В статье исследуются некоторые теоретико-правовые вопросы сравнительного правоведения.
Для их разрешения рассмотрены два понимания правовой системы, принятые в компаративистике, также определены функции и принципы сравнительного правоведения. На основе существующей классификации правовых систем, перечня и иерархии источников права России, ее правоустанавливающих органов, автор, присоединяясь к мнению большинства компаративистов, однозначно определяет место правовой системы страны в семье романо-германского права.
Ключевые слова: сравнительное правоведение, нормативные правовые акты, Конституция Российской Федерации, правовая система, романо-германская правовая семья, правовая карта мира.
MALIKOVA Aziza Khorisovna
Ph.D. in Law, professor of Theory of law and philosophy sub-faculty of the Samara State University of Economics
CURRENT ISSUES OF COMPARATIVE LAW
The article explores some theoretical and legal issues of comparative law. To resolve them two understandings of the legal system accepted in comparativism are considered, the functions and principles of comparative law are also defined. On the basis of the existing classification of legal systems, the list and hierarchy of legal sources of Russia, its law-making bodies the author, joining the opinion of most comparativists, unambiguously defines the place of the legal system of the country in the family of Romano-Germanic law.
Keywords: comparative law, normative legal acts, Constitution of the Russian Federation, legal system, romano-germanic legal family, legal map of the world.
В условиях напряженной политической ситуации в мире важно определить закономерности паритетного, взаимовыгодного развития государств, их правовых систем. В связи с этим, роль сравнительного правоведения как науки, направленной на гармонизацию отношений между неоднородными национальными правовыми системами, должна быть четко обозначена. Остановимся на некоторых теоретико-правовых вопросах, решение которых способствует установлению понимания и уважения между субъектами международного права.
Итак, изучением национальных правовых систем, группированием их в мировые правовые системы (или правовые семьи) с целью совершенствования внутригосударственного законодательства и международного права занимается дисциплина «Сравнительное правоведение».
Для определения места современной правовой системы России в мировом юридическом сообществе, прежде остановлюсь на определении «правовая система».
Существует два понимания правовой системы:
- правовая система национальная - это совокупность источников права и правотворческих органов конкретного государства.
Национальная (или внутригосударственная) правовая система включает в себя также другие правовые институты - правовую науку, правовую культуру, правовую идеологию, негосударственные правовые институты (адвокатура, нотариат, юридические фирмы и т.п.). То есть национальная правовая система в широком понимании интегрирует всю правовую действительность определенного государства.
О национальной правовой системе говорят в том случае, если правовая система функционирует в масштабах страны. Таким образом, национальных (внутригосударственных) правовых систем столько же, сколько и государств, т.е. национальных правовых систем в мире около 195, например, правовая система Российской Федерации, правовая система Франции, правовая система США и т.д.;
- правовая система мировая (или правовая семья) - это совокупность или группа национальных правовых систем, объединяемых некоторыми признаками, например, одинаковой иерархией источников права, сходными историческими путями формирования и др. [1, с. 310-311].
В компаративистике нет и не может быть окончательного разделения внутригосударственных правовых систем на правовые семьи. Каждая выделившаяся и ставшая самостоятельной правовая семья с неизбежностью будет иметь относительный характер. Тем не менее, компаративисты выделяют, как правило, три самые крупные действующие мировые правовые системы (или правовые семьи). Это:
- романо-германская правовая семья, или система континентального права, или право цивильное;
- англосаксонская правовая система, или система общего права, или право прецедентное;
- религиозная правовая система, в частности, мусульманская правовая система. Как правило, в странах исламских, являющихся теократическими, религиозно-правовые источники имеют высшую юридическую силу.
Итак, теперь к вопросу о месте национальной правовой системы России на правовой карте мирового пространства.
Российская правовая система влилась в романо-германскую правовую семью в XIX в. в результате научно-теоретического возрождения римского права в университетах Франции и Германии. В советский период наша страна заложила основы новой, социалистической правовой семьи, не утратив при этом органическую связь с континентальным правом. В результате распада СССР и соответствующих правовых реформ 1990-х гг. российская правовая система, по мнению большинства компаративистов, вернулась в романо-германскую правовую семью.
В учебниках по сравнительному правоведению, теории государства и права правовая система социализма и постсоциализма рассматривается компаративистами и как отдельная правовая семья [2, с. 446-520], [3, с. 211-237], и как самостоятельная система законодательства [4, с. 461]. Целесообразно (о цели будет сказано ниже) сегодня классифицировать названную правовую систему как одну из подгрупп романогерманской правовой семьи [5, с. 12-17].
Как любая национальная правовая система, правовая система Российской Федерации состоит из двух основных элементов: совокупности источников права и органов, создающих их. Анализ названных элементов подтверждает вышеизложенное положение о месте российской правовой системы на правовой карте.
Как известно, к основным официальным источникам права современной России можно отнести:
- федеративные нормативные правовые акты, которые делят на законы и подзаконные акты;
- законы и подзаконные акты субъектов страны;
- нормативные правовые акты местных органов государственной власти;
- обычаи, санкционированные государством, и др. [6, с. 31-32].
Следует обязательно подчеркнуть, что, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, ратифицированные ее парламентом, также входят в ее правовую систему[1].
К неофициальным (неписаным, неформальным) источникам права Российской Федерации относят прецедент и доктрину.
К основным правотворческим органам Российской Федерации, т.е. к органам, создающим официальные источники права, относят:
- органы законодательной (представительной) власти, принимающие законы;
- органы исполнительной власти, издающие подзаконные акты;
- органы местного самоуправления (п. 3 ст. 132 Конституции РФ).
Как известно, прецедент, широко применяемый в российской судебной практике, официальным источником права в России не является, поэтому органы судебной власти не относят к правотворческим.
Перечень и иерархия источников права, наименование правоустанавливающих органов России однозначно определяют место правовой системы страны в семье романогерманского права.
В настоящее время значимость сравнительного правоведения в мире возрастает. Связано это с функциями, которые осуществляет данная наука.
Функции сравнительного правоведения можно разделить на две большие группы: образовательную и практическую.
Образовательная (или академическая) роль компаративистики состоит в следующем:
- ориентирует в правовой карте мира, в частности предоставляет возможность разобраться во всем множестве правовых систем;
- способствует изучению национального права, выявляет национальные особенности собственной правовой системы;
- вырабатывает критический подход к праву и любым другим правовым явлениям;
- способствует пониманию уважения к правовым культурам других народов, повышает уровень правовой культуры, разрушает правовую ксенофобию;
- способствует изучению истории права и его философскому осмыслению.
Сфера практического применения результатов сравнительного правоведения:
- помогает разработчикам национального законодательства разных стран учесть зарубежный опыт развития, тем самым совершенствовать собственную правовую систему;
- претворяет в реальность теорию конвергенции, которая сводится к сближению различных по своему типу и характеру правовых систем;
- помогает юристу компетентно применять нормы трансграничного права, решать проблемы зарубежного права, возникающие в его работе;
- способствует гармонизации и унификации норм международного публичного права и международного частного права.
Для объективной классификации национальных правовых систем и эффективной реализации вышеперечисленных функций важно соблюдать принципы сравнительного правоведения.
Принципы сравнительного правоведения - это основные положения, руководящие идеи, которые лежат в основе структуры различных правовых явлений, институтов сравнительного правоведения, их формирования и развития.
Среди принципов, на которых должна базироваться компаративистика, выделяют следующие:
- принцип сравнимости рассматриваемых явлений, их строгого соответствия друг другу, т.е. сравниваемые институты и учреждения должны быть однопорядковыми, находиться на едином уровне, иметь прямую связь между собой;
- принцип всестороннего учета исторических, политических, социально-экономических, национальных и иных условий, в которых возникла и развивается сравнительноправовая материя;
- установление не только отличительных (причем как главных, так и второстепенных) признаков сравниваемых правовых систем, но и их общих черт;
- сравнительное исследование объектов компаративистики не только в статике, но и в динамике;
- принцип или идея многообразия, мирного сосуществования, взаимного уважения национальных правовых систем, правовых семей, мировых цивилизаций в целом.
Принципы сравнительного правоведения утверждают идею сосуществования и многообразия культур. Не существует идеального, универсального, устраиваемого всех права. Очень сложно, как минимум в ближайшее время, установить единую правовую систему на планете Земля. Цель, главный принцип сравнительного правоведения сегодня заключаются в утверждении идеи многообразия, мирного сосуществования, взаимного уважения национальных правовых систем, правовых семей, мировых цивилизаций в целом.
МАЛИКОВА Азиза Хорисовна
доктор юридических наук, профессор кафедры теории права и философии Самарского государственного экономического университета