Вооруженный конфликт в Сирии, начавшийся весной 2011 г. и впоследствии переросший в региональный, к настоящему времени приобрел мировое значение.
Несмотря на все проблемы, сирийская государственность сохраняется, одним из очевидных признаков жизнеспособности которой является регулярное проведение в соответствии с Конституцией президентских, парламентских и местных выборов.
Государственная власть в Сирии разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Являясь многопартийной президентско-парламентской республикой, Сирия, согласно действующей Конституции, принятой в 2012 г., имеет следующую систему органов исполнительной власти:
Президент Сирийской Арабской Республики обладает самыми значительными полномочиями и фактически руководит всеми ветвями власти.
Президент избирается народом путем прямого голосования. Кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, одерживает победу на выборах. Если ни один из кандидатов не набирает большинства голосов, то проводится повторное голосование, на котором избиратели должны выбрать между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов. Результаты выборов оглашаются спикером Народного совета (Парламентом) (араб. — Меджлис аш-Шааб). Президент Республики избирается сроком на 7 лет, при этом количество сроков пребывания у власти ограничено двумя подряд.
Президент Республики утверждает законы, одобренные парламентом (Народным Советом). Он вправе отклонить их в течение одного месяца с момента получения, обосновав свое решение. Если подобные законы получают одобрение Народным Советом во второй раз более чем двумя третями голосов депутатов, то Президент республики обязан их утвердить. Президент издает указы, решения, постановления и распоряжения в соответствии с законами Республики.
Президент обладает правом законодательной инициативы и правом вето, которое может быть преодолено лишь в том случае, когда за это выскажется не менее двух третей депутатов. В период между сессиями парламента глава государства вправе издавать законы, которые затем, после начала работы очередной сессии, выносятся на рассмотрение Народного Собрания. Президент может выносить законопроекты на общенациональный референдум в обход процедуры принятия закона парламентом. Кроме того, он имеет право роспуска парламента и издания законов в последующий период. Согласно Конституции, единственным поводом для привлечения Президента к уголовной ответственности является государственная измена.
Вместе с правительством он участвует в формировании и реализации государственной политики и контролирует ее реализацию. В полномочия президента входит назначение на высшие гражданские и военные должности. Так, Президент назначает министров, их заместителей, главу Государственного совета, глав дипломатических миссий и консулов, присваивает высшие звания военнослужащим. Указанные лица могут быть отстранены от занимаемых должностей только указом Президента. Президент имеет право присуждать ордена и медали.
Глава государства объявляет войну и заключает мир, объявляет всеобщую мобилизацию, отвечает за введение и отмену чрезвычайного положения. Президент Республики является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Конституция наделяет главу государства правом на заключение международных договоров и конвенций и их отмену в соответствии с положениями Конституции и нормами международного права.
Согласно Конституции Президент председательствует на заседаниях Совета министров и совместно с ним определяет политику государства и контролирует ее осуществление. Президент вправе формировать органы исполнительной власти, советы и специальные комитеты.
Высшим органом исполнительной власти и высшим административным органом является Совет министров, возглавляемый Премьер-министром, который назначается Президентом. Совет министров полностью формируется Президентом. Правительство осуществляет контроль за исполнением законов и постановлений, а также за работой министерств, ведомств и государственных институтов.
Правительство Сирии состоит из Председателя Совета министров (Премьер-министра), его заместителей и министров. В соответствии с указом Президента № 203 от 03.07.2016 «О новой структуре Совета министров» в состав правительства Сирии включены помимо Премьер-министра заместитель премьер-министра - министр иностранных дел и по делам эмигрантов, а также еще 23 министра - обороны, по делам Президента, внутренних дел, образования, юстиции, общественных работ и жилищного строительства, сельского хозяйства и аграрной реформы, туризма, административного развития, здравоохранения, социальных дел и труда, промышленности, экономики и внешней торговли, высшего образования, местной администрации, связи и технологий, нефти и минеральных ресурсов, информации, культуры, транспорта, электроэнергетики, финансов, водных ресурсов, внутренней торговли и защиты потребителей - и, кроме того, государственный министр по делам национального примирения.
Премьер-министр, его заместители и министры принимают присягу перед Президентом республики. При реорганизации Правительства к присяге приводятся только новые министры. Премьер-министр, его заместители и министры несут ответственность перед Президентом республики за свои действия, с гражданской и уголовной точки зрения, в соответствии с законом. Президент республики обладает правом привлечь их к судебной ответственности за служебные преступления. Находящийся под следствием член Совета министров временно освобождается от должности с момента предъявления ему обвинения и до вынесения приговора. Его отставка или увольнение с поста не препятствуют ведению судебного процесса.
Круг ведения Совета министров включает разработку планов по исполнению государственной политики (которая объявлена Президентом), направление работы министерств и других государственных органов, подготовку проекта государственного бюджета и проектов законов, планов развития, включая развитие производства, инвестирования национального богатства, поддержку и развитие экономики и увеличение национального дохода, заключение соглашений и договоров в соответствии с положениями Конституции, контроль за исполнением законов, защиту интересов и безопасности, прав и свобод граждан, принятие управленческих решений в соответствии с законами и правилами и контроль за их выполнением.
Статья 9 Закона № 20 от 16.05.2017 «О работе Совета министров» определяет его функции: участие совместно с Президентом Республики в разработке общей политики государства; сохранение безопасности и интересов государства; контроль за работой органов и учреждений государства; направление и координация работы министерств, учреждений, государственных органов и органов, связанных с ними; контроль за выполнением законов и правил.
Закон относит к компетенции Совета Министров наблюдение за реализацией общей политики государства в различных областях на основе положений Конституции, законов, указов и решений Президента Республики; принятие мер для обеспечения верховенства права, защиты общественных прав и свобод, защиты государственной и частной собственности; поддержание общественного порядка (общественная безопасность, общественное спокойствие, общественное здравоохранение, общественная мораль); контроль за денежными средствами, кредитными и страховыми системами, обеспечение сохранности государственных средств; разработку необходимых планов подготовки профессиональных кадров для государственных органов в соответствии с потребностями страны; организацию административных органов государства и облегчение его работы; контроль за исполнением законов и правил и вынесение административных решений в соответствии с ними; подготовку планов повышения производительности труда; предоставление кредитов в соответствии с положениями Конституции в рамках общей политики государства; подготовку проектов законов и направление их Президенту Республики; разработку и принятие правил, необходимых для применения законов, если законом не указан другой компетентный орган для их принятия; заключение конвенций и договоров в соответствии с положениями Конституции; подготовку проекта государственного бюджета и направление его Президенту Республики; формирование комитетов для выполнения конкретных задач; принятие необходимых мер правового и административного характера для обеспечения реализации принципа конституционной законности; приостановку, изменение или отмену решений министров, или губернаторов, или исполнительных органов местных советов, если они противоречат законам или общей политике государства (ст.10).
Дополняют и придают системность органам исполнительной власти Сирии органы местной администрации. Территория Сирийской Арабской Республики состоит из административных и территориальных единиц. Их количество, границы, полномочия и статус регламентированы законом.
Территория Сирии разделяется на 14 провинций. Провинции (араб.мухафазат), в свою очередь, включают 64 региона (араб. - манатик), в том числе столицу страны (город) Дамаск.
Провинция является самым верхним уровнем административно-территориального деления. Население административных единиц избирает органы общей компетенции - советы, в то время как в территориальных единицах действуют исключительно назначаемые представители центра.
Каждая административная единица (провинция, город, муниципалитет, поселок) имеет свой совет, который состоит из членов, избранных в соответствии с положениями Закона «О всеобщих выборах» (араб. - Канун аль- итехабат аль-аамма) - на основе всеобщего избирательного права путем тайного, равного и прямого голосования.
Организация местных советов основана на применении принципа децентрализации полномочий и ответственности. Закон предусматривает правила взаимодействия между административными единицами и центральной исполнительной властью, описывает круг вопросов, находящихся в их ведении, формирование бюджета, а также устанавливает правила контроля за их работой.
В законе также описывается процедура назначения или избрания руководителей административных единиц, их полномочия и полномочия руководителей специализированных органов управления - департаментов, сформированных по сферам деятельности.
Так, например, население каждой провинции выбирает совет провинции, который составляет программы и планы развития, следит за их осуществлением в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития провинции, отвечает за выявление и учет местных интересов. Аналогичные советы избираются в более мелких административных единицах
- городах, муниципалитетах и поселках. Избранные депутаты совета выбирают из своих рядов председателя совета, а также исполнительный аппарат совета.
В соответствии с законом о местной администрации, главой исполнительного аппарата совета провинции является назначаемый Президентом Республики губернатор [4]. В этом заключается важное отличие от закона 1971 г. о местной администрации, который гласил, что губернатор является одновременно Председателем совета провинции и главой исполнительного аппарата совета провинции. Главами исполнительных аппаратов советов других административных единиц являются председатели, выбранные советом из числа его депутатов.
Председатель совета города, муниципалитета или поселка представляет интересы административной единицы в суде и других органах; возглавляет исполнительный аппарат города, муниципалитета и поселка; исполняет и контролирует исполнение резолюций и решений совета и исполнительного аппарата.
Советы местной администрации, являясь представительным органом административной единицы, юридически включены в систему исполнительной власти в Сирии. При этом их депутаты, согласно ст. 81 закона «О всеобщих выборах», после своего избрания народом должны быть утверждены центральной исполнительной властью - Президентом Республики. Он издает указ с перечнем имен победителей на выборах в Советы провинций и Советы городов-центров провинций. Министр местной администрации, входящий в состав Совета министров, в свою очередь, подписывает решение, в соответствии с которым объявляются победители выборов в остальные, менее крупные советы местной администрации (муниципалитета, поселка).
В административно-территориальных единицах государственное управление осуществляется посредством представителей центральной власти. Так, главы районов и регионов назначаются министром внутренних дел, а глава каждой провинции (губернатор) назначается и освобождается от должности указом Президента республики.
Таким образом, специфика системы органов исполнительной власти в Сирии заключается в том, что наряду с органами центральной власти в нее включаются выборные советы местной администрации, совмещающие функции местного государственного управления и местного самоуправления. Структура исполнительной власти Сирии как политико-правовой категории, закрепленная в Конституции, отличается от структуры государственного управления как категории организационно-правовой. Неслучайно профессор С. Нахили для описания государственного управления использует термин «центральная администрация» как наиболее подходящий к системе исполнительной власти Сирии, где каждый административный орган находится в ведении центральной власти, относя его к Президенту Республики, Премьер-министру, Совету министров, министрам, губернаторам, руководителям регионов, руководителям районов, а также административным и консультативным советам и органам, подотчетным премьер-министру.
В настоящее время во многих государствах в одной административно- территориальной единице действуют как назначаемые представители центральной власти, так и местные выборные органы. Так, во Франции население коммуны (самой малой административно-территориальной единицы) избирает представительный орган - муниципальный совет, исполнительным органом которого является мэр, избираемый муниципальным советом из числа его членов. Мэр одновременно выполняет функции представителя центральной власти на территории коммуны и в этом своем качестве подчиняется вышестоящему префекту, назначаемому декретом Президента Франции. Население департаментов (более крупных административно-территориальных единиц) избирает генеральный совет, который из своего состава выбирает председателя, одновременно являющегося руководителем исполнительного органа департамента. При этом в департаменте работает также представитель центральной государственной власти - префект департамента. В более крупных образованиях - регионах - действует представительный орган - региональный совет, органом исполнительной власти которого является его председатель, а центральную власть в регионе представляет назначенный префект региона.
В коммунах, провинциях и областях Италии представительные органы местного самоуправления включают совет, исполнительный орган совета - джунты - и председателя (в коммунах - мэра). В провинциях и коммунах председатель совета и мэр (с 1993 г.) избираются непосредственно населением. В областях члены джунты и председатель избираются из членов совета. При этом во всех территориальных единицах Италии присутствуют представители центральной власти. В областях этими функциями наделен правительственный комиссар, который подчиняется непосредственно премьер-министру, а в провинциях представителями центральной власти являются префекты, которые входят в систему Министерства внутренних дел. Как и во Франции, функции представителя центральной власти в коммунах возложены на мэра, который, несмотря на то, что избирается населением коммуны, должен принести присягу префекту как представителю центральной государственной власти.
В Норвегии каждая губерния (фюльке) управляется губернатором, являющимся представителем короля, а также представительным органом (фюлькетингом) и его исполнительным органом - советом губернии.
Сопоставление органов местной администрации Сирии с местными органами других стран позволяет сделать вывод об определенном сходстве территориального управления Сирии и стран континентальной правовой семьи, прежде всего Франции. Однако в Сирии отсутствует четкое разделение представительных и исполнительных органов, а также органов управления и местного самоуправления, характерное для европейских стран.
АБДУЛКАДЕР Кайс
аспирант кафедры административного и финансового права, ассистент кафедры иностранных языков, тьютор по работе со студентами юридического института Российского университета дружбы народов.