В статье рассматриваются органы местного самоуправления, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод несовершеннолетних; их правовое регулирование, задачи и отдельные функции.
Авторы разбирают порядок оснований способов данной деятельности и особенности функционирования комиссий в современных условиях. Авторы анализируют статьи из КОАП, отнесенных компетенции комиссии по делам несовершеннолетних. Рассмотрены спорные вопросы в практике применения некоторых норм данного кодекса.
Ключевые слова: местное самоуправление, административно-судебная деятельность, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
МАРИАНОВ Алихан Абдулаевич
кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания Дагестанского государственного педагогического университета
МУСАЕВ Казбек Батырович
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры экономико-правовых и общеобразовательных дисциплин (филиала) Дагестанского государственного университета в г. Избербаше
MARIANOV Alikhan Abdulaevich
Ph.D. in historical sciences, associate professor of Legal disciplines and teaching methodology sub-faculty of the Dagestan State Pedagogical University
MUSAEV Kazbek Batyrovich
Ph.D. in Law, senior lecturer of Economic, legal and general education disciplines sub-faculty of the Izberbash branch of the Dagestan State University
POWERS OF LOCAL AUTHORITIES TO ENSURE THE REALIZATION OF THE RIGHTS OF MINORS
The article deals with the local government bodies, the activity of which is aimed at protecting the rights and freedoms of minors; their legal regulation, tasks and some functions. The authors analyze the norms of the main directions of such activity and peculiarities of the functioning of commissions in modern conditions.
Keywords: local self-government, administrative-jurisdictional activity, commissions on minors’ affairs and protection of their rights.
Особое место в деятельности местного самоуправления занимают вопросы, связанные с реализацией прав несовершеннолетних.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются администрациями муниципалитетов и могут включать представителей государственных и общественных органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеющих опыт работы с несовершеннолетними, а также представителей других государственных и общественных органов и организаций.
Хорошо проявивший себя практика оптимизация при органах опеки и попечительства комиссий по защите прав детей, в которых заместителю начальника городского управления социальной защиты населения рекомендуется рассматривать такие сложные или спорные вопросы опеки и попечительства над детьми, как выдача разрешений на сделки с квартирами и другим имуществом, споры о воспитании детей, осуществление прав одного из родителей при раздельном проживании родителей и др. Муниципальные (районные, городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают во внимание дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23 и 20.22 Кодекса об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях, рассчитанный статьей 11.18 КоАП РФ, ко всему прочему дела об административных правонарушениях в сфере дорожного движения наблюдаются комиссиями по делам несовершеннолетних при наличии, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, направят его на рассмотрение указанной комиссии. Вместе с тем, комиссия по делам несовершеннолетних может учитывать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) или иными лицами, отнесенными к ведению этих комиссий законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.
В соответствии со статьей 23.2 ч.1 КоАП РФ [3] на комиссии по делам несовершеннолетних законодательно возложена обязанность рассматривать дела по статье 5.35. КоАП РФ. Однако, на наш взгляд, эта функция ошибочна, так как дела, подпадающие под данную статью, требуют мониторинга сообщений, обобщения доказательств вины родителей и четких, скоординированных мер. Эти меры организуют сами сотрудники органов профилактики. Иногда в составлении акта осмотра жилья ребенка принимает участие участковый инспектор по делам несовершеннолетних, он же составляет соответствующий протокол о правонарушении и, наконец, участвует в рассмотрении дела на заседании комиссии. Комиссия по делам несовершеннолетних также выносит решение, если вина родителей доказана. Опять же, мы имеем дело с конфликтом интересов сторон, но на практике сотрудники ПДН обычно не поднимают вопрос о самоотводе, который подразумевается КоАП РФ.
Протоколы и решения КДНиЗП о признании родителей виновными по статье 5.35 КоАП РФ становятся неоспоримый аргументами против них в суде, так как в судах превышает уверенность к информации, предоставляемой городской администрацией или государственными органами, и даже ее оспаривание является непреодолимым препятствием для родителей.
Мы считаем, что решение вопроса заключается в создании отдельного положения о КДНиЗП: порядок назначения представителей комиссии, их представительство, перечень задач, правовая основа, на которой они осуществляют свою деятельность. Работа с материалами ведется по КоАП РФ, а сбор доказательств в произвольной форме.
По нашему мнению, проверка жилищных условий несовершеннолетнего необходимо проводиться в порядке гражданского судопроизводства, если действия по проверке и заключение станут основными аргументами прокуратуры при рассмотрении дела. Мы считаем, что дела по ст. 5.35 КоАП РФ должны рассматриваться районными судами [4].
Как свидетельствует статистика, в основном половина (55 %) несовершеннолетних, в отношении которых комиссия по делам несовершеннолетних определила административные наказания, были привлечены к административной ответственности за правонарушения, связанные с употреблением наркотиков, психотропных веществ, алкогольной продукции и курением (ст. ст. 6.9, 6.24, 20.20, 20.21 КоАП). В большинстве случаев (83 %) родители (законные представители) несовершеннолетних были наказаны за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов.
Кроме того, анализ административно-судебной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав выявляет, что в их практике часто встречаются нарушения требований административного и административнопроцессуального законодательства.
- E. В. Ильгова полагает, что «по своей природе комиссии не являются ни органами власти, ни общественными органами, что подчеркивает их противоречивый характер. В целом, комиссии нельзя отнести ни к одной из органов государственной власти. Комиссии - это специальные государственные органы, наделенные полномочиями, которые, однако, не выходят за рамки системы профилактики» [2].
В. С. Чернобровкин рекомендует «возложить на специализированные суды только уголовно-правовую функцию комиссий по делам несовершеннолетних» [5]. Действующий КоАП РФ рассматривает комиссии по делам несовершеннолетних как основной субъект административных правоотношений в отношении несовершеннолетних. Часть 1 статьи 23.2. гласит, что районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних принимают во внимания дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22.
Одной из проблем, осложняющих выявление и установление состава правонарушения, когда речь идет о несовершеннолетних, является отсутствие нормативно скрепленных требований к возрасту правонарушителя. На наш взгляд, одним из признаков противоправных деяний, связанных с участием, является возраст лица, осуществляющего участие. Однако возраст субъекта как квалифицирующий признак преступного деяния установлен только в ст. ст. 150, 151 УК РФ, а также в ст. ст. 6.10, 6.23 КоАП РФ не содержат четко установленного и нормативно закрепленного возрастного ценза в 18 лет. В связи с этим возникают расхождения, касающиеся нормативного определения общего возраста субъекта административной ответственности и практики применения этих норм.
Согласно постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 года, несовершеннолетний, достигший возраста привлечения к административной ответственности, не может быть привлечен к ответственности по частям 1 и 2 статьи 6.10 КоАП РФ. Аналогично нельзя привлечь несовершеннолетних к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 6.23 КоАП РФ.
Такое основание считается логичным, кроме всего прочего на основе из части Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, статья 16 которого утверждает запрет на продажу алкогольной продукции лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Данная норма часто используется законодателем в качестве довода для определения субъекта административной ответственности как лица старше 18 лет.
К типичным нарушениям со стороны КДН и ЗП при подготовке и рассмотрении дел относятся следующие.
- родители не информируются о своих правах (противоречит ст. 29.7, ч. 1, п. 5 КоАП РФ), что нарушает их право на защиту;
- родителей не знакомят с документами дела, не выдают им копии (нарушение части 1 статьи 25.1, частей 4 и 6 статьи 28.2 КоАП РФ);
- протоколы, составленные участковым инспектором по делам несовершеннолетних, не проверяются на верность (в соответствии со статьей 28.2; частью 3 статьи 29.1 КоАП РФ) и на наличие нарушений;
- на заседания приглашаются только законные представители ребенка, в отношении которого участковый инспектор полиции составил протокол. Лица, выступавшие в качестве заявителей, не вызываются, свидетели не вызываются, даже если об этом просят законные представители (нарушение статьи 26.3 КоАП РФ).
По мнению С. С. Бойко, «должно полностью передать административно-правовые функции комиссий судам. Такая предоставление избавить эти органы от значительной части работы, позволит им сосредоточиться на защите прав и законных интересов несовершеннолетних, даст возможность создать комплексный правовой институт защиты прав детей в России» [1].
В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации для предоставления прав несовершеннолетних необходимо создать из различных подразделений (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства и т.д.) единые департаменты (подразделения) по делам семьи, которые бы служили связующим звеном между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Основными задачами департаментов могли бы стать организация прав несовершеннолетних в различных системах отношений жизни общества, пропаганда среди населения необходимости воспитания детей в семье, обеспечение прав семьи, материнства и детства.