Актуальность процессуально-правового исследования вопросов осуществления правосудия военно-судебными органами Российской Федерации (далее — военными судами РФ) обусловлена тем, что военные суды РФ, относящиеся к федеральным судам в судебной системе Российской Федерации являются одним из двух ее составных элементов.
Это во-первых. И, во-вторых, являясь федеральными судами (как и кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды) они составляют систему судов общей юрисдикции, и по сути есть единственные специализированные суды в этой совокупности судебных органов[1] [2].
Иллюстрацией изложенного служит позиция Верховного Суда РФ, который в своем постановлении констатирует следующее: в настоящее время в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных государственных органах Российской Федерации осуществляют правосудие 107 гарнизонных военных судов (в том числе 5 гарнизонных военных судов осуществляют правосудие за пределами Российской Федерации) и 12 окружных (флотских) военных судов. В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Судебная коллегия по делам военнослужащих В военных судах Российской Федерации проходят службу 884 судьи (по штату)2.
Динамика рассмотрения судебных дел военными судами РФ с момента их формирования как судебных органов современного российского государства (с его образования в 1991 г.) убедительно свидетельствует об их возрастающих количественных показателях. Так, ежели в 1993 г. военные суды разрешили примерно 3 тыс. заявлений об оспаривании незаконных деяний органов военного управления, командиров (начальников), то в 2001 г. — больше 211 тыс., в 2011 г. — 75 256. За предыдущие три года этот параметр равноправен 60000-70000 публично-правовым спорам об оспаривании военнослужащими, гражданами, которые были уволены с армейской службы, деяний (бездействия) и решений управомоченных субъектов органов военного управления, ущемляющих их права и законные интересы [1].
Вполне уместно отметить так же и то, что военные суды как единственные специализированные суды судебной системы российского государства рассматривают и разрешают судебные дела не только в Вооруженных Силах, а так же и в других войсках, воинских формированиях и органах, где допускается военная служба, например, в войсках национальной гвардии России, Федеральной службы безопасности, Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и иных федеральных органах власти. Так, в отношении военнослужащих, проходящих армейскую службу не в Вооруженных Силах России, а в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена армейская служба, военными судами рассматривается от 20 до 30 % уголовных, гражданских и административных дел от всех рассмотренных категорий дел. Примерно в таком же процентном соотношении разрешаются споры публично-правового характера и материалы о применении дисциплинарного ареста.
Из изложенного следует, что Вооруженные Силы государства, иные воинские формирования и органы могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено
- О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О создании, об упразднении некоторых военных судов и об образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов»: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 июня 2018 года № 24 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 7.
на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государственной власти являются военные суды [2].
Проводимый вкратце историко-правовой анализ организации и деятельности военно-судебных органов Российского государства констатирует их социально значимую необходимость как специализированной подсистемы судов в структуре судебных органов. Исходя из применения таких критериев как законодательное закрепление организационно-правовых основ, функциональных особенностей деятельности и статуса должностных лиц военно-судебных органов Н.А. Петуховым обоснованно сформулированы этапы развития военных судов в Российской Федерации:
- первый этап (реформы Петра I, военно-судебные реформы 1864-1867 гг.) характеризуется созданием военных судов в соответствии с отдельными соответствующими историческими принципами государственного судоустройства. Рассматриваемый этап связан с принятием Военного устава 1715-1716гг., Военно-судебного устава 1867 г.;
- второй этап (с октября 1917 г. до 1991 г.) обусловлен созданием и функционированием военных трибуналов. Этап связан с принятием Положений о революционных военных трибуналах от 1919, 1920 и 1926 гг. и Положений о военных трибуналах 1958 и 1980 гг.;
- третий период (с 1991 г. по настоящее время) характеризуется комплексным и последовательным подходом к законодательному регулированию организации и функционирования военно-судебных органов, где узаконены их структура, а так же правомочия должностных лиц военных судов (постановления Президиума Верховного Совета РСФСР 28 декабря 1991 г. «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР», 13 января 1992 г «О военных трибуналах», федеральный закон 3 декабря 1994 г. № 55-ФЗ «О некоторых вопросах создания и функционирования военных судов и органов военной юстиции» [3].
Пример HTML-страницы
23 июня 1999 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» (далее — Закон)[3] [4]. С его принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В названом нормативном акте узаконена система военных судов, которая состоит из гарнизонных военных судов (как судов первой инстанции), окружных (флотских) военных судов (как судов второй инстанции) и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (как суда высшей, третьей инстанции). Кроме того, впервые на законодательном уровне определено, что в случаях, предусмотренных международными договорами, допускается создание военных судов за границей российского государства, если там дислоцируются российские воинские формирования, по месту их дислокации.
Число и дислокация военных судов обусловлены учетом территории, где расположены обслуживаемые военные организации, их численного состава и необходимого количества должностных лиц военных судов для обеспечения принципа доступности правосудия военнослужащим и обоснованной процессуально-правовой нагрузкой по разрешению гражданских и уголовных дел, дел публично-правового характера спора, оснований для наложения дисциплинарного ареста военными судами. Это позволяет гарантировать результативность рассмотрения судебных дел и законность судебной защиты военнослужащих, чьи права и интересы нарушены или оспариваются и проходящих армейскую службу в пределах границ соответствующих субъектов России. Вместе с тем достигается решение вопроса оптимизации финансовых расходов на возмещение процессуально-правовых издержек, обусловленных затратами на обеспечение участия к месту организации рассмотрения судебных дел и другим денежными тратами.
Окружные (флотские) военные суды в условиях сегодняшнего дня функционируют в границах узаконенных территориальных округов, состоящих из определенного числа субъектов Российской Федерации, сообразно федеральному закону от 27 декабря 2009 г. № 345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов» В то же время они не обременены аспектами военно-административного и административно-территориального разделения субъектов Российской Федерации, что отвечает концепции, изложенной в законопроекте ради заново организовываемых апелляционных и кассационных судов.
В 2014 г. в связи с принятием и вступлением в силу федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и на его основании реформирования структуры Верховного Суда Российской Федерации Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации была преобразована в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Фе- дерации4.
Таким образом, характеризуя современную систему военных судов следует отметить, что подавляющее большинство судебных дел в военных судах по существу рассматриваются по первой инстанции в гарнизонных военных судах. Вышестоящие по структуре над гарнизонными военными судами окружные (флотские) военные суды и Военная коллегия по делам военнослужащих Верховного
- О Верховном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ, 2014, № 6, ст. 550.
Суда Российской Федерации выступали — до 1 октября 2019 г. — в основном в качестве судебных инстанций по пересмотру не вступивших (апелляционное производство) и вступивших (кассационное и надзорное производство) в законную силу судебных постановлений.
В завершение отметим, что судебная реформа, проводимая в Российской Федерации с начала 2010-х гг не обошла стороной и структуру военных судов. Это касается военно-судебных органов апелляционной и кассационной инстанций. Так, с 1 октября 2019 г. функции пересмотра судебных постановлений, не вступивших в законную силу и вынесенных гарнизонными военными судами возложены на специально созданный Апелляционный военный суд (Московская обл. г.о. Власиха). Пересмотр судебных постановлений, вынесенных гарнизонными военными судами, Апелляционным военным судом, вступившими в законную силу осуществляется специально созданным для этого Кассационным военным судом (г. Новосибирск)[5]. Таким образом, функции апелляции и кассации переданы в специально созданные военно-судебные органы. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что создание и начало функционирования в системе военносудебных органов Апелляционного и Кассационного военных судов будет способствовать, по мнению авторов, объективности, законности и обоснованности выносимых военными судами судебных постановлений.
МОГИЛЕВСКИЙ Григорий Александрович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданскою права Новосибирского ордена Жукова военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, доцент кафедры административного, финансового и корпоративного права Новосибирского государственного университета экономики и управления
КОМИССАРОВ Алексей Валерьевич
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права Новосибирского ордена Жукова военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, полковник юстиции