Обеспечение национальной безопасности страны - это целостность, независимость, суверенитет государства, основанный на функционировании и развитии межгосударственных структур архитектуры безопасности.
Качественность параметров государственного контроля над вооружением является основой безопасного развития современного состояния государства, отражается на показателях национальной безопасности через призму верификационной деятельности страны. Цель данной статьи - исследование основных этапов создания и функционирования Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) в качестве субъекта региональной и международной безопасности.
В современном мире происходят радикальные изменения. Главной тенденцией мирового развития стала глобализация, вызванная технологическими изменениями. С одной стороны, растет взаимозависимость стран и регионов, а с другой - усиливается разрыв между богатыми и бедными государствами, обостряются социально-экономические, социально-политические, этнокультурные противоречия внутри стран. Поэтому поддержание безопасности требует новых подходов, нового уровня межгосударственного взаимодействия, что обусловливает необходимость исследования ОДКБ как системы многоуровневой безопасности.
Что касается вопроса научных исследований на тему ОДКБ, то постепенно накапливается соответствующая историографическая база, в которой однако над комплексными исследованиями заметно доминируют аналитические статьи, доклады, рабочие документы и отчеты СМИ. В комплексных работах история ОДКБ чаще рассматривается в более широком контексте военно-политического сотрудничества на постсоветском пространстве. Практическая и научная актуальность изучения характеристик деятельности ОДКБ, перспектив ее развития обосновывается необходимостью аналитического обеспечения ее функционирования в достаточно сложном и нестабильном регионе. Среди последних исследований и публикаций, в которых рассматриваются основы деятельности ОДКБ, можно назвать труды таких ученых, как: Башаратьян М., Быстренко В., Кембаев Ж., Никитина Ю., Новиков А., Файзуллаев Д., Шишков Ю.
Военно-политическая деятельность государства осуществляется не в вакууме. Она должна, так или иначе, соотноситься с аналогичной деятельностью других стран, их внешней политикой и военными возможностями. Эта деятельность может быть ориентирована на проведение той или иной линии, которая варьируется от конфронтации с потенциальными противниками к конструктивному взаимодействию с союзниками. Иными словами сфера военного поддержания безопасности - это не просто поле автономной деятельности государства, но и специфическая сфера ее взаимоотношений с другими странами.
Сотрудничество государств в военной сфере должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению международного мира и безопасности. Экономические двусторонние и многосторонние связи стран - это первая и наиболее естественная форма отношений, на основе которых возникают и развиваются военно-политические связи. В свою очередь увеличение военно-политической солидарности осуществляет стимулирующее влияние на процессы экономической интеграции. Военно-экономические связи как таковые, когда они присутствуют в системе отношений, представляют собой важную часть взаимодействия. Взаимодействие без существенных военно-экономических связей, как правило, не имеет долгосрочного, устойчивого характера, обладает ограниченной, тактической ценностью (которая, конечно, в какой-то момент может быть и весьма значительной). Одной из ключевых проблем как теории, так и практики в военнополитической сфере (так и международных отношениях в целом) является проблема устойчивости блоков и объединений. Опыт прошлых лет показывает, что каждый блок или объединение тем устойчивее, чем больше степень совпадения политической и экономической сфер сотрудничества. Таким образом, стремление к их максимально возможному совпадению имеет объективный характер, вне зависимости от целей и задач, которые преследуются той или иной коалицией государств.
На месте бывшего Советского Союза возникло 15 независимых стран. Они были вынуждены решать экономические, социальные, политические и другие вопросы как независимые государства. Одним из важных вопросов жизнедеятельности независимых государств было обеспечение безопасности. В данный период возникла потребность в создании новой системы безопасности на постсоветском пространстве. Россия, как наиболее влиятельное государство, стремилась объединить лояльные к себе страны в единую политику безопасности организации. Кроме того, в среде политических элит хранились старые стереотипы относительно общности пути развития этих стран. Несмотря на ослабленное положение России на международной арене в 1990-е гг. и экономический кризис, она все равно оставалась сильнейшей в военно-политическом и экономическом плане государством. Именно поэтому, на территории бывшего СССР совместные организации все еще зависели от внешнеполитической линии России.
