Введение
Современные международные интеграционные процессы представляют собой сочетание глобального и регионального взаимодействия как государств, так и различных организаций, структур, бизнеса и оказывают непосредственное влияние на экономические, политические и иные сферы жизнедеятельности общества.
Как показывает мировая практика, «развитие и взаимодействие глобального и регионального -суть современного миропорядка - включает его основополагающую составляющую наряду с правопорядком - экономический правопорядок». С другой стороны стремление извлечь экономическую выгоду и достижение уровня экономической безопасности всегда приводит к проблемам экологической безопасности. Международные отношения государств предполагают опору на устойчивый правопорядок, для того, чтобы быть максимально эффективными. Но прежде всего они должны иметь прочную экономическую и правовую основу, развитую систему безопасности.
Важной задачей обеспечения безопасности государства и интеграционного объединения в целом является улучшение экономики страны, совершенствование законодательства, укрепление правопорядка. Национальные интересы в сфере экономики, экологии и других сферах обеспечиваются при помощи права, действия правовой системы. Наиболее тесно связаны интеграционные процессы с таможенной сферой, так как напрямую затрагивают вопросы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную и государственную границу государств. В свете осуществления таможенной политики проведем анализ состояния и правового регулирования социально-экономических, экологических аспектов обеспечения безопасности. Интеграция позволяет выявить новые направления обеспечения безопасности в экономике и экологоправовой сфере.
Взаимосвязь экологического и экономического развития общества нашли отражение в работах многих авторов. Особенностью данного исследования является то, что вопросы совершенствования безопасности предлагается вывить через призму обновленного таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Основная часть
Любое прогрессивное развитие, в частности экономическая интеграция, планирует наращивание экономического взаимодействия государств-членов интеграционного объединения, усиление кооперации во внешнеэкономической деятельности по различным показателям, расширение международно-правового регулятивного воздействия.
ЕАЭС - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, в рамках которой обеспечивается проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики, определенных Договором ЕАЭС (вступил в законную силу с 1 января 2015 г.) и международными договорами в рамках Союза.2 В структуре интеграционного объединения - Евразийского экономического союза - Таможенный союз является важным международно-правовым компонентом интеграционного взаимодействия государств - членов ЕАЭС, что также отражено в Договоре о ЕАЭС. Качественно новая степень экономического взаимодействия государств в рамках ЕАЭС открывает перспективы экономического роста государств и предполагающая дополнительные возможности в современном мире. Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства, призванной обеспечить его развитие и его национальную безопасность и важнейшей составляющей политики Евразийского экономического союза. Задачей таможенной политики является мирное разрешение конфликтов интересов, в самом широком их понимании, стран или стран-членов интеграций, которые могут возникать в процессе международной торговли товарами. Сущность ее выражается в выработке единой государственной системы согласованных, экономических, политических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны. По своему содержанию такая политика включает комплекс мер, применяемых государством для регулирования внешнеторгового обмена и повышения эффективности внешнеэкономических связей. К основным целям таможенной политики можно отнести обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории государства, участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирование развитие национальной экономики.
Довольно сложно найти четкое понятие таможенной политики в науке, вместо этого обычно используется толкование, касающееся ее связи с торговлей и таможней. Ее определяют как «элемент государственной внутренней и внешней политики, комплекс проектов, выполняемых в целях гарантирования максимально эффективного использования инструментов таможенных досмотров и правил, касающихся торговли товарами в данной таможенной сфере, участие в осуществлении задач торговой политики, связанных с защитой внутреннего рынка, со стимулирование роста национальной экономики». Вместе с тем определенные государства, в том числе Республика Беларусь, осуществляют таможенную деятельность, находясь в интеграционном объединении (ЕАЭС). Таким образом, полагаем, что таможенная политика - это совокупность действий, принимаемых государством или международной организацией или их органами в связи с разрешением противоречий и защитой национальных интересов страны или группы государств-членов интеграционного объединения и содействии их интересам в международной торговле товарами посредством установления автономных стандартом и узаконенных правил или через принятие международных стандартов, исходящих из соглашений (пактов, договоров, конвенций).
Проводимая таможенная политика государства может быть реализована лишь при соблюдении одного из главных условий - интеграции экономик стран ЕАЭС и создании на этом пространстве взаимосогласованного правового механизма стран-участниц с соблюдением национальных интересов каждого государства и их резидентов. Таможенная политика должна содействовать обеспечению национальной безопасности страны в целом и в первую очередь важнейшей ее составляющей - экономической безопасности. Под экономической безопасностью понимается такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость ее политических интересов от возможных внешних и внутренних угроз и воздействий. Экономическое «выздоровление» государства в сложившихся условиях возможно лишь посредством создания условий для модернизации и законодательного обеспечения соблюдения национальных интересов в экономической сфере и смежных с ней областях.
Для обеспечения экономической безопасности государства применяются различные правовые средства, при содействии которых предписываются правила поведения в таможенных правоотношениях. К таким средствам можно отнести процедуру таможенного оформления, ограничения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и другие нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Защита экономической безопасности достигается также путем уделения большего внимания борьбе с преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере.
Национальная безопасность государства зависит от уровня экономики, которая обеспечивает развитие страны, территориальную целостность, благосостояние проживающего населения. Многие государства, как и страны-участники ЕАЭС, направляют усилия на обеспечение экономической безопасности как путем принятия заключения международных договоров, так и принятия национальных документов. В Республике Беларусь вопросы евразийской интеграции выведены в концептуальный документ, определяющий основы национальной безопасности. Так, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 года № 575 определено, что одной из мер по защите от внешних угроз национальной безопасности является формирование полноценного, без искусственных изъятий и ограничений, эффективного и взаимовыгодного Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества. Республика Казахстан также рассматривает евразийскую интеграцию в качестве действенного способа продвижения страны на устойчивые позиции в системе мирохозяйственных связей. Согласно Концепции внешней политики на 2014-2020 годы, утвержденной Указом Президента от 21 января 2014 года № 741 развитие интеграционных отношений в формате Евразийского экономического союза является приоритетным для Республики Беларусь. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 года предусматривает, что Россия будет активно поддерживать процесс евразийской экономической интеграции, реализуя совместно с Республикой Беларусь и Казахстаном задачу совершенствования нормативной правовой базы ЕАЭС.
Для деятельности ЕАЭС и экономической безопасности государств-членов необходима гармонизация законодательства, т.е. становление похожих механизмов нормативно-правового регулирования, ликвидация барьеров во взаимной торговле, концентрация усилий для объединенного выхода на рынки третьих стран к общей промышленной политике, воплощении инвестиционных проектов внутри Союза и за его пределами. Современные интеграционные процессы привели к необходимости перестройки таможенного законодательства, прежде всего это коснулось законодательной базы Евразийского экономического союза. При этом формирование новой системы правовых актов происходит в рамках парадигмы «достижение баланса между упрощениями для легальной международной торговли и обеспечение национальной безопасности».
В юридической литературе отмечается, что принятие Таможенного кодекса Таможенного Союза и последующее реформирование таможенного законодательства участников Таможенного союза в значительной степени повлияли на регулирование внешнеторговой деятельности государств-членов Таможенного союза на процессы интеграционного взаимодействия их экономик с международным экономическим сообществом, а также послужило фундаментом для функционирования Таможенного союза. В ТК ЕАЭС максимально унифицировано таможенное законодательство, обеспечено ускорение и упрощение таможенного оформления, снижение финансовой нагрузки, в первую очередь, на добросовестных участников внешнеторговой деятельности. Кроме того, ТК ЕАЭС предусмотрено использование автоматизации таможенных процессов, что весьма актуально в сегодняшних условиях цифровой трансформации экономики. Новый Кодекс направлен на существенное упрощение процесса перемещения товаров через таможенную границу. При этом координация усилий государств важна не только для обеспечения торговых, экономических вопросов, но и решения усугубляющейся проблемы экологической безопасности.
Усиление международной интеграции и интернационализации производства и потребления, охватывают традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, системы национального управления, поддержки инноваций, развитие человеческого потенциала. Процессы глобализации для экономики Беларуси, с одной стороны, создают новые возможности в расширении внешнеэкономической интеграции, усилении позиции страны на мировом рынке, облегчают доступ к новым рынкам и технологиям, увеличивают приток иностранных инвестиций. С другой стороны, негативными проявлениями этих процессов являются угрозы усиления интенсивности использования природно-сырьевых ресурсов и риска их истощения. Одной из угроз национальной безопасности являются экологические вызовы. Проблемы загрязнения окружающей среды имеют ярко выраженный социально-экономический, политический и экологический аспекты. Экономические аспекты охраны окружающей среды от загрязнения имеют определенные последствия. Следует согласиться с Бринчуком М.М. «Осознание последствий дальнейшего неконтролируемого загрязнения окружающей среды вынуждает государства мира вносить коррективы в политику экономического развития». Особенно экологические проблемы стали приобретать глобальный характер с все большим развитием промышленного сектора, развития торговых отношений, увеличением удельного веса перевозок в рамках ЕАЭС и в пределах государства и вместе с тем распространения источников повышенной опасности, трансграничного переноса загрязняющих веществ, истощения природных ресурсов. Проблема законодательного обеспечения снижения экологических рисков требует разрешения путем законодательного регулирования посредством применения как стимулирующих, так и карательных мер. Кроме того, эффективность права зависит не только от качества правовых норм, но и от политической воли, направленной на реализацию различных сфер и интересов, обеспечивающих экологическую безопасность. Обеспечение охраны окружающей среды от химических загрязнений в процессе транспортировки опасных веществ осуществляется на основе законодательных актов о перевозках грузов, об автомобильных перевозках, при этом в национальных законодательствах такое регулирование обозначено неполно. Исходя из того, как считает Т. И. Макарова, «окружающая среда выполняет двоякую функцию и выступает как в качестве экономического, так и в качестве блага экологического», поэтому существующие пробелы в регулировании экологического законодательства подлежат устранению. Полагаем, необходимо принимать меры по ограничению экологически опасной деятельности, важны экономические рычаги, делающие невозможным противоправные действия по отношению к окружающей среде, поскольку именно такие способы создают заинтересованность в обеспечении охраны окружающей среды.
Ярким примером межгосударственного сотрудничества в данной области является инициатива «Зеленая таможня», реализация которой направлена на разрешение глобальных экологических вызовов. Таможенные органы, осуществляя эффективный контроль движения «экологически чувствительных» товаров для здоровья человека, вносят вклад в дело защиты окружающей среды, в «озеленение» торговли, выполняя одно из направлений национальной безопасности. Однако еще стоит вопрос гармонизации законодательства государств- участников ЕАЭС с требованиями Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г., не обеспечивается в должной мере реализация отдельных норм иных международных актов (Межправительственное соглашение государств-участников СНГ «О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов» (Москва, 12 апреля 1996 г.), Модельный закон «Об отходах производства и потребления» от 31.10.2007 г. Полезен опыт Европейского союза, где во многих странах существуют специальные законы, регламентирующие отношения в сфере оборота отходов производства и потребления. В рамках интеграционного объединения ЕАЭС следует разработать общие программы, направленные на стабилизацию и оздоровление экологической ситуации, предусмотреть комплекс действий модернизации снижения негативного влияния опасных веществ на окружающую среду, обеспечив тем самым экологическую безопасность. Начать необходимо с повышения экологической грамотности, формирования бережного отношения к окружающей среде, совершенствования технологических процессов, внедрение малоотходных технологий, перевозку товаров экологически чистым топливом и закреплением иных мер, предписанных в нормативных правовых актах. Многие страны начали развитие по пути «зеленой» экономики». Так, например, принят Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2016 года № 1061, в котором определены приоритетные направления «зеленой экономики» в Республике Беларусь. В настоящее время Министерство природных ресурсов Республики Беларусь реализует несколько проектов международной помощи, финансируемых Европейским союзом, которые позволяют выработать направления и конкретные шаги по переходу к зеленой модели экономического развития. Интерпретации «зеленой» экономики предполагают, что экосистемы, экономика, благополучие населения тесно связаны между собой, а соответственно, концепцию «зеленой» экономики следует признать важным инструментом устойчивого развития. Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаевым утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 г., в основе которого заложен принцип «зеленого роста». Основные проблемы в сфере обеспечения экологической безопасности обусловили принятие целого ряда актов в Российской Федерации: Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, принятой Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 г. № 326 в ред. от 31.03.2017, Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г, утвержденной Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г., Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента от 19 апреля 2017 г. № 176. Целесообразным представляется принятие общего документа в рамках ЕАЭС, в частности Концепцию экологической безопасности, содержащую научную основу и ряд направлений прикладного характера для реального механизма устранения источников загрязнения окружающей среды и признать источником наднационального права. В тоже время следует принимать во внимание актуальные научно-исследовательские разработки ведущих ученых Российской Федерации, Республики Беларусь и всех специалистов, занимающихся данными проблемами, так как беспрерывно уделяется достаточное внимание, направленное на «сбалансированное решение социально-экономических задач при использовании ресурсов в условиях удовлетворения возрастающих потребностей населения».
Евразийская интеграция является непосредственным и логичным направлением совершенствования сотрудничества между странами постсоветского пространства. Неукоснительное выполнение законодательства ЕАЭС всеми участниками этого объединения, как государствами так и бизнес сообществом, очень важно для экономической и экологической безопасности стран-участниц. Постоянное совершенствование национальной законодательной базы и правоприменительной практики ЕАЭС будет способствовать обеспечению законности при осуществлении экономической деятельности, и, соответственно, позволит повысить уровень экономической безопасности государств. Сращивание национальных рынков товаров, работ, услуг, капиталов и рабочей силы взаимосвязаны с разработкой и имплементацией политики и механизмов «зеленой» экономики, что способствует устойчивому социально-экономическому развитию, обеспечивая при этом охрану окружающей среды. Перспективы развития Союза зависят не только от того, насколько страны экономически готовы, но и от политической воли к фактическому сотрудничеству.
Таким образом, можно резюмировать несколько концептуальных положений, связанных с теоретическим обобщением тех проблем, которые рассматривались в настоящей работе.
Достичь взаимного согласования как экономических, так и экологических интересов возможно в том числе путем процесса экологизации экономики.
- Проводимая государством политика в области внешней торговли устанавливает характер таможенных отношений. Таможня является связующим элементом между экономикой государства и мировым хозяйством. Экономически процессы не должны негативно сказываться на экологической обстановке, в связи с чем необходима разработка универсальной Концепции экологической безопасности, с закреплением критериев определения степени обеспечения безопасности, направлений предотвращения источников угроз, основных мероприятий по снижению экологических рисков, системы мер реализации поставленных целей, механизмов контроля за экологически опасной деятельностью.
- Меры по урегулированию внешнеэкономических связей должны соответствовать изменениям в социально-экономическом и международном положении страны. Для реализации всех преимуществ, модернизации и повышения конкурентоспособности экономик стран ЕАЭС необходимо разработать и внедрить целевой комплекс мер, обеспечивающих адаптацию экономической политики государства к реалиям интеграции государств в мировую экономику. В тоже время экологическая безопасность является одним из приоритетов многостороннего сотрудничества Республики Беларусь со странами-участни- цами ЕАЭС, а потому проблема обеспечения экологической безопасности носит комплексный экономико-правовой характер, поскольку загрязнение окружающей среды всегда связано с экономическими потерями для общества. Формирование и развитие правовой системы Евразийского экономического союза должно осуществляться оперативно с учетом достижений в этой сфере Европейского союза.
- Для успешной международной интеграции, основанной на праве, необходимо следовать принципу правовой определенности, который обеспечивает правильное, единообразное применение государствами-членами и органами ЕАЭС международных договоров в рамках международного союза. В таком русле таможенная политика и таможенное законодательство окажутся важными факторами обеспечения экономической и экологической безопасности в условиях интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе.
Бровка Г. М.
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета управления и гуманитаризации Белорусского национального технического университета (г. Минск, Республика Беларусь)
ХОТЬКО Ольга Александровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики и права Белорусского национального технического университета (г. Минск, Республика Беларусь)
ЧИЖОВИЧ Веслав
доктор экономических наук, профессор кафедры административного и финансового права предприятий Коллегии наук о предприятиях Высшей коммерческой школы SGH (г. Варшава, Польша), член Управленческого комитета Международной сети таможенных университетов, член Международной академии таможенного права