Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

К вопросу об избирательной системе в республике Мали

Избирательная система Мали основана на положениях Конституции от 25 февраля 1992 года и Закона о выборах от 30 сентября 2011 года, измененного Законом от 21 мая 2013 года.

На основании Конституции от 25 февраля 1992 года Пре­зидент Республики является главой государства и имеет наи­более широкий спектр полномочий. К ним относятся: полно­мочие назначать премьер-министра, созывать референдум по любому вопросу, который относится к национальным ин­тересам, и распускать Национальное собрание. Конституция также предусматривает систему разделения властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Полномочия законодательной власти осуществляются Наци­ональным собранием, судебными органами - Верховным су­дом, а также судами низшей инстанции и судами.

Парламент состоит из одной палаты, называемой Наци­ональной ассамблеей, которая контролирует правительство и имеет право принимать резолюции, отклоняющие кон­кретную программу, или заявление правительства об общих программах политики перед парламентом (это заявление является «дорожной картой» для правительства, представлен каждым новым премьер-министром).

В марте 2012 года произошел военный переворот, орга­низованный за два месяца до запланированных президентских выборов, на данный момент Мали переживает период поли­тического перехода. Путч произошел после восстания на се­вере страны, которое возглавлялось группой этнических мень­шинств и исламистскими группировками. Восстание привело к разделению Мали между его северными и южными регио­нами. Временный президент был избран 12 апреля 2012 года на основе положений статьи 36 Конституции и благодаря уча­стию стран, принадлежащих к Экономическому сообществу западно-африканских государств (ЭКОВАС). Страны ЭКОВАС подписали генеральное соглашение с лидерами переворота, чтобы изложить содержание и план перехода и, таким об­разом, обеспечить относительное возвращение к конституци­онной стабильности. Учитывая невозможность организации новых выборов в течение тридцати дней в соответствии с Кон­ституцией, период перехода был расширен и переход должен был завершиться после избрания нового президента. После принятия Национальным Собранием 29 января 2013 года пре­зидентские выборы «Дорожная карта» были запланированы на июль 2013 года. Первый тур выборов состоялся 28 июля 2013 года, после которого состоялся второй тур 11 августа 2013 года. Ибрагим Бубакар Кеита был избран президентом Республи­ки, вступил в должность 4 сентября 2013 года и является пре­зидентом Мали по сей день.

Однако стоит понимать, что обстановка в Мали и на се­годняшний день остается достаточно напряженной так как в последние годы исламистские вооруженные группировки, объединившиеся в «Аль-Каиду», резко увеличили свои атаки на правительственные войска и миротворцев Организации Объединенных Наций. Мирный процесс, предусматриваю­щий прекращение политического и военного кризиса 2012­2013 годов, застопорился в 2017 году. Правительственные силы провели контртеррористические операции, которые привели к произвольным арестам, массовым казням, пыткам и жесто­кому обращению.

Поскольку Мали выбрала и формализовала свою много­партийную систему в Конституции 1992 года, она приняла несколько законов о выборах, последним из которых стал За­кон от 21 мая 2013 года. Малийское население реализует свой суверенитет через референдум и путем избрания представи­телей. В Мали президент Республики, члены Национального собрания и муниципальные советники избираются всеобщим, прямым и тайным голосованием.

Президент Республики избирается на пятилетний срок с возможностью быть переизбранным единожды на второй срок путем всеобщего прямого избирательного права. Выбо­ры проводятся во всей стране и за рубежом для малийцев, ко­торые не проживают в данный момент на территории Мали.

Кандидатами на президентские выборы должны быть гражданин Мали, причем гражданство должно быть приоб­ретено по рождению. Кроме того он должен быть не младше 35 лет и быть полностью дееспособным. Каждый кандидат должен лично заявить о своей кандидатуре. Каждое заявле­ние должно сопровождаться подписью десяти членов На­ционального собрания или пяти избранных муниципальных консультантов в каждом из десяти регионов и в округе Бамако. Избранный чиновник может поддержать только одного кан­дидата на пост президента.

Члены Национального собрания избираются на пятилет­ние сроки путем всеобщего прямого и тайного голосования, как и президент. В Национальном собрании 147 членов, из­бираемых сроком на 5 лет. Эти места распределены между 49 округами и 8 областями и Бамако. Чтобы получить место, на­селение округа или района должно составлять 60 000 жителей. Тем не менее, некоторые округа имеют менее 40 000 жителей и по-прежнему получают одно место в Национальном собра­нии, несмотря на то, что не достигают минимально необходи­мой численности населения. Некоторые из округов региона Кидал на севере страны относятся к этой категории.

Процесс голосования за выборы в законодательные орга­ны является гибридным. Это мажоритарная система с двумя раундами, но они могут проводиться в зависимости от коли­чества конкурентных мест - для одного кандидата или пар­тийного списка. Один кандидат баллотируется на выборах для избирательных подразделений, имеющих только одно место, например, третий район Бамако. В этом случае избиратели голосуют за одного кандидата. Избиратели голосуют за пар­тийные списки, когда их избирательные округа имеют от двух до семи мест в Национальном собрании. Если ни один из спи­сков или кандидатов не получает абсолютного большинства в первом туре, то второй тур проходит через 21 день после пер­вого раунда, в нем принимают участие только два кандидата или списка, набравшие большинство голосов. Для избрания членов Национальной ассамблеи применяется мажоритарная система.

Члены Высшего совета местных органов власти называют­ся национальными советниками. Согласно статье 99 Конститу­ции, национальные советники представляют органы местного самоуправления Республики Мали. Их полномочия состоят в том, чтобы изучить и дать рекомендации по любой регио­нальной и местной политике с точки зрения эффективности и предполагаемого развития. Совет может вносить предложе­ния правительству по вопросам, касающимся охраны окружа­ющей среды и улучшению условий жизни для граждан, про­живающих в органах местного самоуправления.

Национальные консультанты избираются на пять лет в каждом регионе путем косвенного голосования. Они избира­ются муниципальными консультантами регионов или района Бамако. Для избрания национальных консультантов в каждом округе (обычно в главном городе округа) и в округе Бамако создается избирательный участок. Высший совет местных ор­ганов власти не может быть распущен, и ни один его член не может одновременно быть членом Национального собрания.

Выборы муниципальных консультантов: органы местно­го самоуправления создаются и управляются в соответствии с действующими законами и статьями 97 и 98 Конституции. Они независимо управляются их избранными советниками.

Члены муниципальных советов избираются на пятилет­ний срок посредством системы партийных списков кандида­тов, избираемых пропорционально без возможности смеши­вания списков. Списки, которые не получают 5 % голосов, исключаются. Для каждого списка кандидаты избираются в том порядке, в котором они ранжируются. Места распределя­ются на основе самого высокого среднего балла. В связанном голосовании самым старшим из кандидатов, которые могут быть потенциально избраны, объявляется победителем.

В 1991 году на каждый избирательный участок было рас­пределено 1 500 избирателей, в 2002 году на избирательный участок было 700 избирателей, а в 2006 году оно было уменьше­но до 500. Эти изменения были приняты для ускорения про­цесса голосования и приближения избирательных участков к избирателям, чтобы сделать голосование более удобным.

В 2002 году появилось Главное управление по проведе­нию выборов (важное нововведение, внесенное Законом от 12 февраля 2002 года) и Национальная независимая избиратель­ная комиссия, созданная избирательным законом от 14 января 1997 года, были ответственны за избирательный процесс, од­нако со временем полномочия Главного управления по про­ведению выборов были расширены.

В заключении стоит сказать о том, что на сегодняшний день законодательство Мали закрепляет процедуру выборов, основан­ную на демократических принципах, однако для развития изби­рательного процесса и повышения интереса населения к данно­му вопросу требуется стабилизация политической ситуации.

СИССОКО Джигиба
аспирант Юридического института Российского университета дружбы народов, ассистент Факультета частного права Университета юридических и политических наук Бамако

УЛЬЯНИЩЕВ Павел Викторович
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях