Самозанятость как одна из форм привлечения людей к труду рассматривается в качестве явления, которое способно обеспечить социальную интеграцию интересов общества и людей во всем мире.
Такая интеграция может быть достигнута, прежде всего, через реализацию прав человека на труд, повышения его социального статуса и изменения отношения к труду. Такую занятость нельзя эффективно использовать применительно к каждому гражданину, потерявшему работу. Здесь могут преуспеть люди, обладающие определенным складом мышления и способностями, имеющие желание и интерес заниматься самостоятельной работой. Самозанятость требует от человека проявления особых, характерных черт, иной активности по сравнению с наемной работой. Переход к самозанятости связан с ломкой сформировавшихся ценностей и стереотипов. Для определения возможностей успешного развития самозанятости необходимо уточнить ряд моментов: способна ли та или иная часть населения заниматься самозанятостью, в какой степени выбор вида занятости зависит от ценностного восприятия, какое влияние на поведение людей оказывает отношение государства и населения к самозанятости. Изучение концепции ценности не занятого населения имеет важное значение для управления этим процессом [13, с. 294]. Самозанятым лицам, как субъектам хозяйственной деятельности посвящено большое количество научных трудов. Еще с начала 2000-х годов самозанятые широко изучались экономистами. А юристы редко прибегали к исследованию этого явления. Однако, позднее принятие некоторых нормативных правовых актов в этой сфере привело к тому, что ученые-правоведы стали уделять данной теме более серьезное внимание [8, с. 131]. Самозанятость сегодня имеет важное значение и отражает экономические процессы, которые не полностью контролируются государственными институтами. Органы государственной власти видят в самозанятости, с одной стороны, предпринимательскую инициативу, а с другой-источник дополнительных доходов бюджета и экономического развития. Самозанятость в большей степени характерна для работников, вовлеченных в процессы обмена, распределения и использования товаров и услуг. Самозанятый гражданин объединяет в себе и предпринимателя, и работника, а также устраняет противоречие между капиталом и наемным трудом [22, с. 57].
М.С. Токсанбаев указывает на то, что реальной альтернативой наемному труду становится самозанятость. Наемный труд постепенно утрачивает свое значение, и на фоне проблем отчуждения труда позиции самозанятости становятся все более сильными [23, с. 32-45]. Развитие самозанятости и дальнейшее укрепление ее позиций - это показатель стремления общества к полной занятости. Стремление общества к полной занятости связано не только с тем, что труд создает материальные блага и услуги. Это также связано с тем, что право, которое получают люди, дает им возможность осознать свою социальную роль в обществе. Практически во всех важнейших международно-правовых актах, посвященных правам и свободам человека и гражданина, закреплены положения о взаимном обусловливании свободного труда, свободного выбора вида деятельности, профессии, рода занятий и места работы и защиты от безработицы [5, с. 18].
По своим общим характеристикам «самозанятый человек» означает лицо, которое занимается самозанятостью и свободно организует свою деятельность, которая является его / ее основным источником дохода. Такое широкое понятие самозанятости в странах постсоветского пространства охватывает достаточно большую часть населения, которая имеет личное подсобное хозяйство, занимается собственным трудом в свободное время, репетиторством и другими видами искусства во время отпусков. В условиях рыночной экономики самозанятость выступает как один из объективно необходимых элементов [25, с. 197]. Так, существует ряд причин, которые обусловливают существование самозанятости в обществе [14]:
- недостаточное количество средств существования;
- несвоевременная выплата заработной платы, задержка социальных выплат;
- потеря или отсутствие основного источника средств существования, то есть статус безработного;
- поиск другого, более высокого источника дохода;
- экономическая свобода;
- поиск работы, которая может дать возможность для самореализации.
Для рынка труда проблема правового регулирования альтернативных форм занятости имеет достаточно серьезное значение. Нестандартные формы занятости существовали и ранее. Однако сегодня, по причине развития интернет-технологий и средств мобильной связи, они получили более широкое распространение. В настоящее время наблюдается значительный рост объема нестандартной занятости. Это также обусловлено такими факторами, как обострение конкуренции, рост безработицы, развитие новых технологий и др. Альтернативные формы занятости начали получать широкое распространение со второй половины 70-х годов прошлого века. Именно в тот период на смену индустриального этапа экономического развития в развитых странах пришел постиндустриальный. Этот переход сопровождался внедрением в производство новых вычислительных технологий, заменой тяжелого физического труда робототехникой. В итоге, количество занятых сотрудников сократилось. Данные изменения привели к изменению традиционных форм занятости и появлению нестандартных ее форм, так как новые подходы к использованию рабочей силы требуют высокой гибкости в использовании рабочей силы [18, с. 197].
Н. В. Тонких и А. В. Бабинцева показывают, что самозанятость можно назвать одним из новых инструментов поддержки экономической и социальной стабильности в сфере занятости. Самозанятость можно отнести к нетрадиционным, нестандартным видам занятости. В её основе лежит инициатива гражданина проявлять инициативу в решении задач, необходимых для обеспечения себя основным и дополнительным доходом. Следует признать, что сегмент самозанятости в настоящее время является одним из наименее изученных аспектов социально-трудовых отношений. Часто этот вид занятости попадает в неформальную экономическую зону народного хозяйства [24, с. 173]. Люди, работающие в этой зоне, относятся к наиболее уязвимым слоям населения страны.
Рыночная система создает объективные основы для совершенствования присущих ей форм собственности, свободного предпринимательства и свободного выбора, мотивации личного интереса, различных организационно-правовых форм вовлечения трудоспособного населения в процесс активной трудовой деятельности в условиях конкуренции. В условиях рыночной экономики самозанятость становится необходимым и объективно существующим элементом. Его развитие зависит от влияния ряда экономических и социальных факторов. С другой стороны, всегда существовала самозанятость (личные подсобные хозяйства, работа во время отпусков и после окончания рабочего дня, репетиторство и др.). Рыночная экономика выводит самозанятость на новый уровень использования рабочей силы. Экономическая идеология рынка предполагает, прежде всего, переход каждого трудоспособного человека на самообеспечение. В системе национальной экономики всегда присутствует самостоятельная занятость населения. Она определяется, как правило, в виде одной из форм предпринимательства. Так, в современной экономической литературе предпринимательство характеризуется прежде всего как самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая гражданами с использованием собственных идей, труда и средств производства. Благодаря развитию самозанятости создаются дополнительные рабочие места, а также появляются возможности для личной инициативы и дохода. Такая форма занятости не требует государственных капитальных вложений, имеет мобильную организационную структуру, основана на социальной мотивации труда, ориентирована на потребности потребителей и оперативно их обеспечивает [15, с. 76-78; 7, с. 7]. Статья 1.1.15 Закона Азербайджанской Республики «О занятости населения» дает юридическое определение самозанятости как «обеспечении лица работой самостоятельным образом или при поддержке государства». Анализ понятий, представленных в юридической литературе, показывает, что данное понятие требует некоторого усовершенствования в соответствии с доктринальными подходами.
По определению И.В. Костюка, самозанятость - это «самостоятельная экономическая деятельность, приносящая доход, направленная на удовлетворение жизненно важных потребностей граждан» [16, с. 204]. По определению, приведенному в международной классификации статуса занятых лиц, самозанятость означает работу, выполняемую лицом на своем предприятии, и при этом оплата труда напрямую зависит от дохода, полученного от производства продукции и оказания услуг. По мнению Я.А. Бабайцевой, самозанятость представляет собой деятельность физического лица по самостоятельной реализации принадлежащих ему гражданских прав (без статуса индивидуального предпринимателя, без образования юридического лица или привлечения наемных работников), направленная на получение дохода от использования имущества, выполнения работ и оказания услуг в случаях, установленных законом [9, с. 206-209]. В целом, в юридической литературе сформированы широкие и узкие подходы к концепции самозанятости. По мнению сторонников широкого подхода, суть этой концепции состоит в том, что это - независимая деятельность (то есть работа, выполняемая «лично»). Поэтому, в рамках этого подхода все работники, которые не работают в качестве нанятых по найму работниками, особенно владельцы малых микропредприятий, предприниматели, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью без создания юридического лица, и домашние работники относятся к категории самозанятых. Иногда к этой категории относят нотариусов, адвокатов, то есть лиц, имеющих частную практику, и это обосновывается тем, что эти субъекты самостоятельно обеспечивают себя работой [7, с. 6-15; 12, с. 22-31]. По мнению сторонников узкого подхода, следует различать индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей [17, с. 21-26]. На наш взгляд, второй подход представляется более логичным, чем первый. На самом деле, более правильным подходом было бы охарактеризовать деятельность самозанятых лиц как промежуточное проявление между трудовой деятельностью и предпринимательской деятельностью, а самозанятых лиц - как промежуточное между наемными работниками и предпринимателями.
