15 сентября 2010 года между Российской Федерацией и Королевством Норвегия был заключен Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Договор вызвал широкую полемику среди ученых юристов, представителей различных политических партий, а также в научном сообществе. Высказывались различные точки зрения относительно целесообразности заключения данного договора, а также мнения относительно последствий его заключения для Российской Федерации. Данная статья посвящена правовому анализу самого договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане и тем правовым результатам, которые были достигнуты в связи с его заключением. Для этого необходимо еще раз обратиться к историческим предпосылкам заключения договора.
Подписанию договора предшествовал длительный процесс переговоров о разделе морской акватории площадью 175 тысяч квадратных километров, которая содержит богатые запасы углеводородов и рыбных ресурсов. Основным вопросом, который вызывал непримиримые разногласия сторон на протяжении долгого времени был вопрос об определении принципа разграничения морских пространств. Норвежская сторона предлагала принцип срединной линии, а именно осуществление делимитации морской границы по линии, проходящей на равном расстоянии от архипелага Шпицберген на западе и островов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа на востоке. В обоснование своей позиции норвежская сторона ссылалась на собственный опыт разграничения шельфа Северного и Норвежского морей с Данией, включая Фарерские острова, и Великобританией, где был использован принцип срединной линии. Советский Союз с таким подходом был не согласен и настаивал на секторальном принципе разграничения, в соответствии с Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 20 мая 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». В соответствии с данным постановлением «территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной Правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 320 градусов 4 мин. 35 сек. восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 мин. 30 сек. западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе». Таким образом, исключение составляли земли и острова, иностранный суверенитет над которыми был признан советским правительством, а именно архипелаг Шпицберген и остров Медвежий, согласно Парижского договора 1920 года. Советский Союз настаивал на наличии особенных обстоятельств, а именно, исторический характер границы, геология морского дна, различии в длине береговых линий и проч. Норвежская сторона парировала отсутствием самого принципа секторального деления, утверждая, что он существует лишь в качестве «академического критерия делимитации». В результате отсутствия единого подхода к определению принципа делимитации морских пространств образовалась так называемая «спорная зона», площадью 175 тысяч кв. км., что составляло около 11 % площади Баренцева моря.
Первым шагом на пути к достижению соглашения по вопросу разграничения морских пространств стало соглашение о совместных мерах контроля за рыбным промыслом и регулирования рыболовства 1978 года. Для решения данного вопроса в 1976 году была создана совместная комиссия по рыболовству, которая также занималась определением квоты вылова для двух стран в смежной зоне Баренцева моря. Данное соглашение регулировало рыболовство на площади 67 420 км. кв. из которых 41 000 км. кв. находилась в указанной «спорной зоне». Учитывая тот факт, что в 1977 году Норвегия ввела 200-мильную охранную зону вокруг Шпицбергена, которую Российская Федерация признать отказалась, ссылаясь на Договор о Шпицбергене 1920 года, переговорный процесс значительно осложнился. Тем не менее сторонам удалось договориться об урегулировании вопроса рыболовства, что, несомненно, явилось значительным успехом переговорного процесса. Было установлено, что каждая из сторон будет воздерживаться от любого контроля выполнения правил регулирования рыболовства в отношении судов под флагом другой стороны.
Следующим важным шагом на пути урегулирования процесса делимитации морских пространств стало Соглашение о разграничении морских пространств в районе Варан- гер-фьорда между Российской Федерацией и Королевством Норвегия. Варангер-фьорд расположен у северных берегов Европы, между полуостровами Рыбачий и Варангер. Протяженность фьорда составляет 120 км., а глубина достигает 420 метров. Следовательно, в данном соглашении было определено регулирование сравнительно небольшого участка. Стоит отметить, что в отличие от соглашения 1957 года, касающегося разграничения внутренней части залива, соглашение 2007 года относится к внешней его части. Взяв за основу положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, стороны уточнили координаты линии государственной границы между двумя странами на море. Географические координаты, установленные в Соглашении определены во Всемирной геодезической системе координат 1984 года. Отдельно регулируется вопрос использования недр континентального шельфа: в статье 3 Соглашение указано, что в случае, если будет установлено месторождение углеводородов в недрах континентального шельфа одной стороны, и другая сторона полагает, что указанное месторождение простирается и на ее континентальный шельф, последняя сторона может уведомить об этом первую сторону и предоставить данные, на которые она ссылается. Если месторождение находится по обе стороны линии разграничения, стороны заключают дополнительное соглашение по вопросу эксплуатации такого трансграничного месторождения как единого целого. Результатом Соглашения стало определение четких границ исключительных экономических зон и континентального шельфа. Кроме того, были созданы правовые основы для освоения нефтегазовых ресурсов арктического континентального шельфа, кооперации по добыче углеводородов в районе, который на протяжении нескольких десятилетий был спорным. Стороны также договорились о недопустимости ухудшения условий для рыболовной деятельности обеих стран в результате подписания соглашения. Данное соглашение вступило в силу в 2008 году и стало первым успешным шагом в решении вопроса делимитации морских границ между Россией и Норвегией.
15 сентября 2010 года был подписан Российско-норвежский договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Договор был заключен с целью завершить процесс разграничения морских пространств между странами. В ст. 1 Договора указано, что «линия разграничения морских пространств между Сторонами в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане определяется как геодезические линии, соединяющие точки, которые определены следующими координатами:
- 70°16'28.95„с. ш. 32°04'23.00„в. д.
- 73°41'10.85„с. ш. 37°00'00.00„в. д.
- 75°11'41.00„с. ш. 37°00'00.00„в. д.
- 75°48'00.74„с. ш. 38°00'00.00„в. д.
- 78°37'29.50„с. ш. 38°00'00.00„в. д.
- 79°17'04.77„с. ш. 34°59'56.00„в. д.
- 83°21'07.00„с. ш. 35°00'00.29„в. д.
- 84°41'40.67„с. ш. 32°03'51.36„в. д.»
Таким образом, Российской Федерации отошло 860 тысяч кв.км., а Новергии - 510 тысяч кв.км. спорного участка.
В Договоре вводится понятие Специального района, определение которого подробно дается в п. 1 ст. 3 Договора: «В районе к востоку от линии разграничения морских пространств, находящемся в пределах 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря материковой части Норвегии, но за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации, Российская Федерация вправе осуществлять суверенные права и юрисдикцию, вытекающие из той юрисдикции в исключительной экономической зоне, которую Норвегия иначе была бы вправе осуществлять по международному праву». Таким образом, Россия, не присоединяя Специальный район к своей экономической зоне, может распоряжаться в нем на договорной основе.
В ст. 5 Договора регулируется разработка трансграничных месторождений нефти и газа в спорном районе: «если месторождение углеводородов простирается на континентальный шельф каждой из Сторон, и месторождение на континентальном шельфе одной Стороны может полностью или частично эксплуатироваться с континентального шельфа другой Стороны, либо эксплуатация месторождения углеводородов на континентальном шельфе одной Стороны может затронуть возможность эксплуатации месторождения углеводородов на континентальном шельфе другой Стороны, то по требованию одной из Сторон в соответствии с Приложением II заключается соглашение об эксплуатации этого месторождения углеводородов как единого целого, включая его распределение между Сторонами». Данное положение полностью отвечает российским интересам, так как в случае активной разработки общего месторождения со стороны Норвегии Российская Федерация могла бы потерять значительное количество своих природных ресурсов, а учитывая тот факт, что шельфовые технологии Норвегии развиты в значительно большей степени, ущерб от такого «пробела в регулировании» мог привести к ощутимым потерям со стороны России.
Стороны также предусмотрели в Договоре сохранение всех ранее достигнутых договоренностей по вопросу рыболовства. Договор предусматривает сохранение существующих долей в объемах общего допустимого улова и обеспечение стабильности рыболовной деятельности. В Приложении I к Договору указывается, что соглашение между СССР и Норвегией 1975 года о сотрудничестве в области рыболовства, а также соглашение между сторонами о взаимных отношениях в области рыболовства 1976 года остаются в силе в течение 15 лет после вступления в силу договора 2010 года. Предусматривается также сохранение в силе указанных соглашений дополнительно в течение последующих 6-летних периодов после истечения указанного срока, в случае, если ни одна из сторон не уведомит другую о прекращении его действия.
Как было сказано выше, подписание договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 года сопровождалось спорами относительно его целесообразности. Рассмотрим сильные стороны Договора подробнее.
Разрешение долгого спора с Норвегией открыло для России дополнительные возможности в области освоения арктических богатств. В 2014 году «Роснефть» заключила с норвежской «North Atlantic Drilling» долгосрочное соглашение об использовании до 2022 года шести морских буровых установок на шельфовых проектах компании, включая проекты в Арктике. Кроме этого, было заключено рамочное соглашение с компаниями «Seadrill Limited» и «North Atlantic Drilling Limited» об обмене активами и инвестициях. Именно договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане заложил основы совместных проектов в данной области. Однако в связи с санкциями, введенными в отношении Российской Федерации со стороны ряда западных государств был установлен запрет на поставки оборудования и технологий, а также на предоставление сервисных услуг для проектов по разработке морских и нефтяных ресурсов Арктики, а также ограничения на привлечение российскими компаниями финансирования от зарубежных финансовых институтов. Эти меры уже привели к приостановке участия ряда иностранных компаний в проектах на российском арктическом шельфе. В России сохраняется острая зависимость от иностранного оборудования и услуг, необходимых для реализации шельфовых проектов в Арктике, включая морские буровые установки, насосное оборудование, а также программное обеспечение. Замена перечисленных товаров на отечественные будет возможна не ранее 2020 года.
Тем не менее, российская сторона анонсировала подписание договора о проведении геологоразведки в бывшем спорном районе совместно с Норвегией. Уже в текущем году планируется совместная работа межправительственной комиссии по освоению данной территории. Заседание комиссии будет первым с 2014 года.
Заключение договора с Норвегией важно и в контексте установления внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. Таким образом, выполняется одна из рекомендаций Комиссии ООН по границам континентального шельфа. Напомним, что Россия претендует на площадь морского дна за пределами 200-мильной зоны в пределах всего российского полярного сектора с включением зоны Северного Полюса и южной оконечности хребта Гак- келя. Речь идет о площади расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, которая составляет 1,2млн. кв. км. Стоит отметить, что Норвегия также претендует на расширенный континентальный шельф за пределами 200 морских миль от исходных линий.
Договор стал дополнительным инструментом защиты интересов России в области рыболовства. Российская Федерация получила права на значительную территорию норвежской экономической зоны, а именно порядка 3,5 тысяч кв. км. Данная акватория находится за пределами 200 морских миль от российского берега, таким образом, получение прав на данной акватории стало возможным только в результате подписания Договора. Отношения между Россией и Норвегией в области рыболовства являются по существу уникальными, так как стороны договорились о том, что биоресурсы Баренцева и Норвежских морей являются совместным запасом России и Норвегии. Стоит отметить, что в ходе последних сессий Комиссии по рыболовству не возникало существенных разногласий по основным направлениям сотрудничества, а именно удавалось согласовать общие допустимые уловы совместно регулируемых запасов, технические и иные меры регулирования промысла.
Рассмотрим далее аргументы, которые приводили противники заключения данного договора.
Основной и наиболее весомый аргумент состоял в том, что в Договоре не учитываются положения Парижского договора 1920 года о Шпицбергене. Поскольку договор 2010 года устанавливает исключительную экономическую зону Норвегии около архипелага Шпицберген, а в соответствии с Договором о Шпицбергене все воды, прилегающие к архипелагу являются открытыми для освоения странами-участницами Договора, данное положение может навредить рыболовной деятельности Российской Федерации. Тем не менее, статья 6 Договора 2010 года гласит, что он не наносит ущерба правам и обязанностям по другим действующим договорам, участниками которых являются обе страны. Но и это положение может трактоваться весьма двусмысленно, учитывая подход Норвегии к толкованию режима Шпицбергена, а именно тот факт, что в 2015 году официальный представитель МИД Норвегии заявила, что установленное в договоре 1920 года право граждан стран-участниц договора на равный доступ на территорию архипелага не является абсолютным. Стоит заметить, что именно такое основание было указано при вынесении предписания о депортации с острова фигурантов санкционных списков СБ ООН. Следовательно, российская рыболовная деятельность может потерять доступ в наиболее ценные промысловые районы Баренцева моря.
Вопросы рыболовства регулируются в Приложении I Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 года. Особую озабоченность вызывала статья 2 Приложения I, которая устанавливала двухлетний переходный период в течение которого в бывшем спорном районе в пределах 200 морских миль от материковых частей России и Норвегии будут применяться технические правила в отношении минимального промыслового размера, установленные каждой из сторон для своих рыболовных судов. В 2013 году указанный переходный период закончился. За время переходного периода были урегулированы многие вопросы работы российских рыбаков в норвежской экономической зоне, например, были согласованы правила рыболовства и правила определения минимального размера некоторых видов рыб; национальные квоты по определенным видам рыб и прочее. Однако необходимо учитывать важный момент: промысел в районе, площадью 60 тысяч кв. км., отошедшем Норвегии по договору 2010 года возможен только с разрешения норвежских властей. Стоит отметить, что в зоне, которая отошла Норвегии, российские рыбаки ежегодно вылавливали порядка 300 тысяч тонн рыбы, что составляет около 15 млрд. рублей.
Очевидно, что весь процесс разработки и подписания Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 года вызвал большое количество споров и разногласий в экспертных кругах. Подводя итог всем вышеперечисленным аргументам сторонников и противников договора стоит учесть следующее. Договор явился отправной точкой сотрудничества государств в дальнейшем освоении арктического региона. Отсутствие в течение длительного времени международного документа, который регулировал бы вопросы разграничения морских пространств между Российской Федерацией и Норвегией оказывало крайне негативный эффект: невозможность геологоразведки, частые задержания рыболовных судов Российской Федерации норвежской береговой охраной, а также отсутствие сотрудничества и напряженность в отношении между странами. Стоит отметить, что договором была решена проблема, существовавшая на протяжении нескольких десятилетий, и было бы наивно полагать, что столь масштабная задача может быть решена без взаимных уступок. В заключении, интересным представляется мнение Председателя Комитета Совета Федерации РФ по международным делам Косачева К. И.: «Соглашение (Договор 2010 года) не только о разграничении, оно и о сотрудничестве - вот в чем принципиальная разница и принципиальная важность этого соглашения».
КОТЛОВА Анна Викторовна
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России