Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Международно-правовые аспекты борьбы с незаконной перевозкой мигрантов в рамках ООН

Анализ развития человеческой цивилизации в XX в. по­зволяет констатировать однозначный вывод о том, что за это столетие человеческое сообщество совершило радикально - прогрессивный рывок в своем развитии.

Его практическим ре­зультатом стало формирование в ведущих странах мира гло­бального постиндустриального (информационного) общества, в рамках которого были существенным образом улучшены условия и уровень жизни отдельной личности.

Формирование беспрецедентных по своей сложности про­блем и противоречий глобального уровня, поставивших в ко­нечном счете под угрозу будущее человеческой цивилизации.

Одной из таких проблем сегодня является проблема «Запа­да-Востока», сущность которой определяется нарастанием раз­рыва в развитии отдельных регионов мира - страны Западной Европы и Северной Америки концентрируют подавляющее большинство жизненно важных ресурсов. Данная проблема имеет комплексный характер, одним из ее аспектов, несомнен­но, являются неконтролируемая (нелегальная) миграция.

Нелегальные мигранты — граждане других государств и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выез­да, пребывания или транзитного проезда через территории, установленные национальным законодательством иностран­ного государства1 Причины такой незаконной миграции мо­гут быть самыми разнообразными: войны, вооруженные кон­фликты, преследования по различным основаниям, нищета, разгул бандитизма и т.д. Особое место в последние годы заня­ли экологические причины миграции населения, в том числе незаконной.

Несанкционированное с правовой точки зрения пере­мещение больших масс населения из развивающихся и слабо развитых стран в вышеуказанные регионы опережающего раз­вития объективно угрожает макроэкономической стабильно­сти развитых государств, создают условия для возникновения острых международных конфликтов регионального и геопо­литического характера.

Учитывая вышесказанное, неудивительно, что проблема незаконного перемещения больших масс мигрантов в настоя­щее время выступает одним из важных аспектов формирова­ния международной повестки.

Представляется, что конструктивное разрешение мигра­ционной проблемы возможно лишь в рамках действующего механизма глобального регулирования международных отно­шений, основы которого были сформированы после Второй мировой войны и воплощаются, в первую очередь, в деятель­ности Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и ее структур. В связи с этим представляется актуальным и необ­ходимым произвести анализ современной модели междуна­родного сотрудничества, направленной на противодействие незаконному перемещению мигрантов, реализованной в рам­ках ООН. Данная проблема составляет предмет исследования настоящей работы.

Организационно-правовое оформление модели противо­действия незаконной миграции в рамках ООН началось еще с конца 1950-х гг. Представляется, что этот процесс прошел в своем развитии несколько этапов.

Первый из них ознаменовало принятие документов ООН, в которых вопросы незаконной миграции рассматри­вались косвенно в контексте других проблем. Среди таких ак­тов следует отметить, в первую очередь, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Проблеме незаконной перевозки мигрантов посвящена ст. 111 данного договора, которая регла­ментировала право на преследование иностранного судна, за­подозренного в нелегальной перевозке мигрантов.

Таким образом, еще в начале 1980-х гг. на уровне ООН было регламентировано отношение к незаконной перевозке мигрантов и оформлен достаточно простой механизм проти­водействия этому процессу.

Дальнейшая актуализация данной проблемы способство­вало принятию в рамках ООН специальных нормативных ак­тов, посвященных исключительно вопросам противодействия незаконной перевозки мигрантов. Эти факты ознаменовали наступление второго этапа вышеуказанного процесса.

Среди принятых к настоящему времени актов ООН сле­дует обратить внимание на Конвенцию ООН против трансна­циональной организованной преступности 2000 годаи допол­няющий ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху2000 года (далее - Протокол).

Значение вышеуказанных документов, в первую очередь, Протокола заключается в том, что он формирует организаци­онно-правовую базу организации международного сотруд­ничества противодействия незаконной перевозки мигрантов. Это обстоятельство находит свое проявление в следующем.

Во-первых, в рамках Протокола определяются легальные дефиниции различных аспектов процесса незаконной пере­возки мигрантов. В этой связи определены понятия «незакон­ный ввоз мигрантов», «поддельный документ на въезд / выезд», «судно» и т д.

Нормы Протокола определяют незаконную перевозку мигрантов как деятельность, направленную на организацию незаконного пересечения границы того или иного государства лица, или группы лиц, не состоящего (состоящих) в двусто­ронних отношениях гражданственности, по корыстным или меркантильным мотивам. Классифицирующим признаком данного правонарушения является пересечение государствен­ной границы без соблюдений установленного административ­ного порядка.

Во-вторых, Протокол определяет составы преступлений, связанных с незаконной перевозкой мигрантов. К таким ви­дам преступных деяний в соответствии с документом следует относить умышленные действия, направленные на получе­ние корыстной выгоды, заключающиеся в незаконном ввозе мигрантов, действиях, создающих условия для незаконного въезда мигрантов (как правило, это подделка документов, удо­стоверяющих личность, предоставление данного документа в краткосрочное владение, предоставление возможности для незаконного нахождения на территории того или иного госу­дарства без соблюдения законных требований по регламента­ции правового статуса лица, незаконного перемещенного на территорию иностранного государства).

В-третьих, Протокол определяет перечень организацион­ных мероприятий по противодействию незаконной перевозки мигрантов. При этом предполагается, что государства-члены ООН, ратифицирующие Протокол, принимают обязатель­ства по организации разностороннего сотрудничества с целью обеспечения противодействия незаконной миграции. Такое взаимодействие может проявляться, в первую очередь, в орга­низации информационного обмена о деятельности подозре­ваемых в совершении незаконной перевозки субъектов или их групп, особенностях административного порядка различных государств, реализуемого на их границе.

Кроме того, на подписантов Протокола возлагаются обязанности, связанные с принятием необходимых мер пре­вентивного воздействия, реализуемые в целях соблюдения и защиты правлиц, ставших объектом преступных действий, указанных выше.

Важно отметить, что рассматриваемый документ деталь­но регламентирует исключительно действия по незаконному перемещению мигрантов морским транспортом. Модель та­кого противодействия выглядит следующим образом. При возникновении у государства, в морское пространство которо­го заходит транспортный борт подозрений о наличии на нем мигрантов, нарушающих установленный правовой режим пе­ресечения границы, имеет право и возможность осуществить запрос на оказание международной помощи со стороны всех членов ООН, ратифицирующих данный Протокол. Государ­ства, к которым обращен данный запрос (как правило, гео­графические соседи обращающегося государства) несут обяза­тельства по оказанию помощи в пределах, всех имеющихся у них средств.

Вместе с тем, в рассматриваемом документе характер та­кой помощи не конкретизирован, что, как представляется, в значительной степени снижает его конструктивный потен­циал в контексте осуществления противодействия незакон­ным перемещениям мигрантов. Как правило, такая помощь ограничивается осуществлением осмотра судна и передачей информации, полученной по его итогам заинтересованному государству.

Дальнейшие действия в отношении задержанного судна определяются исключительно государством, которому оно принадлежит, в соответствии с его флагом. При этом все дру­гие участники системы взаимодействия, определенной рас­сматриваемым Протоколом, имеют возможности для иници­ализации расследования в отношении подозрительного судна, в обязательном порядке при этом уведомив государство его флага.

По результатам сделанного запроса государство, выра­жающее подозрение, может получить возможность для осу­ществления следующих действий в отношении иностранного судна, находящегося в его территориальных водах:

  • осуществить высадку на борт данного судна специаль­ной войсковой команды, с целью осуществления его досмотра;
  • в случае нахождения подтверждения имеющимся подо­зрениям принять меры в отношении экипажа и груза судна, характер и перечень которых определяется исключительно го­сударством флага данного судна.

Как видим, определенная Протоколом модель противо­действия незаконной транспортировке мигрантов, с одной стороны, обеспечивает защиту прав граждан иностранного государства, находящихся на морском судне, а с другой - пред­полагает совершение решительных мер, направленных на пресечение совершения данного правонарушения. Не под­вергая сомнению правомерность этого подхода к правовому регулированию проблем нелегального перемещения мигран­тов, следует отметить, что исключительно разрешительный характер осуществляемых действий в соответствии с указани­ями государства-флага судна, может способствовать неоправ­данному затягиванию данного процесса, потери необходимой для эффективного противодействия правонарушению опера­тивности.

Рассматриваемый Протокол предусматривает регламен­тацию процедуры возвращения незаконных мигрантов. В соответствии с ней, государство, подписант Протокола, обя­зывается содействовать возврату на свою территорию лица, незаконно пересекшего государственную границу того или иного государства, иначе говоря, признаваемого незаконным мигрантом.

Развитие ситуации в сфере незаконной миграции нагляд­но демонстрируют недостаточную эффективность практиче­ской реализации вышеуказанных правовых механизмов.

Так, по данным Международной морской организации (ИМО) количество незаконных мигрантов, нарушивших уста­новленный режим пограничного контроля в европейских го­сударствах, только за один месяц - сентябрь 2015 г. составило более 45000 человек. Еще более 3000 человек не смогли реали­зовать свою цель, погибнув при транспортировке, ввиду чрез­вычайно плохих условий проезда, обеспечиваемых преступ­ными группировками, специализирующимися на незаконной миграции. Логично предположить, что дальнейшее развитие кризисных явлений в ближневосточном регионе значительно усугубило положение в сфере незаконной перевозки мигран­тов.

Реакцией со стороны ООН на такое развитие событий стал перенос обсуждения данных проблем на главные пло­щадки организации. Так, начиная с 2013 г. данная тема начина­ет активно обсуждаться в ходе заседаний Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН.

Так, в ходе ее 68 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (3-4 октября 2013 года) состоялся диалог на высоком уровне по во­просу о международной миграции и развитии.

В докладе ООН по вопросам миграции отмечалось, что, «поскольку рост мобильности человека будет продолжаться и, вероятно, ускорится, перерастая в «мега тенденцию» нашего века, правительства все в большей степени признают важность сотрудничества в вопросах регулирования миграции, а также отмечают взаимосвязь миграции с тремя основными направ­лениями устойчивого развития: экономическим, социальным, экологическим».

Отражением начала нового этапа процесса правовой регламентации противодействия незаконной перевозки ми­грантов стало проведение 18 июля 2017 года Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной орга­низованной преступности. По ее результатам были приняты практические рекомендации, предусматривающие совершен­ствование международного сотрудничества между судебными и правоохранительными органами, а также механизмов фи­нансового антикоррупционного контроля на основании при­менения административных методов.

Были приняты и практические меры, направленные на совершенствование противодействия незаконной перевозки мигрантов. В частности, на основе принятой Резолюции Со­вета Безопасности ООН № 2240 были расширены полномочия государств, ратифицирующих Протокол от 2000 года.

В соответствии с этим документом государствам - участ­никам системы противодействия нелегальной миграции на уровне ООН, была представлена возможность для досмотра любых судов, отходящих от берегов Ливии, при наличии раз­умных оснований для предположений о совершении право­нарушения, связанного с незаконной транспортировкой ми­грантов. Неизменным осталось условие, что суда, которые имеют национальность и занимаются указанной преступной деятельностью, могут досматриваться в открытом море у по­бережья Ливии только с согласия государства флага. В насто­ящее время существуют предпосылки для распространения такой практики со стороны ООН на суда, находящиеся у все­го побережья Средиземноморья, в первую очередь, вблизи Сирии.

В настоящее время на основании указанной Резолюции совместную деятельность по контролю за нелегальной транс­портировкой мигрантов осуществляет средиземноморская объединенная морская группировка, состоящая из военных судов всех ведущих европейских государств.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время на базе ООН сформирована организационно-правовая база противодействия незаконной перевозки мигрантов, которая продолжает последовательно совершенствоваться и развиваться. Вместе с тем до настоящего времени негативные тенденции развития ситуации в данной сфере преодолеть не удалось. Во многом это обстоятельство обуславливает наличие неразрешенных проблем в междуна­родных актах ООН. Отметим, на наш взгляд, основные из них.

  • отсутствие международно-правового определения «не­легальный мигрант»;
  • недостаточное внимание регламентации действий госу­дарств при осуществлении противодействия незаконной пере­возки мигрантов воздушным и сухопутным транспортом;
  • недостаточная регламентация оснований начала про­верки транспорта со стороны «принимающего» государства;
  • отсутствие механизмов оперативного реагирования на проверку информации о возможном нарушении миграцион­ного режима;
  • отсутствие механизмов согласования требований от­дельных конвенций ООН (в первую очередь, Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

ИСАЕВА Мадина Хамзатовна
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - печатное издание "Евразийский юридический журнал".
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 46472 от 02.09.2011 г.,  выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Инсур Забирович

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК.

Яндекс.Метрика

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания): EURASIALAW.RU
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 67559 от 31.10.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Д.И.
Тел.: +7 917 40-10-889
e-mail: info@eurasialaw.ru

© 2007 - 2019 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.