После распада Советского Союза новые независимые государства не были готовы приспособиться к новым геополитическим условиям. Решение данного вопроса было возложено на Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, созданный на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 год в Ташкенте. В третьей статье Устава Организации договора коллективной безопасности отмечалось, что целью организации является укрепление мира, международной региональной безопасности и стабильности, защита независимости на коллективной основе, защита территориальной целостности государств-членов. Сначала Ташкентский договор подписали 6 стран - бывших членов СССР: Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан.
После некоторых раздумий относительно своего геополитического позиционирования Ташкентское соглашение в 1993 г. подписали и Азербайджан, Беларусь и Грузия. Армения рассматривает ОДКБ с председательством РФ как гаранта собственного суверенитета. Ключевым мотивом участия Беларуси в ОДКБ является стратегический курс на тесный политический союз с Россией. Казахстан и Кыргызстан опасались проникновения исламских экстремистов на свою территорию и всячески старались противодействовать формированию наркотрафика из Афганистана. Чтобы не допустить этого, им нужна была помощь России.
Ташкентское соглашение вступило в силу 20 апреля 1994 г., но в таком составе организация просуществовала до 1999 г. - тогда Грузия, Азербайджан и Узбекистан покинули ряды организации. Грузия была против вмешательства России в грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты. Азербайджан не был доволен позицией России в нагорно-карабахском конфликте. Узбекистан не был доволен тем, что через территорию Таджикистана и Кыргызстана на узбекскую территорию почти беспрепятственно проникли радикальные исламские группировки.
После разгона демонстраций в Андижане в 2005 г. Узбекистан решил изменить внешнеполитический курс и восстановить сближение с Россией и ее союзниками, ведь страны Запада критиковали Узбекистан за якобы недостаточное развитие на территории страны демократии. В 2006 году. Узбекистан возобновил свое членство в ОДКБ. Однако деятельность Узбекистана в организации, увы, не была полноценной, он иногда даже не участвовал во встречах глав государств и министров обороны. В связи с этим, в 2012 г. Узбекистану снова пришлось покинуть ОДКБ, причиной чему стали разногласия стран в отношении политики ОДКБ по афганскому направлению.
Окончательно ОДКБ была формально основана в 2002г. В нее вошло шесть республик бывшего СССР: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В сентябре 2003 г. Устав ОДКБ вступил в действие. Причины объединения именно этих стран в 2010 г. разъяснил генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа, который заявил, что ОДКБ возникла из-за того, что это было нужно всем подписантам договора. Члены ОДКБ понимали, что они самостоятельно не смогут обеспечить свою безопасность. Они нуждались в совместном решении проблемы, и для этого была создана Организация договора о коллективной безопасности. Фактически ОДКБ является ключевым субъектом региональной и межгосударственной безопасности России и ее основных союзников из числа республик бывшего СССР.
Согласно региональному принципу формирования системы коллективной безопасности и для планирования применения коалиций Совет коллективной безопасности ОДКБ определил три региона коллективной безопасности: Восточноевропейский, Кавказский и Центрально-азиатский. К ним условно прилегают морские зоны - соответственно Балтийская, Черноморская и Каспийская.
В декабре 2004 г. ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Это был важный момент для организации, ведь она получила общемировое признание. В 2000-х гг. ОДКБ начала сотрудничать с ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) - другой влиятельной организацией на евразийском пространстве.
В июне 2005 г. состоялся саммит президентов стран- членов ОДКБ, который определил основные направления работы организации. Обсуждались вопросы борьбы с терроризмом и наркотрафиком. Именно в этот период развития деятельности ОДКБ утвердилась как организация, которая будет играть самостоятельную стабилизирующую роль в системе глобальной региональной безопасности.
Ценность ОДКБ заключается в том, что Ташкентский договор 1992 стал для стран-участниц возможностью частично восстановить утраченные возможности в плане сотрудничества и обеспечения безопасности на постсоветском пространстве.
Что касается ориентиров организации в отношении обеспечения международной безопасности, то здесь стоит отметить проведение странами-участниками ОДКБ совместных консультаций, цель которых заключается в координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.
В июне 2004 г. на саммите ОДКБ в Астане был принят документ о расширении деятельности миротворческих сил, а в 2007 г. президенты стран-членов ОДКБ подписали Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ. С 2012 г. ежегодно проводятся учения Миротворческих сил ОДКБ, которые насчитывают 4 тыс. человек. Успех реализации планов ОДКБ в плане миротворческой деятельности можно увидеть на примере Грузии, где помощь организации значительным образом способствовала стабилизации ситуации в стране во время военных действий в 2008 г..
Как уже отмечалось, одним из направлений деятельности ОДКБ является сотрудничество с ШОС. Особенно важным событием в этом контексте было подписание Соглашения о сотрудничестве в вопросах безопасности между ШОС и ОДКБ в 2007 году. Эти организации имеют сходство в своих позициях в отношении межгосударственной безопасности. Также нужно отметить, что Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия являются одновременно членами и ШОС и ОДКБ. И это является важным фактором для дальнейшего сотрудничества обеих организаций.
В 2009 г. в ОДКБ было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования. Все члены организации договорились выделить для этих сил собственные воинские контингенты. Однако, наибольший вклад сделали Россия и Казахстан, которым из 15 тыс. военных принадлежит 13 тыс..
В 2009 г. бюджет ОДКБ был увеличен на 25%. Эволюция ОДКБ в 1990-х - 2000-х гг. свидетельствует о том, что эта организация постепенно набирает силы и представляет собой достаточно влиятельный субъект региональной и международной безопасности.
В 2012 г. было объявлено о создании Совета коллективной безопасности при ОДКБ, в который входят лидеры государств-участников. Совет коллективной безопасности уполномочен управлять военными силами ОДКБ и принимать решения об их применении.
В период с 2015 года одной из ключевых задач ОДКБ стало противодействие терроризму и обеспечение международной безопасности и мира. Так, на декабрьской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ особое внимание было уделено политике усиления странами-членами организации противодействия современному международному терроризму. По итогам сессии главами государств Организации принято совместное Заявление глав государств-членов о противодействии международному терроризму. Данный документ являет собой признание факта многократно возросшей угрозы терроризма в современном мире.
Как свидетельствуют положения Заявления, принятого ОДКБ, ключевым критерием стабильности безопасности на международном пространстве представляется перманентное сотрудничество в рамках существующих региональных интеграционных структур, усиление аспектов противодействия идеологии международного терроризма и экстремизма, мобилизация институтов гражданского общества, СМИ и религиозных конфессий. Странами-участниками ОДКБ подчеркивается особая роль содействия перекрытию источников финансирования терроризма и экстремизма, на основе профильных резолюций Совбеза ООН и международных стандартов ФАТФ. Так же Заявлением глав государств-членов ОДКБ о противодействии международному терроризму подтверждена закрепленная в Резолюции Совета Безопасности ООН № 2254 от 18 декабря 2015 г. решимость наращивать усилия в борьбе с терроризмом в Сирии при продвижении процесса мирного политического урегулирования.
Обзор деятельности международных региональных организаций, функционирующих в сфере безопасности, существующая практика их сотрудничества и перспективы взаимодействия с ОДКБ свидетельствуют о наличии широких возможностей для совместных действий, хотя и находятся в разной степени зависимости от характера и состава членов конкретной организации. В конечном счете, все эти организации должны дополнять усилия друг друга в сфере безопасности. Становление ОДКБ как полноценной региональной организации в решающем направлении международной и региональной безопасности противодействия новым угрозам и вызовам, делает ее привлекательной для нынешних и будущих партнеров.
Итак, оценивая развитие ОДКБ можно прийти к выводу, что ОДКБ стала полноценным субъектом региональной и международной безопасности. Многонациональная структура организации влияет на безопасность регионов, а национальные интересы стран и прямые двусторонние соглашения между ними являются приоритетными в рамках ОДКБ. Организация коллективной безопасности является действенным инструментом координации ответов на вызовы безопасности в регионе ее государств-членов.
ГОДОВАННЫЙ Александр Васильевич
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск