Хозяйственные общества по законодательству Германии относятся к юридическим лицам торгового и корпоративного права.
Речь идет о хозяйственных обществах с привлекаемым капиталом (Kapitalgesellschaft). Среди правовых форм этих хозяйственных обществ наиболее распространена такая форма, как общество с ограниченной ответственностью (Ge- sellschaft mit beschraenkter Haftung, сокращенно GmbH). Основными источниками регулирования правового положения указанных юридических лиц являются следующие нормативные акты:
- Германское гражданское уложение от 18 августа 1896 г. (Гражданский кодекс Германии);
- Германское торговое уложение 10 мая 1897 (Торговый кодекс Германии);
- Закон об обществах с ограниченной ответственностью от 20 апреля 1892 г. (далее -GmbH-Gesetz).
GmbH-Gesetz устанавливает следующие модели управления:
- двухзвенная структура органов управления: общее собрание участников, управляющий (несколько управляющих);
- трехзвенная структура органов управления: общее собрание участников, управляющий (несколько управляющих), наблюдательный совет.
Как мы видим, вариативность существует в количестве органов, когда наблюдательный совет может создаваться, а может и не создаваться, а также в количестве управляющих, когда исполнительный орган общества представлен либо одним управляющим, либо несколькими.
Общее собрание участников является высшим органом управления в обществах с ограниченной ответственностью. Если обращаться к делению органов хозяйственных обществ на волеобразующие и волеизъявляющие, то общее собрание участников - это волеобразующий орган. В § 45 GmbH-Gesetz закреплено, что права участников общества, касающиеся решения вопросов о деятельности общества, а также ведения бизнеса, определяются учредительным договором. Когда такие положения в учредительном договоре отсутствуют, то применяются нормы § 46-51 GmbH-Gesetz. В § 46 определен круг вопросов, решаемых общим собранием: назначение управляющего (управляющих) общества, порядок его отзыва и снятия с должности, осуществление контроля за деятельностью общества, утверждение годового отчета о деятельности общества и отчета о состоянии дел, документов финансовой отчетности, предоставленных управляющим, предъявление требований о возмещении ущерба, причиненного управляющим или участниками общества, а также ряд других полномочий. Из содержания остальных положений закона компетенцию общего собрания можно дополнить. Например, общее собрание утверждает учредительный договор, рассматривает внесение в него изменений, оно вправе решать и иные задачи, не запрещенные законом или учредительным договором (в частности, давать указания исполнительному органу по вопросам управления делами). Таким образом, общее собрание GmbH решает стратегические вопросы деятельности общества.
Если сопоставить компетенцию общего собрания с компетенцией аналогичного органа российского ООО, то можно отметить, что в целом круг решаемых вопросов одинаков (ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Наиболее важные вопросы, касающиеся деятельности российского общества, императивно отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников ООО и не могут передаваться для решения другим органам общества.
Очередное общее собрание GmbHдолжно проводиться не реже одного раза в год (абз. 2 § 42а GmbH-Gesetz). Внеочередные собрания проводятся «в интересах общества» (абз. 2 § 49 GmbH-Gesetz): эти случаи определяются учредительным договором. Норма абз. 3 § 49 лишь устанавливает, что проведение внеочередного собрания обязательно, если по итогам финансового года выясняется, что половина уставного капитала утрачена. Общее собрание участников созывается управляющим общества; закон предусматривает возможность проведения общего собрания заочно (абз. 2 § 49 GmbH-Gesetz). В соответствии со § 47 решения принимаются простым большинством голосов (1 евро - 1 голос), но нельзя забывать, что учредительным договором может быть предусмотрено увеличение количества голосов, необходимых для принятия какого- либо решения.
Исполнительным органом GmbH является управляющий (управляющие), именно так в большинстве научных исследований, посвященных органам управления GmbH Германии, переводится слово Geschaftsfuhrer (§ 6 GmbH-Gesetz). В связи с этим вызывает интерес позиция, представленная М. А. Карташовым. Так, исходя из филологического толкования правильности перевода этого слова на русский язык в различных источниках, а также анализа компетенции Geschaftsfuhrer, автор в своей работе приходит к выводу о том, что более правильным является обозначение указанного органа с помощью понятия «руководитель GmbH»7. Данная точка зрения представляется вполне обоснованной и логичной, поэтому исполнительный орган GmbH в данной статье далее будет именоваться «руководитель».
Руководителем GmbH может быть исключительно физическое лицо, не имеющее ограничений для назначения на эту должность, перечень которых приведен в § 6 GmbH-Gesetz. В российском праве руководителем ООО (единоличным исполнительным органом) может быть как физическое, так и юридическое лицо (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Как отмечают некоторые авторы, хотя германское право близко российскому, но данное правило было заимствовано российским корпоративным правом, вероятно, из английского права или схожих с ним право- порядков.
В соответствии с абз. 3 § 6 GmbH-Gesetz руководитель назначается участниками в самом учредительном договоре либо решением общего собрания по правилам раздела 3 закона. В любой момент руководитель может быть отозван (абз. 1 § 38), но учредительным договором может быть предусмотрено ограничение отзыва только вескими причинами, к примеру, грубым нарушением обязанностей или неспособностью к надлежащему ведению дел (абз. 2 § 38). Поскольку среди обязательных требований по германскому законодательству находится регистрация общества в торговом реестре участковым судом округа, то и назначение и отзыв руководителя общества также регистрируется в торговом реестре.
К основным обязанностям руководителя GmbH в соответствии с разделом 3 GmbH-Gesetz относится непосредственное руководство деятельностью общества, а также представительство общества в судебных и внесудебных делах.
Интересна норма, закрепляющая, что GmbH может иметь одновременно и несколько руководителей. Множественность единоличного исполнительного органа в праве Германии называют ещё принципом «двух ключей». М. А. Карташов отмечает, что такая ситуация возможна, когда этими руководителями выступают несколько участников GmbH, которые утверждали учредительный договор. Если обратиться к анализу самого закона, то можно увидеть, что в § 6 GmbH- Gesetz установлена возможность назначения руководителями как участников общества, так и иных лиц.
Согласно § 35 GmbH-Gesetz руководители вправе только коллегиально представлять общество, но учредительным договором может быть предусмотрено право каждого руководителя на единоличное ведение дел[9]. Так, при совместном ведении дел для совершения юридически значимых действий необходимо выражение воли каждого руководителя, что требует отлаженного механизма их взаимодействия. Если учредительным договором предусмотрено единоличное ведение дел при множественности руководителей, то необходимо будет разделить сферы деятельности между несколькими руководителями (Ressortaufteilung). Исследователи особенностей управления в GmbH отмечают, что при разделении сфер деятельности «обязанность осуществлять контроль распространяется не только на собственную сферу деятельности, но также и на сферу деятельности, отнесенную к компетенции другого управляющего».
Российский законодатель заимствовал опыт Германии, и в 2014 году в Гражданский кодекс Российской Федерации также была внесена норма о возможности осуществления функций единоличного исполнительно органа сразу несколькими лицами, действующими совместно или независимо друг от друга. Но, как отмечают некоторые авторы, российское законодательство нуждается в детализации указанных норм права, поскольку в отличие от положений германского права институт множественности единоличного исполнительного органа в России создает дополнительные угрозы для стабильности сделок. Данная позиция требует тщательного анализа применения этих норм на практике и более глубокого осмысления. Но следует согласиться с О. В. Осипенко в том, что институт «двух ключей» имеет свои преимущества, однако для того, чтобы он работал, необходимо детально и без противоречий описать в уставе процедурные механизмы его применения.
Отношения между обществом и руководителем по управлению оформляются договором, который в ряде публикаций квалифицируется как гражданско-правовой. Если обратиться к анализу норм, устанавливающих порядок и требования к заключению данного договора, то можно увидеть, что трудовой договор в Германии рассматривается как разновидность гражданско-правового договора и регулируется главой 6 Гражданского уложения Германии. Типовой формы данного договора законодательно не установлено. Но в связи с тем, что руководитель общества является его органом и осуществляет непосредственное управление делами общества, то договор между руководителем и обществом обладает рядом отличий от трудовых договоров, заключаемых с другими работниками. Некоторые нормы трудового и социального права не распространяется на руководителя. Так, например, по общему правилу общество не производит отчислений в фонд социального страхования, хотя договором можно установить и иное правило. На данный договор не распространяются положения о защите от увольнений согласно Закону о защите от увольнений (§ 14 KSchG, Krndigungsschutzgesetz) или Закона об отпусках BurlG (Bundesurlaubsgesetz). М. А. Карташов в своей работе называет такой договор должностным[16]. Такое название, конечно, не определяет его правовую природу, а лишь указывает, что у данной разновидности договора есть особенности. Итак, договор между обществом и руководителем в соответствии с законодательством Германии является обладающим определенной спецификой трудовым договором, а трудовой договор, в свою очередь, рассматривается как вид гражданскоправового договора.
В российском праве трудовой и гражданско-правовой договор разграничиваются, поэтому в аналогичной ситуации между руководителем и обществом заключается трудовой договор, но также обладающий определенными особенно- стями19. В науке на этот счет высказываются иные мнения. В частности, Е. В. Тычинская считает, что такой договор «входит в группу договоров гражданского права, опосредующих предоставление юридических услуг (иногда именуемых юридико- фактическими), является самостоятельным, интегрированным договором с единым комплексным предметом и требует законодательного оформления путем включения в общие положения о хозяйственных обществах нескольких статей, определяющих основные элементы данной договорной конструкции». Интересна позиция Д. И. Текутьева, согласно которой договор между руководителем и обществом имеет двуединую природу, регулируя одновременно и трудовые, и корпоративные отношения. Представляется, что вопрос о правовой природе данного договора достаточно интересен и требует отдельного рассмотрения.
Наблюдательный совет (Aufsichtsrat) для GmbH - факультативный орган. В соответствии с § 52 GmbH-Gesetz он создается по желанию участников общества, но законодательством предусмотрены случаи, когда создание наблюдательного совета является обязательным, в частности, этот орган создается, если количество работников общества более 500 человек. Вопросы о создании наблюдательного совета, назначении его членов, их отзыве решаются общим собранием участников общества. Закон определяет, что к созданию и деятельности наблюдательного совета применяются положения Акционерного закона от 6 сентября 1965 г. с соответствующими изменениями, если иное не предусмотрено в учредительном договоре (§ 52 GmbH-Gesetz).
Полномочия наблюдательного совета сводятся к осуществлению контрольных функций в отличие от совета директоров в англо-американской правовой системе, который осуществляет управление корпорацией. Тем не менее, именно контрольные полномочия наблюдательного совета позволяют осуществлять надзор за исполнительными органами общества (руководителем или руководителями). Заслуживает внимания позиция Л. И. Красавчиковой, согласно которой для соблюдения баланса между органами управления обществом российскому законодателю следует перенять опыт Германии, предоставив наблюдательному совету следующие полномочия: проведение проверки имущественного положения общества, одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью и ряда других.
Создание наблюдательного совета в обязательном порядке предусмотрено Законом об участии в управлении предприятиями в горнодобывающей и металлургической промышленности 1951 г., Законом об участии наемных работников в управлении предприятием 1976 г.
Участие в управлении хозяйственным обществом работников предприятия является особенностью германского корпоративного права. Это явление получило название ко-детерминация и по-разному оценивается исследователями. И. С. Шиткина отмечает, что такая практика помогает выявить социальные конфликты, предотвратить забастовки и в целом регулировать согласование интересов различных групп стэйкхолдеров («действующих лиц») компании. Исследователи ко-детерминации так и не пришли к единому мнению по вопросу ее пользы или вреда для управления компанией. Действительно, с одной стороны, передача части полномочий по принятию решений представителям трудового коллектива может ослабить позиции участников, с другой - повышается обмен информацией между различными группами в наблюдательном совете, что ведет к повышению эффективности компании. Представляется, что при ко-детерминации для соблюдения баланса интересов представителей различных групп «действующих лиц» (участников общества, представителей работников) необходимо взвешенно и продуманно подходить к формированию наблюдательного совета, регламентации его компетенции и порядка деятельности в учредительном договоре.
Таким образом, структура органов управления GmbH обладает стройностью и логической завершенностью, свойственной как правопорядку в Германии, так и в целом немецкому менталитету; распределение функций между органами достаточно сбалансировано. Именно продуманность положений немецкого законодательства позволяет ему быть достаточно стабильным, в результате чего совершенствуются лишь отдельные его нормы.
КРАШЕНИННИКОВА Ирина Сергеевна
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уральского юридического института МВД России