Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Актуальные вопросы осуществления правосудия военно-судебными органами Российской Федерации:история и современность

Актуальность процессуально-правового исследова­ния вопросов осуществления правосудия военно-судеб­ными органами Российской Федерации (далее — воен­ными судами РФ) обусловлена тем, что военные суды РФ, относящиеся к федеральным судам в судебной системе Российской Федерации являются одним из двух ее со­ставных элементов.

Это во-первых. И, во-вторых, являясь федеральными судами (как и кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды) они со­ставляют систему судов общей юрисдикции, и по сути есть единственные специализированные суды в этой сово­купности судебных органов[1] [2].

Иллюстрацией изложенного служит позиция Вер­ховного Суда РФ, который в своем постановлении кон­статирует следующее: в настоящее время в Вооруженных

Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных государственных орга­нах Российской Федерации осуществляют правосудие 107 гарнизонных военных судов (в том числе 5 гарнизонных военных судов осуществляют правосудие за пределами Российской Федерации) и 12 окружных (флотских) воен­ных судов. В составе Верховного Суда Российской Феде­рации действует Судебная коллегия по делам военнослу­жащих В военных судах Российской Федерации проходят службу 884 судьи (по штату)2.

Динамика рассмотрения судебных дел военными су­дами РФ с момента их формирования как судебных ор­ганов современного российского государства (с его об­разования в 1991 г.) убедительно свидетельствует об их возрастающих количественных показателях. Так, ежели в 1993 г. военные суды разрешили примерно 3 тыс. за­явлений об оспаривании незаконных деяний органов во­енного управления, командиров (начальников), то в 2001 г. — больше 211 тыс., в 2011 г. — 75 256. За предыдущие три года этот параметр равноправен 60000-70000 публич­но-правовым спорам об оспаривании военнослужащими, гражданами, которые были уволены с армейской служ­бы, деяний (бездействия) и решений управомоченных субъектов органов военного управления, ущемляющих их права и законные интересы [1].

Вполне уместно отметить так же и то, что военные суды как единственные специализированные суды судеб­ной системы российского государства рассматривают и разрешают судебные дела не только в Вооруженных Си­лах, а так же и в других войсках, воинских формировани­ях и органах, где допускается военная служба, например, в войсках национальной гвардии России, Федеральной службы безопасности, Министерстве по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и иных федеральных органах власти. Так, в отношении военнослужащих, про­ходящих армейскую службу не в Вооруженных Силах России, а в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена армейская служба, во­енными судами рассматривается от 20 до 30 % уголовных, гражданских и административных дел от всех рассмотрен­ных категорий дел. Примерно в таком же процентном соотношении разрешаются споры публично-правового характера и материалы о применении дисциплинарного ареста.

Из изложенного следует, что Вооруженные Силы го­сударства, иные воинские формирования и органы могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основан­ный на законах строгий воинский порядок, когда лич­ность, права и интересы военнослужащих защищены пра­вовыми средствами. Выполнение этих задач возложено

  • О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О созда­нии, об упразднении некоторых военных судов и об образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов»: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 июня 2018 года № 24 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 7.

на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государ­ственной власти являются военные суды [2].

Проводимый вкратце историко-правовой анализ организации и деятельности военно-судебных органов Российского государства констатирует их социально значимую необходимость как специализированной под­системы судов в структуре судебных органов. Исходя из применения таких критериев как законодательное закре­пление организационно-правовых основ, функциональ­ных особенностей деятельности и статуса должностных лиц военно-судебных органов Н.А. Петуховым обоснован­но сформулированы этапы развития военных судов в Рос­сийской Федерации:

  • первый этап (реформы Петра I, военно-судебные реформы 1864-1867 гг.) характеризуется созданием воен­ных судов в соответствии с отдельными соответствующи­ми историческими принципами государственного судо­устройства. Рассматриваемый этап связан с принятием Военного устава 1715-1716гг., Военно-судебного устава 1867 г.;
  • второй этап (с октября 1917 г. до 1991 г.) обусловлен созданием и функционированием военных трибуналов. Этап связан с принятием Положений о революционных военных трибуналах от 1919, 1920 и 1926 гг. и Положений о военных трибуналах 1958 и 1980 гг.;
  • третий период (с 1991 г. по настоящее время) ха­рактеризуется комплексным и последовательным под­ходом к законодательному регулированию организации и функционирования военно-судебных органов, где уза­конены их структура, а так же правомочия должностных лиц военных судов (постановления Президиума Верхов­ного Совета РСФСР 28 декабря 1991 г. «О военно-судеб­ных органах, дислоцированных на территории РСФСР», 13 января 1992 г «О военных трибуналах», федеральный закон 3 декабря 1994 г. № 55-ФЗ «О некоторых вопросах создания и функционирования военных судов и органов военной юстиции» [3]. Пример HTML-страницы

23 июня 1999 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «О воен­ных судах Российской Федерации» (далее — Закон)[3] [4]. С его принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы Российской Фе­дерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом за­конности и справедливости в таких важнейших государ­ственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В названом нормативном акте узаконена система во­енных судов, которая состоит из гарнизонных военных су­дов (как судов первой инстанции), окружных (флотских) военных судов (как судов второй инстанции) и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (как суда высшей, третьей инстанции). Кроме того, впервые на законодательном уровне определено, что в случаях, пред­усмотренных международными договорами, допускается создание военных судов за границей российского государ­ства, если там дислоцируются российские воинские фор­мирования, по месту их дислокации.

Число и дислокация военных судов обусловлены учетом территории, где расположены обслуживаемые военные организации, их численного состава и необхо­димого количества должностных лиц военных судов для обеспечения принципа доступности правосудия воен­нослужащим и обоснованной процессуально-правовой нагрузкой по разрешению гражданских и уголовных дел, дел публично-правового характера спора, оснований для наложения дисциплинарного ареста военными судами. Это позволяет гарантировать результативность рассмо­трения судебных дел и законность судебной защиты воен­нослужащих, чьи права и интересы нарушены или оспа­риваются и проходящих армейскую службу в пределах границ соответствующих субъектов России. Вместе с тем достигается решение вопроса оптимизации финансовых расходов на возмещение процессуально-правовых издер­жек, обусловленных затратами на обеспечение участия к месту организации рассмотрения судебных дел и другим денежными тратами.

Окружные (флотские) военные суды в условиях се­годняшнего дня функционируют в границах узаконенных территориальных округов, состоящих из определенно­го числа субъектов Российской Федерации, сообразно федеральному закону от 27 декабря 2009 г. № 345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) во­енных судов» В то же время они не обременены аспектами военно-административного и административно-террито­риального разделения субъектов Российской Федерации, что отвечает концепции, изложенной в законопроекте ради заново организовываемых апелляционных и касса­ционных судов.

В 2014 г. в связи с принятием и вступлением в силу федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и на его основании рефор­мирования структуры Верховного Суда Российской Фе­дерации Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации была преобразована в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Фе- дерации4.

Таким образом, характеризуя современную систему военных судов следует отметить, что подавляющее боль­шинство судебных дел в военных судах по существу рас­сматриваются по первой инстанции в гарнизонных воен­ных судах. Вышестоящие по структуре над гарнизонными военными судами окружные (флотские) военные суды и Военная коллегия по делам военнослужащих Верховного

  • О Верховном Суде Российской Федерации: федеральный кон­ституционный закон от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ, 2014, № 6, ст. 550.

Суда Российской Федерации выступали — до 1 октября 2019 г. — в основном в качестве судебных инстанций по пересмотру не вступивших (апелляционное производ­ство) и вступивших (кассационное и надзорное производ­ство) в законную силу судебных постановлений.

В завершение отметим, что судебная реформа, про­водимая в Российской Федерации с начала 2010-х гг не обошла стороной и структуру военных судов. Это касается военно-судебных органов апелляционной и кассационной инстанций. Так, с 1 октября 2019 г. функции пересмотра судебных постановлений, не вступивших в законную силу и вынесенных гарнизонными военными судами возложе­ны на специально созданный Апелляционный военный суд (Московская обл. г.о. Власиха). Пересмотр судебных постановлений, вынесенных гарнизонными военными су­дами, Апелляционным военным судом, вступившими в за­конную силу осуществляется специально созданным для этого Кассационным военным судом (г. Новосибирск)[5]. Таким образом, функции апелляции и кассации пере­даны в специально созданные военно-судебные органы. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что создание и начало функционирования в системе военно­судебных органов Апелляционного и Кассационного во­енных судов будет способствовать, по мнению авторов, объективности, законности и обоснованности выносимых военными судами судебных постановлений.

МОГИЛЕВСКИЙ Григорий Александрович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданскою права Новосибирского ордена Жукова военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, доцент кафедры административного, финансового и корпоративного права Новосибирского государственного университета экономики и управления

КОМИССАРОВ Алексей Валерьевич
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права Новосибирского ордена Жукова военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, полковник юстиции

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях