В настоящий момент исследователи по-разному оценивают характер реализации свободы совести и свободы вероисповедания в России.
Однако все чаще звучит мнение об усилении влияния «традиционных» религиозных объединений на общество и клерикализацию его институтов. Российское законодательство о свободе вероисповедания и формах ее реализации требует пересмотра, как и вся система государственно-конфессиональных отношений в историческом аспекте.
Так, реформы Русской православной церкви начала XVIII века завершились в 1721 году отменой патриаршества. Историки православия утверждают, что реформирование церкви Петром I осуществлено по примеру протестантских духовных консисторий Прибалтики, незадолго до этого присоединенной к России. Почти двести лет Русская православная церковь являлась государственной религией империи, управляемой обер-прокурором, который назначался царем.
Как государственная религия, православная церковь потеряла относительную самостоятельность, но приобрела покровителя. Церковь владела недвижимым имуществом, получала финансовую помощь, контролировала народное образование. Только православная церковь имела право на миссионерство. Борьба с «совращением» в иную веру и сектами православной церкви была узаконена государством. Внеисповедное состояние в империи не признавалось. Свобода совести впервые была обещана в манифесте царя в 1905 году и провозглашена в постановлении Временного правительства «О свободе совести» (июль 1917 года). Под свободой совести понималась веротерпимость, внеисповедное состояние по-прежнему не признавалось, православие и другие христианские церкви оставались привилегированными под предлогом христианского большинства населения.
Решениями советской власти, обобщенными в декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (январь 1918 года), положение религии качественно изменилось. Отменены все формы союза церкви и государства. Религиозные общества стали частными, они лишились прав юридического лица и права на собственность. Имущество, в том числе предметы культа, стали народным достоянием. Обучение религии разрешено частным образом. Гражданин имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Декрет стал основой понимания свободы совести, возведенного в ранг конституционной нормы. В советском законодательстве о культах религиозные объединения сохранили право на осуществление единственной функции - удовлетворение религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. В связи с разрядкой напряженности с середины семидесятых годов начинают меняться и государственно-церковные отношения. Сохраняя традицию единообразия законодательства о религиозных культах в стране, в союзных республиках принимаются акты «О религиозных объединениях».
При этом идеологическое многообразие является показателем толерантного отношения казахстанского и российского государства к религии и религиозным объединениям, отразившегося в их постсоветских конституциях.
В настоящее время, Республика Казахстан и Российская Федерация объявляют себя светскими государствами (ст. 1 Конституции Республики Казахстан и ст. 14 Конституции Российской Федерации), где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Соответствующие статьи конституций - ст. 22 казахстанской Конституции (1995 г.) и ст. 28 российской Конституции (1993 г.), несмотря на различие в терминологии, зак репляют защищаемое в международно-правовых документах право на свободу мысли, совести и религии, чем гарантируют гражданам права, связанные со свободой вероисповедания. По своему содержанию конституции Казахстана и России в достаточной степени соответствуют международным стандартам.
По официальной отчетности, в сентябре 2015 года в Казахстане было зарегистрировано 4 173 религиозных объединения (в 2014 г. - 3 855, в 2013 г. - 3 420, в 2012 г. - 3 259), представляющих 42 конфессии и деноминации, различные религиозные миссии и движения.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации, на 1 января 2015 года было зарегистрировано 23 078 религиозных организаций (в 2012 г. - 21 963, в 2011 г. - 22 956, в 2006 г. - 22 513), представляющих свыше 70 религиозных конфессий и деноминаций (к началу 1990-х гг. конфессиональное пространство России было представлено 15 - 20 традиционными для нее конфессиями).
Приведенные данные нельзя считать исчерпывающе точными, поскольку в них учтены только официально зарегистрированные религиозные общины, чья деятельность известна государственным органам и постоянно освещается в СМИ. Этому имеется ряд причин.
Во-первых, четких юридических критериев и признаков, по которым некую группу граждан можно отнести к религиозному объединению, в законодательстве обеих стран нет. Пользуясь этим, целый ряд новых для наших независимых государств религиозных течений, околорелигиозных направлений и духовных школ не регистрируются в качестве религиозных, предпочитая функционировать как учебные центры, группы оздоровления, коммерческие и некоммерческие (НКО) организации и т.д. Подобная практика крайне затрудняет оценку влияния этих объединений на общую религиозную ситуацию в республиках. Так, некоторые казахстанские исследователи считают, что в Казахстане около 1 000 общин действуют без регистрации; есть и так называемые «закрытые» религиозные формирования, чья идеология и культовая практика тщательно скрываются и известны лишь узкому кругу адептов. Поэтому, как считает проф. А. И. Артемьев, правильнее говорить, что в Казахстане действуют свыше 50 конфессий и деноминаций.
Во-вторых, по мнению юристов-экспертов, ряд действующих религиозных групп, число которых доходит до нескольких тысяч, не могут пройти регистрацию или перерегистрацию из-за законодательных ограничений, предвзятого отношения представителей отдельных местных органов власти.
Толерантность обоих государств в религиозной сфере нашла отражение и на подконституционном уровне.
Взаимоотношения российского общества с верующими, государства с религиозными объединениями в стране регулируются Федеральным законом (ФЗ) «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.) и иными законодательными и нормативными актами, в числе которых указы президента РФ, постановления правительства.
В 30 субъектах Федерации приняты свои законы о свободе совести, что создает определенные трудности для Министерства юстиции и правительства Российской Федерации, которые, по замечанию известного российского юриста в области религиозного права А. В. Пчелинцева, «принимают меры к тому, чтобы законодательство субъектов Российской Федерации не слишком отличалось от Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и, во всяком случае, не нарушало Конституцию РФ, но это не всегда удается».
Полагаем, подобные трудности возникают в силу противоречия некоторых статей Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» Конституции Российской Федерации и общепризнанным нормам международного права («Всеобщей декларации прав человека», «Международному пакту о гражданских и политических правах», «Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений», «Итоговому документу Венской встречи 1989 года», «Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека»), что подтверждается и правовой экспертизой положений данного Федерального закона.
Уже в преамбуле ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» закреплены конфессиональные предпочтения государства: христианство, ислам, буддизм, иудаизм признаются неотъемлемой частью исторического наследия страны, что служит предпосылкой для различной степени сотрудничества и взаимодействия государства с соответствующими религиозными организациями. Из представленного списка религиозных конфессий, внесших вклад в духовное развитие страны, приоритет отдан православию. Закон существенным образом ужесточил порядок создания религиозных организаций, ограничил деятельность «неосновных» и, особенно, иностранных религиозных организаций и др.
Официальное признание только нескольких религиозных конфессий в многоконфессиональном и многонациональном государстве создает множество проблем.
Во-первых, это ведет к нарушению гражданских прав и неотъемлемых прав человека, связанных с принципом свободы совести.
Во-вторых, означает вмешательство государства в дела религии и косвенное признание тех или иных религий «государственными».
В-третьих, политизирует религию.
В-четвертых, резко осложняет религиозную обстановку, превращает религию из стабилизирующего фактора в обществе в фактор дестабилизирующий. Исключительное положение одной из религиозных организаций в поликонфессиональном обществе может обострить межнациональные и межрелигиозные отношения.
В настоящее время с критикой ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», ряд позиций которого нарушает принципы равенства религиозных объединений и религиозных меньшинств, выступают правозащитники, представители протестантских религиозных объединений и религиозных меньшинств России.
Таким образом, в российском обществе сложилась ситуация, в результате которой законодательство, направленное на реализацию прав и свобод человека в сфере свободы совести, реверсирует к тенденции ограничения свободы мировоззренческого выбора, включения религии в публичную сферу.
В Республике Казахстан деятельность религиозных организаций регламентируется Гражданским кодексом (ст. 109), законом Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (15 января 1992 года № 1128 - XII) и иными законодательными и подзаконными актами (указы президента Республики Казахстан, положения правительства Республики Казахстан, правила, письма, подзаконные акты)11. Главный принцип, который был положен в основу закона от 1992 года, - равные права и обязанности всех конфессий и деноминаций, осуществляющих на территории страны свои миссии без какого бы то ни было предпочтения любой из них.
На первый взгляд ключевыми положениями всех правовых актов являются утверждение свободы совести и светского характера государства. Однако, по словам ведущего казахстанского юриста в области религиозного законодательства Р. А. Подопригоры, на подконституционном уровне взаимоотношений казахстанского общества с верующими, государства с религиозными объединениями «обнаруживается не такая радужная картина», какая вырисовывается из Конституции РК. И это при том, что, по мнению международных экспертов и отечественных аналитиков, в целом закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (1992 г.) - один из лучших на постсоветском пространстве. В его разработке принимали участие религиозные деятели различных конфессий и деноминаций, а потому он является наиболее либерально-демократичным.
Таким образом, в Республике Казахстан и Российской Федерации с обретением суверенитета были определены основные свободы вероисповедания и утверждены конституционно-правовые гарантии защиты от нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, что подтверждает толерантное отношение государства к религиозному плюрализму (при этом действующий закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 1992 г. значительно либеральнее, чем ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 1997 г.). Однако в последнее время в отношениях между государством и религиозными организациями растут интолерантные настроения вследствие намерений ужесточить свои законы по вопросам религии.
По прошествии нескольких лет ощутимые количественные и качественные изменения религиозной ситуации и в Казахстане, и в России выявили недостатки и несовершенства действующего законодательства о свободе вероисповеданий.
РЕШЕТОВ Юрий Сергеевич
доктор юридических наук, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета
ТОЙЛЫБЕКОВА Эльмира Орынтаевна
аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета