Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Актуальные вопросы сравнительного правоведения

В статье исследуются некоторые теоретико-правовые вопросы сравнительного правоведения.

Для их разрешения рассмотрены два понимания правовой системы, принятые в компаративистике, также определены функции и принципы сравнительного правоведения. На основе существующей классификации правовых систем, перечня и иерархии источников права России, ее правоустанавливающих органов, автор, присоединяясь к мнению большинства компаративистов, однозначно определяет место правовой системы страны в семье романо-германского права.

Ключевые слова: сравнительное правоведение, нормативные правовые акты, Конституция Российской Федерации, правовая система, романо-германская правовая семья, правовая карта мира.

MALIKOVA Aziza Khorisovna
Ph.D. in Law, professor of Theory of law and philosophy sub-faculty of the Samara State University of Economics

CURRENT ISSUES OF COMPARATIVE LAW

The article explores some theoretical and legal issues of comparative law. To resolve them two understandings of the legal system accepted in comparativism are considered, the functions and principles of comparative law are also defined. On the basis of the existing classification of legal systems, the list and hierarchy of legal sources of Russia, its law-making bodies the author, joining the opinion of most comparativists, unambiguously defines the place of the legal system of the country in the family of Romano-Germanic law.

Keywords: comparative law, normative legal acts, Constitution of the Russian Federation, legal system, romano-germanic legal family, legal map of the world.

В условиях напряженной политической ситуации в мире важно определить закономерности паритетного, взаимовы­годного развития государств, их правовых систем. В связи с этим, роль сравнительного правоведения как науки, направ­ленной на гармонизацию отношений между неоднородными национальными правовыми системами, должна быть четко обозначена. Остановимся на некоторых теоретико-правовых вопросах, решение которых способствует установлению пони­мания и уважения между субъектами международного права.

Итак, изучением национальных правовых систем, груп­пированием их в мировые правовые системы (или правовые семьи) с целью совершенствования внутригосударственного законодательства и международного права занимается дис­циплина «Сравнительное правоведение».

Для определения места современной правовой системы России в мировом юридическом сообществе, прежде оста­новлюсь на определении «правовая система».

Существует два понимания правовой системы:

  • правовая система национальная - это совокупность ис­точников права и правотворческих органов конкретного го­сударства.

Национальная (или внутригосударственная) правовая система включает в себя также другие правовые институты - правовую науку, правовую культуру, правовую идеологию, негосударственные правовые институты (адвокатура, нотари­ат, юридические фирмы и т.п.). То есть национальная право­вая система в широком понимании интегрирует всю право­вую действительность определенного государства.

О национальной правовой системе говорят в том случае, если правовая система функционирует в масштабах стра­ны. Таким образом, национальных (внутригосударственных) правовых систем столько же, сколько и государств, т.е. на­циональных правовых систем в мире около 195, например, правовая система Российской Федерации, правовая система Франции, правовая система США и т.д.;

  • правовая система мировая (или правовая семья) - это совокупность или группа национальных правовых систем, объединяемых некоторыми признаками, например, одина­ковой иерархией источников права, сходными исторически­ми путями формирования и др. [1, с. 310-311].

В компаративистике нет и не может быть окончатель­ного разделения внутригосударственных правовых систем на правовые семьи. Каждая выделившаяся и ставшая самостоя­тельной правовая семья с неизбежностью будет иметь отно­сительный характер. Тем не менее, компаративисты выделя­ют, как правило, три самые крупные действующие мировые правовые системы (или правовые семьи). Это:

  • романо-германская правовая семья, или система кон­тинентального права, или право цивильное;
  • англосаксонская правовая система, или система обще­го права, или право прецедентное;
  • религиозная правовая система, в частности, мусуль­манская правовая система. Как правило, в странах ислам­ских, являющихся теократическими, религиозно-правовые источники имеют высшую юридическую силу.

Итак, теперь к вопросу о месте национальной правовой системы России на правовой карте мирового пространства.

Российская правовая система влилась в романо-германскую правовую семью в XIX в. в результате научно-теоретического воз­рождения римского права в университетах Франции и Герма­нии. В советский период наша страна заложила основы новой, социалистической правовой семьи, не утратив при этом органи­ческую связь с континентальным правом. В результате распада СССР и соответствующих правовых реформ 1990-х гг. российская правовая система, по мнению большинства компаративистов, вернулась в романо-германскую правовую семью.

В учебниках по сравнительному правоведению, теории государства и права правовая система социализма и постсо­циализма рассматривается компаративистами и как отдель­ная правовая семья [2, с. 446-520], [3, с. 211-237], и как самосто­ятельная система законодательства [4, с. 461]. Целесообразно (о цели будет сказано ниже) сегодня классифицировать на­званную правовую систему как одну из подгрупп романо­германской правовой семьи [5, с. 12-17].

Как любая национальная правовая система, правовая система Российской Федерации состоит из двух основных элементов: совокупности источников права и органов, созда­ющих их. Анализ названных элементов подтверждает выше­изложенное положение о месте российской правовой систе­мы на правовой карте.

Как известно, к основным официальным источникам права современной России можно отнести: Пример HTML-страницы

  • федеративные нормативные правовые акты, которые делят на законы и подзаконные акты;
  • законы и подзаконные акты субъектов страны;
  • нормативные правовые акты местных органов государ­ственной власти;
  • обычаи, санкционированные государством, и др. [6, с. 31-32].

Следует обязательно подчеркнуть, что, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международ­ные договоры России, ратифицированные ее парламентом, также входят в ее правовую систему[1].

К неофициальным (неписаным, неформальным) источ­никам права Российской Федерации относят прецедент и доктрину.

К основным правотворческим органам Российской Фе­дерации, т.е. к органам, создающим официальные источни­ки права, относят:

  • органы законодательной (представительной) власти, принимающие законы;
  • органы исполнительной власти, издающие подзакон­ные акты;
  • органы местного самоуправления (п. 3 ст. 132 Консти­туции РФ).

Как известно, прецедент, широко применяемый в рос­сийской судебной практике, официальным источником права в России не является, поэтому органы судебной вла­сти не относят к правотворческим.

Перечень и иерархия источников права, наименование правоустанавливающих органов России однозначно опре­деляют место правовой системы страны в семье романо­германского права.

В настоящее время значимость сравнительного правове­дения в мире возрастает. Связано это с функциями, которые осуществляет данная наука.

Функции сравнительного правоведения можно разде­лить на две большие группы: образовательную и практиче­скую.

Образовательная (или академическая) роль компарати­вистики состоит в следующем:

  • ориентирует в правовой карте мира, в частности пре­доставляет возможность разобраться во всем множестве пра­вовых систем;
  • способствует изучению национального права, выявля­ет национальные особенности собственной правовой систе­мы;
  • вырабатывает критический подход к праву и любым другим правовым явлениям;
  • способствует пониманию уважения к правовым куль­турам других народов, повышает уровень правовой культу­ры, разрушает правовую ксенофобию;
  • способствует изучению истории права и его философ­скому осмыслению.

Сфера практического применения результатов сравни­тельного правоведения:

  • помогает разработчикам национального законода­тельства разных стран учесть зарубежный опыт развития, тем самым совершенствовать собственную правовую систему;
  • претворяет в реальность теорию конвергенции, кото­рая сводится к сближению различных по своему типу и ха­рактеру правовых систем;
  • помогает юристу компетентно применять нормы трансграничного права, решать проблемы зарубежного пра­ва, возникающие в его работе;
  • способствует гармонизации и унификации норм меж­дународного публичного права и международного частного права.

Для объективной классификации национальных пра­вовых систем и эффективной реализации вышеперечислен­ных функций важно соблюдать принципы сравнительного правоведения.

Принципы сравнительного правоведения - это основ­ные положения, руководящие идеи, которые лежат в основе структуры различных правовых явлений, институтов сравни­тельного правоведения, их формирования и развития.

Среди принципов, на которых должна базироваться компаративистика, выделяют следующие:

  • принцип сравнимости рассматриваемых явлений, их строгого соответствия друг другу, т.е. сравниваемые институ­ты и учреждения должны быть однопорядковыми, находить­ся на едином уровне, иметь прямую связь между собой;
  • принцип всестороннего учета исторических, полити­ческих, социально-экономических, национальных и иных условий, в которых возникла и развивается сравнительно­правовая материя;
  • установление не только отличительных (причем как главных, так и второстепенных) признаков сравниваемых правовых систем, но и их общих черт;
  • сравнительное исследование объектов компаративи­стики не только в статике, но и в динамике;
  • принцип или идея многообразия, мирного сосуще­ствования, взаимного уважения национальных правовых си­стем, правовых семей, мировых цивилизаций в целом.

Принципы сравнительного правоведения утверждают идею сосуществования и многообразия культур. Не суще­ствует идеального, универсального, устраиваемого всех пра­ва. Очень сложно, как минимум в ближайшее время, уста­новить единую правовую систему на планете Земля. Цель, главный принцип сравнительного правоведения сегодня заключаются в утверждении идеи многообразия, мирного сосуществования, взаимного уважения национальных право­вых систем, правовых семей, мировых цивилизаций в целом.

МАЛИКОВА Азиза Хорисовна
доктор юридических наук, профессор кафедры теории права и философии Самарского государственного экономического университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях