В статье рассматривается основная характеристика налоговых правонарушений, мер ответственности за совершение таковых, учитывая субъектную принадлежность виновных лиц.
Анализируется налоговое законодательство в данной сфере. Акцентируется внимание на том, что на сегодняшний день юридическая ответственность за нарушение установленных законодателем норм в сфере налоговых нарушений достаточно лояльна. Представлены аспекты, смягчающие и отягчающие ответственность виновных лиц, а также размеры санкций, применяемых при совершении конкретных налоговых нарушений. Методология исследования заключается в исчерпывающем анализе научной литературы по представленной проблематике изучения, а также применении практического и теоретического опыта по выбранной тематике.
Ключевые слова: налоговое правонарушение, юридическая ответственность, санкции, налоги, сборы, страховые взносы, налогоплательщик, государство.
АЗАРХИН Алексей Владимирович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и философии, доцент кафедры организации борьбы с экономическими преступлениями Института права Самарского государственного экономического университета
ФЕДУЛОВА Марина Васильевна
студент 1 курса магистратуры, факультета «Юриспруденция» Самарского государственного экономического университета
AZARKHIN Aleksey Vladimirovich
Ph.D. in Law, associate professor, associate professor of Theory of law and philosophy sub-faculty, associate professor of Organizing the fight against economic sub-faculty of the Samara State University of Economic
FEDULOVA Marina Vasiljevna
magister student of the 1st course of the Faculty of Jurisprudence of the Samara State University of Economic
CHARACTERISTICS OF TAX OFFENSES AND MEASURES OF LEGAL RESPONSIBILITY FOR THEIR COMMISSION
The article discusses the main characteristics of tax offenses, measures of responsibility for committing such, taking into account the subject affiliation of the perpetrators. The tax legislation in this area is analyzed. Attention is focused on the fact that today the legal responsibility for violation of the norms established by the legislator in the field of tax violations is quite loyal. The aspects mitigating and aggravating the responsibility of the perpetrators, as well as the size of the sanctions applied in the commission of specific tax violations are presented. The methodology of the study consists in an exhaustive analysis of the scientific literature on the presented issues of study, as well as the application of practical and theoretical experience on the selected topic.
Keywords: tax offense, legal liability, sanctions, taxes, fees, insurance premiums, taxpayer, state.
В Российской Федерации налоговое законодательство развивается достаточно быстро, и с каждым годом приобретает новую, более усовершенствованную форму выражения. Юридическая ответственность за совершение налоговых правонарушений как раз и подтверждает тот феномен, что уплата налогов является обязанностью граждан в той или иной сфере взаимоотношений между государством и населением. Юридическая ответственность позиционирует себя как механизм оперативного регулирования определенных правоотношений. Вопрос определения понятия налоговых правоотношений является неоднозначным и дискуссионным, так как не содержит конкретного законного закрепления, а лишь поверхностно охватывается в нормах закона налогового кодекса.
Специфичность налоговой ответственности базируется на том, что преследует цель возместить государству недополученные денежные средства, тем самым предотвратить финансовые утери как отдельных субъектов, так и всего государства в целом. Соответственно, как раз-таки по этой причине применение налоговых санкций является необходимой мерой взыскания денежных обязательств у граждан перед государством, а ее возмездный характер предоставляет возможность тесно взаимодействовать с другими мерами ответственности за противоправные деяния [2].
Правовая охрана механизма налоговых правоотношений и ответственность за их нарушение содержится в действующем законодательстве Российской Федерации и гарантируется различными отраслями права, такими как налоговое, уголовное, административное право. Вышеуказанное обстоятельство усложняет правоприменительную практику и обусловливает дискуссионность многих вопросов, связанных с ответственностью субъектов налоговых правоотношений за нарушения налогового законодательства, именно это и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Налоговое правонарушение представляет собой процесс игнорирования положений налогового законодательства лицом, наделенным определенными юридическими обязанностями по уплате налогов в казну государства.
В действующем Налоговом кодексе содержится полный перечень таковых нарушений, в частности, в главе 16. Например, нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе, несвоевременная сдача налоговой декларации, неуплата или частичная уплата сумм налога, сбора или страховых взносов и так далее[1]. Существенным основанием для признания поступка правонарушением и наложением санкций на виновную сторону служит: сам факт совершения такого действия, наличие официально документально удостоверенного решения уполномоченного органа, вступившего в законную силу о наказании виновного, а также наличие нормы в действующем законодательстве, которая квалифицирует такое деяние как правонарушение [1].
Ответственность за налоговое правонарушение применяется не только к организациям, но и к физическим лицам. Хотя физические лица могут быть привлечены к такой ответственности только в том случае, если они достигли возраста 16 лет. Применение санкции за налоговый деликт не избавляет гражданина от его обязанности уплатить исчисленные суммы налога в казну государства. Наложение санкций на виновное лицо применяется в независимости от того, по неосторожности ли было совершено такое деяние или умышленно. Исходя из вышесказанного, очевидным является то, что наказание за умышленно совершенное правонарушение будет жестче, нежели чем за нарушение, которое совершенно случайно.
Условия, которые влияют на выбор меры ответственности к виновному лицу за совершенный им налоговый проступок именуются смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Такие меры определяются налоговым органом или судом при применении налогового наказания.
Итак, к обстоятельствам, послабляющим ответственность, согласно статье 112 Налогового кодекса, можно отнести: совершение деяния по причине стечения сложных индивидуальных особенностей или семейных обстоятельств (тяжелая болезнь, утрата им работы), совершение правонарушения в связи с угрозой, обманом или принуждением в силу служебной, материальной или другой зависимости. К тому же, к таковым обстоятельствам можно отнести и иные, которые суд или налоговый орган сочтет существенными для снижения налоговой санкции
Анализируя судебную практику Арбитражных судов, зачастую суд признает стечением тяжелых жизненных или семейных обстоятельств нахождение несовершеннолетних детей на иждивении у виновного лица, наличие у нарушителя хронического заболевания, протекающего с особой сложностью, невозможность оплаты коммунальных услуг и содержания жилья и другие особо веские причины.
Обстоятельством, которое является отягчающим, признается совершение налогового деяния лицом, раннее уже привлекаемым к ответственности за идентичное правонарушение.
Разграничение незаконных действий на разного рода группы и применение к ним санкций обуславливает их разнообразный характер и является существенным фактором для определения объема причиненного ущерба, который является следствием совершения таковых правонарушений [6]. В связи с этим, помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может применяться как административная, так и даже уголовная ответственность.
К тому или иному виду ответственности виновный привлекается исключительно в судебном порядке, при этом, судебная инстанция определяется исходя из того, к какой категории относится налогоплательщик [4] .
Таким образом, иск к нарушителю может быть направлен в Арбитражный суд, если виновный является организацией или имеет статус индивидуального предпринимателя, либо в общей юрисдикции, если нарушителем закона считается физическое лицо.
Согласно п. 1 статьи 114 Налогового кодекса налоговая санкция считается мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом п. 2 данной статьи уточняет, что в качестве санкции используется наложение денежного взыскания в виде штрафа, который определяется действующим законодательством.
В зависимости от вида нарушения штрафы по Налоговому кодексу могут применяться в следующем размере:
- нарушение срока подачи заявления о постановке на учет налогоплательщиком в налоговый орган влечет наложение штрафа в размере 10 000 рублей.
- осуществление деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговой карается взысканием штрафа в размере 10% от прибыли, полученной в течение указанного времени в результате таковой деятельности, но не менее 40 000 рублей.
- несоблюдение порядка подачи налоговой декларации в электронной форме влечет наложение денежного взыскания в сумме 200 рублей.
- неуплата или частичная уплата сумм налога, сбора, страхового взноса влечет взыскание штрафа в сумме 20% от неуплаченной суммы налога, сбора, страхового взноса.
Что же касается наложения санкций по КоАП, то их размер определен в главе 15 соответствующего кодекса. По аналогичным видам правонарушений, которые были рассмотрены ранее, КоАП регламентирует следующее:
- нарушение срока подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей.
- нарушение установленных сроков подачи налоговой декларации по месту учета наказывается предупреждением или наложением штрафа на должностных лиц от 300 до 500 рублей.
Таким образом, к ответственности по КоАП привлекаются только должностные лица, которые могли совершить нарушение закона в ходе неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных инструкций. Что же касается физических лиц, и лиц, имеющих статус ИП, то они в соответствии со ст. 15.4-15.9 и 15.11 КоАП к административной ответственности не привлекаются.
Особенностью уголовного наказания за совершение налоговых нарушений служит то, что к ней привлекаются исключительно физические лица.
Примечательно и то, что к уголовной ответственности за совершение налоговых правонарушений привлекаются только
физические лица. Если организация нарушит закон, к ее директору или главному бухгалтеру будут применены санкции, хотя в некоторых случаях возможно и привлечение к ответственности учредителей или иных лиц, имевших непосредственное влияние на осуществление их деятельности [3].
Условием для установления тяжести преступления выступает размер причиненного ущерба. Анализируя статьи Уголовного кодекса, относящиеся к налоговым преступлениям, можно выделить две категории причиняемого ущерба: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений величина, которой должен соответствовать ущерб для отнесения его к определенной категории, будет разной. Хотя, факт неуплаты налога в меньшем размере, чем установлено Уголовным кодексом для крупного размера не может быть квалифицированно как уголовное преступление [7]. Такой феномен отнюдь не означает, что виновное лицо не будет привлечено к ответственности, так как обязанность по оплате денежных взысканий, установленных КоАП у правонарушителя, сохраняется. Однако, законодатель предусматривает послабление в адрес лиц, впервые привлеченных к такой ответственности и оплативших задолженность перед государством за свой деликт, а также погасивших все штрафы и приравненные к ним денежные санкции. Для правонарушителей, которые совершили деяние, предусмотренное ст. 199.2 Уголовного кодекса такая «льгота» не предусмотрена.
В заключение, хотелось бы сказать о том, что юридическая ответственность представляет собой механизм оперативного регулирования конкретных правоотношений. Правоотношения можно разделить на частноправовые и публичные. В публичных правоотношениях в качестве одной из сторон всегда выступает государство как властный институт.
Налоговые правоотношения носят публично-правовой характер, ведь в данных правоотношениях всегда участвует государство, а обязанность платить налоги является общеобязательной.
Понятие налоговых правоотношений представляет собой отношения социального характера, возникающие в связи с потребностью государства взимания налогов и сборов с общества, которые подконтрольны налоговому праву с целью привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение соответствующих норм.
Однако, в научных изданиях не существует до сих пор единого мнения авторов по поводу того, что же все-таки означает термин налоговое правонарушение. Этот вопрос на данный момент является открытым и актуальным, и при том до сих пор обсуждаемым в обществе именитых авторов.
Стоит отметить, что правоотношения в налоговой сфере защищаются и подконтрольны не только налоговому праву, но и административному, и даже уголовному.