Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Характеристика налоговых правонарушений и мер юридической ответственности за их совершение

В статье рассматривается основная характеристика налоговых правонарушений, мер ответственности за совершение таковых, учитывая субъектную принадлежность виновных лиц.

Анализируется налоговое законодательство в данной сфере. Акцентируется внимание на том, что на сегодняшний день юридическая ответственность за нарушение установленных законодателем норм в сфере налоговых нарушений достаточно лояльна. Представлены аспекты, смягчающие и отягчающие ответственность виновных лиц, а также размеры санкций, применяемых при совершении конкретных налоговых нарушений. Методология исследования заключается в исчерпывающем анализе научной литературы по представленной проблематике изучения, а также применении практического и теоретического опыта по выбранной тематике.

Ключевые слова: налоговое правонарушение, юридическая ответственность, санкции, налоги, сборы, страховые взносы, налогоплательщик, государство.

АЗАРХИН Алексей Владимирович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и философии, доцент кафедры организации борьбы с экономическими преступлениями Института права Самарского государственного экономического университета

ФЕДУЛОВА Марина Васильевна
студент 1 курса магистратуры, факультета «Юриспруденция» Самарского государственного экономического университета

AZARKHIN Aleksey Vladimirovich

Ph.D. in Law, associate professor, associate professor of Theory of law and philosophy sub-faculty, associate professor of Organizing the fight against economic sub-faculty of the Samara State University of Economic

FEDULOVA Marina Vasiljevna

magister student of the 1st course of the Faculty of Jurisprudence of the Samara State University of Economic

CHARACTERISTICS OF TAX OFFENSES AND MEASURES OF LEGAL RESPONSIBILITY FOR THEIR COMMISSION

The article discusses the main characteristics of tax offenses, measures of responsibility for committing such, taking into account the subject affiliation of the perpetrators. The tax legislation in this area is analyzed. Attention is focused on the fact that today the legal responsibility for violation of the norms established by the legislator in the field of tax violations is quite loyal. The aspects mitigating and aggravating the responsibility of the perpetrators, as well as the size of the sanctions applied in the commission of specific tax violations are presented. The methodology of the study consists in an exhaustive analysis of the scientific literature on the presented issues of study, as well as the application of practical and theoretical experience on the selected topic.

Keywords: tax offense, legal liability, sanctions, taxes, fees, insurance premiums, taxpayer, state.

В Российской Федерации налоговое законодательство раз­вивается достаточно быстро, и с каждым годом приобретает новую, более усовершенствованную форму выражения. Юри­дическая ответственность за совершение налоговых правонару­шений как раз и подтверждает тот феномен, что уплата налогов является обязанностью граждан в той или иной сфере взаимо­отношений между государством и населением. Юридическая ответственность позиционирует себя как механизм оператив­ного регулирования определенных правоотношений. Вопрос определения понятия налоговых правоотношений является не­однозначным и дискуссионным, так как не содержит конкрет­ного законного закрепления, а лишь поверхностно охватывает­ся в нормах закона налогового кодекса.

Специфичность налоговой ответственности базируется на том, что преследует цель возместить государству недополу­ченные денежные средства, тем самым предотвратить финан­совые утери как отдельных субъектов, так и всего государства в целом. Соответственно, как раз-таки по этой причине приме­нение налоговых санкций является необходимой мерой взыска­ния денежных обязательств у граждан перед государством, а ее возмездный характер предоставляет возможность тесно взаи­модействовать с другими мерами ответственности за противо­правные деяния [2].

Правовая охрана механизма налоговых правоотношений и ответственность за их нарушение содержится в действующем законодательстве Российской Федерации и гарантируется раз­личными отраслями права, такими как налоговое, уголовное, административное право. Вышеуказанное обстоятельство ус­ложняет правоприменительную практику и обусловливает дискуссионность многих вопросов, связанных с ответственно­стью субъектов налоговых правоотношений за нарушения на­логового законодательства, именно это и определяет актуаль­ность выбранной темы исследования.

Налоговое правонарушение представляет собой процесс игнорирования положений налогового законодательства ли­цом, наделенным определенными юридическими обязанно­стями по уплате налогов в казну государства. Пример HTML-страницы

В действующем Налоговом кодексе содержится полный перечень таковых нарушений, в частности, в главе 16. Напри­мер, нарушение порядка постановки на учет в налоговом ор­гане, несвоевременная сдача налоговой декларации, неуплата или частичная уплата сумм налога, сбора или страховых взно­сов и так далее[1]. Существенным основанием для признания поступка правонарушением и наложением санкций на вино­вную сторону служит: сам факт совершения такого действия, наличие официально документально удостоверенного реше­ния уполномоченного органа, вступившего в законную силу о наказании виновного, а также наличие нормы в действующем законодательстве, которая квалифицирует такое деяние как правонарушение [1].

Ответственность за налоговое правонарушение применя­ется не только к организациям, но и к физическим лицам. Хотя физические лица могут быть привлечены к такой ответствен­ности только в том случае, если они достигли возраста 16 лет. Применение санкции за налоговый деликт не избавляет граж­данина от его обязанности уплатить исчисленные суммы нало­га в казну государства. Наложение санкций на виновное лицо применяется в независимости от того, по неосторожности ли было совершено такое деяние или умышленно. Исходя из вы­шесказанного, очевидным является то, что наказание за умыш­ленно совершенное правонарушение будет жестче, нежели чем за нарушение, которое совершенно случайно.

Условия, которые влияют на выбор меры ответственности к виновному лицу за совершенный им налоговый проступок именуются смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Такие меры определяются налоговым органом или судом при применении налогового наказания.

Итак, к обстоятельствам, послабляющим ответственность, согласно статье 112 Налогового кодекса, можно отнести: совер­шение деяния по причине стечения сложных индивидуальных особенностей или семейных обстоятельств (тяжелая болезнь, утрата им работы), совершение правонарушения в связи с угро­зой, обманом или принуждением в силу служебной, матери­альной или другой зависимости. К тому же, к таковым обстоя­тельствам можно отнести и иные, которые суд или налоговый орган сочтет существенными для снижения налоговой санкции

Анализируя судебную практику Арбитражных судов, за­частую суд признает стечением тяжелых жизненных или се­мейных обстоятельств нахождение несовершеннолетних детей на иждивении у виновного лица, наличие у нарушителя хрони­ческого заболевания, протекающего с особой сложностью, не­возможность оплаты коммунальных услуг и содержания жилья и другие особо веские причины.

Обстоятельством, которое является отягчающим, призна­ется совершение налогового деяния лицом, раннее уже привле­каемым к ответственности за идентичное правонарушение.

Разграничение незаконных действий на разного рода группы и применение к ним санкций обуславливает их раз­нообразный характер и является существенным фактором для определения объема причиненного ущерба, который является следствием совершения таковых правонарушений [6]. В связи с этим, помимо налоговой ответственности за налоговые право­нарушения может применяться как административная, так и даже уголовная ответственность.

К тому или иному виду ответственности виновный привле­кается исключительно в судебном порядке, при этом, судебная инстанция определяется исходя из того, к какой категории от­носится налогоплательщик [4] .

Таким образом, иск к нарушителю может быть направлен в Арбитражный суд, если виновный является организацией или имеет статус индивидуального предпринимателя, либо в общей юрисдикции, если нарушителем закона считается физическое лицо.

Согласно п. 1 статьи 114 Налогового кодекса налоговая санкция считается мерой ответственности за совершение нало­гового правонарушения. При этом п. 2 данной статьи уточняет, что в качестве санкции используется наложение денежного взы­скания в виде штрафа, который определяется действующим за­конодательством.

В зависимости от вида нарушения штрафы по Налоговому кодексу могут применяться в следующем размере:

  • нарушение срока подачи заявления о постановке на учет налогоплательщиком в налоговый орган влечет наложение штрафа в размере 10 000 рублей.
  • осуществление деятельности организацией или индиви­дуальным предпринимателем без постановки на учет в налого­вой карается взысканием штрафа в размере 10% от прибыли, полученной в течение указанного времени в результате таковой деятельности, но не менее 40 000 рублей.
  • несоблюдение порядка подачи налоговой декларации в электронной форме влечет наложение денежного взыскания в сумме 200 рублей.
  • неуплата или частичная уплата сумм налога, сбора, стра­хового взноса влечет взыскание штрафа в сумме 20% от неупла­ченной суммы налога, сбора, страхового взноса.

Что же касается наложения санкций по КоАП, то их раз­мер определен в главе 15 соответствующего кодекса. По анало­гичным видам правонарушений, которые были рассмотрены ранее, КоАП регламентирует следующее:

  • нарушение срока подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей.
  • нарушение установленных сроков подачи налоговой де­кларации по месту учета наказывается предупреждением или наложением штрафа на должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Таким образом, к ответственности по КоАП привлекаются только должностные лица, которые могли совершить наруше­ние закона в ходе неисполнения или ненадлежащего исполне­ния своих служебных инструкций. Что же касается физических лиц, и лиц, имеющих статус ИП, то они в соответствии со ст. 15.4-15.9 и 15.11 КоАП к административной ответственности не привлекаются.

Особенностью уголовного наказания за совершение нало­говых нарушений служит то, что к ней привлекаются исключи­тельно физические лица.

Примечательно и то, что к уголовной ответственности за совершение налоговых правонарушений привлекаются только

физические лица. Если организация нарушит закон, к ее дирек­тору или главному бухгалтеру будут применены санкции, хотя в некоторых случаях возможно и привлечение к ответствен­ности учредителей или иных лиц, имевших непосредственное влияние на осуществление их деятельности [3].

Условием для установления тяжести преступления высту­пает размер причиненного ущерба. Анализируя статьи Уголов­ного кодекса, относящиеся к налоговым преступлениям, мож­но выделить две категории причиняемого ущерба: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений величина, которой должен соответствовать ущерб для отнесе­ния его к определенной категории, будет разной. Хотя, факт неуплаты налога в меньшем размере, чем установлено Уго­ловным кодексом для крупного размера не может быть квали­фицированно как уголовное преступление [7]. Такой феномен отнюдь не означает, что виновное лицо не будет привлечено к ответственности, так как обязанность по оплате денежных взы­сканий, установленных КоАП у правонарушителя, сохраняется. Однако, законодатель предусматривает послабление в адрес лиц, впервые привлеченных к такой ответственности и оплатив­ших задолженность перед государством за свой деликт, а так­же погасивших все штрафы и приравненные к ним денежные санкции. Для правонарушителей, которые совершили деяние, предусмотренное ст. 199.2 Уголовного кодекса такая «льгота» не предусмотрена.

В заключение, хотелось бы сказать о том, что юридическая ответственность представляет собой механизм оперативного регулирования конкретных правоотношений. Правоотноше­ния можно разделить на частноправовые и публичные. В пу­бличных правоотношениях в качестве одной из сторон всегда выступает государство как властный институт.

Налоговые правоотношения носят публично-правовой характер, ведь в данных правоотношениях всегда участвует го­сударство, а обязанность платить налоги является общеобяза­тельной.

Понятие налоговых правоотношений представляет собой отношения социального характера, возникающие в связи с по­требностью государства взимания налогов и сборов с общества, которые подконтрольны налоговому праву с целью привлече­ния виновных лиц к ответственности за нарушение соответству­ющих норм.

Однако, в научных изданиях не существует до сих пор еди­ного мнения авторов по поводу того, что же все-таки означает термин налоговое правонарушение. Этот вопрос на данный мо­мент является открытым и актуальным, и при том до сих пор обсуждаемым в обществе именитых авторов.

Стоит отметить, что правоотношения в налоговой сфере защищаются и подконтрольны не только налоговому праву, но и административному, и даже уголовному.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях