Мировая экономическая культура конца ХХ - начала XXI в. формируется такими системными процессами, как интернационализация, глобализация и интеграция. Современный этап развития мировой экономики характеризуется нарастанием темпов интеграционных процессов.
При рассмотрении феномена интеграции, следует отметить, что данное понятие, является трендом в современном мировом развитии. В середине прошлого века, активизировавшиеся интеграционные процессы открыли возможность многим акторам международных отношений усилить свои позиции с помощью сближения и укрепления связей с другими государствами.
Проанализируем существенные положения интеграционных концепций, где исследованы причины и способы интеграционных процессов и объединений. Для эффективного исследования возникновения интеграционных процессов на евразийском пространстве, необходимо рассмотреть общепризнанные теории интеграции. Согласно политическому словарю М.А. Василика, термин «интеграция» определяется как объединение в целое каких-либо частей.
М. Каплан подразумевает объединения двух или нескольких частей в единое целое. Ф. Махлуп отмечает, что понятие «интеграция» стало использоваться в современном понимании в середине прошлого столетия. По мнению политологов, данный термин стали применять для исследований многих процессов в международной практике, начиная от торговли между странами до вопросов международного морского, воздушного транспорта. Известно, что процесс интеграции ведет к постепенному снижению барьеров в перемещении товаров и услуг, а также рабочей силы и капитала. Этот процесс определяется отказом от устаревшей государственной политики и институтов, которые тормозили интеграцию с одной стороны, и эффективное развитие действующих институтов и инструментов. Исследователи выделяют международную экономическую интеграцию «de facto» (ее называют «реальной интеграцией»), которая предусматривает рост межгосударственного оборота товаров.
Определение интеграции как процесса предполагает развитие такого уровня международных отношений, когда устранено большинство барьеров, следовательно, у этого процесса определен завершающий этап. Однако это невозможно в силу ряда причин, например, противоречия и несовершенства национальных экономик и акторов интеграции.
Современная политическая наука предлагает ряд подходов к пониманию явления и процесса «интеграция». Так, представители теории федерализма А. Этциони, А. Спинелли, К. Фридрих понимают интеграцию как союз государств с передачей части власти наднациональным органам. Согласно данной теории, современные государства не могут в полном объеме обеспечить свою безопасность, их будущее ограничивается лишь государственными границами.
Необходимо распределить властные полномочия между национальными и наднациональными органами.
При этом наднациональный уровень решает вопросы, которые требуют общих усилий, а национальный уровень - вопросы местного характера. Политическая сфера выделяется федералистами как основа интеграции.
Такой теоретический посыл вступает в противоречие с одной из классических теорий региональной интеграции функционализмом. Один из основателей данного направления Д. Митрани считал, что лишь политической основы для эффективного развития интеграции недостаточно. В основе интеграции лежит экономическая сфера, затем затрагиваются и другие сферы, в том числе политическая.
Функционалисты полагают, что создание наднациональных органов - это длительный и поступательный процесс, который начинается в результате взаимодействия лидеров государств-участников интеграции, вследствие чего они приходят к пониманию необходимости создания такого органа, который будет наделен широкими полномочиями для эффективного осуществления интеграции.
Представители неофункционализма выделяют особую роль негосударственных факторов в интеграционных процессах, к ним можно отнести элиты (политические, бизнес), которые являются опорой строительства региональной интеграции. Неофункционалисты Э. Хаас, Л. Линдберг, Ф. Шмиттер считают, что сотрудничество между государствами, начавшееся в одной сфере (например, в экономике), постепенно станет затрагивать и другие, такие как политическая, социальная. Такая многоцелевая интеграция в итоге приведет к необходимости создания управляющего органа, который наделен наднациональными полномочиями[5]. Последователи данного направления придавали большое значение уровню экономического развития государств-участни- ков интеграции, поскольку этот показатель является важной составляющей будущего равнозначного партнерства.
Основоположник школы интерговер-ментализма С. Хоффман придерживался иных взглядов на интеграцию (данное направление также называется межгосударственным подходом). Он уделял пристальное внимание факту совпадения стратегических интересов стран-участниц интеграции и роли лидеров этих государств, которые руководствуются национальными интересами своих государств. Согласно данному направлению, перемены в международной обстановке способны привести к возникновению угроз интересам государств, именно этот фактор и является определяющим стимулом, основой интеграции и обеспечения национальной безопасности.
Согласно коммуникативному подходу (или теории трансакционизма), представителем которого является К. Дойч, основа интеграции - мирное сосуществование, так называемое «общество безопасности». К. Дойч считал, что «общество безопасности» дает уверенность его членам в том, что они не будут враждовать друг с другом, а возникшие проблемы будут разрешать путем переговоров. Участниками процесса интеграции могут быть те государства, которые наработали определенный уровень взаимодействия. Основатель данной теории выделил виды «сообществ безопасности», первое - амальгамированное и второе - плюралистическое. В амальгамированном сообществе передается часть государственных полномочий, органам управления, упрощая национальный суверенитет и уступая место национальным органам, отвечающим за принятие политических решений. Плюралистический тип предполагает наличие общих интересов и ценностей, способствующих возникновению совместных институтов, координирующих процессы коммуникации между участниками, при этом сохраняя самостоятельность в принятии политических решений.
Среди отечественных политологов, например, В.Г. Барановским, понятие «интеграция» рассматривается как состояние, в котором дифференцированные части связаны в одно единое целое и как процесс, ведущий к описанному состоянию7. Интеграция часто рассматривается в качестве экономического взаимодействия, как союз национальных хозяйств, проводящих согласованную экономическую политику. При этом необходимо помнить и о других сферах функционирования государства (например, политическая), которые являются составляющим звеном межгосударственного сотрудничества и являются взаимозависимыми. Рассматривая термин «интеграция» через призму глобализации можно выделить две ее составляющих. Во-первых, процессы, связанные с глобализацией, оказывают влияние на усиление взаимозависимости, как на государственном, так и на региональном уровнях. Во-вторых, этот же процесс способствует объединению различных государств в союзы (интеграционные союзы), в соответствии с их политическими, экономическими интересами и ресурсами для устранения негативных последствий глобализации.
Процесс интеграции при наличии определенных условий и стимулов (политических, экономических) может приобретать различные формы, начиная от двухсторонних договоров о сотрудничестве в конкретной сфере до союзов с множеством участников в различных сферах. Устойчивость и эффективность интеграционных союзов зависит от сложности форм интеграции. Например, процесс интеграции в формате двухсторонних соглашений менее стабилен, но при этом более зависим от политико-экономического состояния стран-участниц, чем формат таможенного (или экономического) союза. Экономический аспект интеграции, по мнению многих исследователей, становится эффективным и продуктивным в условиях доминирования перерабатывающей промышленности, с глубоким разделением труда и конкурентоспособностью с точки зрения импортозамещения. Процесс интеграции при всем многообразии форм предлагает ряд преимуществ и выгоды для участников: совместное решение политических вопросов, укрепление и развитие экономики, усиление конкурентоспособности на мировой арене, совершенствование и создание производственных мощностей, повышение уровня безопасности.
Таким образом, понятие «интеграция» подразумевает объединение двух частей и более в одно целое. Интеграция как процесс предполагает взаимодействие участников в политической, экономической, военной формах сотрудничества на самом высоком уровне. Развитие этого процесса способствует увеличению интенсивности взаимодействия в различных сферах путем создания интеграционных союзов в той форме, которая будет соответствовать целям и возможностям государств-участников интеграции. Интеграция, с одной стороны, способствует повышению эффективности взаимодействия акторов международных отношений, с другой - данный процесс является следствием интенсивного сотрудничества государств.
При исследовании и анализе интеграционных процессов на евразийском пространстве следует обратиться к теоретическому базису политической регионалистики. Наиболее значимыми в исследовании процессов региональной интеграции являются политико-исторический, политикогеографический и социально-политический подход. Политико-исторический подход рассматривает региональную интеграцию через призму исторического развития взаимодействий между соседними государствами в основных сферах жизнедеятельности. Данный подход акцентирует внимание на процессах эволюции связей между государствами, которые формируют региональные интеграционные объединения, обладающие определенным экономическим потенциалом, системой внутреннего управления, присущими данному региону. Применяя политико-исторический подход к евразийской интеграции, можно выделить особенность успешной интеграции в данном регионе, которая проявляется в том, что страны-участники интеграционного процесса находились в составе одного государства.
Современная политико-экономическая обстановка в регионе определяется длительным совместным существованием в составе Российской Империи и СССР. В Конституции СССР 1936г. в ст. 13 определено, что «Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик». В Конституции СССР 1977г. в ст. 70 указывается, что «СССР - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.
В состав СССР входили 15 республик, которые были объединены общей территорией, идеологией и культурой. Государства, встроенные в процесс евразийской интеграции, объединены общей историей государственного строительства, политической культурой, налаженными экономическими связями. При этом деструктивные воздействия на интеграционные процессы в евразийском регионе оказывают различные интересы глав этих государств. Следовательно, в евразийском регионе процесс интеграции основывается на прочных политико-исторических факторах, которые способствуют сближению государств.
Политико-географический подход исходит из сопоставления политических, экономических и ресурсных потенциалов сообществ. Данный подход, по мнению В.В. Фокиной и Ю.В. Косова, «основывается на рассмотрении перспектив эволюции ведущих регионов и государств международного сообщества и характеризует общемировые тенденции политического развития». Указанный подход уделяет особое внимание процессу поглощения маленьких регионов более крупными политическими системами, а также ответной реакции ослабленных государств в виде функциональных трансформаций своих институтов.
Таким образом, пространственная экспансия государств представляется абсолютно естественным процессом. Подчеркивается влияние финансового капитала при определении центра и периферии. Колонизованные территории находятся под определенным контролем центра, государства-метрополии и являются источником дешевой рабочей силы. Применяя указанный подход к евразийскому региону, можно выделить ряд особенностей, например, четко выраженная геополитическая асимметрия. Территория России превосходит своих соседей по региону в три раза, а по численности населения сопоставима со всеми государствами региона. Такая ситуация способствует появлению беспокойства среди руководителей государств евразийского региона и усложняет интеграционные процессы (учитывая разницу в «весе», сложно не сомневаться в равенстве участников интеграции).
Согласно социально-политическому подходу, уровень темпа и результатов развития регионов напрямую зависит от их близости к центру. Регионы, находящиеся поблизости, имеют большие возможности для интенсивного развития. У отдаленных регионов есть риск превратиться в источник ресурсов для более развитых государств. Данный подход уделяет особое внимание социальной жизни государства, так как она определяет стабильность государства в целом. В рамках общественно-политической системы региона возникает центр накопления политического и экономического потенциала. Вокруг такого центра образуются «пояса», регионы, чья роль во внешней политике обусловлена приближенностью к нему. Социально-политический подход выявляет составляющую евразийской интеграции - это культурная и социальная близость участников процесса, которая обусловлена долговременным сосуществованием в составе СССР и Российской Империи. Это является базисом для эффективного и долговременного политического и экономического взаимодействия. При этом социальнополитические факторы оказывают как созидательное воздействие на процессы сближения, так и дезинтеграционное.
Таким образом, рассмотренные подходы формируют базис теоретико-методологических принципов, применяемых для изучения региональной интеграции. Использование методов в комплексе из приведенных подходов позволит детально изучать регионы и прогнозировать развитие политической и экономической ситуации. Ключом к изучению интеграционных процессов в регионе является разностороннее изучение особенностей становления, и развития региональной интеграции, так как заложенные основы интеграционных процессов часто проявляются на последующих этапах интеграции.
Как известно, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (ТС) - это форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, которая формирует единую таможенную зону на территории данных государств. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, где обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
ЕАЭС был создан на базе ТС и ЕврАзЭС (Евразийского экономического сообщества) для укрепления национальных экономик и их взаимодействия в целях модернизации и повышения конкурентоспособности стран - участниц на мировом рынке.
Следовательно, эти два интеграционных проекта взаимосвязаны напрямую, и, для того, чтобы объяснить основы сотрудничества в рамках ЕАЭС, необходимо выявить причины создания ТС. Цели и задачи ЕАЭС, ярко показывают о полноценной, мощной экономической международной организации.
ЕАЭС, как высшая форма экономической интеграции на постсоветском пространстве, представляет собой продолжение проекта ЕврАзЭС, в том числе и Таможенного союза, то есть также имеет основной целью осуществление всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности экономик национальных государств для создания условий стабильного развития с целью повысить жизненный уровень населения государств-членов. Евразийский экономический союз - это объединение, главными задачами которого являются укрепление экономик участвующих стран и их конкуренции на мировом рынке.
РАГИМОВ Тельман Сабирович
кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии