В настоящее время Республика Казахстан, наглядно проявляет устойчивость, перед явлением Мирового кризиса, несмотря на значительную девальвацию казахской национальной валюты, по отношению к американскому доллару, сегодня четко видны явные признаки выхода Казахского государства из предкризисного состояния, в том числе в основной отрасли Реального сектора национальной экономики.
Всё это даёт прямое основание полагать, что видны дальнейшие положительные результаты роста экономики, в том числе Транспортной инфраструктуры, всё это предполагает развитие сферы правового регулирования предмета настоящего исследования. Мы считаем, что задачу ускорения роста экономики Республики Казахстан, можно выполнить, исключительно путем эффективного использования дорожно-транспортной инфраструктуры и обеспечить ее динамическое развитие. Это крайне важно, когда наша страна является членов ВТО, Евразийского экономического союза и Содружества независимых государств. В последнее время увеличиваются транспортные грузоперевозочные операций включающие несколько видов транспорта.
На Мировом и национальном рынках услуг по транспорту, получили своё достойное развитие новейшие технологий доставки грузов:
- Бимодальные;
- Контейнерные;
- Мультимодальные;
- Интермодальные.
Мы полагаем, что сегодня более приоритетным для развития национальной транспортной системы Казахстана, в правовом и экономическом контекстах, является обеспечение роста нескольких видов транспорта — комбинированных и мультимодальных перевозок, всё это позволит увеличить объемы грузоперевозок по казахской территории, с участием транспортных организаций, также это позволит повысить конкурентоспособность Республики Казахстан на международном рынке услуг по транспорту. При этом значительный рост перевозок по мультимодальному принципу будет способствовать развитию сети транспортных артерий и коридоров и её интеграции в международную транспортную систему.
Систему перевозок в Республике Казахстан, кроме других основных нормативно-правовых актов, регулирует Гражданский кодекс РК: «Глава 34. Перевозка.«Статья 688. Общие положения 1. Статья 689. Договор перевозки груза. Статья 691. Договор фрахтования (чартера) Статья 692. Договоры об организации перевозок. Статья 693. Договоры между транспортными организациями. Статья 694. Смешанные перевозки Статья 697. Провозная плата. Статья 698. Срок доставки груза, пассажира и (или) багажа. Статья 699. Право по распоряжению грузом 1. Статья 702. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств. Статья 703. Ответственность перевозчика при прямом смешанном Статья 705. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа. Статья 706. Претензии и иски по перевозкам грузов.
В нашем случае, для нас представляет правовой интерес(однако мы никак не умаляем другие фундаментальные статьи), Статья 694 которая регулирует взаимоотношения, порядок и организацию перевозки между участниками смешанной перевозки заключаемыми в соответствии с нормативными актами РК о транспорте,(осуществляемой по единой товарно-транспортной накладной (единому коносаменту). Между тем, в зарубежной практике перевозки смешанной перевозкой признаются операций по перевозкам несколькими видами транспорта путем составление транспортного документа по единой форме под персональную ответственность одного лица. В практикующиеся правоведы отмечают что, Мультимодальные перевозки основываются на деятельности оператора. В работе авторов считают что данный термин довольно таки, весьма запутанный.
Необходимо отметить, что применяемые в международной грузоперевозки термины такие как:
- Мультимодальная. Интермодальная. Смешанная (В Соединенных штатах Америки).
- Мультимодальная (В Британском содружестве).
- Комбинированная (Европейский союз, Федеративная Республика Германия, Франция)[3]. Практически между собой идентичны и дают общее понимание одного и того же вопроса.
На общей Конференции по торгово-экономическом развитию Организации объединенных нации по перевозкам на основе мультимодальной перевозке в далеком 1996 году были выработаны понятия для каждого из видов таких перевозок.
Основная квалификация:
- Segmented Transport/Перевозки на Сегментарной основе;
- Multimodal Transport/Перевозки на мультимодальной основе;
- Intermodal Transport/Перевозки по интермодальному принципу;
- Combined Transport/Перевозки по комбинированному принципу.
Понятие «Интермодальные» грузовые перевозки это ядро из всех отмеченных видов перевозочных операций.
Иначе они определяются как перевозка багажа/груза отдельными видами транспорта, где предполагаемый «перевозчик» даёт обязательство, по организации всего процесса перевозки груза, (от места к месту) из единого пункта отправления в конечный пункт заданного назначения.
Перевозки на мультимодальной основе - это когда перевозчик, изначальный организатор всего процесса доставки, добровольно принимает ответственность за данную операцию.
Перевозчик выдают отправителю фактический документ на мультимодальную основу перевозки, который полностью покрывает весь путь грузоследования.
Перевозки на Сегментарной основе — при таком подходе «перевозчик» организатор, ответственен только за перевозочную операцию, который осуществляет непосредственно сам.
Перевозки по комбинированному принципу — это операции по осуществлению перевозок в рамках одного перевозочного места при осуществлении нескольких видов транспортной перевозки: железнодорожной, водной, автомобильной.
Перевозки по интермодальному принципу — это система доставки грузов в международном сообщении(в рамках международных транспортных артерий) по утвержденному документу перевозки и передачей грузобагажа с одного вида транспорта, по номинальной грузоопределяющей единице, которая допускается при условии таможенного пломбирования на основе международных стандартов. Имея ввиду, что закрепившиеся термины официальны. Необходимо отметить, что отдельные специалисты дают свое определение и вопрос об обоснованности рекомендуемых терминов, остаётся открытым.
В научно-правовой литературе, приводятся самые различные теорий, предполагающие и дающие объяснения «смешанной перевозке». В труде сторонних авторов представлено разъяснение по смешанной перевозке, по мнению авторов «Мультимодальная/Интермодальная» указывают значительно суженную форму проявления различных операций по перевозкам. Также они считают, что остальные формы являются подвидами смешанной типа перевозочных операций.
Другой автор широко рассуждает и говорит, что Советская правовая база о перевозках, была совсем иной и значительно отличалась от доктрины международного транспортного права развитых стран в индустриальном отношений, он также утверждал что понятие о смешанном виде перевозки ,было наполнено большего всего техническим содержанием, нежели правовым.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что отсутствие однообразия в формулировках создают сложности, по всей видимости это можно объяснить отсутствием четкого императивного закрепления настоящего понятия, в законах субъектов международного права и общего провозглашения на мировое сообщество в целом.
АЛИПУЛЫ Ерик
докторант Жетысуского государственного университета им. Ильяса Жансутурова