Оценка персонала, безусловно, это одна из важнейших функций управления персоналом. Насколько объективно она проводится, настолько эффективно работают органы власти и в общем - то любая организация, настолько эффективно работают люди, составляющие персонал данной организации или органа власти.
По мнению В. В. Травина, В. А. Дятлова, оценка персонала позволяет выявить профессиональные и личностные качества сотрудников, а эта работа должна проводиться по заранее разработанным на основе должностных требований критериям (полномочиям, закрепленными в должностных регламентах) [1].
В последнее время широкое распространение приобрели ключевые показатели эффективности, под названием KPI (Key Performance Indicator) - ключевые метрики, на которых базируется система оценки эффективности выполнения бизнес-процессов в коммерческой компании. Данные переменные могут относиться не только к оценке качества работы сотрудника, но и к оценки эффективности работы компании, в целом [2].
Например, оценку бизнес-компании можно провести используя показатели прибыли, рентабельности, капитализации и других, а сотрудников, в зависимости от характера профессиональной деятельности (например, для маркетолога - можно использовать такой показатель, как цена привлечения подписчика на аккаунт в соцсети).
Безусловно, мы не можем взять матрицу ключевых показателей коммерческой компании и наложить ее на органы государственной власти и местного самоуправления. Специфика деятельности государственных и гражданских и муниципальных служащих диаметрально отличается от деятельности работников организаций.
В то же время, интерес вызывает то обстоятельство, что система KPI разрабатывается для того, чтобы переводить стратегические цели организации в четкий план действий.
Поэтому введение системы оценки ключевых показателей эффективности позволяет сделать все бизнес-процессы компании:
- прозрачными и прогнозируемыми;
- оценить качество работы каждого сотрудника, проекта, компании;
- сконцентрировать работу всех подразделений на работу над приоритетными задачами; создать честную и эффективную систему мотивации персонала на достижение сверхрезультата;
- повысить ответственность за результат каждого участника проекта.
Вот эти положения и вызывают особый интерес у авторов настоящей статьи.
Пытаясь таражировать указанный выше опыт бизнесструктур на государственную гражданскую и муниципальную службу, при разработке ключевых показателей следует учесть, что все они, должны быть:
- измеримыми;
- выполнимыми и реалистичными;
- ограниченными временными рамками;
- понятными, не имеющими двусмысленной трактовки;
- качественными, т.е. иметь четкую систему оценки качества результатов.
В качестве примера можно попытаться проанализировать деятельность служащих, исполняющих контрольно-надзорные и административные функции.
Одним из показателей оценки эффективности служебной деятельности первых можно считать количество составленных протоколов о выявленных нарушениях, и в случаях, когда речь идет о выявленных финансовых нарушениях, протоколов, составленных на определенную сумму.
Рассматривая эффективность деятельности вторых, на первый план выступает качество исполняемых полномочий в установленные сроки.
Можно подсчитать количество таких исполненных поручений и провести сравнение по данному показателю всех служащих органа государственной власти или местного самоуправления.
Безусловно одним из показателей выступает показатель дисциплины, предусматривающий недопустимость опозданий, прогулов сотрудников и проявления грубого отношения в подразделении (органе власти или местного самоуправления).
Следуя логике анализируемого подхода, следует задавать определенные плановые (количественные) и стоимостные ориентиры для каждого служащего.
Конечно, управленческий труд в сфере государственной и муниципальной службы трудно представить в виде конкретных цифр и денежных сумм.
В то же время идея разработчиков KPI - подхода о целевом показателе может быть интересна с точки зрения оценки эффективности выполнения служащими должностных обязанностей (отдельных поручений).
Следует обратить внимание, что на сегодняшний день понятие «нормирование» отсутствует в нормативной правовой базе, регулирующй деятельность в сфере государственной и муниципальной службы.
И одна из нерешенных проблем - это отсутствие объективности распределения дополнительной нагрузки в системе гражданской и муниципальной службы.
Речь идет о нагрузке в виде подготовки ответов на жалобы и обращения граждан, разработке нормативных правовых или локальных актов. Указанные поручения распреде- ляюся между служащими конкретного подразделения без учета норм, которые сегодня отсутствуют, руководителем данного подразделения, безусловно исходя из положений должностного регламента, но по его личному усмотрению.
В результате отдельные служащие перегружены, что является одним из факторов стремительно приближающегося профессионального выгорания.
Безусловно, профессиональная служебная деятельность - это управленческая деятельность, результатом которой является выполнение в установленный срок поставленных задач и должностных обязанностей персоналом.
В отечественной литературе в части описания процедур проведения оценок эффективности деятельности кадрового состава можно отметить их деление на оценку кандидатов на вакантную должность и текущую периодическую оценку персонала органа государственной власти (местного самоуправления) [3].
Авторов статьи больше интересует второй вид оценки персонала государственной гражданской службы, т.е. текущую оценку результативности служащих.
Сотрудники должны понимать, как оценивается их труд, а руководители на основе оценки эффективнее использовать их потенциал.
Необходимо понять, что необходимо выбрать, измерить и оценить, исходя из особенностей служебной деятельности служащих, и как это может повлиять на результативность органа государственной власти.
Одним из объективных подходов к оценке государственных гражданских служащих, предлагаемом авторами статьи, является формирование рейтинга служащих на основе расчета Индекса эффективности их деятельности (далее - ИЭД).
Основными критериями (показателями) для расчета ИЭД являются должностные обязанности служащих, зафиксированные в должностных регламентах.
В целях объективности оценки результативности служащего в отчетном и предыдущем периодах авторами предлагается использовать индекс Пааше, широко применяемым для сравнения цен товаров текущего и предыдущего периодов [5].
Анализируя должностные регламенты, следует отметить, что у большинства государственных гражданских и муниципальных служащих, в число должностных обязанностей входит подготовка:
- аналитических материалов (в курируемой сфере);
- проектов нормативных правовых и локальных актов;
- ответов на жалобы и обращения граждан;
- информации для проведения приемов граждан руководителем органа власти или его заместителем и другие.
Проводя количественный и качественный анализ исполнения указанных выше поручений по каждому служащему подразделения (органа власти), следует учесть не только сколько подготовлено материалов, а сколько из них выполнено результативно.
Не просто разработано проектов, а сколько из них утверждено на отчетную дату, не просто формальный ответ на жалобу или обращение граждан, а какие из них являются результативными, т.е. граждане удовлетворены ответом на свое обращение.
Такой анализ будет способствать повышению исполнительской дисциплины в органе власти и добросовестности кадрового состава, особенно при условии формирования рейтинга служащих, на основе полученных значений результатов их профессиональной служебной деятельности.
В то же время, делая вывод о невозможности тиражирования в целом KPI - подхода при проведении оценки как результатов деятельности кадрового состава органов власти так и органов государственной власти и местного самоуправления в целом, следует отметить, что отдельные элементы, в виде определения целевого показателя в цифровой и даже в стоимостной форме могут быть уместны как в ходе оценки служащих, исполняющих контрольно-надзорные, так и административные или технические функции.
Проведение оценки персонала на основе расчета индекса эффективности деятельности работников и формирования рейтинга их результатов с установлением целевых показателей по отдельным поручениям (например количества проектов нормативных правовых или локальных актов) можно использовать как для оценки персонала государственной гражданской и муниципальной службы, так и кадрового состава государственных и муниципальных организаций.
АНДРЮХИНА Ирина Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Западного филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. Калининград
КАРАМА Лариса Львовна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Западного филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. Калининград