Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Программа самозанятости как новая форма трудоустройства лиц из уязвимых групп: правовые проблемы и перспективы

Самозанятость как одна из форм привлечения людей к труду рассматривается в качестве явления, которое способно обеспечить социальную интеграцию интересов общества и людей во всем мире.

Такая интеграция может быть достиг­нута, прежде всего, через реализацию прав человека на труд, повышения его социального статуса и изменения отношения к труду. Такую занятость нельзя эффективно использовать применительно к каждому гражданину, потерявшему рабо­ту. Здесь могут преуспеть люди, обладающие определенным складом мышления и способностями, имеющие желание и интерес заниматься самостоятельной работой. Самозаня­тость требует от человека проявления особых, характерных черт, иной активности по сравнению с наемной работой. Пе­реход к самозанятости связан с ломкой сформировавшихся ценностей и стереотипов. Для определения возможностей успешного развития самозанятости необходимо уточнить ряд моментов: способна ли та или иная часть населения за­ниматься самозанятостью, в какой степени выбор вида за­нятости зависит от ценностного восприятия, какое влияние на поведение людей оказывает отношение государства и населения к самозанятости. Изучение концепции ценности не занятого населения имеет важное значение для управле­ния этим процессом [13, с. 294]. Самозанятым лицам, как субъектам хозяйственной деятельности посвящено большое количество научных трудов. Еще с начала 2000-х годов само­занятые широко изучались экономистами. А юристы редко прибегали к исследованию этого явления. Однако, позднее принятие некоторых нормативных правовых актов в этой сфере привело к тому, что ученые-правоведы стали уделять данной теме более серьезное внимание [8, с. 131]. Самозаня­тость сегодня имеет важное значение и отражает экономиче­ские процессы, которые не полностью контролируются госу­дарственными институтами. Органы государственной власти видят в самозанятости, с одной стороны, предприниматель­скую инициативу, а с другой-источник дополнительных до­ходов бюджета и экономического развития. Самозанятость в большей степени характерна для работников, вовлеченных в процессы обмена, распределения и использования товаров и услуг. Самозанятый гражданин объединяет в себе и пред­принимателя, и работника, а также устраняет противоречие между капиталом и наемным трудом [22, с. 57].

М.С. Токсанбаев указывает на то, что реальной альтерна­тивой наемному труду становится самозанятость. Наемный труд постепенно утрачивает свое значение, и на фоне про­блем отчуждения труда позиции самозанятости становятся все более сильными [23, с. 32-45]. Развитие самозанятости и дальнейшее укрепление ее позиций - это показатель стрем­ления общества к полной занятости. Стремление общества к полной занятости связано не только с тем, что труд создает материальные блага и услуги. Это также связано с тем, что право, которое получают люди, дает им возможность осоз­нать свою социальную роль в обществе. Практически во всех важнейших международно-правовых актах, посвященных правам и свободам человека и гражданина, закреплены по­ложения о взаимном обусловливании свободного труда, сво­бодного выбора вида деятельности, профессии, рода занятий и места работы и защиты от безработицы [5, с. 18].

По своим общим характеристикам «самозанятый че­ловек» означает лицо, которое занимается самозанятостью и свободно организует свою деятельность, которая является его / ее основным источником дохода. Такое широкое по­нятие самозанятости в странах постсоветского пространства охватывает достаточно большую часть населения, которая имеет личное подсобное хозяйство, занимается собствен­ным трудом в свободное время, репетиторством и другими видами искусства во время отпусков. В условиях рыночной экономики самозанятость выступает как один из объективно необходимых элементов [25, с. 197]. Так, существует ряд при­чин, которые обусловливают существование самозанятости в обществе [14]:

  • недостаточное количество средств существования;
  • несвоевременная выплата заработной платы, задержка социальных выплат;
  • потеря или отсутствие основного источника средств су­ществования, то есть статус безработного;
  • поиск другого, более высокого источника дохода;
  • экономическая свобода;
  • поиск работы, которая может дать возможность для самореализации.

Для рынка труда проблема правового регулирова­ния альтернативных форм занятости имеет достаточно серьезное значение. Нестандартные формы занятости су­ществовали и ранее. Однако сегодня, по причине разви­тия интернет-технологий и средств мобильной связи, они получили более широкое распространение. В настоящее время наблюдается значительный рост объема нестандарт­ной занятости. Это также обусловлено такими факторами, как обострение конкуренции, рост безработицы, развитие новых технологий и др. Альтернативные формы занятости начали получать широкое распространение со второй по­ловины 70-х годов прошлого века. Именно в тот период на смену индустриального этапа экономического развития в развитых странах пришел постиндустриальный. Этот пе­реход сопровождался внедрением в производство новых вычислительных технологий, заменой тяжелого физиче­ского труда робототехникой. В итоге, количество занятых сотрудников сократилось. Данные изменения привели к изменению традиционных форм занятости и появлению нестандартных ее форм, так как новые подходы к исполь­зованию рабочей силы требуют высокой гибкости в ис­пользовании рабочей силы [18, с. 197].

Н. В. Тонких и А. В. Бабинцева показывают, что самоза­нятость можно назвать одним из новых инструментов под­держки экономической и социальной стабильности в сфере занятости. Самозанятость можно отнести к нетрадицион­ным, нестандартным видам занятости. В её основе лежит инициатива гражданина проявлять инициативу в решении задач, необходимых для обеспечения себя основным и до­полнительным доходом. Следует признать, что сегмент са­мозанятости в настоящее время является одним из наименее изученных аспектов социально-трудовых отношений. Часто этот вид занятости попадает в неформальную экономиче­скую зону народного хозяйства [24, с. 173]. Люди, работаю­щие в этой зоне, относятся к наиболее уязвимым слоям на­селения страны.

Рыночная система создает объективные основы для со­вершенствования присущих ей форм собственности, свобод­ного предпринимательства и свободного выбора, мотивации личного интереса, различных организационно-правовых форм вовлечения трудоспособного населения в процесс ак­тивной трудовой деятельности в условиях конкуренции. В условиях рыночной экономики самозанятость становится необходимым и объективно существующим элементом. Его развитие зависит от влияния ряда экономических и соци­альных факторов. С другой стороны, всегда существовала са­мозанятость (личные подсобные хозяйства, работа во время отпусков и после окончания рабочего дня, репетиторство и др.). Рыночная экономика выводит самозанятость на новый уровень использования рабочей силы. Экономическая иде­ология рынка предполагает, прежде всего, переход каждого трудоспособного человека на самообеспечение. В системе на­циональной экономики всегда присутствует самостоятельная занятость населения. Она определяется, как правило, в виде одной из форм предпринимательства. Так, в современной экономической литературе предпринимательство характе­ризуется прежде всего как самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая гражданами с использовани­ем собственных идей, труда и средств производства. Благо­даря развитию самозанятости создаются дополнительные рабочие места, а также появляются возможности для личной инициативы и дохода. Такая форма занятости не требует го­сударственных капитальных вложений, имеет мобильную организационную структуру, основана на социальной моти­вации труда, ориентирована на потребности потребителей и оперативно их обеспечивает [15, с. 76-78; 7, с. 7]. Статья 1.1.15 Закона Азербайджанской Республики «О занятости населе­ния» дает юридическое определение самозанятости как «обе­спечении лица работой самостоятельным образом или при поддержке государства». Анализ понятий, представленных в юридической литературе, показывает, что данное понятие требует некоторого усовершенствования в соответствии с доктринальными подходами.

По определению И.В. Костюка, самозанятость - это «са­мостоятельная экономическая деятельность, приносящая доход, направленная на удовлетворение жизненно важных потребностей граждан» [16, с. 204]. По определению, приве­денному в международной классификации статуса занятых лиц, самозанятость означает работу, выполняемую лицом на своем предприятии, и при этом оплата труда напрямую за­висит от дохода, полученного от производства продукции и оказания услуг. По мнению Я.А. Бабайцевой, самозанятость представляет собой деятельность физического лица по само­стоятельной реализации принадлежащих ему гражданских прав (без статуса индивидуального предпринимателя, без образования юридического лица или привлечения наемных работников), направленная на получение дохода от использо­вания имущества, выполнения работ и оказания услуг в слу­чаях, установленных законом [9, с. 206-209]. В целом, в юриди­ческой литературе сформированы широкие и узкие подходы к концепции самозанятости. По мнению сторонников ши­рокого подхода, суть этой концепции состоит в том, что это - независимая деятельность (то есть работа, выполняемая «лично»). Поэтому, в рамках этого подхода все работники, которые не работают в качестве нанятых по найму работни­ками, особенно владельцы малых микропредприятий, пред­приниматели, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью без создания юридического лица, и домаш­ние работники относятся к категории самозанятых. Иногда к этой категории относят нотариусов, адвокатов, то есть лиц, имеющих частную практику, и это обосновывается тем, что эти субъекты самостоятельно обеспечивают себя работой [7, с. 6-15; 12, с. 22-31]. По мнению сторонников узкого подхода, следует различать индивидуальных предпринимателей и са­мозанятых лиц, не имеющих статуса индивидуальных пред­принимателей [17, с. 21-26]. На наш взгляд, второй подход представляется более логичным, чем первый. На самом деле, более правильным подходом было бы охарактеризовать дея­тельность самозанятых лиц как промежуточное проявление между трудовой деятельностью и предпринимательской де­ятельностью, а самозанятых лиц - как промежуточное между наемными работниками и предпринимателями.

Исследователи из Глобального института МакКинси от­мечают, что наличие разных концепций самозанятости за­трудняет проведение межгосударственных сравнений в этой области. В рамках исследований, проведенных ими в 2016 году в Европе и США, были отмечены три основные харак­теристики независимых работников. Во-первых, высокая сте­пень свободы. Независимые работники имеют возможность продемонстрировать достаточную гибкость в определении своей рабочей нагрузки. Они могут свободно выбирать кли­ентов, определять график работы по своему усмотрению. Во-вторых, оплата пропорциональна выполняемой рабо­те. Независимые работники получают вознаграждение за выполненную работу или оказанные конкретные услуги. В отличие от наемных работников, самозанятые работники не получают оплату за время, не потраченное на работу. В-третьих, краткосрочность отношений между работником и клиентом. Независимые работники выполняют краткосроч­ные задачи. Если они продлевают контракт на месяц или год, то в этом случае внештатный работник ничем не отличается от нанятого по найму. Поэтому авторы исследования рассма­тривают работу, выполненную в течение не более 12 месяцев, как самостоятельную работу.

В процессе самостоятельной трудовой деятельности, человек получает вознаграждение за материальный резуль­тат своего труда. Материальный элемент действует как одна из необходимых свойств этой деятельности. Таким образом: первое, неправильно относить к самозанятости производ­ственную деятельность различных форм натурального харак­тера домашнего труда (выполняемая самими потребителями в домашнем хозяйстве и не направляемая на рынок: работа в личных подсобных хозяйствах, ремонт собственного жилья человеком, приготовление продуктов питания для личного потребления и т.д.). Самообслуживание производит все про­дукты для удовлетворения потребностей других людей, а не их личных потребностей. В соответствии с рекомендациями 19-й Международной конференции статистиков труда, «при учете самозанятых большое значение имеет ожидаемое ос­новное назначение производимой ими продукции: предна­значение ее для рыночных (сбытовых) целей или для личного пользования. Другими словами, это должна быть какая-то торговая операция или сделка. Для этого необходимо опре­делить, был ли продукт изначально предназначен для ис­пользования семьей или другими лицами (то есть, ориенти­рован на рынок). В этом отношении самозанятость относится к рыночным формам деятельности. Второе: доходы, полу­ченные самозанятым лицом, используются не для оплаты труда наемных работников, а для удовлетворения личных и семейных потребностей. Здесь исключен наемный труд, так как всю работу самозанятый гражданин выполняет лично. Самозанятость - это индивидуальная трудовая деятельность [21, с. 20]. Одной из особенностей самозанятости является то, что здесь работодатель и работник объединяются в лице од­ного человека.

В юридической литературе указывается, что, как пра­вило, самозанятыми считаются лица, имеющие собственное дело. Вследствие этого, такие лица по характеру своей дея­тельности и правовому положению относятся к категории предпринимателей. Отличие состоит в том, что самозанятые работают «сами по себе», то есть - в штате таких субъектов нет наемных работников. В настоящее время ряд индивиду­альных предпринимателей мало чем отличаются от крупных коммерческих организаций, так как имеют большой штат наемных работников, недвижимость и обширные производ­ственные ресурсы [23, с. 32-45; 25, с. 197].

М.В. Удальцов характеризует малое предприниматель­ство как наиболее распространенную форму самозанятости. Автор показывает, что такая форма занятости имеет доста­точно положительные стороны. Таким образом, форма заня­тости в малом бизнесе приводит к уменьшению количества граждан, ищущих работу на рынке труда, а также к опреде­ленной стабилизации финансового положения гражданина, обеспечивающего свое трудоустройство по данной форме. После этого расширение бизнеса в результате успешного развития работы этого гражданина уже создает спрос на но­вую рабочую силу. Таким образом, общее количество безра­ботных граждан на рынке труда снова сокращается [10, с. 13].

Многие авторы, занимающиеся теоретическим фунда­ментальным исследованием самостоятельной занятости на­селения, характеризуют ее как вид предпринимательства. А в зарубежной практике применяется альтернативный подход. Согласно этому подходу, понятие «самозанятый» гораздо шире, чем понятие «предприниматель». Предприниматели входят в число самозанятых, а все граждане, не являющие­ся наемными работниками, считаются самозанятыми. Такой подход к определению правового статуса самозанятых лиц приводит к ряду расхождений в отношении социально-эко­номического содержания и сущности данной категории. В этом случае, в одну группу объединяются использующий на­емный труд предприниматель и предприниматель, осущест­вляющий свою хозяйственную деятельность в самостоятель­ном и индивидуальном порядке [26, с. 36-50]. Естественно, это нельзя считать правильным.

В своем мнении Н.В. Тонких и А.В. Бабинцева склоня­ются к тому, что необходимо усовершенствовать и уточнить понятийный аппарат самостоятельной занятости. Они счи­тают, что когда речь идет о самостоятельной занятости (само­занятости), необходимо понимать граждан, участвующих в общественно-полезном трудовом процессе на основе личной инициативы, самостоятельности и ответственности, получа­ющих трудовой доход от своей личной трудовой деятельно­сти, официально зарегистрированной в статусе «самозанято­сти» [24, с. 174-175].

По мнению А.Н. Покиды, самозанятость как форма эко­номической деятельности отражает предпринимательскую деятельность, но, при этом, имеет свои особенности. Самоза­нятость реализуется физическими лицами самостоятельно, на свой страх и риск, путем принятия решений по собствен­ной инициативе, при условии использования собственных ресурсов, без регистрации в качестве индивидуального пред­принимателя и использования труда наемных работников [20, с. 176-183].

По определению Я.Н. Нестеренко, самозанятый - это физическое лицо, самостоятельно осуществляющее трудо­вую деятельность, выполняющее работы и оказывающее ус­луги, а также ставящее перед собой следующую цель: полу­чение постоянного дохода. У него нет наемных работников, он использует свое имущество для достижения бизнес-це­лей, его отношения с заказчиками строятся на основе устного соглашения; при этом, размер вознаграждения зависит от размера полученного дохода [19, с. 78-89].

По мнению Н.Г. Апресовой, по сути, самозанятые за­нимают промежуточное положение между индивидуаль­ными предпринимателями и наемными работниками. Это представляет собой сочетание индивидуальных предприни­мателей и самозанятых лиц, занимающихся предпринима­тельской деятельностью (но с учетом присущей специфики). Важное различие между ними связано не только с их право­вым статусом, но и с порядком реализации социального обе­спечения [8, с. 132].

Выступая с аналогичной позиции, И.В. Костюк считает, что самозанятость представляет собой промежуточную кате­горию, включающую категорию лиц, получающих доход вне рамок трудовых отношений, но - по своей сути, не являющу­юся предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение дохода [16, с. 202-206].

Самозанятость в отличие от наемной работы - это фор­ма занятости, при которой человек получает оплату за свой труд непосредственно от заказчиков. В этом случае, люди выбирают способ получения дохода путем независимого волеизъявления и деятельности на основании гражданско­правового договора, а не на основании трудового договора. Несмотря на то, что они занимаются деятельностью, ана­логичной той, которая направлена на систематическое по­лучение дохода, они не считаются предпринимателями. В отличие от предпринимательской деятельности, нехватка сотрудников является определяющим фактором самозаня­тости. Пример HTML-страницы

Однако, самозанятые могут заниматься коллективным трудом в рамках родственных отношений. Самозанятые са­мостоятельно несут бремя социальных расходов, уплаты налогов и обеспечения безопасности труда. На основании этого анализа можно сделать вывод, что самозанятость как промежуточная категория включает в себя категорию лиц, получающих доход вне рамок трудовых отношений, но по своей сути, не является предпринимательской деятельно­стью, направленной на систематическое получение дохода, а также использующих для этого наемный труд. Доходы от такой деятельности используются для удовлетворения самых основных и жизненно важных потребностей потребителей. Попытки увеличить доход обычно связаны с повышенным спросом. Вопросы, связанные с экономическими целями са­мозанятых граждан, методами их регистрации, регистрации и контроля в этой сфере, остаются спорными [16, с. 203-204].

Р. Педерсини и Д. Коллетто выделяют пять основных ка­тегорий самозанятых:

  • предприниматели, которые реализуют свой бизнес че­рез помощь, оказываемую своими сотрудниками;
  • традиционные «свободные профессионалы», лица, которые должны соответствовать особым требованиям для работы по своей профессии, соблюдать правила и обяза­тельные кодексы и часто сдающие экзамены для внесения в публичные реестры. Они могут нанимать работников, но, за некоторыми исключениями, как правило, реализуют свою деятельность самостоятельно или совместно с другими спе­циалистами и, если таковые имеются, с помощью небольшо­го количества сотрудников;
  • ремесленники, торговцы и фермеры, представляющие традиционные формы самозанятости. Эти наемные работни­ки часто работают вместе с членами своей семьи, а иногда и с немногочисленными работниками;
  • работники, не работающие по найму в квалифициро­ванных, но нерегулируемых профессиях, и иногда называе­мые «новыми профессионалами»;
  • самозанятые работники неквалифицированных про­фессий, которые реализуют свой бизнес без помощи сотруд­ников, но иногда им могут помочь члены их семей [27].

Таким образом, как видно из всего вышеперечисленно­го, самозанятые граждане по своему фактическому статусу:

  • самостоятельно выполняют функции собственника ка­питала, работодателя и администратора;
  • как правило, стремятся заработать достаточно, чтобы удовлетворить свои самые основные потребности и нужды;
  • работают без регистрации как субъект предпринима­тельской деятельности;
  • не используют в своей деятельности наемный труд.

Первая модель программ стимулирования самозаня­тости появилась во Франции. В 1979 году Франция осуще­ствила экспериментальную программу самозанятости для безработных. В основе программы лежало формирование стартового капитала для индивидуального предпринима­тельства с помощью средств пособия по безработице. С уче­том результатов эксперимента с 1980 года во Франции нача­ла приниматься государственная программа «безработные предприниматели». Французская модель предусматривала единовременную выплату пособия по безработице, но раз­мер этого пособия позволял безработному формировать свой первоначальный капитал и создавать новое частное предприятие без наемных работников.

Второй страной, реализовавшей национальную про­грамму развития самозанятости, стала Великобритания. Участниками этой программы могут быть как получатели пособий по безработице, так и пользующиеся дополнитель­ными социальными льготами. Британская модель основыва­лась на периодических выплатах по безработице. А это по­зволяло безработному постепенно получить необходимую квалификацию и создать свой бизнес. Как видим, в отличие от французской модели, в британской - пособие по безра­ботице выплачивается не единовременно, а периодически, при этом от претендентов не требуется обширного бизнес­плана. Лица в возрасте от 18 лет и пенсионеры, которые были безработными не менее 8 недель или были уведомлены о со­кращении, могут подать заявку на участие в программе са­мозанятости. Претенденты должны иметь депозит в размере не менее 1000 фунтов стерлингов, чтобы иметь возможность инвестировать в частное предприятие. Если деятельность создаваемого индивидуального предприятия соответствует региональным или местным приоритетам социально-эко­номического развития, то в этом случае могут быть пред­усмотрены дополнительные инвестиции в это предприятие из госбюджета [18, с. 199]. Позже аналогичные программы развития самозанятости стали внедряться и в других странах Европы. Сегодня эти страны постоянно совершенствуют и адаптируют свои национальные программы по развитию и поддержке самозанятости применительно к новым социаль­но-экономическим условиям. Кроме того, можно отметить интересный опыт, накопленный законодательством США в этой сфере: там власти относят ветеранов Вооруженных сил и инвалидов к числу самозанятых [11]. Это в значительной степени расширяет понятие самозанятости. Для участия в программе самозанятости в Испании предпочтение отдается безработным и инвалидам, работникам старше 45 лет и эми­грантам, вернувшимся на родину. В Норвегии в рамках про­граммы развития самозанятости предпочтение отдается тем безработным, которые не могут покинуть место жительства в поисках работы.

Несмотря на то, что программы самозанятости, реали­зуемые в разных странах, отличаются друг от друга, они так­же имеют общие черты:

  1. направленность на обеспечение занятости определен­ных (как правило, уязвимых) групп безработных;
  2. меры финансовой поддержки;
  3. оказание помощи соответствующим группам безра­ботных в приобретении ими квалификации и трудовых на­выков, востребованных на рынке труда.

В XXI веке сокращение участия государства в экономике, бурное развитие науки и техники, изменение уровня жизни создали необходимость разработки альтернативных меха­низмов борьбы с безработицей. В настоящее время, одним из эффективных механизмов в борьбе с проблемой безрабо­тицы считается поддержка самозанятости. Хотя в политике самозанятости каждой страны существуют разные аспекты, общая цель сводится к развитию возможностей, в том чис­ле навыков, направленных на создание рабочего места для самого индивида. Первые инициативы по развитию самоза­нятости произошли в Азербайджане около 20 лет назад. А после 2016 года в этом направлении было обеспечено пря­мое государственное участие. Новые вызовы, сформировав­шиеся после 2015 года в экономике Азербайджана как одной из богатейших углеводородными ресурсами стран, а также необходимость в совершенствовании фискальной политики привели к пересмотру политики занятости. В результате, со­гласно Указу Президента Азербайджанской Республики «О дополнительных мерах по обеспечению самозанятости насе­ления» от 7 апреля 2016 года [3] впервые на государственном уровне начато применение программы самозанятости. Так, с целью развития самозанятости за счет государственного финансирования (Резервного Фонда Президента, предусмо­тренного в госбюджете на 2016 год) на основании настоящего Указа была выделена сумма в размере 6 миллионов манатов. Охватывающая всю территорию страны данная Програм­ма нацелена на малообеспеченные семьи. Таким образом, реализация программы самозанятости на государственном уровне впервые в мире состоялась в Азербайджане [1].

Как известно, сегодня государственная политика нашей республики сконцентрирована на гражданском факторе, на вопросах социальной защиты и обеспечения особо уязвимых групп населения. В этом контексте, программа самозанято­сти имеет особое значение. Таким образом, программа само­занятости служит, прежде всего, благосостоянию уязвимых групп населения, улучшению уровня жизни. В нашей стране из года в год усиливаются активные программы занятости. В 2019 году по линии Министерства труда и социальной защи­ты населения были трудоустроены 103 028 человек, в первые два месяца 2020 года - около 15 тысяч человек. Подсистема «занятость» обеспечивает построение служб занятости на инновационной основе. Количество заявок на участие в про­грамме самозанятости в настоящее время превышает 40 ты­сяч. Планируется начать сотрудничество со Всемирным Бан­ком в расширении программы самозанятости, в 2020-2025 гг. в рамках проекта Всемирного Банка «Поддержка занятости в Азербайджане» дополнительно будет привлечено 22 тыс. безработных [4].

В «Стратегии занятости населения Азербайджанской Республики на 2019-2030 гг.», утвержденной согласно Указу Президента Азербайджанской Республики от 30 октября 2018 года, в качестве одного из основных приоритетов в обла­сти целенаправленных активных мер занятости обозначены меры, обеспечивающие «переход от пассивной социальной защиты (адресная государственная социальная помощь) к активной социальной защите (интеграция на рынок труда) с целью снижения зависимости трудоспособного населения расширением круга охвата мер поддержки самозанятости и созданием семейных хозяйств» [2]. Это еще раз подтвержда­ет важность, которую государство придает программе само­занятости. Основной структурой, осуществляющей реали­зацию программы самозанятости, является Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики.

В настоящее время основными условиями, установлен­ными для участия в программе обеспечения самозанятости, являются:

  • зарегистрироваться в Государственной службе заня­тости при Министерстве труда и социальной защиты Азер­байджанской Республики в качестве безработного и соиска­теля работы;
  • иметь статус семьи с низкими доходами в соответствии с законодательством;
  • участвовать в курсах повышения квалификации, ор­ганизованных Министерством труда и социальной защиты Азербайджанской Республики, и осваивать учебные матери­алы;
  • представить считающийся практически возможным бизнес-план [1].

Согласно статье 24.1 Закона Азербайджанской Респу­блики «О занятости» организация самозанятости безработ­ных состоит из следующих этапов:

  1. Предоставление консультаций и информации безра­ботным по вопросам организации самозанятости;
  2. Помощь в выборе и организации направления само­занятости по отраслям экономики на основе анализа рынка труда;
  3. Оказание помощи в подготовке бизнес-плана для ор­ганизации самозанятости, в том числе, проведение тренин­гов и оценка их результатов;
  4. Предоставление безработным лицам материалов, оборудования и иного имущества в натуральной форме для организации выбранного направления самозанятости на до­говорной основе сроком на 1 (один) год;
  5. Мониторинг деятельности лица, занимающегося са­мозанятостью, в течение одного года.

При организации самозанятости предпочтение отда­ется получающим адресную государственную социальную помощь лицам, зарегистрированным как безработные в течение срока превышающего один год инвалидам, ли­цам, которым до достижения пенсионного возраста оста­лось менее двух лет, и безработным, освобожденным из мест лишения свободы (пункт 1.2 «Правил самозанятости безработных»). Реализуемая в нашей стране программа самозанятости высоко ценится на международном уровне как пример успешной практики. Об этом свидетельству­ет тот факт, что Международная ассоциация социально­го обеспечения, одна из ведущих мировых организаций, присудила Программе награду за «Лучшую практику» в Европе. Согласно единодушному мнению жюри конкурса, в котором приняли участие 76 социальных проектов из 20 стран, программа самозанятости является одной из самых успешных в европейском регионе. Такой опыт, приобре­тенный нашей страной, стал темой отдельного обсуждения на состоявшемся в Баку Европейском региональном Фору­ме социального обеспечения Международной ассоциации социального обеспечения.

Таким образом, на основе анализа и обобщения всех мнений, изложенных в данной статье, можно сделать следу­ющие выводы:

  1. Самозанятость - уникальный и исключительный со­циальный проект для малообеспеченных семей с точки зре­ния обеспечения стабильных доходов семейного бюджета, создания новых рабочих мест, сокращения безработицы и бедности.
  2. Анализ доктринальных подходов, нашедших отраже­ние в юридической литературе, показывает, что самозанятые не являются ни взятыми по найму работниками, ни индиви­дуальными предпринимателями. В связи с этим, юридиче­ски самозанятую деятельность нельзя в полной мере отнести ни к предпринимательской, ни к трудовой деятельности. Поэтой причине деятельность по самозанятости можно оха­рактеризовать как самостоятельную форму организации со­циально значимой экономической деятельности.
  3. На наш взгляд, более целесообразным было бы при­вести статью 1.1.15 Закона Азербайджанской Республики «О занятости» в следующей редакции: «1.1.15. Самозанятость - самостоятельное обеспечение себя работой лица, которое не зарегистрировано в качестве индивидуального предприни­мателя и не нанимает работника самостоятельно или при поддержке государства". Данное определение также может в значительной мере уточнить правовой статус самозанятых, дать полную ясность в абстрактных моментах, связанных с их смешением с работниками по трудовому договору и субъек­тами предпринимательской деятельности. Так, согласно на­шему подходу, самозанятые выступают как самостоятельная категория, хотя и выступают промежуточной категорией между наемными работниками и предпринимателями, ча­стично отражая некоторые их признаки. На наш взгляд, та­кой подход также может в существенной степени облегчить правовое регулирование, так как обеспечивает справедли­вость в отношении правового статуса.
  4. В современный период правовое положение лиц, са­мостоятельно занимающихся самозанятостью, в законода­тельном порядке полностью не урегулировано.

По нашему мнению, в республике должен быть принят отдельный рамочный закон «О самозанятости», в котором в качестве принципиальных норм должны быть отражены по­нятие, права и гарантии самозанятых лиц, вопросы защиты от безработицы, вопросы, связанные с государственной под­держкой самозанятости. Для более подробного регулирова­ния следует сделать ссылку на другие законы и подзаконные акты, так или иначе регулирующие вопросы, связанные с са­мозанятостью.

  1. В правовом регулировании пенсионного обеспече­ния самозанятых граждан существуют значительные про­белы. Например, пенсионное законодательство не предус­матривает назначения пенсий для самозанятого населения в связи с особыми условиями труда, в то время как в пред­усмотренных законом случаях пенсии отдельным катего­риям лиц могут назначаться при достижении пенсионного возраста, а иногда и при низком социальном страховом стаже. В отношении них не устанавливается льготный по­рядок исчисления социального страхового стажа, а также возможность получения ими пенсии по возрасту на льгот­ных условиях. Существующие особенности правового по­ложения самозанятых граждан ставят их в неравное поло­жение по отношению к другим застрахованным лицам в системе государственного пенсионного страхования - на­емным работникам. Это объясняется тем, что действую­щее трудовое и пенсионное законодательство не учитывает всех возможных форм реализации трудовых прав. В связи с этим считаем, что для устранения пробелов в правовом регулировании вопросов, связанных с социальным страхо­вым стажем и пенсионным обеспечением лиц, относящих­ся к указанным категориям, необходимо внести соответ­ствующие изменения и дополнения как в законодательство о труде, так и в законодательство о социальном обеспече­нии. Для граждан, официально перешедших в статус само­занятых, риск лишения социального обеспечения может быть выше по сравнению с благоприятными результатами достигнутыми ими.
  2. Более тесное и активное участие банков в решении связанных с организацией самозанятости уязвимых групп населения вопросов является крайне важным исходя из пол­ной реализации принципа распределения социальной от­ветственности в этой сфере и расширения программы само­занятости, которая удовлетворяет интересы уязвимых групп населения. В то же время, это может создать условия для более быстрого развития малого и среднего предпринима­тельства, снизить зависимость уязвимых групп населения от государственной поддержки и, следовательно, нагрузку на госбюджет (расходы на социальную защиту).
  3. На фоне современной высокой инфляции и роста цен для построения бизнеса, а также для реализации этой ра­боты лицами, впервые открывшими бизнес, не имеющими никакой материально-технической базы, деловых связей и опыта, суммы в четыре тысячи манатов может оказаться не­достаточной. По этой причине, в этом вопросе необходимо применять принцип индивидуального подхода, не следует предусматривать конкретную сумму, и, проведя соответству­ющую оценку, требуется выделить ту сумму, которая окажет­ся достаточной для того, чтобы на фоне сегодняшних реалий можно было построить бизнес, выраженный в конкретной сфере.
  4. Учитывая уязвимость к конкуренции в бизнес-среде лиц, находящихся в социально опасном положении, создав­ших свой бизнес в рамках программы самозанятости, а также с целью обеспечения такой конкурентоспособности, целесо­образно было бы применить к ним льготы по налогам и со­циальным выплатам сроком на 3 года.
  5. Практика показывает, что в условиях рыночной эконо­мики человек может более настойчиво работать и добивать­ся большего успеха в тех сферах, в которых у него есть инте­ресы и которыми он хочет заниматься. С этой точки зрения, считаем целесообразным в пункте 5.3 «Порядка организации самозанятости безработных», утвержденного согласно По­становлению № 168 Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 13 мая 2020 года, перед словом «образование» добавить слово «желание».
  6. Существуют определенные расхождения между ста­тьей 24 Закона Азербайджанской Республики «О занятости» и «Порядком организации самозанятости безработных», ут­вержденного согласно Постановлению № 168 Кабинета Ми­нистров Азербайджанской Республики от 13 мая 2020 года, разработанного на основе этой же статьи. Например:
  • Несмотря на то, что статья 24.9 Закона определяет «де­тей в возрасте до 18 лет с ограниченными возможностями, членов семьи шехидов» среди лиц, для которых организация самозанятости безработных является приоритетной, в пун­кте 1.2 Правил, эта категория лиц не указана;
  • Невзирая на то, что статья 24.1.3 Закона определяет «проведение обучения и оценку их результатов» как этап организации самозанятости, пункт 2 Правил, озаглавленный «Этапы организации самозанятости», не содержит положе­ния об обучении;
  • В то время как в статье 24.1.4 Закона установлено, что для организации выбранного направления самозанятости безработным предоставляется материал, оборудование и иное имущество в натуральной форме на договорной осно­ве сроком на 1 (один) год, аналогичный срок в пункте 2.1.4, отражающем данный вопрос, определён как 2-х-(двух)лет- ний. По нашему мнению, для устранения этих расхождений, пункт 1.2 Правила необходимо привести в соответствие со статьей 24.9 Закона, а пункт 2 Положения - со статьей 24.1.3 Закона. Что касается сроков предоставления на договорной основе материалов, оборудования и другого имущества в на­туральной форме безработным для организации выбранного направления самозанятости, то ни позицию закона, ни по­зицию порядка по данному вопросу нельзя считать справед­ливой. Таким образом, период в один или два года, отведён­ный на то, чтобы человек мог утвердиться в малом и среднем бизнесе, реальным не кажется. В связи с этим, считаем более целесообразным предусмотреть 4-х (четырех)летний срок для организации направления самозанятости, выбранного как в статье 24.1.4 Закона, так и в пункте 2.1.4 Правил, для предоставления на договорной основе безработным лицам материалов, оборудования и другого имущества в натураль­ной форме.

АЛИЕВА Айгюн Али кызы
диссертант Института права и прав человека Национальной Академии Наук Азербайджана

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях