Прежде чем определить роль международного права в международной межгосударственной системе, обратимся к одноименной концепции.
Она была разработана и выдвинута Г. И. Тункиным в 70-е годы ХХ века. В это же время соответствующее понятие вошло в международно-правовую науку и практику.
Анализируя понятие «международная межгосударственная система» (далее межгосударственная система), он включает в нее «государства и государственно подобные образования, народы и нации, борющиеся за независимость, то есть государственные образования в процессе становления, межгосударственные международные организации, международные конференции, объединения государств, не являющиеся международными организациями (например, движение неприсоединения, «группа 77» и т.д.), различные международные органы (например, международные комиссии, международные суды и арбитражи и т.д.), международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе связи между этими компонентами.
Очевидно, что название «межгосударственная» является условным, так как рассматриваемая система включает не только государства и их отношения.
Все компоненты этой системы взаимодействуют между собой. Говоря об интегративных качествах глобальной международной системы, Г. И. Тункин имел в виду, что речь идет не о международной системе вообще, а о современной глобальной международной системе. Развитие же этой системы, прежде всего ее интегративных качеств, по его мнению, определяется закономерностями общественного развития соответствующей эпохи. Эти закономерности влияют на развитие рассматриваемой системы иногда в различных направлениях. Так, интернационализация экономической и других аспектов общественной жизни, существование глобальных проблем действуют в основном в направлении усиления интеграционных связей в международной системе. А существование суверенных государств, являющиеся одной из закономерностей современной эпохи, сдерживает эту тенденцию. Тем не менее, взаимодействие глобальной международной системы, а также ее подсистем со средой происходит в основном через государства. Они, как отмечал Григорий Иванович, лишь частично интегрированы как в глобальной международной системе, так и в ее подсистемах, и в то же время являются частью среды.
В современных условиях происходит длительный исторический переход от эпохи интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни с превалирующими взаимоотношениями между самостоятельно развивающимися странами к глобализации, ведущей к формированию нового системного уровня организации глобальной международной системы с новыми закономерностями, движущими силами и механизмами регулирования.
Мировое экономическое сообщество трансформируется в целостную экономическую систему, во многом определяющую «правила игры» для национальных хозяйств, в том числе и российского. Современная мирохозяйственная система настолько усложнилась, что на нее, уже нельзя воздействовать из единого центра. На системообразующую роль на мировом рынке претендует не только более широкий круг государств, но и глобализирующийся капитал (транснациональные корпорации и международные финансовые центры) и международные экономические организации. Интенсивно происходит унификация «правил игры», обеспечивается прозрачность экономического пространства и т.п.
В экономике под воздействие глобализации попала, прежде всего, финансовая сфера. Продолжающаяся интернационализация производственных и торговых трансакций преимущественно связана с внутрирегиональными процессами, а также с ТНК и операциями, осуществляемыми между их филиалами. Однако главное - находящаяся в стадии становления система глобального регулирования ресурсов планеты, перераспределением мирового дохода, а также всей экономической деятельности.
Очевидно, что за время, прошедшее с момента разработки и выдвижения концепции международной межгосударственной системы, многое в содержании этой концепции изменилось. Это касается как каждого из ее компонентов, так и их количества.
Наиболее общая характеристика этих изменений содержится в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640. В частности; «Современный мир переживает период глубоких перемен, сущность которых заключается в формировании полицентричной международной системы. Структура международных отношений продолжает усложняться. В результате процесса глобализации складываются новые центры экономического и политического влияния. Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион. Сокращаются возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике. Отчетливо проявляются многообразие культур и цивилизаций в мире, множественность моделей развития государств.
Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнем благосостояния государств, усилением борьбы за ресурсы, доступ к рынкам сбыта, контроль над транспортными артериями».
Далее говорится: «Борьба за доминирование в формировании ключевых принципов организации будущей международной системы становится главной тенденцией современного этапа мирового развития».
Затем подчеркивается: «На передний план, наряду с военной мощью, выдвигаются такие важные факторы влияния государств на международную политику, как экономические, правовые, технологические, информационные».
И, наконец, отмечается: «В эпоху глобализации финансовых, информационных, миграционных потоков возрастающее влияние на международные отношения оказывают внутригосударственные социальные процессы».
Поскольку международная межгосударственная система состоит из неоднородных компонентов, то и влияние каждого из их видов на эту систему и обратно неодинаково. Определяющим является воздействие основных компонентов - государств.
Говоря и о системе и о среде, следует, конечно, постоянно помнить об условности этого разделения, которое носит в большей или меньшей мере теоретический характер и абсолютизация которого недопустима. «Однако в интересах анализа условное выделение обоих комплексов оправдано, ибо открывает дополнительные возможности изучения тех связей, которые формально разрываются».
Так как компоненты любой исследуемой системы обычно выступают как системы более низкого порядка в отношении государств как компонентов международной межгосударственной системы можно сказать, что они не абстрактные точки, а тоже также сложные системы.
Действительно, современная международная межгосударственная система состоит из более чем 200 государств, отличающихся друг от друга размером территории, народонаселения, географическим положением, уровнем экономического развития и военной мощью, в каждом из которых во многом индивидуальный социально-экономический строй, многие из которых связаны обязательствами, вытекающими из их участия в различного рода объединениях, союзах, международных организациях и международных договорах. Все эти факторы оказывают то или иное воздействие на формирование их внешнеполитических, внешнеэкономических и международно-правовых позиций.
Важнейшим изменением в международной межгосударственной системе, которое произошло в ней около трех десятилетий назад, был уход с политической арены СССР, социалистической системы и, как следствие, биполярности.
Современный период развития международных отношений являет собой далеко не самый лучший пример их состояния. Действительно, с одной стороны, он характеризуется наличием ряда вооруженных конфликтов, а с другой - снижением уровня сотрудничества между государствами и введением экономических санкций США и других стран НАТО против России. В отношениях с Западом вместо укрепления доверия - рост враждебности времен «холодной войны». США фактически возводят политику «с позиции силы» в статус государственной.
Здесь уместно привести рассуждения отечественного дореволюционного юриста-международника, профессора Д. И. Каченовского.
«Теперь понятно, - пишет он в своем курсе международного права, - что твердая политическая система есть самое живое и верное доказательство силы и господства международного права в сношениях независимых обществ. Она не существует там, где вместо порядка, устроенного по общему согласию, мы находим всемирную монархию или диктатуру, то есть тяготение одних племен над другими, или, напротив, беспорядочный хаос и бесконечные войны».
Не видим ли мы сейчас возврат на 150 лет назад. С одной стороны, гегемонистские устремления США к роли «всемирного монарха», а с другой - их же стремление к бесконечной череде вооруженных конфликтов и созданию на их месте «управляемого хаоса».
Тем не менее, за тот же период появился ряд новых международных организаций, параорганизаций, а также других структур и диалоговых площадок для совместной и согласованной деятельности государств в различных областях. Среди них: Всемирная торговая организация (ВТО), БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Содружество независимых государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), РИК (Россия, Индия, Китай), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), «Большая двадцатка» (Группа 20-ти, G-20) и другие.
Иными словами, не только изменилось и расширилось содержание деятельности международных организаций и других международных структур, но и увеличилось их количество.
То же самое можно отнести и к различным международным органам (международным комиссиям, международным судам и арбитражам). В частности, в этот период были созданы Международный уголовный суд (МУС), Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), Международный уголовный трибунал по Руанде и другие.
Особо следует выделить появившуюся международную террористическую организацию, запрещенную на территории Российской Федерации, «Исламское государство» и подобные ей объединения. Они подняли насилие на невиданный уровень жестокости и претендуют без каких-либо оснований на создание собственного государственного образования. Успешные боевые операции правительственных вооруженных сил Сирии при поддержке российских ВКС против этой террористической организации завершились полной победой и разгромом бандформирований.
Такого рода объединения представляют собой чужеродный, нелегитимный компонент международной межгосударственной системы. Главным направлением борьбы с ними должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на международно-правовой базе, на основе эффективного взаимодействия государств.
И, наконец, необходимо сказать о международном праве и других социальных нормах как компонентах международной межгосударственной системы, в частности, о тех изменениях, которые претерпело международное право за прошедший период (прежде всего, в отношении основных принципов международного права). И главное, о проблемах его функционирования в современной межгосударственной системе.
Основные принципы международного права по существу представляют собой «принципы мирного сосуществования, за укрепление которых вело борьбу Советское государство, и Декрет о мире был их исходным документом». Именно таким образом они рассматривались в отечественной доктрине международного права
Мирное сосуществование государств независимо от их социально-экономических различий представляет собой многогранное понятие. Одноименным термином обозначаются, по меньшей мере, четыре глубоко взаимосвязанных, но не однозначных аспекта мирного сосуществования: реальная необходимость и возможность, существующая в современную эпоху, один из руководящих принципов внешней политики государств, фактически существующие отношения и центральный принцип (обобщающая норма) современного общего международного права.
Очевидно, что одна из важных характеристик содержания этого принципа в современных условиях изменилась. До начала 90-х годов прошлого века центр тяжести в его содержании был на отношениях между государствами с различным социальным строем. В настоящее время в связи с существенными изменениями в международной межгосударственной системе (от биполярности через однополярность к формированию многополярности), как результате изменения социально-экономических характеристик значительной части основных компонентов этой системы - государств, можно говорить уже не о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем (в основном, социалистических и капиталистических), а о мирном сосуществовании государств независимо от их политических и социально-экономических различий. Иными словами, речь идет уже о более широком аспекте отношений между государствами. Если мы говорим о всемирных международных отношениях, то речь идет о мирном сосуществовании государств «независимо от их социального строя».
Как отмечал Г. И. Тункин, «мирное сосуществование как состояние отношений между государствами не является чем-то застывшим, данным раз и навсегда. Мирное сосуществование в один период может значительно отличаться от мирного сосуществования в другой период развития международных отношений как с точки зрения широты и глубины сотрудничества, так и в отношении надежности мирного сосуществования и т.д.». Несмотря на это, необоснованным и искусственным является противопоставление «мирового сосуществования» и «активного мирного сосуществования».
Современное состояние международных отношений, как уже отмечалось, фактически привело к возврату к «холодной войне».
Понятно, что «состояние международных отношений оказывает решающее влияние на развитие международного права. Для создания норм общего международного права требуется сотрудничество и соглашение государств».
Именно сотрудничество и соглашение государств представляют собой единственно правильный вектор в движении к мирному сосуществованию государств независимо от их политических и социально-экономических различий.
Вся система основных принципов современного общего международного права может быть названа системой принципов мирного сосуществования. То же самое можно сказать и о международном праве современной эпохи уже во многом многополярного мира, призванном служить основой обеспечения мирного сосуществования государств, независимо от политических и социально-экономических различий: его также можно назвать правом мирного сосуществования.
К настоящему времени принцип мирного сосуществования государств независимо от их политических и социально-экономических различий и неразрывно связанные с ним принципы, среди которых прежде всего следует назвать запрещение применения силы и угрозы силой, мирное разрешение международных споров, невмешательство во внутренние дела, территориальную целостность и неприкосновенность, обязанность государств сотрудничать друг с другом, равноправие и самоопределение народов, уважение и соблюдение основных прав и свобод человека, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение международных обязательств, зафиксированы во многих международно-правовых актах, принятых по инициативе и при участии Советского Союза. Эти принципы зафиксированы в наиболее авторитетном международно-правовом документе современности - в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных взаимоотношений и сотрудничества государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой на юбилейной XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 24 октября 1970 г., в ряде других резолюций Ассамблеи и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это обозначало важный, по сути дела исторический рубеж в развитии международных отношений.
Мирное сосуществование как центральный принцип современного общего международного права предполагает два основных взаимных обязательства всех государств: поддержание международного мира и безопасности и развитие взаимовыгодного сотрудничества друг с другом независимо от политических и социально-экономических различий.
Государства - челны ООН уже в новых условиях подтвердили свою приверженность мирному сосуществованию и сотрудничеству.
А в самое последнее время все более обостряющейся международной обстановки мирное сосуществование и сотрудничество становятся особенно важным императивом для выживания человечества.
Что касается отдельных отраслей и институтов международного права, то следует отметить, что за последние десятилетия сформировались такие новые отрасли международного права как международное экономическое, международное экологическое и международное трудовое право. Коренные изменения претерпело международное морское право. Кроме этого можно говорить и о прогрессивном развитии многих других отраслей и институтов международного права.
Новая Концепция внешней политики Российской Федерации, как и другие внешнеполитические документы, пестрит ссылками на международное право в целом и на отдельные его принципы и нормы.
«Международное право, - как отмечал профессор Г. И. Тункин, определяя юридические обязанности государств, - устанавливает определенные рамки для их внешней политики и дипломатии. С другой стороны, фиксируя права государств, оно открывает перед государствами возможность использования международного права в интересах их внешней политики и дипломатии».
В последние годы появились неадекватные оценки той роли, которую играет международное право в международных отношениях и во внешней политике.
Несмотря на то, что официальная позиция Российской Федерации по этому вопросу не вызывает сомнений, в средствах массовой информации (в печати, на радио и телевидении) и в публичных выступлениях неоднократно делались заявления о кризисе международного права и даже о его полной несостоятельности. Основой для них были систематические нарушения международно-правовых принципов и норм.
Что же касается якобы кризиса международного права, то речь идет не о содержании международного права, а о его соблюдении, при том, что в большинстве отраслей международного права нормы соблюдаются.
Основная проблема - соблюдение международно-правовых норм, касающихся поддержания международного мира и безопасности, что в значительной мере зависит от соотношения сил в мире.
Именно эта проблема должна находиться в центре внимания при исследовании функционирования международного права в современной межгосударственной системе.
Нарушение международно-правовых норм в сфере международной безопасности начинается, как правило, с принятия одностороннего решения отдельными государствами о применении вооруженной силы в нарушение Устава ООН, без санкции СБ ООН. Сейчас это делается обычно на основе сфальсифицированных фактов о нарушении прав человека, применении химического оружия и т.д.
Так было в Югославии, Ираке, Ливии и сейчас в Сирии.
Такое впечатление, что установление фактов не интересует ни ООН, ни ее членов. Особенно «убедительными» представляются в связи с этим «доказательства» наличия химического оружия в Ираке, «доказательства» насилия и неизбирательного применения силы в Ливии, постановочные сцены применения химического оружия в Сирии.
Во всех этих случаях действиям СБ ООН на основании главы VII Устава ООН должно было предшествовать установление фактических обстоятельств. Ничего подобного не было. Например, Комиссия по установлению фактов, созданная для этих целей Генеральным секретарем ООН, не успела приступить к работе, т.к. еще до этого начались бомбардировки НАТО территории Ливии. В Сирии - тот же сценарий: ракетный удар США, Великобритании и Франции по Сирии еще до начала работы комиссии ОЗХО в сирийской Думе.
Концепция «ответственности по защите» («R2P»), активно продвигаемая западными государствами для обоснования своих акций, лишь словесно «переодела» концепцию «гуманитарной интервенции», которая стала весьма непопулярной. На практике новая концепция создает дымовую завесу при осуществлении все той же гуманитарной интервенции. Действительным намерением западных стран при осуществлении этой концепции является смена неугодного им режима, а не защита прав человека.
Вызывает крайнее изумление, что международное право во всех этих ситуациях молчит.
Никаких официальных шагов государствами не было предпринято ни в отношении Джорджа Буша, ни в отношении Тони Блэра, ни в отношении Колина Пауэлла за обман международного сообщества и последовавшие за этим агрессии и гуманитарные катастрофы.
А ведь принцип неотвратимости наказания в международном праве никто не отменял. Тем более, что упомянутые персонажи уже не являются должностными лицами и поэтому не обладают иммунитетом.
Континуум оценок роли международного права в современном мире простирается от полного отрицания до явного завышения. В этих условиях более чем необходим реалистичный подход. Он нашел отражение прежде всего в новой Концепции внешней политики Российской Федерации и, что еще важнее, в самой внешней политике России. За время, прошедшее с момента утверждения предыдущей версии Концепции, международная обстановка и расстановка сил на международной арене коренным образом изменилась. Соответственно Концепция подверглась серьезной корректировке. Особое внимание при этом было уделено роли международного права.
Международное право, являясь регулятором международных отношений, выполняет две неразрывно связанные и взаимопроникающие функции: стабилизирующую и созидательную. Оно закрепляет уже сложившиеся отношения, а также служит их изменению и перестройке. При этом необходимо учитывать объективные пределы его действия, связанные со спецификой создания и действия международноправовых норм.
На это, фактически, указывал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации Ю. А. Квицинский. В частности, в 2010 году он говорил, что «в своих отношениях с Западом мы вступаем сейчас в очень сложный период... Соответственно, будет требоваться и другой подход к концептуальным вопросам нашей дальнейшей внешней политики, к инструментам ее осуществления, включая международное право. Наша внешнеполитическая доктрина - это своеобразный документ. С одной стороны, в ней уже прослушиваются мотивы, которые звучали в мюнхенской речи Путина (а эта речь была признанием того, что интересы России не обязательно совпадают с интересами Запада и что за них предстоит неизбежная и, видимо, жесткая борьба). С другой - это очередная вариация известного призыва кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно, все, в общем хорошо, дела идут, и жизнь мила». Превалирует, пожалуй, второй мотив. Явно все более немодный». Как показывают прошедшие семь лет, он оказался прав.
Важным в контексте рассматриваемой темы является также четкое разграничение международно-правовых и неправовых актов. В связи с этим необходимо дать адекватную оценку актам международных организаций, которые условно относят к «международному мягкому праву». Здесь со всей определенностью следует сказать, что эти акты нельзя отнести к международно-правовым. Тем не менее, существуют два пути придания обязательной силы правилам поведения, содержащимся в этих актах. Во-первых, такой акт (резолюция, декларация) может служить основой будущего международного договора. Во-вторых, положения, содержащиеся в таких актах, могут приобрести обязательный характер путем их превращения в обычную норму международного права, т.е. в международно-правовой обычай.
К этому вопросу примыкает оценка той роли, которую играют в современной и межгосударственной системе судебные органы.
Наряду с адекватной оценкой существует и гипертрофирование роли судебных органов, продвижение т.н. «судейского активизма», судебных прецедентов как источника международного права.
Безосновательным представляется вывод о том, что судьи осуществляют правотворческие функции. Преждевременным также является утверждение о том, что судебный прецедент является источником международного права. Использование в этом качестве судебного прецедента отдельными судебными органами (ЕСПЧ, ОРС ВТО) не дают достаточных оснований для общего вывода. Тем более, что в ст. 59 Статута Международного Суда ООН определенно закреплено: «Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу».
Таковы, в основном, проблемы, связанные с функционированием международного права в современной межгосударственной системе.
АШАВСКИЙ Борис Матвеевич
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД России