Право на занятие предпринимательской деятельностью относится к числу важнейших экономических прав, предусмотренных положениями Конституции РФ. В частности, ст. 34 Конституции предусматривает, что каждый гражданин имеет право свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности[1].
Данное положение применимо как к гражданам РФ, так и без ограничений действует в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется национальный режим для осуществления предпринимательской деятельности. Однако в законодательстве РФ имеются отдельные изъятия из общих правил и ограничений, связанные с допуском к занятию определенной деятельностью только граждан РФ.
Ключевые слова: административная ответственности, индивидуальные предприниматели, физические лица, должностные лица, юридические лица.
ЖИРКОВ Никита Сергеевич
студент Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
ДЫБА Степан Сергеевич
студент Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
РЫБАЛКО Дарья Алексеевна
студент Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
ЧЕРНОВ Юрий Иванович
кандидат юридических наук Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
ZHIRKOV Nikita Sergeevich
student of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
DYBA Stepan Sergeevich
student of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
RYBALKO Darya Alekseevna
student of the Faculty of Economics of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
CHERNOV Yuriy Ivanovich
Ph.D. in Law of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURS: THEORY AND PRACTICE
The right to engage in entrepreneurial activity is one of the most important economic rights provided for by the provisions of the Constitution of the Russian Federation. In particular, Art. 34 of the Constitution provides that every citizen has the right to freely use his abilities and property to carry out entrepreneurial activities. This provision is applicable both to citizens of the Russian Federation, and without restrictions applies to foreign citizens and stateless persons. Foreign citizens and stateless persons are provided with national treatment for carrying out entrepreneurial activities. However, in the legislation of the Russian Federation, there are certain exceptions to the general rules and restrictions related to the admission of only citizens of the Russian Federation to engage in certain activities. Keywords: administrative responsibility, individual entrepreneurs, individuals, officials, legal entities.
Правовое положение индивидуальных предпринимателей предусмотрено положениями Гражданского кодекса РФ, а также иными нормативно-правовыми актами. Например, федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит положения о процедуре государственной регистрации индивидуальных предпринимателей[2]. Как известно, субъектами административных правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица. Признаки физического лица как субъекта административной ответственности могут быть классифицированы на общие и специальные.
По части индивидуального предпринимательства в современном нормативно правовом поле России присутствует некоторая неопределенность. В данной связи в теории и на практике возникают сложности, связанные с отсутствием законодательного понятия организационной-распоряди- тельной и административно-хозяйственной деятельности. В отсутствие конкретных законодательных формулировок и четко определенных законодательных положений для определения содержания признаков должностного лица необходимы разъяснения на уровне подзаконных нормативно-правовых актов, а также на уровне решений высших судебных инстанций. Например, субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ являются граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в условиях отсутствия государственной лицензии. Из судебной практики: Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 31.07.2014 вынес постановление по делу № А19-2251/2014, в результате которого индивидуальный предприниматель был привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. ИП реализовывал алкогольную продукцию без необходимой лицензии. Административный орган считал необходимым привлечение предпринимателя к ответственности за нарушение ч. 2 ст. 14 КоАП РФ. В последствии был подан иск в четвертый апелляционный арбитражный суд, где дело было обжаловано в соответствии со специальной нормой КоАП РФ - ч. 3 ст. 14.7 КоАП РФ, содержание которой подразумевает ответственность за реализацию алкогольной продукции без лицензии, то есть, указанная статья не предусматривает привлечение к ответственности субъекта данного делопроизводства. По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа решил, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам (апелляционный суд не взял в расчет то, что санкции накладываемые ч. 3 ст. 14.17 подразумевают наказание только для юридических лиц - для индивидуальных предпринимателей, в свою очередь, данных карательных мер не предусмотрено), в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании частей 1-2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В судопроизводческих процессах с такими трудностями сталкивается практически каждый предприниматель. По статистике, каждое третье дело, связанное с ИП, получает неправильную квалификацию и в последующем подлежит затяжному процессу обжалования и переквалификации.
Должностными лицами являются граждане, осуществляющие на постоянной или временной основе специальные полномочия или функции представителя органа государственной власти, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях [10].
Для того, чтобы органы административной юрисдикции имели возможность провести анализ трудовых функций и верно квалифицировать действия лица, необходимо на законодательном уровне закрепить понятия и содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. Организационно-распорядительные функции представляют собой реализацию полномочий, связанных с осуществлением руководства отдельными людьми и коллективами в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Административно-хозяйственные функции предусматривают полномочия, связанные с управлением и распоряжением имуществом, которое находится на балансе организации.
Руководителем организации является физическое лицо, которое на основании закона или учредительных документов руководит организацией, выполняя, в том числе, функции единоличного исполнительного органа. Положения законодательства об административных правонарушениях небезупречны, поскольку позволяют рассматривать в качестве лица, которое подлежит административной ответственности, лицо, осуществляющее свои служебные обязанности [11]. При совершении должностным лицом правонарушения, которое связано с осуществлением служебной деятельности противоправные действия могут выходить за пределы его полномочий, могут быть не связаны с его должностными обязанностями, поэтому не являться основанием для привлечения к административной ответственности.
В этой связи необходимо, чтобы положения об административной ответственности должностного лица предусматривали, что оно подлежит привлечению к административной ответственности при совершении правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, а также в связи с совершением действий, выходящими за пределы должностных полномочий.
Дополнением ко всему вышесказанному является то, что зарегистрованные в качестве индивидуального предпринимателя физические лица представляют собой специальные субъекты административной ответственности. Однако многие положения, особенно части Кодекса об административных правонарушениях предусматривают ответственность в отношении граждан, юридических лиц и должностных лиц. Положения законодательства об административных правонарушения РФ предусматривают, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельности без образования юридического лица, несет административную ответственность как должностное лицо[3].
К примеру, положения ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ предусматривают административную ответственность, связанную с неисполнением индивидуальным предпринимателем обязанностей по контролю за соблюдением положений законодательства в сфере охраны здоровья граждан. Положения ст. 18.1 КоАП РФ предусматривают, что субъектами административных правонарушений в сфере защиты государственной границы РФ могут быть индивидуальные предприниматели или лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без юридического образования[4]. В таком случае они несут ответственность как юридическое лицо. Также КоАП РФ предусматривает специальные нормы об административной ответственности индивидуальных предпринимателей. Зачастую при совершении ряда административных правонарушений индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности как должностные или юридические лица.
На наш взгляд, следует выделить предпринимателей в отдельную группу, посредством изменения ряда санкций, находящихся в особой части КоАП РФ, а точнее необходимо скорректировать размеры административных штрафов для индивидуальных предпринимателей, при этом разграничить степень ответственность между ИП и юридическими лицами в денежном эквиваленте, согласно масштабу их деятельности.
Так, например, текст части 1 статьи 18.15 КоАП РФ гласит «Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей...», исходя их этого необходимо дополнить данный пункт выделением особой ответственности для индивидуальных предпринимателей, с помощью установления нового административного штрафа в размере от пятидесяти до ста пятидесяти тыс. рублей. Или же текст ч. 1 ст. 18.14 подразумевает санкцию только на юридическое лицо в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, поэтому следует дополнить текст данной статьи выделением отдельного наказания для индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати пяти до пятидесяти тыс. рублей.
Так же укажем, что по тексту статьи 16.3 КоАП РФ если к ответственности привлекается индивидуальный предприниматель, то на него накладывается санкция в виде административного штрафа размером от 50 до 300 тыс. рублей. Получается, что в данном случае ИП получает наказание эквивалентное наказанию юридических лиц, как и в предыдущих примерах.
Если обратиться к тесту статьи 16.21 КоАП РФ: «Пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза. влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения», приходит понимание о масштабе вопроса квалификации статуса индивидуального предпринимателя, т.к. в данном случае, исходя из судебной практики, достаточно сложно выдвинуть корректное наказание. Поэтому, на наш взгляд, эту и другие подобные статьи следует дополнить выделением наказания для И.П.
Таким образом, необходимо придать индивидуальному предпринимателю статус самостоятельного особого субъекта административной ответственности, дополнить положения Кодекса об административной ответственности соответствующими нормами, в частности пересмотреть статью 2.4 КоАП РФ, и расширить на ряд действий статью 4.1 КоАП РФ.