Научная статья посвящена проблеме развития профессиональной компетентности муниципальных служащих как фактору повышения эффективности деятельности органов муниципальной власти.
В настоящей работе авторами предпринята попытка предложить свое определение понятию «профессиональная компетентность муниципального служащего», под которым понимается совокупность мягких (soft skills) и жестких (hard skills) навыков муниципального служащего, обеспечивающих его эффективное осуществление профессиональной деятельности. Представлены некоторые организационно-образовательные условия, способствующие более эффективному процессу развития профессиональной компетентности муниципальных служащих. Среди которых выделены следующие: внедрение метода «ассессмент-центр»; содержание курсов дополнительного профессионального образования на основе личностно-ориентированного подхода; совершенствование системы наставничества. Авторы утверждают, что предложенный подход к выделению организационно-образовательных условий развития профессиональной компетентности муниципальных служащих, позволил бы не только упорядочить теоретические подходы к изучению профессиональной компетентности муниципальных служащих, но также и совершенствовать практическую деятельность по их развитию.
Ключевые слова: профессионализм, компетентность, профессиональная компетентность, муниципальные служащие, метод «ассессмент-центр», личностно-ориентированный подход, система наставничества.
ФРОЛОВА Елена Вячеславовна
старший преподаватель Юридического института Югорского государственного университета
УСТЬЯНЦЕВА Анна Дмитриевна
ассистент Института академического дизайна Югорского государственного университета
FROLOVA Elena Vyacheslavovna
senior lecturer of the Institute of Law of the Yugra State University
USTYANTSEVA Anna Dmitrievna
assistant of the Institute of Academic Design of the Yugra State University
THE CONCEPT OF “PROFESSIONAL COMPETENCE OF MUNICIPAL EMPLOYEES” AND ITS FORMATION IN CONDITIONS OF LIFELONG EDUCATION
The scientific article is devoted to the problem of developing the professional competence of municipal employees as a factor in improving the efficiency of the activities of municipal authorities. In this paper, the authors attempted to offer their own definition of the concept of "professional competence of a municipal employee", which is understood as a set of soft (soft skills) and hard (hard skills) skills of a municipal employee, ensuring his effective implementation of professional activities. Some organizational and educational conditions are presented that contribute to a more effective process of developing the professional competence of municipal employees. Among which are the following: the introduction of the "assessment center" method; the content of additional professional education courses based on a student-centered approach; improvement of the mentoring system. The authors argue that the proposed approach to identifying organizational and educational conditions for the development of professional competence of municipal employees would not only streamline theoretical approaches to the study of professional competence of municipal employees, but also improve practical activities for their development.
Keywords: professionalism, competence, professional competence, municipal employees, assessment center method, personality- oriented approach, mentoring system.
Муниципальная служба в Российской Федерации является одним из основных инструментов различного рода преобразований в структуре власти, области национальной безопасности и социально-экономической сфере. В России становление муниципальной службы осуществлялось в достаточно сложных, противоречивых и нестабильных условиях. Формирование института муниципальной службы в своем развитии значительно отставало от общего темпа социально-экономических реформ. Издержки нерешенных проблем муниципальной службы в настоящее время, как следствие, проявляются в снижении эффективности деятельности органов муниципальной власти, недостаточной обеспеченности квалифицированными кадрами и их текучесть, снижении престижа муниципальной службы и т.д. Настоящие проблемы призвана решить реформа муниципальной службы в Российской Федерации в интересах развития гражданского общества и укрепления государства.
В условиях реформирования системы муниципальной службы в Российской Федерации осуществление поиска и нахождения путей, способствующих развитию профессиональной компетентности муниципальных служащих выступает одной из приоритетных задач современного российского государства. В котором институт муниципальной власти непрерывно совершенствуется, разрабатываются новые и наиболее эффективные способы управления, соответствующие современным внешним и внутренним вызовам. Поскольку именно профессиональная компетентность муниципальных служащих выступает одним из основных факторов повышения эффективности деятельности органов муниципальной власти и одновременно является залогом существования развитой страны.
Муниципальная служба, согласно Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) (далее - настоящий Федеральный закон), - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)[1].
С другой стороны, в современной юридической литературе муниципальная служба определяется как:
- вид трудовой деятельности, осуществляемой на постоянной профессиональной основе работниками муниципальных органов в целях выполнения задач и функций муниципального образования (М.Д. Баглай) [1];
- обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (А.А. Немчинов, А.М. Володин) [2];
- профессиональная деятельность служащих на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий (Ю.Н. Старилов) [3].
По своему содержанию муниципальная служба представляет собой профессиональную управленческую деятельность. Органы муниципального управления в рамках действующего законодательства реализуют такие методы административной власти, как планирование, прогнозирование, управление, организацию, контроль. С помощью которых муниципальной службой проводятся в жизнь решения, программы, нормы, правила, запреты и предписания органов местного самоуправления» [4].
Муниципальная служба в Российской Федерации основана на определенных принципах, через которые наиболее полно раскрывается сущность данной службы. Эти принципы являются правовыми и закрепляются в статье 4 настоящего Федерального закона. Каждый из них в отдельности отражает не все объективные закономерности деятельности органов муниципальной власти, а только некоторые из них. В то же время все принципы муниципальной службы достаточно тесно взаимосвязаны между собой. Поскольку соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо одного принципа отрицательно сказывается на выполнение других и т.д.
В рамках изучаемой темы настоящей статьи, далее целесообразно обратиться к более детальному рассмотрению одного из таких принципов муниципальной службы в Российской Федерации - принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Данный принцип положен в основу всего кадрового обеспечения муниципальной службы. Вместе с тем он наряду с другими отражает суть муниципальной службы и оказывает значительное влияние на эффективность ее деятельности. Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих основывается на следующих базовых понятиях: «профессионализм» и «компетентность».
Под термином «профессионализм» следует понимать исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей за регулярно получаемое денежное вознаграждение. Который выступает в качестве стимулятора расширения знаний, накопления опыта профессиональной деятельности, развития организаторских способностей, поддержания стабильно высокого уровня служебной и исполнительской дисциплины.
Профессионализм достаточно тесно связан с дефиницией «компетентность» (от лат. rampetens - соответствующий, способный), под содержанием которой определяется доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации, а также наличие умений и навыков (владений), способствующих эффективной реализации этих знаний в практической деятельности [5].
Таким образом, можно утверждать, что профессионализм и компетентность в совокупности представляют собой глубокие и всесторонние знания, а также практические умения и навыки (владения) в области общественно-полезной деятельности муниципальных служащих.
Реализации принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих должны способствовать закрепленные в законодательстве квалификационные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение должности муниципальной службы. Так, в статье 9 настоящего Федерального закона установлены следующие квалификационные требования: к уровню профессионального образования; стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности; знаниям и умениям (владениям), необходимым для исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей. Данные требования закреплены в муниципальных правовых актах на основе типовых квалификационных требований для занятия должностей муниципальной службы, которые определяются законодательством субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В условиях энергично меняющейся социально-экономической ситуации, политической нестабильности все более возрастает актуальность проблемы эффективного управления муниципальным образованием. Одним из критериев эффективного управления выступает уровень профессионального развития муниципальных служащих, направленный на поддержание и повышение служащими уровня их квалификации. Профессиональное развитие муниципальных служащих включает в себя получение дополнительного профессионального образования (профессиональная подготовка, повышение квалификации и стажировка) и иные мероприятия, направленные на непрерывное профессиональное развитие. В данных целях осуществляется активное финансовое обеспечение в соответствии с муниципальными правовыми актами. Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, муниципальный служащий имеет право на повышение квалификации за счет средств местного бюджета.
Таким образом, особенности деятельности муниципальной службы и специфика принятия профессионально важных управленческих решений обуславливают необходимость наличия определенных установленных требований к личности муниципального служащего, предъявляемые со стороны их профессиональной компетентности. Поскольку профессиональная компетентность выступает в качестве меры освоения профессиональных знаний и умений (владений), без которых не осуществима эффективная деятельность органов муниципальной власти и одновременно является «ядром» профессионализма и результатом профессионализации их деятельности.
Современные подходы к определению понятия «профессиональная компетентность» весьма различны в зависимости от сферы научного познания. Поскольку в каждой науке выделяется особый аспект изучения данного феномена. Так, например, в педагогике рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности, ее содержательное наполнение и технологический аспект процесса формирования.
Впервые в 80-х годах в зарубежной педагогике сформировалось понятие «компетентность», а в 1988 году была опубликована научная статья В. Ландшеера на тему: «Концепция минимальной компетентности». В которой результат образования рассматривался как профессиональная компетентность личности.
В трудах ученых (G.K. Britell, R.M. Jueger, W.E. Blank и др.) термин «профессиональная компетентность» определяется как: углубленность знания; состояния адекватного выполнения задачи; способности к актуальному выполнению деятельности [6].
В работах отечественных ученых (Э.Ф. Зеер, В.А. Сласте- нина, А.К. Марковой, Н.С. Розова, Н.В.Кузьминой, Л.М. Митиной, А.С.Белкина и др.) теоретические аспекты проблемы профессиональной компетентности рассматривались в педагогическом ключе.
По мнению Л.М. Митиной профессиональная компетентность является характеристикой, которая отображает деловые и личностные качества специалиста, отображает уровень знаний, умений, опыта, достаточных для того, чтобы достичь цели в определенном виде профессиональной деятельности, а также моральную позицию специалиста [7].
Э.Ф. Зеер рассматривает профессиональную компетентность как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [8].
А.К. Маркова под профессиональной компетентностью понимает сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции [9].
Таким образом, можно заключить, что профессиональная компетентность зависит от знаний и умений (владений) специалиста, его психических качеств, подготовленности, способности к саморазвитию и т.д.
Под профессиональной компетенцией муниципального служащего определяют: круг проблем, относящихся к его полномочиям, правам и обязанностям [10]; навыки и умения, теоретические знания, связанные с должностными полномочиями и функциями; и др. В первую очередь, это связано с вопросами планирования, координирования, регулирования, организации, анализа ситуации, выработки решения. В целом, собственно все то, что предполагает управление и управленческий цикл (А.Ф. Мурашко).
Систематизируя представленные подходы к пониманию содержания профессиональной компетентности муниципального служащего, можно сформулировать следующее определение в настоящей статье. Профессиональная компетентность муниципального служащего - это совокупность мягких (soft skills) и жестких (hard skills) навыков муниципального служащего, обеспечивающих его эффективное осуществление профессиональной деятельности.
Международной ассоциацией управления городами и районами (ICMA) в 1991 году был разработан перечень следующих ключевых компетенций, необходимых для осуществления эффективной деятельности муниципального управляющего: управление персоналом; политическое содействие; организация услуг; стратегическое лидерство; приверженность демократическим принципам; организационное планирование и менеджмент; коммуникация; целостность [11].
А.Ф. Мурашко, изучая в психологическом ключе проблему профессиональной компетентности различных категорий муниципальных служащих, определил следующий перечень показателей профессиональных и личных качеств:
- Категория - «руководитель» (наряду с перечисленными ниже показателями качеств, руководители должны обладать качествами, предъявляемыми и к специалисту): способность самостоятельно принимать решения; оперативность принятия и реализации решений; общая эрудиция и кругозор; организаторские способности; профессиональная предприимчивость с учетом требований рынка; чувство долга и ответственности; способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; умение держать слово; принципиальность, честность; умение вести деловые переговоры; способность создать нормальные взаимоотношения в коллективе (психологический климат); восприимчивость к критике; умение видеть, поддерживать и применять новое, передовое; склонность советоваться с коллективом; умение создать сплоченный коллектив; умение эффективно и последовательно организовать работу по взаимосвязи с другими отделами, ведомственными и отраслевыми организациями, госорганами, отраслями, субъектами Российской Федерации.
- Категория - «специалист»: профессиональная компетентность; знание отечественного и зарубежного опыта; полнота, оперативность и качество выполнения работ и заданий; интенсивность труда; творческая активность (наличие авторских свидетельств, печатных работ); энергичность и целеустремленность; умение четко излагать свои мысли письменно и устно; аналитические способности; дисциплинированность; владение иностранными языками; работа над повышением своей квалификации; умение не допускать личностных конфликтов с сотрудниками; ответственность за порученное дело; инициативность в работе; стремление довести начатое дело до конца; умение строить деловые взаимоотношения; работоспособность.
Несмотря на существование в науке различных подходов к определению видов профессиональных компетенций в сфере муниципального управления, они являются ограничены системой нормативно-правового регулирования муниципальной службы. Хотя и охватывают практически те же сферы компетенций, как и в управленческой компетенции в области коммерческой деятельности. За последние годы в России предпринимаются попытки представить муниципального служащего как соответствие конкретной модели профессиональных компетенций. Это обусловлено, как уже отмечалось ранее, происходящими реформами на современном этапе в организации муниципальной службы, требующими от кадрового персонала освоения новых знаний, овладения новыми методами и технологиями аттестации муниципальных служащих с использованием современных научных разработок.
Важно отметить, что деятельность, направленная на развитие профессиональной компетентности муниципальных служащих должна охватывать все этапы формирования и развития личности муниципального служащего. Очень важную роль при этом играют начальные этапы формирования муниципального служащего, поскольку именно на них происходит формирование ценностного фундамента личности будущего муниципального служащего и комплекса знаний, умений (владений), практическое применение которых позволит добиваться значимых для государства и общества целей.
Процесс развития профессиональной компетентности муниципальных служащих, будет более эффективным, если обеспечить создание следующих организационно-образовательных условий:
- Во-первых, внедрение метода «ассессмент-центр». Сущность данной технологии заключается в организации и проведении с муниципальными служащими деловых игр, а также внедрение кейс-метода (Case study). Данный метод можно применять с целью оценки (проверки) уже сформированного уровня профессиональной компетентности муниципальных служащих и развитие у них мультидисциплинарного подхода к решению проблемы, а также для проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- Во-вторых, содержание курсов дополнительного профессионального образования должно разрабатываться на основе личностно-ориентированного подхода. Основным процессом личностно-ориентированного обучения выступает самопознание и активная внутренняя позиция личности муниципального служащего. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении позволит создать адекватную потребностям и возможностям личности и общества систему, которая наиболее полно сформирует у служащих определенный уровень профессиональной компетентности;
- В-третьих, совершенствование системы наставничества. Мы разделяем идею Д. Клаттербака, который выделяет в своем труде «Каждый нуждается в наставнике: забота о таланте в вашей организации» североамериканскую концепцию наставничества. Такая модель называется «Спонсорским наставничеством» (Sponsoring mentoring). Основой таких отношений должен являться авторитет и влияние наставника. В роли которого может выступать прямой руководитель обучаемого или группы обучаемых. Основная задача на- ставника-руководителя - давать рекомендации и направлять поведение протеже. Европейское понимание наставничества, предполагает, что наставник обладает скорее большим опытом в том или ином вопросе, чем большим влиянием. Данные отношения носят двусторонний характер, в которых происходит обмен опытом, обе стороны ведут себя на равных, отношения строятся на основе доверия.
Таким образом, дополнительные пути и способы развития профессиональной компетентности муниципальных служащих напрямую влияют на повышение эффективности их деятельности и уровня мотивационного фона.
В заключении хотелось бы отметить, что развитие профессиональной компетентности является естественной потребностью муниципальных служащих и способствует повышению их уровня мотивации. Однако для того, чтобы данная потребность стала центральной необходимо создание определенных организационно-образовательных условий.