Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Профессиональная компетентность муниципальных служащих и ее развитие в условиях непрерывного образования

Научная статья посвящена проблеме развития профессиональной компетентности муниципальных служащих как фактору повышения эффективности деятельности органов муниципальной власти.

В настоящей работе авторами предпринята попытка предложить свое определение понятию «профессиональная компетентность муниципального служащего», под которым понимается совокупность мягких (soft skills) и жестких (hard skills) навыков муниципального служащего, обеспечивающих его эффективное осуществление профессиональной деятельности. Представлены некоторые организационно-образовательные условия, способствующие более эффективному процессу развития профессиональной компетентности муниципальных служащих. Среди которых выделены следующие: внедрение метода «ассессмент-центр»; содержание курсов дополнительного профессионального образования на основе личностно-ориентированного подхода; совершенствование системы наставничества. Авторы утверждают, что предложенный подход к выделению организационно-образовательных условий развития профессиональной компетентности муниципальных служащих, позволил бы не только упорядочить теоретические подходы к изучению профессиональной компетентности муниципальных служащих, но также и совершенствовать практическую деятельность по их развитию.

Ключевые слова: профессионализм, компетентность, профессиональная компетентность, муниципальные служащие, метод «ассессмент-центр», личностно-ориентированный подход, система наставничества.

ФРОЛОВА Елена Вячеславовна
старший преподаватель Юридического института Югорского государственного университета

УСТЬЯНЦЕВА Анна Дмитриевна
ассистент Института академического дизайна Югорского государственного университета

FROLOVA Elena Vyacheslavovna

senior lecturer of the Institute of Law of the Yugra State University

USTYANTSEVA Anna Dmitrievna

assistant of the Institute of Academic Design of the Yugra State University

THE CONCEPT OF “PROFESSIONAL COMPETENCE OF MUNICIPAL EMPLOYEES” AND ITS FORMATION IN CONDITIONS OF LIFELONG EDUCATION

The scientific article is devoted to the problem of developing the professional competence of municipal employees as a factor in improving the efficiency of the activities of municipal authorities. In this paper, the authors attempted to offer their own definition of the concept of "professional competence of a municipal employee", which is understood as a set of soft (soft skills) and hard (hard skills) skills of a municipal employee, ensuring his effective implementation of professional activities. Some organizational and educational conditions are presented that contribute to a more effective process of developing the professional competence of municipal employees. Among which are the following: the introduction of the "assessment center" method; the content of additional professional education courses based on a student-centered approach; improvement of the mentoring system. The authors argue that the proposed approach to identifying organizational and educational conditions for the development of professional competence of municipal employees would not only streamline theoretical approaches to the study of professional competence of municipal employees, but also improve practical activities for their development.

Keywords: professionalism, competence, professional competence, municipal employees, assessment center method, personality- oriented approach, mentoring system.

Муниципальная служба в Российской Федерации яв­ляется одним из основных инструментов различного рода преобразований в структуре власти, области националь­ной безопасности и социально-экономической сфере. В России становление муниципальной службы осущест­влялось в достаточно сложных, противоречивых и не­стабильных условиях. Формирование института муници­пальной службы в своем развитии значительно отставало от общего темпа социально-экономических реформ. Из­держки нерешенных проблем муниципальной службы в настоящее время, как следствие, проявляются в снижении эффективности деятельности органов муниципальной власти, недостаточной обеспеченности квалифицирован­ными кадрами и их текучесть, снижении престижа муни­ципальной службы и т.д. Настоящие проблемы призвана решить реформа муниципальной службы в Российской Федерации в интересах развития гражданского общества и укрепления государства.

В условиях реформирования системы муниципальной службы в Российской Федерации осуществление поиска и на­хождения путей, способствующих развитию профессиональ­ной компетентности муниципальных служащих выступает одной из приоритетных задач современного российского государства. В котором институт муниципальной власти не­прерывно совершенствуется, разрабатываются новые и наи­более эффективные способы управления, соответствующие современным внешним и внутренним вызовам. Поскольку именно профессиональная компетентность муниципальных служащих выступает одним из основных факторов повыше­ния эффективности деятельности органов муниципальной власти и одновременно является залогом существования раз­витой страны.

Муниципальная служба, согласно Федеральному за­кону «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) (далее - настоящий Федеральный закон), - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем за­ключения трудового договора (контракта)[1].

С другой стороны, в современной юридической литера­туре муниципальная служба определяется как:

  • вид трудовой деятельности, осуществляемой на посто­янной профессиональной основе работниками муниципаль­ных органов в целях выполнения задач и функций муници­пального образования (М.Д. Баглай) [1];
  • обеспечение реализации полномочий органов местно­го самоуправления и должностных лиц местного самоуправ­ления (А.А. Немчинов, А.М. Володин) [2];
  • профессиональная деятельность служащих на посто­янной основе в органах местного самоуправления по испол­нению их полномочий (Ю.Н. Старилов) [3].

По своему содержанию муниципальная служба пред­ставляет собой профессиональную управленческую дея­тельность. Органы муниципального управления в рамках действующего законодательства реализуют такие методы административной власти, как планирование, прогнозирова­ние, управление, организацию, контроль. С помощью кото­рых муниципальной службой проводятся в жизнь решения, программы, нормы, правила, запреты и предписания орга­нов местного самоуправления» [4].

Муниципальная служба в Российской Федерации осно­вана на определенных принципах, через которые наиболее полно раскрывается сущность данной службы. Эти принци­пы являются правовыми и закрепляются в статье 4 настоя­щего Федерального закона. Каждый из них в отдельности отражает не все объективные закономерности деятельности органов муниципальной власти, а только некоторые из них. В то же время все принципы муниципальной службы доста­точно тесно взаимосвязаны между собой. Поскольку соблю­дение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо одного принципа отрицательно ска­зывается на выполнение других и т.д.

В рамках изучаемой темы настоящей статьи, далее це­лесообразно обратиться к более детальному рассмотрению одного из таких принципов муниципальной службы в Рос­сийской Федерации - принципу профессионализма и ком­петентности муниципальных служащих. Данный принцип положен в основу всего кадрового обеспечения муниципаль­ной службы. Вместе с тем он наряду с другими отражает суть муниципальной службы и оказывает значительное влияние на эффективность ее деятельности. Принцип профессиона­лизма и компетентности муниципальных служащих основы­вается на следующих базовых понятиях: «профессионализм» и «компетентность».

Под термином «профессионализм» следует понимать исполнение муниципальным служащим своих должност­ных обязанностей за регулярно получаемое денежное воз­награждение. Который выступает в качестве стимулятора расширения знаний, накопления опыта профессиональной деятельности, развития организаторских способностей, под­держания стабильно высокого уровня служебной и исполни­тельской дисциплины.

Профессионализм достаточно тесно связан с дефиници­ей «компетентность» (от лат. rampetens - соответствующий, способный), под содержанием которой определяется доско­нальное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации, а также наличие умений и навыков (владений), способствующих эффективной реализа­ции этих знаний в практической деятельности [5].

Таким образом, можно утверждать, что профессиона­лизм и компетентность в совокупности представляют собой глубокие и всесторонние знания, а также практические уме­ния и навыки (владения) в области общественно-полезной деятельности муниципальных служащих.

Реализации принципа профессионализма и компе­тентности муниципальных служащих должны способство­вать закрепленные в законодательстве квалификационные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на за­мещение должности муниципальной службы. Так, в статье 9 настоящего Федерального закона установлены следующие квалификационные требования: к уровню профессиональ­ного образования; стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности; знаниям и умениям (владениям), необходимым для исполнения муниципальными служащи­ми своих должностных обязанностей. Данные требования за­креплены в муниципальных правовых актах на основе типо­вых квалификационных требований для занятия должностей муниципальной службы, которые определяются законода­тельством субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В условиях энергично меняющейся социально-эконо­мической ситуации, политической нестабильности все более возрастает актуальность проблемы эффективного управле­ния муниципальным образованием. Одним из критериев эффективного управления выступает уровень профессио­нального развития муниципальных служащих, направлен­ный на поддержание и повышение служащими уровня их квалификации. Профессиональное развитие муниципаль­ных служащих включает в себя получение дополнительного профессионального образования (профессиональная под­готовка, повышение квалификации и стажировка) и иные мероприятия, направленные на непрерывное профессио­нальное развитие. В данных целях осуществляется активное финансовое обеспечение в соответствии с муниципальными правовыми актами. Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, муниципальный служащий имеет право на повышение квалификации за счет средств местного бюджета.

Таким образом, особенности деятельности муниципаль­ной службы и специфика принятия профессионально важ­ных управленческих решений обуславливают необходимость наличия определенных установленных требований к лично­сти муниципального служащего, предъявляемые со стороны их профессиональной компетентности. Поскольку профес­сиональная компетентность выступает в качестве меры ос­воения профессиональных знаний и умений (владений), без которых не осуществима эффективная деятельность органов муниципальной власти и одновременно является «ядром» профессионализма и результатом профессионализации их деятельности.

Современные подходы к определению понятия «про­фессиональная компетентность» весьма различны в зависи­мости от сферы научного познания. Поскольку в каждой на­уке выделяется особый аспект изучения данного феномена. Так, например, в педагогике рассматривается проблема фор­мирования профессиональной компетентности, ее содер­жательное наполнение и технологический аспект процесса формирования.

Впервые в 80-х годах в зарубежной педагогике сформи­ровалось понятие «компетентность», а в 1988 году была опу­бликована научная статья В. Ландшеера на тему: «Концепция минимальной компетентности». В которой результат обра­зования рассматривался как профессиональная компетент­ность личности.

В трудах ученых (G.K. Britell, R.M. Jueger, W.E. Blank и др.) термин «профессиональная компетентность» определя­ется как: углубленность знания; состояния адекватного вы­полнения задачи; способности к актуальному выполнению деятельности [6]. Пример HTML-страницы

В работах отечественных ученых (Э.Ф. Зеер, В.А. Сласте- нина, А.К. Марковой, Н.С. Розова, Н.В.Кузьминой, Л.М. Ми­тиной, А.С.Белкина и др.) теоретические аспекты проблемы профессиональной компетентности рассматривались в педа­гогическом ключе.

По мнению Л.М. Митиной профессиональная компе­тентность является характеристикой, которая отображает деловые и личностные качества специалиста, отобража­ет уровень знаний, умений, опыта, достаточных для того, чтобы достичь цели в определенном виде профессиональ­ной деятельности, а также моральную позицию специ­алиста [7].

Э.Ф. Зеер рассматривает профессиональную компетент­ность как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [8].

А.К. Маркова под профессиональной компетентностью понимает сочетание психических качеств, психическое со­стояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответ­ственно (действенная компетентность), обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции [9].

Таким образом, можно заключить, что профессиональ­ная компетентность зависит от знаний и умений (владений) специалиста, его психических качеств, подготовленности, способности к саморазвитию и т.д.

Под профессиональной компетенцией муниципально­го служащего определяют: круг проблем, относящихся к его полномочиям, правам и обязанностям [10]; навыки и умения, теоретические знания, связанные с должностными полномо­чиями и функциями; и др. В первую очередь, это связано с вопросами планирования, координирования, регулирова­ния, организации, анализа ситуации, выработки решения. В целом, собственно все то, что предполагает управление и управленческий цикл (А.Ф. Мурашко).

Систематизируя представленные подходы к понима­нию содержания профессиональной компетентности муни­ципального служащего, можно сформулировать следующее определение в настоящей статье. Профессиональная компе­тентность муниципального служащего - это совокупность мягких (soft skills) и жестких (hard skills) навыков муници­пального служащего, обеспечивающих его эффективное осу­ществление профессиональной деятельности.

Международной ассоциацией управления городами и районами (ICMA) в 1991 году был разработан перечень сле­дующих ключевых компетенций, необходимых для осущест­вления эффективной деятельности муниципального управ­ляющего: управление персоналом; политическое содействие; организация услуг; стратегическое лидерство; привержен­ность демократическим принципам; организационное пла­нирование и менеджмент; коммуникация; целостность [11].

А.Ф. Мурашко, изучая в психологическом ключе про­блему профессиональной компетентности различных кате­горий муниципальных служащих, определил следующий перечень показателей профессиональных и личных качеств:

  1. Категория - «руководитель» (наряду с перечислен­ными ниже показателями качеств, руководители должны обладать качествами, предъявляемыми и к специалисту): способность самостоятельно принимать решения; оператив­ность принятия и реализации решений; общая эрудиция и кругозор; организаторские способности; профессиональная предприимчивость с учетом требований рынка; чувство дол­га и ответственности; способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возника­ющих проблем; умение держать слово; принципиальность, честность; умение вести деловые переговоры; способность создать нормальные взаимоотношения в коллективе (пси­хологический климат); восприимчивость к критике; умение видеть, поддерживать и применять новое, передовое; склон­ность советоваться с коллективом; умение создать сплочен­ный коллектив; умение эффективно и последовательно организовать работу по взаимосвязи с другими отделами, ве­домственными и отраслевыми организациями, госорганами, отраслями, субъектами Российской Федерации.
  2. Категория - «специалист»: профессиональная ком­петентность; знание отечественного и зарубежного опыта; полнота, оперативность и качество выполнения работ и за­даний; интенсивность труда; творческая активность (нали­чие авторских свидетельств, печатных работ); энергичность и целеустремленность; умение четко излагать свои мысли письменно и устно; аналитические способности; дисципли­нированность; владение иностранными языками; работа над повышением своей квалификации; умение не допускать личностных конфликтов с сотрудниками; ответственность за порученное дело; инициативность в работе; стремление до­вести начатое дело до конца; умение строить деловые взаи­моотношения; работоспособность.

Несмотря на существование в науке различных подхо­дов к определению видов профессиональных компетенций в сфере муниципального управления, они являются ограни­чены системой нормативно-правового регулирования муни­ципальной службы. Хотя и охватывают практически те же сферы компетенций, как и в управленческой компетенции в области коммерческой деятельности. За последние годы в России предпринимаются попытки представить муници­пального служащего как соответствие конкретной модели профессиональных компетенций. Это обусловлено, как уже отмечалось ранее, происходящими реформами на современном этапе в организации муниципальной службы, тре­бующими от кадрового персонала освоения новых знаний, овладения новыми методами и технологиями аттестации муниципальных служащих с использованием современных научных разработок.

Важно отметить, что деятельность, направленная на раз­витие профессиональной компетентности муниципальных служащих должна охватывать все этапы формирования и развития личности муниципального служащего. Очень важ­ную роль при этом играют начальные этапы формирования муниципального служащего, поскольку именно на них про­исходит формирование ценностного фундамента личности будущего муниципального служащего и комплекса знаний, умений (владений), практическое применение которых по­зволит добиваться значимых для государства и общества це­лей.

Процесс развития профессиональной компетентности муниципальных служащих, будет более эффективным, если обеспечить создание следующих организационно-образова­тельных условий:

  • Во-первых, внедрение метода «ассессмент-центр». Сущность данной технологии заключается в организации и проведении с муниципальными служащими деловых игр, а также внедрение кейс-метода (Case study). Данный метод можно применять с целью оценки (проверки) уже сформи­рованного уровня профессиональной компетентности муни­ципальных служащих и развитие у них мультидисциплинар­ного подхода к решению проблемы, а также для проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципаль­ной службы;
  • Во-вторых, содержание курсов дополнительного профессионального образования должно разрабатываться на основе личностно-ориентированного подхода. Основ­ным процессом личностно-ориентированного обучения выступает самопознание и активная внутренняя позиция личности муниципального служащего. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении позво­лит создать адекватную потребностям и возможностям личности и общества систему, которая наиболее полно сформирует у служащих определенный уровень профес­сиональной компетентности;
  • В-третьих, совершенствование системы наставниче­ства. Мы разделяем идею Д. Клаттербака, который выделя­ет в своем труде «Каждый нуждается в наставнике: забота о таланте в вашей организации» североамериканскую концеп­цию наставничества. Такая модель называется «Спонсорским наставничеством» (Sponsoring mentoring). Основой таких от­ношений должен являться авторитет и влияние наставника. В роли которого может выступать прямой руководитель обучаемого или группы обучаемых. Основная задача на- ставника-руководителя - давать рекомендации и направлять поведение протеже. Европейское понимание наставниче­ства, предполагает, что наставник обладает скорее большим опытом в том или ином вопросе, чем большим влиянием. Данные отношения носят двусторонний характер, в которых происходит обмен опытом, обе стороны ведут себя на рав­ных, отношения строятся на основе доверия.

Таким образом, дополнительные пути и способы раз­вития профессиональной компетентности муниципальных служащих напрямую влияют на повышение эффективности их деятельности и уровня мотивационного фона.

В заключении хотелось бы отметить, что развитие про­фессиональной компетентности является естественной по­требностью муниципальных служащих и способствует повы­шению их уровня мотивации. Однако для того, чтобы данная потребность стала центральной необходимо создание опре­деленных организационно-образовательных условий.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях