Отстаивание государством своих интересов не должно проводиться путём извращения или нарушения международного права.
Это характерно для так называемых двойных стандартов, которые используются, в частности, при описании позиций, занимаемых в области прав человека государствами в зависимости от того, каковы отношения с ними государства, оценивающего такие позиции. Сотрудничество государств по гуманитарным вопросам не может быть неполитическим именно потому, что это - часть межгосударственного сотрудничества. Однако оно не должно быть политизированным в указанном выше смысле.
Обсуждая вопрос о взаимопроникновении идеологизи- рованности и политизированности, надо уделить внимание проблеме идеологической агрессии. В течение какого-то периода этот термин, казалось бы, был забыт. Настало время для того, чтобы вспомнить советское предложение о широком определении агрессии, выдвинутом в ООН в 1953 г. Его нет необходимости воспринимать как истину в последней инстанции. Но он приобретает опять актуальность как показатель разновидности покушения на существование государства. Согласно предложению 1953 г. государство признается совершившим акт идеологической агрессии, которое "а) поощряет пропаганду войны; b) применение атомного, бактериологического, химического и других видов оружия массового уничтожения; с) способствует пропаганде фашистско-нацистских взглядов, расовой и национальной исключительности, ненависти и пренебрежения к другим народам". Некоторые слова из этого предложения нуждаются в уточнении. Другие нашли выражение в действующих нормах международного права.
Главное, что заслуживает внимания в предложении 1953 г., это общая направленность явления, названного идеологической агрессией. Это покушение на информационную безопасность государства. Иногда такое явление именовали психологической агрессией. Но данное выражение, строго говоря, скорее может быть использовано для обозначения действий индивидов. Психологическое отношение государства для обозначения политики к другому государству не очень уместно, хотя в практике и встречалось.
Утверждать, что есть определенные международноправовые средства противодействия покушению на информационную безопасность государства - смелое предположение. Они, конечно, есть. Вряд ли, однако, можно говорить о том, что они определенны. Критика политики одного государства, предпринимаемая другим государством или государствами в какой-либо области, включая и область прав человека, далеко не всегда может рассматриваться как нарушение принципа невмешательства и, тем более, принципа неприменения силы. Грань здесь подвижна и зависит от многих обстоятельств, которые предугадать практически невозможно. В то же время можно обнаружить общие ориентиры, дающие ключ к решению этого вопроса. Особенно это касается принципа неприменения силы. Ведь агрессия представляет нарушение именно данного принципа.
Определение агрессии принятое Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г., является лишь определением вооруженной агрессии. Есть основания полагать, что положения этого определения стали выражать международное обычное право. К этому вопросу не нужно возвращаться. Ясно, что юридически значимую оценку совершения акта агрессии должен давать Совет Безопасности.
Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру и любого нарушения мира или акта агрессии, что предусмотрено ст. 39 Устава ООН. Очевидно, что совершение акта идеологической агрессии трудно считать равносильным акту вооруженной агрессии. Если придерживаться мнения, что Совет Безопасности вправе определять совершения акта идеологической агрессии, было бы логичным квалифицировать такой акт как угрозу миру, причем международному миру, так как Совет Безопасности в этом случае может решить, какие действия надо предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Угроза международному миру и безопасности представляет собой нарушения принципа неприменения силы и угрозы ее применения в международных отношениях согласно п.4 ст. 2 Устава ООН. Более точно следует говорить о принципе неприменения силы в межгосударственных отношениях.
Совет Безопасности может прибегать к одним и тем же мерам независимо от того, сочтет ли он ситуацию угрозой международному праву или актом агрессии. Он вправе решить, что угроза миру менее опасна, чем агрессия. Но это находится в пределах его дискреционных полномочий.
Мы можем, однако, думать, что идеологическая агрессия менее опасна, чем вооруженная агрессия, как она определена в резолюции 3314(XXIX). Все же это лишь наше мнение. Зачем конструировать понятие идеологической агрессии, если достаточно считать, что какие-то действия представляют собой угрозу международному миру и безопасности. Но тогда можно спросить, зачем было разрабатывать определение вооруженной агрессии, если определение агрессии входит в компетенцию Совета Безопасности? Известно, что раскрыть содержание общих норм международного права бывает недостаточно для регулирования самых разных вопросов. Довольно часто даже прибегают к рекомендациям, не имеющим юридически обязательного характера. Это, кстати, произошло с определением вооруженной агрессии, принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи. Первоначально такое определение рассматривали как своего рода помощь Совету Безопасности, если возникал вопрос об определении вооруженной агрессии. Постепенно это определение стало признаваться как отражающее международное обычное право, раскрывающее в какой-то мере компетенцию Совета Безопасности без ущерба для его права самому определять юридически обязательное решение того, что совершен акт агрессии.
Определение агрессии в широком смысле, сформулированное в предложении 1953г., не может считаться даже рекомендацией, принятой ООН. Это именно предложение, выражающее мнение одного из членов ООН. Та его часть, которая относится в идеологической агрессии, приобрела в начале XXI века опять актуальность. Не стоит думать, что она будет зафиксирована в виде рекомендации ООН. Но она заслуживает употребления в области межгосударственных отношений. В первую очередь она касается недопустимости пропаганды фашистско-нацистских взглядов. Было бы целесообразно отметить, что речь надо вести и о пронацистских взглядах, которые под предлогом защиты свободы слова находят "крышу" в государствах, причисляющих себя к демократическим. Мы можем подчеркнуть в связи с этим, что политизация и идеологизация тесно соприкасаются друг с другом. Их трудно отделить одну от другой, будь то в сфере национального или международного права.
Есть ли различия между понятиями "угроза применения силы" и "угроза миру"? Э.И. Скакунов, исследуя динамику международных конфликтов, высказал мысль, что угроза миру согласно Уставу ООН шире угрозы применения силы. Он, правда, говорит об этой проблеме, имея в виду, главным образом, применение вооруженной силы. Но его вывод, очевидно, правилен в более общем плане. Угроза миру не сводится только к угрозе применения вооруженной силы. Она может вытекать из факта применения и идеологического давления (которое можно при желании рассматривать как применение силы в широком плане).
Проблема заключается в том, что применение силы нередко рассматривается как нарушение мира в доктрине и практике. Несомненно, применение вооруженной силы в межгосударственных отношениях представляет собой нарушение мира. Лишь совершенно незначительные по масштабу и последствиям акты применения вооруженной силы (эпизодическое проникновение отдельных вооруженных лиц на территорию сопредельного государства, например) могут быть расценены не как нарушение мира, а как попытка его нарушить.
Можно ли считать какие-либо идеологические акции нарушением мира по смыслу ст. 39 Устава ООН? Видимо нельзя. Отвлекаясь от предложения СССР 1953г. и рассуждая логически, просто нельзя с какой-либо точки зрения отождествлять законченное действие, повлекшее за собой определенный результат и возможность совершения такого действия. Нарушение мира мы толкуем обычно как вооруженное столкновение международного характера или вооруженные столкновения между государствами. Практическое значение этой формулы можно объяснить просто: не всегда есть возможность установить, какая именно из сторон при таком столкновении агрессор, хотя сам факт столкновения бесспорен. Но Устав ООН в ст. 39 гласит, что Совет Безопасности определяет наличие любой угрозы миру. Не указано, что имеется в виду только международный мир. Надо считать, что любое нарушение мира может представлять собой угрозу международному миру и безопасности. Следующее предложение ст. 39 говорит уже о мерах, которые следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира. Тем самым указывается, что не обязательно всякое нарушение мира внутри государства становится угрозой международному миру.
Идеологическая агрессия - "психологическая подготовка нарушения мира", рассчитанная на правящие круги того или иного государства и, разумеется, на его население. Нередко ее цель - достигнуть такого результата, которого по каким-либо причинам нельзя получить путем вооруженной агрессии (например, вызвать дестабилизацию обстановки в стране), либо создать морально-политический климат, благоприятствующий последующей вооруженной агрессии. Здесь мы особенно часто видим, что политическая и идеологическая составляющая действия государства, прибегающего к идеологической агрессии, спаяны друг с другом. Идеологические меры давления можно называть информационным посягательством на безопасность жертвы посягательства, создают угрозу миру.
Акты вооруженной агрессии образуют чаще всего и состав вооруженного нападения, выступающего в качестве основания для осуществления самообороны, предусмотренный ст. 51 Устава ООН. Поэтому необходимо помнить, что Совет Безопасности вправе давать юридически значимую оценку совершения вооруженной агрессии, а совершение вооруженного нападения - государство, подвергшееся нападению. Может создаться ситуация, когда-то или иное вооруженное нападение не будет признано актом агрессии из-за применения постоянным членом Совета Безопасности "права вето". Объективно оно существующих признаков акта агрессии от этого не утратит. Данное соображение надо также иметь в виду, когда мы даем характеристику вооруженного нападения в сравнении с компетенцией Совета Безопасности. В международно-правовой литературе отмечалось, что вооруженное нападение имеет более или менее четкое содержание, в то время как содержание вооруженной агрессии варьируется в зависимости от ситуации и не может подлежать точному физическому описанию заранее, так как это входит в рамки дискреционных полномочий Совета Безопасности. Любая неопределенность в описании вооруженного нападения приводит к возможности легализации произвола под предлогом самообороны. Действия, которые односторонне квалифицируются как вооруженное нападение, дающие основание для осуществления права на самооборону, не означают автоматически согласно Уставу ООН считаться актом агрессии.
Если допустить, что акты идеологической агрессии могут в случае их особой серьезности являться нарушением международного мира, равноценными актам вооруженной агрессии, возникает вопрос: могут ли они рассматриваться одновременно как основание самообороны, какая-то разновидность или эквивалент вооруженного нападения? Это привело бы к неоправданному расширению понятия самообороны и по существу дало бы возможность ответить вооруженными мерами на идеологическую агрессию без санкции Совета Безопасности, т. е. практически привело бы к реабилитации института превентивной самообороны без решения Совета Безопасности. Между прочим, отметим, что превентивные действия вооруженных сил возможны по решению Совета Безопасности, но не упреждающие или, тем более, предвосхищающие.
В чем смысл введения в политический обиход понятия идеологической агрессии? Если это представляет собой не нарушение мира, а его угрозу, то зачем добавлять понятие идеологической агрессии? Но было бы логичным считать, что возможность посягательства на международную безопасность не обязательно выступает как вооруженная агрессия, но явно считается угрозой международному миру. Это и дает право выделить в особую категорию какие-то меры идеологического давления. И поскольку они, наряду с актами вооруженной агрессии, обладают качеством неправомерного насилия высокой степени интенсивности и посягают на международную безопасность, они могут быть отнесены к актам применения силы, противоречащим Уставу ООН. Грань между теми мерами идеологического давления, которые могут быть отнесены к актам применения силы и другими, менее значительными, входит в идеале в компетенцию Совета Безопасности ( как уже говорилось).
Угрозу применения вооруженной силы обоснованно следует рассматривать как применение силы в широком смысле согласно Уставу ООН. В Определении агрессии, принятом в 1974г., сказано, в частности, что агрессией признается "любая аннексия с применением силы против территории другого государства или части его (ст.3, п.а)." Не сказано, однако, что имеется в виду только применение вооруженной силы. В то же время данный пункт начинается со слов "вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства". Надо полагать, что под применением силы подразумевается не только применение вооруженной силы, но и угроза её применения, и своего рода информационную, идеологическую обработку посягательства, т.е. предварительную идеологическую агрессию.
Очевидно, что в XXI веке необходимо разработать более детально разъяснение понятия пропаганды войны, составляющую идеологическую агрессию, или применение определенных видов оружия массового уничтожения. Что касается пропаганды фашистско-нацистских взглядов и тому подобное, то здесь все ясно. Можно подумать над тем, что в перечень актов, составляющих идеологическую агрессию, следует включить поддержку на государственном уровне террористической деятельности. Впрочем, нелегко надеяться, что эти мысли приобретут официальный статус. Скорее, это пожелание, которое найдет отклик в доктрине de lege ferenda. В виде первой статьи можно сохранить предложение 1953 г., заменив "атомное оружие" на "ядерное оружие".
Принцип неприменения силы или угрозы ее применения не сводит объект агрессии только к территориальной неприкосновенности. Иначе не нужно было бы упоминать в формулировке п. 4 ст. 2 Устава ООН политическую независимость как возможный вариант объекта применения силы. Если придерживаться концепции широкого применения силы, то ясно, что идеологическая агрессия сама по себе не является нарушением территориальной неприкосновенности государства, а посягает на его политическую независимость.
Отсюда надо сделать вывод, что к идеологической агрессии применим mutatis mutandis критерий первенства, т.е. агрессией считается первый совершивший определенные действия. Этот критерий предусмотрен в резолюции 3314 (XXIX) применительно к вооруженной агрессии. Рассуждая логически, его надо применить и к идеологической агрессии, но учитывая специфику последней.
В ответ на информационные действия, которые можно было бы рассматривать как откровенную идеологическую агрессию, государство, ставшее жертвой такой агрессии, не вправе прибегать к подобным же методам, использовать клевету, обман, подстрекательские призывы в качестве контрмеры. Для защиты своей безопасности государство, ставшее объектом идеологической агрессии, вправе прибегнуть к определенным психологическим мерам воздействия на население, наряду с перекрытием каналов поступления враждебной информации. Однако, грань между правом на защиту своей безопасности и свободой выражения мнения, свободой слова и т.п. является весьма неопределенной. Но это не должно служить препятствием для квалификации тех или иных действий как нарушающих международное право. Проблема заключается в том, чтобы надлежащим образом обосновать конкретные действия со стороны государства, нарушающего международное право, как такие нарушения. Агрессия в любом варианте - явление, представляющее опасность для межгосударственных отношений в целом. Какое- либо государство может заявить, что против него совершена агрессия, но это лишь политическое заявление. Оно таковым и останется без решения Совета Безопасности о том, что действительно был совершен акт агрессии. Такого рода политические заявления могут носить, между прочим, предвзятый характер. Достаточно назвать постоянно повторяющиеся обвинения России в агрессии, которые раздавались в выступлениях украинского президента П.А. Порошенко.
Идеологическая агрессия не может, конечно, рассматриваться как какое-то подобие вооруженной агрессии. Она поэтому не дает пострадавшему государству права прибегнуть к ст. 51 Устава ООН, предусматривающей право на самооборону в случае вооруженного нападения.
Если международное правонарушение не является нарушением принципа неприменения силы, ему не должно противопоставляться правомерное применение силы. Если же, однако, такое правонарушение представляет собой нарушение указанного принципа, но лишь как идеологическая агрессия, ему может быть противопоставлено то, что можно обобщенно назвать информационным противодействием, информационной силой.
Нарушение принципа неприменения силы в виде (или форме) идеологической агрессии можно было бы считать дающим право пострадавшему государству прибегнуть индивидуально к адекватным мерам даже материального воздействия - прекращению с агрессором каких-либо официальных контактов, вплоть до разрыва дипломатических отношений и т.д. Но официальное заявление только о том, что совершен акт идеологической агрессии, с международноправовой точки зрения ничего не даст. Это было бы лишь политическое заявление. Пострадавшему государству было бы целесообразно опираться на нарушение каких-то конкретных норм международного права. Пострадавшее государство не квалифицирует идеологическую агрессию в юридическом смысле, если представить, что это возможно. Совет Безопасности только вправе решить, что-то или иное государство совершило акт идеологической агрессии как угрожающей международному миру.
Почему мы говорим об информационном принуждении (или психологическом принуждении, если учитывать воздействие на население или лиц отвечающих за политику государства), а не об идеологическом принуждении? Мы же называем определенную категорию международных правонарушений идеологической агрессией? Причина, на наш взгляд, заключается в следующем: понятие принуждения органически противоположно понятию идеологии как таковой и идеологической полемике как борьбе идей, мировоззрений, убеждений. Вряд ли можно утверждать, что принуждение не противопоказано борьбе идей. Информационное принуждение не выполняет задачу убедить в чем-то, а заставить подчиниться, вести себя в соответствии с тем или иными установками. Политизация и идеологизация не преследует целей, лежащих в области борьбы идей. Идеологизация - не сфера идеологии. С какого-то момента идеологизация перестает быть недружественным актом и становиться международным правонарушением вплоть до идеологической агрессии, неправомерного применения своего рода информационной силы. Судить об этом с точки зрения юридической квалификации должен был бы, следуя логике наших рассуждений, Совет Безопасности. Что не мешает заинтересованному государству высказывать собственное мнение, подкрепленное ссылками на более конкретные нарушения международного права (например, на грубое нарушение свободы слова).
В юридической литературе встречается термин "политическая агрессия". Нередко к политической агрессии относят какую-то часть информационной деятельности государства. В связи с этим можно вспомнить следующее высказывание: "Один из часто называемых аспектов политической агрессии - пропаганда..."[8]. Но каковы бы ни были мнения специалистов по поводу конкретного содержания пропаганды, причисляемой к агрессии, из всего хода рассуждений, приведенных выше, вытекает, что более приемлемым для обозначения негативной информационной части определенной деятельности государства является "идеологическая агрессия".
Если мы будем исходить из Устава Нюрнбергского Трибунала, можно полагать, что речь идет о вооруженной агрессии. Действительно, никто не будет спорить, что это самый опасный вид агрессии. В Уставе сказано о планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны, даже не агрессии, а именно агрессивной войны. В проекте Кодекса о преступлении против мира и безопасности человечества 1996г., подготовленного Комиссией международного права ООН, уже говорится о планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессии, совершенной государством (ст. 16). Этот проект - не действующая норма международного права. Но он показывает тенденцию в толковании понятия агрессии, опирающуюся на Устав ООН.
К действующим нормам относятся принципы Устава Нюрнбергского Трибунала согласно резолюции Генеральной Ассамблеи 95(1) от 14 декабря 1946 г., причем императивные. К действующим нормам международного права надо также отнести и нормы Римского статута. Международного уголовного суда для тех, кто ими связан, т.е. не императивными. Поскольку нас интересует агрессия как действие государства, влекущее международно-правовую обязанность привлекать к уголовной ответственности лиц, причастных к совершению агрессии, стоит затронуть вопрос о связи агрессии с преступлениями против человечности.
Проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества включает и преступление агрессии, и преступления против человечности. Их родство сомнений не вызывает. Значит ли это, что они соприкасаются столь тесно, что их можно в каком-то смысле объединить? Оба вида преступлений являются преступлениями против мира и безопасности человечества. Проект предполагает, что государства обязаны привлекать к уголовной ответственности индивидов, совершающих подобные действия. В этом можно усмотреть их родство. Кроме-того надо говорить в данном случае о преступлениях именно индивидов. Мы же, размышляя об агрессии, обращаем внимание на действия государства, совершающего нарушение международного права, именуемого международным преступлением, т.е. не о преступлении в уголовно-правовом смысле.
Нужно иметь в виду, что мы рассматриваем, в конечном счете, агрессию и как преступление против человечности (как бы ни подходить к понятию агрессии), и как угрожающее существованию человечества. Было отмечено в исследовании, посвященном теории преступлений против человечности, следующее: "Человечность означает как и качество быть человеком - гуманность, так и совокупность всех человеческих существ - человечество"[11]. Действия государства, совершающее его, позволит квалифицировать его как тяжкое нарушение международного права. В то же время должна быть ясна неразрывная связь между действиями государства и индивидами, его совершающего, которое должно вести к уголовному преследованию этих индивидов. Здесь мы должны видеть связь между государством и индивидами, совершающими преступления против человечества. Одновременно надо видеть разницу между составами указанных правонарушений. Именно действия государства, совершающего акт идеологической агрессии, можно было бы рассматривать как противоправное применение силы.
ЧЕРНИЧЕНКО Станислав Валентинович
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, Заслуженный деятель науки РФ