В целях разрешения семейных конфликтов в отношении детей, когда родители являются гражданами разных государств, или же проживают на территории разных государств, 25 октября 1980 года Гаагской конференцией по международному частному праву (далее - ГКМЧП) была принята Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (далее - Конвенция 1980 года; Конвенция). Целями данной Конвенции, прежде всего, является защита интересов детей от неблагоприятных последствий международного незаконного перемещения или удержания детей, а также установление процедур, направленных на незамедлительное возвращение детей в государство их обычного (постоянного) проживания и обеспечение защиты прав доступа к таким детям.
В настоящее время (ноябрь 2018 года) Конвенция 1980 года действует на территории 99 государств. Государства подтверждают свое участие в механизме Конвенции 1980 года путем подписания, ратификации или присоединения. В случае России речь идет о третьем варианте, впрочем, самом распространенном. Так, по смыслу ст. 15 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года Российская Федерация выразила согласие на обязательность для нее данного международного договора (Конвенции 1980 года) присоединением к нему.
Далее, Российская Федерация присоединилась к механизму Конвенции 1980 года в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2011 г. № 102-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей». Таким образом, для России данная Конвенция вступила в силу 1 октября того же 2011 года. На текущий момент присоединение России к Конвенции 1980 года признано 61-им государством.
В этой связи следует отметить, что Российская Федерация является участником всех основополагающих международных договоров, направленных на защиту прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка 1989 года, а также Гаагскую конвенцию о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года, которая также была разработана ГКМЧП.
Во исполнение обязательств, предусмотренных для го- сударств-участников Конвенции 1980 года, а также следуя основополагающему принципу международного права pactasuntservanda (лат.: «договоры должны соблюдаться»), выраженному в ст. 26 уже упомянутой Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, в российское законодательство был внесен ряд поправок, в том числе, определяющих Центральный орган Российской Федерации, на которого возложено осуществление функций по Конвенции 1980 года (Министерство образования и науки Российской Федерации, а с 2018 года - Министерство просвещения Российской Федерации), устанавливающих централизованную юрисдикцию судов (8 судов на данный момент), рассматривающих дела, подпадающие под действие Конвенции 1980 года, а также определяющие обязанность Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее - ФССП) осуществлять розыск детей, незаконно перемещенных или удерживаемых на территории России, по запросу российского Центрального органа.
В соответствии с Конвенцией 1980 года уполномоченные национальные суды должны принимать все необходимые и безотлагательные меры для возвращения детей, в случае признания незаконности перемещения или удержания детей. По общему правилу судебная процедура должна быть, по возможности, быстрой, оперативной, эффективной и не допускающей возможности неоправданных задержек, в том числе со стороны участников процесса.
Вместе с тем, Конвенция содержит и положения, согласно которым суд может предписать отказ в возвращении ребенка по ряду оснований, среди которых наличие существенного риска здоровью, как физическому, так и психологическому, ребенка, в случае его/ее возвращения в государство, из которого состоялось перемещение; ненадлежащее осуществление опеки в отношении ребенка и фактическое неисполнение прав в отношении ребенка одним из родителей, требующим возвращения ребенка, а также отказ самого ребенка, достигшего определенного возраста и степени зрелости для вынесения собственного суждения, возвратиться в государство, из которого он/она был перемещен. На последний момент хотелось обратить внимание, поскольку далее мы к нему вернемся при рассмотрении препятствий для исполнения решений, вынесенных в надлежащем порядке судами.
Однако на стадии судебного разбирательства и вынесения решения международные обязательства России по Конвенции 1980 года не исчерпываются. В этой связи, особое значение принимает этап приведения в исполнение решения суда. Только после удачного исполнения судебного решения, будь то благополучное возвращение ребенка на территорию государства, из которого он был вывезен, или же установление порядка доступа родителя к ребенку и его реализация, можно говорить о полном соблюдении принятых государством международных обязательств.
В соответствии с положениями российского законодательства полномочия по исполнению вынесенных судом решений, в том числе, в делах по международному договору, участником которого является Российская Федерация, возложены на ФССП России.
Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 2007 года отобрание ребенка и его передача осуществляются судебным приставом-исполнителем с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок. В случае необходимости пристав-исполнитель может привлечь в этот процесс также представителей органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика, а также любых иных специалистов (п. 1 ст. 109.3).
Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) также содержит положения о процедуре отобрания ребенка и передачи его другому лицу, в рамках принудительного исполнения решений. По сути п. 2 ст. 79 СК РФ содержит тот же самый перечень участников и специалистов в процессе отобрания и передачи ребенка, что ист. 109.3 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Что касается исполнения решения суда о порядке общения с ребенком, т.е. речь идет об обеспечении права доступа в отношении ребенка, то в той же ст. 109.3 (п. 3 и п. 4) ФЗ «Об исполнительном производстве» указывается, что такое судебное решение также исполняется судебным приставом- исполнителем, который, кроме прочего, должен удостовериться в том, что ответчик по делу не будет препятствовать беспрепятственному общению ребенка с родителем, на основании и в порядке, установленном в судебном решении.
Таким образом, можно говорить о том, что российское законодательство регламентирует процедуру обеспечения исполнения судебных решений, вынесенных на основании международного договора, т.е. Конвенции 1980 года. Тем не менее, как показал опыт, наш, российский, но также и зарубежный, в столь деликатной сфере семейного права, зачастую одной решимости государства в лице его компетентных органов в строгом порядке и добросовестно следовать принятым на себя международно-правовым обязательствам, оказывается недостаточно. На практике участвующие в процессе реализации решения суда сталкиваются с существенными проблемами, не позволяющими исполнить такое решение.
Выделим те факторы, которые могут препятствовать оперативному исполнению судебных решений по Конвенции 1980 года:
- судебное решение не содержит четко обозначенной процедуры передачи ребенка (к примеру, в какой срок ребенок должен быть возвращен в государство, из которого был перемещен);
- родитель, признанный незаконно переместившим или удерживающим ребенка, чинит препятствия для исполнения судебного решения или же перемещает ребенка в другое, неизвестное место, тем самым осложняя доступ к ребенку и задерживая процесс исполнения решения;
- затягивание процесса, как на уровне судебного разбирательства, так и в рамках исполнительного производства (скорость вынесения и исполнения решения является ключевым принципом Конвенции 1980 года);
- обращение к апелляционной инстанции, подача встречных исков и ходатайств со стороны родителя, удерживающего ребенка;
- отказ ребенка возвращаться в государство, из которого он был перемещен, или же отказ ребенка от общения со вторым родителем;
- общественное давление и сформировавшееся отрицательное мнение в целом к механизму Конвенции 1980 года, а именно, в отношении возвращения ребенка, зачастую российского гражданина, в иностранное государство.
В ряде случаев серьезным препятствием может стать категорическое нежелание родителя, обязанного вернуть ребенка, исполнять судебное решение. В таком случае может возникнуть необходимость привлечения дополнительных сил, к примеру, представителей органов внутренних дел.
Так, приведем пример одного из российских дел, когда, несмотря на вынесенное судом решение, обязывающее отца передать ребенка матери для его дальнейшего возвращения в государство постоянного (обычного) проживания, т.е. туда, откуда ребенок был незаконно перемещен, существовала серьезная угроза, исходившая от отца ребенка, помешать исполнению судебного решения.
Учитывая нежелание отца добровольно исполнить решение суда, было инициировано исполнительное производство. Кроме сотрудников регионального подразделения ФССП России, к делу по возвращению несовершеннолетнего ребенка были подключены сотрудники органа опеки и попечительства, прокуратуры, психолог и даже специальный отряд быстрого реагирования Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (далее - СОБР). Для того чтобы воспрепятствовать возвращению ребенка матери, отец несовершеннолетнего сменил место жительства. В результате, отца уговорили привезти несовершеннолетнего в Центр психологической помощи, где, кроме психолога, присутствовала мать несовершеннолетнего, сотрудники органа опеки и попечительства, а также СОБРа.
Как только ребенок увидел мать и направился к ней, при том, что общение между ними прекратилось больше года назад, психолог и сотрудники органа опеки и попечительства убедились, что ребенок узнал мать и все еще испытывает привязанность к ней. Мать забрала несовершеннолетнего и увезла его Республику Казахстан. Сотрудники СОБРа сопроводили мать с ребенком до поезда, убедившись, что отец не предпримет попытку отобрать несовершеннолетнего. Кроме того, содействие оказали начальники железнодорожных станций, обеспечив безопасность матери и ребенка в поезде на пути в государство обычного места жительства.
В другом, более раннем деле, относительно рассмотренного выше российского случая, который произошел в Германии, правоприменительные органы также столкнулись с проблемой воспрепятствования исполнению решения суда со стороны проигравшего родителя. В этом случае пришлось воспользоваться еще более радикальными мерами, а именно подключить вертолет, дабы поднять ребенка с крыши здания и, таким образом, предотвратить любую возможность каким-то образом похитить ребенка и спрятать его, тем самым не дать исполниться судебному решению.
Проиллюстрированные выше примеры отечественного и зарубежного опыта свидетельствуют не только о действительной проблеме исполнения решений, принятых судами, в ряде случаев, но и об обширных возможностях выйти за пределы стандартных процедур, применить дополнительные меры, для того, чтобы все-таки исполнить судебное решение. Конечно, это меры радикального характера, но они демонстрируют готовность государства исполнить законно вынесенное судебное решение, соблюсти наилучшие интересы ребенка и, в целом, содействовать исполнению международных обязательств, принятых на себя государством.
Принимая во внимание деликатность положения ребенка в семейном конфликте, практическая реализация закрепленных в судебном решении мер, может идти в разрез с необходимостью обеспечения наилучших интересов ребенка, его/ее прав, а также обезопасить от возможных психологических травм (а подчас, и физических). Во избежание отрицательных последствий для ребенка, невинного, но все же являющегося своеобразным «яблоком раздора» между родителями, или же средством отстоять свои позиции в семейном конфликте, особенно важно подойти к процедуре исполнения решения как можно более корректно.
Так, в случае необходимости, учитывая возраст и степень зрелости незаконноперемещенного или удерживаемого ребенка, пожелания и чувства ребенка должны быть учтены на стадии процесса возвращения ребенка. Ребенок должен быть проинформирован, сообразно своего возраста и степени зрелости, о том, что ему/ей необходимо вернуться в государство, из которого он был перемещен. Однако ребенок может резко возражать против своего возвращения. И в этом случае мы сталкиваемся с существенной коллизией, когда на одной чаше весов - четкая необходимость исполнения принятого судом решения, а, следовательно, соблюдение целей Конвенции 1980 года, а на другой - необходимость соблюдения наилучших интересов ребенка и избежание причинения ребенку психологической травмы.
В этом случае имеет смысл продлить процесс исполнения решения суда, чтобы ребенок мог свыкнуться с мыслью о своем возвращении в государство обычного места проживания, а кроме того, важно на этом этапе позволить родителю, с которым ребенок должен вернуться, наладить контакт с ребенком. Второй родитель не должен препятствовать исполнению судебного решения, чинить препятствия в налаживании контакта между ребенком и другим родителем, а самое главное, настраивать ребенка против другого родителя, его родственников или страны, в которую ребенок должен быть возвращен. В иных случаях, благополучие ребенка должно ставиться превыше любых личных интересов. Вместе с тем, необходимо привлечь компетентных детских психологов, возможно, педагогов, которые смогли бы подготовить ребенка к безопасному и менее травмирующему изменению (очередного) обстоятельств его жизни.
Таким образом, международные обязательства по Конвенции 1980 года могут быть исполнены в полном размере, если судебные решения по данной Конвенции соблюдаются. Государства, в свою очередь, должны разработать и установить весь правовой и процедурный комплекс, дабы реализовать цели и задачи Конвенции. Вместе с тем, в процессе исполнения судебных решений нельзя не учитывать интересы, чувства и вопросы благополучия ребенка, следовательно, чуткость и деликатность правоприменителей приобретают особое значение.
В целом, нельзя говорить о том, что проблема исполнения судебных решений по Конвенции 1980 года характерна только для российских реалий, поскольку практически в каждом государстве, даже с хорошо отлаженной и длительной практикой по Гаагским конвенциям, возникают сложности при исполнении решений. Каждый случай по-своему уникален, следовательно, может затребовать дополнительных усилий.
СОЛНЦЕВ Александр Михайлович
кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов
КЕБУРИЯ Кристина Отаровна
кандидат юридических наук, специалист кафедры международного права Российского университета дружбы народов
МАРКЕЛОВА Мария Николаевна
аспирант, специалист кафедры международного права Российского университета дружбы народов