Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Пример HTML-страницы

Конституционное модель белорусского государства в свете модернизации Основного закона белорусского государства

В статье рассматриваются вопросы, связанные с конституционной реформой, осуществляемой в Республике Беларусь на современном этапе ее развития.

Эта реформа связана с изменением и дополнением текста Конституции Республики Беларусь, которые явились следствием принятия их на республиканском референдуме, прошедшем в Беларуси 27 февраля 2022 года. Автор отвечает на вопрос о необходимости модернизации Конституции Республики Беларусь как письменного документа в условиях современного белорусского государства и общества; анализирует изменения и дополнения, внесенные в Основной закон белорусского государства; высказывает мнение о дальнейших направлениях развития белорусского законодательства, правоприменительной практики, иных составляющих национальной правовой системы.

Ключевые слова: Конституция, конституционная модель, конституционная реформа, республиканский референдум, изменения и дополнения Конституции конституционные принципы, конституционные нормы, конституционный процесс.

SHUPITSKAYA Aksana (Oksana) Nikolaevna

Ph.D. in Law, associate professor, associate professor of International law sub-faculty of the Educational Institution “Yanka Kupala State University

of Grodno", Member of the Grodno Regional Bar Association

CONSTITUTIONAL MODEL OF THE BELARUSIAN STATE IN THE LIGHT OF MODERNIZATION OF THE FUNDAMENTAL LAW OF THE BELARUSIAN STATE

The article deals with issues related to the constitutional reform carried out in the Republic of Belarus at the present stage of its development. This reform is connected with the amendment and addition of the text of the Constitution of the Republic of Belarus, which resulted from their adoption at the republican referendum held in Belarus on February 27, 2022. The author answers the question about the need to modernize the Constitution of the Republic of Belarus as a written document in the conditions of the modern Belarusian state and society; analyzes the amendments and additions made to the Fundemental law of the Belarusian state; expresses an opinion on the further directions of development of the Belarusian legislation, law enforcement practice, and other components of the national legal system

Keywords: Constitution, constitutional model, constitutional reform, republican referendum, amendments and additions to the Constitution constitutional principles, constitutional norms, constitutional process.

Конституционная модель - понятие, достаточно широ­ко используемое современными конституционалистами [1] [2]. Под конституционной моделью исследователи, в основ­ном, понимают систему конституционных принципов, опре­деляющих устройство государства и общества на том или ином историческом этапе его развития.

Конституционная модель включает в себя, говоря слова­ми А.Н. Кокотова [3] и А.А. Ливеровского [4] [5], право кон­ституции, т.е. систему фундаментальных конституционных принципов, и рядовые конституционные принципы, посред­ством которых оно воплощается в реальные общественные отношения. (Автор настоящего исследования поддерживает названную позицию [6]). Фундаментальные конституцион­ные принципы, как представляется, - такая составляющая конституционной модели, изменение которой происходит лишь на переломных этапах развития общества. Яркий при­мер - Великая Октябрьская социалистическая революция или провозглашение государственного суверенитета быв­шими советскими республиками Союза Советских Социа­листических республик. Поиск же оптимального сочетания рядовых конституционных принципов, их нормативного оформления, в том числе, и в Конституции государства - процесс постоянный. Именно поэтому на территории пост­советских государства изменение Конституции - достаточно часто встречающийся процесс. Подобного рода изменения и дополнения имели место в последние десятилетия в Респу­блике Армения, в Республике Казахстан, в Российской Феде­рации и других государствах постсоветского пространства.

Действующая Конституция Республики Беларусь нача­ла разрабатываться после провозглашения государственно­го суверенитета 27 июля 1990 года. С 15 марта 1994 года она вступила в силу. С того времени в нее четырежды вносились изменения и дополнения. Республика Беларусь Основным законом белорусского государства еще в 1994 году была про­возглашена унитарным демократическим социальным пра­вовым государством с республиканской формой правления[2]. Указанные конституционные принципы были закреплены в Разделе первом Конституции Республики Беларусь и с тех пор корректировке не подвергались. Это же можно сказать и в отношении таких конституционных принципов как на­родовластие, гуманизм, верховенство права и др. Что же ка­сается рядовых конституционных принципов, направленных на воплощение фундаментальных конституционных идей в жизнь, их нормативное оформление законодателем за поч­ти тридцать лет существования независимого белорусского государства не единожды подвергались корректировке. По­следнее изменение - изменения и дополнения Конститу­ции Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме, состоявшемся 27 февраля 2022 года3. По ин­формации Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в го­лосовании по Проекту изменений и дополнений в Конститу­цию Республики Беларусь приняло участие 78, 63 % избира­телей, внесенных в списки для голосования. За их принятие проголосовало 4 440 830 граждан - 82,86 % голосовавших на референдуме4.

Первый вопрос, который возникает, в связи с принятием изменений и дополнений в Конституцию Республики Бела­русь, - это вопрос о том, насколько они были необходимы. Ранее уже указывалось, что процесс поиска эффективных пу­тей развития общества и государства - постоянный процесс. Общество, индивиды стремятся переосмыслить накоплен­ный опыт, пройденный страной за какой-то период времени путь. Процесс совершенствования Конституции позволяет учесть изменения, происходящие в глобальном мире и вну­три государства. Сегодня это, например, - информатизация, цифровизация, как правильно утверждает И.А. Умнова, диф­ференциация и глобализация [7] [8]. Наконец, это - возмож­ность определить новые ориентиры общественного и госу­дарственного развития.

Изменения и дополнения Конституции Республики Бе­ларусь, внесенные в Основной закон на референдуме, можно несколько условно разделить на четыре группы - политиче­ские, юридические, социальные и духовно-идеологические. Соответственно, далее речь пойдет о нормативном выраже­нии рядовых конституционных принципах, касающихся ука­занных сфер общественных отношений.

Политические преобразования, связанные с реформиро­ванием текста Конституции Республики Беларусь, в первую очередь касаются внутренней и внешней политики белорус­ского государства и общества. Фундаментальный принцип правового государства, закрепленный частью первой статьи 1 Конституции Республики Беларусь5, согласно новой ре­дакции Основного закона должен воплощаться посредством развития политического плюрализма, совершенствования политической системы белорусского государства. На это ука­зывают изменения, внесенные в статьи 5 и 36 Конституции Республики Беларусь[3]. Согласно части первой статьи 5 Ос­новного закона белорусского государства в действующей ре­дакции политические партии и общественные объединения должны содействовать «реализации и защите прав, свобод и интересов человека и гражданина»[4]. В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Республики Беларусь «граждане для осуществления и удовлетворения политических, соци­альных, экономических, культурных и иных интересов име­ют право на создание политических партий и других обще­ственных объединений и участие в их деятельности»[5].

Конституционной основой внешней политики бело­русского государства является статья 18 Конституции Респу­блики Беларусь[6]. Согласно прежней редакции части второй названной нормы белорусское государство «ставило целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство - нейтральным»[7]. В соответствии с новой редакцией указан­ной статьи «Республика Беларусь исключает военную агрес­сию со своей территории в отношении других государств»[8]. Принцип нейтральности белорусского государства, возмож­но, в большей степени обеспечивал миролюбивый характер белорусского государства. Между тем, нахождение Респу­блики Беларусь, например, в составе членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), уже означа­ло его реализацию не в полной мере. Пример HTML-страницы

Политические изменения, предусматриваемые новой редакцией Конституции Республики Беларусь, - это и ре­формирование системы органов, обеспечивающих реализа­цию политической власти в условиях белорусского государ­ства. Раздел IV Конституции Республики Беларусь - часть Основного закона, регламентирующего порядок формирова­ния и функционирования высших государственных органов в стране. Реализация конституционного принципа правового государства в соответствии с новой редакцией Основного за­кона должна быть связана в будущем с воплощением в жизнь в большей мере принципа сменяемости и определенной корректировкой принципа разделения властей.

Трансформация нормативного закрепления принципа сменяемости прослеживается уже в Разделе третьем Консти­туции Республики Беларусь, в котором закреплен единый день голосования - последнее воскресенье февраля (часть 2 статьи 67 Конституции Республики Беларусь)[9]. Срок полно­мочий белорусского парламента - Национального собрания Беларуси увеличен с 4 до 5 лет. Согласно новой редакции ча­сти первой статьи 81 Основного закона «одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков»[10]. Указанное понимание и выражение конституционного принципа сме­няемости существовало в Конституции Республики Бела­русь 15 марта 1994 года[11] [12] [13]. Согласно изменениям, внесенным в часть первую статьи 81 Конституции на республиканском референдуме 17 октября 2004 года, данное ограничение было исключено из текста белорусской Конституции15.

Принцип разделения властей в условиях белорусско­го государства, начиная с 15 марта 1994 года, Конституци­ей страны в разные периоды нормативно оформлялся по- разному. Изначально в соответствии с Основным законом белорусского государства республика в Беларуси устанавли­валась как парламентско-президентская. Президент являлся главой исполнительной власти. Согласно изменениям и до­полнениям Конституции Республики Беларусь от 24 ноября 1996 года республика де-юре стала президентско-парламент­ской, а де-факто - президентской. Конституционно-правовой статус Президента определяется с этого времени как Глава государства. Президент обладает высшей исполнительной властью в государстве, назначает с согласия Палаты предста­вителей Премьер-министра и формирует Правительство, на­значает судей, 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Президент до недавнего времени имел право издавать декрет и указы - нормативные акты, по юридической силе равные законам.

Новая редакция Конституции Республики Беларусь трансформирует нормативное выражение конституционно­го принципа разделения властей. В Беларуси создается новый государственный орган - Всебелорусское народное собрание, «высший представительный орган народовластия Республи­ки Беларусь» (Часть 1 статьи 89-1 Конституции Республики Беларусь)16. Всебелорусское народное собрание определяет стратегические направления развития государства и обще­ства, обеспечивает стабильность конституционного строя. Данный орган формируется из делегатов, которыми явля­ются действующий и прежние Президенты Республики Бе­ларусь, представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, местных Советов депутатов и граж­данского общества. Оперативное решение вопросов в период между собраниями осуществляет Президиум Всебелорусско­го народного собрания. В компетенцию данного органа вхо­дит утверждение программ социально-экономического раз­вития государства, предложение изменений и дополнений в Конституцию страны, инициирование республиканских референдумов, рассмотрение вопросов о легитимности вы­боров и смещении Президента с должности. Конкретизация порядка создания и деятельности Всебелорусского народно­го собрания будет осуществлена законом, принятие которого ожидается в течение года с даты вступления в силу измене­ний и дополнений Конституции Республики Беларусь.

Новая редакция Конституции Республики Беларусь в некоторой мере воплотила принцип избираемости судей, закрепив норму о том, что Всебелорусское народное собра­ние избирает Председателя и судей Верховного Суда Респу­блик Беларусь и Председателя, и судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Реализация принципа правового государства в части обеспечения верховенства права и гарантирования прав и свобод личности в условиях белорусского государства и об­щества закладывается изменениями, внесенными в статью 7, 85, 116 и некоторые другие Конституции Республики Беларусь17.

Одно из прогрессивных изменений, внесенных в Ос­новной закон белорусского государства, - это изменение, касающееся закрепления принципа прямого действия Кон­ституции Республики Беларусь. О необходимости его не­посредственной формулировки в Основном законе автор настоящей публикации, в частности, утверждал неоднократ­но в своих публикациях, указывая на то, что это позволит в большей мере обеспечить защиту прав и свобод граждан [9] [10]. Согласно части второй статьи 7 Конституции Республи­ки Беларусь в новой редакции «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь»[14] [15]. Еще один аспект выражения прин­ципа верховенства права - возврат в Беларуси к так называе­мой классической системе источников права. В Конституции 15 марта 1994 года она уже закреплялась. С 24 ноября 1996 года в нее были внесены изменения в части актов Президен­та Республики Беларусь, о чем говорилось выше. В настоя­щее время система источников белорусского права согласно Конституции возглавляется Основным законом, на основе которого и в соответствии с которым издаются иные право­вые акты. Согласно части второй статьи 85 Конституции Ре­спублики Беларусь Глава государства в Беларуси уже не мо­жет издавать декреты, а принимает указы и распоряжения[16]. Указы как нормативные правовые акты по юридической силе ниже законов.

Еще одна новация, вводимая новой редакцией Консти­туции Республики Беларусь - решения Всебелорусского на­родного собрания. Относительно их сущности и значения исследователям в дальнейшем еще предстоит высказаться. Однако точно можно утверждать, что с правовой точки зре­ния они будут стоять выше законов и нормативных право­вых актов других органов. Это связано с тем, что согласно части второй статьи 89-5 Конституции Республики Беларусь «решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты..., противоречащие интересам национальной безопас­ности, за исключением актов судебных органов»[17].

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 116-1 Консти­туции Республики Беларусь в новой редакции органу кон­ституционной юстиции Беларуси Конституционному Суду Республики Беларусь предоставлено право давать заклю­чения о толковании Конституции[18]. Конституционный Суд также сможет рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституцион­ность законов, примененных в конкретном деле.

Новая редакция Основного закона белорусского государ­ства реформировала нормативное выражение в Конститу­ции конституционного принципа социального государства. С одной стороны, сохранило свое значение идея о высшей ценности человека для государства и общества (часть 1 статьи 2 Конституции Республики Беларусь)[19]. С другой - несколько иначе устанавливается в новой редакции Конституции баланс взаимоотношений между личностью и государством. В преамбуле Конституции в качестве конституционной ценно­сти закреплено «социально справедливое общество»[20]. Кон­ституционная норма, согласно которой «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей це­лью государства (часть 1 статьи 21 Конституции Республики Беларусь), дополнена самостоятельным положением, соглас­но которому «каждый должен проявлять социальную ответ­ственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства» (часть 3 статьи 21 Конституции Республики Беларусь)[21]. Государство берет на себя обязанность создавать условия «для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании» (часть 2 статьи 28 Конституции Республики Беларусь), поддерживать «се­мьи с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей» (часть 4 статьи 32 Конституции Республики Беларусь), способствовать развитию молодежи (статья 32-1 Конституции Республики Беларусь), реализовывать поли­тику «социальной интеграции инвалидов» (часть 3 статьи 47 Конституции Республики Беларусь)[22]. Личность же забо­титься о «сохранении и укреплении собственного здоровья» (часть 4 статьи 45 Конституции Республики Беларусь), про­являет патриотизм и сохраняет историческую память о ге­роическом прошлом белорусского народа (часть 2 статьи 54 Конституции Республики Беларусь)[23]. Родители или лица, их заменяющие имеют право и обязаны готовить детей «к обще­ственно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям» (часть 3 статьи 32 Конституции Республики Беларусь).

Конституционными основами реформирования духов­но-идеологической подсистемы конституционного строя ста­новятся изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь, следующего характера. Преамбула Конституции дополнена положением о том, что белорус­ский народ, принимая Основной закон, исходит из принци­пов сохранения национальной самобытности и суверенитета, опирается на «культурные и духовные традиции», стремить­ся утвердить «устои правового государства», «независимость и процветание Республики Беларусь»[25]. На уровень консти­туционной ценности выведена историческая правда о герои­ческом подвиге белорусского народа в годы Великой Отече­ственной войны (Часть 2 статьи 15 Конституции Республики Беларусь).

Таким образом, современный этап конституционного развития белорусского государства ознаменовался модер­низацией текста Конституции Республики Беларусь, что, с одной стороны, было вызвано изменением общественных от­ношений, как в мире, так и в белорусском государстве, а, с другой, - необходимостью уточнения ориентиров развития белорусского государства и общества. Обновленная Кон­ституция Республики Беларусь подтверждает привержен­ность белорусского народа важнейшим конституционным принципам свободы, равенства, справедливости; правового, социального и демократического государства. Реализация указанных принципов должна быть связана, по мнению бело­русского законодателя, с воплощением принципов верховен­ства права и прямого действия Конституции, народовластия и разделения властей, человекоцентристского государства и общества, в условиях которого индивид, в свою очередь, бу­дет нести социальную ответственность.

ШУПИЦКАЯ Оксана Николаевна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», член Гродненской областной коллегии адвокатов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания): EURASIALAW.RU
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 67559 от 31.10.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Д.И.

Адрес: г. Уфа, ул. Карла-Маркса, 105-4

Тел: +7 927 2365585

E-mail: info@eurasialaw.ru

Мы в соцсетях

 

Яндекс.Метрика