10 декабря 2018 года мировое сообщество будет праздновать семидесятую годовщину Всеобщей декларации прав человека.
Еще в документах антигитлеровской коалиции подчеркивалось, что после разгрома фашизма должен быть установлен мир, при котором все люди во всех странах могли бы жить, не зная страха, ни нужды. Устав ООН, принятый вскоре после окончания Второй мировой войны, вслед за задачей избавления человечества от бедствий войны поставил задачу «вновь утвердить веру в основные права человека». Идея разработки «международной хартии прав» возникла в Сан- Францисской конференции при обсуждении Устава ООН. Учрежденная в соответствии с Уставом, Комиссия ООН по правам человека приняла решение о том, что «международная хартия прав» должна состоять их трех частей:
- Декларации прав человека.
- Пактов о правах человека.
- Мер по осуществлению пактов.
В декабре 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой было провозглашено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что их нельзя подвергать дискриминации по национальному, этническому, религиозному, расовому признакам, а также по признакам пола, политическим убеждениям, обладания богатством или собственностью. Декларация, состоящая из 30 статей, закрепила принципы равенства, свободы человека, равенство всех перед законом и право каждого на защиту законом, свободы от пыток, свободы от произвольного ареста, право на справедливый суд, свободу мнений, убеждений, вероисповедания и свободу слова; право на образование; право на должный уровень жизни, включая хорошее здоровье, жилище и достаточное питание; право на работу и на создание профессиональных союзов и др.
Декларация, первоначально носящая лишь рекомендательный характер, была признана подавляющим большинством государств в качестве правового акта. Как отметил В. А. Карташкин, она стала рассматриваться как документ, содержащий обычные нормы международного права, подавляющее большинство которых приобрело характер «juscogens».
Она явилась международным стандартом в области защиты основных прав и свобод человека. Всеобщая декларация послужила основой для принятия важнейших международно-правовых документов:
- Международного пакта о гражданских и политических правах (16.12.1966 г);
- Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1996 г.).
Несколько позднее были приняты Факультативные протоколы к данным пактам. Всеобщая декларация прав человека и два Международных пакта стали именоваться как Билль о правах человека. Она стала надежным ориентиром в утверждении прав человека в международных отношениях, в законодательстве и правовой практике различных стран.
В настоящее время участниками Международных пактов о правах человека являются: о гражданских и политических правах - 170 стран; об экономических, социальных и культурных правах - 167, которые приняли обязательства осуществлять все необходимые меры - законодательные и другие по защите прав и основных свобод человека.
Важное значение Всеобщая декларация имела и для разработки, а затем и принятия мировым сообществом государств таких международно-правовых документов, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток и других жестоких наказаний, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Международная конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и др.
Большим достижением мирового сообщества явилось принятие 20 ноября 1989 г. на основе Всеобщей декларации прав человека - Конвенции о правах ребенка, которая была дополнена двумя протоколами: Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 года и Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 года. По состоянию на январь 2018 года число государств-участников данной конвенции составило 191. Это означает, что сегодня во всем мире этой Конвенцией защищены права более чем 95 процентов детей. Это само по себе заметное достижение. Тем не менее, такие виды преступлений, как торговля детьми, детская проституция и детская порнография, по-прежнему носят распространенный характер и являются предметом озабоченности всех государств и международных организаций.
В июне 2006 года вступил в силу Факультативный протокол к Конвенции против пыток, а в декабре 2006 года были приняты Конвенция о защите прав инвалидов и Факультативный протокол к ней.
Всеобщая декларация явилась одновременно основой для разработки в рамках ООН международных стандартов в области защиты прав человека, таких как:
- Основные принципы обращения с заключенными (Резолюция ГА ООН 45/Ш от 14.12.1990 г.);
- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила. Резолюция ГА 40/33 от 10.12.1985 г. );
- Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений (Резолюция ГА ООН 47/133 от 18.12.1992 г.);
- Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (Резолюция ГА ООН 43/173 от 9.12.1988 г.);
- Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (Резолюция ГА ООН 46/119 от 17.12.1991 г.);
- Основные принципы независимости судебных органов (Резолюция ГА ООН 47/133 от 18.12.1992 г.);
- Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка
- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Резолюция ГА ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г.);
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Резолюция ГА ООН от 30 августа 1955 г.) и др.
Всеобщая декларация прав человека оказала заметное влияние на создание в ООН соответствующих органов по правам человека, в задачу которых входят координация и поощрение действий государств по защите прав и основных свобод человека, осуществление контроля за действиями государств по соблюдению международных соглашений о правах человека.
В числе таковых следует назвать Комиссию ООН по правам человека, которая представляла собой уникальный всемирный форум для публичного обсуждения важных проблем прав человека с участием представителей правительств, международных организаций и неправительственных учреждений. Помимо Комиссии ООН по правам человека были созданы Комиссия по положению женщин, Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по вопросу о трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по правам инвалидов, Комитет по насильственным исчезновениям.
Международные контрольные органы, созданные в соответствии с конвенциями, предусматривают предоставление первоначальных, затем периодических докладов государств- участников о мерах, применяемых внутри страны по выполнению международно-правовых обязательств по защите прав человека.
Всеобщая декларация прав человека оказалась одним из первых международных документов, в котором была признана этическая и юридическая ценность экономических, социальных и культурных прав и были подтверждены равенство, взаимозависимость между ними и гражданскими и политическими правами.
Главным инструментом ООН в области прав человека с 1982 года стал Центр ООН по правам человека, в задачу которого входило осуществление контроля за соблюдением прав человека. Центр оказывал помощь в области прав человека другим органам ООН, готовил доклады по реализации международных актов о правах человека. В 1993 году в ООН был учрежден пост Верховного комиссара ООН по правам человека, который является должностным лицом, несущим под руководством Генерального секретаря ООН главную ответственность за деятельность ООН в области прав человека. Первым Верховным комиссаром ООН по правам человека был назначен г-н Хосе Айялу Лассо.
В обязанности Верховного комиссара вошло выполнение следующих функций:
- поощрение международного сотрудничества в области прав человека;
- реагирование на случаи серьезного нарушения прав человека и предупреждение нарушений;
- консультативное обслуживание и техническая помощь в области прав человека, в особенности странам, совершающим переход к демократии;
- координация деятельности системы органов ООН в сфере прав человека;
- поощрение права на развитие и пользование экономическими, социальными и культурными правами;
- борьба с расовой дискриминацией;
- поощрение прав лиц, принадлежащих к особо уязвимым группам (женщин, детей, коренных народов и т.д.);
- содействие программам просвещения и общественной информации в области прав человека.
В 1997 году Управление Верховного комиссара и Центр по правам человека были объединены.
Всеобщая декларация прав человека оказалась в центре внимания на Всемирной конференции по правам человека, проходившей в Вене в июне 1993 года, которая приняла важнейший документ современности - Венскую декларацию и Программу действий, представляющие основные ключевые направления деятельности государств по улучшению и достижению эффективности защиты прав и основных свобод человека во всем мире. Как подчеркнул в своем выступлении Генеральный секретарь ООН, «только добившись более полного осознания международным сообществом прав человека и участия в этих усилиях каждого, мы сумеем предотвратить будущие нарушения, которые осудят наша совесть и закон».
Всеобщая декларация прав человека оказала непосредственное воздействие на разработку и становление региональных механизмов защиты прав человека. Международноправовые документы, направленные в защиту прав человека, были приняты на американском, африканском континентах, в Европе и в других регионах.
На Европейском континенте 4 ноября 1950 года была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Сама Конвенция о защите прав человека представляет собой международный договор, согласно которому - члены Совета Европы обязаны гарантировать основополагающие права человека всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. Конвенция регламентирует право на индивидуальное обращение граждан и других лиц из стран-участниц Совета Европы с жалобами в контрольные органы Конвенции, если их права нарушаются на национальном уровне. Этими органами являются Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. Применяемые этими органами решения являются обязательными для государств-членов Совета Европы. В настоящее время участниками Конвенции являются все члены Совета Европы. Российская Федерация приняла Закон о ратификации Конвенции 30 марта 1998 г.
Под непосредственным воздействием Всеобщей декларации 18 октября 1961 года на Европейском континенте была принята Европейская социальная хартия, которая закрепила защиту прав европейских граждан в экономической и социальной сферах. После принятия трех протоколов и полного пересмотра Новая социальная хартия вступила в силу 1 июля 1999 года, которая предусмотрела ряд новых прав. Чтобы стать стороной пересмотренной Хартии, государство должно принять на себя обязательство по защите определенного количества социальных прав граждан.
За 70 лет своего существования Всеобщая декларация прав человека оказала существенное влияние не только на разработку и принятие международных стандартов в области прав человека, но и на достижение эффективности их осуществления в самих государствах, поскольку соблюдение прав и основных свобод человека может быть гарантировано, в основном, только самим государством. В этих целях государства- участники международных соглашений обязаны включить стандарты, содержащиеся в международных документах по правам человека, во внутреннее законодательство и укрепить национальные структуры, институты и органы общества, которые играют определенную роль в деле поощрения и зашиты прав человека.
Генеральная Ассамблея ООН 7 февраля 1997 года приняла резолюцию «О праздновании пятидесятой годовщины Всеобщей декларации прав человека».
Будучи обеспокоена тем, что международные нормы в области прав человека не соблюдаются в полном объеме и повсеместно, что права по прежнему нарушаются во всех частях мира и что люди по-прежнему страдают от нищеты и лишены возможности в полной мере пользоваться своими гражданскими, культурными, политическими и социальными правами, Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам определить препятствия и пути их преодоления для достижения прогресса в этой области.
С тех пор прошло более 20 лет. В мире произошли значительные изменения, коснулись они и сферу защиты прав человека.
Как известно, в сентябре 2000 года, на заре нового тысячелетия, главы государств и правительств на сессии Генеральной Ассамблеи приняли Декларацию тысячелетия ООН, в которой заявили о решимости полностью уважать и поддерживать Всеобщую декларацию прав человека и добиваться полной защиты и поощрения во всех странах гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав для всех.
В связи с истечением срока выполнения мероприятий, намеченных в Декларации Тысячелетия, в 2015 году Генеральная Ассамблея ООН 18 сентября 2015 года приняла Декларацию в области развития на период после 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Среди 17 целей и 169 задач, объявленных в данном акте, защита прав человека и его основных свобод провозглашена важнейшей глобальной задачей и одной из необходимых условий устойчивого развития.
В Докладе о работе ООН в 2017 году Генеральный секретарь ООН отметил, что на ряду с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, в данном акте заложены важнейшие концептуальные принципы для использования в качестве ориентира при продвижении по пути построения мира, в котором больше людей могли бы жить в условиях отсутствия угрозы и страха.
Еще до принятия Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Генеральный секретарь ООН в своем докладе под названием «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» отметил заслуги Комиссии по правам человека, указав, что Комиссия дала международному сообществу универсальную правозащитную базу, включающую Всеобщую декларацию прав человека, два Международных пакта о правах человека, а также другие основные договоры по правам человека. Однако снижение авторитета и профессионализма Комиссии все больше подрывает ее способность выполнять важнейшие задачи в области защиты прав человека, поскольку государства-члены ООН стремятся быть членом Комиссии не для того, чтобы укреплять права человека, а для защиты себя от критики.
Обеспокоенные с положением дел в сфере защиты прав человека Генеральный секретарь ООН в марте 2005 г. заявил о том, что система защиты прав человека на международном уровне находится под угрозой краха, необходимы перемены во всех сферах работы Организации. Начато осуществление глобальной программы, призванной обеспечить условия для взаимодействия межучережденческих страновых групп ООН с государствами-членами в целях укрепления их национальных систем поощрения и защиты прав человека.
Необходимо укрепить Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Он должен играть более активную роль в обсуждениях Совета Безопасности и Комиссии по миростроительству. Договорные органы по правам человека должны быть более эффективными и более активно реагировать на нарушения прав, которые они призваны защищать.
В связи с этим, государствам-членам ООН было предложено принять решение о замене Комиссии по правам человека меньшим по составу постоянным Советом по правам человека в качестве одного из главных органов ООН наряду с Советом Безопасности и ЭКОСОСом или в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. Создание Совета, по мнению Генерального секретаря, придало бы правам человека большую значимость, соответствующую примату прав человека в Уставе ООН.
Генеральная Ассамблея ООН 15 марта 2006 года приняла резолюцию об учреждении в Женеве взамен Комиссии по правам человека Совет по правам человека в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Она определила полномочия Совета по правам человека и порядок его создания.
В соответствии с решением ГА ООН Совет отвечает за содействие всеобщему уважению и защиты всех прав человека и основных свобод для всех, без каких-либо различий на справедливой и равной основе.
Совет уполномочен рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и выносить соответствующие рекомендации.
Совет в своей работе руководствуется принципами универсальности, беспристрастности, объективности и неизбирательности, конструктивного международного диалога и сотрудничества в целях содействия поощрению и защите всех прав человека - гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, включая права на развитие.
В задачи Совета входят:
содействовать просветительской и учебной деятельности в области прав человека, а также деятельности по оказанию консультационных услуг, предоставлению технической помощи и созданию потенциала, которая будет осуществляться в консультации с заинтересованными государствами-членами и с их согласия;
служить форумом для обсуждения тематических вопросов, связанных со всеми правами человека;
выносить рекомендации Генеральной Ассамблеи в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека;
содействовать полному выполнению обязательств в области прав человека, принятыми государствами, и осуществлению контроля за достижением целей и выполнением обязательств, касающихся поощрения и защиты прав человека, которые сформулированы в решениях конференции и встреч на высшем уровне ООН;
на основе объективной и надежной информации проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека таким образом, который обеспечивает универсальность охвата и равное обращение со всеми государствами; процедура обзора должна строиться на всестороннем взаимодействии с соответствующей страной на основе интерактивного диалога и учете ее потребностей в создании потенциала; эта процедура должна дополнять, а не подменять собой работу договорных органов; в течение года после проведения своей первой сессии Совет обязан определить условия функционирования и необходимые временные рамки для универсального механизма проведения периодических обзоров;
содействовать посредством диалога и сотрудничества предотвращению нарушений прав человека и своевременно реагировать на чрезвычайные ситуации в области прав человека;
выполнять функции и задачи Комиссии по правам человека в связи с работой Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи, содержащимся в ее резолюции 48/141 от 20 декабря 1993 года;
действовать в области прав человека в тесном сотрудничестве с правительствами, региональными организациями, национальными учреждениями по правам человека и гражданским обществом;
выносить рекомендации в отношении поощрения и защиты прав человека;
представлять ежегодный доклад Генеральной Ассам- блее.
По постановлению Генеральной Ассамблеи ООН в состав Совета входит 47 государств-членов, каждое из которых избирается большинством членов ГА путем прямого тайного голосования; члены Совета избираются на основе принципа справедливого географического распределения:
- группа африканских государств - 13 мест;
- группа азиатских государств - 13 мест;
- группа восточноевропейских государств - 6 мест;
- группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна - 8 мест;
- группа западноевропейских и других государств 7 мест.
Члены Совета исполняют свои полномочия в течение
трех лет и не имеют права на немедленное переизбрание после двух следующих друг за другом сроков полномочий.
Членство в Совете открыто для всех государств-членов ООН. При выборе членов Совета принимается во внимание вклад кандидатов в дело содействия и защиты прав человека. Генеральная Ассамблея ООН большинством в две трети голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов может приостановить членство в Совете какого-либо члена Совета, который совершает грубые и систематические нарушения прав человека.
В своей деятельности члены Совета обязаны поддерживать самые высокие стандарты поощрения и защиты прав человека. При этом они могут быть подвергнуты периодической проверке в течение срока их полномочий.
Предусмотрено, что Совет будет регулярно собираться на свои заседания в течение года и проводить не менее трех сессий в год. Общая продолжительность этих сессий должна составлять не менее десяти недель. При необходимости могут быть проведены специальные сессии по требованию одного из членов Совета при поддержке одной трети членов Совета.
Одна из особенностей Совета будет заключаться в том, что он периодически будет проводить обзор выполнения обязательств в области прав человека всеми странами с помощью механизма периодических обзоров с универсальным охватом.
9 мая 2006 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялось избрание первого состава нового органа ООН - Совет по правам человека.
Первая сессия Совета состоялась 19 июня 2006 года в Женеве. В церемонии начала работы Совета в зале ассамблеи Дворца нации присутствовали делегации 107 стран. Первым председателем Совета по правам человека единогласно был избран мексиканский дипломат - Луис Альфредо де Альба.
К числу важных предпринятых Советом шагов относится принятие Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений и Декларации ООН о правах коренных народов.
Как отметил Генеральный секретарь ООН, с самого начала своей деятельности Совет сосредоточил внимание на архитектуре своих будущих институтов. В июне 2007 года был принят консенсусом пакет реформ, включающих учреждение механизма универсального периодического обзора, с помощью которого Совет будет изучать положение в области прав человека во всех странах. С момента учреждения Совета по правам человека дважды провел обзор выполнения всеми членами ООН своих обязательств по защите прав человека. С 2018 года начинается новый цикл проведения универсального периодического обзора.
С 1 июля 2014 года Верховным комиссаром ООН по правам человека стал Луиза Зейд Раад аль Гусейн (Иордания). В рамках своей деятельности УВКПЧ руководствуется планом действий и стратегическим управлением, направленных на укрепление деятельности ООН в сфере защиты прав человека на страновом уровне. В настоящее время имеет своих представителей в 14 странах.
Кроме того, в связи с все более участившимися внутригосударственными вооруженными конфликтами и предпринимаемыми Советом Безопасности ООН мерами возникла острая проблема защиты прав человека в этих конфликтах, в которых значительно возросла роль Верховного комиссара по правам человека. В настоящее время в его обязанности входит активное участие во всех мероприятиях, проводимых органами ООН, в том числе Советом Безопасности, в которых обсуждаются проблемы защиты прав человека. В сущности, права человека должны стать неотъемлемым элементом процесса принятия решений и обсуждений в масштабах работы всей Организации Объединенных Наций.
Таким образом, Всеобщая декларация прав человека, как один из глобальных документов современности в сфере защиты прав человека, оказала и оказывает непосредственное воздействие на постоянное совершенствование механизма защиты прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, системы и структуры органов по защите прав человека в ООН и региональных организациях, внутригосударственных институтов в данной области.
В итоговом документе Конференции ООН по устойчивому развитию, принятом в июне 2012 года, в Рио-де-Жанейро, под названием «Будущее, которого мы хотим», ее участники вновь подтвердили важное значение Всеобщей декларации прав человека, а также других международных документов области прав человека и международного права.
ВАЛЕЕВ Револь Миргалимович
доктор юридических наук, профессор кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета, заслуженный юрист Российской Федерации