Введение
Государства Китай и Индия занимают особое место по уровню развития современных социальных медиа, поскольку это самые многочисленные страны на планете и они используют уникальные интернет-платформы, не используемые нигде в мире.
На основе анализа текстовой и изобразительной информации социальных сетей (чаты, блоги, мемы, гифки, селфи, перепосты) в исследовании обоснован выбор платформы для онлайн-взаимодействия в каждой стране, выявлены границы приватности, сферы государственной и коммерческой тайны, а также сформулированы понятия о нормативе, пределе допустимого, культурных ограничителях и политических санкциях.
Сложности с определением предмета исследования связаны с тем, что социальные медиа стремительно развиваются (еще несколько лет назад их название звучало как «социальные сети» - сегодня это понятие устаревает). Одни и те же платформы, например, Facebook или Twitter, школьники используют для дразнилок, а взрослые - как источник информации или средство электронной коммерции. Трудности исследования заключаются также в том, что содержательный контент для изучения стремительно «мигрирует» между платформами: в нулевые годы люди общались в мессенджере BBM на телефонах Blackberry (бесплатный сервис, разработанный в 2005 году и ставший одной из моделей для WhatsApp), затем перешли на Facebook, недавно активно использовали Twitter, но сейчас переходят на Instagram, WhatsApp, QQ (менеджер КНР) и WeChat.
Не менее сложен вопрос с субъектами исследования: если для Индии основными социальными группами как в оффлайн, так и в онлайн традиционно являются касты и семья, но в промышленном Китае возникают новые социальные образования - временные трудовые мигранты по срочному контракту, они и составляют самую многочисленную группу интернет-пользователей. Сельский Китай по-прежнему демонстрирует устойчивость семьи в социальном общении, но благодаря социальным медиа круг контактов сельчан с незнакомцами стремительно расширяется (селекционеры, кредиторы сельхозбанков, разработчики аграрной техники и т.д.).
Киберметрия медиа-поведения расширяет методологические подходы исследователя: веб-обработка как научный метод (изучение содержания чатов, постов и блогов) наиболее достоверна с точки зрения получения объективной информации, при этом она сочетается с методом понимающего текста. Исследование сосредоточено на контенте и социальных группах пользователей, как мировых - Facebook, Twitter, Instagram, Pinterest, LinkedIn, Flickr, Tumbler, Snapchat, WhatsApp, так и региональных - QQ, WeChat, Sina Weibo, Momo, а не на веб-платформах и их создателях.
Социальные медиа в теории и истории
Новые механизмы взаимодействия в цифровую эпоху (сетевые структуры мигрантов, сельхозкредиторов, защитников экологии и т.д.) изучены исследователями в различных регионах: Франкофонии, Евразийском Союзе, государствах Латинской Америки, исламском мире. Общим для всех государств является тенденция увеличения плюрализма: социальные медиа способствуют переходу к гибкой системе политических и социальных групп, одновременно возрастает избирательность в выборе сюжетов для общения и средств получения информации. Исследователи из Великобритании отмечают феномен перехода открытого и свободного общения из социальных медиа в реальную жизнь - так называемый феномен «девиртуализации».
За сто лет своего развития медиа значительно изменились: вначале они разделялись на публичные (радио) и медиа для частной коммуникации (телефон). В 2002 году в Великобритании возникла одна из первых социальных сетей Friendster (сайт знакомств), которая одновременно давала информацию о знакомых и незнакомых людях. Позднее QQ (менеджер КНР, второй по величине в мире после Facebook) и Facebook перешли к созданию групп по близким и отдаленным связям, а самые современные мессенджеры WhatsApp и WeChat содержат как публичные, так и приватные чаты. Таким образом, в наше время социальные медиа заполнили весь диапазон средств коммуникации, выстроив последовательность масштабов общения от публичных к частным и наоборот.
В университетах Беркли и Мичиган (США) исследователи в 2007 году ввели термин для медиааудитории - «сетевые публики» («networkedpublics»), а также понятие «аффордансы» — возможности платформ: видимость, наглядность, поиск, распространение. Но десять лет спустя мессенджеры с их новыми возможностями сделали результаты американского исследования неактуальными.
Тематика научных работ в области социальных медиа очень быстро меняется. Вначале самым главным был вопрос самопрезентации - соотношения онлайн-присутствия и «офлайновой» личности, а также контроля со стороны государства или создателей социальных медиа. Но социальные медиа имеют множество контекстов, поэтому сегодня каждая научная дисциплина изучает социальные коммуникации под своим углом зрения (media and communication studies): политологи (political science), исследователи семьи (family studies), специалисты в области цифровых гуманитарных наук (digital humanities), психологи («connectivity»), сервисные технологи (internet studies аnd computer science) и т.д. Современные исследования сосредоточены на проблеме утраты анонимности и конфиденциальности: в Facebook, Twitter, Instagram, Pinterest, Flickr, Tumbler, Snapchat, WhatsApp, QQ, WeChat, Sina Weibo семейные, дружеские и служебные связи переплелись. Таким образом, изучение социальных медиа очень динамично, а тематика исследований постоянно обновляется из-за появления новых платформ и новых способов их использования.
Социальные медиа в Индии
Республика Индия - динамично развивающее государство Южной Азии, которое стремиться стать региональным лидером. Высокий уровень развития IT-индустрии в Индии и «английскость» социальных медиа объясняет широкое распространение интернет-общения в индийской республике. В Индии сформированы специальные IT - зоны, например, в Ченнаи, столице штата Тамил-Наду с населением в 30 000 тыс.чел., где расположены несколько международных IT-компаний со штатом в 200 000 программистов разных национальностей на условиях предварительного разрешения (performance reguirements). Связь с Евросоюзом, особенно Великобританией, объясняет значительно более высокую степень защиты авторского права в индийском интернете, в соответствии с английской традицией. Первая популярная соцсеть Великобритании «Friends Reunited», объединяющая восемь миллионов пользователей, малоизвестна за пределами страны, но распространение в Индии получила очень быстро. Сегодня все мировые медиа имеют распространение в Республике.
В Индии, по классическим законам капитализма, служебная и частная жизнь человека была жестко разделена, чтобы не отвлекать работника от профессиональных обязанностей. Но интернет-технологии (например, электронная почта) начали стирать четкую грань между служебным и личным временем, а социальные медиа и распространение смартфонов окончательно ее разрушили. Паблики известных индийских газет The Times of India, Hindustan Times, Deccan Chronicle привлекают специалистов всего мира в крупные корпорации Cadila Healthcare, TataMotors и AIA Engineering на территории Индии, поэтому очень сложно запретить сотрудникам взаимодействовать с внешним миром в рабочее время.
Социальные медиа могут быть способом сохранения традиционных ценностей, но могут вступать в противоречие с обычаями и культурой Индии. Защиту традиционных прав экономически активного населения Индии осуществляют такие законы как «О промышленных спорах», «О профсоюзах», «О патентах» и такие организации, как Индийский Национальный профсоюзный конгресс, Объединенный конгресс профсоюзов и благотворительные фонды. Примером сохранения традиций является найм на работу в транснациональные компании в Индии: индусы отвергают меритократический принцип ТНК (без блата и родственных связей), публикуя в соцмедиа объявления о вакансиях в первую очередь для родных и друзей. Большинство рабочих мест на индийском рынке труда заполняется с помощью связей и знакомств, поэтому для трудоустройства важно посещать тематические форумы известных газет и общаться в социальных медиа, особенно в linkedin.com.
Социальные медиа как фактор политического влияния включают эффективное продвижение идей, быстрое формирование группы сторонников идеи и превращение ее в социально и политически значимую. При обсуждении государственной политики обычные люди чаще используют Facebook и WhatsApp, в то время как средние и высшие классы больше пользуются Twitter. Основными типами политических постов в социальных медиа Индии являются: выражение поддержки, сарказм, озабоченность и безразличие (выраженное молчанием). Местные политические активисты иногда троллят своих соперников с помощью мемов. Недавно проблема тамилов на Шри-Ланке вызвала волну ненависти в адрес бывшего президента Шри-Ланки Махинды Раджапаксе. Однако широко известные представители высших классов воздерживаются от публикации саркастических мемов.
Индия имеет особенные представления о семье, родственных связях, традиционной культуре и верности религии предков. Р.Киплинг (1865-1936) в сборнике о британской Индии рассказывает, как мальчик забрел на заседание британской администрации и высказал пожелания своих индийских слуг по поводу законов колонизаторов, вводимых без учета специфики индийской цивилизации. Сегодня роль литературы берут на себя социальные медиа: 70 миллионов фотографий ежедневно публикуются в Instagram, 300 миллионов в Facebook и 700 миллионов в Snapchat. Индусы придают большое значение понятиям «честь» и «стыд» (неосмотрительный человек может навлечь позор на всю семью), поэтому они очень внимательны к своим социальным страницам и стараются избегать оскорблений других людей.
В Индии очень популярны картинки-мемы, например, мем Лягушонка Кермита из рекламы чая Lipton. На просторах индийского интернета фигурируют мемы как мнения, мемы как моральные эталоны и множество других мемов, отражающих глубинные корни толерантной индийской культуры. Многие индуисты воспринимают рассылку мемов как религиозную обязанность: делиться ценностями в индуизме означает зарабатывать хорошую карму. Рассылая мемы, связанные с индуистским праздником Дивали (юг Индии, Тринидад), индусы верят, что делятся добрыми мыслями и правильными формами поведения, с которыми многие согласятся и лайкнут. Малограмотные индусы обычно обмениваются чужим контентом, а не создают собственный (картинки дикой природы в Flickr, Tumbler, Snapchat), они охотнее ставят лайки и эмотиконы- сердечки, активно делятся в Facebook картинками и видео, которые отражают их культурные ценности. Визуальное общение также часто встречается в закрытых группах в WhatsAp. Таким образом, социальные медиа, как раньше эпос, литература или телевидение, отражают групповые амбиции людей, но в век интернет-коммуникации они стали больше проявляться визуально.
Конституция Индии 1950 года отменила систему каст (Ст. 15), но социальные различия продолжали сохраняться в форме традиции, обычая, неписаных правил, семейных норм. Примером ломки традиционных ценностей с помощью социальных медиа является WhatsApp: руководители высшего звена дают номера своих телефонов слугам, водителям и секретарям - вопреки традиции кастового деления общества, из соображений логистики и здравого смысла. Слабыми и незащищенными в социальных медиа Индии являются права в области охраны труда, международной миграции и детской занятости.
Социальные медиа могут стать средством сплочения сотрудников - в очень крупных фирмах, где возможность знакомства партнеров минимальна, общение в Facebook, WhatsApp и WeChat дает людям ощущение единого коллектива. В случае, если приватная информация о подчиненных становится известная начальству, социальные сети вызывают резкую критику, т.е. происходит обратная трансформация. Появление в Индии в 2002 году Friendster, а позднее Friends Reunited вызвало настоящий восторг, поскольку в условиях многонаселенной страны, больших семей, компактного проживания позволило индусам создавать приватные чаты. Но в настоящее время жители Индии используют для тех же целей приватности функцию секретных чатов в Facebook и Twitter.
За десятилетие существования социальных медиа люди научились градировать информацию между близкими друзьями и дальними партнерами. Это правило относится и к самопрезентациям, мемам, гифкам, стикерам, эмодзи, селфи. Селфи бывают трех видов: обычное, групповое (thegroupie) и «рожицы» (theuglie). Симптоматично, что пользователи социальных медиа для каждой группы, чата, поста используют только один из трех типов селфи. В социальных медиа Индии, как и везде, широко распространены мемы, а один из старейших, Шушпанчик - всемирный мем 2001 года, своим происхождением обязан Индии - о меме сочинили «шушпанишады» (короткие шутливые тексты), по образу «упанишад» из древнеиндийского эпоса.
В Индии законы Великобритании, например, Закон об авторском праве (1988), часто имеют весомую силу: по этому закону использование аудио- или видеозаписи в публичной трансляции или государственных архивах должно иметь разрешение автора. Данный закон существенно ограничивает прослушивание и просмотр аудио- и видеоконтента в социальных медиа Республики Индии. Несмотря на эти ограничения, благодаря социальным медиа в Индии все больше людей вовлекается в публичную сферу, раньше принадлежавшую политикам и интеллектуалам.
Таким образом, мы выявили огромную роль социальных медиа как в экономической, политической, социальной, так и цивилизационно-культурной сферах жизни Республики Индия.
Социальные медиа в КНР
Многие известные в мире социальные медиа в КНР запрещены, среди них Facebook, Instagram, Twitter, Flickr, MySpace, Tumbler, Ask.fm. Но у 91% китайских пользователей интернета есть аккаунты в социальных медиа (для сравнения: в США - у 67%), поскольку Китай имеет собственные интернет-платформы для общения, которые по качеству, функциям и дизайну не уступают, а зачастую и превосходят общемировые медиасервисы. Китайская компания Tencent разработала две интернет-платформы для общения: QQ и WeChat, которые считаются главными источниками новостей в КНР. Журналисты из штата Tencent пишут и самостоятельно рассылают свои статьи пользователям QQ и WeChat, публикуя их рядом с диалогами.
QQ - молодежный сайт, 60% его пользователей родились позже 1990 года, 59% пользователей - в возрасте от 16 до 25: 58% составляют мужчины, 42% - женщины. Ежемесячное число уникальных пользователей (monthly active users, MAU) у QQ 829 млн чел.- половина «глобального» Facebook. За пределами Китая нет ни одной другой платформы, которая бы совмещала в себе систему обмена мгновенными сообщениями, электронную почту, сервис обмена музыкой и видео, телевидения и кино, поиск по интернету, собственный новостной портал, игровые приложения и даже встроенный антивирус.
QQ критикуется в Китае из-за вмешательства и цензуры правительства. В 2013 году Reporters without boarders опубликовали статью3 в которой говорится, что китайское правительство мониторит переписки пользователей по ключевым словам. В результате в китайских медиа редко можно встретить радикальные политические взгляды или оппозиционные правительству платформы - явление носит название «спираль молчания».
В WeChat, по состоянию на 2017 год, зарегистрировано более миллиарда пользователей. WeChat поддерживает текстовые и голосовые сообщения, рассылку сообщений множеству адресатов, имеются разнообразные способы установления контактов со случайными людьми. Пользователи WeChat могут подписываться на публичные официальные каналы, что сближает платформу с Twitter. Функция Moments делает WeChat по-настоящему социальным - она позволяет делиться своими видео, фотографиями, сообщениями с друзьями. Также в WeChat есть функция «Люди рядом», которая посредством GPS в телефоне формирует список находящихся рядом людей, сортируя их по полу. Для незнакомых людей есть сервис WeChat Shake - сервис свяжет и познакомит вас. Сервис интегрирован с социальными сетями, такими, как Facebook и Tencent QQ, есть возможность обрабатывать фотографии и добавлять к ним надписи, также в WeChat доступен сервис компьютерного перевода. Кроме того, в каждый человек может создать свои учетные записи, писать любые статьи как блог и т.д. Китайскую платформу WeChat мы можем считать универсальным соцмедиа.
Внутри WeChat возможно проведение денежных транзакций. Интересно, что в Китайский Новый год 2016 было проведеной больше транзакций, чем у платежной системы PayPal за весь прошедший 2015 год. В последние два года все более активно используется WeChat для расчетов и покупок в Китае, существует два способа оплаты: через WeChat-кошелёк и банковской картой, привязанной к WeChat. Более того, в Китае основные онлайн-магазины, такие как Taobao, приобретают все больше и больше черт социальных медиа. Китай вступил в безналичную эпоху.
Второй по значению и популярности в Китае является интернет-платформа Sina Weibo. Это китайский сервис микроблогов, гибрид Fwitter и Facebook. За период 2014-2017 гг. аудитория поклонников сервиса увеличилась с 167000 до 297 000 млн.чел. и в феврале 2018 года составила более трехсот миллионов чел, 36.5 миллиона из которых пользуются Sina Weibo ежедневно. На Sina Weibo, помимо простых текстовых комментариев, пользователи могут ос тавлять изображения, адреса веб-страниц и видео, что опять же очень похоже на социальную сеть Facebook. Weibo популярен среди знаменитостей, потому что там можно напрямую взаимодействовать со своими поклонниками и публикой. В отличие от QQ и WeChat, публикации на Weibo делаются публичными по умолчанию.
Исследование социальных медиа в КНР многопланово, многоступенчато, разнонаправленно и динамично, каждая китайская интернет-платформа - QQ, WeChat, Sina Weibo, Momo - имеет целый набор сценариев и позволяет создавать несколько аккаунтов: например, один аккаунт - для продвижения себя на рынке труда, другой - для флирта с красивыми девушками. В QQ и WeChat, так же как и в Twitter, даже дублировать аккаунты не требуется - под разными хэштегами один и тот же пользователь на одной и той же платформе может отправлять заказы на дистанционную работу дизайнера и следить за похождениями бывшего любовника.
Китай настолько огромен, что анализировать теорию и практику использования социальных медиа в нем следует по двум регионам: промышленный (более 200 миллионов сельских жителей переехало работать на фабрики в города) и аграрный Китай. Киберметрия демонстрирует радикальные отличия между ними как по интернет-вовлеченности, так и по формам сетевой активности и визуальному контенту, что ставит под сомнение гомогенизирующую функцию интернета. Интернет-платформы также динамичны: QQ и WeChat, так же как и Facebook образца 2008 года имели значительно меньше функций и возможностей, чем современные модели 2018 года. Часть людей во всем мире выбирает сегодня китайскую мобильную коммуникационную систему для передачи текстовых и голосовых сообщений Momo или сервис мгновенного обмена сообщениями QQ, что подтверждает качество социальных медиа КНР.
Социальные медиа, созданные в КНР, благодаря растущему влиянию азиатской экономики в мире, постепенно завоевывают мировую известность. Под влиянием США в китайские медиаплатформы проникают более гибкие нормы, исключения и возможность «откупиться» в случае нарушения закона. Вне рамок авторского права в Китае, также как во всем мире, остаются идеи, процедуры, процессы, системы, методы работы, концепции, принципы или открытия, независимо от формы их выражения, объяснения, показа или воплощения.
При всем разнообразии видов социальных медиа в КНР (QQ, WeChat, Sina Weibo, Momo) их объединяет, так же как и в Индии, стремительный всплеск визуального контента: мемы, гифки, стикеры, эмодзи, селфи. Оксфордский словарь 2013 года назвал «селфи» (англ. selfie) «словом года»40, его употребление увеличилось за год на 17 000%, а в 2014 году в сети появилось около 880 миллиардов фотографий, что равняется 123 фотографиям на каждого мужчину, женщину и ребенка в мире, и большинство из них было селфи. Такой рост фото объясняется возможностями мобильных телефонов в конце 2000-х — начале 2010-х годов - Китай со встроенными в телефоны функциями фотоаппарата оказался лидером.
Отношение к селфи в индустриальном и сельском Китае неодинаково. В традиционном аграрном китайском поселении доверие к селфи гораздо меньше, чем в промышленных районах КНР: этот факт объясняется строгими запретами традиционного общества, где привыкли истинное и сущное прятать глубоко внутри и не демонстрировать перед публикой. Но люди начали адаптировать социальные медиа к традиционным ценностям. Например, когда ребенку исполняется сто дней, родители публикуют онлайн его фотографии - это связано с традицией празднования в китайских семьях 100 дней у ребенка.
В индустриальном Китае люди делают много гламурных селфи в брендовых костюмах и авто, с роскошными машинами, бутылками дорогого вина или пачками денег, взятых напрокат, публикуют фотографии вечеринок в бассейнах на дорогих виллах, арендованных на час для фотографий. Индустриальный Китай чаще всего публикует «гламурное» фото одного человека, а в аграрных районах селфи с группой друзей встречаются в пять раз чаще, даже если это карикатурные («уродливые») селфи (groupiesanduglies). В китайских социальных медиа часто встречаются готовые картинки с мотивирующей или сентиментальной подписью и красивым видом, подписанные одним словом «wo» (кит. "я"), как бы говорящие: "Мне это близко". Визуальные посты часто заменяют собой текст: например, друзья или члены семьи могут так вести шутливую беседу в QQ, WeChat, Sina Weibo, Momo, Tencent или Facebook - кто-то публикует смешное фото или мем с комментарием, а другие коротко отвечают «Вот точно!!!!» или «лолллл».
Таким образом, поведение в социальных медиа в КНР отражается в логике дуализма: визуальный контент - мемы, гифки, стикеры, эмодзи, селфи - в мегаполисах фокусируется на стиле, брендах и моде, а китайские аграрии сосредоточены на семье, религиозных чувствах и нравоучениях. Когда различные жанры визуального контента появляются на странице одного и того же человека, мы понимаем, что имеем дело с трудовым мигрантом, переехавшим из деревни в промышленный город в недавнем прошлом. В Китае самая большая миграция из известных в истории человечества - 200 000 чел., ее причина - не заработок, а факт, что у жителей деревень низкий 'suzhi', то есть они «хуже». Дорогой смартфон становится для мигрантов первым символом лучшей жизни в индустриальном городе, а возможность «лайкнуть» чужие посты делает их намного увереннее в социальной активности в сети. В профилях многих рабочих-мигрантов в QQ можно найти альбом под названием «Родина».
Сравнительный анализ Китая и Индии
В использовании социальных медиа оба государства объединяет многофункциональный подход, разноплановое общение (от семейных связей до корпоративных в кругу профессионалов), стремление получить обратную связь (лайки, ретвиты, перепосты и т.д.), а также активное использование инфографики (мемы, гифки, стикеры, эмодзи, селфи) как составной части информативного контента.
Общим трендом социальных медиа в Индии и Китае стало использование изображения как коммуникации. Картинки стали полноценным способом общения, как устная и письменная речь, среди них мемы, гифки, стикеры, эмодзи, селфи. Социальные медиа меняют принципы социального взаимодействия - они демонстрируют рост моральных мемов, в которых с помощью изобразительных «иконок» пропагандируется верность, дружба, честность, осуждается ложь, грубость, насилие и т.д. Кроме функции социальной заметности, изображения помогают в интернет-коммуникациях малограмотным людям, повышают узнаваемость среди знакомых, демонстрируют желаемый социальный статус («запилить лук»).
В обоих государствах люди стремятся повысить свою социальную заметность, но способы достижения этих целей отличаются друг от друга. В Индии пользователи социальных медиа предпочитают групповые селфи индивидуальным, специально для селфи индусы готовы переодеваться по нескольку раз в день броско и ярко. Но сразу после замужества у женщин социальная заметность резко изменяется: вместо селфи в ярких нарядах жительницы Индии публикуют свое мастерство в кулинарии, ткачестве и другом рукоделии, декоративном убранстве дома. Ограничения на изображения в замужестве приводят к росту фотографий актеров и актрис, архитектурных шедевров и картин природы - то есть медиаактивность не снижается, а просто меняет ракурс. В Китае функции контроля над людьми более строгие, поэтому мы встречаем гораздо меньше фантазии и юмора в китайских социальных медиа, зато больше фотоснимков с предметами престижа: брендовыми вещами, дорогими иномарками, красивыми интерьерами и т.д.
Социальные медиа в обоих государствах изменили отношение к кибербуллингу - травле и насмешкам людей. «Жертвы» и «преступники» в QQ, Facebook, Twitter, WhatsApp и WeChat легко меняются местами. Важно понимать, что унижение людей не связано с социальными медиа, оно существует в офлайне, подобно тому, как причиной дедовщины в армии не является военная служба. Для снижения кибербуллинга есть смысл говорить с людьми о том, что в интернете ничего не исчезает - при устройстве на работу или замужестве за английского принца факты кибертравли легко «всплывают на поверхность».
И в Индии, и в Китае на современном этапе важными являются такие медиапроблемы, как информационная безопасность, авторское право, пиратство, убытки зависящей от копирайта экономики, тайна личной переписки, значение профиля при трудоустройстве и другие общечеловеческие проблемы. В обоих государствах мы видим правовые и этические дилеммы, а также конфликт интересов, явный или латентный, между традиционными ценностями и правами человека.
Специфическими для Республики Индии и КНР являются такие проблемы как свободное согласие на обработку персональных данных и использование аудио- и видеорегистраторов - в странах Запада такое согласие является нормой с XYI века[37]. Серьезной защиты требует право на конфиденциальность и анонимность, включая использование идентификаторов для расшифровки псевдонимов,
Выводы
Технологии Web 2.0 изменили формы, глубину, типологию общения людей, поэтому они являются важными исследовательскими инструментами веб-аналитики политической и социально-экономической жизни в Китае и Индии.
Социальные медиа не могут считаться нарушением прав человека на частную жизнь, они характеризуются одновременно и максимальной приватностью, и максимальной публичностью.
Социальные медиа являются «масштабируемой социальностью»: в них легко взаимодействуют и малые (семья, близкие друзья) и огромные общественные группы (сторонники политических партий, фанаты или трудовые мигранты), при этом онлайн-управление происходит эффективнее, качественнее и результативнее.
Отличительной чертой социальных медиа являются: быстрые способы передачи информации, возможности связи большого количества пользователей друг с другом и новые возможности по управлению политическими и социальными процессами в Китае и Индии.
Разработчики платформ социальных медиа не определяют контент интернет-сообщений, который развивается по своим законам и всецело зависит от желания и возможностей пользователей. Социальные медиа существуют как практики их использования.
Социальные медиа (твиттосфера) демонстрируют не только интернет-вовлеченность, но и возрастающую политическую активность и правовую грамотность жителей Китая и Индии, что является ступенью на пути к «электронной демократии».
ДУНАЕВА Юлия Генриховна
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государствен-ного университета