Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Борьба с детской порнографией в интернете: пример Франции

В жизни современного человека Интернет занял значи­тельное место, поскольку оказался отличным инструментом для получения разнообразной информации, работы и раз­влечения. Однако он так же может стать зоной риска, осо­бенно для наиболее уязвимой категории населения - детей и подростков.

Детям и подросткам особенно нравится возможность общаться с другими людьми, например, посредством чатов, онлайн-игр, участвовать в конкурсах или опросах. Однако при этом возникает угроза для их конфиденциальности и открывается возможность попадания в зону влияния злоу­мышленников, которым подчас легко заполучить интерес и внимание несовершеннолетних Интернет-пользователей.

Таким образом, 4 из 10 детей добровольно или неволь­но сталкиваются с оскорбительным контентом в Интернете, например, при поиске информации, или вирусно попадают на определенные сайты, с противозаконной информацией. Одну из основных угроз для, в особенности, детей, представ ляет вовлечение в порнографию. Легкий доступ к Ин­тернету, а точнее, к соответствующим сайтам, еще более усугубляет ситуацию. Кроме того, анонимность в Интерне­те способствует большему доверию и склонности к открове­ниям пользователей, т.е. тем качествам, которые в реальной жизни могут и не проявляться. Злоумышленники использу­ют это, дабы быстро установить доверительные отношения с детьми, нажимая на слабые стороны еще неокрепшего созна­ния и пониженного чувства самосохранения.

В последние годы также появилось новое явление, ка­сающееся распространения порнографических материалов, включая видео и фотографии, между подростками. К приме­ру, девушки отправляют своим партнерам такие материалы, которые затем распространяются по Интернету, как адресно, так и неограниченному кругу лиц, безусловно, против воли самих девушек. Кроме нравственной составляющей, а также нарушения законодательства, стоит отметить, что та­кие материалы в дальнейшем сложно изъять полностью из Интернета, и существует высокая вероятность того, что по прошествии некоторого, краткого или долгого времени, эти материалы вновь «всплывут».

Для наглядной иллюстрации проблемы рассмотрим положение и конкретные меры по противодействию дет­ской порнографии на примере Франции. Французское законодательство содержит нормы, согласно которым не­совершеннолетние должны быть защищены от доступа к материалам в Интернете, носящим «порнографический», «насильственный», «расистский» или иным образом уни­жающий человеческое достоинство, характер. Подобные материалы квалифицируются как «вредные» для детей и подростков.

К таким нормативным актам относятся: Закон Франции № 98-468 от 17 июня 1998 года о предотвращении и наказании преступлений сексуального характера и защиты несовершеннолетних, Закон Франции № 2006-399 от 4 апреля 2006 года по вопросу об укреплении мер по предупреждению и наказанию домашнего насилия или совершенного против детей, а также Закон Франции № 2007-297 от 5 Март 2007 по предотвращению преступлений в средствах коммуникации, в котором особое место занимает защита детей.

Борьба с детской порнографией в Интернете заста­вила правительство Франции принять жесткие меры по укреплению защиты несовершеннолетних. Вместе с тем, французское законодательство, в том числе, в рамках Уго­ловного кодекса Франции (УК Франции) предусматрива­ет санкции в отношении передачи несовершеннолетним сообщений, носящих порнографический характер, уси­ливая ответственность за непосредственное вовлечение ребенка в подобную противозаконную деятельность, а также дальнейшее распространение порнографических материалов. Кроме того, наказание предусматривается и для пользователей и для владельцев ресурсов по хране­нию подобных материалов. Однако же, в более широких ресурсах, со сложной системой контроля, в случае если владельцы по объективным причинам не в состоянии контролировать все содержание ресурса, они могут и не быть привлеченными к ответственности.

Во Франции на законодательном уровне предусмотрено наказание для производителей изображений детской порно­графии (ст. 227-23 УК Франции), потребителей и лиц, совер­шивших непосредственное преступление в отношении ре­бенка, а также лиц, использующих телекоммуникационные сети для эксплуатации детей в сфере порнографии и распро­странении релевантных материалов (ст. 227-24 УК Франции).

В 1990 году Франция ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1989 года. В 2003 году она также ратифици­ровала два дополнительных протокола к Конвенции: Факуль­тативные протоколы, касающиеся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии и участия детей в во­оруженных конфликтах 2002 года. В 2016 году Францией был ратифицирован третий дополнительный протокол к Кон­венции, а именно, Факультативный протокол, касающийся процедуры сообщений 2011 года.

В целом, Франция является стороной всех основных международных договоров по правам человека, за исключе­нием Международной конвенции о защите прав всех трудя- щихся-мигрантов и членов их семей 1990 года.

В 1990 году Франция ратифицировала Конвенцию Меж­дународной организации труда (МОТ) № 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года, а в 2001 году - Кон­венцию № 182 о запрещении и немедленных мерах по иско­ренению наихудших форм детского труда 1999 года. В 1998 году Франция также ратифицировала Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усынов­ления 1993 года, а в 2002 году - Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года.

Будучи членом Европейского союза и Совета Европы, Франция ратифицировала большое количество региональ­ных документов, среди которых, в частности, Европейская конвенция об осуществлении прав детей 2007 года, и Конвен­ция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуата­ции и сексуального насилия 2010 года.

Кроме того, во Франции имплементирована норма­тивная база, разработанная в рамках Европейского союза (ЕС), например, Рамочное решение Европейского Совета 2004/68/ПВД от 22 декабря 2003 года о борьбе с сексуаль­ной эксплуатацией детей и детской порнографие, кото­рое предусматривает наказание за эксплуатацию детей, не достигших возраста сексуального согласия по наци­ональному законодательству. Несмотря на то, что такое согласие во Франции наступает в возрасте 15-ти лет, по внутреннему французскому законодательству ребенком считается лицо, не достигшее 18-ти лет. Между тем, уго­ловное законодательство предусматривает санкции за во­влечение в порнографию детей, т.е. лиц, возраст которых на момент совершения в отношении них преступления, не достигал 18-ти лет.

Далее, упомянутый выше Закон № 2007-297 от 5 мар­та 2007 года ввел ответственность веб-хостинга, обязанного проверять размещаемые материалы на предмет нарушений прав детей, а также подключать квалифицированных специ­алистов для проведения мер профилактического характера.

Законом № 2011-267 от 14 марта 2011 года был пере­смотрен механизм, предусмотренный Законом о доверии в электронной экономике от 21 июня 2004 года, а провайдеры интернет-услуг обязывались блокировать доступ к сайтам, содержащим материалы детской порнографии. При этом полицией мониторится соблюдение данного механизма, в том числе, посредством внесения в т.н. «черный список» Ин­тернет-сайтов продолжающих размещать запрещенные ма­териалы.

В свою очередь Интернет-провайдеры обязаны не бло­кировать доступ к подобным сайтам, но и фильтровать адре­са, с которых поступают такие материалы. Тем не менее, во­прос эффективности данного механизма подвергся критике, так как, несмотря на то, что доступ к сайтам из «черного спи­ска» действительно успешно блокируется, однако, сам кон­тент не устраняется.

Таким образом, на законодательном уровне во Фран­ции принимаются серьезные меры для достаточно жест­кого наказания лиц, виновных в детской порнографии. Полиция и жандармерия, однако, продолжаю выражать некоторые опасения по поводу имеющихся судебных проволочек и снижения серьезности наказаний за пре­ступления кибер-порнографии, с участием детей, ввиду особенностей «виртуальной» преступности. Кроме того, определенную критику со стороны правозащитников вы­зывает вопрос правомерности закрытия блокировки не­которых Интернет-ресурсов, ужесточение давления на сферу, что может повлечь за собой ущемление права на свободу слова.

Как подразделение полиции во Франции действует Цен­тральное управление по борьбе с насилием, 90 % деятель­ности которого сосредоточены на борьбе с детской порногра­фии и 10 % против торговли и вовлеченности в проституцию детей. По сведениям Управления преступления, связанные с порнографией, чаще совершаются отдельными лицами, в меньшей степени - группами лиц по сговору.

Управление состоит из высококвалифицированных спе­циалистов, которые взаимодействуют с территориальными службами полиции и жандармерии. Управление также вы­полняет задачи центрального офиса Интерпола во Франции.

В свою очередь Центральный офис по борьбе с кибер­преступностью работает с информационными и коммуника­ционными технологиями, формирует черный список сайтов, предназначенных для блокировки из-за материалов детской порнографии.

В дополнение, в своем докладе по итогам посещения Франции в 2011 году, Специальный докладчик ООН по во­просу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии указал на необходимость компетентных госу­дарственных органов взаимодействовать с частным сектором и разработать совместные инициативы, направленные на борьбу с детской порнографией.

Несмотря на наличие законодательных рычагов проти­водействия распространения детской порнографии специ­алисты обращают внимание на необходимость и иных мер, направленных на предотвращение эксплуатации детей, как, к примеру, контроль родителей за контентом, попадающего в поле зрения их детей. Также желательно: ограничить вре­мя, проводимое детьми перед экранами компьютеров и в Интернете непосредственно; не позволять маленьким детям выходить в Интернет самостоятельно; убедиться в том, что те же онлайн-игры соответствуют возрасту ребенка; обращаться к провайдерам для блокировки опасных для детей сайтов; а также сообщать о подобных ресурсах в специальные органы по контролю.

Необходимо учитывать, что Интернет может быть не только источником полезной информации, но и опас­ной. В Интернете каждый может писать, при этом со­держимое сайтов не всегда проверяется. Следовательно, Интернет также содержит внушительное количество сомнительной, бесполезной или ложной информации. Любой может поделиться своими собственными идеями и мнениями, поэтому детей, наиболее уязвимых и в силу возраста неподготовленных пользователей, необходимо контролировать и обучать критическому отношению к любой информации, которую они могут найти в Интер­нете.

СОЛНЦЕВ Александр Михайлович
кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов

КЕБУРИЯ Кристина Отаровна
кандидат юридических наук, специалист кафедры международного права Российского университета дружбы народов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях