характер возможных упреков и обвинений в адрес большинства по факту ограничены лишь фантазией автора особого мнения».
Тревожные свидетельства того, что восприятие данного института, позитивного в своей истинной идее и задумке, искажено в евразийской практике, присутствуют по многим вышеперечисленным характеристикам: и количественным, и качественным, и процессуальным, и материально-правовым. Последнее рассмотренное Судом Союза дело (по заявлению Министерства экономики Республики Казахстан о разъяснении положений Протокола № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе) показательно с этой точки зрения.
Для достоверности анализа следует кратко обозначить обстоятельства дела и особенности процедуры разъяснения.
Министерство экономики Республики Казахстан обратилось в Суд для разъяснения положений Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (Приложения № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Заявление было принято к производству и назначено заседание. Накануне даты заседания Судом по электронной почте был получен отзыв заявления о разъяснении. В день заседания до начала рассмотрения заявления по существу поступила нота посольства Республики Казахстан с приложением копии данного документа. Таким образом, заявитель дважды и недвусмысленно, в том числе по дипломатическим каналам, до назначенного заседания сообщил о своем намерении отозвать запрос о разъяснении. Большая коллегия приняла постановление о прекращении производства по делу в связи с отзывом заявления о разъяснении со стороны государства-заявителя. К этому постановлению двое судей заявили особые мнения.
Осуществление Судом разъяснений означает предоставление консультативного заключения и не лишает государств- члены права на совместное толкование ими международных договоров (п.47 Статута Суда). Данная норма не ограничивает Суд в его деятельности, а раскрывает доктринально устоявшиеся положение о том, что официальное толкование может быть судебным и аутентичным.
Официальное толкование - это разъяснение смысла правовых норм, осуществляемое компетентными органами. Аутентичное толкование - разъяснение норм права тем субъектом, который эту норму принял. Судебное разъяснение облекается в форму консультативного заключения и носит исключительно рекомендательный характер, что традиционно для международно-правовой практики.
Судебное толкование не бывает инициативным (по инициативе самого суда) или принудительным (при наличии явно выраженного отказа от такого толкования): если нет конкретного запроса, либо запрос в установленном порядке отозван, то есть нет воли субъекта на осуществление судом толкования, это означает, что и компетенция у суда в этом случае на разъяснение отсутствует. В противном случае это значительно бы нарушило баланс системы, в которой функционирует суд.
Право Союза содержит недвусмысленное предписание: согласно пункту 1 статьи 76 Регламента Суда ЕАЭС у заявителя есть право отозвать заявление о разъяснении в любое время до принятия Судом консультативного заключения. Норма означает, что такое право можно реализовать на любой стадии - сразу после принятия к производству, в ходе подготовки, и даже когда Суд находится в совещательной комнате - вплоть до момента пока не состоялось голосование как факт принятия консультативного заключения. В упомянутом деле в рамках юрисдикции Суда Союза и по действующему для него праву условия отзыва заявления были соблюдены: за день до назначенного заседания пришла копия отзыва, на следующий день - нота посольства.
Подчеркнем, что отзыв заявления и ходатайство о прекращении - различные процессуальные институты, с различными процессуальными последствиями. Ввиду этого такая косвенная аргументация как «неэффективно потраченные средства налогоплательщиков» в данном случае не может быть использована. Экономия и состоит в том, чтобы не продолжать работу тогда, когда в этом отпала необходимость.
Сравнение с другими судами можно проводить сколь угодно, но если в праве Союза это урегулировано ясно и определенно, то Суд не может изменить норму и определить подходы к моменту прекращения производства по делу в связи с отзывом заявителем иным образом - на более ранних стадиях процесса, поскольку это нарушит права заявителя. Напомним, что упомянутый в особом мнении пример из практики Суда ЕврАзЭС (несмотря на отзыв со стороны заявителя - Беларуси - вопрос все же был рассмотрен) в свое время привел к тому, что в Регламенте Суда ЕАЭС был прямо зафиксирован запрет на такой активизм. Суд обязан прекратить производство по делу, об этом свидетельствует взаимосвязанное прочтение пунктов 2 и 3 статьи 76 Регламента. Невозможно следовать практике органа (который де-юре не является предшественником), если такое поведение будет противоречить Регламенту Суда. Определенно важно придерживаться процессуальной преемственности, но в рамках своего правового поля.
Если обращаться к примеру других судов, то они подтверждают аналогичность подходов к отзыву заявления. Так, Суд ЕС имеет устойчивую практику, отражающую схожую позицию: «это дело обратившегося суда (речь идет об обращениях судов в рамках преюдициального толкования - прим. В.С.) ... решить, уместно ли поддержать обращение, либо дополнить его, либо отозвать» (п. 96 решения по делу C-210/06 Cartesio [2008], п.31 решения по делу С-470/12 Pohotovost s.r.o. [2014]). Очевидный строго регламентированный подход к юрисдикции в отношении толкования права ЕС без надобности на это со стороны заявителя прослеживается в постановлении по делу С-525/06 Nationale loterij [2009].
Пункт 2 статьи 76 Регламента гласит о том, что Суд должен прекратить рассмотрение запроса в срок не более 5 дней со дня получения даже не самого отзыва, а уведомления об отзыве заявления о разъяснении. Следовательно, формально отзыв может быть заявлен и в устной форме в ходе судебного заседания. В таком случае вопрос должен рассматриваться в порядке статьи 48 Регламента (заявления и ходатайства сторон, в том числе и по существу дела) и тогда сразу разрешаться судом. На эту процессуальную особенность судопроизводства по делам о разъяснении в Суде ЕАЭС в соответствии с его статутными документами справедливо указывает и А.С. Исполинов.
В пункте 3 статьи 76 Регламента речь идет о письменном уведомлении об отзыве. Критике в особых мнениях к постановлению Большой коллегии Суда от 17.01.2018 года подверглась форма, в которой было направлено заявление об отзыве Республикой Казахстан. Основой для критики послужили два момента: отсутствие подписи на ноте; неэквивалентное значение термина «письменный» и «электронный».
Как известно, на вербальных нотах подпись не ставится - это вековая традиция дипломатической переписки. Подписи являются обязательным реквизитом только личных нот. Приведенные примеры Венской конвенции о международной купле-продажи товаров 1980 года, Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 года не могут быть применимы, в том числе по аналогии, так как регулируют совершенно иные вопросы и по предмету, и по кругу лиц, что очевидно.
Электронная форма документа является письменной формой документа как противопоставление устной. В Суде сложилась практика принятия электронных сообщений до момента получения документов по почте. Речь не идет об отзыве в состязательном процессе, где он может оспариваться стороной; отзыв в процессе о разъяснении носит характер уведомления Суда. Во главу ставится волеизъявление государства-заявителя, в полномочия которого входит как направление, так и отзыв заявления о разъяснении. Соответствующее положение в статутных документах прямо зафиксировано. В ситуации такой правовой ясности замена понятия «уведомление об отзыве» на «ходатайство», любые дальнейшие рассуждения о пределах права на отзыв выглядят надуманно: какими бы «благими» мотивами «развития права Союза» не руководствовались при заявлении особых мнений, абсолютная дискреция заявителя в этом вопросе очевидна и не может подвергаться сомнению.
Следует ли прекращать производство только после получения оригинала заявления об отзыве, или достаточно его копии? В пункте 49 Статута Суда говорится лишь о способе подачи заявления, но не форме отказа: заявление о разъяснении, поступающее от государства, должно быть передано по дипломатическим каналам, и нет ни слова в отношении формы отказа от заявления. В части требований к отзыву в процедуре разъяснения в статутных документах ничего не сказано об оригиналах документов, поэтому «досылать» вслед электронным копиям оригиналы нет необходимости. В данном случае нельзя применять аналогию с требованиями по исковому производству, поскольку это ограничит права заявителя.
Таким образом, процессуальные основания для непрекращения производства по делу отсутствовали. В ситуации такой очевидной и де-юре ясной, точка зрения судьи-докладчика, выраженная в особом мнении, все же оказалась диаметрально противоположной позиции большинства: Суд «устранился от реализации возложенной на него функции по обеспечению единообразного применения права Союза государствами-членами и органами Союза», «вопросы, поставленные в заявлении... до настоящего времени не разрешены», и поэтому, по его мнению, Суду надо было инициативно приступить к рассмотрению вопросов, прозвучавших в заявлении.
Однако функции реализуются в рамках полномочий, а Суд не полномочен разъяснять нормы права по собственной инициативе. Очевидно, что у заявителя отпала необходимость в их разъяснении. Если у других заявителей когда-либо возникли бы аналогичные вопросы, то это было бы совершенно иное заявление, требующее соответствующего оформления и заключения. Изложение позиции по существу дела в отсутствии официальной воли заявителя о таком разъяснении явилось бы грубым нарушением положений Статута и Регламента и превышением полномочий, что никоим образом не может положительно влиять на укрепление интеграционного потенциала и верховенства права в Союзе.
Внося долю оптимизма, признаем, что и такого рода особые мнения могут быть полезными: они выкристаллизовывают линию аргументации основного решения. Как пишет А.С. Смбатян, «порой особое мнение содержит весьма сомнительные выводы, однако, в таких случаях принятое судом решение только выигрывает».
В любом случае, как бы ни были сформулированы, особые мнения не обладают обязательной юридической силой. Более того, «несогласие часто производит парадоксальный эффект легитимизации мнения большинства, поскольку позволяет сделать вывод, что альтернативные позиции были рассмотрены, несмотря на то, что были отвергнуты в конечном счете». Аргументы, заявляемые судьями в особом мнении, подвергаются в ходе обсуждения анализу и оценке всем составом суда, но в силу тех или иных причин не находят поддержки большинства. Следуя судебному усмотрению, суд выбирает из нескольких вариантов, зачастую схожих; но выбирает именно тот, который и является мнением Суда. Иная ситуация, когда позиция, отраженная в особом мнении, не была озвучена составу суда, а «всплыла» только после обсуждения и вынесения акта суда, безусловно, не может рассматриваться как соответствующая судебной этике и устоявшейся практике.
Отметим, что позиция, отраженная в особом мнении, - это лишь позиция отдельного судьи, но де-юре никак не альтернатива мнению большинства, посему воспринимать ее как правовую позицию суда не только неправильно с точки зрения судебной этики, но и неправомерно с точки зрения принципа коллегиальности. Особое мнение - это эксплицитное приглашение к дальнейшему обсуждению вопросов права, очень часто в международных судах и конституционных судах - это доктринальное воззрение на юридическую проблему. И в большинстве случаев - это очень весомый инструмент для формирования правовой культуры и правового сознания. Однако это не судебный акт и не нормотворческая инициатива.
Правовая позиция особого мнения - это правовая позиция в широком значении: когнитивный акт, направленный на выявление сущности и применимости той или иной юридической нормы права в приложении к определенной ситуации. По мнению Ю.А. Тихомирова, «правовая позиция - это оценка актов и действий в одной коллизионной ситуации, устойчиво повторяемая в аналогичных ситуациях, действиях и актах». С этой точки зрения правовая позиция имеется и у истца, и у ответчика, у иных лиц, участвующих в процессе. Но если расценивать правовую позицию суда как официальное суждение, имеющее определенные юридические последствия, то особое мнение, безусловно, не обладает такими характеристиками.
Судебные акты международных судебных органов занимают особое место в системе международного права, они признанно способствуют выявлению и формированию международно-правовых норм. Такая роль им присуща именно в силу высокого авторитета коллегиально вырабатываемых правовых позиций.
Статья 38 Статута Международного суда ООН относит к вспомогательным средствам определения правовых норм судебные решения. Правовые позиции судебного решения у исследователей и практиков стоят на особом счету: сквозь их призму формируется устойчивая практика, они носят обязательный характер. Именно согласованная большинством позиция становится ratio decidendi судебного акта. Иные мнения могут быть в большей или меньшей степени также убедительными, но они остаются лишь сказанными по ходу дела. Поэтому документ, в котором зафиксирована правовая позиция, имеет наиглавнейшее значение для определения роли и значения такой правовой позиции. Особое мнение по постановлению не может заменить собой консультативное заключение, как и консультативное заключение не может быть оценкой того, выполняются ли государством-участником положения права Союза, это прерогатива состязательного производства (последнее, кстати, находило отражение в особом мнении по делу № СЕ-2-1/2-17-БК от 20.11.2017 года).
По мнению А.С. Смбатян, «ни одно особое мнение не должно и не может считаться обоснованным априори. Само по себе особое мнение не может ослабить авторитета принятого судом решения, тогда как убедительное особое мнение будет неким сигналом судьям будущих процессов, ибо предоставляет уникальную возможность по-иному взглянуть на урегулированные предыдущими решениями вопросы, приоткрывает новые возможности и новые грани права. В этом, по всей видимости, и состоит основное значение особых мнений».
Особое мнение - это начало долгого пути, на котором правовой позиции, зародившейся по тем или иным причинам обособленно от судебной коллегии у судьи единолично, предстоит пройти верификацию до того, как стать основой правила. С этой точки зрения выводы о том, что именно особые мнения становятся флагманом нормативных изменений в Союзе и от них зависит формирование единообразного права Союза, выглядят не «провокационно», а несколько отвлеченными от правовой действительности. Нормативные изменения должны быть взвешенными, поступательными, и как раз не зависящими от единоличного мнения. Создание нормы - либо межгосударственный компромисс в силу консенсуальной сущности международного права, либо, если речь идет о норме, принимаемой органом с наднациональными полномочиями (а именно таковым является Комиссия), сочетание интересов множества акторов интеграции.
В действительности, еще очень много вопросов в деятельности Суда Союза и процедурных правил подлежит корректировке, уточнению. Базисные основы функционирования Суда заложены в его статутных документах, но развиваются и уточняются они именно в ходе осуществления Судом своей деятельности. Невозможно преувеличить важность бережного подхода судей - лиц, которым доверили высшую функцию контроля евразийского правопорядка - к праву Союза. В попытках дать «толчок» развитию интеграции так легко переусердствовать и больно ударить по авторитету и своему, и всего судебного органа.
При том, что многие позиции в юрисдикции Суда ЕАЭС оказались усеченными по сравнению с его предшественником - Судом ЕврАзЭС - ряд важных и полезных для развития права Союза элементов компетенции у Суда остался. Консультативные заключения - это механизм сплочения права, но не его разобщения, при этом воля субъектов, которым такие разъяснения союзного права требуются (или нет) - первична. Ни «принудительное», ни инициативное толкование не способствует укреплению интеграции или единообразию права. Так же и особые мнения не должны становиться источником конфликта и фрагментации права. Следует отдать должное создателям правовой базы Союза, не побоявшимся внедрить этот институт в интеграционную правовую систему. Но мы верим, что им следует пользоваться, во-первых, во имя целостного применения и поступательного развития права, но не его фрагментации и расшатывания системы, во-вторых, размеренно, и тогда, когда это действительно необходимо, исключительно в рамках судебной функции, наконец, предусмотрительно, с особой ответственностью, чтобы не нарушить принципы судебной деятельности. При таком подходе гармоничная работа органа евразийского правосудия будет способствовать достижению общих целей интеграции, укреплению верховенства права, повышению доверия к институтам Союза.
СЕЙТИМОВА Венера Хамитовна
Судья Суда Евразийского экономического союза