Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению реализации прав несовершеннолетних

В статье рассматриваются органы местного самоуправления, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод несовершеннолетних; их правовое регулирование, задачи и отдельные функции.

Авторы разбирают порядок оснований способов данной деятельности и особенности функционирования комиссий в современных условиях. Авторы анализируют статьи из КОАП, отнесенных компетенции комиссии по делам несовершеннолетних. Рассмотрены спорные вопросы в практике применения некоторых норм данного кодекса.

Ключевые слова:              местное самоуправление, административно-судебная деятельность, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

МАРИАНОВ Алихан Абдулаевич
кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания Дагестанского государственного педагогического университета

МУСАЕВ Казбек Батырович
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры экономико-правовых и общеобразовательных дисциплин (филиала) Дагестанского государственного университета в г. Избербаше

MARIANOV Alikhan Abdulaevich

Ph.D. in historical sciences, associate professor of Legal disciplines and teaching methodology sub-faculty of the Dagestan State Pedagogical University

MUSAEV Kazbek Batyrovich

Ph.D. in Law, senior lecturer of Economic, legal and general education disciplines sub-faculty of the Izberbash branch of the Dagestan State University

POWERS OF LOCAL AUTHORITIES TO ENSURE THE REALIZATION OF THE RIGHTS OF MINORS

The article deals with the local government bodies, the activity of which is aimed at protecting the rights and freedoms of minors; their legal regulation, tasks and some functions. The authors analyze the norms of the main directions of such activity and peculiarities of the functioning of commissions in modern conditions.

Keywords: local self-government, administrative-jurisdictional activity, commissions on minors’ affairs and protection of their rights.

Особое место в деятельности местного самоуправления занимают вопросы, связанные с реализацией прав несовер­шеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются администрациями муниципалитетов и могут включать представителей государственных и обще­ственных органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренных Федеральным законом «Об основах систе­мы профилактики безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», имеющих опыт работы с несовершенно­летними, а также представителей других государственных и общественных органов и организаций.

Хорошо проявивший себя практика оптимизация при органах опеки и попечительства комиссий по защите прав детей, в которых заместителю начальника городского управления социальной защиты населения рекомендуется рассматривать такие сложные или спорные вопросы опеки и попечительства над детьми, как выдача разрешений на сделки с квартирами и другим имуществом, споры о воспи­тании детей, осуществление прав одного из родителей при раздельном проживании родителей и др. Муниципальные (районные, городские) комиссии по делам несовершеннолет­них и защите их прав принимают во внимание дела о право­нарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23 и 20.22 Кодекса об административных право­нарушениях. Дела об административных правонарушениях, рассчитанный статьей 11.18 КоАП РФ, ко всему прочему дела об административных правонарушениях в сфере дорожного движения наблюдаются комиссиями по делам несовершен­нолетних при наличии, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном право­нарушении, направят его на рассмотрение указанной комис­сии. Вместе с тем, комиссия по делам несовершеннолетних может учитывать дела об административных правонаруше­ниях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) или иными лицами, отнесен­ными к ведению этих комиссий законами субъектов Россий­ской Федерации об административной ответственности.

В соответствии со статьей 23.2 ч.1 КоАП РФ [3] на комис­сии по делам несовершеннолетних законодательно возложе­на обязанность рассматривать дела по статье 5.35. КоАП РФ. Однако, на наш взгляд, эта функция ошибочна, так как дела, подпадающие под данную статью, требуют мониторинга со­общений, обобщения доказательств вины родителей и чет­ких, скоординированных мер. Эти меры организуют сами сотрудники органов профилактики. Иногда в составлении акта осмотра жилья ребенка принимает участие участковый инспектор по делам несовершеннолетних, он же составляет соответствующий протокол о правонарушении и, наконец, участвует в рассмотрении дела на заседании комиссии. Ко­миссия по делам несовершеннолетних также выносит реше­ние, если вина родителей доказана. Опять же, мы имеем дело с конфликтом интересов сторон, но на практике сотрудники ПДН обычно не поднимают вопрос о самоотводе, который подразумевается КоАП РФ.

Протоколы и решения КДНиЗП о признании родителей виновными по статье 5.35 КоАП РФ становятся неоспоримый аргументами против них в суде, так как в судах превышает уверенность к информации, предоставляемой городской ад­министрацией или государственными органами, и даже ее оспаривание является непреодолимым препятствием для родителей.

Мы считаем, что решение вопроса заключается в созда­нии отдельного положения о КДНиЗП: порядок назначения представителей комиссии, их представительство, перечень задач, правовая основа, на которой они осуществляют свою деятельность. Работа с материалами ведется по КоАП РФ, а сбор доказательств в произвольной форме.

По нашему мнению, проверка жилищных условий несо­вершеннолетнего необходимо проводиться в порядке граж­данского судопроизводства, если действия по проверке и за­ключение станут основными аргументами прокуратуры при рассмотрении дела. Мы считаем, что дела по ст. 5.35 КоАП РФ должны рассматриваться районными судами [4]. Пример HTML-страницы

Как свидетельствует статистика, в основном половина (55 %) несовершеннолетних, в отношении которых комиссия по делам несовершеннолетних определила административ­ные наказания, были привлечены к административной ответ­ственности за правонарушения, связанные с употреблением наркотиков, психотропных веществ, алкогольной продукции и курением (ст. ст. 6.9, 6.24, 20.20, 20.21 КоАП). В большинстве случаев (83 %) родители (законные представители) несовер­шеннолетних были наказаны за неисполнение или ненадле­жащее исполнение обязанностей по содержанию, воспита­нию, обучению, защите прав и интересов.

Кроме того, анализ административно-судебной деятель­ности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав выявляет, что в их практике часто встречаются нару­шения требований административного и административно­процессуального законодательства.

  1. E. В. Ильгова полагает, что «по своей природе комиссии не являются ни органами власти, ни общественными органа­ми, что подчеркивает их противоречивый характер. В целом, комиссии нельзя отнести ни к одной из органов государ­ственной власти. Комиссии - это специальные государствен­ные органы, наделенные полномочиями, которые, однако, не выходят за рамки системы профилактики» [2].

В. С. Чернобровкин рекомендует «возложить на специ­ализированные суды только уголовно-правовую функцию комиссий по делам несовершеннолетних» [5]. Действующий КоАП РФ рассматривает комиссии по делам несовершенно­летних как основной субъект административных правоот­ношений в отношении несовершеннолетних. Часть 1 статьи 23.2. гласит, что районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних принимают во внимания дела о право­нарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22.

Одной из проблем, осложняющих выявление и установ­ление состава правонарушения, когда речь идет о несовер­шеннолетних, является отсутствие нормативно скрепленных требований к возрасту правонарушителя. На наш взгляд, одним из признаков противоправных деяний, связанных с участием, является возраст лица, осуществляющего участие. Однако возраст субъекта как квалифицирующий признак преступного деяния установлен только в ст. ст. 150, 151 УК РФ, а также в ст. ст. 6.10, 6.23 КоАП РФ не содержат четко уста­новленного и нормативно закрепленного возрастного ценза в 18 лет. В связи с этим возникают расхождения, касающиеся нормативного определения общего возраста субъекта адми­нистративной ответственности и практики применения этих норм.

Согласно постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 года, несовершеннолетний, достигший воз­раста привлечения к административной ответственности, не может быть привлечен к ответственности по частям 1 и 2 ста­тьи 6.10 КоАП РФ. Аналогично нельзя привлечь несовершен­нолетних к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 6.23 КоАП РФ.

Такое основание считается логичным, кроме всего проче­го на основе из части Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, статья 16 которого утверждает запрет на про­дажу алкогольной продукции лицам, не достигшим восем­надцатилетнего возраста. Данная норма часто используется законодателем в качестве довода для определения субъекта административной ответственности как лица старше 18 лет.

К типичным нарушениям со стороны КДН и ЗП при подготовке и рассмотрении дел относятся следующие.

  • родители не информируются о своих правах (противо­речит ст. 29.7, ч. 1, п. 5 КоАП РФ), что нарушает их право на защиту;
  • родителей не знакомят с документами дела, не выдают им копии (нарушение части 1 статьи 25.1, частей 4 и 6 статьи 28.2 КоАП РФ);
  • протоколы, составленные участковым инспектором по делам несовершеннолетних, не проверяются на верность (в соответствии со статьей 28.2; частью 3 статьи 29.1 КоАП РФ) и на наличие нарушений;
  • на заседания приглашаются только законные предста­вители ребенка, в отношении которого участковый инспек­тор полиции составил протокол. Лица, выступавшие в каче­стве заявителей, не вызываются, свидетели не вызываются, даже если об этом просят законные представители (наруше­ние статьи 26.3 КоАП РФ).

По мнению С. С. Бойко, «должно полностью передать административно-правовые функции комиссий судам. Такая предоставление избавить эти органы от значительной части работы, позволит им сосредоточиться на защите прав и за­конных интересов несовершеннолетних, даст возможность создать комплексный правовой институт защиты прав детей в России» [1].

В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации для предоставления прав несовершеннолетних необходимо создать из различных подразделений (комис­сия по делам несовершеннолетних и защите их прав, орга­нов опеки и попечительства и т.д.) единые департаменты (подразделения) по делам семьи, которые бы служили свя­зующим звеном между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Основными задачами департаментов могли бы стать организация прав несовершеннолетних в различных системах отношений жизни общества, пропаганда среди на­селения необходимости воспитания детей в семье, обеспече­ние прав семьи, материнства и детства.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях