Анализ развития человеческой цивилизации в XX в. позволяет констатировать однозначный вывод о том, что за это столетие человеческое сообщество совершило радикально - прогрессивный рывок в своем развитии.
Его практическим результатом стало формирование в ведущих странах мира глобального постиндустриального (информационного) общества, в рамках которого были существенным образом улучшены условия и уровень жизни отдельной личности.
Формирование беспрецедентных по своей сложности проблем и противоречий глобального уровня, поставивших в конечном счете под угрозу будущее человеческой цивилизации.
Одной из таких проблем сегодня является проблема «Запада-Востока», сущность которой определяется нарастанием разрыва в развитии отдельных регионов мира - страны Западной Европы и Северной Америки концентрируют подавляющее большинство жизненно важных ресурсов. Данная проблема имеет комплексный характер, одним из ее аспектов, несомненно, являются неконтролируемая (нелегальная) миграция.
Нелегальные мигранты — граждане других государств и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории, установленные национальным законодательством иностранного государства1 Причины такой незаконной миграции могут быть самыми разнообразными: войны, вооруженные конфликты, преследования по различным основаниям, нищета, разгул бандитизма и т.д. Особое место в последние годы заняли экологические причины миграции населения, в том числе незаконной.
Несанкционированное с правовой точки зрения перемещение больших масс населения из развивающихся и слабо развитых стран в вышеуказанные регионы опережающего развития объективно угрожает макроэкономической стабильности развитых государств, создают условия для возникновения острых международных конфликтов регионального и геополитического характера.
Учитывая вышесказанное, неудивительно, что проблема незаконного перемещения больших масс мигрантов в настоящее время выступает одним из важных аспектов формирования международной повестки.
Представляется, что конструктивное разрешение миграционной проблемы возможно лишь в рамках действующего механизма глобального регулирования международных отношений, основы которого были сформированы после Второй мировой войны и воплощаются, в первую очередь, в деятельности Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и ее структур. В связи с этим представляется актуальным и необходимым произвести анализ современной модели международного сотрудничества, направленной на противодействие незаконному перемещению мигрантов, реализованной в рамках ООН. Данная проблема составляет предмет исследования настоящей работы.
Организационно-правовое оформление модели противодействия незаконной миграции в рамках ООН началось еще с конца 1950-х гг. Представляется, что этот процесс прошел в своем развитии несколько этапов.
Первый из них ознаменовало принятие документов ООН, в которых вопросы незаконной миграции рассматривались косвенно в контексте других проблем. Среди таких актов следует отметить, в первую очередь, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Проблеме незаконной перевозки мигрантов посвящена ст. 111 данного договора, которая регламентировала право на преследование иностранного судна, заподозренного в нелегальной перевозке мигрантов.
Таким образом, еще в начале 1980-х гг. на уровне ООН было регламентировано отношение к незаконной перевозке мигрантов и оформлен достаточно простой механизм противодействия этому процессу.
Дальнейшая актуализация данной проблемы способствовало принятию в рамках ООН специальных нормативных актов, посвященных исключительно вопросам противодействия незаконной перевозки мигрантов. Эти факты ознаменовали наступление второго этапа вышеуказанного процесса.
Среди принятых к настоящему времени актов ООН следует обратить внимание на Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 годаи дополняющий ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху2000 года (далее - Протокол).
Значение вышеуказанных документов, в первую очередь, Протокола заключается в том, что он формирует организационно-правовую базу организации международного сотрудничества противодействия незаконной перевозки мигрантов. Это обстоятельство находит свое проявление в следующем.
Во-первых, в рамках Протокола определяются легальные дефиниции различных аспектов процесса незаконной перевозки мигрантов. В этой связи определены понятия «незаконный ввоз мигрантов», «поддельный документ на въезд / выезд», «судно» и т д.
Нормы Протокола определяют незаконную перевозку мигрантов как деятельность, направленную на организацию незаконного пересечения границы того или иного государства лица, или группы лиц, не состоящего (состоящих) в двусторонних отношениях гражданственности, по корыстным или меркантильным мотивам. Классифицирующим признаком данного правонарушения является пересечение государственной границы без соблюдений установленного административного порядка.
Во-вторых, Протокол определяет составы преступлений, связанных с незаконной перевозкой мигрантов. К таким видам преступных деяний в соответствии с документом следует относить умышленные действия, направленные на получение корыстной выгоды, заключающиеся в незаконном ввозе мигрантов, действиях, создающих условия для незаконного въезда мигрантов (как правило, это подделка документов, удостоверяющих личность, предоставление данного документа в краткосрочное владение, предоставление возможности для незаконного нахождения на территории того или иного государства без соблюдения законных требований по регламентации правового статуса лица, незаконного перемещенного на территорию иностранного государства).
В-третьих, Протокол определяет перечень организационных мероприятий по противодействию незаконной перевозки мигрантов. При этом предполагается, что государства-члены ООН, ратифицирующие Протокол, принимают обязательства по организации разностороннего сотрудничества с целью обеспечения противодействия незаконной миграции. Такое взаимодействие может проявляться, в первую очередь, в организации информационного обмена о деятельности подозреваемых в совершении незаконной перевозки субъектов или их групп, особенностях административного порядка различных государств, реализуемого на их границе.
Кроме того, на подписантов Протокола возлагаются обязанности, связанные с принятием необходимых мер превентивного воздействия, реализуемые в целях соблюдения и защиты правлиц, ставших объектом преступных действий, указанных выше.
Важно отметить, что рассматриваемый документ детально регламентирует исключительно действия по незаконному перемещению мигрантов морским транспортом. Модель такого противодействия выглядит следующим образом. При возникновении у государства, в морское пространство которого заходит транспортный борт подозрений о наличии на нем мигрантов, нарушающих установленный правовой режим пересечения границы, имеет право и возможность осуществить запрос на оказание международной помощи со стороны всех членов ООН, ратифицирующих данный Протокол. Государства, к которым обращен данный запрос (как правило, географические соседи обращающегося государства) несут обязательства по оказанию помощи в пределах, всех имеющихся у них средств.
Вместе с тем, в рассматриваемом документе характер такой помощи не конкретизирован, что, как представляется, в значительной степени снижает его конструктивный потенциал в контексте осуществления противодействия незаконным перемещениям мигрантов. Как правило, такая помощь ограничивается осуществлением осмотра судна и передачей информации, полученной по его итогам заинтересованному государству.
Дальнейшие действия в отношении задержанного судна определяются исключительно государством, которому оно принадлежит, в соответствии с его флагом. При этом все другие участники системы взаимодействия, определенной рассматриваемым Протоколом, имеют возможности для инициализации расследования в отношении подозрительного судна, в обязательном порядке при этом уведомив государство его флага.
По результатам сделанного запроса государство, выражающее подозрение, может получить возможность для осуществления следующих действий в отношении иностранного судна, находящегося в его территориальных водах:
- осуществить высадку на борт данного судна специальной войсковой команды, с целью осуществления его досмотра;
- в случае нахождения подтверждения имеющимся подозрениям принять меры в отношении экипажа и груза судна, характер и перечень которых определяется исключительно государством флага данного судна.
Как видим, определенная Протоколом модель противодействия незаконной транспортировке мигрантов, с одной стороны, обеспечивает защиту прав граждан иностранного государства, находящихся на морском судне, а с другой - предполагает совершение решительных мер, направленных на пресечение совершения данного правонарушения. Не подвергая сомнению правомерность этого подхода к правовому регулированию проблем нелегального перемещения мигрантов, следует отметить, что исключительно разрешительный характер осуществляемых действий в соответствии с указаниями государства-флага судна, может способствовать неоправданному затягиванию данного процесса, потери необходимой для эффективного противодействия правонарушению оперативности.
Рассматриваемый Протокол предусматривает регламентацию процедуры возвращения незаконных мигрантов. В соответствии с ней, государство, подписант Протокола, обязывается содействовать возврату на свою территорию лица, незаконно пересекшего государственную границу того или иного государства, иначе говоря, признаваемого незаконным мигрантом.
Развитие ситуации в сфере незаконной миграции наглядно демонстрируют недостаточную эффективность практической реализации вышеуказанных правовых механизмов.
Так, по данным Международной морской организации (ИМО) количество незаконных мигрантов, нарушивших установленный режим пограничного контроля в европейских государствах, только за один месяц - сентябрь 2015 г. составило более 45000 человек. Еще более 3000 человек не смогли реализовать свою цель, погибнув при транспортировке, ввиду чрезвычайно плохих условий проезда, обеспечиваемых преступными группировками, специализирующимися на незаконной миграции. Логично предположить, что дальнейшее развитие кризисных явлений в ближневосточном регионе значительно усугубило положение в сфере незаконной перевозки мигрантов.
Реакцией со стороны ООН на такое развитие событий стал перенос обсуждения данных проблем на главные площадки организации. Так, начиная с 2013 г. данная тема начинает активно обсуждаться в ходе заседаний Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН.
Так, в ходе ее 68 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (3-4 октября 2013 года) состоялся диалог на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии.
В докладе ООН по вопросам миграции отмечалось, что, «поскольку рост мобильности человека будет продолжаться и, вероятно, ускорится, перерастая в «мега тенденцию» нашего века, правительства все в большей степени признают важность сотрудничества в вопросах регулирования миграции, а также отмечают взаимосвязь миграции с тремя основными направлениями устойчивого развития: экономическим, социальным, экологическим».
Отражением начала нового этапа процесса правовой регламентации противодействия незаконной перевозки мигрантов стало проведение 18 июля 2017 года Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. По ее результатам были приняты практические рекомендации, предусматривающие совершенствование международного сотрудничества между судебными и правоохранительными органами, а также механизмов финансового антикоррупционного контроля на основании применения административных методов.
Были приняты и практические меры, направленные на совершенствование противодействия незаконной перевозки мигрантов. В частности, на основе принятой Резолюции Совета Безопасности ООН № 2240 были расширены полномочия государств, ратифицирующих Протокол от 2000 года.
В соответствии с этим документом государствам - участникам системы противодействия нелегальной миграции на уровне ООН, была представлена возможность для досмотра любых судов, отходящих от берегов Ливии, при наличии разумных оснований для предположений о совершении правонарушения, связанного с незаконной транспортировкой мигрантов. Неизменным осталось условие, что суда, которые имеют национальность и занимаются указанной преступной деятельностью, могут досматриваться в открытом море у побережья Ливии только с согласия государства флага. В настоящее время существуют предпосылки для распространения такой практики со стороны ООН на суда, находящиеся у всего побережья Средиземноморья, в первую очередь, вблизи Сирии.
В настоящее время на основании указанной Резолюции совместную деятельность по контролю за нелегальной транспортировкой мигрантов осуществляет средиземноморская объединенная морская группировка, состоящая из военных судов всех ведущих европейских государств.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время на базе ООН сформирована организационно-правовая база противодействия незаконной перевозки мигрантов, которая продолжает последовательно совершенствоваться и развиваться. Вместе с тем до настоящего времени негативные тенденции развития ситуации в данной сфере преодолеть не удалось. Во многом это обстоятельство обуславливает наличие неразрешенных проблем в международных актах ООН. Отметим, на наш взгляд, основные из них.
- отсутствие международно-правового определения «нелегальный мигрант»;
- недостаточное внимание регламентации действий государств при осуществлении противодействия незаконной перевозки мигрантов воздушным и сухопутным транспортом;
- недостаточная регламентация оснований начала проверки транспорта со стороны «принимающего» государства;
- отсутствие механизмов оперативного реагирования на проверку информации о возможном нарушении миграционного режима;
- отсутствие механизмов согласования требований отдельных конвенций ООН (в первую очередь, Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).
ИСАЕВА Мадина Хамзатовна
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России