В октябре 2017 г. в рамках четвертой конференции высокого уровня «Наш Океан» на тему угроз безопасности на море, организованной Управление ООН по наркотикам и преступности (далее - УНП ООН) совместно с Верховным представителем Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини и Комиссаром ЕС по морским делам и рыболовству Кармену Велле, обсуждались вопросы борьбы с преступностью и обеспечения правосудия в открытом море. Глава УНП ООН Ю. Федотов заявил, что «Пиратство, наркоторговля, преступления против живой природы, торговля людьми, незаконный ввоз мигрантов: транснациональная организованная преступность представляет серьезную угрозу безопасности на море и на суше».
УНП ООН поддерживает справедливые судебные процессы над пиратами и развивает возможности морских правоохранительных органов, включая спасение мигрантов в море.
Также глава Программы по борьбе с морскими преступлениями УНП ООН Алан Коул сообщил, что организация поддерживает государства, которые противостоят организованной преступности в океане. Усилия по борьбе с транснациональными преступлениями требуют справедливого и эффективного правового регулирования, а также квалифицированного персонала правоохранительных органов, работающих на море.
На примере Республики Сомали можно увидеть, как эти преступления совершаются в одной акватории и взаимосвязаны.
Береговая линия Республики Сомали довольно протяженная, несмотря на это государство не обладает достаточным потенциалом для обеспечения безопасности на море, которая сейчас обеспечивается в основном за счет патрулирования акватории в рамках международных операций. Наряду с этой проблемой количество других видов преступлений, совершаемых на море, увеличивается, а уголовное преследование преступников и судопроизводство остаются слабыми, что позволяет беспрепятственно развиваться преступности.
Несмотря на то, что казалось бы проблема слабого обеспечения безопасности на море одного довольно отдаленного государства Республики Сомали является его проблемой, она затрагивает интересы многих государств, поскольку геостратегическое местоположение акватории между конфликтными зонами в Африке и на Ближнем Востоке предоставляет прибыльные возможности для контрабандистов, торговцев людьми и транснациональных преступных организаций.
Джибутийский кодекс поведения Международной морской организации, который регулирует вопросы пресечения пиратства, вооруженного разбоя против судов и незаконной морской деятельности в западной части Индийского океана и Аденского залива 12 января 2017 г. был дополнен таким преступлением как незаконный, нерегулируемый, несообщаемый промысел, а также включил в себя понятие «организованная транснациональная преступность на море», которая в свою очередь состоит из любого действия: торговля оружием; незаконная торговля видами дикой фауны и другими объектами в нарушение Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; торговля людьми; торговля наркотиками и психотропными веществами; пиратство и вооруженный разбой против судов; незаконная бункеровка нефти; кража сырой нефти; контрабанда людей; незаконный сброс токсичных отходов.
Береговая линия Республики Сомали простирается от Республики Джибути до Республики Кения, и, включая акваторию исключительной экономической зоны, составляет 825.000 квадратных километров. Воды Республики Сомали богаты рыбными ресурсами, которые охотно эксплуатируют иностранные рыболовецкие суда.
Незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел (далее - ННН промысел) в сомалийских водах стал большой проблемой для государства, а слабый потенциал государства по обеспечению безопасности на море дает возможность преступности увеличиваться.
Политическая нестабильность в Республике Сомали, порождает и проблемы конкуренции, и несоответствие правовых норм, регулирующих рыболовство на федеральном и региональном уровне. Такие проблемы создают пробелы, позволяющие избежать ответственности.
Кроме того, потенциал региональных властей более слабый, а международные операции по патрулированию в целях пресечения пиратской деятельности не уполномочены бороться с ННН промыслом.
ННН промысел помимо экономического ущерба государству также приводит к истощению ресурсов, влияет на экологическую обстановку из-за разрушительных методов рыболовства, например, траление и чрезмерный отлов рыбы.
Низкие доходы от рыболовства, недоверие правительству, конкуренция с иностранными рыбаками, снижение запасов рыбы, бедность населения способствуют тому, чтобы рыбаки бросали легальную работу и уходили в преступную среду.
Еще одной из серьезных проблем, представляющей угрозу безопасности на море, является незаконный оборот оружия и боеприпасов. Незащищенность морских границ Республики Сомали дает возможность беспрепятственно заниматься преступной деятельностью. По мнению ... «незаконный ввоз оружия в Сомали непосредственно для террористической группировки Аш-Шабааб является прямой угрозой для Федерального Правительства Сомали».
Торговля оружием и боеприпасами проходит через сложный преступный путь, связывающий конфликты в Республике Код-д'Ивуар, Республике Судан и Сирийской Арабской Республике.
Поставка оружия осуществляется также в западной части Индийского океана, что создает новые преступные сети. Виды поставляемого оружия разнообразны: от боевого оружия до реактивных штурмовых гранат. Незаконные производители оружия, включая тех, кто занимался производством бомб в Афганистане, Иране и Сирии также являются частью этой сети.
Торговля оружием это ответная реакция на слабое обеспечение безопасности как на суше, так и территориальном море Республики Сомали. Такая торговля противоречит Резолюции ООН 1747 (2007).
Считается, что порт Мукала в Республике Йемен, Босас- со и Калуула являются основными для транзита оружия.
27 февраля 2016 г. было перехвачено каботажное судно, перевозившее 2 197 ед. оружия, произведенного в Китайской Народной Республике, Республике Болгария, Румынии и Российской Федерации, пунктом назначения по данным GPS был порт Калуула.
Также в 2016 г. были зафиксированы еще 2 случая перевозки оружия. В 2017 г. перевозка оружия между Исламской Республикой Иран, Республикой Сомали и Республикой Йемен активизировались. Только в январе 2017 г. было перехвачено 3 поставки оружия, которое предназначалось террористическим группировкам, в частности Аш-Шабааб.
Безусловно процветанию черного рынка оружия способствует слабая экономика и правоохранительная система, в том числе и глобальная бедность населения, для которого выбор поиска заработка в нелегальной сфере проставляется более привлекательным, а иногда и единственно возможным.
Поставка оружия и конфликты в этом регионе темно связаны, через Республику Сомали поставлялось оружие в конфликтные регионы в Республике Уганда, Республике Южный Судан, Республике Конго, Республике Йемен и Сирийской Арабской Республике.
До недавнего времени оружие и боеприпасы можно было приобрести открыто на черном рынке в Магадишу, Ба- каара, а мелкокалиберное оружие в Босассо, Бурао, Гальму- дук.
Считается, что из-за подъема эмбарго на поставки оружия ООН в 2013 г. его поставки на черный рынок по государственным каналам увеличились. Оружие неограниченное в числе, но ограниченное по калибру было импортировано из Китая и Чехии.
Любой конфликт в регионе может влиять на активность черного рынка оружия в Республике Сомали, таким образом, необходимо предпринимать согласованные действия между государствами и международными организация для стабилизации конфликтов, тем самым эти усилия повлияют на сокращение спроса на оружие.
Наряду с перечисленными преступления серьёзной проблемой для Республики Сомали стала торговля людьми и незаконная миграция.
Ежегодно бесчисленное количество мигрантов и беженцев предпринимают попытки достичь Аравийского полуострова и Европы через Африканский Рог. В основной причинами их миграции является политические конфликты, гуманитарный кризис, которые присущи регионам Северной Африки и Ближнему Востоку.
Республика Сомали для миграции из Африки в Европу является привлекательной как с точки зрения водных пространств, так и сухопутных.
Важно отметить, что влияние такого сдвига миграции через Республику Сомали открывает возможности для преступников в сфере торговли людьми, контрабанды и иных незаконных действий.
Маршруты миграции из Африки и Ближнего Востока пролегают через Сахару, Аденский залив, Красное море и Средиземное море.
По причине длительных политических конфликтов и часто меняющихся экономических условий, слабая правоохранительная система и пограничный контроль Республики Сомали позволяют мигрантам пользоваться этими возможностями для незаконной миграции, а непосредственно акватория Республики Сомали стала маршрутом миграции после начала военного конфликта в Республике Йемен, поскольку на море особенно хорошо развиты преступные сети и крайне слабый государственный контроль прибрежной зоны.
Привлекательность маршрута через Республику Сомали зависит от ситуации на границе. До 2014 г. мигранты проходили через Республику Джибути, Ливию и Республику Судан, но после увеличения стоимости маршрута через Средиземное море и развитие преступной сети незаконного ввоза мигрантов в Пунтленд и Республику Йемен маршрут миграции переместился в Аденский залив.
Также новые законы в сфере труда в Королевстве Саудовская Аравия и ухудшение гуманитарной ситуации в Республике Йемен сделали сомалийский регион основным пунктом назначения для мигрантов, и в результате развития инфраструктуры контрабанды увеличилась миграция в обоих направлениях.
Однако следует заметить, что миграция через Республику Сомали представляет угрозу самим мигрантам, поскольку из-за высокого уровня преступности они могут стать предметом торговли. Более того эта проблема усугубляется активным присутствием представителей террористических группировок Аль-Каиды и Аш-Шабааба, которые участвуют в похищении людей, сексуальном и физическом насилии, а также похищении людей с целью выкупа, принудительного домашнего рабства и попрошайничества на улицах.
По данным Регионального секретариата смешанной миграции, в 2014 г. зафиксировано 16 500 жертв торговли людьми, в числе которых были женщины, прибывшие в Республику Йемен в период с 2011 по 2013 гг.
Также сообщается о жертвах среди мигрантов, которые подверглись сексуальному насилию, женщины и девочки выбрасывались с лодок в море после перенесенного надругательства.
В то время как международные усилия по борьбе с пиратством сократили число пиратских нападений, акцент преступности сместился в сферу незаконной миграции. Эта проблема в акватории Аденского залива не привлекает большого внимания, как например возле Европейских границ, поэтому вымогательство, незаконная миграция, похищение людей, торговля людьми остается прибыльной и относительно бесконтрольной преступной деятельностью.
В настоящее время мандаты международных операций по патрулированию зон с повышенной активностью пиратов ограничивают их возможности. Они могут вмешиваться только в тех случаях, когда существует непосредственная угроза жизни людей.
Еще одним преступлением, угрожающим безопасности морского судоходства, является пиратство. Волна активности пиратства пришлась на период с 2005 по 2012 гг., которая представляла серьезную угрозу безопасности в акватории западной части Индийского океана и Аденского залива. В основном цель пиратов было получение выкупа в обмен за захваченное судно и экипаж.
В 2016 г. международное сообщество наблюдало заметное снижение активности пиратства, например, были зафиксированы лишь попытки нападений, по сравнению с успешными угонами 49 судов в 2010 г.
Снижение активности нападений пиратов происходит благодаря проведению международных операций по патрулированию зон с повышенной активностью пиратов, но такие меры носят временный характер, и при свертывании операций пиратство снова станет активным. Пиратство не ликвидировано, моряки продолжают сталкиваться с попытками нападений пиратов в различных регионах.
Зачастую увеличение актов пиратства является следствием внутригосударственных конфликтов прибрежных стран, например, конфликт между группировкой хуситов и правительством Республики Йемен повысил угрозу безопасности на море в Аденском заливе и Баб-эль-Мандебском проливе.
В соответствии с данными ИМО всего (с момента начала ведения статистики 1984 г.) на декабрь 2016 г. было совершено 7567 пиратских нападений и актов вооруженного разбоя против судов.
Сегодня можно выделить три зоны с повышенной активностью пиратов: Западная Африка, Восточная Африка, азиатский регион.
В 2017 г. вдоль побережья Восточной Африки в Индийском океане было зафиксировано 67 случаев пиратства и вооруженного разбоя на море, 27 из которых совершены в открытом море.
Важно отметить, что преступники были вооружены огнестрельным и холодным оружием.
В рамках международных операций таких как: Объединенные морские силы CTF-151, операция НАТО «Океанский щит», операция Европейского Союза «Аталанта» в 2016 г. было задействовано 31 судно.
В целях обеспечения безопасности перевозчики вынуждены обращаться к услугам ЧОП. Поскольку деятельность ЧОП не урегулирована на международном уровне, репутация некоторых компаний вызывает сомнения, например, компания «Блэкуотер», в феврале 2009 года переименована в «Xe» — частная американская охранная компания, являющаяся по сути частной армией, насчитывающей примерно 2,5 тысячи наемников и 25 тысяч солдат в резерве.
Эта компания прославилась убийством 17 мирных граждан Ирака 16 сентября 2007 г. ее сотрудниками, охранявшими дипломатический конвой Государственного департамента США, которые устроили перестрелку на центральной площади Багдада.
Несмотря на то, что при сопровождении ЧОП судов нападения на них совершается редко, использование таких компаний не способствует борьбе с пиратством, а скорее представляется выгодным бизнесом.
Все превентивные методы защиты, применяемые на судах, использование услуг ЧОП, увеличение скорости прохода опасных зон приводит к большим затратам, и возможность только конкретному судну избежать нападение, и совершенно не влияет на борьбу, а тем более на ликвидацию пиратства. Крайне важно для решения проблемы с пиратством обеспечить неотвратимость наказания за него. В 2016 г. Управления ООН по наркотикам и преступности потратило 6 491 090 дол. США. на уголовное преследование пиратов. Так в 2016 г. в Кении было рассмотрено 17 дел, в Маврикии рассмотрено 1 дело, на Сейшельских Островах рассмотрено 13 дел.
Несмотря на то, что нападения на суда пиратов продолжаются, их сокращение вводит в заблуждение международное сообщество, которое воспринимает пиратство как угрозу прошлого и перестает уделять должное внимание борьбе с ним.
Например, операция НАТО «Океанский щит «Формально завершила свою активную работу в 2016 г.
В разгар сомалийского пиратства с 2008 по 2010 гг. были предприняты серьезные усилия международного сообщества по пресечению актов пиратства, однако снижение преступности одного преступления повлекло увеличение количества иных транснациональных преступлений. А операции по борьбе с пиратством наделены узкими полномочиями, и бороться с иными преступлениями не могут.
Как показывает исследование проблем, связанных с безопасностью мореплавания в Аденском заливе, их причина находится на суше, а именно политический конфликт, который как следствие делает государство слабым и неспособным обеспечить безопасность. Региональные конфликты изменили потоки миграции людей, увеличив тем самым незаконную миграцию, торговлю людьми, незаконный оборот оружия. Слабая экономика и правоохранительная система позволяют развиваться экстремистским группировкам таких как Аш-Шабааб. Небезопасная морская среда позволяет разрастаться организованным преступным группам, которые легко подстраиваются под изменения в регионе.
Уже в 2017 г. наблюдалось увеличение активности пиратства. Представляется, что все преступления связаны между собой, поскольку порождаются отсутствием контроля безопасности на море и используются в целях финансирования терроризма.
Преступные группы легко адаптируются при проведении узконаправленных операций, которые не пресекают деятельность преступных сетей, а препятствуют совершению отдельных преступлений. Поэтому только комплексный подход может принести результат в борьбе с преступностью, а неминуемость наказания сможет обеспечить стабильность достигнутого.
Для решения проблем в акватории Аденского залива необходимо комплексно бороться с транснациональными преступлениями, безусловно при помощи международных операций с широким мандатом как на море, так и на суше.
СОКИРКИН Владимир Алексеевич
кандидат юридических наук