Исследователи из Глобального института МакКинси отмечают, что наличие разных концепций самозанятости затрудняет проведение межгосударственных сравнений в этой области. В рамках исследований, проведенных ими в 2016 году в Европе и США, были отмечены три основные характеристики независимых работников. Во-первых, высокая степень свободы. Независимые работники имеют возможность продемонстрировать достаточную гибкость в определении своей рабочей нагрузки. Они могут свободно выбирать клиентов, определять график работы по своему усмотрению. Во-вторых, оплата пропорциональна выполняемой работе. Независимые работники получают вознаграждение за выполненную работу или оказанные конкретные услуги. В отличие от наемных работников, самозанятые работники не получают оплату за время, не потраченное на работу. В-третьих, краткосрочность отношений между работником и клиентом. Независимые работники выполняют краткосрочные задачи. Если они продлевают контракт на месяц или год, то в этом случае внештатный работник ничем не отличается от нанятого по найму. Поэтому авторы исследования рассматривают работу, выполненную в течение не более 12 месяцев, как самостоятельную работу.
В процессе самостоятельной трудовой деятельности, человек получает вознаграждение за материальный результат своего труда. Материальный элемент действует как одна из необходимых свойств этой деятельности. Таким образом: первое, неправильно относить к самозанятости производственную деятельность различных форм натурального характера домашнего труда (выполняемая самими потребителями в домашнем хозяйстве и не направляемая на рынок: работа в личных подсобных хозяйствах, ремонт собственного жилья человеком, приготовление продуктов питания для личного потребления и т.д.). Самообслуживание производит все продукты для удовлетворения потребностей других людей, а не их личных потребностей. В соответствии с рекомендациями 19-й Международной конференции статистиков труда, «при учете самозанятых большое значение имеет ожидаемое основное назначение производимой ими продукции: предназначение ее для рыночных (сбытовых) целей или для личного пользования. Другими словами, это должна быть какая-то торговая операция или сделка. Для этого необходимо определить, был ли продукт изначально предназначен для использования семьей или другими лицами (то есть, ориентирован на рынок). В этом отношении самозанятость относится к рыночным формам деятельности. Второе: доходы, полученные самозанятым лицом, используются не для оплаты труда наемных работников, а для удовлетворения личных и семейных потребностей. Здесь исключен наемный труд, так как всю работу самозанятый гражданин выполняет лично. Самозанятость - это индивидуальная трудовая деятельность [21, с. 20]. Одной из особенностей самозанятости является то, что здесь работодатель и работник объединяются в лице одного человека.
В юридической литературе указывается, что, как правило, самозанятыми считаются лица, имеющие собственное дело. Вследствие этого, такие лица по характеру своей деятельности и правовому положению относятся к категории предпринимателей. Отличие состоит в том, что самозанятые работают «сами по себе», то есть - в штате таких субъектов нет наемных работников. В настоящее время ряд индивидуальных предпринимателей мало чем отличаются от крупных коммерческих организаций, так как имеют большой штат наемных работников, недвижимость и обширные производственные ресурсы [23, с. 32-45; 25, с. 197].
М.В. Удальцов характеризует малое предпринимательство как наиболее распространенную форму самозанятости. Автор показывает, что такая форма занятости имеет достаточно положительные стороны. Таким образом, форма занятости в малом бизнесе приводит к уменьшению количества граждан, ищущих работу на рынке труда, а также к определенной стабилизации финансового положения гражданина, обеспечивающего свое трудоустройство по данной форме. После этого расширение бизнеса в результате успешного развития работы этого гражданина уже создает спрос на новую рабочую силу. Таким образом, общее количество безработных граждан на рынке труда снова сокращается [10, с. 13].
Многие авторы, занимающиеся теоретическим фундаментальным исследованием самостоятельной занятости населения, характеризуют ее как вид предпринимательства. А в зарубежной практике применяется альтернативный подход. Согласно этому подходу, понятие «самозанятый» гораздо шире, чем понятие «предприниматель». Предприниматели входят в число самозанятых, а все граждане, не являющиеся наемными работниками, считаются самозанятыми. Такой подход к определению правового статуса самозанятых лиц приводит к ряду расхождений в отношении социально-экономического содержания и сущности данной категории. В этом случае, в одну группу объединяются использующий наемный труд предприниматель и предприниматель, осуществляющий свою хозяйственную деятельность в самостоятельном и индивидуальном порядке [26, с. 36-50]. Естественно, это нельзя считать правильным.
В своем мнении Н.В. Тонких и А.В. Бабинцева склоняются к тому, что необходимо усовершенствовать и уточнить понятийный аппарат самостоятельной занятости. Они считают, что когда речь идет о самостоятельной занятости (самозанятости), необходимо понимать граждан, участвующих в общественно-полезном трудовом процессе на основе личной инициативы, самостоятельности и ответственности, получающих трудовой доход от своей личной трудовой деятельности, официально зарегистрированной в статусе «самозанятости» [24, с. 174-175].
По мнению А.Н. Покиды, самозанятость как форма экономической деятельности отражает предпринимательскую деятельность, но, при этом, имеет свои особенности. Самозанятость реализуется физическими лицами самостоятельно, на свой страх и риск, путем принятия решений по собственной инициативе, при условии использования собственных ресурсов, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и использования труда наемных работников [20, с. 176-183].
По определению Я.Н. Нестеренко, самозанятый - это физическое лицо, самостоятельно осуществляющее трудовую деятельность, выполняющее работы и оказывающее услуги, а также ставящее перед собой следующую цель: получение постоянного дохода. У него нет наемных работников, он использует свое имущество для достижения бизнес-целей, его отношения с заказчиками строятся на основе устного соглашения; при этом, размер вознаграждения зависит от размера полученного дохода [19, с. 78-89].
По мнению Н.Г. Апресовой, по сути, самозанятые занимают промежуточное положение между индивидуальными предпринимателями и наемными работниками. Это представляет собой сочетание индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (но с учетом присущей специфики). Важное различие между ними связано не только с их правовым статусом, но и с порядком реализации социального обеспечения [8, с. 132].
Выступая с аналогичной позиции, И.В. Костюк считает, что самозанятость представляет собой промежуточную категорию, включающую категорию лиц, получающих доход вне рамок трудовых отношений, но - по своей сути, не являющуюся предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение дохода [16, с. 202-206].
Самозанятость в отличие от наемной работы - это форма занятости, при которой человек получает оплату за свой труд непосредственно от заказчиков. В этом случае, люди выбирают способ получения дохода путем независимого волеизъявления и деятельности на основании гражданскоправового договора, а не на основании трудового договора. Несмотря на то, что они занимаются деятельностью, аналогичной той, которая направлена на систематическое получение дохода, они не считаются предпринимателями. В отличие от предпринимательской деятельности, нехватка сотрудников является определяющим фактором самозанятости.
Однако, самозанятые могут заниматься коллективным трудом в рамках родственных отношений. Самозанятые самостоятельно несут бремя социальных расходов, уплаты налогов и обеспечения безопасности труда. На основании этого анализа можно сделать вывод, что самозанятость как промежуточная категория включает в себя категорию лиц, получающих доход вне рамок трудовых отношений, но по своей сути, не является предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение дохода, а также использующих для этого наемный труд. Доходы от такой деятельности используются для удовлетворения самых основных и жизненно важных потребностей потребителей. Попытки увеличить доход обычно связаны с повышенным спросом. Вопросы, связанные с экономическими целями самозанятых граждан, методами их регистрации, регистрации и контроля в этой сфере, остаются спорными [16, с. 203-204].
Р. Педерсини и Д. Коллетто выделяют пять основных категорий самозанятых:
- предприниматели, которые реализуют свой бизнес через помощь, оказываемую своими сотрудниками;
- традиционные «свободные профессионалы», лица, которые должны соответствовать особым требованиям для работы по своей профессии, соблюдать правила и обязательные кодексы и часто сдающие экзамены для внесения в публичные реестры. Они могут нанимать работников, но, за некоторыми исключениями, как правило, реализуют свою деятельность самостоятельно или совместно с другими специалистами и, если таковые имеются, с помощью небольшого количества сотрудников;
- ремесленники, торговцы и фермеры, представляющие традиционные формы самозанятости. Эти наемные работники часто работают вместе с членами своей семьи, а иногда и с немногочисленными работниками;
- работники, не работающие по найму в квалифицированных, но нерегулируемых профессиях, и иногда называемые «новыми профессионалами»;
- самозанятые работники неквалифицированных профессий, которые реализуют свой бизнес без помощи сотрудников, но иногда им могут помочь члены их семей [27].
Таким образом, как видно из всего вышеперечисленного, самозанятые граждане по своему фактическому статусу:
- самостоятельно выполняют функции собственника капитала, работодателя и администратора;
- как правило, стремятся заработать достаточно, чтобы удовлетворить свои самые основные потребности и нужды;
- работают без регистрации как субъект предпринимательской деятельности;
- не используют в своей деятельности наемный труд.
Первая модель программ стимулирования самозанятости появилась во Франции. В 1979 году Франция осуществила экспериментальную программу самозанятости для безработных. В основе программы лежало формирование стартового капитала для индивидуального предпринимательства с помощью средств пособия по безработице. С учетом результатов эксперимента с 1980 года во Франции начала приниматься государственная программа «безработные предприниматели». Французская модель предусматривала единовременную выплату пособия по безработице, но размер этого пособия позволял безработному формировать свой первоначальный капитал и создавать новое частное предприятие без наемных работников.
Второй страной, реализовавшей национальную программу развития самозанятости, стала Великобритания. Участниками этой программы могут быть как получатели пособий по безработице, так и пользующиеся дополнительными социальными льготами. Британская модель основывалась на периодических выплатах по безработице. А это позволяло безработному постепенно получить необходимую квалификацию и создать свой бизнес. Как видим, в отличие от французской модели, в британской - пособие по безработице выплачивается не единовременно, а периодически, при этом от претендентов не требуется обширного бизнесплана. Лица в возрасте от 18 лет и пенсионеры, которые были безработными не менее 8 недель или были уведомлены о сокращении, могут подать заявку на участие в программе самозанятости. Претенденты должны иметь депозит в размере не менее 1000 фунтов стерлингов, чтобы иметь возможность инвестировать в частное предприятие. Если деятельность создаваемого индивидуального предприятия соответствует региональным или местным приоритетам социально-экономического развития, то в этом случае могут быть предусмотрены дополнительные инвестиции в это предприятие из госбюджета [18, с. 199]. Позже аналогичные программы развития самозанятости стали внедряться и в других странах Европы. Сегодня эти страны постоянно совершенствуют и адаптируют свои национальные программы по развитию и поддержке самозанятости применительно к новым социально-экономическим условиям. Кроме того, можно отметить интересный опыт, накопленный законодательством США в этой сфере: там власти относят ветеранов Вооруженных сил и инвалидов к числу самозанятых [11]. Это в значительной степени расширяет понятие самозанятости. Для участия в программе самозанятости в Испании предпочтение отдается безработным и инвалидам, работникам старше 45 лет и эмигрантам, вернувшимся на родину. В Норвегии в рамках программы развития самозанятости предпочтение отдается тем безработным, которые не могут покинуть место жительства в поисках работы.
Несмотря на то, что программы самозанятости, реализуемые в разных странах, отличаются друг от друга, они также имеют общие черты:
- направленность на обеспечение занятости определенных (как правило, уязвимых) групп безработных;
- меры финансовой поддержки;
- оказание помощи соответствующим группам безработных в приобретении ими квалификации и трудовых навыков, востребованных на рынке труда.
В XXI веке сокращение участия государства в экономике, бурное развитие науки и техники, изменение уровня жизни создали необходимость разработки альтернативных механизмов борьбы с безработицей. В настоящее время, одним из эффективных механизмов в борьбе с проблемой безработицы считается поддержка самозанятости. Хотя в политике самозанятости каждой страны существуют разные аспекты, общая цель сводится к развитию возможностей, в том числе навыков, направленных на создание рабочего места для самого индивида. Первые инициативы по развитию самозанятости произошли в Азербайджане около 20 лет назад. А после 2016 года в этом направлении было обеспечено прямое государственное участие. Новые вызовы, сформировавшиеся после 2015 года в экономике Азербайджана как одной из богатейших углеводородными ресурсами стран, а также необходимость в совершенствовании фискальной политики привели к пересмотру политики занятости. В результате, согласно Указу Президента Азербайджанской Республики «О дополнительных мерах по обеспечению самозанятости населения» от 7 апреля 2016 года [3] впервые на государственном уровне начато применение программы самозанятости. Так, с целью развития самозанятости за счет государственного финансирования (Резервного Фонда Президента, предусмотренного в госбюджете на 2016 год) на основании настоящего Указа была выделена сумма в размере 6 миллионов манатов. Охватывающая всю территорию страны данная Программа нацелена на малообеспеченные семьи. Таким образом, реализация программы самозанятости на государственном уровне впервые в мире состоялась в Азербайджане [1].
Как известно, сегодня государственная политика нашей республики сконцентрирована на гражданском факторе, на вопросах социальной защиты и обеспечения особо уязвимых групп населения. В этом контексте, программа самозанятости имеет особое значение. Таким образом, программа самозанятости служит, прежде всего, благосостоянию уязвимых групп населения, улучшению уровня жизни. В нашей стране из года в год усиливаются активные программы занятости. В 2019 году по линии Министерства труда и социальной защиты населения были трудоустроены 103 028 человек, в первые два месяца 2020 года - около 15 тысяч человек. Подсистема «занятость» обеспечивает построение служб занятости на инновационной основе. Количество заявок на участие в программе самозанятости в настоящее время превышает 40 тысяч. Планируется начать сотрудничество со Всемирным Банком в расширении программы самозанятости, в 2020-2025 гг. в рамках проекта Всемирного Банка «Поддержка занятости в Азербайджане» дополнительно будет привлечено 22 тыс. безработных [4].
В «Стратегии занятости населения Азербайджанской Республики на 2019-2030 гг.», утвержденной согласно Указу Президента Азербайджанской Республики от 30 октября 2018 года, в качестве одного из основных приоритетов в области целенаправленных активных мер занятости обозначены меры, обеспечивающие «переход от пассивной социальной защиты (адресная государственная социальная помощь) к активной социальной защите (интеграция на рынок труда) с целью снижения зависимости трудоспособного населения расширением круга охвата мер поддержки самозанятости и созданием семейных хозяйств» [2]. Это еще раз подтверждает важность, которую государство придает программе самозанятости. Основной структурой, осуществляющей реализацию программы самозанятости, является Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики.
В настоящее время основными условиями, установленными для участия в программе обеспечения самозанятости, являются:
- зарегистрироваться в Государственной службе занятости при Министерстве труда и социальной защиты Азербайджанской Республики в качестве безработного и соискателя работы;
- иметь статус семьи с низкими доходами в соответствии с законодательством;
- участвовать в курсах повышения квалификации, организованных Министерством труда и социальной защиты Азербайджанской Республики, и осваивать учебные материалы;
- представить считающийся практически возможным бизнес-план [1].
Согласно статье 24.1 Закона Азербайджанской Республики «О занятости» организация самозанятости безработных состоит из следующих этапов:
- Предоставление консультаций и информации безработным по вопросам организации самозанятости;
- Помощь в выборе и организации направления самозанятости по отраслям экономики на основе анализа рынка труда;
- Оказание помощи в подготовке бизнес-плана для организации самозанятости, в том числе, проведение тренингов и оценка их результатов;
- Предоставление безработным лицам материалов, оборудования и иного имущества в натуральной форме для организации выбранного направления самозанятости на договорной основе сроком на 1 (один) год;
- Мониторинг деятельности лица, занимающегося самозанятостью, в течение одного года.
При организации самозанятости предпочтение отдается получающим адресную государственную социальную помощь лицам, зарегистрированным как безработные в течение срока превышающего один год инвалидам, лицам, которым до достижения пенсионного возраста осталось менее двух лет, и безработным, освобожденным из мест лишения свободы (пункт 1.2 «Правил самозанятости безработных»). Реализуемая в нашей стране программа самозанятости высоко ценится на международном уровне как пример успешной практики. Об этом свидетельствует тот факт, что Международная ассоциация социального обеспечения, одна из ведущих мировых организаций, присудила Программе награду за «Лучшую практику» в Европе. Согласно единодушному мнению жюри конкурса, в котором приняли участие 76 социальных проектов из 20 стран, программа самозанятости является одной из самых успешных в европейском регионе. Такой опыт, приобретенный нашей страной, стал темой отдельного обсуждения на состоявшемся в Баку Европейском региональном Форуме социального обеспечения Международной ассоциации социального обеспечения.
Таким образом, на основе анализа и обобщения всех мнений, изложенных в данной статье, можно сделать следующие выводы:
- Самозанятость - уникальный и исключительный социальный проект для малообеспеченных семей с точки зрения обеспечения стабильных доходов семейного бюджета, создания новых рабочих мест, сокращения безработицы и бедности.
- Анализ доктринальных подходов, нашедших отражение в юридической литературе, показывает, что самозанятые не являются ни взятыми по найму работниками, ни индивидуальными предпринимателями. В связи с этим, юридически самозанятую деятельность нельзя в полной мере отнести ни к предпринимательской, ни к трудовой деятельности. Поэтой причине деятельность по самозанятости можно охарактеризовать как самостоятельную форму организации социально значимой экономической деятельности.
- На наш взгляд, более целесообразным было бы привести статью 1.1.15 Закона Азербайджанской Республики «О занятости» в следующей редакции: «1.1.15. Самозанятость - самостоятельное обеспечение себя работой лица, которое не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и не нанимает работника самостоятельно или при поддержке государства". Данное определение также может в значительной мере уточнить правовой статус самозанятых, дать полную ясность в абстрактных моментах, связанных с их смешением с работниками по трудовому договору и субъектами предпринимательской деятельности. Так, согласно нашему подходу, самозанятые выступают как самостоятельная категория, хотя и выступают промежуточной категорией между наемными работниками и предпринимателями, частично отражая некоторые их признаки. На наш взгляд, такой подход также может в существенной степени облегчить правовое регулирование, так как обеспечивает справедливость в отношении правового статуса.
- В современный период правовое положение лиц, самостоятельно занимающихся самозанятостью, в законодательном порядке полностью не урегулировано.
По нашему мнению, в республике должен быть принят отдельный рамочный закон «О самозанятости», в котором в качестве принципиальных норм должны быть отражены понятие, права и гарантии самозанятых лиц, вопросы защиты от безработицы, вопросы, связанные с государственной поддержкой самозанятости. Для более подробного регулирования следует сделать ссылку на другие законы и подзаконные акты, так или иначе регулирующие вопросы, связанные с самозанятостью.
- В правовом регулировании пенсионного обеспечения самозанятых граждан существуют значительные пробелы. Например, пенсионное законодательство не предусматривает назначения пенсий для самозанятого населения в связи с особыми условиями труда, в то время как в предусмотренных законом случаях пенсии отдельным категориям лиц могут назначаться при достижении пенсионного возраста, а иногда и при низком социальном страховом стаже. В отношении них не устанавливается льготный порядок исчисления социального страхового стажа, а также возможность получения ими пенсии по возрасту на льготных условиях. Существующие особенности правового положения самозанятых граждан ставят их в неравное положение по отношению к другим застрахованным лицам в системе государственного пенсионного страхования - наемным работникам. Это объясняется тем, что действующее трудовое и пенсионное законодательство не учитывает всех возможных форм реализации трудовых прав. В связи с этим считаем, что для устранения пробелов в правовом регулировании вопросов, связанных с социальным страховым стажем и пенсионным обеспечением лиц, относящихся к указанным категориям, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения как в законодательство о труде, так и в законодательство о социальном обеспечении. Для граждан, официально перешедших в статус самозанятых, риск лишения социального обеспечения может быть выше по сравнению с благоприятными результатами достигнутыми ими.
- Более тесное и активное участие банков в решении связанных с организацией самозанятости уязвимых групп населения вопросов является крайне важным исходя из полной реализации принципа распределения социальной ответственности в этой сфере и расширения программы самозанятости, которая удовлетворяет интересы уязвимых групп населения. В то же время, это может создать условия для более быстрого развития малого и среднего предпринимательства, снизить зависимость уязвимых групп населения от государственной поддержки и, следовательно, нагрузку на госбюджет (расходы на социальную защиту).
- На фоне современной высокой инфляции и роста цен для построения бизнеса, а также для реализации этой работы лицами, впервые открывшими бизнес, не имеющими никакой материально-технической базы, деловых связей и опыта, суммы в четыре тысячи манатов может оказаться недостаточной. По этой причине, в этом вопросе необходимо применять принцип индивидуального подхода, не следует предусматривать конкретную сумму, и, проведя соответствующую оценку, требуется выделить ту сумму, которая окажется достаточной для того, чтобы на фоне сегодняшних реалий можно было построить бизнес, выраженный в конкретной сфере.
- Учитывая уязвимость к конкуренции в бизнес-среде лиц, находящихся в социально опасном положении, создавших свой бизнес в рамках программы самозанятости, а также с целью обеспечения такой конкурентоспособности, целесообразно было бы применить к ним льготы по налогам и социальным выплатам сроком на 3 года.
- Практика показывает, что в условиях рыночной экономики человек может более настойчиво работать и добиваться большего успеха в тех сферах, в которых у него есть интересы и которыми он хочет заниматься. С этой точки зрения, считаем целесообразным в пункте 5.3 «Порядка организации самозанятости безработных», утвержденного согласно Постановлению № 168 Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 13 мая 2020 года, перед словом «образование» добавить слово «желание».
- Существуют определенные расхождения между статьей 24 Закона Азербайджанской Республики «О занятости» и «Порядком организации самозанятости безработных», утвержденного согласно Постановлению № 168 Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 13 мая 2020 года, разработанного на основе этой же статьи. Например:
- Несмотря на то, что статья 24.9 Закона определяет «детей в возрасте до 18 лет с ограниченными возможностями, членов семьи шехидов» среди лиц, для которых организация самозанятости безработных является приоритетной, в пункте 1.2 Правил, эта категория лиц не указана;
- Невзирая на то, что статья 24.1.3 Закона определяет «проведение обучения и оценку их результатов» как этап организации самозанятости, пункт 2 Правил, озаглавленный «Этапы организации самозанятости», не содержит положения об обучении;
- В то время как в статье 24.1.4 Закона установлено, что для организации выбранного направления самозанятости безработным предоставляется материал, оборудование и иное имущество в натуральной форме на договорной основе сроком на 1 (один) год, аналогичный срок в пункте 2.1.4, отражающем данный вопрос, определён как 2-х-(двух)лет- ний. По нашему мнению, для устранения этих расхождений, пункт 1.2 Правила необходимо привести в соответствие со статьей 24.9 Закона, а пункт 2 Положения - со статьей 24.1.3 Закона. Что касается сроков предоставления на договорной основе материалов, оборудования и другого имущества в натуральной форме безработным для организации выбранного направления самозанятости, то ни позицию закона, ни позицию порядка по данному вопросу нельзя считать справедливой. Таким образом, период в один или два года, отведённый на то, чтобы человек мог утвердиться в малом и среднем бизнесе, реальным не кажется. В связи с этим, считаем более целесообразным предусмотреть 4-х (четырех)летний срок для организации направления самозанятости, выбранного как в статье 24.1.4 Закона, так и в пункте 2.1.4 Правил, для предоставления на договорной основе безработным лицам материалов, оборудования и другого имущества в натуральной форме.
АЛИЕВА Айгюн Али кызы
диссертант Института права и прав человека Национальной Академии Наук Азербайджана