Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Всеобщей декларации прав человека - 70 лет

10 декабря 2018 года мировое сообщество будет празд­новать семидесятую годовщину Всеобщей декларации прав человека.

Еще в документах антигитлеровской коалиции под­черкивалось, что после разгрома фашизма должен быть уста­новлен мир, при котором все люди во всех странах могли бы жить, не зная страха, ни нужды. Устав ООН, принятый вско­ре после окончания Второй мировой войны, вслед за задачей избавления человечества от бедствий войны поставил зада­чу «вновь утвердить веру в основные права человека». Идея разработки «международной хартии прав» возникла в Сан- Францисской конференции при обсуждении Устава ООН. Уч­режденная в соответствии с Уставом, Комиссия ООН по пра­вам человека приняла решение о том, что «международная хартия прав» должна состоять их трех частей:

  1. Декларации прав человека.
  2. Пактов о правах человека.
  3. Мер по осуществлению пактов.

В декабре 1948 года Генеральная Ассамблея ООН при­няла Всеобщую декларацию прав человека, в которой было провозглашено, что все люди рождаются свободными и рав­ными в своем достоинстве и правах и что их нельзя подвер­гать дискриминации по национальному, этническому, рели­гиозному, расовому признакам, а также по признакам пола, политическим убеждениям, обладания богатством или соб­ственностью. Декларация, состоящая из 30 статей, закрепила принципы равенства, свободы человека, равенство всех перед законом и право каждого на защиту законом, свободы от пы­ток, свободы от произвольного ареста, право на справедли­вый суд, свободу мнений, убеждений, вероисповедания и сво­боду слова; право на образование; право на должный уровень жизни, включая хорошее здоровье, жилище и достаточное питание; право на работу и на создание профессиональных союзов и др.

Декларация, первоначально носящая лишь рекоменда­тельный характер, была признана подавляющим большин­ством государств в качестве правового акта. Как отметил В. А. Карташкин, она стала рассматриваться как документ, содер­жащий обычные нормы международного права, подавляю­щее большинство которых приобрело характер «juscogens».

Она явилась международным стандартом в области за­щиты основных прав и свобод человека. Всеобщая декларация послужила основой для принятия важнейших международ­но-правовых документов:

  • Международного пакта о гражданских и политических правах (16.12.1966 г);
  • Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1996 г.).

Несколько позднее были приняты Факультативные про­токолы к данным пактам. Всеобщая декларация прав человека и два Международных пакта стали именоваться как Билль о правах человека. Она стала надежным ориентиром в утверж­дении прав человека в международных отношениях, в законо­дательстве и правовой практике различных стран.

В настоящее время участниками Международных пактов о правах человека являются: о гражданских и политических правах - 170 стран; об экономических, социальных и культур­ных правах - 167, которые приняли обязательства осущест­влять все необходимые меры - законодательные и другие по защите прав и основных свобод человека.

Важное значение Всеобщая декларация имела и для разработки, а затем и принятия мировым сообществом го­сударств таких международно-правовых документов, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток и других жестоких наказаний, бесчеловечных и унижа­ющих достоинство видов обращения и наказания, Междуна­родная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Международная конвенция о предупреж­дении преступления геноцида и наказании за него и др.

Большим достижением мирового сообщества явилось принятие 20 ноября 1989 г. на основе Всеобщей декларации прав человека - Конвенции о правах ребенка, которая была до­полнена двумя протоколами: Факультативный протокол, ка­сающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 года и Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 года. По состоянию на январь 2018 года число государств-участников данной конвенции составило 191. Это озна­чает, что сегодня во всем мире этой Конвенцией защищены права более чем 95 процентов детей. Это само по себе заметное достижение. Тем не менее, такие виды преступлений, как тор­говля детьми, детская проституция и детская порнография, по-прежнему носят распространенный характер и являются предметом озабоченности всех государств и международных организаций.

В июне 2006 года вступил в силу Факультативный про­токол к Конвенции против пыток, а в декабре 2006 года были приняты Конвенция о защите прав инвалидов и Факультатив­ный протокол к ней.

Всеобщая декларация явилась одновременно основой для разработки в рамках ООН международных стандартов в обла­сти защиты прав человека, таких как:

  • Основные принципы обращения с заключенными (Ре­золюция ГА ООН 45/Ш от 14.12.1990 г.);
  • Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила. Резолюция ГА 40/33 от 10.12.1985 г. );
  • Декларация о защите всех лиц от насильственных исчез­новений (Резолюция ГА ООН 47/133 от 18.12.1992 г.);
  • Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся за­держанию или заключению в какой бы то ни было форме (Ре­золюция ГА ООН 43/173 от 9.12.1988 г.);
  • Принципы защиты психически больных лиц и улучше­ния психиатрической помощи (Резолюция ГА ООН 46/119 от 17.12.1991 г.);
  • Основные принципы независимости судебных органов (Резолюция ГА ООН 47/133 от 18.12.1992 г.);
  • Основные принципы применения силы и огнестрельно­го оружия должностными лицами по поддержанию правопо­рядка
  • Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Резолюция ГА ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г.);
  • Минимальные стандартные правила обращения с за­ключенными (Резолюция ГА ООН от 30 августа 1955 г.) и др.

Всеобщая декларация прав человека оказала заметное влияние на создание в ООН соответствующих органов по пра­вам человека, в задачу которых входят координация и поощре­ние действий государств по защите прав и основных свобод че­ловека, осуществление контроля за действиями государств по соблюдению международных соглашений о правах человека.

В числе таковых следует назвать Комиссию ООН по правам человека, которая представляла собой уникальный всемирный форум для публичного обсуждения важных про­блем прав человека с участием представителей правительств, международных организаций и неправительственных учреж­дений. Помимо Комиссии ООН по правам человека были соз­даны Комиссия по положению женщин, Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка, Комитет по экономи­ческим, социальным и культурным правам, Комитет по лик­видации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пы­ток, Комитет по вопросу о трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по правам инвалидов, Комитет по насиль­ственным исчезновениям.

Международные контрольные органы, созданные в соот­ветствии с конвенциями, предусматривают предоставление первоначальных, затем периодических докладов государств- участников о мерах, применяемых внутри страны по выпол­нению международно-правовых обязательств по защите прав человека.

Всеобщая декларация прав человека оказалась одним из первых международных документов, в котором была призна­на этическая и юридическая ценность экономических, соци­альных и культурных прав и были подтверждены равенство, взаимозависимость между ними и гражданскими и политиче­скими правами.

Главным инструментом ООН в области прав человека с 1982 года стал Центр ООН по правам человека, в задачу кото­рого входило осуществление контроля за соблюдением прав человека. Центр оказывал помощь в области прав человека другим органам ООН, готовил доклады по реализации меж­дународных актов о правах человека. В 1993 году в ООН был учрежден пост Верховного комиссара ООН по правам челове­ка, который является должностным лицом, несущим под ру­ководством Генерального секретаря ООН главную ответствен­ность за деятельность ООН в области прав человека. Первым Верховным комиссаром ООН по правам человека был назна­чен г-н Хосе Айялу Лассо.

В обязанности Верховного комиссара вошло выполнение следующих функций:

  • поощрение международного сотрудничества в области прав человека;
  • реагирование на случаи серьезного нарушения прав человека и предупреждение нарушений;
  • консультативное обслуживание и техническая помощь в области прав человека, в особенности странам, совершаю­щим переход к демократии;
  • координация деятельности системы органов ООН в сфере прав человека;
  • поощрение права на развитие и пользование экономи­ческими, социальными и культурными правами;
  • борьба с расовой дискриминацией;
  • поощрение прав лиц, принадлежащих к особо уязви­мым группам (женщин, детей, коренных народов и т.д.);
  • содействие программам просвещения и общественной информации в области прав человека.

В 1997 году Управление Верховного комиссара и Центр по правам человека были объединены.

Всеобщая декларация прав человека оказалась в центре внимания на Всемирной конференции по правам человека, проходившей в Вене в июне 1993 года, которая приняла важ­нейший документ современности - Венскую декларацию и Программу действий, представляющие основные ключевые направления деятельности государств по улучшению и до­стижению эффективности защиты прав и основных свобод человека во всем мире. Как подчеркнул в своем выступлении Генеральный секретарь ООН, «только добившись более пол­ного осознания международным сообществом прав человека и участия в этих усилиях каждого, мы сумеем предотвратить будущие нарушения, которые осудят наша совесть и закон».

Всеобщая декларация прав человека оказала непосред­ственное воздействие на разработку и становление регио­нальных механизмов защиты прав человека. Международно­правовые документы, направленные в защиту прав человека, были приняты на американском, африканском континентах, в Европе и в других регионах.

На Европейском континенте 4 ноября 1950 года была при­нята Европейская конвенция о защите прав человека и основ­ных свобод.

Сама Конвенция о защите прав человека представляет собой международный договор, согласно которому - члены Совета Европы обязаны гарантировать основополагающие права человека всем лицам, находящимся под их юрисдик­цией. Конвенция регламентирует право на индивидуальное обращение граждан и других лиц из стран-участниц Совета Европы с жалобами в контрольные органы Конвенции, если их права нарушаются на национальном уровне. Этими органа­ми являются Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. Применяемые этими органами ре­шения являются обязательными для государств-членов Совета Европы. В настоящее время участниками Конвенции являются все члены Совета Европы. Российская Федерация приняла За­кон о ратификации Конвенции 30 марта 1998 г.

Под непосредственным воздействием Всеобщей декла­рации 18 октября 1961 года на Европейском континенте была принята Европейская социальная хартия, которая закрепила защиту прав европейских граждан в экономической и соци­альной сферах. После принятия трех протоколов и полного пересмотра Новая социальная хартия вступила в силу 1 июля 1999 года, которая предусмотрела ряд новых прав. Чтобы стать стороной пересмотренной Хартии, государство должно при­нять на себя обязательство по защите определенного количе­ства социальных прав граждан.

За 70 лет своего существования Всеобщая декларация прав человека оказала существенное влияние не только на разработку и принятие международных стандартов в области прав человека, но и на достижение эффективности их осу­ществления в самих государствах, поскольку соблюдение прав и основных свобод человека может быть гарантировано, в ос­новном, только самим государством. В этих целях государства- участники международных соглашений обязаны включить стандарты, содержащиеся в международных документах по правам человека, во внутреннее законодательство и укрепить национальные структуры, институты и органы общества, кото­рые играют определенную роль в деле поощрения и зашиты прав человека.

Генеральная Ассамблея ООН 7 февраля 1997 года приня­ла резолюцию «О праздновании пятидесятой годовщины Все­общей декларации прав человека».

Будучи обеспокоена тем, что международные нормы в об­ласти прав человека не соблюдаются в полном объеме и по­всеместно, что права по прежнему нарушаются во всех частях мира и что люди по-прежнему страдают от нищеты и лишены возможности в полной мере пользоваться своими граждански­ми, культурными, политическими и социальными правами, Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам определить препятствия и пути их преодоления для достиже­ния прогресса в этой области.

С тех пор прошло более 20 лет. В мире произошли зна­чительные изменения, коснулись они и сферу защиты прав человека.

Как известно, в сентябре 2000 года, на заре нового тысяче­летия, главы государств и правительств на сессии Генеральной Ассамблеи приняли Декларацию тысячелетия ООН, в кото­рой заявили о решимости полностью уважать и поддерживать Всеобщую декларацию прав человека и добиваться полной за­щиты и поощрения во всех странах гражданских, политиче­ских, экономических, социальных и культурных прав для всех.

В связи с истечением срока выполнения мероприятий, на­меченных в Декларации Тысячелетия, в 2015 году Генеральная Ассамблея ООН 18 сентября 2015 года приняла Декларацию в области развития на период после 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Среди 17 целей и 169 задач, объявленных в данном акте, защита прав человека и его основных свобод провозглашена важнейшей глобальной задачей и одной из не­обходимых условий устойчивого развития.

В Докладе о работе ООН в 2017 году Генеральный секре­тарь ООН отметил, что на ряду с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, в данном акте заложены важней­шие концептуальные принципы для использования в качестве ориентира при продвижении по пути построения мира, в котором больше людей могли бы жить в условиях отсутствия угрозы и страха.

Еще до принятия Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Генеральный секретарь ООН в своем докладе под названием «При большей свободе: к раз­витию, безопасности и правам человека для всех» отметил заслуги Комиссии по правам человека, указав, что Комиссия дала международному сообществу универсальную правоза­щитную базу, включающую Всеобщую декларацию прав че­ловека, два Международных пакта о правах человека, а также другие основные договоры по правам человека. Однако сни­жение авторитета и профессионализма Комиссии все боль­ше подрывает ее способность выполнять важнейшие задачи в области защиты прав человека, поскольку государства-чле­ны ООН стремятся быть членом Комиссии не для того, чтобы укреплять права человека, а для защиты себя от критики.

Обеспокоенные с положением дел в сфере защиты прав человека Генеральный секретарь ООН в марте 2005 г. заявил о том, что система защиты прав человека на международном уровне находится под угрозой краха, необходимы перемены во всех сферах работы Организации. Начато осуществление глобальной программы, призванной обеспечить условия для взаимодействия межучережденческих страновых групп ООН с государствами-членами в целях укрепления их национальных систем поощрения и защиты прав человека.

Необходимо укрепить Управление Верховного комисса­ра ООН по правам человека. Он должен играть более актив­ную роль в обсуждениях Совета Безопасности и Комиссии по миростроительству. Договорные органы по правам человека должны быть более эффективными и более активно реагиро­вать на нарушения прав, которые они призваны защищать.

В связи с этим, государствам-членам ООН было пред­ложено принять решение о замене Комиссии по правам че­ловека меньшим по составу постоянным Советом по правам человека в качестве одного из главных органов ООН наряду с Советом Безопасности и ЭКОСОСом или в качестве вспомога­тельного органа Генеральной Ассамблеи ООН. Создание Со­вета, по мнению Генерального секретаря, придало бы правам человека большую значимость, соответствующую примату прав человека в Уставе ООН.

Генеральная Ассамблея ООН 15 марта 2006 года приня­ла резолюцию об учреждении в Женеве взамен Комиссии по правам человека Совет по правам человека в качестве вспомо­гательного органа Генеральной Ассамблеи. Она определила полномочия Совета по правам человека и порядок его созда­ния.

В соответствии с решением ГА ООН Совет отвечает за со­действие всеобщему уважению и защиты всех прав человека и основных свобод для всех, без каких-либо различий на спра­ведливой и равной основе.

Совет уполномочен рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематиче­ские нарушения, и выносить соответствующие рекомендации.

Совет в своей работе руководствуется принципами уни­версальности, беспристрастности, объективности и неизби­рательности, конструктивного международного диалога и со­трудничества в целях содействия поощрению и защите всех прав человека - гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, включая права на развитие.

В задачи Совета входят:

содействовать просветительской и учебной деятельности в области прав человека, а также деятельности по оказанию консультационных услуг, предоставлению технической помо­щи и созданию потенциала, которая будет осуществляться в консультации с заинтересованными государствами-членами и с их согласия;

служить форумом для обсуждения тематических вопро­сов, связанных со всеми правами человека;

выносить рекомендации Генеральной Ассамблеи в отно­шении дальнейшего развития международного права в обла­сти прав человека;

содействовать полному выполнению обязательств в об­ласти прав человека, принятыми государствами, и осущест­влению контроля за достижением целей и выполнением обя­зательств, касающихся поощрения и защиты прав человека, которые сформулированы в решениях конференции и встреч на высшем уровне ООН;

на основе объективной и надежной информации про­водить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в об­ласти прав человека таким образом, который обеспечивает универсальность охвата и равное обращение со всеми государ­ствами; процедура обзора должна строиться на всестороннем взаимодействии с соответствующей страной на основе инте­рактивного диалога и учете ее потребностей в создании по­тенциала; эта процедура должна дополнять, а не подменять собой работу договорных органов; в течение года после про­ведения своей первой сессии Совет обязан определить усло­вия функционирования и необходимые временные рамки для универсального механизма проведения периодических обзо­ров;

содействовать посредством диалога и сотрудничества предотвращению нарушений прав человека и своевременно реагировать на чрезвычайные ситуации в области прав человека;

выполнять функции и задачи Комиссии по правам чело­века в связи с работой Управления Верховного комиссара Ор­ганизации Объединенных Наций по правам человека в соот­ветствии с решением Генеральной Ассамблеи, содержащимся в ее резолюции 48/141 от 20 декабря 1993 года;

действовать в области прав человека в тесном сотрудни­честве с правительствами, региональными организациями, национальными учреждениями по правам человека и граж­данским обществом;

выносить рекомендации в отношении поощрения и за­щиты прав человека;

представлять ежегодный доклад Генеральной Ассам- блее.

По постановлению Генеральной Ассамблеи ООН в со­став Совета входит 47 государств-членов, каждое из которых избирается большинством членов ГА путем прямого тайного голосования; члены Совета избираются на основе принципа справедливого географического распределения:

  • группа африканских государств - 13 мест;
  • группа азиатских государств - 13 мест;
  • группа восточноевропейских государств - 6 мест;
  • группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна - 8 мест;
  • группа западноевропейских и других государств 7 мест.

Члены Совета исполняют свои полномочия в течение

трех лет и не имеют права на немедленное переизбрание по­сле двух следующих друг за другом сроков полномочий.

Членство в Совете открыто для всех государств-членов ООН. При выборе членов Совета принимается во внимание вклад кандидатов в дело содействия и защиты прав человека. Генеральная Ассамблея ООН большинством в две трети голо­сов присутствующих и участвующих в голосовании членов мо­жет приостановить членство в Совете какого-либо члена Сове­та, который совершает грубые и систематические нарушения прав человека.

В своей деятельности члены Совета обязаны поддержи­вать самые высокие стандарты поощрения и защиты прав человека. При этом они могут быть подвергнуты периодической проверке в течение срока их полномочий.

Предусмотрено, что Совет будет регулярно собираться на свои заседания в течение года и проводить не менее трех сессий в год. Общая продолжительность этих сессий должна составлять не менее десяти недель. При необходимости могут быть проведены специальные сессии по требованию одного из членов Совета при поддержке одной трети членов Совета.

Одна из особенностей Совета будет заключаться в том, что он периодически будет проводить обзор выполнения обя­зательств в области прав человека всеми странами с помощью механизма периодических обзоров с универсальным охватом.

9 мая 2006 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на сес­сии Генеральной Ассамблеи ООН состоялось избрание перво­го состава нового органа ООН - Совет по правам человека.

Первая сессия Совета состоялась 19 июня 2006 года в Же­неве. В церемонии начала работы Совета в зале ассамблеи Дворца нации присутствовали делегации 107 стран. Первым председателем Совета по правам человека единогласно был избран мексиканский дипломат - Луис Альфредо де Альба.

К числу важных предпринятых Советом шагов относит­ся принятие Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений и Декларации ООН о правах коренных народов.

Как отметил Генеральный секретарь ООН, с самого на­чала своей деятельности Совет сосредоточил внимание на архитектуре своих будущих институтов. В июне 2007 года был принят консенсусом пакет реформ, включающих учрежде­ние механизма универсального периодического обзора, с по­мощью которого Совет будет изучать положение в области прав человека во всех странах. С момента учреждения Совета по правам человека дважды провел обзор выполнения всеми членами ООН своих обязательств по защите прав человека. С 2018 года начинается новый цикл проведения универсального периодического обзора.

С 1 июля 2014 года Верховным комиссаром ООН по пра­вам человека стал Луиза Зейд Раад аль Гусейн (Иордания). В рамках своей деятельности УВКПЧ руководствуется планом действий и стратегическим управлением, направленных на укрепление деятельности ООН в сфере защиты прав человека на страновом уровне. В настоящее время имеет своих предста­вителей в 14 странах.

Кроме того, в связи с все более участившимися внутри­государственными вооруженными конфликтами и предпри­нимаемыми Советом Безопасности ООН мерами возникла острая проблема защиты прав человека в этих конфликтах, в которых значительно возросла роль Верховного комиссара по правам человека. В настоящее время в его обязанности входит активное участие во всех мероприятиях, проводимых органа­ми ООН, в том числе Советом Безопасности, в которых обсуж­даются проблемы защиты прав человека. В сущности, права человека должны стать неотъемлемым элементом процесса принятия решений и обсуждений в масштабах работы всей Организации Объединенных Наций.

Таким образом, Всеобщая декларация прав человека, как один из глобальных документов современности в сфере за­щиты прав человека, оказала и оказывает непосредственное воздействие на постоянное совершенствование механизма за­щиты прав человека как на международном, так и на нацио­нальном уровнях, системы и структуры органов по защите прав человека в ООН и региональных организациях, внутри­государственных институтов в данной области.

В итоговом документе Конференции ООН по устойчиво­му развитию, принятом в июне 2012 года, в Рио-де-Жанейро, под названием «Будущее, которого мы хотим», ее участники вновь подтвердили важное значение Всеобщей декларации прав человека, а также других международных документов об­ласти прав человека и международного права.

ВАЛЕЕВ Револь Миргалимович
доктор юридических наук, профессор кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета, заслуженный юрист Российской Федерации

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях