Избирательная система Мали основана на положениях Конституции от 25 февраля 1992 года и Закона о выборах от 30 сентября 2011 года, измененного Законом от 21 мая 2013 года.
На основании Конституции от 25 февраля 1992 года Президент Республики является главой государства и имеет наиболее широкий спектр полномочий. К ним относятся: полномочие назначать премьер-министра, созывать референдум по любому вопросу, который относится к национальным интересам, и распускать Национальное собрание. Конституция также предусматривает систему разделения властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Полномочия законодательной власти осуществляются Национальным собранием, судебными органами - Верховным судом, а также судами низшей инстанции и судами.
Парламент состоит из одной палаты, называемой Национальной ассамблеей, которая контролирует правительство и имеет право принимать резолюции, отклоняющие конкретную программу, или заявление правительства об общих программах политики перед парламентом (это заявление является «дорожной картой» для правительства, представлен каждым новым премьер-министром).
В марте 2012 года произошел военный переворот, организованный за два месяца до запланированных президентских выборов, на данный момент Мали переживает период политического перехода. Путч произошел после восстания на севере страны, которое возглавлялось группой этнических меньшинств и исламистскими группировками. Восстание привело к разделению Мали между его северными и южными регионами. Временный президент был избран 12 апреля 2012 года на основе положений статьи 36 Конституции и благодаря участию стран, принадлежащих к Экономическому сообществу западно-африканских государств (ЭКОВАС). Страны ЭКОВАС подписали генеральное соглашение с лидерами переворота, чтобы изложить содержание и план перехода и, таким образом, обеспечить относительное возвращение к конституционной стабильности. Учитывая невозможность организации новых выборов в течение тридцати дней в соответствии с Конституцией, период перехода был расширен и переход должен был завершиться после избрания нового президента. После принятия Национальным Собранием 29 января 2013 года президентские выборы «Дорожная карта» были запланированы на июль 2013 года. Первый тур выборов состоялся 28 июля 2013 года, после которого состоялся второй тур 11 августа 2013 года. Ибрагим Бубакар Кеита был избран президентом Республики, вступил в должность 4 сентября 2013 года и является президентом Мали по сей день.
Однако стоит понимать, что обстановка в Мали и на сегодняшний день остается достаточно напряженной так как в последние годы исламистские вооруженные группировки, объединившиеся в «Аль-Каиду», резко увеличили свои атаки на правительственные войска и миротворцев Организации Объединенных Наций. Мирный процесс, предусматривающий прекращение политического и военного кризиса 20122013 годов, застопорился в 2017 году. Правительственные силы провели контртеррористические операции, которые привели к произвольным арестам, массовым казням, пыткам и жестокому обращению.
Поскольку Мали выбрала и формализовала свою многопартийную систему в Конституции 1992 года, она приняла несколько законов о выборах, последним из которых стал Закон от 21 мая 2013 года. Малийское население реализует свой суверенитет через референдум и путем избрания представителей. В Мали президент Республики, члены Национального собрания и муниципальные советники избираются всеобщим, прямым и тайным голосованием.
Президент Республики избирается на пятилетний срок с возможностью быть переизбранным единожды на второй срок путем всеобщего прямого избирательного права. Выборы проводятся во всей стране и за рубежом для малийцев, которые не проживают в данный момент на территории Мали.
Кандидатами на президентские выборы должны быть гражданин Мали, причем гражданство должно быть приобретено по рождению. Кроме того он должен быть не младше 35 лет и быть полностью дееспособным. Каждый кандидат должен лично заявить о своей кандидатуре. Каждое заявление должно сопровождаться подписью десяти членов Национального собрания или пяти избранных муниципальных консультантов в каждом из десяти регионов и в округе Бамако. Избранный чиновник может поддержать только одного кандидата на пост президента.
Члены Национального собрания избираются на пятилетние сроки путем всеобщего прямого и тайного голосования, как и президент. В Национальном собрании 147 членов, избираемых сроком на 5 лет. Эти места распределены между 49 округами и 8 областями и Бамако. Чтобы получить место, население округа или района должно составлять 60 000 жителей. Тем не менее, некоторые округа имеют менее 40 000 жителей и по-прежнему получают одно место в Национальном собрании, несмотря на то, что не достигают минимально необходимой численности населения. Некоторые из округов региона Кидал на севере страны относятся к этой категории.
Процесс голосования за выборы в законодательные органы является гибридным. Это мажоритарная система с двумя раундами, но они могут проводиться в зависимости от количества конкурентных мест - для одного кандидата или партийного списка. Один кандидат баллотируется на выборах для избирательных подразделений, имеющих только одно место, например, третий район Бамако. В этом случае избиратели голосуют за одного кандидата. Избиратели голосуют за партийные списки, когда их избирательные округа имеют от двух до семи мест в Национальном собрании. Если ни один из списков или кандидатов не получает абсолютного большинства в первом туре, то второй тур проходит через 21 день после первого раунда, в нем принимают участие только два кандидата или списка, набравшие большинство голосов. Для избрания членов Национальной ассамблеи применяется мажоритарная система.
Члены Высшего совета местных органов власти называются национальными советниками. Согласно статье 99 Конституции, национальные советники представляют органы местного самоуправления Республики Мали. Их полномочия состоят в том, чтобы изучить и дать рекомендации по любой региональной и местной политике с точки зрения эффективности и предполагаемого развития. Совет может вносить предложения правительству по вопросам, касающимся охраны окружающей среды и улучшению условий жизни для граждан, проживающих в органах местного самоуправления.
Национальные консультанты избираются на пять лет в каждом регионе путем косвенного голосования. Они избираются муниципальными консультантами регионов или района Бамако. Для избрания национальных консультантов в каждом округе (обычно в главном городе округа) и в округе Бамако создается избирательный участок. Высший совет местных органов власти не может быть распущен, и ни один его член не может одновременно быть членом Национального собрания.
Выборы муниципальных консультантов: органы местного самоуправления создаются и управляются в соответствии с действующими законами и статьями 97 и 98 Конституции. Они независимо управляются их избранными советниками.
Члены муниципальных советов избираются на пятилетний срок посредством системы партийных списков кандидатов, избираемых пропорционально без возможности смешивания списков. Списки, которые не получают 5 % голосов, исключаются. Для каждого списка кандидаты избираются в том порядке, в котором они ранжируются. Места распределяются на основе самого высокого среднего балла. В связанном голосовании самым старшим из кандидатов, которые могут быть потенциально избраны, объявляется победителем.
В 1991 году на каждый избирательный участок было распределено 1 500 избирателей, в 2002 году на избирательный участок было 700 избирателей, а в 2006 году оно было уменьшено до 500. Эти изменения были приняты для ускорения процесса голосования и приближения избирательных участков к избирателям, чтобы сделать голосование более удобным.
В 2002 году появилось Главное управление по проведению выборов (важное нововведение, внесенное Законом от 12 февраля 2002 года) и Национальная независимая избирательная комиссия, созданная избирательным законом от 14 января 1997 года, были ответственны за избирательный процесс, однако со временем полномочия Главного управления по проведению выборов были расширены.
В заключении стоит сказать о том, что на сегодняшний день законодательство Мали закрепляет процедуру выборов, основанную на демократических принципах, однако для развития избирательного процесса и повышения интереса населения к данному вопросу требуется стабилизация политической ситуации.
СИССОКО Джигиба
аспирант Юридического института Российского университета дружбы народов, ассистент Факультета частного права Университета юридических и политических наук Бамако
УЛЬЯНИЩЕВ Павел Викторович
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов