В статье рассматриваются вопросы, связанные с конституционной реформой, осуществляемой в Республике Беларусь на современном этапе ее развития.
Эта реформа связана с изменением и дополнением текста Конституции Республики Беларусь, которые явились следствием принятия их на республиканском референдуме, прошедшем в Беларуси 27 февраля 2022 года. Автор отвечает на вопрос о необходимости модернизации Конституции Республики Беларусь как письменного документа в условиях современного белорусского государства и общества; анализирует изменения и дополнения, внесенные в Основной закон белорусского государства; высказывает мнение о дальнейших направлениях развития белорусского законодательства, правоприменительной практики, иных составляющих национальной правовой системы.
Ключевые слова: Конституция, конституционная модель, конституционная реформа, республиканский референдум, изменения и дополнения Конституции конституционные принципы, конституционные нормы, конституционный процесс.
SHUPITSKAYA Aksana (Oksana) Nikolaevna
Ph.D. in Law, associate professor, associate professor of International law sub-faculty of the Educational Institution “Yanka Kupala State University
of Grodno", Member of the Grodno Regional Bar Association
CONSTITUTIONAL MODEL OF THE BELARUSIAN STATE IN THE LIGHT OF MODERNIZATION OF THE FUNDAMENTAL LAW OF THE BELARUSIAN STATE
The article deals with issues related to the constitutional reform carried out in the Republic of Belarus at the present stage of its development. This reform is connected with the amendment and addition of the text of the Constitution of the Republic of Belarus, which resulted from their adoption at the republican referendum held in Belarus on February 27, 2022. The author answers the question about the need to modernize the Constitution of the Republic of Belarus as a written document in the conditions of the modern Belarusian state and society; analyzes the amendments and additions made to the Fundemental law of the Belarusian state; expresses an opinion on the further directions of development of the Belarusian legislation, law enforcement practice, and other components of the national legal system
Keywords: Constitution, constitutional model, constitutional reform, republican referendum, amendments and additions to the Constitution constitutional principles, constitutional norms, constitutional process.
Конституционная модель - понятие, достаточно широко используемое современными конституционалистами [1] [2]. Под конституционной моделью исследователи, в основном, понимают систему конституционных принципов, определяющих устройство государства и общества на том или ином историческом этапе его развития.
Конституционная модель включает в себя, говоря словами А.Н. Кокотова [3] и А.А. Ливеровского [4] [5], право конституции, т.е. систему фундаментальных конституционных принципов, и рядовые конституционные принципы, посредством которых оно воплощается в реальные общественные отношения. (Автор настоящего исследования поддерживает названную позицию [6]). Фундаментальные конституционные принципы, как представляется, - такая составляющая конституционной модели, изменение которой происходит лишь на переломных этапах развития общества. Яркий пример - Великая Октябрьская социалистическая революция или провозглашение государственного суверенитета бывшими советскими республиками Союза Советских Социалистических республик. Поиск же оптимального сочетания рядовых конституционных принципов, их нормативного оформления, в том числе, и в Конституции государства - процесс постоянный. Именно поэтому на территории постсоветских государства изменение Конституции - достаточно часто встречающийся процесс. Подобного рода изменения и дополнения имели место в последние десятилетия в Республике Армения, в Республике Казахстан, в Российской Федерации и других государствах постсоветского пространства.
Действующая Конституция Республики Беларусь начала разрабатываться после провозглашения государственного суверенитета 27 июля 1990 года. С 15 марта 1994 года она вступила в силу. С того времени в нее четырежды вносились изменения и дополнения. Республика Беларусь Основным законом белорусского государства еще в 1994 году была провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством с республиканской формой правления[2]. Указанные конституционные принципы были закреплены в Разделе первом Конституции Республики Беларусь и с тех пор корректировке не подвергались. Это же можно сказать и в отношении таких конституционных принципов как народовластие, гуманизм, верховенство права и др. Что же касается рядовых конституционных принципов, направленных на воплощение фундаментальных конституционных идей в жизнь, их нормативное оформление законодателем за почти тридцать лет существования независимого белорусского государства не единожды подвергались корректировке. Последнее изменение - изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме, состоявшемся 27 февраля 2022 года3. По информации Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в голосовании по Проекту изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь приняло участие 78, 63 % избирателей, внесенных в списки для голосования. За их принятие проголосовало 4 440 830 граждан - 82,86 % голосовавших на референдуме4.
Первый вопрос, который возникает, в связи с принятием изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, - это вопрос о том, насколько они были необходимы. Ранее уже указывалось, что процесс поиска эффективных путей развития общества и государства - постоянный процесс. Общество, индивиды стремятся переосмыслить накопленный опыт, пройденный страной за какой-то период времени путь. Процесс совершенствования Конституции позволяет учесть изменения, происходящие в глобальном мире и внутри государства. Сегодня это, например, - информатизация, цифровизация, как правильно утверждает И.А. Умнова, дифференциация и глобализация [7] [8]. Наконец, это - возможность определить новые ориентиры общественного и государственного развития.
Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, внесенные в Основной закон на референдуме, можно несколько условно разделить на четыре группы - политические, юридические, социальные и духовно-идеологические. Соответственно, далее речь пойдет о нормативном выражении рядовых конституционных принципах, касающихся указанных сфер общественных отношений.
Политические преобразования, связанные с реформированием текста Конституции Республики Беларусь, в первую очередь касаются внутренней и внешней политики белорусского государства и общества. Фундаментальный принцип правового государства, закрепленный частью первой статьи 1 Конституции Республики Беларусь5, согласно новой редакции Основного закона должен воплощаться посредством развития политического плюрализма, совершенствования политической системы белорусского государства. На это указывают изменения, внесенные в статьи 5 и 36 Конституции Республики Беларусь[3]. Согласно части первой статьи 5 Основного закона белорусского государства в действующей редакции политические партии и общественные объединения должны содействовать «реализации и защите прав, свобод и интересов человека и гражданина»[4]. В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Республики Беларусь «граждане для осуществления и удовлетворения политических, социальных, экономических, культурных и иных интересов имеют право на создание политических партий и других общественных объединений и участие в их деятельности»[5].
Конституционной основой внешней политики белорусского государства является статья 18 Конституции Республики Беларусь[6]. Согласно прежней редакции части второй названной нормы белорусское государство «ставило целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство - нейтральным»[7]. В соответствии с новой редакцией указанной статьи «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств»[8]. Принцип нейтральности белорусского государства, возможно, в большей степени обеспечивал миролюбивый характер белорусского государства. Между тем, нахождение Республики Беларусь, например, в составе членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), уже означало его реализацию не в полной мере.
Политические изменения, предусматриваемые новой редакцией Конституции Республики Беларусь, - это и реформирование системы органов, обеспечивающих реализацию политической власти в условиях белорусского государства. Раздел IV Конституции Республики Беларусь - часть Основного закона, регламентирующего порядок формирования и функционирования высших государственных органов в стране. Реализация конституционного принципа правового государства в соответствии с новой редакцией Основного закона должна быть связана в будущем с воплощением в жизнь в большей мере принципа сменяемости и определенной корректировкой принципа разделения властей.
Трансформация нормативного закрепления принципа сменяемости прослеживается уже в Разделе третьем Конституции Республики Беларусь, в котором закреплен единый день голосования - последнее воскресенье февраля (часть 2 статьи 67 Конституции Республики Беларусь)[9]. Срок полномочий белорусского парламента - Национального собрания Беларуси увеличен с 4 до 5 лет. Согласно новой редакции части первой статьи 81 Основного закона «одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков»[10]. Указанное понимание и выражение конституционного принципа сменяемости существовало в Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года[11] [12] [13]. Согласно изменениям, внесенным в часть первую статьи 81 Конституции на республиканском референдуме 17 октября 2004 года, данное ограничение было исключено из текста белорусской Конституции15.
Принцип разделения властей в условиях белорусского государства, начиная с 15 марта 1994 года, Конституцией страны в разные периоды нормативно оформлялся по- разному. Изначально в соответствии с Основным законом белорусского государства республика в Беларуси устанавливалась как парламентско-президентская. Президент являлся главой исполнительной власти. Согласно изменениям и дополнениям Конституции Республики Беларусь от 24 ноября 1996 года республика де-юре стала президентско-парламентской, а де-факто - президентской. Конституционно-правовой статус Президента определяется с этого времени как Глава государства. Президент обладает высшей исполнительной властью в государстве, назначает с согласия Палаты представителей Премьер-министра и формирует Правительство, назначает судей, 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Президент до недавнего времени имел право издавать декрет и указы - нормативные акты, по юридической силе равные законам.
Новая редакция Конституции Республики Беларусь трансформирует нормативное выражение конституционного принципа разделения властей. В Беларуси создается новый государственный орган - Всебелорусское народное собрание, «высший представительный орган народовластия Республики Беларусь» (Часть 1 статьи 89-1 Конституции Республики Беларусь)16. Всебелорусское народное собрание определяет стратегические направления развития государства и общества, обеспечивает стабильность конституционного строя. Данный орган формируется из делегатов, которыми являются действующий и прежние Президенты Республики Беларусь, представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, местных Советов депутатов и гражданского общества. Оперативное решение вопросов в период между собраниями осуществляет Президиум Всебелорусского народного собрания. В компетенцию данного органа входит утверждение программ социально-экономического развития государства, предложение изменений и дополнений в Конституцию страны, инициирование республиканских референдумов, рассмотрение вопросов о легитимности выборов и смещении Президента с должности. Конкретизация порядка создания и деятельности Всебелорусского народного собрания будет осуществлена законом, принятие которого ожидается в течение года с даты вступления в силу изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь.
Новая редакция Конституции Республики Беларусь в некоторой мере воплотила принцип избираемости судей, закрепив норму о том, что Всебелорусское народное собрание избирает Председателя и судей Верховного Суда Республик Беларусь и Председателя, и судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
Реализация принципа правового государства в части обеспечения верховенства права и гарантирования прав и свобод личности в условиях белорусского государства и общества закладывается изменениями, внесенными в статью 7, 85, 116 и некоторые другие Конституции Республики Беларусь17.
Одно из прогрессивных изменений, внесенных в Основной закон белорусского государства, - это изменение, касающееся закрепления принципа прямого действия Конституции Республики Беларусь. О необходимости его непосредственной формулировки в Основном законе автор настоящей публикации, в частности, утверждал неоднократно в своих публикациях, указывая на то, что это позволит в большей мере обеспечить защиту прав и свобод граждан [9] [10]. Согласно части второй статьи 7 Конституции Республики Беларусь в новой редакции «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь»[14] [15]. Еще один аспект выражения принципа верховенства права - возврат в Беларуси к так называемой классической системе источников права. В Конституции 15 марта 1994 года она уже закреплялась. С 24 ноября 1996 года в нее были внесены изменения в части актов Президента Республики Беларусь, о чем говорилось выше. В настоящее время система источников белорусского права согласно Конституции возглавляется Основным законом, на основе которого и в соответствии с которым издаются иные правовые акты. Согласно части второй статьи 85 Конституции Республики Беларусь Глава государства в Беларуси уже не может издавать декреты, а принимает указы и распоряжения[16]. Указы как нормативные правовые акты по юридической силе ниже законов.
Еще одна новация, вводимая новой редакцией Конституции Республики Беларусь - решения Всебелорусского народного собрания. Относительно их сущности и значения исследователям в дальнейшем еще предстоит высказаться. Однако точно можно утверждать, что с правовой точки зрения они будут стоять выше законов и нормативных правовых актов других органов. Это связано с тем, что согласно части второй статьи 89-5 Конституции Республики Беларусь «решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты..., противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов»[17].
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 116-1 Конституции Республики Беларусь в новой редакции органу конституционной юстиции Беларуси Конституционному Суду Республики Беларусь предоставлено право давать заключения о толковании Конституции[18]. Конституционный Суд также сможет рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле.
Новая редакция Основного закона белорусского государства реформировала нормативное выражение в Конституции конституционного принципа социального государства. С одной стороны, сохранило свое значение идея о высшей ценности человека для государства и общества (часть 1 статьи 2 Конституции Республики Беларусь)[19]. С другой - несколько иначе устанавливается в новой редакции Конституции баланс взаимоотношений между личностью и государством. В преамбуле Конституции в качестве конституционной ценности закреплено «социально справедливое общество»[20]. Конституционная норма, согласно которой «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть 1 статьи 21 Конституции Республики Беларусь), дополнена самостоятельным положением, согласно которому «каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства» (часть 3 статьи 21 Конституции Республики Беларусь)[21]. Государство берет на себя обязанность создавать условия «для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании» (часть 2 статьи 28 Конституции Республики Беларусь), поддерживать «семьи с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (часть 4 статьи 32 Конституции Республики Беларусь), способствовать развитию молодежи (статья 32-1 Конституции Республики Беларусь), реализовывать политику «социальной интеграции инвалидов» (часть 3 статьи 47 Конституции Республики Беларусь)[22]. Личность же заботиться о «сохранении и укреплении собственного здоровья» (часть 4 статьи 45 Конституции Республики Беларусь), проявляет патриотизм и сохраняет историческую память о героическом прошлом белорусского народа (часть 2 статьи 54 Конституции Республики Беларусь)[23]. Родители или лица, их заменяющие имеют право и обязаны готовить детей «к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям» (часть 3 статьи 32 Конституции Республики Беларусь).
Конституционными основами реформирования духовно-идеологической подсистемы конституционного строя становятся изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь, следующего характера. Преамбула Конституции дополнена положением о том, что белорусский народ, принимая Основной закон, исходит из принципов сохранения национальной самобытности и суверенитета, опирается на «культурные и духовные традиции», стремиться утвердить «устои правового государства», «независимость и процветание Республики Беларусь»[25]. На уровень конституционной ценности выведена историческая правда о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны (Часть 2 статьи 15 Конституции Республики Беларусь).
Таким образом, современный этап конституционного развития белорусского государства ознаменовался модернизацией текста Конституции Республики Беларусь, что, с одной стороны, было вызвано изменением общественных отношений, как в мире, так и в белорусском государстве, а, с другой, - необходимостью уточнения ориентиров развития белорусского государства и общества. Обновленная Конституция Республики Беларусь подтверждает приверженность белорусского народа важнейшим конституционным принципам свободы, равенства, справедливости; правового, социального и демократического государства. Реализация указанных принципов должна быть связана, по мнению белорусского законодателя, с воплощением принципов верховенства права и прямого действия Конституции, народовластия и разделения властей, человекоцентристского государства и общества, в условиях которого индивид, в свою очередь, будет нести социальную ответственность.
ШУПИЦКАЯ Оксана Николаевна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», член Гродненской областной коллегии адвокатов