В Арктический совет входит восемь государств, среди которых: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США.
Российская Федерация на протяжении длительного времени активно занимается разработкой и исследованием своего арктического сектора. 26 февраля 1997 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года Федеральным законом № 30-ФЗ, а в 2001 году стала первым государством, направившим представление в Комиссию по границам континентального шельфа в соответствии со статьей 76 Конвенции. Французские правоведы полагают, что именно благодаря своему длительному присутствию в Арктике и активным научным исследованиям своего арктического сектора, Российская Федерация смогла в достаточно короткий срок сформировать свое представление и направить его в Комиссию.
Основным объектом претензий Российской Федерации, по мнению французских правоведов, являются хребты Ломоносова и Менделеева Первое представление Российской Федерации в 2001 году было отложено Комиссией для проведения Россией дополнительных геологических исследований и предоставления дополнительных доказательств принадлежности данных массивов к ее территории. В 2015 году Российская Федерация подала в Комиссию очередное представление для установления границ своего континентального шельфа. Рекомендация Комиссии по российскому представлению должна быть принята в 2019 году, после того, как все заинтересованные стороны направят свои представления в Комиссию. На расширение своего континентального шельфа за счет подводного хребта Ломоносова претендуют помимо России также Канада и Дания. Данный территориальный спор носит для сторон принципиальный характер в силу того, что спорная территория содержит более 25 % мировых запасов углеводородов.
Французские юристы отмечают, что действия России по установлению границ своего континентального шельфа, с точки зрения соблюдения порядка процедуры, полностью соответствуют нормам Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Однако, ряд других действий Российской Федерации противоречит нормам международного права и дает основания полагать, что в случае отрицательного решения Комиссии по границам континентального шельфа в отношении российского представления, Россия будет предпринимать шаги, которые будут иметь отрицательное воздействие на стабильность во всем регионе. Так, в качестве примера приводится размещение Российской Федерацией своего государственного флага на дне Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. Такое действие было расценено как нарушение общих принципов международного права, а некоторые исследователи оценили его как незаконный захват территории.
Следующим вопросом, который рассматривается во французской международно-правовой доктрине является соблюдение Российской Федерацией положений Конвенции ООН 1982 года, касающихся порядка урегулирования споров между сторонами, а именно урегулирования спора в порядке согласительной процедуры. Французские исследователи отмечают, что при ратификации Конвенции 1982 Российская Федерация сделала оговорку, а именно в соответствии со статьей 298 Конвенции ООН по морскому праву не приняла предусмотренные в разделе 2 части XV Конвенции процедуры, ведущие к обязательным для сторон решениям, в отношении споров, связанных с толкованием или применением статей 15, 74 и 83 Конвенции. Кроме этого, Российская Федерация возражала против всех деклараций и заявлений, сделанных в прошлом и могущих быть сделанными в будущем в соответствии со статьями 309 и 310 Конвенции. Примером практического применения Российской Федерацией оговорок к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года стал отказ России от участия в разбирательстве по делу Arctic Sunrise в Международном трибунале по морскому праву. Нидерланды обратились в Международный трибунал по морскому праву с просьбой назначить временные меры по защите интересов сторон до рассмотрения дела по существу. На основании пункта 5 статьи 290 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года трибунал вправе предписать российской стороне приостановить правоприменительные действия по делу Arctic Sunrise и освободить судно и экипаж из-под ареста до начала суда. Однако в данном случае Министерство иностранных дел Российской Федерации заявило, что не принимает процедуру арбитража по данному делу, а также не намерена принимать участие в разбирательстве в Трибунале по вопросу о временных мерах. Правовой основой для такого решения является именно оговорка, сделанная Российской Федерацией при ратификации Конвенции по морскому праву в 1997 году. Нидерланды, в свою очередь, считают, что согласно пунктам 2 и 3 статьи 297 и пункту 1 статьи 298 Россия исключила из юрисдикции трибунала ряд споров, касающихся суверенных прав и юрисдикции прибрежного государства, в частности, споры о действиях правоохранительных органов в отношении рыболовства и морских научных исследований. Однако указанное дело не относится ни к вопросам рыболовства, ни научных исследований, как полагает сторона Нидерландов. Таким образом, считают французские правоведы, возникает ситуация, при которой не представляется возможным решать возникающие юридические споры между сторонами, одной из которых является Российская Федерация, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, что создает основание для возникновения споров, не могущих иметь законного средства разрешения в будущем.
Следующий вопрос, который подробно рассматривается во французской международно-правовой доктрине, касается подхода Российской Федерации к секторальному делению Арктики. Исторически, Россия и Канада являются единственными государствами, которые установили свою юрисдикцию на основе секторальной теории. В соответствии с теорией разделения Арктики на сектора, которые представляют собой пространство с основанием в виде побережья страны, а боковыми линиями в виде меридиан от Северного полюса до восточной и западной границы данного государства, государство осуществляет свой суверенитет в своем полярном секторе. Площадь арктического сектора Российской Федерации, в соответствии с указанным подходом, составляет около 9 млн. кв. км., из которых более 6,8 млн, кв. км. является морской акваторией Северного Ледовитого океана. Как уточняют французские правоведы, действующее международное законодательство не признает особых прав прибрежных арктических государств. Так, согласно Конвенции ООН по морскому праву, полный суверенитет прибрежного государства охватывает 12-мильную зону территориальных вод, а также 200-мильную исключительную экономическую зону. В 1926 г. Президиум ЦИК СССР принял Постановление, в котором объявил территориями СССР все, как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего Постановления признанной правительством Союза ССР территории каких либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья Союза ССР до северного полюса в пределах между меридианом тридцать два градуса четыре минуты тридцать пять секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом сто шестьдесят восемь градусов сорок девять минут тридцать секунд западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе. Таким образом, в пределах указанного сектора СССР претендовал только на земли и острова, но не на морские пространства за пределами территориальных вод. В 2014 году указом Президента Российской Федерации территориями Арктической зоны России были признаны Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Республика Коми. Кроме этого, в Арктическую зону вошли городской округ Норильска, ряд территорий Архангельской области, земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане. Секторальный подход к делению Арктики, в соответствии с французской международно-правовой доктриной не согласуется с положением, в соответствии с которым Северный Ледовитый океан обладает особым статусом и требует особого режима правового регулирования, отличного от режима, применимого к другим океанам земного шара.
Таким образом, ряд аспектов правового подхода Российской Федерации к определению статуса Арктики критикуется зарубежными правоведами. На наш взгляд, причиной такой критики является стремление ряда зарубежных государств пересмотреть правовую архитектуру Арктического региона. При этом, правовая позиция Российской Федерации полностью согласуется с существующими международноправовыми нормами, которые определяют права прибрежных государств и служат основой для решения возникающих вопросов, в том числе, касающихся разграничения континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.
КОТЛОВА Анна Викторовна
преподаватель кафедры публичного права Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений МИД России