Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Приоритетные направления развития законодательства в области обеспечения экономической и экологической безопасности в свете осуществления таможенной политики в процессе развития евразийской интеграции

Введение

Современные международные интеграционные процес­сы представляют собой сочетание глобального и региональ­ного взаимодействия как государств, так и различных орга­низаций, структур, бизнеса и оказывают непосредственное влияние на экономические, политические и иные сферы жиз­недеятельности общества.

Как показывает мировая практика, «развитие и взаимодействие глобального и регионального -суть современного миропорядка - включает его основополага­ющую составляющую наряду с правопорядком - экономиче­ский правопорядок». С другой стороны стремление извлечь экономическую выгоду и достижение уровня экономической безопасности всегда приводит к проблемам экологической безопасности. Международные отношения государств пред­полагают опору на устойчивый правопорядок, для того, что­бы быть максимально эффективными. Но прежде всего они должны иметь прочную экономическую и правовую основу, развитую систему безопасности.

Важной задачей обеспечения безопасности государства и интеграционного объединения в целом является улучше­ние экономики страны, совершенствование законодательства, укрепление правопорядка. Национальные интересы в сфере экономики, экологии и других сферах обеспечиваются при помощи права, действия правовой системы. Наиболее тесно связаны интеграционные процессы с таможенной сферой, так как напрямую затрагивают вопросы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную и государственную границу государств. В свете осуществления таможенной поли­тики проведем анализ состояния и правового регулирования социально-экономических, экологических аспектов обеспече­ния безопасности. Интеграция позволяет выявить новые на­правления обеспечения безопасности в экономике и эколого­правовой сфере.

Взаимосвязь экологического и экономического развития общества нашли отражение в работах многих авторов. Осо­бенностью данного исследования является то, что вопросы совершенствования безопасности предлагается вывить через призму обновленного таможенного законодательства Евра­зийского экономического союза (ЕАЭС).

Основная часть

Любое прогрессивное развитие, в частности экономиче­ская интеграция, планирует наращивание экономического взаимодействия государств-членов интеграционного объеди­нения, усиление кооперации во внешнеэкономической дея­тельности по различным показателям, расширение междуна­родно-правового регулятивного воздействия.

ЕАЭС - международная организация региональной эко­номической интеграции, обладающая международной право­субъектностью, в рамках которой обеспечивается проведение скоординированной, согласованной и единой политики в от­раслях экономики, определенных Договором ЕАЭС (вступил в законную силу с 1 января 2015 г.) и международными догово­рами в рамках Союза.2 В структуре интеграционного объеди­нения - Евразийского экономического союза - Таможенный союз является важным международно-правовым компонен­том интеграционного взаимодействия государств - членов ЕАЭС, что также отражено в Договоре о ЕАЭС. Качественно новая степень экономического взаимодействия государств в рамках ЕАЭС открывает перспективы экономического роста государств и предполагающая дополнительные возможно­сти в современном мире. Таможенная политика является со­ставной частью внутренней и внешней политики государства, призванной обеспечить его развитие и его национальную без­опасность и важнейшей составляющей политики Евразий­ского экономического союза. Задачей таможенной политики является мирное разрешение конфликтов интересов, в самом широком их понимании, стран или стран-членов интеграций, которые могут возникать в процессе международной торговли товарами. Сущность ее выражается в выработке единой государственной системы согласованных, экономических, по­литических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны. По своему содержа­нию такая политика включает комплекс мер, применяемых государством для регулирования внешнеторгового обмена и повышения эффективности внешнеэкономических связей. К основным целям таможенной политики можно отнести обе­спечение наиболее эффективного использования инструмен­тов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории государства, участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирование развитие национальной экономики.

Довольно сложно найти четкое понятие таможенной по­литики в науке, вместо этого обычно используется толкование, касающееся ее связи с торговлей и таможней. Ее определяют как «элемент государственной внутренней и внешней полити­ки, комплекс проектов, выполняемых в целях гарантирования максимально эффективного использования инструментов та­моженных досмотров и правил, касающихся торговли товара­ми в данной таможенной сфере, участие в осуществлении задач торговой политики, связанных с защитой внутреннего рынка, со стимулирование роста национальной экономики». Вместе с тем определенные государства, в том числе Республика Бе­ларусь, осуществляют таможенную деятельность, находясь в интеграционном объединении (ЕАЭС). Таким образом, пола­гаем, что таможенная политика - это совокупность действий, принимаемых государством или международной организаци­ей или их органами в связи с разрешением противоречий и защитой национальных интересов страны или группы госу­дарств-членов интеграционного объединения и содействии их интересам в международной торговле товарами посредством установления автономных стандартом и узаконенных правил или через принятие международных стандартов, исходящих из соглашений (пактов, договоров, конвенций).

Проводимая таможенная политика государства может быть реализована лишь при соблюдении одного из главных условий - интеграции экономик стран ЕАЭС и создании на этом пространстве взаимосогласованного правового механиз­ма стран-участниц с соблюдением национальных интересов каждого государства и их резидентов. Таможенная политика должна содействовать обеспечению национальной безопас­ности страны в целом и в первую очередь важнейшей ее со­ставляющей - экономической безопасности. Под экономиче­ской безопасностью понимается такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, по­литического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость ее политических интересов от возможных внешних и внутренних угроз и воздействий. Экономическое «выздоровление» государства в сложившихся условиях возможно лишь посредством создания условий для модернизации и законодательного обеспечения соблюдения национальных интересов в экономической сфере и смежных с ней областях.

Для обеспечения экономической безопасности государ­ства применяются различные правовые средства, при содей­ствии которых предписываются правила поведения в тамо­женных правоотношениях. К таким средствам можно отнести процедуру таможенного оформления, ограничения переме­щения товаров и транспортных средств через таможенную границу и другие нетарифные методы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности. Защита экономиче­ской безопасности достигается также путем уделения больше­го внимания борьбе с преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере.

Национальная безопасность государства зависит от уров­ня экономики, которая обеспечивает развитие страны, терри­ториальную целостность, благосостояние проживающего на­селения. Многие государства, как и страны-участники ЕАЭС, направляют усилия на обеспечение экономической безопасно­сти как путем принятия заключения международных догово­ров, так и принятия национальных документов. В Республике Беларусь вопросы евразийской интеграции выведены в кон­цептуальный документ, определяющий основы национальной безопасности. Так, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Ре­спублики Беларусь от 9 ноября 2010 года № 575 определено, что одной из мер по защите от внешних угроз национальной безопасности является формирование полноценного, без ис­кусственных изъятий и ограничений, эффективного и взаи­мовыгодного Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообще­ства. Республика Казахстан также рассматривает евразийскую интеграцию в качестве действенного способа продвижения страны на устойчивые позиции в системе мирохозяйственных связей. Согласно Концепции внешней политики на 2014-2020 годы, утвержденной Указом Президента от 21 января 2014 года № 741 развитие интеграционных отношений в формате Евра­зийского экономического союза является приоритетным для Республики Беларусь. Концепция внешней политики Россий­ской Федерации 2013 года предусматривает, что Россия будет активно поддерживать процесс евразийской экономической интеграции, реализуя совместно с Республикой Беларусь и Казахстаном задачу совершенствования нормативной право­вой базы ЕАЭС.

Для деятельности ЕАЭС и экономической безопасности государств-членов необходима гармонизация законодатель­ства, т.е. становление похожих механизмов нормативно-пра­вового регулирования, ликвидация барьеров во взаимной торговле, концентрация усилий для объединенного выхода на рынки третьих стран к общей промышленной политике, во­площении инвестиционных проектов внутри Союза и за его пределами. Современные интеграционные процессы привели к необходимости перестройки таможенного законодатель­ства, прежде всего это коснулось законодательной базы Ев­разийского экономического союза. При этом формирование новой системы правовых актов происходит в рамках парадиг­мы «достижение баланса между упрощениями для легаль­ной международной торговли и обеспечение национальной безопасности».

В юридической литературе отмечается, что принятие Таможенного кодекса Таможенного Союза и последующее реформирование таможенного законодательства участников Таможенного союза в значительной степени повлияли на ре­гулирование внешнеторговой деятельности государств-членов Таможенного союза на процессы интеграционного взаимо­действия их экономик с международным экономическим со­обществом, а также послужило фундаментом для функци­онирования Таможенного союза. В ТК ЕАЭС максимально унифицировано таможенное законодательство, обеспечено ускорение и упрощение таможенного оформления, снижение финансовой нагрузки, в первую очередь, на добросовестных участников внешнеторговой деятельности. Кроме того, ТК ЕАЭС предусмотрено использование автоматизации тамо­женных процессов, что весьма актуально в сегодняшних усло­виях цифровой трансформации экономики. Новый Кодекс на­правлен на существенное упрощение процесса перемещения товаров через таможенную границу. При этом координация усилий государств важна не только для обеспечения торговых, экономических вопросов, но и решения усугубляющейся про­блемы экологической безопасности.

Усиление международной интеграции и интернациона­лизации производства и потребления, охватывают традици­онные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, системы национального управления, поддержки инноваций, развитие человеческого потенциала. Процессы глобализации для экономики Беларуси, с одной стороны, создают новые воз­можности в расширении внешнеэкономической интеграции, усилении позиции страны на мировом рынке, облегчают до­ступ к новым рынкам и технологиям, увеличивают приток иностранных инвестиций. С другой стороны, негативными проявлениями этих процессов являются угрозы усиления ин­тенсивности использования природно-сырьевых ресурсов и риска их истощения. Одной из угроз национальной безопас­ности являются экологические вызовы. Проблемы загрязне­ния окружающей среды имеют ярко выраженный социаль­но-экономический, политический и экологический аспекты. Экономические аспекты охраны окружающей среды от загряз­нения имеют определенные последствия. Следует согласиться с Бринчуком М.М. «Осознание последствий дальнейшего не­контролируемого загрязнения окружающей среды вынуждает государства мира вносить коррективы в политику экономиче­ского развития». Особенно экологические проблемы стали приобретать глобальный характер с все большим развитием промышленного сектора, развития торговых отношений, уве­личением удельного веса перевозок в рамках ЕАЭС и в преде­лах государства и вместе с тем распространения источников повышенной опасности, трансграничного переноса загрязня­ющих веществ, истощения природных ресурсов. Проблема законодательного обеспечения снижения экологических ри­сков требует разрешения путем законодательного регулиро­вания посредством применения как стимулирующих, так и карательных мер. Кроме того, эффективность права зависит не только от качества правовых норм, но и от политической воли, направленной на реализацию различных сфер и инте­ресов, обеспечивающих экологическую безопасность. Обеспе­чение охраны окружающей среды от химических загрязнений в процессе транспортировки опасных веществ осуществляется на основе законодательных актов о перевозках грузов, об автомобильных перевозках, при этом в национальных законо­дательствах такое регулирование обозначено неполно. Исходя из того, как считает Т. И. Макарова, «окружающая среда вы­полняет двоякую функцию и выступает как в качестве эконо­мического, так и в качестве блага экологического», поэтому существующие пробелы в регулировании экологического за­конодательства подлежат устранению. Полагаем, необходи­мо принимать меры по ограничению экологически опасной деятельности, важны экономические рычаги, делающие не­возможным противоправные действия по отношению к окру­жающей среде, поскольку именно такие способы создают за­интересованность в обеспечении охраны окружающей среды.

Ярким примером межгосударственного сотрудничества в данной области является инициатива «Зеленая таможня», реализация которой направлена на разрешение глобальных экологических вызовов. Таможенные органы, осуществляя эффективный контроль движения «экологически чувствитель­ных» товаров для здоровья человека, вносят вклад в дело за­щиты окружающей среды, в «озеленение» торговли, выполняя одно из направлений национальной безопасности. Однако еще стоит вопрос гармонизации законодательства государств- участников ЕАЭС с требованиями Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г., не обеспечивается в должной мере ре­ализация отдельных норм иных международных актов (Меж­правительственное соглашение государств-участников СНГ «О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других от­ходов» (Москва, 12 апреля 1996 г.), Модельный закон «Об отхо­дах производства и потребления» от 31.10.2007 г. Полезен опыт Европейского союза, где во многих странах существуют специ­альные законы, регламентирующие отношения в сфере обо­рота отходов производства и потребления. В рамках инте­грационного объединения ЕАЭС следует разработать общие программы, направленные на стабилизацию и оздоровление экологической ситуации, предусмотреть комплекс действий модернизации снижения негативного влияния опасных ве­ществ на окружающую среду, обеспечив тем самым экологи­ческую безопасность. Начать необходимо с повышения эколо­гической грамотности, формирования бережного отношения к окружающей среде, совершенствования технологических процессов, внедрение малоотходных технологий, перевозку товаров экологически чистым топливом и закреплением иных мер, предписанных в нормативных правовых актах. Многие страны начали развитие по пути «зеленой» экономики». Так, например, принят Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года, ут­вержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2016 года № 1061, в котором определе­ны приоритетные направления «зеленой экономики» в Респу­блике Беларусь. В настоящее время Министерство природных ресурсов Республики Беларусь реализует несколько проектов международной помощи, финансируемых Европейским со­юзом, которые позволяют выработать направления и конкрет­ные шаги по переходу к зеленой модели экономического раз­вития. Интерпретации «зеленой» экономики предполагают, что экосистемы, экономика, благополучие населения тесно связаны между собой, а соответственно, концепцию «зеленой» экономики следует признать важным инструментом устой­чивого развития. Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаевым утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 г., в основе которого заложен принцип «зеленого роста». Основные проблемы в сфере обе­спечения экологической безопасности обусловили принятие целого ряда актов в Российской Федерации: Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, принятой Правительством Россий­ской Федерации 15 апреля 2014 г. № 326 в ред. от 31.03.2017, Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г, утверж­денной Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г., Стратегии экологической безопасности Российской Федера­ции на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента от 19 апреля 2017 г. № 176. Целесообразным представляется принятие общего документа в рамках ЕАЭС, в частности Кон­цепцию экологической безопасности, содержащую научную основу и ряд направлений прикладного характера для реаль­ного механизма устранения источников загрязнения окружа­ющей среды и признать источником наднационального права. В тоже время следует принимать во внимание актуальные на­учно-исследовательские разработки ведущих ученых Россий­ской Федерации, Республики Беларусь и всех специалистов, занимающихся данными проблемами, так как беспрерывно уделяется достаточное внимание, направленное на «сбалан­сированное решение социально-экономических задач при ис­пользовании ресурсов в условиях удовлетворения возрастаю­щих потребностей населения».

Евразийская интеграция является непосредственным и логичным направлением совершенствования сотрудничества между странами постсоветского пространства. Неукоснитель­ное выполнение законодательства ЕАЭС всеми участниками этого объединения, как государствами так и бизнес сообще­ством, очень важно для экономической и экологической без­опасности стран-участниц. Постоянное совершенствование национальной законодательной базы и правоприменитель­ной практики ЕАЭС будет способствовать обеспечению за­конности при осуществлении экономической деятельности, и, соответственно, позволит повысить уровень экономической безопасности государств. Сращивание национальных рынков товаров, работ, услуг, капиталов и рабочей силы взаимосвяза­ны с разработкой и имплементацией политики и механизмов «зеленой» экономики, что способствует устойчивому социаль­но-экономическому развитию, обеспечивая при этом охрану окружающей среды. Перспективы развития Союза зависят не только от того, насколько страны экономически готовы, но и от политической воли к фактическому сотрудничеству.

Таким образом, можно резюмировать несколько концеп­туальных положений, связанных с теоретическим обобщени­ем тех проблем, которые рассматривались в настоящей рабо­те.

 Достичь взаимного согласо­вания как экономических, так и экологических интересов воз­можно в том числе путем процесса экологизации экономики.

  1. Проводимая государством политика в области внеш­ней торговли устанавливает характер таможенных отноше­ний. Таможня является связующим элементом между эко­номикой государства и мировым хозяйством. Экономически процессы не должны негативно сказываться на экологической обстановке, в связи с чем необходима разработка универсаль­ной Концепции экологической безопасности, с закреплением критериев определения степени обеспечения безопасности, направлений предотвращения источников угроз, основных мероприятий по снижению экологических рисков, системы мер реализации поставленных целей, механизмов контроля за экологически опасной деятельностью.
  2. Меры по урегулированию внешнеэкономических связей должны соответствовать изменениям в социально-экономиче­ском и международном положении страны. Для реализации всех преимуществ, модернизации и повышения конкуренто­способности экономик стран ЕАЭС необходимо разработать и внедрить целевой комплекс мер, обеспечивающих адаптацию экономической политики государства к реалиям интеграции государств в мировую экономику. В тоже время экологическая безопасность является одним из приоритетов многосторонне­го сотрудничества Республики Беларусь со странами-участни- цами ЕАЭС, а потому проблема обеспечения экологической безопасности носит комплексный экономико-правовой харак­тер, поскольку загрязнение окружающей среды всегда связано с экономическими потерями для общества. Формирование и развитие правовой системы Евразийского экономического со­юза должно осуществляться оперативно с учетом достижений в этой сфере Европейского союза.
  3. Для успешной международной интеграции, осно­ванной на праве, необходимо следовать принципу правовой определенности, который обеспечивает правильное, едино­образное применение государствами-членами и органами ЕАЭС международных договоров в рамках международного союза. В таком русле таможенная политика и таможенное за­конодательство окажутся важными факторами обеспечения экономической и экологической безопасности в условиях ин­теграционных процессов в Евразийском экономическом со­юзе.

Бровка Г. М.
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета управления и гуманитаризации Белорусского национального технического университета (г. Минск, Республика Беларусь)

ХОТЬКО Ольга Александровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики и права Белорусского национального технического университета (г. Минск, Республика Беларусь)

ЧИЖОВИЧ Веслав
доктор экономических наук, профессор кафедры административного и финансового права предприятий Коллегии наук о предприятиях Высшей коммерческой школы SGH (г. Варшава, Польша), член Управленческого комитета Международной сети таможенных университетов, член Международной академии таможенного права

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях