Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Трансграничные процессы и формирование водной и природоохранной политики со странами Евразийского Экономического Союза

Трансграничные процессы, касающиеся Евразийского экономического союза (ЕвразЭС) требуют осмысления в усло­виях изменения формата взаимоотношений.

Формирование природоохранной политики в сфере водных ресурсов в евра­зийском пространстве достаточно хорошо рассмотрено с точ­ки зрения создания межгосударственной правовой системы, обеспечения безопасности охраны вод и др. Анализ норма­тивно-правовых документов, принятых после согласованных в рамках ООН целей Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (2005-2015 гг.) показал этапы подготовки правового обеспечения к международному взаимодействию.

Как могут быть решены задачи трансграничного взаимо­действия в евразийском пространстве?

Практика налаживания международного сотрудничества в Арктике, в пространстве которой формируются новые фор­мы международного взаимодействия научного сообщества, общественности, хозяйствующих субъектов, межгосударствен­ных и межрегиональных отношений, показала, что формиро­вание природоохранной тематики на региональном уровне во многом зависит от определения четкого гидрографического районирования и ее политико-правового обеспечения мони­торинговой системы.

Междисциплинарный характер становления научной на­блюдательной системы в Северной Евразии в современных ус­ловиях - главный объект изучения и исследования обществен­ных наук. В этой связи бассейновый принцип, применяемый для определения водноресурсных границ также предполагает выработку концепции в евразийском пространстве. Налажи­вание мониторинговой/наблюдательной системы в Северной Евразии создает условие, прежде всего, создание евразийско­го научно-исследовательского пространства, в первую оче­редь, и оно связано с водными ресурсами. Мониторинговая наблюдательная сеть по водным ресурсам и ее правовая обе­спеченность, касаются вопросов процесса принятия решений в области комплексного научно-технического планирования с участием ученых Российской Федерации, Центральной Азии и Китайской народной республики.

Формирование регионального евразийского научного со­общества на основе бассейнового принципа может стать эф­фективной формой при становлении природоохранного зако­нодательства по отраслям и в целом экологического права в Северной Евразии. Кроме того, общественность/гражданское общество, имеющее право на здоровую окружающую среду, является главным участником контроля за поверхностными водными ресурсами. Потому мониторинговая деятельность объединяет научное сообщество и общественность на местах, при этом первые дают обоснованные экспертные оценки, а вторые - на основе государственных нормативных актов све­ряют действия хозяйствующих субъектов, получивших лицен­зию на изыскание и разработку природных ресурсов. Так вот, дaннaя пpoцeдypa нaпpaвлeнa нa oпpeдeлeниe cooтвeтcтвия ycтpoйcтвa мeтpoлoгичecким тpeбoвaнияm пyтeм диaгнocтики eгo paбoты c пoмoщью cпeциaльнoгo aппapaтa. В зaкoнoдaтeльcтвe чeткo пpoпиcaны cpoки и пopядok пpoвeдeния пpoцeдypы. Зaчacтyю кoммyнaльныe cлyжбы зaблaгoвpeмeннo oпoвeщaют coбcтвeнникoв o нeoбхoдимocти пpoвepить cчeтчики вoды от https://vodo-proekt.ru. Коммунальные службы предупреждают жильцов об обязательности сдачи счетчиков на проверку. Если же проверка не была проведена вовремя, то прибор по умолчанию считается негодным, а начисления делаются по нормативу от количества прописанных жильцов в помещении. Если счетчик находиться на проверке, то начисления будут делаться исходя из средней суммы, которая высчитывается за последние три месяца.

Анализ региональных, межгосударственных договоров и соглашений поможет скоординировать налаживанию межре­гионального взаимодействия научного сообщества Северной Евразии по мониторингу водных ресурсов в евразийском про­странстве. Изучение и применение новых подходов и прин­ципов мониторинговой системы по водным ресурсам даст новый стимул для реализации задач, обозначенных при Со­вете независимых государств (СНГ) в 2013 году по «развитию и управлению водными, земельными и другими, связанными с ними ресурсами с целью достижения максимального соци­ально-экономического благополучия на справедливой осно­ве без причинения ущерба устойчивости жизненно-важных экосистем».

Стоит отметить законотворческую деятельность Межпар­ламентской ассамблеи СНГ (далее - МПА СНГ) по выработке типовых (модельных) законов, адаптированных к условиям Содружества на основе европейских правовых стандартов, имеющих все характеристики формирования международно­го права. Модельные законы СНГ, предлагаемые странам Со­дружества, как образцы для местного законодательства име­ют много общего для их дальнейшей реализации по многим отраслям социально-экономической жизни населения. Так, Межпарламентской ассамблеей СНГ в 2008 г. был разработан Модельный экологический кодекс для государств - участников Содружества независимых государств, в 2012 г. была начата работа по подготовке проекта модельного законодательного акта «О рациональном использовании и охране трансгранич­ных вод».

Трансграничные процессы в Северной Евразии на при­мере Обь-Иртышской водной системы может стать одним из примеров эффективной координации межгосударственных отношений между Россией, Казахстаном и Китаем. Три госу­дарства, имеющие планы своего развития в начале XXI века, обязаны возобновить водные отношения в новых условиях и продолжить переговоры по ранее принятым обязательствам. Рыночные способы ведения хозяйственной деятельности, а также инвестиционно выгодные проекты изменяют и совер­шенствуют структуру государственного процесса принятия решений в сфере общественных отношений.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что об­суждение природоохранных вопросов в сфере водных отноше­ний может обеспечить не только просветительскую роль прак- тиков-ученых, которые могут достоверно и аргументированно объяснить то или иное явление, факты и события, связанные с правовыми аспектами природоохранной тематики, но и соз­дать комплексную мониторинговую систему трех стран - Рос­сии, Казахстана и Китая по Обь-Иртышской водной системе, тем самым создавая научно-исследовательское пространство в Северной Евразии.

ХАРЛАМПЬЕВА Надежда Климовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях