В современных общественно-политических и экономических условиях многие страны склонны прибегать к политике диверсификации форматов взаимодействия государственных органов и частного сектора.
Среди успешных форм взаимодействия можно выделить институт государственно-частного партнерства (англ. Public-Private Partnership) (далее - ГЧП), который широко применяется по всему в мире и зарекомендовал себя как довольно эффективный метод развития инвестиционной привлекательности различных секторов экономики, особенно в условиях дефицита бюджетных средств. На сегодняшний день в рамках международных организаций, таких как ВТО или ЮНСИТРАЛ пока не разработано четкого, общепринятого определения ГЧП. Чаще всего выделяются различные форматы участия частного сектора в инфраструктурных проектах, например «публичная собственность и публичное использование» (англ. public ownership and public operation), «публичная собственность и частное использование» (англ. public ownership and private operation), «частная собственность и частное использование» (англ. private ownership and private operation).
Феномен ГЧП как инструмент для привлечения частных инвестиций в отрасли публичного сектора появился во Франции и Великобритании. В США практика государственночастных соглашений также существует более 30 лет.
Великобритания стала одним из первопроходцев в развитии моделей ГЧП, реализовав с 1980-х гг. примерно 700 проектов в различных областях на общую сумму 56 миллиардов фунтов стерлингов. В 1980-х правительство Маргарет Тэтчер развернуло довольно активную кампанию по приватизации государственного сектора в таких сферах как, например, телекоммуникации, газовая промышленность, энергетика. Приватизированные отрасли были поднадзорны вновь образованным независимым регуляторам, а частному сектору, участвующему в процессе приватизации, разрешалось повышать тарифы для потребителей с целью компенсации затраченных средств и извлечения дополнительной финансовой выгоды. В 1992 г. была разработана и принята программа Частной Финансовой Инициативы (англ. Private Finance Initiative), а сам термин ГЧП стал использоваться в Великобритании приблизительно с 1990-х гг. для описания различных форм взаимодействия бизнеса и государства. Проекты в рамках Частной Финансовой Инициативы структурированы таким образом, что государство приобретает услуги, оплата за которые поступает частной организации уже не из тарифов для потребителя, а напрямую из государственного бюджета. Данная практика применялась в тех областях, которые считались не приемлемыми для приватизации. В 2012 Правительство Великобритании анонсировало принятие модернизированной Частной Финансовой Инициативы-2 (PFI-2), целью которой было сделать все процедуры по реализации государственночастного проекта более прозрачными. Подход правительства к реализации проектов в рамках Частной финансовой инициативы-2 стандартизирован в руководстве, разработанном казначейством Великобритании (англ. Standardisation of PF2
Contracts). В отличие от некоторых других юрисдикций, в Великобритании нет единого закона, который бы регулировал ГЧП; в большинстве своем, проекты ГЧП регулируются нормами общего права. Также, за исключением некоторых отраслей, где применяются определенные ограничения, право Великобритании и право ЕС применяется к проектам ГЧП в обычном порядке. Недавнее решение о выходе Великобритании из ЕС пока не повлекло значительных правовых последствий для проектов ГЧП. Тем не менее, новое правительство под руководством Терезы Мэй призывает к тому, что страна останется открытой для бизнеса, в т.ч. с целью реализации крупных инфраструктурных проектов, таких как АЭС Хинкли Пойнт, дополнительная взлетная полоса в Аэропорте Хитроу и новая железная дорога для скоростных поездов. Это, в свою очередь, может означать рост привлекательности отдельных секторов экономики Великобритании, в том числе, для иностранных инвесторов.
Во Франции, также одной из первых внедривших практику ГЧП, государственно-частные проекты получили развитие во многих сферах, например, в сфере транспорта, здравоохранения, образования, энергетики, телекоммуникаций.
В отличие от модели Великобритании, во Франции была сформирована конкретная законодательная база, регулирующая именно аспекты реализации ГЧП проектов. Во Франции применяются две основные формы ГЧП: концессионные соглашения, регулируемые Постановлением № 2016-65 от 29.01.2016 (англ. Concession Contract Ordinance) и Указом № 2016-86 от 1.02.2016 (англ. Concession Contract Decree), а также государственно-частные соглашения (англ. Partnership agreements), регулируемые Постановлением № 2015-899 от 23.07.2015 (англ. Partnership Contract Ordinance) и Указом № 2016-360 от 25.03.2016 (англ. Partnership Contract Decree). Изменения во Французском законодательстве были введены относительно системы концессий Постановлением №2015-899 от 23 июля 2015, Указом №2016-360 от 25.03.2016 и Постановлением №2016-65 от 29.01.2016. В 2016 года во французскую правовую систему было инкорпорировано законодательство Европейских директив, регламентирующих контракты на государственные закупки и концессионные соглашения. Эта инкорпорация призвана упростить французское законодательство применительно к государственно-частным соглашениям и концессионным соглашениям. Постановление о государственно-частных соглашениях определяет их как отдельный тип контракта о государственных закупках. Постановление о государственно-частных соглашениях направлено на объединение в качестве уникального типа контракта всех прочих форм ГЧП, существующих во французском праве, которые содержали бы элементы государственно-частных соглашений (например, договор долгосрочной аренды или договор аренды земельного участка). Новая правовая система принимает во внимание прошлый опыт реализации проектов ГЧП во Франции.
Концессионные соглашения во Франции служат, в большей степени, для внедрения основных инфраструктурных проектов, таких как каналы, автомагистрали, канализационные системы, платные автомобильные мосты. Государственночастные соглашения можно сравнить с государственно-частными контрактами, заключаемыми в Великобритании в рамках Частной Финансовой Инициативы-2. С 1 апреля 2016 концедент имеет право заключать государственно-частное соглашение, только если обоснована экономическая эффективность проекта. Кроме того, теперь концедент должен проанализировать различные пути реализации проекта и самостоятельно оценить его финансовую устойчивость. Государственно-частное соглашение теперь должно включать в себя несколько обязательных положений, например, срок действия соглашения, условия распределения рисков между концедентом и концессионером, задачи, поставленные перед концессионером, финансовые условия и условия расторжения соглашения. Таким образом, в свете последних новшеств, институт государственно-частного партнерства во Франции призван стать более понятным и прозрачным.
Если обратиться к опыту США в развитии ГЧП, то стоит отметить, что Департамент по транспорту создал специальное Бюро (Build America Bureau) для координации федеральных кредитных программ, в рамках которых могут быть предоставлены займы участникам ГЧП. Под эгидой данной структуры был создан федеральный офис ГЧП, задачей которого является развитие инструментов для реализации проектов ГЧП. По данным Национального совета по ГЧП (National Council for Public-Private Partnerships), на 7 февраля 2017, 36 штатов и округ Колумбия приняли законодательство, позволяющее реализовать ту или иную форму ГЧП. Из них, 11 штатов ограничивают ГЧП до «горизонтальных» проектов, таких как автомагистрали. 2 штата ограничивают ГЧП до «вертикальных» проектов, таких как больничные комплексы, школы и другая социальная инфраструктура. 24 штата и округ Колумбия открыты для любых форм ГЧП. Законы штатов регулируют применимость тех или иных форм ГЧП. Например, штат Кентукки создал местную правительственную комиссию по ГЧП, через процедуру одобрения которой проходит любой проект. Несмотря небольшой потенциал рынка США в отношении развития ГЧП, действительный рост этого потенциала может зависеть от следующих факторов: воли политической элиты, как федеральной, так и элиты штатов, способности федерального правительства предоставлять займы и другие формы финансовой поддержки, рост других источников финансирования. Поскольку необходимость развития инфраструктуры в США остается довольно острой, тренд применения ГЧП может сохраняться.
В Японии большинство ГЧП проектов, которые называются частными финансовыми инициативами, регулирует Акт о поддержке частных финансовых инициатив (Act on Promotion of Private Finance Initiatives (the PFI Act), принятый в 1999. Такие проекты поддерживаются отдельным офисом, созданным в рамках правительства. Несмотря на то, что вышеупомянутый Акт не ограничивает участие иностранных инвесторов, соответствующий публичный орган может представить дополнительные критерии, которым соответствуют не все иностранные инвесторы, например, определенный опыт работы на территории страны или знание основ ведения бизнеса в Японии.
Если обратиться к опыту развивающихся стран, то в 2014 году Бразилия ознаменовала 10-летний юбилей принятия закона о государственно-частном партнерстве. Отличительной чертой бразильского законодательства является применение института государственных гарантий. Таким образом, обязательства концедента перед концессионером могут быть обеспечены одним из следующих способов: залогом предполагаемой прибыли, созданием или использованием специальных фондов, гарантиями международных организаций или финансовых институтов, не подконтрольных правительственным органам власти, гарантиями государственных компаний. Государственные гарантии, в принципе, довольно активно применяются в развивающихся странах с целью привлечения инвестиций. Развитые страны, такие как Великобритания, США, Франция, Австралия и др. практику применения государственных гарантий широко не поддерживают.
В российских правовых реалиях практика ГЧП стала развиваться относительно недавно, а формально была закреплена в 2015 с принятием Федерального закона N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Российское законодательство, а именно ст. 3 ФЗ № 224 определяет государственно-частное партнерство как «... юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества». Важно отличать ГЧП от государственного заказа. Так, ГЧП позволяет публичному сектору привлекать не только производственные ресурсы частного партнера, но и его финансирование. Кроме того, госзаказ регулируется, в основном, ФЗ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», тогда как ГЧП, в основном, апеллирует к № 224-ФЗ. Регулирование правовых отношений в рамках ГЧП зависит от формы ГЧП. Как правило, ГЧП предполагает реализацию инвестором хозяйственной деятельности с использованием объекта ГЧП. Именно этим объясняется заинтересованность частного партнера исполнять свои обязательства в рамках ГЧП-соглашений качественно и своевременно.
Одной из наиболее распространенных форм ГЧП являются концессионные соглашения. Стоит отметить тот факт, что для российского правового поля институт концессионных соглашений является, в определенном смысле, новацией. Федеральный закон, определяющий правовую природу и статус концессионных соглашений, был принят в 2005 с изменениями, вступившими в силу 1 января 2016. Концессия предполагает сложную, многоуровневую структуру соглашения. № 115-ФЗ определяет концессионное соглашение как «договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами». Если проводить параллель с англосаксонской правовой системой, то из наиболее известных типов применяемых там концессионных соглашений можно выделить соглашения BOT, BTO, ВОО, ВООТ, BBO. Российским законом о концессионных соглашениях предусмотрен тип BOT («Строительство - управление - передача»), а фактически используется BTO («Строительство - передача - управление»).
Важно отметить тот факт, что, несмотря на то, что концессионное соглашение, по своей сути, является одним из видов ГЧП, в российском законодательстве они регулируются разными федеральными законами и, соответственно, к ним предъявляются различные правовые требования. Так, согласно № 224-ФЗ в качестве частного партнера может выступать только российское юридическое лицо, в то время как согласно ст. 5 № 115-ФЗ концессионером может являться «.индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица». Кроме того, наблюдаются существенные отличия в отношении объектов соглашений. Список объектов, которые могут выступать в качестве предметов концессионного соглашения, значительно шире. Так, он включает в себя автомобильные дороги, объекты железнодорожного транспорта, морские и речные порты и суда, аэродромы, метрополитен и др. В то же время, предметом ГЧП-соглашения, в отличие от концессии, могут быть «частные автомобильные дороги, воздушные суда, подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации; специализированные порты, объекты их инфраструктур; стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова; мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем». Таким образом, концессия становится единственным возможным выбором для иностранных инвесторов в отношении объектов, не включенных в список возможных объектов ГЧП-соглашения. Однако, несмотря на то, что ФЗ-115 в ст. 19 гарантирует всем концессионерам равные права и исключение применения мер дискриминационного характера, стоит обратить внимание, что данный ФЗ предусматривает разрешение споров между концедентом и концессионером в соответствии с законодательством Российской Федерации в судах, арбитражных судах, третейских судах Российской Федерации (ст. 17). Таким образом, исключается возможность диспозитивного характера разрешения споров. Действительно, если обратиться к правоприменительной арбитражной практике, можно привести в качестве примера постановление Арбитражного Суда Северо-Западного Округа по делу № А56-9227/2015 от 17.02.2016, в котором суд пришел к выводу, что споры из концессионных соглашений не могут передаваться в арбитраж ad hoc по регламенту ЮНСИТРАЛ с иностранным органом, назначающим арбитров, несмотря на то, что данная арбитражная оговорка, предполагающая разрешение споров третейским судом ad hoc, назначаемых Международной торговой палатой (г. Париж) в соответствии с регламентов ЮНСИТРАЛ, была указана в договоре. Конце- дент, оспаривая решение третейского суда, апеллировал к № 115-ФЗ, в котором указано, что споры могут рассматриваться только «третейскими судами Российской Федерации».
Можно отметить тот факт, что при разработке системы ГЧП, российская правовая система, в значительной степени, опиралась на опыт Франции, применяя, в основном, два типа ГЧП - государственно-частные соглашения и концессионные соглашения. Получив развитие на федеральном уровне, ГЧП-законы на региональном уровне также были приняты в абсолютном большинстве субъектов РФ, однако, поскольку достаточная практика по заключению ГЧП-соглашений пока не наработана, и так как закон о ГЧП носит несколько ограничительный характер, можно предположить, что на данный момент, в большей степени, будет применяться концессия как формат взаимодействия государства и частного сектора. Однако важным отличием российской правовой системы в отношении ГЧП является, по сути, невозможность иностранных инвесторов участвовать в ряде проектов, предусмотренных законом о ГЧП.
Практика развития ГЧП широко зарекомендовала себя по всему миру, как в развитых, так и в развивающихся странах, в связи с чем, можно предположить, что формы ГЧП в российском правовом поле будут диверсифицированы для роста инвестиционной привлекательности различных секторов экономики.
ШУМЕЙКО Елена Геннадьевна
специалист управления международного правового сотрудничества Института международного развития и партнерства, Университет ИТМО
МИШАЛЬЧЕНКО Юрий Владимирович
доктор экономических наук, доктор юридических наук, профессор кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета