В жизни современного человека Интернет занял значительное место, поскольку оказался отличным инструментом для получения разнообразной информации, работы и развлечения. Однако он так же может стать зоной риска, особенно для наиболее уязвимой категории населения - детей и подростков.
Детям и подросткам особенно нравится возможность общаться с другими людьми, например, посредством чатов, онлайн-игр, участвовать в конкурсах или опросах. Однако при этом возникает угроза для их конфиденциальности и открывается возможность попадания в зону влияния злоумышленников, которым подчас легко заполучить интерес и внимание несовершеннолетних Интернет-пользователей.
Таким образом, 4 из 10 детей добровольно или невольно сталкиваются с оскорбительным контентом в Интернете, например, при поиске информации, или вирусно попадают на определенные сайты, с противозаконной информацией. Одну из основных угроз для, в особенности, детей, представ ляет вовлечение в порнографию. Легкий доступ к Интернету, а точнее, к соответствующим сайтам, еще более усугубляет ситуацию. Кроме того, анонимность в Интернете способствует большему доверию и склонности к откровениям пользователей, т.е. тем качествам, которые в реальной жизни могут и не проявляться. Злоумышленники используют это, дабы быстро установить доверительные отношения с детьми, нажимая на слабые стороны еще неокрепшего сознания и пониженного чувства самосохранения.
В последние годы также появилось новое явление, касающееся распространения порнографических материалов, включая видео и фотографии, между подростками. К примеру, девушки отправляют своим партнерам такие материалы, которые затем распространяются по Интернету, как адресно, так и неограниченному кругу лиц, безусловно, против воли самих девушек. Кроме нравственной составляющей, а также нарушения законодательства, стоит отметить, что такие материалы в дальнейшем сложно изъять полностью из Интернета, и существует высокая вероятность того, что по прошествии некоторого, краткого или долгого времени, эти материалы вновь «всплывут».
Для наглядной иллюстрации проблемы рассмотрим положение и конкретные меры по противодействию детской порнографии на примере Франции. Французское законодательство содержит нормы, согласно которым несовершеннолетние должны быть защищены от доступа к материалам в Интернете, носящим «порнографический», «насильственный», «расистский» или иным образом унижающий человеческое достоинство, характер. Подобные материалы квалифицируются как «вредные» для детей и подростков.
К таким нормативным актам относятся: Закон Франции № 98-468 от 17 июня 1998 года о предотвращении и наказании преступлений сексуального характера и защиты несовершеннолетних, Закон Франции № 2006-399 от 4 апреля 2006 года по вопросу об укреплении мер по предупреждению и наказанию домашнего насилия или совершенного против детей, а также Закон Франции № 2007-297 от 5 Март 2007 по предотвращению преступлений в средствах коммуникации, в котором особое место занимает защита детей.
Борьба с детской порнографией в Интернете заставила правительство Франции принять жесткие меры по укреплению защиты несовершеннолетних. Вместе с тем, французское законодательство, в том числе, в рамках Уголовного кодекса Франции (УК Франции) предусматривает санкции в отношении передачи несовершеннолетним сообщений, носящих порнографический характер, усиливая ответственность за непосредственное вовлечение ребенка в подобную противозаконную деятельность, а также дальнейшее распространение порнографических материалов. Кроме того, наказание предусматривается и для пользователей и для владельцев ресурсов по хранению подобных материалов. Однако же, в более широких ресурсах, со сложной системой контроля, в случае если владельцы по объективным причинам не в состоянии контролировать все содержание ресурса, они могут и не быть привлеченными к ответственности.
Во Франции на законодательном уровне предусмотрено наказание для производителей изображений детской порнографии (ст. 227-23 УК Франции), потребителей и лиц, совершивших непосредственное преступление в отношении ребенка, а также лиц, использующих телекоммуникационные сети для эксплуатации детей в сфере порнографии и распространении релевантных материалов (ст. 227-24 УК Франции).
В 1990 году Франция ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1989 года. В 2003 году она также ратифицировала два дополнительных протокола к Конвенции: Факультативные протоколы, касающиеся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии и участия детей в вооруженных конфликтах 2002 года. В 2016 году Францией был ратифицирован третий дополнительный протокол к Конвенции, а именно, Факультативный протокол, касающийся процедуры сообщений 2011 года.
В целом, Франция является стороной всех основных международных договоров по правам человека, за исключением Международной конвенции о защите прав всех трудя- щихся-мигрантов и членов их семей 1990 года.
В 1990 году Франция ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ) № 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года, а в 2001 году - Конвенцию № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 года. В 1998 году Франция также ратифицировала Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 года, а в 2002 году - Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года.
Будучи членом Европейского союза и Совета Европы, Франция ратифицировала большое количество региональных документов, среди которых, в частности, Европейская конвенция об осуществлении прав детей 2007 года, и Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2010 года.
Кроме того, во Франции имплементирована нормативная база, разработанная в рамках Европейского союза (ЕС), например, Рамочное решение Европейского Совета 2004/68/ПВД от 22 декабря 2003 года о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографие, которое предусматривает наказание за эксплуатацию детей, не достигших возраста сексуального согласия по национальному законодательству. Несмотря на то, что такое согласие во Франции наступает в возрасте 15-ти лет, по внутреннему французскому законодательству ребенком считается лицо, не достигшее 18-ти лет. Между тем, уголовное законодательство предусматривает санкции за вовлечение в порнографию детей, т.е. лиц, возраст которых на момент совершения в отношении них преступления, не достигал 18-ти лет.
Далее, упомянутый выше Закон № 2007-297 от 5 марта 2007 года ввел ответственность веб-хостинга, обязанного проверять размещаемые материалы на предмет нарушений прав детей, а также подключать квалифицированных специалистов для проведения мер профилактического характера.
Законом № 2011-267 от 14 марта 2011 года был пересмотрен механизм, предусмотренный Законом о доверии в электронной экономике от 21 июня 2004 года, а провайдеры интернет-услуг обязывались блокировать доступ к сайтам, содержащим материалы детской порнографии. При этом полицией мониторится соблюдение данного механизма, в том числе, посредством внесения в т.н. «черный список» Интернет-сайтов продолжающих размещать запрещенные материалы.
В свою очередь Интернет-провайдеры обязаны не блокировать доступ к подобным сайтам, но и фильтровать адреса, с которых поступают такие материалы. Тем не менее, вопрос эффективности данного механизма подвергся критике, так как, несмотря на то, что доступ к сайтам из «черного списка» действительно успешно блокируется, однако, сам контент не устраняется.
Таким образом, на законодательном уровне во Франции принимаются серьезные меры для достаточно жесткого наказания лиц, виновных в детской порнографии. Полиция и жандармерия, однако, продолжаю выражать некоторые опасения по поводу имеющихся судебных проволочек и снижения серьезности наказаний за преступления кибер-порнографии, с участием детей, ввиду особенностей «виртуальной» преступности. Кроме того, определенную критику со стороны правозащитников вызывает вопрос правомерности закрытия блокировки некоторых Интернет-ресурсов, ужесточение давления на сферу, что может повлечь за собой ущемление права на свободу слова.
Как подразделение полиции во Франции действует Центральное управление по борьбе с насилием, 90 % деятельности которого сосредоточены на борьбе с детской порнографии и 10 % против торговли и вовлеченности в проституцию детей. По сведениям Управления преступления, связанные с порнографией, чаще совершаются отдельными лицами, в меньшей степени - группами лиц по сговору.
Управление состоит из высококвалифицированных специалистов, которые взаимодействуют с территориальными службами полиции и жандармерии. Управление также выполняет задачи центрального офиса Интерпола во Франции.
В свою очередь Центральный офис по борьбе с киберпреступностью работает с информационными и коммуникационными технологиями, формирует черный список сайтов, предназначенных для блокировки из-за материалов детской порнографии.
В дополнение, в своем докладе по итогам посещения Франции в 2011 году, Специальный докладчик ООН по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии указал на необходимость компетентных государственных органов взаимодействовать с частным сектором и разработать совместные инициативы, направленные на борьбу с детской порнографией.
Несмотря на наличие законодательных рычагов противодействия распространения детской порнографии специалисты обращают внимание на необходимость и иных мер, направленных на предотвращение эксплуатации детей, как, к примеру, контроль родителей за контентом, попадающего в поле зрения их детей. Также желательно: ограничить время, проводимое детьми перед экранами компьютеров и в Интернете непосредственно; не позволять маленьким детям выходить в Интернет самостоятельно; убедиться в том, что те же онлайн-игры соответствуют возрасту ребенка; обращаться к провайдерам для блокировки опасных для детей сайтов; а также сообщать о подобных ресурсах в специальные органы по контролю.
Необходимо учитывать, что Интернет может быть не только источником полезной информации, но и опасной. В Интернете каждый может писать, при этом содержимое сайтов не всегда проверяется. Следовательно, Интернет также содержит внушительное количество сомнительной, бесполезной или ложной информации. Любой может поделиться своими собственными идеями и мнениями, поэтому детей, наиболее уязвимых и в силу возраста неподготовленных пользователей, необходимо контролировать и обучать критическому отношению к любой информации, которую они могут найти в Интернете.
СОЛНЦЕВ Александр Михайлович
кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов
КЕБУРИЯ Кристина Отаровна
кандидат юридических наук, специалист кафедры международного права Российского университета дружбы народов