Ватикан представляет собой особый государственно-подобный институт с уникальным соотношением религиозного и светского начал.
Начало существования Ватикана в качестве суверенного субъекта связано с подписанием в 1929 году Лютеранских соглашений между Святым Престолом и Королевством Италия. Анализ международных частно-правовых отношений Ватикана и Святого престола не являлся предметом рассмотрения в отечественной литературе. Объяснение этому можно найти в том, что гражданско-правовые отношения практически никак не урегулированы нормами, содержащимися в правовых актах Ватикана. Единичные нормы включены в правовые источники Ватикана и в Кодекс канонического права. Закон об источниках права 2008 г. предусматривает, что по вопросам, не урегулированным законодательством Ватикана, применяются итальянские законы - в том числе гражданский, торговый кодексы - в той мере, в которой итальянское законодательство не противоречит каноническому.
Вышеупомянутые Латеранские соглашения состоят из трех отдельных документов, распределенных по двадцати семи статьям и четырех приложений: соглашение, признающее Ватикан в качестве независимого государства; конкордат о церковно-государственных отношениях между государством Ватикан и Италией; финансовая конвенция. Согласно Договору между Святым Престолом и Италией от 11 февраля 1929 года (Латеранским соглашениям), было установлено, что суверенитету Святого Престола подчинены все лица, имеющие постоянное место жительства в Граде Ватикан; центральные учреждения Католической Церкви свободны от всякого вмешательства со стороны Итальянского государства, в том числе в отношении сделок с недвижимостью; все недвижимые объекты, указанные в Договоре, а также входящие в здания понтификальных институтов, никогда не будут обременены обязательствами или экспроприированы, иначе как по предварительному соглашению со Святым Престолом, и будут освобождены от какого-либо обложения сборами; Святой Престол вправе придавать всем названным в Договоре объектам недвижимости такой внешний вид, который он сочтет целесообразным, без согласования с какими-либо итальянскими властями. Также установлено, что вознаграждения в любой форме, которые Святой Престол, другие центральные учреждения Католической Церкви и учреждения, находящиеся вне Рима и непосредственно управляемые Святым Престолом, выплачивают высокопоставленным лицам, служащим и наемным работникам на территории Италии, начиная с 1 января 1929 года, освобождены от всяких налогов. Установлено, что товары, ввозимые из-за границы и направляемые в Град Ватикан или вывозимые из него для учреждений и департаментов Святого Престола, будут всегда допускаться в любом пункте и в любом порту Италии к транзиту через итальянскую территорию с полным освобождением от таможенных правил и пошлин.
Латеранские соглашения были изменены в 1984 году при подписании конкордата между Святым Престолом и Итальянской Республикой. Хотя конкордат не изменил статуса Ватикана как суверенного государства, данный документ закрепил независимость итальянского государства от Святого Престола, и от католической церкви. Конкордат был подписан 18 февраля 1984 года и вступил в силу 3 июня 1985 года.
В 2001 г. вступил в силу новый Основной закон Ватикана. Ватикан не имеет кодифицированной конституции. Основной закон Ватикана 2001 г. включает акты, утвержденные и промульгированные понтификом после Латеранских соглашений. Основной закон Ватикана 2001 г. не содержит каких-либо положений, имеющих отношение к вопросам гражданского права, торговли и экономики.
Закон Ватикана об экономической, торговой и профессиональной деятельности от 7 июня 1929 (Legge sull ordinamento economico, commerciale e professionale), как и некоторые иные упомянутые законы, принятые одновременно с подписанием Латеранских соглашений, сохраняет силу. В статье 2 данного закона содержится положение, согласно которому на продажу недвижимости, расположенной на территории Ватикана, при бесплатной ее передаче, а также в случае сделок по аренде, использованию, узуфрукту, сервитуту, ипотеке, субаренде, приобретения прав на имущество в силу наследования или завещательного распоряжения, требуется согласие Губернатора Ватикана (Губернатор де факто является премьер-министром, главой правительства Ватикана). Сделки, совершенные без согласия Губернатора Ватикана, не устанавливают права владения или собственности, вплоть до получения указанного согласия. Фактически данные сделки являются недействительными. Статьей 3 установлен запрет на любые физические преобразования или расширения недвижимого имущества, находящегося в Ватикане, без предварительного разрешения губернатора. Статьей 4 устанавливается полная монополия Ватикана на любые торговые сделки, куплю-продажу товаров любого свойства и происхождения. Статья 5 устанавливает, что разрешен свободный ввоз товаров, если товары ввозятся в Ватикан частными лицами и для личного потребления, и данные товары приобретены в Италии, и облагались таможенными пошлинами в Италии, и предназначены для личного потребления. Статьей 7 установлен запрет на открытие мастерских, коммерческих предприятий любого рода без утверждения губернатора. Компании не имеют права осуществлять деятельность на территории Ватикана, если они не соответствуют как законодательству Ватикана, так и законодательству Италии, регулирующему трудовые отношения.
Как было отмечено выше, в Ватикане существует монополия на любые торговые сделки и куплю-продажу товаров. Данную монополию осуществляет Департамент экономического обслуживания Ватикана, который занимается приобретением и продажей через управляемые им магазины в Ватикане продуктов питания, других товаров, в частности, топлива. В соответствии с Законом об управлении государством-городом Ватикан (ст. 18), Департамент экономического обслуживания отвечает за выполнение торговых операций напрямую в качестве монополии, и надзор за концессиями, предоставляемыми третьим лицам. Департамент обеспечивает поставки продуктов и товаров всем государственным службам. В 2013 г. была проведена реформа управления экономическими вопросами в рамках Римской курии. Так, в хирографе (кратком послании, собственноручно написанном Папой) от 18 июля 2013 г. Папа сообщил о реорганизации экономико-административной структуры Святого Престола и дал указание сформировать соответствующую комиссию. По результатам деятельности данной комиссии был учрежден Совет по экономике - орган, осуществляющий надзор за экономическими и финансовыми вопросами деятельности дикастерий Римской Курии, и институтов, связанных с Святым Престолом и городом Ватикан. Также был создан Экономический секретариат - контрольный орган, и введена должность Генерального аудитора, назначаемого напрямую Папой.
Отдельные вопросы совершения сделок и имущественных прав юридических лиц затрагивает Кодекс канонического права, включенный в правовую систему Ватикана с 1929 года. В соответствии с положением канона 286 Кодекса канонического права установлено, что без разрешения церковных властей клирики не имеют права лично или при посредстве других лиц, для собственной либо чужой выгоды совершать сделки, заниматься какими-либо операциями, связанными с коммерцией.
Канон 1254 Кодекса канонического права устанавливает, что Католическая Церковь независима от гражданских властей в вопросах приобретения, удержания, управления и распоряжения имуществом, необходимым для достижения целей Католической Церкви, а именно: устроения культа, обеспечения содержанием духовенства и служителей, осуществления апостольских и милосердных дел, в частности, в отношении нуждающихся. Согласно канону 1255, Вселенской Церкви, Апостольскому Престолу, отдельным Церквям и любым другим юридическим лицам, принадлежит право приобретения, удержания, управления и распоряжения имуществом в пределах, определенных нормами канонического права.
Владеть имуществом под высшим началом Римского Понтифика могут юридические лица, приобретшие данное имущество на законных основаниях. Имущество, которое принадлежит Вселенской Церкви, Апостольскому Престолу, любым иным публичным юридическим лицам, есть имущество церкви, управляемое в соответствии с канонами Кодекса канонического права. Частные юридические лица управляют имуществом согласно собственным уставам и, если это прямо предусмотрено, Кодексом канонического права.
Таким образом, из канона 1258 следует, что частные юридические лица, если это прямо установлено, должны управлять имуществом в соответствии с Кодексом канонического права. В этой связи необходимо проанализировать соответствующие каноны как имеющие в ряде случаев отношение к управлению имуществом частных юридических лиц.
Дальнейшие каноны, касающиеся имущественных вопросов Церкви, употребляют термин Церковь в значении не только Вселенской Церкви или Апостольского Престола, но и в значении любого юридического лица в Церкви, если контекст или суть нормы не означают иного.
Обширный раздел посвящен вопросам приобретения имущества. Церковь, в представленном выше понимании (т.е. включая и юридические лица Церкви), имеет право приобретать имущество любым способом, справедливым согласно естественному либо позитивному праву, разрешенным и для иных субъектов права (канон 1259).
Так, Верные Христу (миряне и клирики, титул 1 ч. 1 кн. II Кодекса) вправе осуществлять передачу имущества Церкви. Миряне и клирики обязаны поддерживать Церковь в соответствии с нормами, которые издаются епископской конференцией. Диоцезные (епархиальные) епископы, выслушав мнения совета по экономическим вопросам и пресвитерского совета, и учитывая потребности диоцеза, могут облагать подчиненные им публичные юридические лица податью, которая должна быть умеренной и соразмерной доходам юридических лиц. Ни одно физическое или юридическое лицо не имеет право сбора пожертвований на благочестивые или церковные учреждения или в аналогичных целях без разрешения орди- нария, полученного в письменной форме. Пожертвования, которые приносятся настоятелям либо управляющим юридического лица - как публичного, так и частного - приносятся данному юридическому лицу. Отвергать подобные пожертвования в общем случае запрещено.
Согласно канонам 1271-1272, епископы должны в соответствии с возможностями своих диоцезов вносить вклад в обеспечение Апостольского Престола средствами; епископским конференциям, в свою очередь, вменено в обязанность всячески стремиться к переводу еще существующих бенефиций или доходов от них к особым учреждениям, собирающим имущество и доходы. Данные каноны предваряют раздел, озаглавленный «титул управления имуществом», и регламентирующим порядок осуществления соответствующих прав. В соответствии с каноном 1273, Римскому Понтифику принадлежит верховное право управления и распоряжения всем имуществом Церкви. Учреждения для сбора имущества и пожертвований на обеспечение содержания диоцензных клириков, должны быть созданы во всех диоцезах. Каждый диоцез должен иметь диоцезный фонд, который позволяет епископам осуществлять исполнение обязательств в отношении других лиц, служащих Церкви, удовлетворение потребностей диоцеза, и который позволит более состоятельным диоцезам помогать менее состоятельным. Канон 1274 прямо предписывает требование, чтобы данные учреждения имели права учреждений в соответствии с гражданским правом. Очевидно, что данное требование распространяется на подобные учреждения, находящиеся вне территории Ватикана.
Управление совокупностью имущества, которое поступило из разных диоцезов, осуществляется на основе норм, выработанных по соглашению епископов. Управление имуществом юридических лиц осуществляется ординариями. Принимая особо важные (с учетом экономического состояния диоцеза) акты управления, диоцезные епископы должны выслушивать мнение совета по экономическим вопросам и коллегии консультантов. В состав совета должны входить минимум трое назначенных диоцезным епископом высоко порядочных мирян и клириков, «подлинно сведущих в экономике и гражданском праве» (§ 1 кан. 492). Каждый диоцезный епископ с учетом мнения коллегии консультантов и совета по экономическим вопросам, должен назначать эконома - безупречно честное лицо, обладающее требуемым объемом знаний в сфере экономики.
Следующий титул касается контрактов и вопросов отчуждения имущества. Канон 1290 устанавливает, что то, что устанавливается гражданским правом конкретного местоположения в отношении контрактов и платежей, «надлежит с теми же последствиями соблюдать и в каноническом праве в отношении вещей», находящихся под управлением Церкви, если в каноническом праве не содержатся иные установления.
Положения канона 634 и 638, касаются распоряжения имуществом институтов посвященной жизни (монашеские обители). В титуле 1 гл. 1 ч. III Кодекса канонического права по вопросам осуществления правомочий на имущество повсеместно даются отсылки к положениям проанализированных выше положений Книги V Кодекса «Об имуществе церкви». В статье 634 установлено, что такие юридические лица, как институт, провинция, обитель, могут осуществлять приобретение либо отчуждение имущества, являться собственниками имущества или осуществлять распоряжение им, но должны строго «избегать даже всякой видимости роскоши, неумеренного стяжательства и накопления имущества».
В каноне 638 при этом установлено, что, помимо настоятелей, акты распоряжения имуществом могут совершать в силу установленных обязанностей должностные лица, которые назначаются исходя из норм собственного права данных институтов посвященной жизни (обителей), с учетом положений Кодекса.
Возвращаясь к анализу положений Книги V, следует отметить, что общая норма канонического права о необходимости наличия письменного согласия на совершение сделок с имуществом, превышающих установленные суммы, установлена каноном 1291 Кодекса. В силу положений Кодекса Управляющие не имеют права распоряжаться имуществом, которое принадлежит мирянам.
Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что регламентация вопросов участия Ватикана в международных публичных и частных правовых отношениях осуществляется отдельными немногочисленными положениями Латеранского договора, устанавливающими суверенные права Ватикана на недвижимое имущество, регламентацию и осуществление сделок с ним; нормами Закона об экономической, торговой и профессиональной деятельности, устанавливающими полную монополию Ватикана в сфере торговли, свободу ввоза и вывоза товаров в Италию и из Италии частными лицами для личного потребления, а также устанавливающими запрет на открытие коммерческих предприятий любого рода без утверждения губернатора. Положения Кодекса канонического права, входящего в правовую систему Ватикана, устанавливают независимость Ватикана, Вселенской Церкви, Апостольского Престола, отдельных Церквей и юридических лиц в имущественных вопросах, а также целевой характер использования имущества. Кодекс установил запрет на совершение каких бы то ни было сделок клириками без разрешения церковных властей. Проанализированные титулы и каноны Кодекса свидетельствуют о детальной регламентации приобретения, управления и распоряжения имуществом в виде пожертвований, недвижимости и иного имущества. Во всех диоцезах должны быть сформированы учреждения для сбора имущества и пожертвований. Канон 1274 прямо предписывает требование, чтобы данные учреждения имели соответствующие права согласно норм гражданского права; данное требование распространяется на подобные учреждения католической церкви, находящиеся вне территории Ватикана по всему миру.
МИШАЛЬЧЕНКО Юрий Владимирович
доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского института Всероссийского государственного университета юстиции, профессор
РУДЕНКО Натали Александровна
магистр Санкт-Петербургского института Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)